Именно это Слово и убедило [Своей] Премудростью царя Дария, то есть закон естества. Ведь нельзя в этом месте [Писаний] понимать " Дария " как " диавола " , поскольку он добровольно содействовал благодати в избавлении народа [Израильского из плена], уверовав, что нет ничего более сильного и более полезного для спасения естества [человеческого], чем вера и благая совесть. Ибо вера содержит в себе и внутренний смысл истины, а благая совесть вводит в место Божественной любви, которая аллегорически и обозначается словом " жены " , - [пребывающий] в такой любви вообще не может преступить Божией заповеди. Это Слово воздвигает в Себе, согласно неизреченному и нераздельному единению, скинию Давидову падшую (Амос.9:11; Деян.15:16), то есть естество [человеческое], разрушаемое смертью вследствие греха. Оно есть Зоровавель, со славой восстановивший поверженный дом Божий, о котором Святой Дух говорит: Зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя (Агг.2:10). Ибо Слово приобщило [Себя] к естеству (человеческому] вторым общением, намного более необычным, чем первое, поскольку Оно сначала уделило [этому естеству] от лучшей [части Своей], а затем по Собственной воле восприняло худшее, дабы спасти образ [Свой], сделать плоть бессмертной и, соединившись с естеством [человеческим], полностью уничтожить слово змия, вновь восстановить это естество в изначальной чистоте, [свободной] от порока, и благодаря обожению соделать его еще более превосходным, чем первое творение. И поскольку [Слово] сделало [плоть] такой, какой она не являлась изначала, то Оно возвратило ей, [постоянно] текущей, то, что было утеряно, благодаря непреложности преградив путь новому падению, и исполнило в отношении нее силой [Своего] Вочеловечивания весь совет Бога и Отца. Ибо [Писание] гласит: Руце духовного Зоровавеля основаша храм сей, то есть человека, и руце его совершат его (Зах.4:9) - речь идет о прежнем творении [человека] и о возрождении его Словом по неизреченному единению. Таков истинный Зоровавель, Избавитель пленников, имеющий в руке [Своей] камень, иже от чистого олова, украшенный семью очами Господа, которыми Бог призирает на всю землю (Зах.4:10). Ведь если следовать буквальному толкованию, то Зоровавель никак не мог держать в руке камень чистого олова, имеющий семь очей Господа, взирающий на всю землю. А поскольку такое толкование невозможно, мы [опять] обращаемся к [духовному] смыслу написанного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/949/...

Исх. – Исход. Лев. – Левит. Чис. – Числа. Втор. – Второзаконие. Иис.Нав. – Иисус Навин. Суд. – Судей. Руф. – Руфь. 1 Цар. – 1 Царств. 2 Цар. – 2 Царств. 3 Цар. – 3 Царств. 4 Цар. – 4 Царств. Пар. – Паралипоменон. Езд. – Ездра. Неем. – Неемия. Есф. – Есфирь. Иов. – Иов. Пс. – Псалмы. Прит. – Притчи. Ек. – Екклезиаст. Пес. – Песнь Песней. Ис. – Исаия. Иер. – Иеремия. Пл. Иер. – Плач Иеремии. Иез. – Иезекииль. Дан. – Даниил. Ос. – Осия. Иоил. – Иоил. АмосАмос. Авд. – Авдий. Ион. – Иона. Мих. – Михей. Наум. – Наум. Аввак. – Аввакум. Софон. – Софония Агг.Аггей. Зах. – Захария. Мал. – Малахия. Мф. – Ев. от Матфея. Мк. – Ев. от Марка. Лк. – Ев. от Луки. Ин. – Ев. от Иоанна. Деян. – Деяния Апостолов. Послания: Иак. – Иакова. 1 и 2 Пет. – Петра. 1 и 2 Ин. – Иоанна. Иуд. – Иуды. Рим. – к Римлянам. 1 и 2 Кор. – к Коринфян. Гал. – Галатам. Ефес. – Ефесянам. Филип. – Филиппийцам. Кол. – Колоссянам. 1 и 2 Фес. – 1 и 2 Тим. – Тимофею. Тит. – Титу. Евр. – Евреям. Откр. – Откровение. Пример: ( 1Ин.2:3 ) значит, первое послание Иоанна вторая глава, третий стих. Часть II. Ветхий Завет Из книги Бытия Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл Об отмене субботы и почитании воскресного дня Быт.2:2–3 . Здесь ни слова не говорится о том, что люди должны праздновать субботу, а говорится, что Бог почил в день седьмый от дел Своих и тем освятил его для Себя, и только. Не люди, а Бог почил в седьмый день, и заповеди о праздновании этого дня здесь нет. В раю для людей все дни были одинаковы: все дни были днями душевного покоя и блаженства, лицезрения Господа Творца и вместе с тем все дни были посвящены на возделывание и хранение сада Эдемского ( Быт.2:15 ). Только при Моисее, впервые