но некоторые будут даже враждовать против Него, хотя и безуспешно — Чис. 24:17; Втор. 18:18; Пс. 2; Пс. 94:6-8; Пс. 109:1-4; Ис. 50:8-9; Ис. 65:1-3;    о кротости Мессии писал Исаия — Ис. 42:1-12.    плодом Его искупления будет духовное обновление верующих и излияние на них благодати Святого Духа — Ис. 44:3; Ис. 59:20-21; Зах. 12:10; Иоил. 2:28; Иез. 36:25;    о необходимости веры — Ис. 28:16; Авв. 2:4.    Пророки определили, что:    время Его пришествия совпадет с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности — Быт. 49:10;    это произойдет не позже семидесяти седмин (490 лет) после указа о восстановлении города Иерусалима — Дан. 9:24-27;    и не позже разрушения второго Иерусалимского храма — Агг. 2:6-9; Мал. 3:1.    Пророки предсказали, что:    Он уничтожит антихриста — Ис. 11:4;    придет снова во славе — Мал. 3:1-2;    конечным результатом Его деятельности будет достижение справедливости, мира и радости — Ис. 11:1-10; Иер. 23:5.    Достойны упоминания и те многочисленные подробности из жизни Мессии, которые предсказали пророки:    об избиении младенцев в окрестностях Вифлеема — Иер. 31:15;    о проповеди Христа в Галилее — Ис. 9:1;    о входе в Иерусалим на ослице — Зах. 9:9; Быт. 49:11;    о предательстве Иуды — Пс. 40:10; Пс. 54:14; Пс. 108:5;    о тридцати сребрениках и о покупке земли горшечника — Зах. 11:12-13;    о поруганиях и оплеваниях — Ис. 50:4-11,    о подробностях распятия — Пс. 21;    о причислении Мессии к беззаконникам и погребении у богатого — Ис. 53 гл.;    о тьме во время распятия Мессии — Ам. 8:9; Зах. 14:5-9;    о покаянии народа — Зах. 12:10-13.    Пророчества о Царстве Мессии:    очищение грехов — Ис. 59:20-21; Иер. 31:31-34; Иез. 36:24-27; Дан. 9:24-27; Зах. 6:12,13:1;    сообщение людям праведности и чистого сердца — Иер. 31:31; Иез. 36:27;    заключение Нового Завета — Ис.55:3,59:20-21; Иер. 31:31-34; Дан. 9:24-27;    обилие благодати — Ис.35:5,44:3,55:3,59:20-21; Иоиль 2:28-32; Зах. 12:10-13;    призвание язычников — Пс. 21:28; Пс. 71:10-17; Ис.2:2,11:1-10,42:1-12,49:6,54:12-14,65:1-3; Дан. 7:13-14; Агг. 2:6-7;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Дополнения против греческого оригинала в славянском переводе, соответствующия вульгате и не всегда оскобленныя, заключаются в след. местах: Ос. 1 :2, 8:9; Иоил. 1 :6-10; Ам. 9 :2; Агг. 2 :11-24; Зах. 6 :3. Оскоблены в печатных изданиях славянской Библии слова, неимеющия себе соответствия в авторизованных греческих изданиях александрийского, ватиканского кодексов и textus receptus, а соответствующия минускульным, чаще всего лукиановским, спискам: Ос. 1 :6-9, 4:13, 9:12-15, 10:14, 14:3; Иоил. 3 :16-19; Ам. 3 :2-8; Авд. 7 ; Авв. 2 :4; Агг. 2 :5; Зах. 1 :4-21, 7:3, 8:1-8; Мал. 1 :9, 2:13, 3:13-17. Напрасно оскоблено в слав. переводе: Авд. 7 ст. Зах. 13 :7. Из приведенных примеров видно, что славянский печатный текст подвергался тщательной критической проверке. Замечены нами уклонения в слав. переводе от точности в передаче смысла существующого греческого текста в след. местах: Ос. 9 :3-6, 11:12; Иоил. 1 , 11, 2:2-12, 3:1-8; Ам. 1 :4, 3:14; Наум. 1 :11-14, с приближением к вульгате и еврейскому тексту: Ос. 9 :16; Иоил. 2 :12, 3:18; Ион. 2 :11; Мих. 1 , 4, 3:8, 6:5. Соф. 1 :17. Пропуски в слав. переводе, по сравнению с греческим, латинским и еврейским текстом, замечены нами в след. местах: Ам. 7 :15; Ион. 4 :5. Ошибочный и уже оскобленный в печатных изданиях слав. Библии, перевод замечен нами в Ам. 4 :7. Но, как ясно видно из беглого подсчета «уклоняющихся» слов, славянский перевод в обширном тексте всех книг малых пророков очень удовлетворителен и точен до копиизма, в сравнении с греческим текстом перевода LXX, и подтверждает наше суждение о