Отчего же дом Иеговы стоит в запустении? Если бы у них любви к Иегове, ревности к Его славе было столько же, сколько любви к собственному благу, то постройка храма была бы уже окончена. Совершение этого дела для целого общества не представило бы больших трудностей, чем те, которая встречались каждому хозяину при устройстве своего дома. Так пророк приводит народ к сознанию своего нерадения, невнимательности в отношении к дому Иеговы. И в несчастиях, постигавших новое общество, он видит наказание Божие за это нерадение ( Агг.1:5, 6, 9–11 ср. Агг.2:15–19 ). Из упомянутых неудач и бедствий народ вывел заключение, что Иегова все еще гневается на него. Голос пророческий старается уничтожить и это сомнение, приводившее в уныние иудеев. Со стороны Иеговы уже нет препятствий к восстановлению завета с народом иудейским. Гнев Его прекратился, и взор Его милостиво обращен к Своему народу. Иегова сжалился над Своим народом, возревновал о Иерусалиме и Сионе ревностью великою и положил в Своем совете восстановить храм и Иерусалим ( Зах.1:14, 16 ). Восстановление Иерусалима – дело до того несомненное, что Господь уже определил, какой быть широте его и какой длине его ( Зах.2:1, 2 ). Он сделается городом многолюдным и славным. Вслед за ним будут восстановлены и прочие города иудейского царства; они быстро населятся и станут преизобиловать богатством ( Зах.2:4, 1:17 ). Без сомнения, отрадно и возбудительно действовали на иудеев эти пророческие обетования. Но все еще иудеи не могли укрепиться духом в виду непривлекательной, незавидной действительности. Слава и величие Иерусалима и храма, процветание и благоденствие царства, как ни близки были сердцу каждого иудея; но все же оно не могло отдаться вполне этой вере, потому что Иерусалим все еще оставался беззащитным, не имел еще стены. Как мог иудей быть уверенным в будущем величии своего народа, когда этот народ в сравнении с прочими так ничтожен и мал, так унижен и обессилен? Чтоб рассеять эти сомнения, пророк старается внушить своему народу, что новый Иерусалим не будет нуждаться в стенах: сам Иегова будет его стеною.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Но это время мира и радости продолжалось недолго. Язычники, населившие опять Самарию, и соединившие почитание Иеговы с своим идолослужением, считали себя владетелями всей страны, и смотрели на Иудеев, возвращающихся из плена, с завистью, презрением и злобою. Они беспокоили их, грозили им, делали им всевозможные затруднения, и народ, вышедший из очистительного огня плена, подвергался испытаниям другого рода, которых он не ожидал. Его вера и терпение истощались. Введенные в обман врагами избранного народа, Агасвер (Камбиз) и в особенности Арфасасфа (Смирдис Маг) противились восстановлению храма, и Иудеи совершенно утратили всякую бодрость. Даже верные начали сомневаться – хотя не в истинности Бога, вложившего в уста прежних пророков чудные пророчества, и не в Его могуществе исполнит их, но в Его милосердии в отношении к Его народу, который, не будучи идолослужителем, тем не менее был грешен, холоден и низок в нравственном отношении. «Не пришло еще время, думал весь народ, не время строить дом Господень ( Агг.1:2 ). Сам Бог ставит всевозможные препятствия этому делу, Он воспрещает нам это устами царя. Он не возвращает нам прежнего ковчега завета, и не дает нам нового: таким образом может произойти то, что храм будет восстановлен, но Бог еще не придет обитать в святилище и оно останется пустым». Между тем, каждый строил себе дом, обрабатывал свои поля и виноградники, и пас свои стада. Но Бог посылал на свой заблудившийся народ бич за бичем, чтобы возвратить его к себе ( Агг.1:4–11, 2:15–19 ; Зах.8:9–12 ). Иудеи, по возвращении из плена были таким образом погружены