С принятием христианства на Руси начинается многообразная культурно-просветительная деятельность Русской Церкви. Священнослужители (в основном монахи) были первыми на Руси носителями византийской культуры: первыми учителями, учеными и врачами. В летописях XI в. числятся: преподобный Агапит Печерский, врач безмездный (+1095 г., память 1 июня), преподобный Ипатий, врач и целебник (XVI в., память 28 августа), преподобный Дамиан, пресвитер и целебник (+1071 г., память 28 сентября). Современные исследователи утверждают, что «Призрение душевнобольных в Киевской Руси возникло раньше и было поставлено лучше, чем в западной Европе того времени (В. М. Банщиков, Т. А. Невзорова. Психиатрия. Стр. 13). В Киевской Руси сложились определенные организационные формы призрения психических больных. Так в Уставе князя Владимира Церкви предоставлялась забота «о бесных», наряду со странниками, убогими и калеками. При монастырях и церквах были открыты «шпитали» и странноприемные дома (одна из церквей Межигородского монастыря была оборудована под «шпиталь» для психобольных). В XII в. в монастыре св. Иоанна Крестителя в Переяславле была «крепкая темница» для буйных психических больных, которых вплоть до XVIII в. содержали только в монастырях. Указом Екатерины II в 1773 г. для этой цели было в каждой губернии выделены по два монастыря (мужской и женский). В средневековой России на психических больных смотрели как на несчастных, блаженных, о них заботились. Случаев казни почти не было (на Западе психобольных часто идентифицировали с ведьмами и колдунами и сжигали на кострах). В этом следует усмотреть благотворное, смягчающее влияние Православной Церкви. Б. Борьба за здоровую душу Лечение «Есть многое... на небе и на земле, что и во сне, Горацио, не снилось твоей учености». (Шекспир) Психические болезни являются наиболее сложными и мало поддающимися лечению. Симптомы болезни бывают выраженными более или менее ярко, методы лечения определены наукой, но нет гарантий на излечение или, говоря языком Церкви, на исцеление больного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Слава, глас 2: Безконечная Твоя, Христе Царю, благодать/ и дарование велие,/еже даровал еси преподобному Твоему:/не токмо бо живый телом исцеляше недуги,/но и по смерти Божественною силою Твоею/рака мощей его нетленных/подает с верою приходящим исцеление./Тем молимтися, Благий Владыко,/святаго Твоего приводяще во умилостивление/по мнозей Твоей благости,/душевных и телесных нас недугов свободи/ и спаси души наша, яко Человеколюбец. И ныне, Богородичен. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ВСЯ ПРЕПОДОБНОМУ. Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, пре подобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач – армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал. Святой Агапит исцелил Чернигов ского князя Владимира Мономаха , будущего великого князя Киевского (1114–1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров. Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @6812@ Подпись к иллюстрации: Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный Размер файла: 51.16 Кб Кто разместил: Павел Шпилевой Дата размещения 16.06.2012 00:04:49 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/6812.html

Трёх святителей – 30 января. Четырёх святителей – 5 октября. Святые угодники в алфавитном порядке с указанием дней памяти их. А арон первосвящ. (в неделю Праотцов). Або муч. † 790 года, 8 января. Аввакум муч. † 270 года, 6 июля. Аввакум пророк, 2 декабря. Авгурий муч. † 259, 2 августа. Августа м. (с Екатериною) 24 нояб. Августин еписк. † 430, 15 июня. Авда, еп. Сузы, св. † 418 г., 31 мар. Авда, еп. Каскарский и муч., † 375 г., 16 мая. Авделай свмуч. (с Симеоном) † 344 г., 17 апреля. Авделай, друг. муч., † 375 г., 16 мая. Авдифакс муч. † 269 г., 6 июля. Авдиисус муч. † 375 г., 16 мая. Авдий пророк († около 560 года перед Рождеством Христовым), 19 ноября. Аверкий муч., 26 мая. Авенарий, царь III века, 19 ноября. Аверкий Иерапольский † 167 г., 22 окт. Авив муч. (с Гурием и Самоном) † 320 г., 15 ноября. Авив Некресский IV в., 29 нояб. Авим муч. (из Маккавеев) † за 183 года перед Рождеством Христовым, 1 августа. Авксентий преп. в Вифинии † около 460 года, 14 февраля. Авксентий, учен. Космы, IX века, 18 