ЦВ 20 (393) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г. Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей: Мы должны действовать как единая Церковь 1. Благодарственный молебен и славословие воссылаем в Троице Святому Богу, сподобившему нас — всех тех, кому Его милость доверил служение быть во главе поместных Святейших Автокефальных и Автономных Церквей, — снова встретиться здесь, в этом Священном центре, для того чтобы подтвердить наше неразрывное во Христе единство и обсудить волнующие Церковь вопросы в рамках выполнения ее миссии в современном мире. С большой и невыразимой радостью наша Святейшая Константинопольская Церковь, и лично мы, приветствуем всех вас, Блаженнейших и Высокопреосвященнейших Предстоятелей поместных Святейших Православных Церквей и представителей тех, кто не смог присутствовать лично, и сопровождающих вас лиц, и, целуя каждого из вас святым целованием, восклицаем вместе с псаломщиком: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе». Всем вам мы выражаем нашу благодарность за то, что вы с готовностью и братской любовью ответили на приглашение нашей смиренности собраться здесь, подвергнув себя трудностям посещения нашего Града. Ваш ответ на наше приглашение мы оцениваем как проявление братской любви, но и заботы об усилении и утверждении единства Святейшей Православной Церкви, сторожами и гарантами которой мы были назначены Божией Благодатью. 2. Когда мы, милостью Божией, приняли руль этой Первопрестольной Церкви, мы посчитали нашим священным и неотложным долгом усилить узы любви и единства всех Предстоятелей поместных Православных Церквей. Поэтому мы, выполняя желание и других братьев Предстоятелей, и взяли на себя инициативу созвать подобные Совещания в этом Граде: на Воскресенье Торжества Православия в 1992-м, затем в 1995-м на острове Патмос. Имели же и другие возможности подобных встреч и совместных богослужений в Иерусалиме и в Фанаре в начале и в конце 2000 года по случаю наступления третьего тысячелетия после Рождества Христова. Конечно, эти Совещания не являются «нормой» с точки зрения канонической акривии. Как известно, Священные Каноны нашей Церкви предоставляют высшую ответственность и власть по церковным вопросам Соборной системе, в которой принимают участие все действующие архиереи или по очереди, или в полном составе. Эту каноническую структуру никоим образом не заменяет Совещание Предстоятелей. Тем не менее, периодический созыв такого собрания считается необходимым и полезным, особенно в такие времена, как наши, когда встреча и разговор лицом к лицу ответственных руководителей во всех областях общественной жизни людей становится возможным и даже очень полезным. Таким образом, с Божией помощью, польза для Церкви от личной встречи Предстоятелей Православных Церквей не может не быть великой.

http://e-vestnik.ru/docs/svyatejshij_pat...

Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года) 4 февраля, 2016. Новостная служба Документ принят Архиерейским Собором 4 февраля. ПРАВМИР. Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. 1. Освященный Архиерейский Собор одобряет позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года, а также делегаций Русской Православной Церкви в заседаниях Межправославной подготовительной комиссии, Специальной межправославной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, занимавшихся в межсоборный период подготовкой документов по темам повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви. 2. Архиерейский Собор с удовлетворением отмечает, что в проекты документов Всеправославного Собора внесены необходимые изменения и дополнения согласно предложениям Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей. 3. Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви. 4. Архиерейский Собор поручает Священному Синоду сформировать делегацию Русской Православной Церкви для участия во Всеправославном Соборе. 5. Освященный Архиерейский Собор призывает полноту Русской Православной Церкви к сугубой молитве, дабы Господь явил Свою волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение укрепило единство Православия, послужило ко благу Церкви Христовой, к славе Божией, к сохранению неповрежденной православной веры. 6. Архиерейский Собор выражает убежденность в том, что необходимым условием проведения Всеправославного Собора является свободное участие в нем делегаций всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. В связи с этим особую важность приобретает разрешение до Собора проблемы, возникшей во взаимоотношениях Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов.

http://pravmir.ru/postanovleniya-osvyash...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не всеправославный и не собор Синод Антиохийской Церкви о статусе Критского совещания и необязательности его решений 04.07.2016 1281 Время на чтение 6 минут Подводя итоги своей седьмой внеочередной сессии, проходившей под председательством Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х с 25 мая по 27 июня в Баламандском монастыре в Ливане, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выступил с заявлением, которое в переводе с арабского на греческий язык опубликовало информационное агентство «Ромфея», сообщает Седмица.ру. Иерархи Антиохийской Православной Церкви, прежде всего, поздравили свою паству с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, основателей Антиохийской Церкви. Вспоминая учеников Спасителя и первых христиан, которые свидетельствовали о воскресении Иисуса Христа из мертвых своим мученическим подвигом, Синод Антиохийской Православной Церкви напомнил, что и сегодня христиане совершают подвиг мученичества в «истерзанной Сирии, замученном Ливане, окровавленном Ираке». Члены Синода особо отметили в своем послании митрополита Алеппского Павла (Язиджи), родного брата Патриарха Иоанна Х, похищенного три года назад, о котором с тех пор нет никаких известий. Синод Антиохийского Патриархата также рассмотрел вопрос о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, созыв которого готовится в течение более пятидесяти лет. Иерархи Антиохийского Патриархата с сожалением констатировали, что отсрочка проведения Собора, о которой просил Синод Антиохийской Церкви ради укрепления единства вселенского Православия, так и не была предоставлена. По этой причине не удалось достичь общеправославного консенсуса по спорным вопросам повестки дня Собора, так как не было выполнено экклезиологическое условие для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей по причине не преодоленного к настоящему времени разрыва евхаристического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами. Синод Антиохийского Патриархата с сожалением отметил, что не только просьба Антиохийской Православной Церкви отложить проведение Собора не нашла ответа, но и аналогичные просьбы Русской, Болгарской и Грузинской Церквей также были проигнорированы. Синод констатировал, что, в конечном счете, Собор, который изначально предназначался стать всеправославным, был созван в отсутствие четырех автокефальных Церквей, паства которых составляет около половины от общего количества православных верующих во всем мире.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/04/ne...

«Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» 20.07.2023 12:40:52           Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира.           За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Русская Православная Церковь поддерживает предложение перенести Всеправославный Собор 13 июня, 2016. Новостная служба Решение об этом принято на экстренном заседании Священного Синода 13 июня. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь не примет участие во Всеправославном Соборе на Крите и обратится к Константинопольскому Патриарху о переносе сроков проведения собора. Решение об этом принято на экстренном заседании Священного Синода. Русская Православная Церковь не примет участие во Всеправославном Соборе Об этом 13 июня на брифинге после экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви сообщил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Он отметил, что Русская Церковь не сможет участвовать в Соборе в случае неучастия других Поместных Православных Церквей, т.к. будет нарушен консенсус и Собор не будет Всеправославным. В официальном заявлении, опубликованном по результатам Священного Синода говорится, что было принято решение: «Поддержать предложения Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской Православных Церквей о переносе проведения Всеправославного Собора на время, которое надлежит в дальнейшем установить по итогам общеправославного обсуждения и при непременном условии согласия Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей; незамедлительно направить соответствующее предложение Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей; в случае, если и это предложение Святейшей Константинопольской Церковью не будет принято, а Собор на Крите, несмотря на отсутствие согласия ряда Поместных Православных Церквей, все же будет созван, — с глубоким сожалением признать невозможным участие в нем делегации Русской Православной Церкви». Отвечая на вопрос корреспондента “Правмира” о проблемах Вселенского Православия, проявившихся в нестроениях при подготовке предстоящего Собора, митрополит Иларион сказал: — Как известно, Антиохийский Патриархат прервал общение с Иерусалимским Патриархатом из-за ссоры вокруг церковной юрисдикции над Катаром и над Аравийским полуостровом в целом. Сербская Православная Церковь в своем заявлении отметила неурегулированные проблемы во взаимоотношениях с Румынской Православной Церковью, которая создала на канонической территории Сербской Православной Церкви свою епархию. Такие проблемы существуют и у нас, поскольку Румынская Церковь создала свою юрисдикцию на территории Молдовы, которая входит в каноническую территорию Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

А.С. Смыкалин Глава V. Устройство Церкви 1. Территориальный принцип церковной юрисдикции. Патриаршия ставропигия. Диаспора. Автокефалия. Автономные Церкви. 2. Патриаршество. Период местоблюстительства. Поместный Собор 1917–1918 гг. Восстановление патриаршества. 3. Высшее управление Русской Православной Церковью. Первый период (1918–1988 гг.). Второй период (1988–2000 гг.). Высшее церковное управление по «Уставу об управлении Русской Православной Церковью» 1988 г. Высшее церковное управление по Уставу 2000 г. Поместный Собор. Архиерейский Собор. Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов. Патриарх Московский и всея Руси. Священный Синод. Синодальные учреждения. Приходское церковное управление по Уставу 2000 г. Приход. Настоятель прихода и приходской причт. Коллегиальные органы приходского управления. 1. Территориальный принцип церковной юрисдикции Вселенская Церковь состоит из отдельных поместных церквей, которые включают в себя епископии (епархии), а епархии – приходы. Существуют и такие единицы административно-территориального деления Церкви, как экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура сложилась исторически и в основном остается неизменной. Административное деление Церкви строится по территориальному, а не по национальному принципу. В своем территориальном размежевании поместные церкви соответствуют политико-административному делению, государственным и административным границам. Территориальное начало в разграничении церковной юрисдикции допускает и исключения в виде экстерриториальности (понятие, принятое в международном праве). Рассмотрим их. Патриарший ставропигия. Слово «ставропигия» происходит от греческих слов «крест» и «водружать». Право Патриаршей ставропигии заключается в том, что Патриарх может водрузить крест и при устроении монастыря, церкви вне пределов своей епархии, включив их тем самым в свою непосредственную юрисдикцию. В России в синодальную эпоху правом ставропигии пользовался Святейший Синод. Диаспора. В странах, где православные христиане живут не компактной массой, а рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и даже епархии разных церквей. Поэтому территория православной диаспоры может находиться в юрисдикции разных поместных церквей, как, например, в Западной Европе и Америке. Подобная ситуация носит временный характер, поскольку рано или поздно образуются новые автономные и автокефальные церкви. Однако вопрос этот сложный, до сих пор вызывающий разногласия и споры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года. Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира. За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://new.mospat.ru/ge/documents/90905-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устройство высшего управления православных поместных церквей Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдет не о всех Православных Церквах, и не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых многочисленных, паства которых исчисляется миллионами чад, о тех, которые являются национальными Церквами своих народов, их духовной колыбелью. Сербская Православная Церковь. Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белг-радско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под представительством старейшего члена Собора - Митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора - митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://sedmitza.ru/lib/text/432422/