в глубокий мрак: они совсем не разумели путей Божиих. Наступило время помочь им: Дарий Гистасп взошел на престол Персии, и Превечный возбудил в Иерусалиме двух пророков, Аггея и Захарию. Эти два пророка имели одно и тоже посольство: они должны были объяснить своим соотечественникам пути Божии, восстановить мужество верных, сообщив им уверенность, что Иегова с ними, и открывая пред ними ту блистательную будущность, которая предназначена для них; привести, если возможно, к покаянию и обращению сердца тех, которые гордились, что не были уже идолопоклонниками, подобно своим предкам, но сокрушались о скалу духовной гордости и фарисейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ездры. Отсюда и дата кн. Ездры о сооружении жертвенника «в 7-й месяц» совершенно висит в воздухе, по мнению Шрадера, потому что не указано года, к которому нужно относить сам 7-й месяц. Очевидно, «рассказ хронографа о сооружении жертвенника и праздновании кущей необходимо признать лишенным строго исторической почвы» 385 . Эту мысль Шрадер старается доказать и путем литературного разбора свидетельства о сооружении жертвенника. Сами выражения: «чтобы возносить на нем (жертвеннике) всесожжения», «как написано в законе Моисея, человека Божия» ( 1Ездр. 3:1 ), носят хронистическую окраску. Свидетельство об участии Зоровавеля и Иисуса в построении жертвенника составлено, по Шрадеру, хронографом на основании указаний пророческих книг Аггея и Захарии об участии этих лиц в построении храма ( Агг. 1:12,14 ; Зах. 4:9–10 ), а равным и главным образом на основании халдейского источника Ездры 5 гл. Справедливость этого положения, по Шрадеру, видна из того, что здесь в 1Ездр. 3:2,8 . Зоровавель называется хронографом сыном Салафиила, тогда как раньше ( 1Пар. 3:9 ) хронограф называл Зоровавеля сыном Федаии. Отдельные выражения: «на основании его» ( 1Ездр. 3:3; 2:68 ), (4) и т. д. Шрадер считает выражениями хронистическими; последнее, напр., выражение хронограф мог позаимствовать из 1Ездр. 6:22 ; Неем. 8:18–1 ; 2Пар. 30:13; 30:21; 35:17 . Шрадер приводит длинный ряд подобных цитат для доказательства мысли о заимствовании хронографом своего рассказа 3 гл. из других источников 386 . После подробного разбора свидетельства 3 гл. Шрадер смягчает свой строгий приговор и ставит в заслугу хронографу то, что он не все измыслил сам, а свой рассказ составил на основании разнообразных библейских источников и что факт сооружения жертвенника не только вероятен, но и несомненен ( Агг. 2:14 ). Остальные же свидетельства недостоверны и вызваны желанием хронографа показать исполнение возвращенной общиной постановлений Моисеева законодательства относительно жертв, праздников и богослужебных собраний. К утверждению Шрадера в данном случае присоединяются Штаде 387 и Мейер 388 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, прибывшие из Вавилона по случаю продолжительной засухи действительно могли находиться в большой нужде, и народу казалось извинительным отлагать храмовую постройку до более благоприятного времени; неблагоприятные обстоятельства переселенцы могли вместе с тем истолковывать в том смысле, что гнев Божий продолжает еще тяготеть над народом, и следовательно, все предпринимаемое им пока не может иметь успеха. Пророк был другого мнения: засуха есть следствие небрежение о храме и предпочтение забот о жилищах для себя заботам об устроении дома Божия. Воспользовавшись удобным случаем, когда народ собрался в праздник новомесячие к развалинам прежнего храма (Аггей выступает на пророческое служение в первый день шестого месяца во второй год Дария), пророк произносит речь, которая произвела желанное действие: решено было начать постройку безотлагательно. В книге пр. Захарии, современника Аггея (можно