нем, высказанное в книгах Притчей, Исаии и Иезекииля. Но эта точность повела за собою в некоторых случаях и значительную неясность слав. перевода. Особенно трудными, с этой стороны, выражениями признаем след. Наум. 2 :10 — истрясение и вострясение, и воскипение, и сердца сокрушение..., всю 3-ю главу прор. Аввакума; Зах. 13 :1 – в день он будет всяко место отверзаемо... в предвижение и разделение; 4, 7 — кто ты еси, горо великая, пред лицем Зоровавеля, еже исправити? и изнесу камень наследия, равенство блогодати, блогодать его. Много и других мест подтверждают настоятельную нужду в русском переводе с греческого текста.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Моисея; первосвященник в своем деле, Зоровавел также в своем деле должны были «положить основание дому Божию и окончить его» ( Зах.4:6–10 ; 2Пар.36:20–23 ; 1Ездр. 1–5 главы; Агг.2:6–10 ). И вот прор. Захария, по откровению свыше, видит «в видении», что «сатана стоит по правую сторону первосвященника, чтобы препятствовать ему» в его деле, том деле, о котором, как безусловно имеющем быть, ведомо уже было в мире духовных существ, так как о нем ведомо было, по откровению Божию чрез пророков Божиих, в среде человеков ( Иез.15 гл., Дан. 9:27 ; Зах.4 гл., Агг. 2 гл.). Следовательно, сатана предначинает делать «препятствие» определению Божию и делу Божию в среде людей, и предначинает сие делать в лице первосвященника; самое же «препятствие» сатаны в данном случае стоит в связи с личною «виною» первосвященника – с его «запятненными одеждами»: в этой именно «вине» первосвященника диавол, очевидно, находил и имел свое особенное правомощие для своего преимущественного – «по правую сторону» –приражения к первосвященнику в деле своего ему «препятствия». При этом в высшей степени достойно примечание то, что хотя последовало от Господа запрещение диаволу «препятствовать», однако самое запрещение поставлено Господом в связь с «снятием вины запятнанных одежд» с личности первосвященника и с «обличением его в одежды торжественные». Значит, диавол, действуя против «Божественного домостроительства», в человеках приобретает и получает, так сказать, от самих человеков и в лице их, именно от их нравственного «стояния» вообще и в их отдельных поступках в частности, – некое такое свое «правомощие» воздействовать, в силу которого самая «вина» человека, его «запятнанные одежды» укрепляют, так сказать, положение злых духов при человеках и наиближайше единят людей с злыми духами. Если же вина снимается с человеков Господом, то, вместе с облачением снова в «незапятнанные – торжественные одежды», прекращается, как видим, и оное особенное – наиближайшее единение их с злыми духами и, само собою разумеется, с прекращением сего наибольшего единения, теряется и особенное правомощие злых духов в среде людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Вследствие такого-то охлаждения религиозного к делу Божию, охлаждения, поддерживаемого неосновательной отговоркой, и «было слово Иеговы чрез Аггея пророка и сказано: А самим вам время жить в домах обшитых панелями», в домах знатных и богатых, стены которых покрыты дорогими деревянными досками (см. Иер.22:14 ; 3Цар.7:7 ), время заботиться об украшении своих домов, о возможно приятной обстановки жизни в них в то время, «как дом сей (храм) стоит пуст?» Если возвратившиеся пленники находят возможность заботиться об удобствах своей жизни, находят возможность жить богато и весело; то значить, что гражданское и политическое положение их не так стеснено, чтобы оно могло служить им оправданием в их охлаждении к постройка храма. Даже и в том случае, если строение храма было временно предостановлено эдиктом персидского царя 3 ( 1Ездр.4:8–24 ), предшественника Дария Гистаспа, при