Господь дает им заповедь о субботнем дне ( Исх.16:23 ). По воскресении же Своем, Христос сказал в этот же день (воскресения) св. апостолам: «радуйтесь»! ( Мф.28, 9 ). Таким образом «первый день недели», согласно пророчествам ( Иез.39:13 и др.) и повелению Христа, стал днем радости для апостолов ( Мф.28:8 ; Ин.20:20 ; Лк.24:41 ), а в лице их и для всех верующих в воскресшего Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Так человек ожидает от культуры и ищет в ней изысканных вещей, тонкого аромата роз, а находит только удушливый смрад сальных огарков и зловонный чад погасшей светильни... III. В чем состоит истинный прогресс? • Что о прогрессе и культуре говорит Господь? Вещи неутешительные, жесткие и неотменяемые. 1 . Все наши знания и науки, по апостолу, «не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная – ψυχικη (психическая), бесовская – δαιμονιωδης; ( Иак. 3,15 ). (Действительно, то, что она есть плод умственного расстройства, мы видели уже в начале книги 61 ) 2 . Культура думает, что избыток и целесообразное распределение хлеба, и вообще питательных продуктов, и других благ она получит исключительно от успешного и рационально поставленного сельского хозяйства, умелого проведения социальной и аграрной реформ, от своих технических изобретений в области земледельческих орудий и прочего. «А не знала она, – говорит Господь, – что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у нее серебро и золото» ( Ос. 2, 8 ; ср.: Руф. 1, 6 ), как равно: «И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля... И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал» ( Агг. 1, 11 ; Амос. 4, 7 ). 3 . И Господь заранее предсказал, что такое устроение человечества не исцелимо и чем дальше, тем будет хуже. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» – спрашивает Он Сам ( Лк. 18, 8 ). Ясно, что нет. Посему приговор культуре, и нынешней и прошлой, столь суров. «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп, и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк. 17, 26–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Агг. 1 :14. И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафииля, из колена Иудова, и дух Иисуса, сына Иоседека, великого иерея, и дух всего остального народа, и пошли, и стали производить работы в храме Господа Вседержителя, Бога своего. Глава 2 Агг. 2 :1. В двадцать четвертый день шестого месяца, на втором году царя Дария 15 , Агг. 2 :2. В седьмой месяц, в двадцать первый (ден) месяца, сказал Господь чрез Аггея пророка так: Агг. 2 :3. Скажи ныне Зоровавелю, сыну Салафииля, из колена Иудова, и Иисусу, сыну Иоседека, иерею великому, и всему остальному народу так: Агг. 2 :4. Кто из вас видел этот храм в прежней его славе? И как вы видите его ныне как бы несуществующим 16 пред вами? Агг. 2 :5. Но ныне укрепляйся, Зоровавель, говорит Господь, и укрепляйся, Иисус, сын Иоседека, великий иерей, и пусть укрепляется весь народ земли, говорит Господь (Вседержитель) 17 , и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Вседержитель, Агг. 2 :6. И завет 18 , который Я завещал вам, когда вы выходили из земли Египетской 19 , и Дух Мой пребывает среди вас 20 : ободритесь! ибо так говорит Господь Вседержитель: Агг. 2 :7. Еще единожды Я потрясу небо и землю, и море, и сушу 21 , Агг. 2 :8. И сотрясу 22 все народы, и придут избранные из всех народов, и наполню храм сей славою, говорит Господь Вседержитель. Агг. 2 :9. Мое — серебро и Мое — золото, говорит Господь Вседержитель. Агг. 2 :10. Ибо слава последнего храма сего будет более, нежели первого 23 , говорит Господь Вседержитель, и на месте сем Я дам мир 24 , говорит Господь Вседержитель, и мир душе в награду всякому строителю, (старающемуся) возстановить церковь сию 25 . Агг. 2 :11. В двадцать четвертый (день) девятого месяца, во второй год царя 26 Дария, было слово Господне к Аггею пророку, и сказано: Агг. 2 :12. Так говорит Господь Вседержитель: спроси священников о законе и скажи: Агг. 2 :13. «Если возьмет человек освященное мясо в полу одежды своей и коснется край одежды его хлеба, или вареного, или вина, или масла, или другой пищи, то освятится-ли» 27 ? И сказали в ответ священники: «нет».