полагать, младшего по летам), выступившего на пророческое служение двумя месяцами позже, мы не находим речи, всецело посвященной побуждению иудеев к возобновлению храмовой постройки; однако дело воссоздания храма составляет весьма существенную часть содержание всей первой части его книги (см., напр., 1, 16; 4, 7–10; 6, 12–15; 8, 9–2). Сущность и взаимное отношение содержание пророчеств названных пророков Кюненом выражены так: «в то время как храмовая постройка составляет существенный предмет содержания (dec eigentliche Gegenstand) пророчеств Аггея, для Захарии здесь скорее точка отправления, а существо дела для него в возвещении будущего». Dr. А. Киепеп, Historisch-kritische Einleitung in die Bücher des Alten Testaments hinsichtlich ihrer Entstehung und Sammlung. Autorisierte deutsche Ausgabe Von C. Th. Müller. Zwelter Teil. Die prophetischen Bücher. Leipzig, 1892. S. 389). Под влиянием пророческих речей, работы по восстановлению храма были возобновлены в конце того же месяца, в первый день которого Аггей изрек свое первое пророчество ( Агг. 1, 14–15 ). Менее чем через месяц после возобновление постройки, когда для народа стало ясно, что строящийся храм не обещает быть столь величественным, как разрушенный храм Соломонов, Аггей произносит второе пророчество о будущей славе второго храма ( Агг. 2, 7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Анализ всех основных разделов книги приведен в соответствующих местах комментариев. (Более подробную информацию по этой теме см.: Butterworth M. Structure of the Book of Zechahah [Sheffield Academic Press, 1992].) Дополнительная литература Boice J. M. The Minor Prophets, 2 vols. (Zondervan, 1983, 1986). Baldwin J. G. Haggai, Zechahah, Malachi, TOTC (IVP, 1972). Jones D. R. Haggai, Zechahah, Malachi, TBC (SCM, 1962). Petersen D. L. Haggai and Zechahah, 1 – 8 OTL (SCM/Westminster/John Knox Press, 1984). Barker K. L. Zechahah, EBC (Zondervan, 1985). Содержание 1:1–6 Пролог к главам 1 – 8 1:7 – 6:15 Серия ночных видений и связанные с ними предсказания 1:7–17 Первое видение: конный дозор земли 1:18–21 Второе видение: четыре рога и четыре кузнеца 2:1–13 Третье видение: Иерусалим населенный, но без стен 3:1–10 Четвертое видение: Иисус–первосвященник 4:1–14 Пятое видение: двое помазанных елеем 5:1–4 Шестое видение 5:5–11 Седьмое видение 6:1–8 Восьмое и заключительное видение 6:9–15 Предсказание 7:1 – 8:23 Вопрос о посте 7:1–3 Посланники из Вефиля 7:4–14 Вопрос о настоящем 8:1–8 Обетование обновленному Иерусалиму 8:9–13 Обновленное обетование 8:14–17 Гол ос из прошлого 8:18–23 Пост и праздник 9:1 – 14:21 Битвы, вожди и цель истории 9:1–8 Действия Господа 9:9–10 Явление кроткого Царя 9:11 – 11:3 Пророчества о суде и надежде 11:4– 17 Пастыри и овцы 12:1 – 13:9 Битва, победа и очищение 14:1–21 Суд и спасение народов Комментарии 1:1–6 Пролог к главам 1 – 8 Этот небольшой фрагмент знакомит нас с историческими и социальными условиями, в которых пророчествовал Захария: его слушателями были потомки людей, противившихся ясным предостережениям Божьим и посему оказавшихся судимыми. Эти события происходили во второй год царствования Дария I (т. е. в октябре – ноябре 520 г. до н. э.), спустя восемнадцать лет после возвращения изгнанников из Вавилона. Это пророчество относится ко времени между двумя пророчествами Аггея ( Агг. 2:1–9 и 2:10–23). Ст. 2 в древнееврейском подлиннике состоит всего из пяти слов, однако эти слова исполнены могучей силы. Вот они: «Прогневался Господь на отцов ваших великим гневом». Особое внимание, и это несомненно, обращается на «гнев» Божий. Об этом снова говорится в ст. 15, где мы встречаем аналогичное усиление выразительности данного понятия («И великим негодованием негодую…»), однако на сей раз гнев Божий отвращен от Иудеи и обращен на языческие народы. Библия часто говорит о Божьем гневе, и речь идет не о плохом настроении, а о праведном гневе в отношении скверны. Вспомните о поведении Иисуса в Храме ( Мк. 11:15–17 ; ср.:Мк.