вступлении на престоле этого царя, народ мог бы, если бы к строению храма был также сердечно предан, как предан был этому делу Давид ( 2Цар.7:2 ), сделать шаг к тому, чтобы выхлопотать себе у Дария отменение эдикта и возобновление данного Киром повеления о построении храма. А между тем народ этого не делает; он ничем не заявляет о своей ревности к делу Божию и, несмотря на то, что Бог видимо наказывает народ за это, он остается в сердце своем совершенно холоден к делу Иеговы. Вот уже в продолжении многих годов (ср. Агг.2:15–17 ) «вы, говорит пророк, сеете много, получаете (после жатвы посеянного) мало», но и то малое, в следствие неблагословения Божия, не дает никакой питательности: " едите, говорит пророк народу, и не к насыщению, пьете, и не к утолению жажды; одеваетесь, и не служит это к согреванию, и поденщик работает из жалованья в дырявый мешок», добытые им деньги не приносят ему никакой пользы, они пропадают для него бесследно (ср. Лев.26:2 ; Ос.4:10 ; Мих.6:14 ). ( Агг.1:1–6 ). Где же причина такого Божия неблаговоления к народу своему? А именно в религиозной холодности самого народа к делу Божию и единственное потому средство возвратить к себе Божию милость, – это как можно скорее и ревностнее приступить к прерванной постройке дома Иеговы: «Так говорит Иегова воинств, вразумляет пророк Иудеев: «обратите внимание на пути ваши», осмотрите внимательно свою жизнь, свои действия, свои поступки, и чрез всестороннее и беспристрастное обсуждение их оставьте то, что привлекает на вас гнев Божий, и изберите то, что приносит вам Божие благословение, а именно: «подите на гору», как место лесистое, где следовательно всего скорее можно найти строевой материал, «везите дерева» и вообще все материалы, какие необходимы для строения, «и стройте дом (Божий) и будет Мое благоволение в нем и Я прославлюсь», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

1998. P. 18). Вероятно, они совмещали почитание истинного Бога с культами местных божеств, что засвидетельствовано в ВЗ, как для первоначального периода их пребывания в Палестине (4 Цар 17. 24-33), так и для того времени, когда разворачивались события, описанные в Е. п. к. (4 Цар 17. 34, 41; 2 Пар 13. 9). Хотя главы репатриантов мотивировали свой отказ допустить этих людей к строительству храма тем, что они не упомянуты в указе Кира (1 Езд 4. 3), настоящей причиной было, по-видимому, то, что их жертвы считались нечистыми ( Blenkinsopp. 1988. P. 107; ср.: Агг 2. 10-14). Предполагают также наличие в этом противостоянии политических мотивов: правители «заречной области» могли быть обеспокоены появлением новой сплоченной группировки в Иерусалиме, пользующейся к тому же благоволением правительства; в таком случае участие в строительстве храма подразумевало бы впосл. частичный контроль над храмовым богослужением и соответственно над всей религ. и политической жизнью в Палестине ( Blenkinsopp. 1988. P. 107). Согласно 4-й гл., основной и, возможно, единственной причиной того, что строительство храма пришлось отложить, было внешнее противодействие исполнению царского указа со стороны соседних народов. В то же время, напр., согласно Книге прор. Аггея, Господь Саваоф упрекал в нерешительности израильтян за то, что они говорили, что «не пришло еще время, не время строить дом Господень» (Агг 1. 2). На основании дальнейшего повествования Е. п. к. можно сделать предположение, что причиной противодействия врагов и нерешительности самих израильтян был грех народа - смешение с иноплеменниками. Нерешенную проблему представляет сообщение о том, что донос царю Артаксерксу (   -  ) (1 Езд 4. 7) был написан «в царствование Ахашвероша, в начале царствования его» (1 Езд 4. 