— Годы после распада Советского Союза — это время массовой эмиграции из некогда составлявших его стран. Сегодня наши соотечественники живут и работают в самых разных уголках мира. Находясь вдали от родины, эти люди испытывают острую потребность в пастырском окормлении, в богослужении на понятном им языке. Мы не можем отказать им в этом, и потому открываем для них новые приходы. Столь же широко, как сегодня, создание новых русских общин происходило разве что в первой половине ХХ века — после революции и гражданской войны. Нечто подобное имело место и в истории греческих Церквей. В частности, после Малоазийской катастрофы в многократно увеличившейся греческой диаспоре по всему миру активно создавались новые церковные структуры. Хотел бы подчеркнуть, что в нашем случае за этими шагами отнюдь не кроется никаких недружественных или «экспансионистских» намерений в отношении братских Православных Церквей. Ведь почти все наши приходы открываются в так называемых странах диаспоры, то есть вне пределов Автокефальных Поместных Церквей. В тех же случаях, когда речь идет о канонической территории какой-либо Поместной Православной Церкви, открытию прихода или представительства предшествует обязательное согласование со Священноначалием этой Церкви. — Турция постоянно оспаривает Вселенскую роль Предстоятеля Константинопольской Церкви. Недавно лидер ультраправой организации «Серые волки» заявил, что даже Патриарх всея Руси, мол, не признает Патриарха Вселенским. Как все-таки обстоит дело? Вы признаете Патриарха Вселенским? — Я не раз выражал братское сочувствие Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с не прекращающимися агрессивными вылазками против Константинопольской Церкви турецких экстремистских группировок, таких как упомянутые вами «Серые волки». В своих действиях и заявлениях эти организации преследуют одну единственную цель — нанести максимальный вред Православной Церкви. Что же касается наименования Константинопольского Патриарха «Вселенским», то Русская Церковь, конечно же, признает этот сложившийся исторически титул, использует его за богослужением и в переписке. При этом мы понимаем, что данный титул отнюдь не подразумевает некой всемирной юрисдикции, потому что в таком случае он соответствовал бы скорее католической, а не православной экклесиологии. Речь идет о наследии византийской эпохи, которая в памяти церковной сохранилась, хотя политическая реальность «Нового Рима» давно уже в прошлом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202541...

«Даже если виновные в произошедшем уйдут от человеческого суда, то никто не уйдет от суда Бога» Никогда еще ненависть и раздоры не приводили к развитию личности и общества. 1 марта, 2014 Никогда еще ненависть и раздоры не приводили к развитию личности и общества. Управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский Антоний (Паканич) о том, как ситуация в стране повлияла на деятельность церкви Событий, которые за последнюю неделю произошли в Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП), хватило бы для церкви минимум на целый год. Всего за неделю УПЦ МП выбрала нового местоблюстителя и возобновила переговоры об объединении с Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Все это происходило на фоне попыток захвата церковной собственности и выстраивания отношений с новой властью. О том, как повлияли последние события в стране на жизнь Церкви, и о том, чего в УПЦ МП ждут от переговоров по объединению с УАПЦ и УПЦ КП, специальному корреспонденту “Ъ” ОЛЕГУ ГАВРИШУ рассказал управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ). — Недавно прошла встреча и.о. президента Александра Турчинова с Всеукраинским союзом церквей и религиозных организаций. Каковы ее итоги? — На этой встрече была представлена ситуация в Украине и в Киеве, какой ее видит глава Верховной рады. Было заявлено, что во многом стабилизация зависит от церквей и религиозных организаций. Каждому представителю церквей была дана возможность высказать свое мнение, поднять проблемные вопросы. В частности, местоблюститель Киевского престола нашей церкви митрополит Онуфрий (Березовский) сказал, что произошли страшные события. Даже если виновные в произошедшем уйдут от человеческого суда, то никто не уйдет от суда Бога, от ответственности за то, что было совершено убийство невинных людей. Также была высказана просьба к государству: сделать все возможное для недопустимости захвата храмов нашей церкви. Владыка Онуфрий сказал, что, по его информации, колонна Автомайдана двигалась в сторону Банчен, где находится известный православный монастырь, приют для сирот, детей-инвалидов. Когда-то строительство и создание этого приюта патронировал в том числе и бывший президент. Владыка попросил учесть, что это уже район с преобладающим румынским населением, многие здесь имеют румынские паспорта. Потому владыка просил не допустить напряженности в отношениях с Румынией.

http://pravmir.ru/dazhe-esli-vinovnye-v-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010