апреля. Авксентий, преп. Вологодский, † 1521 года, 12 июня. Авксентий, муч. Севастийский, † 305г., 13 декабря. Авраам патриарх – в неделю Праотцов и 9 октября. Аврамий, преп. Печенгский, † 1517 г., 4 февраля. Аврамий, м. Болгар., † 1229 года, 6 марта и 1 апреля. Аврамий, преп. Чухломский, † 1375 г., 20 июля. Аврамий, преп. Смоленский, † не позже 1220 г., 21 августа. Авраамий Печерский, 21 августа. Аврамий, преп. Палеостровский, † около 1420 года, 21 августа. Аврамий Печерский, трудолюбивый, † XIV века, 21 августа. Аврамий, преп. Мирожский, † 1158 г., 24 сентября. Аврамий Ростовский, † XII века, 29 октября. Аврамий, затворник Геллеспонтский, † IV века, 29 октября. Автоном свящ. † 313 г., 12 сент. Авундий муч. III века, 13 августа. Агав, Ап. из 70, 4 янв. и 8 апр. Агапит, препод. Маркушевский, † 1584 года, 21 мая. Агапит преп., безмездный врач, † около 1095 г., 1 июня. Агапий Ватопедский, 1 марта. Агапий муч. † 303 г., 15 марта. Агапий муч. † 304 г., 3 апреля. Агапий, м. Римский, † 118 г., 20 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После многих трудов и богоугодных подвигов разболелся сам безмездный врач этот, блаженный старец Агапит. Узнав это, вышеупомянутый врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зелием лечится такой недуг. Отвечал блаженный: " Тем, которым сам Господь, как врач души и тела, подаст здравие " . Армянин понял, что он не сведущ во врачевании и сказал своим: " Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве " . Потом, взяв его за руку, сказал: " Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом " . Блаженный же с гневом сказал: " Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен - дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня? Бог оповестил меня, что я отойду к нему по истечении трех месяцев " . Армянин снова сказал: " Ты уже весь изменился; такие, как ты, не живут никогда дольше третьего дня " . Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться. Между тем, к преподобному Агапиту, самому столь тяжко больному, принесли из Киева другого больного для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью встал, как будто бы не болел, и, взяв свое обычное зелие, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: " Вот зелие, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей " . Тот же, посмотрев, сказал святому: " Оно не из наших, но, думаю, из Александрии " . Блаженный посмеялся над его невежеством, дал больному выпить того зелия, и, помолившись, сделал его здоровым. Потом он сказал армянину: " Чадо, прошу тебя, поешь этого зелия со мной, если хочешь; потому что мне нечем угостить тебя " . Отвечал ему армянин: " Мы, отче, постимся четыре дня этого месяца, и теперь пост " . Услыхав это, блаженный спросил: " Кто ты и какой веры? " Он отвечал: " Разве ты не слыхал обо мне, что я армянин? " Блаженный сказал ему: " Как же ты осмелился войти сюда, осквернить мою келию и держать мою грешную руку? Выйди от меня, иноверец и нечестивец! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

Хронологический указатель святых 10 век Великая княгиня Ольга 11 июля 969. 1056 Феодор и Иоанн мученики 12 июля 983. Михаил митроп. киевский 15 июля 992. 11 век Великий князь Владимир 15 июля 1015. Князья Борис и Глеб 24 июля 1015. Феодор еписк. ростовский 8 июня 1023. Иоаким епископ новгор. 4 февр. 1030. Моисей Угрин 26 июля 1046. Великая княгиня Анна 4 окт. 1050. Владимир князь новгород. 4 окт. 1051. Ефрем новот. 28 янв. 1053. Лука еписк. новгородский 4 фев. 1059. Варлаам игумен 19 нояб. 1065. Иларион митрополит 28 авг. 1066. Дамиан врач печерский 5 окт. 1071. Иеремия прозорливый 5 окт. 1071. Леонтий епископ ростов. 23 мая 1073. Антоний препод. печерский 10 июля 1073. Феодосий игум. печерский 3 мая 1074. Матфей прозорливый 5 окт. 1085. Князь Ярополк-Петр 21 нояб. 1086. Никон игумен печерский 23 мар. 1088. Иоанн митрополит 30 авг. 1088. Исаакий затворник 14 февр. 1090. Исаия епископ ростовский 15 мая 1091. Алипий печерский 17 авг. 1092. Григорий чудотворец 8 янв. 1093. Стефан епископ владим. 27 апр. 1094. Агапит врач 1 июня 1095. Герман епископ новгор. 4 февр. 1096. Евстратий печерский 28 мар. 1097. Ефрем переяславский 28 янв. 1098. Феодор и Василий печер. 11 авг. 1098. 