Рукопись Mas1b (Leviticusb) (сер. I в. по Р. Х.) сохранилась в 45 фрагментах. Представленный в ней текст охватывает Лев 8. 31-11.40 и соответствует масоретской версии ( Eshel. 2000. P. 491). В 2 кумран. греч. рукописях фрагментарно представлен греч. текст Л. к. Рукопись Septuagint Leviticusa (кон. II-I в. по Р. Х.) включает 2 фрагмента: 1-й содержит целую колонку текста (Лев 26. 2-16), во 2-м небольшом фрагменте идентификации поддается только союз κα. Как отмечает Эшель, в Septuagint Leviticusa содержится 15 разночтений с изданием Лев 26. 2-16 по Геттингенской Септуагинте, среди которых 7 нигде более не засвидетельствованы в рукописной традиции. Рукопись Septuagint Leviticusb сохранилась в 31 индентифицированном и 66 неидентифицированных фрагментах. Она датируется предположительно I в. до Р. Х. ( Eshel. 2000. P. 491). Два небольших фрагмента (4Q156), датируемые II в. до Р. Х., были идентифицированы Дж. Миликом как содержащие арам. перевод (таргум) неск. стихов из гл. 16 Л. к., посвященной обрядам дня очищения ( Йом Киппур ). Перевод буквален и не содержит экзегетических вставок, в этом отношении он может считаться предшественником классических таргумов на Л. к.- Онкелоса и Неофити. Неизвестно, был ли таргум на Л. к. полным (Ibid. P. 492). М. Г. Калинин Название Название древнеевр. текста Л. к. образовано по ее первым словам:   («И Он воззвал…»). В греческом переводе книга названа Λευιτικν - «то, что касается левитов»; греч. слово образовано от древнееврейского   (имя предка-эпонима израильских священнослужителей; термины     могут обозначать профессиональную группу культовых служителей, в нек-рых текстах эти слова указывают на левитов, как clerus minor). Греч. название книги по смыслу очень близко к     - раввинистическому обозначению Л. к. (Мишна. Мегилла 3. 5; Мишна. Менахот 4. 3). Компонент   в этом словосочетании означает «наставление», «предписанный ритуал», «руководство». В Лев 6-7 содержатся практические наставления, предназначенные для священников и озаглавленные «тора». Это ведет к истолкованию термина     в значении «указания для священников». Но в др. местах этот термин может означать «указания священников» или «священнические указания» ( Levine. 1992. P. 312). Тогда речь идет о правилах, составленных священниками, об их поучениях для народа или отдельных лиц. В этом значении слово «тора» (как священническое учение) употребляется в Иер 18. 18; Агг 2. 10-13; Мал 2. 6-7 и проч.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

обозначается так, как обычно обозначаются божественные откровения, сообщаемые именно пророкам ( Ион.1:1; 3:1–3 ; ср. Втор.18:18 ; Исх.4:12 ; Числ.22:18; 23, 5–10 ; Ис.51:16 ; Иер.1:9; 7:1; 23:22 ; Иез.1:3: 3:37 ; Ос.12:11 ; Агг.1:3 ; Зах.1:6; 7:7 и др.). Правда, в этом слове Иеговы, бывшем к пр.Ионе, а этим последним переданном ниневийским язычникам, много общего не только с тем, что было возвещаемо другими пророками, a и с тем, что должны были делать и священники и левиты, как служители Божии в деле спасения людей ( Ис. 61:6 ), поставленные Богом призывать грешников к покаянию ( 4Цар.17:13 : Иер.35:15 ) и примирению с Ним. Но из этого не следует ещё того, что нравственно-руководительная проповедь и пр.Ионы не имела пророческого значения; ибо круг деятельности священников строго очерчен был самым законом, из пределов которого они не выходили: по этим указаниям закона они имели дело с одним лишь народом израильским, и его должны были осиявать исключительно от закона, и действие Духа Св. в них должно было обнаруживаться в точном исполнении предписанного законом. Не то представляет нам собою пр.Иона в истории слова Иеговы, бывшего к нему о Ниневии: это слово, служителем которого пророк является в своей книге, как обращённое к языческим народам, действительно стоит на почве закона, но не в его внешности и букве, a его целом – в его сущности. Будучи необходимым следствием основных принципов закона, оно и по содержанию, и по форме выходит из естественных пределов последнего и является словом, стоящим выше разума человеческого, – не достижимым для него одного и постигаемым им лишь после его произнесения, словом, данным в непосредственном божественном откровении, – сверхъестественным. Это последнее заключение, именно, что слово Иеговы, бывшее к Ионе и составляющее зерно книги его имени, действительно сверхъестественное, сделается для нас вполне ясным и убедительным, если мы представим анализ этого слова, как основной мысли книги Ионы, в отношении его к истории теократии и других, несомненно пророческих, глаголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

