И скажи им: так говорит Господь воинств: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушается сосуд горшечника, который уже не может быть восстановлен. Очевидно, говорится не о Вавилонском, а о Римском плене. Ибо после Вавилонян и город был возобновлен и народ был возвращен в Иудею и восстановлен в прежнем благосостоянии; а после плена, бывшего при Веспасиане и Тите, а потом при Адриане, Иерусалим имеет оставаться в развалинах до конца мира, хотя Иудеи и думают, что Иерусалим и будет восстановлен в золоте и драгоценных камнях, и снова будут восстановлены и жертвы, и священнодействия и брачные союзы святых и царство в землях Господа Спасителя. Этого хотя мы не разделяем, но осуждать не можем, так как многие из мужей церковных и мученики говорили это. Каждый пусть избычествует в своем смысле и все пусть предоставляется суду Божию (Рим. гл. 14). Но как слепленный и глиняный сосуд, если будет разбит, то не может быть восстановлен в прежнем виде, так и народ Иудейский и Иерусалим, по разрушении, не будут иметь прежнего состояния. Наконец, и самое имя города теперь упразднено и от Элия Адриана он называется Элиею и вместе с прежними жителями потерял и прежнее имя в поражение гордости жителей его. А наименования святого Креста и Воскресения обозначают не город, а место, и не величие прежних богатств чрез которое погиб Иерусалим, а славу святыни, которую имеет и наш бедненький Вифлеем, имеющий не золото и драгоценности, а хлеб родившийся в нем 12 ). Ст. 12. И будут погребать их (или будут погребать ) в Тофете, потому что нет другого места для погребенья. Так сделаю месту этому, говорит Господь, и жителям его, и город сей сделаю подобным Тофету (или развалине), и будут домы Иерусалима, и домы царей Иуды как место Тофет (или падение). Прибавленного же Семидесятью: все домы царей Иуды как место Тофет в еврейском нет. Далее следует: Ст. 13. Нечисты все домы, на кровлях коих они приносили жертвы всему воинству небесному и, совершали возлияния богам чужим. Сказанное выше: место это не будет более называться Тофетом и долиною сына Енномова, но долиною убиения теперь выражает яснее, что в этом месте будет такое побоище, что народ будет там погребаться кучами и место некогда религиозного культа будет могилою мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо скоро обольщается только неразумный и простой. И строят они высоты Ваалам, когда говорят, что они рассуждают о возвышенном. И сожигают идолу сыновей своих, – тех, коих родили они в ереси. Господь говорит, что всего этого Он не знает, и оно никогда не приходило на мысль Ему. Ст. 6. За то вот приходят дни, говорит Господь, и место сие не будет более называться Тофетом и долиною сына Еннома, но долиною убиения. LXX: За то вот приходят дни, говорит Господь, и место сие более не назовется падением и πολυνδριον сына Еннома, а πολυνδριον убиения. Что это за долина сына Еннома, которая по-еврейски называется geennom, откуда, думают, получила имя и геенна, – мы говорили выше. А с какою мыслию LXX вместо thopheth, поставили διπτωσιν, т. е. падение и вместо долина πολυνδριον. что значит множество мужей – недоумеваю, если только может быть не потому, что там народ пал и убито множество людей, – или духовно в заблуждении идолопоклонства, или буквально войском вавилонским, что яснее читается в дальнейших словах. Ст. 7–9. И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем, и сражу их мечем пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным, и положу город сей в ужас и посмеяние. Каждый проходящий чрез нею изумится и посвищет на все язвы его. И накормлю их мясом сыновей их и мясом дочерей их, и каждый будет есть плоть друга своего, в осаде и тесноте, в которой заключать их враги их и ищущие душ их. Хотя мы знаем, что это постигло народ и во время плена Вавилонского, но полнее это относится ко временам Спасителя, когда они были осаждены Веспасианом и Титом и город их во времена Адриана пал в уничижение вечное, так что те, кои приносили сыновей своих в жертву идолам, впоследствии сами, вынуждаемые голодом, обращали их в пищу себе, и тела всех отдавались птицам небесным и зверям земным; злоупотреблявшее для нечестия дарами Господа и закалавшие плоды чрева своего идолам делали утробы свои гробами детей своих. Ст. 10–11. И разбей сосуд пред глазами мужей, которые пойдут или выйдут с тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Крест Господень. (Сост. по «Чтения о Св. земле» свящ. Певницкого). Г. Суд Божий над Иерусалимом Во время торжественного входа Своего в Иерусалим, Господь, смотря на него, Сам заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:42–44 ). Через четыре дня после этого Иерусалим довершает меру преступлений своих. На Голгофской скале, за вратами города ( Евр.13:12 ), совершается беспримерное в мире преступление: Сын Божий, пришедший в мир грешныя спасти, пригвождается ко кресту и распинается, – приносится святейшая жертва: Богочеловек умирает за род человеческий! Недолго медлит исполнение праведного суда Божия над богоубийцами. Бунтуют евреи против римлян, которые обращаются с ними как с невольниками. Полководец римский Тит, в царствование отца своего Веспасиана, осаждает Иерусалим и овладевает им (в 71 г. по Р. X.). Ужасные бедствия сопровождают сию осаду: 115000 трупов были вынесены только через одни городские ворота; осажденные от голода едят кожу со щитов и обуви, глотают гнилое сено, не пренебрегают и падалью; мать съедает своего ребенка; 1100000 евреев погибает от меча в самом Иерусалиме, не считая старцев, женщин и детей, умерших от голода или пожертых огнем; 100000 пленных обречены как невольники на работы или для украшения триумфа Тита, или на борьбу с зверями в амфитеатрах, для праздного увеселения народа. Девы и юноши, моложе 17 лет, выставлены на продажу – 30 за один сребреник! Когда Спаситель наш был продан первосвященникам за тридесять сребреников, то народ вопиял перед Пилатом: «Пусть кровь Его будет на нас и наших детях!» Прошло еще 50 лет, и опустошение Иерусалима доканчивает цезарь Адриан в войне, в которой погибает более 500000 евреев; 50 крепостей и 1000 местечек сравнено с землей. На развалинах столицы Давидовой Адриан строит новый город, город римский, которому дано другое, языческое имя – Елия Капитолина. Вход в него запрещен евреям под смертной казнью; золотом они должны покупать себе право входа в Елию один раз в год, чтобы плакать на развалинах своей отчизны. Город Адриана был построен на том самом месте, на котором стоит нынешний Иерусалим, и, по особенному смотрению Божию, скала Голгофская вошла в его стены. Посреди идолопоклонников и богохульников всякого рода погибает как будто вовсе память об Иерусалиме иудейском. (Извлеч. в сокращении из рассказов П. Петрушевского). VIII. Светлое Христово воскресение (Пасха)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него " (ст. 21-24). Тысяченачальнику следовало узнать, в чем дело, и притом от них самих; а он, не сделав ничего такого, приказывает бить его. " Тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него " . Ему следовало спросить самих кричавших, что из сказанного (Павлом) они находили преступным; а он просто пользуется своею властью и действует в угодность им: не о том он заботился, чтобы поступить справедливо, но о том, как бы утолить гнев их, совершенно несправедливый. " Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? " (ст. 25) Не ложь сказал Павел, назвав себя римлянином, да не будет, он действительно был римлянин. Потому тысяченачальник и устрашился, услышав это. Чего же, скажут, он устрашился? " Разве вам позволено " : из-за другого он боялся, чтобы самого не схватили и не подвергли еще большему наказанию. И, смотри, не просто говорит, но: " разве вам позволено? " Две вины: (наказывают) без суда и притом римлянина. Удостоившиеся называться этим именем пользовались тогда великими преимуществами; и не все удостаивались его. Со времен Адриана, говорят, все (римские подданные) стали называться римлянами; а прежде было не так. Он назвал себя римлянином для того, чтобы избежать бичевания, так как если бы его бичевали, то он подвергся бы презрению; а, сказавши это, он привел их в великий страх. Если бы бичевали его, то дело приняло бы другой оборот, и даже убили бы его; а теперь вышло не так. Смотри, как Бог попускает совершаться многому и человеческими средствами, как в этом случае, так и в других. Тысяченачальник своим ответом: " я за большие деньги приобрел это гражданство " показывает, что он подозревал, не есть ли это один предлог со стороны Павла, называющего себя римлянином; может быть, он заключал так по наружной простоте Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1703...