6), поскольку имя Ахашверош (  ) мн. историки относят не к Артаксерксу I, а к Ксерксу I (   486-465 гг. до Р. Х.) ( Blenkinsopp. 1988. P. 111); нек-рые исследователи даже высказывают предположение о том, что в 1 Езд 4. 6-7 речь шла о 2 доносах, посланных 2 разным царям ( Grabbe.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Чтобы яснее представить эту разность в Божиих отношениях к Израилю, пророк еще раз бросает свой взор на прошедшее время и потому предлагает своим слушателям два пункта, с которых они должны обратить свое внимание на положение вещей; «возьмите еще, – говорит пророк, – во внимание ваше время от этого дня и далее вперед, время от сего двадцать четвертого дня девятого месяца», но при этом обратите внимание ваше и на время прошедшее, и именно «от того самого дня, когда храм Иеговы был основан (при Кире), возьмите во внимание ваше». И что касается этого прошедшего времени, то при взгляде на него ясно видно Божие на нем неблагословение. «Есть ли еще в житницах зерна? И доныне ни виноградная лоза, ни смоковница, ни граната, ни масличное дерево не приносили плода» 6 . А что же «касается до времени предстоящего вам, начиная от двадцать четвертого дня девятого месяца: то от сегодня, Я, – говорил Бог , – буду посылать благословение», за тем, чтобы снова наступили плодоносные времена, когда и поля и деревья будут приносить обильные плоды ( Агг.2:10–19 ). Чтобы понять смысл этого обетования во всей его широте, для этого надобно принять во внимание то положение, какое Зоровавель занимал в обществе израилевом, возвратившемся из плена. Ибо, что обетование касается не его индивидуальной личности, а его собственно должностного положения, то это можно заключать уже из того, что обещанное Зоровавелю особенное благоволение Божие должно исполниться по низвержении престолов и силы всех царств языческих народов. В течение жизни одного человеческого возраста, следовательно и в течение жизни Зоровавеля могло совершиться падение того или другого царства, но никак не падение всех царств и затем еще приход всех язычников ко храму Господню для наполнения и прославления его своими сокровищами ( Агг.2:7 ). Зоровавель был поставлен персидскою властью правителем и вождем Иуды и на эту должность без сомнения был избран, потому что он был князь Иуды ( 1Ездр.1:8 ), и как сын Шеалтиилов был потомок из рода Давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Правда, в них много говорится о суде Божием над евреями – о бедствиях и карах, которые или постигли или скоро постигнут этот народ, имеющий подпасть под власть язычников 303 ; пророки, указывая евреям на эти грядущие бедствия, даже убеждали евреев не противиться пленившим их (см., например, послание Иеремии). Но конечной целью всех этих предсказаний и угроз служил всё-таки призыв народа к покаянию и обращению к Иегове ( Иер. 3:3–25 ; Иез.9–11 главы и др.) главной мыслью всех пророческих писаний этого времени, зерном, к которому сводилось всё остальное содержание их, была всё-таки мысль о победе Израиля над язычниками и погибель последних. Когда народ еврейский сознает Свои грехи, отвратится от своего злого пути и обратится к Иегове, Богу Своему, всем сердцем своим; тогда прекратятся дние оны, Бог возвратит народ Свой в его отечество, и прославит Иерусалим ( Иер.3:11–17; 4:1–4 ). Страдания Сиона суть страдания рождения будущего Царя, Который освободит народ Свой от власти язычников и, как добрый пастырь, соберёт рассеянное стадо Израиля ( Иез.34:17–31 ). Израиль снова будет народом Иеговы ( Иез.36:1–31 ), возлюбленным Его. Иегова соберёт и оживит тогда Израиля, как мёртвые кости, соединяющиеся с телом своим и снова оживающие ( Иез.37:1–14 ); Он заключит тогда мир с Израилем и оснуёт новое царство истинной теократи ( Иез. 40:48 ) с храмом более