12 век Никон сухой 11 дек. 1101. Марк, Иоанн и Феофил 29 дек. 1102. Григорий икон. 8 авг. 1105. Прохор печерский 10 февр. 1107. Никита епископ новгород. 30 янв. 1108. Пимен многоболезненный 7 авг. 1110. Княгиня Анна 3 нояб. 1112. Кукша и Пимен 27 авг. 1113. Нестор летописец 27 окт. 1114. Преп. Исаия печерский 15 мая 1115. Аврамий ростовский 29 окт. 1117. Амфилохий еписк. вол. 28 авг. 1122. Феоктист еписк. черниг. 6 авг. 1123. Константин кн. муром. 21 мая 1129. Тимофей игумен печерский 28 авг. 1131. В. к. Мстислав Феодор 15 апр. 1132. Кн. Всеволод Гавриил 11 февр. 1139. Пимен постник игумен 28 авг. 1141. Кн. Святоша Николай 14 окт. 1142. Великий князь Игорь 5 июня 1147. Антоний рим. 3 авг. 1147 Пр. Спиридон и Никодим 31 окт. 1148. Онисифор 9 нояб. 1148. Мартин стар. 27 июня 1150. Нифонт еписк. новгород. 8 апр. 1156.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Врачи свв. Описания иконы Врачи свв. - житие Бессребренники мученики Кир и Иоанн Святой мученик Трифон Мученик Фалалей Эгейский Преподобный Павел Коринфский Преподобный архимандрит Евфимий, Суздальский чудотворец Преподобный Агапит Печерский Св. мученик Диомид Преподобный Ипатий Целебник Святые безсребренники и чудотворцы Косма и Дамиан Святая преподобномученица Елисавета Священномученик Зотик Сиропитатель Святой мученик и целитель Пантелеимон Святой мученик Орест врач Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1462

Святой Агапит исцелил, между прочим, и князя Владимира Мономаха , послав ему в Чернигов свои целебные травы. Искусством врачевания святой Агапит превзошёл знаменитого в Киеве врача-армянина, и тот, поняв, что Агапиту посылается помощь свыше, крестился и принял иночество в Печерском монастыре. Бедный ходатайствует перед Богом за дающего Христианин не должен ослабевать в милосердии, воодушевляясь той великой пользой, которую приносит милостыня человеку. Человек, подающий милостыню, расточает тленное, а приобретает нетленное; расточает земное, а получает Небесное; расточает малое, принимает неисчетное. На памятнике одного доброго человека значилась следующая надпись: «Всё, потраченное им на себя, — потеряно; всё, накопленное для других, всё розданное — осталось с ним». Подающий милостыню подаёт нищему, а принимает Христос. О чудное действие милостыни! Христа под рубищем она находит, и Всесодержащему благодетельствует! Ибо Искупитель наш, испив некогда чашу горьких страданий, и до сих пор ещё страдает в Своих членах. Он, когда настанет день Его правосудия, скажет милосердым: Ибо алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35–36 ). И хоть пред целым светом они признаются, что никогда в таком состоянии не видели Его, милосердый Спаситель объявит им, что сделанное ими благодеяние бедным Он принимает как сделанное Ему: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). Святитель Иоанн Златоуст так рассуждает о пользе милостыни: «Она не обувь нам делает, не одежду доставляет, не дома каменные созидает, но жизнь вечную приготовляет, из рук смерти исторгает, и в той и в другой жизни прославляет и созидает нам обители и вечные чертоги на Небесах… Милосердие созидает вечную жизнь на Небесах, учит учеников своих избегать вечной смерти и дарит им сокровища неистощимые, которые не могут потерпеть вреда ни от воров, ни от моли, ни от тления, ни от времени.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

Впрочем, отсылка к древним патерикам 769 показывает, что склонность к богатству всегда была искушением для монахов. В заключении находим очередное наставление Симона Поликарпу о необходимости послушания архимандриту Акин– дину. Не слишком воодушевляет и начало последнего слова (23) о двух поссорившихся друзьях, попе Тите и диаконе Евагрии, тем более что в итоге прощения просит только Тит, а Евагрий до самой смерти упорствует в гневе. Посему пусть блюдет себя Поликарп, дабы, по слову Господню, “не зашло солнце в гневе вашем”. Прочитав этот “пра-Патерик”, Поликарп, очевидно, испытал перелом в своих настроениях, ибо он приступил к составлению собственного собрания историй из иноческой жизни, открывая его смиренным посвящением настоятелю Акиндину (слово 24). Повесть о Никите-затворнике (слово 25), впоследствии новгородском епископе († 1108 г.) 770 , демонстрирует опасности, связанные с самолюбивым стремлением к совершенству. Никита пренебрегает молитвою и