Мф.24:15 .  Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, -читающий да разумеет. Когда мы призываемся к разумению, тогда показывается, что сказанное весьма таинственно; а у Даниила мы читаем так: «А в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9, 27 ). Об этом и апостол говорит ( 2Фес. 2, 3–8 ), что должен возвыситься человек беззакония и противник всего того, что называется и почитается Богом; так что дерзнет стать в храме Божием и показывать, что он сам есть Бог; что пришествие его по действию сатаны, возмутит и приведет к удалению от Бога тех людей, которые примут его. Можно это понимать и просто или в отношении к антихристу, или в отношении к изображению кесаря, которое Пилат поставил в храме, или в отношении к конной статуе Адриана, которая до настоящего времени стоит на самом святейшем месте. «Мерзостию» же, согласно древнему словоупотреблению Писаний, называется также идол, и прибавлено слово запустения, потому что в опустошенном и разрушенном храме поставлен был идол. Мф.24:16–18 .  Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Под мерзостию запустения можно понимать и всякое превратное учение (dogma). Когда мы его увидим стоящим на святом месте, то есть в Церкви, и показывающим в себе Бога, то должны бежать из Иудеи в горы, то есть, оставив убивающую букву и иудейское развращение, приблизиться к горам вечным, от которых чудно блистает Бог ( Пс. 75, 5 ) 552 и пребывать под тем кровом и в том жилище, в которое не могут достигнуть огненные стрелы дьявола ( Пс. 115, 5 ), 553 и не сходить и не брать ничего из дома нашего прежнего пребывания, и не искать того, что осталось позади нас, но предпочитать сеяние на поле духовных Писаний, чтобы получить с него плоды, и не брать с собой другой одежды, иметь которую апостолам воспрещается. – Относительно этого места, то есть относительно «мерзости запустения», предсказанной Даниилом пророком и стоящей на месте святом, Порфирий наговорил против нас много хульного в тринадцатом свитке своего произведения. Ему возразил Евсевий, епископ Кесарийский, тремя свитками: восемнадцатым, девятнадцатым и двадцатым. Аполлинарий [Apollinaris, или Apollinarius] также писал весьма полно; он более, чем достаточно позаботился в одной книге разрешить тот вопрос, о котором спорили в столь многих тысячах стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Наконец, самым сильным доводом в пользу языческого почитания богов и идолов было то, что оно завещано древностью, которой усвоялся священный характер. Мелитон на это говорит, что не все то хорошо, что делали или каковыми были предки. «Почему же, спрашивает он, стараются сделаться богатыми те, которым отцы оставили бедность; и те, которых не научили отцы, стараются научиться и узнать то, чего не знали их отцы? И почему сыновья слепых видят, а хромых ходят? Не хорошо для человека, если он следует предкам, которые дурно жили: но хорошо, если мы уклоняемся от этого пути, дабы избегнуть того, что постигло предков. Посему расследуй: если отец твой поступал хорошо, то следуй ему и ты; а если он жил дурно, то ты живи хорошо, и пусть дети твои подражают тебе. Сыновьям своим скажи так: есть Бог, Отец всего, существо безначальное и несозданное, все содержащее в Своей воле. Он создал светила, чтобы твари видели друг друга, а Сам сокрылся в Своем могуществе от всех Своих тварей; ибо твари изменяющейся невозможно видеть Неизменного. Те же, которые склоняются к убеждению и достигают до состояния неизменяемости, видят Бога, сколько это можно для них; они также могут избежать истребления, когда потоп огненный устремится на весь мир. Был потоп водный, и погибли все люди и животные во множестве воды, и сохранились праведные в деревянном ковчеге, по повелению Божию. Таким же образом, в последнее время, будет потоп огненный, и сгорит земля с горами ее, сгорят люди вместе с идолами, которых они сделали, и со статуями, которым они поклонялись, и сгорит море с островами его, но праведные сохранятся от гнева, как сохранились праведные в ковчеге от вод потопа. И тогда восстенают те, которые не знали Бога и делали себе идолов, как они увидят, что и идолы их погибают вместе с ними, и ничто не может помочь им». 