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Соф. 3 :20. И устыдятся 66 в то время, когда сотворю вам добро, и в то время, когда приму вас, ибо сделаю вас именитыми и славными 67 среди всех народов земли, когда возвращу плен ваш пред лицем вашим 68 , говорит Господь. Книга пророка Аггея Глава 1 Агг. 1 :1. Во второй год Дария царя 2 , в шестой месяц, в первый (день) 3 месяца, было слово Господне чрез 4 Аггея пророка, и сказано: скажи Зоровавелю, сыну Салафииля, из колена Иудова, и Иисусу, сыну Иоседека, великому иерею 5 , так: Агг. 1 :2. Так говорит Господь Вседержитель: эти люди говорят: «не пришло время строить храм Господень». Агг. 1 :3. И было слово Господне чрез Аггея пророка и сказано: Агг. 1 :4. А вам наступило время жить в домах ваших истесанных 6 , храм же Мой 7 сей запустел? Агг. 1 :5. И ныне так говорит Господь Вседержитель: обратите сердце ваше на пути ваши: Агг. 1 :6. Вы сеяли много, а получали мало; ели, но не в сытость; пили, но не напивались; облекались в одежды, но не согревались в них, и собирающий плату собирал в дырявый мешек. Агг. 1 :7. Так говорит Господь Вседержитель: обратите сердце ваше на пути ваши: Агг. 1 :8. Взойдите на гору и рубите деревья, и приносите 8 , и стройте храм, и Я буду блоговолить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Агг. 1 :9. Вы ожидали 9 многого, а получили малое 10 , а что внесено в дом 11 , то Я развеял. Посему, так говорит Господь Вседержитель: (это) за то, что храм Мой пуст, а вы спешите каждый в дом свой 12 . Агг. 1 :10. Посему небо удержится от (дарования) росы и земля сократит произведения свои; Агг. 1 :11. И Я наведу меч 13 : на землю, и на горы, и на пшеницу, и на вино, и на елей, и на все, что производит земля, и на людей, и на скот, и на все труды рук их. Агг. 1 :12. И послушали Зоровавель, сын Салафииля, из колена Иудова, и Иисус, сын Иоседека, великий иерей, и весь остальной народ голоса Господа Бога своего и слов Аггея пророка, так как его послал Господь Бог их к ним, и народ убоялся Господа. Агг. 1 :13. И сказал Аггей, вестник Господень среди вестников Господних 14 , народу так: Я, с вами, говорит Господь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Поэтому пророк убеждает народ сохранять мужество, считая 24 день 9-го месяца днем уже окончания бедствий. Отсюда стих 18 нужно понимать в этом случае так... «от 24 дня 9-го месяца до того дня, когда основан был храм Господень», т. е. до 24 дня 6-го месяца 2-го же года Дария, а не до 2 месяца 2-го года мнимого возвращения при Кире и мнимого основания храма. Отсюда, по Костерсу, даже в значении terminus ad quem в речи говорящего еще не спасает традиционного взгляда об основании храма, выраженного хронистом. Не говоря уже о том, что при таком понимании взгляд, высказанный Шрадером и разделяемый другими учеными, о 24-м дне 9-го месяца 520 года, как времени основания храма, теряет под собой почву – мнение Костерса не может быть все-таки признано справедливым. При всей естественности экзегезиса Костерса стиха Агг. 2:18 с внешней стороны нетрудно заметить внутреннюю несообразность этого объяснения. Между terminus a quo и terminus ad quem в объяснении Костерса заключается очень незначительный период времени (3 месяца). Поэтому в высшей степени непонятны были бы Агг. 2:16–17 в приложении к этому периоду: «приходили бывало к копне, могущей приносить 20 мер, и оказывалось только 10; приходили к подточилию, чтобы начерпать 50 мер из подточилия, а оказывалось только 20 ( Агг. 2:16 ). Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших, но вы не обращались ко Мне, говорит Господь» ( Агг. 2:17 ). Неужели все эти обстоятельства можно отнести к трехмесячному периоду времени, каковой будто бы определяет стих 18? При том, если, по Костерсу, с самого акта основания храма началось обращение народа к Иегове, то как тогда нужно понимать слова в применении к народу в разделяемый Костерсом период времени постройки храма: «но вы не обращались ко Мне, говорит Господь» ( Агг. 2:17 ). Несомненно, что все сказанное во Агг. 2:16–17 находит беспрепятственное применение при указанном выше допущении более продолжительного периода времени, обнимаемого Агг. 2:18 , т. е. периода между основанием храма при Кире в 536 году и 24 днем 9-го месяца 2-го года Дария Гистаспа (520 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агг.2:3 .  кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Агг.2:4 .  Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Далее указывается и то главное обстоятельство, которое особенно могло охлаждать и действительно охлаждало ревность строителей второго Иерусалимского храма: это – сравнительная простота и даже бедность его в сравнении с великолепием храма Соломонова. А такое сравнение для лиц, видевших последний, было естественно и необходимо. Что такие старожилы могли быть при воссоздании Иерусалимского храма и слушать речи пророка Аггея, это не может подлежать сомнению: 70-летний срок вавилонского плена легко могли пережить дети и даже юноши предпленной эпохи. Первая книга Ездры ( 1Езд 3.12 ), прямо подтверждает присутствие при закладке второго храма лиц, видевших и прежний храм. Но что и сам пророк Аггей был из числа этих старожилов, как предполагают некоторые исследователи, этого отнюдь нельзя выводить из данного места. Пророк лишь отмечает факт малодушия своих современников в начатой постройке храма и сам безбоязненно констатирует действительность разницы между вторым храмом и первым, чтобы затем ( Агг.2:7, 9 ) в особенном блеске выступила слава второго храма, имеющего далеко превзойти первый. Теперь же – ст. 4 – он предварительно ободряет весь народ и его двух представителей и вождей на безостановочное продолжение начатого дела. Ободрение и на этот раз, как и прежде ( Агг 1:5, 7 ), высказывается от лица Господа Саваофа. Содержание этого ободрения излагается в Агг.2:5–9 . Агг.2:5 .  Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Трудный для точного объяснения со стороны своей грамматической конструкции, стих этот (5) заключает в себе совершенно определенную мысль о тех неотъемлемых залогах благоволения Божия и спасения, которые во все времена ветхозаветной истории спасения для Библейского Израиля были связаны с идеею Синайского Завета ( Исх 19.5 след.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Выступивши с речью к народу в 24 день 9-го месяца 2-го года Дария ( Агг. 2:10 ), пророк говорит: «обратите сердце ваше на время от сего дня , когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем» ( Агг. 2:15 ). Здесь безусловно terminus a quo «от сего дня», т. е. 24 же день 3-го месяца, a terminus ad quem – прошедший период времени – «когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем». За такое понимание предела ad quem, как простирающегося в прошедшее, говорит и текст ст. 16 и 17: «приходили бывало к копне, могущей приносить 20 мер, и оказывалось только 10; приходили к подточилию, чтобы начерпать 50 мер из подточилия, а оказывалось только 20 ( Агг. 2:16 ). Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших, но вы не обращались ко Мне, говорит Господь» ( Агг. 2:17 ). Далее следует 18-й стих. Естественно поэтому мы можем заключать, что и в стихе 18       имеет такое же значение, с каким оно поставлено и в стихе 15, т. е. пророк настойчиво просит народ обратить внимание на прошедший период времени. Такое понимание разделяют Гуанаккер, Селлин, не восстает против него и Костерс. Итак, соответственно контексту terminus ad quem в стихе 18 – прошедший период времени. же ни в каком случае не может равняться простому min, приставка к min предлога , означающего «на», «в», «к», указывает на отдаление предмета в речи говорящего, а не на его непосредственное присутствие, а потому означает пункт, к которому, как крайнему пределу, направляются мысль и речь говорящего. Прекрасно объясняет употребление lemin в Агг. 2:18 и его значение Никель: «в стихе 18 пророк повторяет требование 15 стиха и указывает период времени, определяя его общими словами «от сего дня и назад», но потом он определяет этот период еще точнее и даже здесь через указание второго предела, Этот близколежащий по отношению к говорящему период времени или настоящее является для лица, оглядывающегося в прошедшее terminus a quo: «от 24-го дня 9-го месяца; от этого пункта настоящего взор пророка обращается к начальному пункту рассматриваемого периода, именно ко дню первого основания храма при Кире.