славным, чем первый храм ( Агг. 2:10–20 ; Соф. 3 гл.). Это теократическое царство будет плодом победы Израиля над врагами его, пленившими его, которые погибнут ( Агг.2:21–25 ; Соф.2:19–20 ). Слепые орудия гнева Иеговы на народ Свой, эти враги Его – жестокие, свирепые и нечестивые язычники получат вполне воздаяние, которое воздавали они иудеям, и гнев Иеговы, направленный теперь на иудеев для их исправления, перейдёт на врагов Иеговы и уже не для исправления их, а для их истребления с лица земли ( Авв.2 и 3 гл.). Вторгающиеся в землю израилеву, они сами отданы будут в порабощение пленённым ими евреям; над ними будет тяготеть вечное проклятие и они будут уничтожены ( Иез.25:1–15; 36:1–10; 38:1–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Как с успехом деятельности Зоровавеля послепленное пророчество достигало все большего и большего развития, так и с падением Зоровавеля оно естественно начинает угасать, в силу вообще тесной связи с личностью самого Зоровавеля (Stud. II, S. 185). После Зоровавеля пророки уже не выступают открыто и если оставляют писания, то лишь анонимные (Девтеро-Исаии, Трито-Исаии, Девтеро-Захарии. Serubb S. 66). Вот те моменты, которые дают, по Селлину, право утверждать обстоятельство падения Зоровавеля, само собою предполагающего факт его возвышения. К разряду свидетельств положительного характера в пользу своей гипотезы о возвышении и падении Зоровавеля Селлин относит некоторые псалмы. В данном случае он решительно ссылается на псалмы 20, 21, 61, 63 – особенно 131 (по еврейскому счислению) и предположительно на 45 и 72 (Stud. II, S. 189). Излагать содержание этих псалмов, конечно, не представляется необходимым; мы обратимся лишь к псалму 131, на почве которого Селлин особенно защищает свою гипотезу. Происхождение этого псалма Селлин относит к периоду построения 2-го храма и обращает внимание на его стх. 10. 17 и 18. В 10 стихе Зоровавель называется «помазанником»: «ради Давида, раба твоего, не отврати лица помазанника твоего», т. е., по Селлину, этим ясно указывается на определенное предназначение народом Зоровавеля к царскому трону (Stud. II, S. 188). Вот, собственно, все те положения, на которых Селлин возводит свою гипотезу о возвышении и падении Зоровавеля после окончания храма; повторим кратко эти положения и займемся их критическим разбором. В защиту своей гипотезы Селлин ссылается, во 1-х, на основания, из которых следует необходимо вывод о возвышении Зоровавеля; общий момент этих оснований – народное религиозно-политическое возбуждение, частные – названия пророками Зоровавеля именами a) zemach ( Зах. 3:8; 6:12 ), b) ebed ( Агг. 2:23 ; Зах. 3:8 ) и речи, обращенные пророками к Зоровавелю, с) Агг. 2:23 и d) Зах. 6:13 ; во 2-х – на факты или моменты истории, которые необходимо предполагают падение Зоровавеля; к ним принадлежат: а) лишение персидским двором власти pecha потомства Зоровавеля, b) безотрадное состояние Иерусалима и храма в период Неемии и Ездры, с) подозрение Санаваллата в отпадении иудеев от Персии и достижении Неемией царской власти ( Неем. 6:6 ), d) введение Ездрою священнического кодекса в жизнь палестинской общины, е) упадок пророчества после Зоровавеля; в 3-х – на непосредственные свидетельства псалмов послепленного периода 20, 21, 61, 63, 131 (42 и 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ездры. Отсюда и дата кн. Ездры о сооружении жертвенника «в 7-й месяц» совершенно висит в воздухе, по мнению Шрадера, потому что не указано года, к которому нужно относить сам 7-й месяц. Очевидно, «рассказ хронографа о сооружении жертвенника и праздновании кущей необходимо признать лишенным строго исторической почвы» 385 . Эту мысль Шрадер старается доказать и путем литературного разбора свидетельства