23 Текст эдикта Адриана, запрещающего наказывать христиан за ложное обвинение, приводится в конце 1-й апологии Иустина. Читать далее Источник: Апологеты защитники христианства/Лекции проф. Казанской духовной академии И. П. Реверсова с оригинальными текстами апологетов. - Санкт-Петербург : Сатисъ, 2007. - 189 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не удивительно ли то, что было сказано: Вот лев, – а узрели мы не льва, а Агнца: название лев, а образ агнца? И затем: образ агнца, а сила льва: «Вот, победил Лев». Неудивительно, когда лев кого-либо побеждает, ибо он царь зверей, сильный и грозный, «похищающий и рыкающий», страшный не только для зверей, но и для людей. Но какая сила у агнца? Какая гроза? Что он «похищает»? Какова его борьба и кто его боится? Как и кого он может победить? Но чтобы яснее уразуметь силу, крепость и храбрость виденного Агнца, пойдем за святым Иоанном Богословом на песок морской и посмотрим, каково Его ратование, как и с какими супостатами Он борется? «И стал я на песке морском, – говорит Богослов, – и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами» ( Откр. 13:1 ). И далее: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога» ( Откр. 13:11 ). И затем: «Зверь, выходящий из бездны» ( Откр. 11:7 ). Все они собрались на брань. Против кого же они хотят воздвигнуть сию брань? Слышим мы слова Ангела, говорящего Богослову: «Они будут вести брань с Агнцем» ( Откр. 17:14 ). Удивимся снова: столько страшных зверей ополчаются против одного Агнца! Разве не может каждый из меньших зверей в одиночку одолеть Агнца? Один волк гонит тысячу овец, а в Апокалипсисе против одного Агнца собралось столько зверей! Может ли одолеть их Агнец? Ангел повествует, что Агнец одолеет их. " Агнец, – говорит он, – победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» ( Откр. 17:14 ). Как же победил тех зверей Агнец? Богослов говорит, что они «живые брошены в озеро огненное» ( Откр. 19:20 ). Уразумеем это объяснение силы, какую имеет терпеливая кротость и незлобие. Образ Агнца запечатлен кротостью, но имеет львиную силу. Кто достоин принять книгу тайн Божиих с дарами и печатями? Тихий Агнец. Кто достоин быть хвалимым и покланяемым Небесными Силами? Незлобивый Агнец. Кто силен победить тех страшных и лютых зверей, из моря, от земли и из бездны исходящих? Кроткий Агнец: «Агнец победит их». Кто господствует над дольним и горним? Терпеливый, закланный Агнец, ибо «Господь господствующих и Царь царей». Агнец сей, Богословом в Апокалипсисе виденный, является образом кротости и вместе непобедимой силы Самого «Агнца Божия, взявшего грехи мира» ( Ин. 1:29 ), Христа, Спасителя нашего, Который в вольном страдании Своем, «как овца, веден был на заклание, и, как агнец, пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ), «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» ( 1Пет. 2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Обольщенные появлением нового лже-мессии, они опять подняли знамя бунта против римлян, и опять полились реки крови. Император Адриан решился окончательно уничтожить еврейский народ. Иерусалим снова взят был римлянами; 580 тысяч иудеев погибло, город разрушен совершенно, а по развалинам храма, по повелению императора, прошел плуг. Здесь окончательное исполнение слов Спасителя о храме Иерусалимском: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено ( Мф. 24: 2 ). Новый город с новыми жителями, с новым именем и богами возник на развалинах Иерусалима, а иудеи навсегда изгнаны из него; им запрещено даже приближаться к нему, а позволено только в один известный день, издали, с Елеонской горы посмотреть на город отцов своих. «В этот день, – говорит блаженный Иероним , – толпы старцев, покрытых рубищем, женщин, одетых в траур, с большими усилиями взбирались на Елеонскую гору, и когда устремляли оттуда взоры свои на великолепный город Адриана, слезы потоками лились из глаз их; только одни рыдания и стоны слышны были на этой священной горе, и за это позволение плакать в виду Иерусалима они должны были расплачиваться золотом с солдатами и трибунами! Таким образом те, которые некогда купили у Пилата кровь Иисуса Христа, должны были теперь, по закону ужасного возмездия, покупать у римлян позволение проливать слезы!» Так исполнились древние пророчества о народе еврейском. Вот что писано о нем было еще в ветхозаветных книгах пророка Моисея: За то, что ты не служил Господу Богу твоему.., будешь служить врагу твоему... в голоде и жажде и наготе и во всяком недостатке ( Втор. 28: 47, 48 ). Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши ( Втор. 28: 49, 50 ). И рассеет тебя Господь Бог твой по всем народам от края и до края земли... но и между народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей ( Втор. 28: 64, 65 ). V. Борьба с язычеством Апологеты Сбывались слова Спасителя: наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу ( Ин. 16: 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Однако Священное Писание прославляет их. И прославляет их между прочим за то, что, живя в среде развращенных язычников-иноплеменников и среди соблазнов, они не теряли своей веры в Единого Бога и сохраняли себя не оскверненными от мирского порока. Это было нелегко. Апостол Петр так говорит про жизнь Лота в Содоме: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2, 7-8). В связи с этим архиеп. Арсений (Чудовской) так пишет в своем дневнике: «Добрые христиане часто жалуются на трудность жизни в миру среди соблазнов, пороков, развращения и суеты. Но знаешь ли ты, христианин, что тебе скорбями и подвигами надлежит войти в Царство Небесное? Вдали от мира тебе нужны для спасения пост, коленопреклонения, постоянное бодрствование над собой; в миру же, если ты не приражаешься к соблазнам, терпишь и страдаешь от окружающего тебя развратного мира, ты являешься своего рода мучеником, и знай, что каждая твоя слеза, каждый твой вздох, испускаемый от притеснения развращенного мира, стоит многих подвигов и постов. Мученики за Христа претерпевали видимые гонения, страдания и утеснения от мучителей, а ты, живя среди развращенного мира, тоже терпишь утеснения; но только не телесные, а нравственные... И ты также мученик!!!» Очевидно, что и для современных христиан, живущих в среде развращенного мира и атеистов, должна служить утешением мысль, что одно уже сохранение своей веры и сбережение себя от царящего вокруг порока будет оценено Богом как известное духовное достижение. Из быта семьи праотца еврейского народа Авраама кроме гостеприимства мы должны поучиться взаимному отношению Авраама и Сарры. Ап. Петр пишет: «Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином» (1 Пет. 3, 5-6). Глубокое взаимное уважение и взаимное наименование супругов «господин» и «госпожа» были и в семье первых христиан, как это видно из жизнеописания свв. мучеников Адриана и Натальи (память 26 августа старого стиля).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Она самоотверженно и безвозмездно помогала всем немощным ефесским христианам, страдавшим телесно и душевно. И даже учредила в Ефесе специальную гостиницу, где многие находили приют, пищу и душевный покой. Дожила Ермиония до преклонных лет. В царствование императора Адриана она пострадала за исповедание христианской веры, подверглась многочисленным мучениям и истязаниям и была усечена мечом. Верующие с благоговением погребли ее святые мощи с подобающей честью в Ефесе. В таком вот добром христианском семействе остановился апостол Павел перед тем, как ему надлежало пострадать в Иерусалиме. Святой апостол знал, что его ожидает. Мы слышали сегодня из Апостольского чтения, что в дом Филиппа пришел пророк по имени Агав, который взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Все поняли, что речь идет об апостоле Павле. И тогда люди, которым так дорог и близок был апостол, стали скорбеть, плакать и уговаривать его не идти в Иерусалим, дабы не сбылось на нем это пророчество. Просьба учеников, естественно, была выражением их любви, любви человеческой. Они хорошо понимали, что не могут противиться Божественной воле. Однако в житейском плане, побуждаемые лучшими чувствами, они пытались уберечь своего возлюбленного духовного учителя и наставника. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Сильна любовь человеческая, многое невозможное ей подвластно. Это чувство, дарованное нам Богом как награда и особый свет жизни, способно подвигнуть людей на невероятные, самоотверженные деяния. Настоящая любовь всегда жертвенна, так как мысли и чаяния связаны не с собой, а с тем человеком, которого действительно любишь. Счастьем для влюбленного является счастье и благополучие любимого. Но еще сильнее человеческой любви любовь к Богу, которую даже сравнивать невозможно с самыми светлыми и возвышенными чувствами людей.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010