З:5).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Востановление Иерусалимского храма. Миниатюра из Книги Пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 636) Титул З.- «правитель (  )» (Агг 1. 1, 14; 2. 2, 21) означает, что он был главой сатрапии или небольшой области, и подчеркивает значимость З. как в глазах персид. правителей, так и библейских писателей ( Beyer. P. 1085). Вскоре после возвращения в Иерусалим при его участии (537 г. до Р. Х.) начали совершаться регулярные богослужения (1 Езд 2. 3-6). В 536 г. под руководством З. и Иисуса, сына Иоседекова, были призваны священники и левиты для восстановления храма (1 Езд 3. 8). От живших на территории Палестины самарян З. последовало предложение принять участие в строительных работах (1 Езд 4. 2), однако оно было отвергнуто, чтобы исключить привнесение языческих обычаев в иерусалимскую общину (1 Езд 4. 3). И хотя значительная часть 4-й гл. 1 Езд (6-23) посвящена описанию противодействия самарян евреям: во времена Ксеркса I (Ахашвероша; ок. 486-465 гг. до Р. Х.) и Артаксеркса I (ок. 465-424 гг. до Р. Х.) ( Brown. 2005. P. 37), т. е. после восстановления храма,- из текста можно сделать вывод, что восстановление храма было приостановлено в последние годы правления Кира и во время правления его сына Камбиса II (ок. 530-522 гг. до Р. Х.). Чтобы ободрить евр. народ, в поддержку З. выступили пророки Аггей и Захария (1 Езд 5. 1). Воцарение Дария I (522-486 гг. до Р. Х.) произошло на фоне всеобщего восстания по всей империи. Областеначальник (наместник Трансевфратии, включавшей в себя Сирию-Палестину - Тадмор, Надель. 1992. С. 103) Фафнай, видя, что иудеи не торопятся выразить лояльность к новой власти, послал донос в правительство, подвергающий сомнению законность строительства храма (1 Езд 5. 6-17); в ответ царь официально подтвердил решение о гос. финансировании реконструкции храма и об обеспечении храмового богослужения (1 Езд 6. 1-13). Это позволило возобновить строительство во 2-й год правления Дария I, т. е. в 520 г. до Р. Х., и закончить его в 6-й год Дария, т. е. в 516 г. до Р. Х. (1 Езд 6. 15). Восстановленный по возвращении из плена храм часто в исследованиях называется «храм Зоровавеля», чтобы отличить его от реконструкции здания храма при Хасмонеях и Ироде Великом.

http://pravenc.ru/text/199997.html

Глава I. Имя и личность пророка Малахии I. Положение вопроса об имени и личности пророка Малахии (1, Отсутствие библейских данных и ненадежность преданий – 2, Форма имени пророка, как основание для сомнения в существовании исторической личности, носившей такое имя. – 3, Три вида этого сомнение в древности. Древние сторонники понимания‏‎ в смысле собственного имени. – 4, Отношение к вопросу ученых нового времени) – II. Критика воззрений Генгстенберга на имя пророка (1, Основание Генгстенберга для непризнания за собственное имя – 2, Как смотреть на неопределенность надписания книги Малахии? – 3. Можно ли опираться на сомнение древних в исторической личности Малахии? – Этимологии имени : а, Есть ли сокращение из или ? – б, Есть ли в имени остаток имени Иеговы? – в, Можно ли в » считать за окончание прилагательного? – 5, Отношение Мал.1:1 к Мал.3:1 ). – III. Разбор мнения, отожествляющего Малахию с Ездрой. – IV. Можно ли считать » за псевдоним или nomen officii? – V. Разбор мнений об анонимности книги Малахии (А, Основания для гипотезы анонимности: 1, Предполагаемая невозможность публичной пророческой деятельности в послепленное время – 2, Мнимая невероятность собственного