о сооружении жертвенника. Сами выражения: «чтобы возносить на нем (жертвеннике) всесожжения», «как написано в законе Моисея, человека Божия» ( 1Ездр. 3:1 ), носят хронистическую окраску. Свидетельство об участии Зоровавеля и Иисуса в построении жертвенника составлено, по Шрадеру, хронографом на основании указаний пророческих книг Аггея и Захарии об участии этих лиц в построении храма ( Агг. 1:12,14 ; Зах. 4:9–10 ), а равным и главным образом на основании халдейского источника Ездры 5 гл. Справедливость этого положения, по Шрадеру, видна из того, что здесь в 1Ездр. 3:2,8 . Зоровавель называется хронографом сыном Салафиила, тогда как раньше ( 1Пар. 3:9 ) хронограф называл Зоровавеля сыном Федаии. Отдельные выражения: «на основании его» ( 1Ездр. 3:3; 2:68 ), (4) и т. д. Шрадер считает выражениями хронистическими; последнее, напр., выражение хронограф мог позаимствовать из 1Ездр. 6:22 ; Неем. 8:18–1 ; 2Пар. 30:13; 30:21; 35:17 . Шрадер приводит длинный ряд подобных цитат для доказательства мысли о заимствовании хронографом своего рассказа 3 гл. из других источников 386 . После подробного разбора свидетельства 3 гл. Шрадер смягчает свой строгий приговор и ставит в заслугу хронографу то, что он не все измыслил сам, а свой рассказ составил на основании разнообразных библейских источников и что факт сооружения жертвенника не только вероятен, но и несомненен ( Агг. 2:14 ). Остальные же свидетельства недостоверны и вызваны желанием хронографа показать исполнение возвращенной общиной постановлений Моисеева законодательства относительно жертв, праздников и богослужебных собраний. К утверждению Шрадера в данном случае присоединяются Штаде 387 и Мейер 388 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

благословенное. Исаия вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41,8; 51,2; Быт. 12,3 ). 61:10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3. облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47,2; 52,1; 59,17). Глава 62 62 Сиона. См. ком. к 1,8. Не умолкну... не успокоюсь. См. ст. 6; 42,14; 57,11; 64,12; 65,6. правда. См. ком. к 1,21. спасение. См. ком. к 12,2. горящий светильник. См. 58,8; 60,1–3. 62 новым именем. Подобно новым одеждам (61,10), новое имя, данное народу Сиона, означает перемену во всей его судьбе (ст. 4, 12; ср. 1,26; 56,5; 58,12; 60,14.18; ср. Быт. 17,5.15 ; Ос.2,22.23 ; Откр.2,17; 3,12 ; ком. к 43,1). 62 венцом славы. Господь разделяет славу со Своим народом (см. ком. к 4,2). 62 оставленным. См. ст. 12; ср. 54,6; 60,15. пустынею. См. 49,8.19; 54,1. 62 сыновья. Вариант перевода «строители», предлагаемый в примечании NIV, является более предпочтительным (49,17; Пс. 146,2 ). 62 сторожей. Т.е. пророков (56,10). не умолкайте. В основе этого призыва лежат слова ст. 1. 62 десницею... и крепкою мышцею Своею. Т.е. Самим Собой (ср. 40,10; 41,10; 51,9; 52,10; 53,1; ср. Исх 6,6 ; Втор. 5,15 ). 62 в ворота. В этой поэтической картине пророк создает образ восстановленного Иерусалима как центра обновленного Сиона с широко распахнутыми воротами для свободного входа всех желающих. приготовляйте путь. См. ком. к 40,3. 62 Спаситель. См. 40,9; Зах. 9,9 ; Мф. 21,5 . награда. См. ком. к 40,10. 62 их. Все народы, собравшиеся воедино в Царстве Божием (ст. 2). народом святым. См. гл. 43; Исх. 19,6 ; 1Пет. 2,9.10 . искупленным. См. ком. к 35,9. Глава 64 64 страшные дела. Исаия обращается к истории исхода ( Втор. 10,21 ; Пс. 65,3–6; 105,22 ). 64:4 Этот стих обобщает одно из важнейших богословских положений ВЗ (43,11; Втор. 4,35 ). 64 Все мы... как запачканная одежда. Народ Божий сознает свою греховность (53,6) и духовную нечистоту ( Лев. 13,45 ; Агг. 2,13.14 ). поблекли...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010