«Ибо так говорит Господь... Я потрясу небо и землю, море и сушу ( Агг. 2:6 ), и потрясу все народы и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Саваоф» ( Агг. 2:7 ). В 24-й день 9-го месяца ( Агг. 2:10 ) пророк обращается с речью к священникам и просит народ посмотреть на прошлый период бедствий от 24-го дня до того времени, когда был основан храм Господень ( Агг. 2:15,18 ), обещая народу с 24-го дня благословение Божие. В этот же день пророк предсказывает от лица Иеговы о падении языческих царств и прославлении Господа ( Агг. 2:20–23 ). Итак, мы видим, что в первой главе пророк Аггей является главным образом обличителем народа за его небрежение к постройке храма, во второй же – провозвестником радостных событий, наступающих вместе с ходом работ по постройке и имеющих наступить по окончании этой постройки. Но нетрудно заметить, что в последнем случае взор пророка часто устремляется вдаль, останавливаясь на границах ветхого и нового заветов: таково предсказание пророка о пришествии Желаемого всеми народами, о падении языческих царств, долженствующих уступить свое место евангельскому, новозаветному, царству. Пророк Захария, современник Аггея, начинает также свою речь об обращении иудеев к Иегове, указывая на наказание, которое постигло их отцов за непослушание воле Божией. В видениях, таинственно открывавшихся ему под разными символами и образами – всадников на конях ( Зах. 1:7 и д.), рогов ( Зах. 1:18–21 ), мужа с землемерною вервью ( Зах. 2:16 ) и др., 3ахария побуждает народ к построению храма, указывая на слова древних пророков, начавшие реализироваться в этот период восстановления Израиля ( Зах. 8:7 ). Из этой общей схемы содержания пророческих речей становится еще более очевидным высказанное нами утверждение об остановке работ по постройке храма, как отрицательных мотивах выступления пророков, и о возобновлении этих работ, как одной из положительных целей их служения. Арамейский источник поставляет в прямую зависимость возобновление работ с выступлением пророков Аггея и Захарии: «пророк Аггей и пророк Захария...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агг.2:6, 7 . Еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки, и приидут избранныя всех языков: и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель. С евр: «ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз однажды, и это будет скоро, и Я потрясу небо и землю, и море и сушу; ( Агг. 2:7 ) и потрясу все народы; и приидет Желаемый всеми народами; и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Иудеи, начавшие строить второй храм, видя свою бедность, скудость средств, горевали, что этот созидаемый ими храм далеко не будет похож на Соломонов, будет беден и мал, не славен, а потому малодушествовали и теряли энергию. Господь Бог , чрез Св. Аггея, вразумляет и утешает малодушных; Он внушает им, что, напротив, созидаемый ими храм будет несравненно славнее прежнего, Соломонова, а потому и строить его нужно с особенною ревностью. «Еще единою» 15 , еще однажды навсегда «потрясу 16 небом и землею», говорит Господь. Слово: »еще " дает основание думать, что было когда-то другое потрясение. Какое же, и когда? Св. апостол Павел, приводя это место Св. Аггея, прямо разумеет потрясение, бывшее в Ветхом Завете при Синае, когда Господь Бог даровал закон ( Евр. 12:18, 19 . Сн. Исх 19:16–18 ; Пс. 67:8, 9 ). Тогда поколебалось небо, ибо сошел Сам Господь Бог на Синай со множеством Ангелов, тогда поколебалась от гласа Божия земля, тогда было великое смятение: Синай трясся, гора пылала огнем, были тьма и мрак, буря, трубный звук и гром. Так, глас Божий поколебал землю. Тогда Господь Бог, торжественно даровав закон, положил основание Ветхозаветной Церкви с Ея обрядами и жертвами, образами и гаданиями. Еще единою Аз потрясу. Какое же другое потрясение, т. е. колебание, под которым должно разуметь необычайные явления на небе и такие же события на земле? Тот же Св. Апостол дает разуметь, что потрясение или колебание земли и неба совершилось сошествием на землю Сына Божия и основанием новой Церкви Христовой «Слова: " еще раз», – говорит Св. апостол, – означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое» ( Евр. 12:26 ), и под прежним колеблемым он разумеет Ветхозаветную скинию, которая должна была поколебаться, измениться; ибо была временна, имела только тень грядущих благ, а под непоколебимым разумеет царство Божие или Церковь Христову ( Евр. 12:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