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 2 Агг.1:15 . В двадесять четвертый день месяца шестаго, во второе лето, при Дарии царе. С евр: «в двадцать четвертый день шестаго месяца, во второй год царя Дария». Т. е. эти работы по созиданию Иерусалимского храма, о которых выше было сказано, начались во второе лето царствования Дария, в 24 день шестого месяца Элюля 14 ; след. чрез 23 дня спустя после первой речи Св. Аггея ( Агг. 1:1 ). Агг.2:1–2 . В седмый месяц, в двадесять первый месяца, глагола Господь рукою Аггеа пророка, глаголя: рцы ныне к Зоровавелю Салафиилеву от колена Иудова и ко Иисусу сыну Иоседекову, иерею великому, и ко всем прочиим людем, глаголя: кто от вас, иже виде храм сей в славе его преждней? и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами? С евр: «в седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне чрез прор. Аггея: ( Агг. 2:2 ). Скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Исусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа: ( Агг. 2:3 ) Кто остался между вами, который видел этот Дом, в прежней его славе? и каким вы теперь его видите? не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» В 21-й день седьмого месяца (конечно, церковного года), который есть Тисри (или иначе Ефаним), было новое откровение чрез пророка Аггея к Зоровавелю, первосвященнику Иисусу и ко всем Иудеям. Господь Бог повелел Св. Аггею сказать им следующее: кто из вас, оставшихся в живых, видел храм Иерусалимский в прежнем его великолепии и славе? В каком виде вы его находите теперь? Не правда ли, что он как бы не существует; ибо остались одни развалины? Очевидно, что эти вопросы сделаны пророком для того, дабы возбудить наибольшую ревность к построению нового храма. Храм Соломонов, по богатству, великолепию и обширности, был чудом своего рода; великолепное и торжественное служение в нем, при соучастии множества музыкантов и певцов, наполняло сердца иудеев невыразимою радостью и восторгом, возбуждало радостные религиозные чувства, а благосветлые обетования Божии, соединенные с служением в сем храме, делали его единственным, неоценимым сокровищем во всем мире. Не было ничего выше и славнее храма Иерусалимского, где были очи и сердце Божие, где все говорило о беспредельной любви Божией. Напоминая все это и сему подобное, пророк пробуждает прежнюю любовь и привязанность ко храму, а чрез это самое поддерживает и согревает усердие к постройке нового храма; ибо любовь не может видеть разрушенным любимого предмета; по природе своей она желает его видеть целостным.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

С евр: «обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертаго дня девятаго месяца, от того дня, когда основан храм Господень, обратите сердце ваше. ( Агг.2:19 ) Есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не приносили плода; а от сего дня Я благословлю их». Св. пророк повторяет сказанное ( Агг. 2:10 ), и убеждает, как можно внимательнее рассмотреть время до созидания храма, внимательнее размыслить о событиях, бывших до сего времени. Пророк нарочито останавливает внимание Иудеев на этом времени, дабы они узнали, что все бедствия, их постигшие, произошли именно от нерадения их к созиданию храма. Не созидая храма, заботясь только о своих выгодах, пренебрегая священным, вы дошли, говорит Сам Господь Бог, до такого жалкого положения от засухи и бесплодия, что и питаться вам почти было нечем, – у вас не было ни хлеба, ни плодов. Посмотрите, найдется ли еще ( «познается») что-либо у вас на гумне? От чего доселе не дают вам плодов ваши виноградники, деревья смоковничные, яблочные (гранатовое дерево) и оливковые? Но как теперь вы уже начали созидание храма, то Я вас благословлю плодородием, вы должны ждать богатой жатвы, много всяких плодов. Блаж. Феодорит находит такой смысл: вспомнив о сем (о том, что было до построения храма) заметьте, какой будет у вас урожай после сего, как начали строение храма. Ибо такое подам вам обилие необходимого, что и самых мер не будете знать на гумне, с благословением снабжу вас и сочными плодами, умножу сбор и плодов древесных» Подобн. обр. по LXX объясняет и бл. Иероним. Агг.2:20–22 . И бысть слово Господне вторицею ко Аггею пророку в двадесять четвертый месяца глаголя: рцы к Зоровавелю сыну Салафиилеву от колена Иудова глаголя: Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих, и превращу колесницы и всадники, и снидут кони и всадницы их, кийждо во оружии на брата своего С евр: «и было слово Господне вторично к Аггею, в двадцать четвертый день месяца, и сказано: ( Агг.2:21 ) скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: Я потрясу небо и землю; ( Агг.2:22 ) и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств народов, опрокину колесницы и сидящих на них; и низринуты будут кони и всадники их, один мечем другаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010