имени с значением «ангел Иеговы». – 3, Литературное сродство надписания Мал.1:1 с Зах.9:1 и 12:1 и Мал.3:1–4 , «Совокупная сила» всех частных доводов в пользу анонимности – Б, Критика всех этих доводов) – VI. Общее заключение по вопросу об имени пророка Малахии. – VII. Предания и гипотезы о личности пророка Малахии. I. Положение вопроса об имени и личности пророка Малахии 1) Отсутствие библейских данных и ненадежность преданий. Положительных исторических данных о личности пророка Малахии Библия не сохранила никаких. В надписании его книги ( Мал.1:1 ) мы имеем только его имя и больше ничего, – ни указания на предков, ни на время деятельности, что имеют обыкновение обозначать другие пророки и священные писатели (ср. Ис.1:1 ; Иер.1:1–8 ; Иез.1:1–3 ; Ос.1:1 ; Ам.1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Агг.1:1 ; Зах.1:1 ; Притч.1:1 ). В других священных книгах имя его нигде не упоминается 2 . Таким образом, если не выходить из рамок библейских данных, то по этому вопросу придется ограничиться одними только предположениями и, при том, – мало вероятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

благословенное. Исаия вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41,8; 51,2; Быт. 12,3 ). 61:10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3. облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47,2; 52,1; 59,17). Глава 62 62 Сиона. См. ком. к 1,8. Не умолкну... не успокоюсь. См. ст. 6; 42,14; 57,11; 64,12; 65,6. правда. См. ком. к 1,21. спасение. См. ком. к 12,2. горящий светильник. См. 58,8; 60,1–3. 62 новым именем. Подобно новым одеждам (61,10), новое имя, данное народу Сиона, означает перемену во всей его судьбе (ст. 4, 12; ср. 1,26; 56,5; 58,12; 60,14.18; ср. Быт. 17,5.15 ; Ос.2,22.23 ; Откр.2,17; 3,12 ; ком. к 43,1). 62 венцом славы. Господь разделяет славу со Своим народом (см. ком. к 4,2). 62 оставленным. См. ст. 12; ср. 54,6; 60,15. пустынею. См. 49,8.19; 54,1. 62 сыновья. Вариант перевода «строители», предлагаемый в примечании NIV, является более предпочтительным (49,17; Пс. 146,2 ). 62 сторожей. Т.е. пророков (56,10). не умолкайте. В основе этого призыва лежат слова ст. 1. 62 десницею... и крепкою мышцею Своею. Т.е. Самим Собой (ср. 40,10; 41,10; 51,9; 52,10; 53,1; ср. Исх 6,6 ; Втор. 5,15 ). 62 в ворота. В этой поэтической картине пророк создает образ восстановленного Иерусалима как центра обновленного Сиона с широко распахнутыми воротами для свободного входа всех желающих. приготовляйте путь. См. ком. к 40,3. 62 Спаситель. См. 40,9; Зах. 9,9 ; Мф. 21,5 . награда. См. ком. к 40,10. 62 их. Все народы, собравшиеся воедино в Царстве Божием (ст. 2). народом святым. См. гл. 43; Исх. 19,6 ; 1Пет. 2,9.10 . искупленным. См. ком. к 35,9. Глава 64 64 страшные дела. Исаия обращается к истории исхода ( Втор. 10,21 ; Пс. 65,3–6; 105,22 ). 64:4 Этот стих обобщает одно из важнейших богословских положений ВЗ (43,11; Втор. 4,35 ). 64 Все мы... как запачканная одежда. Народ Божий сознает свою греховность (53,6) и духовную нечистоту ( Лев. 13,45 ; Агг. 2,13.14 ). поблекли...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5:1–2 Новая Глава непосредственно продолжает сказанное в 4,24. Строительство храма было возобновлено не потому, что так повелел Дарий, а потому, что к этому призывали в своих речах пророки, и народ Божий с готовностью откликнулся на их призыв ( Агг. 1,14.15 ). 5 подкреплявшие их. Помощь со стороны пророков выражалась в смелой проповеди и непрестанных вдохновляющих речах. 5:3–4 Возобновившимся работам по возведению храма персидские чиновники вновь стали чинить препятствия. 5:5 Благодаря вмешательству Бога персидские чиновники позволили продолжать работы в ожидании решения Дария. 