6:16–17 Соломон имеет в виду данное через пророка Нафана обетование вечного царствования Давидовой династии (см. ком. к 1Пар. 17,7–14 ). 6:16 если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими. Этими словами подчеркивается необходимость соблюдения верности закону. См. 3Цар. 8,25 . ходя по закону Моему. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 6:18–39 Соломон молится о том, чтобы храм стал национальным центром искренней, действенной молитвы. Он просит Бога услышать обращенные к Нему молитвы (6,18–21), а затем описывает семь ситуаций, когда народ может возносить молитвы в храме или обратясь к храму (6,22–39). 6:18 небеса небес не вмещают Тебя. См. ком. к 2,6. 6:19–21 на молитву... будут молиться. См. ком. к 7,14. 6:21 услышь с места обитания Твоего, с небес. В своей молитве Соломон употребляет это выражение четыре раза (6,21.30.33.39). Храм же был тем местом на земле, откуда, через обитавшее там Имя, открывался доступ к небесному престолу (см. ком. к 1Пар. 13,6 ). 6:22 потребуют от него клятвы. См. Исх. 22,10.11 ; Лев. 6,1–7 . 6 поражен будет народ... за то, что согрешил. Военное поражение часто рассматривается в качестве Божией кары за нарушение завета ( Лев. 26,17 ; Втор. 28,25.26.36.37.47–57 ). 6:24.26.32.34.38 молиться. См. ком. к 7,14. 6:24.26.38 обратятся. См. ком. к 7,14. 6 не будет дождя. Дождь и засуха представлялись соответственно Божиим благословением и наказанием (см. ком. к 7,13–15; Лев. 26,3.4 ; Втор. 11,13.14 ; Агг. 1,10–14 ). 6 Голод... язва моровая... саранча или червь. Голод или эпидемия болезни часто рассматривались в качестве Божией кары за нарушение завета ( Лев. 26,16.20.25.26 ; Втор. 28,20–22.27.28.35.42 ). См. ком. к 7,13–15. 6:32–33 иноплеменник. Соломон надеется, что и иноплеменники будут получать ответ на вознесенные ими в храме молитвы. Ветхозаветные пророки периода после вавилонского пленения часто предсказывали вхождение язычников в состав Божиего народа ( Ис. 56,6–8 ; Иоил. 2,28 ; Зах. 8,20–23; 14,16–21 ; ср. Пс. 86 ). С пришествием Иисуса Христа массовое вхождение язычников в царство Господа стало реальностью ( Рим. 3,29 ; Гал. 3,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Рассуждение восьмое. О росе Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века ( Пс.132:3 ). § I Роса суть пары извлечённые теплотой солнечною из земли и воды, кои поднявшись ночью вверх, и в рассуждении стужи воздуха, соединившись упадают паки на землю, и влажностью своею её орошают. Она делает землю плодоносною; ибо умеряет теплоту, делает прохладу, и землю утучняет. Недостаток росы есть знаком бесплодия. Так Илия говорит: жив Господь Бог сил, Бог Израилев, емуже предстою пред ним, аще будет в лета сия роса ( 3Цар.17:1 ). И Аггей пророк: сего ради удержится небо от росы ( Агг.1:10 ). Цветы, кои неумеренным солнечным жаром вянут, помощью её – оживляются, и напоеваются сладостью, которую сосут пчёлы, и составляют из оной приятные соты. § II Роса подобна Евангельскому учению. 1) В рассуждении начала, ибо как роса снисходит с небес, так Евангельское учение принесено Иисусом Христом с лона Отца, как говорит Иоанн: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда ( Ин.1:18 ). 2) Роса есть вапор умеренный и тонкий: и Евангельское учение сокровенно от человека плотского. 3) Роса падает тогда, когда воздух чистый, и небо не покрыто облаками: так и учение Евангельское снисходит на сердца чистые, лицемерия облаком не покрытые. Не приемлет его мрачное Симоново сердце. 4) Роса снисходит и ввечеру, но обильнее – по прошествии ночи: и учение Евангельское ниспадало в вечер Ветхого Завета, когда сказано было: семя жены сотрет главу змию ( Быт.3:15 ). Ниспадала и ночью Ветхого Завета, как например: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему; и той чаяние языков ( Быт.49:10 ). Или: воздвигнет вам Господь пророка от братии вашея ( Деян.3:22 ). Или: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына ( Ис.7:14 ). Но гораздо с большею ясностью и с большею силою, возгремело благовестите по прошествии ночи, о коей говорит Павел: нощь убо прейде, а день приближися ( Рим.13:12 ). Гораздо с большею важностью, когда взошла заря Нового Завета, и когда воссияло истинное Солнце Правды Христос. Гораздо с большею важностью и силою, ибо не на одном Гедеоновом руне, но на всей земле явилось. Не на одних горах Сионских; но и на Западе, и Севере, и Юге. Не в единой Иудейской церкви, но и во всех языцех проповедано.