Евангелием, предаваясь вместо этого изучению Ветхого Завета и еврейской литературы (“книгы жидовскыа”) 771 . Хотя он и становится известным прорицателем, лишь молитвами прочей братии удается ему в конце концов преодолеть пагубное самообольщение 772 . Во втором рассказе – о затворнике Лаврентии (слово 26) – печерские иноки восхваляются как великие экзорцисты, которым не могут противостоять бесы. Поликарп поясняет Акиндину, что пишет об этом, “да не покрыю тмою невидения дивнаа чюдеса блаженых онех”. Затем следует повесть о “безмездном враче” Агапите (слово 27), который своим простым искусством превзошел даже прославленного врача-армянина, жившего в Киеве. Среди его пациентов оказывается сам князь Владимир Мономах , подарки которого Агапит, однако, отвергает или передает бедным. Впоследствии Агапит сам заболевает, но тем не менее отклоняет попытку сближения, предпринятую иноверцем–армянином, который после его смерти признает свое поражение и сам постригается в монахи. В конце, обращаясь к своему заказчику Акиндину, Поликарп напоминает о других записях подобных чудес, сделанных Симоном, летописцем Нестором и в Житии Антония, следом за которыми и он, Поликарп, стремится спасти от забвения образы великих печерских черноризцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позиция другой профессиональной группы церковных людей иная, чем производственной. Ни лечцы (средневековые врачи), ни паломники (странники, калики) не были связаны с землей, сельскохозяйственным производством. Переход их под церковную юрисдикцию также делал их зависимыми от церкви, но отсутствие связи по земле делало их положение достаточно своеобразным. Калики не являлись священнослужителями или младшими клирошанами, но, будучи связанными с религиозным культом, не имея вне его средств к существованию, приближались к служителям церкви по своему положению. Несомненно, что они оправдывали это свое положение, ревностно служа распространению религиозной идеологии. Включение лечца в перечень церковных людей также может найти объяснение. Памятники церковного и монастырского происхождения XII—XIII вв. сообщают, что врачи были хорошо известны в городах. Можно выделить три группы врачей по их общественной принадлежности. К первой отнесем городских врачей, для которых не указана какая-либо их зависимость или принадлежность. Таковы врачи в Киеве и Переяславле, лечившие многих . Вторая группа — княжеские придворные врачи Владимира Мономаха в Чернигове, Святослава Давыдовича (Святоши) . Наконец, третий тип врачей — монастырские врачи-иноки, например Агапит-киевлянин, который, следуя примеру Антония, «зелием» (лекарствами, травами) лечил братию и получил прозвище Лечец . Между тремя отмеченными группами врачей, особенно между двумя первыми, не существовало резкой грани. Врачи жили, очевидно, своим ремеслом и брали за лечение немалые деньги. Этим было вызвано и включение пункта о мзде лечцу в ст. 2 Краткой редакции Русской Правды, и многократные жалобы на то, что у больных не было средств на оплату врачей и они теряли надежду на выздоровление . Средневековая организация городского общества приводила к постепенному втягиванию различных социальных элементов, бывших прежде более или менее независимыми, в сферы влияния и власти феодальных собственников. Если в деревне расширение и укрепление светского и монастырского землевладения приводило к превращению сельского населения в зависимое от этих основных групп феодалов крестьянство, то в городе отдельные группы населения находились под сильным давлением церкви, стремившейся подчинить их своей власти. Конкуренция светских врачей с врачами-монахами, описанная в Киево-Печерском патерике ; значительные средства, которые приносило это ремесло врачам; наконец, их неопределенное положение в требовавшем четкой иерархической структуры феодальном обществе были причиной стремлений церкви включить лечцов в число церковных людей. Маркс подчеркивал иерархическую структуру феодального общества, которая не ограничивалась иерархической лестницей феодалов. Он писал, что в этом обществе «все зависимы — крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и попы. Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни» .

http://sedmitza.ru/lib/text/438147/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010