5 в Иудейскую область. Иудея была в то время не самостоятельным государством, а одной из провинций обширной Персидской империи. работа сия производится быстро. Это происходит благодаря Божественному попечению (ст. 5), проповеди пророков (ст. 1,2) и мудрому руководству Зоровавеля и Иисуса (ст. 2). 5 кто дал вам разрешение..? Этот вопрос еще раз подчеркивает зависимое положение Иудеи. 5:11–16 В письме Дария приводится ответ предводителей Иудеи на вопрос, который был им задан персидскими чиновниками (ст. 3,4). 5 Бога неба и земли. Это более полное именование Господа, чаще встречающееся как «Бог небесный» (см. ком. к 1,2). великий царь у Израиля. Первый храм был построен Соломоном в 966–959 гг. до Р.Х. ( 3Цар. 6,1.38 ). 5 предал их в руку. Израиль был предан в руку Навуходоносору в наказание за отступление от завета. Уповающим же на Христа нет нужды страшиться подобного наказания ( 1Ин. 4,17.18 ). Халдеянина. Халдеи населяли южную часть Месопотамии. В 612 г. до Р.Х. они разгромили ассирийцев и основали Ново-Вавилонскую империю. Халдейская (нововавилонская) династия царствовала до 539 г., когда была низвергнута персами. 5 дал разрешение. Таков ответ на вопрос, заданный персидскими чиновниками предводителям Израиля (ст. 3). 14 Шешбацару. См. ком. к 1,8. 5 с тех пор... строится. Все это время строительные работы не велись они были прерваны на семнадцать лет (см. ком. к 4,24). 5 пусть поищут. В результате первых архивных поисков (4,15) приостановилось строительство городских стен. Теперь же благодаря им будет завершено строительство храма. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

648 1:20 Или: искусных мастеров/ резчиков по металлу. 649 2:6 Букв.: по четырем ветрам небесным. 650 2:7 Букв.: скорей, Сион, спасайся бегством живущая у дочери Вавилона. 651 а 2:11 Букв: присоединятся к Господу. 652 б 2:11 Букв.: станут Моим народом, и Я буду пребывать среди них. 653 а 2:13 Букв.: вся плоть. 654 б 2:13 Букв.: поднимается/ восстает. 655 а 3:1 Евр. Ехошу а – имеется в виду Иисус, сын Ехоцадака (Агг 1:1, 12, 14). В евр. этот стих начинается словами: затем он показал мне… Здесь «он» может относиться как к сопровождавшему Захарию ангелу, так и к Самому Богу (ср. 1:20). 656 б 3:1 Евр. сата н может быть употреблено и как собственное имя, но здесь оно, вероятно, означает: враг, противник, клеветник. 657 в 3:1 Или: клеветал на него; здесь в глаголе тот же корень, что и в слове «сатана». 658 а 3:2 Букв.: Господь. Здесь, как и в ст. 1, «Ангел Господень» отождествляется с Божественной Личностью, что встречается в Быт 16:11, 13; 18:1, 2, 13, 17, 22 и в ряде друг. случаев. 659 б 3:2 Или: воспрепятствует тебе (ср. Иуд 9); или (ближе к букв.): укорит тебя. 660 а 3:7 Букв.: ходить путями Моими. 661 б 3:7 Или: распоряжаться. 662 3:8 Букв.: эти люди. 663 3:9 – 10 Здесь семь глаз – символическое изображение Божественного всеведения и вселенского владычества (ср. 1:10; 4:10; 2 Пар 16:9). Или: у которого семь граней. 664 4:14 Избранники, или помазанники – вероятно, имеются в виду потомок царя Давида Зоровавель и первосвященник Иисус; букв.: сыновей елея/свежего оливкового масла. 665 5:2 Локоть – мера длины, ок. 45 см, т.е. размеры свитка: примерно 94,5 м. 666 5:3 Речь в этом стихе и далее идет о наказаниях за нарушение заповедей Декалога, восьмой и третьей. Здесь употреблен стилистический прием (синекдоха), при помощи которого целое обозначается через часть, общее – через частное. Два наиболее характерных преступления указывают на то, что Израиль был виновен в нарушении всего Закона (ср. Иак 2:10). 667 5:4 Букв.: балки и камни. 668 а 5:6 Букв.: эфа – мера объема сыпучих тел, около 22 или 45 л; здесь речь идет о корзине такого объема для измерения зерна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010