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   Богооткровенное учение Церкви о происхождении мира во времени и со временем не уразумел как подобает Ориген. Он полагал, что Бог не был бы всемогущим, если бы мир не существовал всегда и от века. Если считать, что когда-то мира не было, это значило бы, что в то время Бог не был всемогущим, но стал таким впоследствии, когда сотворил мир. Тем самым казалось бы, что Бог увеличился, перешел из низшего состояния в высшее, из силы меньшей в большую. Но это было бы бессмысленным. Если же никогда не было времени, когда Бог не был всемогущим, то необходимо признать, что этот мир существовал всегда.    Церковь отвергла это учение Оригена. Ибо, по мысли святых отцов, в Боге необходимо различать идею о мире и осуществление этой идеи в сотворении мира как объективной реальности. Идею о мире Бог имел от вечности, но осуществил ее во времени и со временем, сообразуясь с собственной волей. § 31. Происхождение духовного мира    1. Триипостасный Бог проявил Свою творческую силу прежде всего в сотворении мира духовного. Из ничего сотворил Он все духовные существа, одарив их по Своему премудрому благоволению жизнью и духовнонравственными свойствами. Созданные быть исполнителями и вестниками Божией воли, эти духовные существа названы Ангелами. Само наименование «Ангел» (γγελος) относится не к естеству, а к служению и означает: «глашатай», «вестник». В некоторых местах Священного Писания слово «ангел» употребляется в переносном смысле, обозначая людей, избираемых Богом для возвещения Его воли в мире (см. Мал.2:7, 3:1; Мф.11:10; Мк.1:2; Лк.7:27, 9:52; 2Пар.36:15: Агг.1:13; Откр.1:20, 2:1, 8, 12, 18, 3:1, 7, 14). Это отождествление Ангелов и людей по имени проистекало из одинаковости служения, совершаемого Ангелами и Божии избранниками среди людей. Но было бы ошибочным на этом основании отождествлять Ангелов и людей по природе и бытию, ибо в большинстве случаев Священное Писание под именем Ангелов разумеет существа особого рода. Подобно Богу и людям, каждый из них имеет самостоятельную личность, но отличается как от Бога, так и от людей по естеству и по свойствам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Об этом, как полагаю, предвозвещено и устами Малахии, как бы от лица Бога: «зане Царь велий Аз есмь, глаголет Господь, и имя Мое прославися во языцех,... и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста» (Мал. 1:14, 11). Итак, несомненно, что слава последнего храма, то есть Церкви, будет больше. А что позаботившимся о созидании ее, как бы некое подаяние от Спасителя и дар с неба, будет дан Христос, мир всех, чрез коего «приведении имамы в едином Дусе ко Отцу» (Еф. 2:18), это открываем в словах: «дам мир на месте сем, и мир души в снабдение (приобретение) всякому зиждущему, еже восставити храм сей». Сказал негде и Сам Христос: «мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). И сколь это полезно для возлюбивших, о сем Павел учит в послании: «мир Христов, превосходящий всякий ум, соблюдет сердца ваши и разумения ваши» (Флп. 4:7). Умолял и премудрый Исаия, говоря: «Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам» (Ис. 26:12), так как раз удостоенным принять мир Христов, легко можно спасти свою душу и направить помыслы к совершению добродетели. Итак, всякому зиждущему дан будет, говорит, мир; ибо созидает ли кто Церковь и поставлен тайноводителем над домом Божиим, или же заботится о пользе своей собственной души, представляя себя как камень живой и духовный в храм святый и жилище Бога в духе (1Пет. 2:5; Еф. 2:22), — таковой конечно приобретет возможность легко спасти свою душу. Агг.2:10—15. В двадесять четвертый [день] девятого месяца, в лето второе при Дарии, бысть слово Господне ко Аггею пророку, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: вопроси иереев закона, глаголя: аще приимет человек мясо свято в скрай ризы своея, и коснется край ризы его хлеба, или варива, или вина, или масла, или всякого брашна, еда освятится? И отвещаша священницы и реша: ни. И рече Аггей: аще прикоснется оскверненный нечистый по душе от всякого сих, еда осквернится? И отвещаша иереи и реша: осквернится. И отвещаша Аггей и рече: сице людие сии, и сице язык сей предо мною, глаголет Господь, и сице вся дела рук их: и иже аще приближится тамо, осквернится    Это другое откровение чрез пророка к Израилю было, полагаем, по следующей причине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

Глава II. Учение частное. I. Творение мира невидимого или ангельского § 11. Понятие об ангелах. Состав учения о Боге – Творце мира ангельского Первое место по времени сотворении и высшее по совершенствам своей природы в сотворенном бытии принадлежит миру духовному или ангелам Божиим. Наименование «ангел» (γγελος, евр. maleach), по производству слова, есть наименование служения, должности, а не природы, и означает собственно посланника или вестника. Посему в св. Писании оно усвояется иногда людям, то как человеческим посланником или вестником (напр. Быт.32:3 ; Числ.20:14 ; Суд.11:12 ; 1Цар.16:19; 19:11 ; Притч.16:14 ; Ис.18:2; 30:4; 33:7 и др.), то как посланникам или вестникам Божьим. В последнем смысле у пр. Малахии священник называется ангелом Иеговы Господа сил ( Мал.2:7 ). Тот же пророк Предтечу Господа Иисуса Христа называет ангелом (3:1), каковое название подтверждает и И. Христос: Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим ( Мф.11:10 ). Сам Сын Божий, являвшийся в ветхом завете в образе Ангела Иеговы, у того же пророка (по домостроительству) именуется Ангелом Завета ( Мал.3:1 ). Наименование ангела усвояется и некоторым другим пророкам ( 2Пар.36:15–16 ; Агг.1:13 ), равно и апостолам ( Лк.9:52 ), а в откровении св. Иоанна и преемникам апостольским – епископам ( Откр.2:1, 8, 12; 1:20 ). Прилагается это наименование даже к стихиям мира, как орудиям воли Божией, напр. в словах Псалмопевца: Ты творишь ангелами Твоими духов ( Пс.103:4 ). 62 Но в собственном смысле ангелами в св. Писании называются особенные создания Божии, отличные от человека и видимой природы, существа личные (а не какие-либо бездушные силы природы), одаренные разумом и свободою, бесплотные и бессмертные, превосходнейшие человека, но служебные в отношении к Богу. Существом откровенного учения и в виду существующих ложных мнений, при изложении учение о Боге, как Творце мира ангельского, требуется раскрыть положения о действительном бытии ангелов, их происхождении и природе, числе, разностях по степени приближения к Богу и их назначении. 63 § 12. Бытие сотворенных духов или ангелов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Иустин. 2–я Апология 6 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. Пер. прот. П. Преображенского. М, 1892. С. ПО—111). 195 Ис. 44:6. 196 Иустин. Увещание к эллинам 20—21 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 425—426). 197 См.: Числ. 13:17. 198 Об имени…. в составе собственных имен см.: Лебедев Виталий, протоиерей. Библейские собственные имена в их религиозно–историческом значении. Пг, 1916. С. 113—115. 199 Греч, σωτηρα Κυρου. См.: Филон Апександрийский. О перемене имен 121 (Les oeuvres de Philon d " Alexandrie 18: De mutatione nominum. Introduction, traduction et notes par R. Arnaldez. Paris, 1964. P. 86). Трактат Филона «О перемене имен», представляющий собой развернутое мистико–аллегорическое толкование на Быт. 17:1—6 и 17:15—22, является первой попыткой перенесения библейского богосло–пия имени на греческую почву. Интерпретация Филона оказала влияние на последующих христианских толкователей Библии, в частности, на Иустина и Оригена. 200 Исх. 23:20—21. 201 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 75 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 255—256). 202 Там же 113 (С. 313—314). 203 Исх. 17:9—13. 204 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 90 (С. 282—283). Смысл этих слов Иустина, как кажется, следующий: амаликитяне были побеждаемы не молитвой Моисея или кого-либо из стоявших рядом с ним, а силой креста Христова, изображаемого простертыми руками Моисея, и имени Иисуса, бывшего «во главе битвы». 205 Аллюзия на Фил. 2:10. 206 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 111 (С. 310). Ср.: Там же 91 (С. 284). 207 Там же 131 (С. 343—344). 208 См.: 1 Цар. 6:7—14. 209 См.: Ис. Нав. 10:12—13. 210 В Синодальном переводе: «на поле Иисуса Весфамитянина»; в Септуагинте: «на поле Осии, которое было в Весфамифе». 211 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 132 (С. 344—345). 212 См.: Агг. 1:1. 213 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 115 (С. 316—317). 214 Там же 85 (С. 272). 215 Ср.: Пс. 71:17. 216 Ср.: Втор. 4:19. 217 Пс. 71:17. 218 Зах. 6:12. В Синодальном переводе: «имя Ему Отрасль». 219

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010