Веру «во единаго Бога» нужно было почерпнуть из истинного источника, получить от надежного свидетеля и затем сеять ее в человеческих душах, словно на ниве. Самым надежным Свидетелем единобожия является Сам Бог , живой и истинный. Он Сам свидетельствует о Себе через избранных Своих, говоря: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя иных богов кроме Меня» ( Исх. 20, 2–3 ). Единый, живой и истинный являл Себя постепенно. Среди сорняковых зарослей многобожия Он находил малые нивы и сеял на них доброе семя веры. Это были души праведников, души, подобные высоким свечам, которые Он зажигал пламенем веры, чтобы они светили во мраке многобожия. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1, 5 ). Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Иосиф, Моисей, Исаия, Даниил – вот свечи Божии, верой возжженные! Единый живой и истинный явил Себя народу Иакова, или Израилю. По милости своей Он являл Себя вначале в Египте, в «земли чуждей» ( Пс. 136, 4 ), затем в пустыне и, наконец, в Ханаане, в Земле обетованной. И некогда весь народ Израиля исповедовал веру «во единаго Бога». Но народ Божий стал колебаться в истинной вере, и мрак идолопоклонства снова стал угрожать «свету во тьме» ( Ин. 1, 5 ). Единый Живой, Истинный, милосердный и многомилостивый, видя эту опасность, послал к людям Сына Своего Единородного, Господа Иисуса Христа, чтобы Он рассеял тьму многобожия, укрепил сердца человеческие для восхождения к горнему и посеял доброе семя веры в Бога единого живого и истинного. Святые апостолы, трудолюбивые пчелы Христовы, разнесли эту веру, этот посев Божий, по всему миру. Воистину, как медоносные пчелы Божии, разлетелись апостолы из Иерусалима на все четыре стороны мира, по народам и племенам, чтобы, словно медом, напоить души человеческие благовестием о едином Живом и Истинном. Очищали они нивы душ от сорняка идолопоклонства, от веры в духов и божков. На возделанных нивах сеяли они святую веру во единого Живого и Истинного. Трудным и опасным был их труд! Поверьте мне, миссионеры Бога единого: эта невиданная прежде брань стоила пота и слез, ран и крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Они, не различая несчастий, коими наказывает Бог верных Своих почитателей, для испытания и укрепления их, от тех, коими карает Он виновных, почитали его достойным оных. Святой муж, быв уверен в невинности своей, доказывал им, что Бог наказывает иногда и праведных для приведения их к большему совершенству, или для другой какой неизвестной людям причины. Наконец, Господь обратил на него Свою милость. Он даровал ему столько же детей, сколько он имел их прежде, совершенное здоровье, и еще большее имение и богатство, нежели сколько отнял у него диавол. Разительное изображение Церкви на земле! Достойный удивления урок для чад ее! Бог, кажется, оставляет их на некоторое время ярости врага; попускает злому духу обременять их бедствиями; но испытавши их постоянство, искусивши их веру напастями, Всемогущий умилостивляется наконец, и вечные блага вознаграждают их за некие минутные страдания. Разные замечания на третий период Священной Истории Применение Прообразований Ветхого Завета к Иисусу Христу и Его Церкви Нравы Патриархов Патриархи были совершенно свободны, и семейство их можно почесть небольшим Государством, в котором отец был царем. Богатство их наиболее состояло в скоте, как то: козах, овцах, верблюдах, волах и ослах, у них не было ни лошадей, ни свиней. Рабы, коих они имели великое множество, им были нужны; но они употребляли их для пособия себе, а не для того, чтоб самим быть в бездействии; им известно было употребление золота и серебра, ибо повествуется, что Авраам имел драгоценные сии металлы в изобилии. Они употребляли также благовония, и сему не должно удивляться, поскольку страна, где они жили, производила оные в великом количестве. Среди сего изобилия, они были однако ж весьма трудолюбивы, всегда находились в поле, жили в шатрах, и переменяли место пребывания своего смотря по удобству пастбищ. Они, без сомнения, могли построить города, подобно прочим народам, но предпочитали всегда пастушескую жизнь, как самую простейшую, как самую способнейшую к отвлечению людей от земных удовольствий и к обращению их взоров на лучшее отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Вы смутились и плачете, слыша об этом; подумайте же, каково было ему это видеть. Если мы, после столь долгаго времени, не можем без слез слышать об этом печальном событии, и притом слышать о чужом несчастии; то какой адамант был тот, кто видел это своими глазами, и любомудрствовал не над чужими, а собственными бедствиями? Однако он не возроптал, и не сказал ничего такого: что это значит? Это ли награда за мою благотворительность? Для того ли я отворял дом странникам, чтобы видеть его гробом детей? Для того ли я прилагал о них всякое попечение, чтобы они потерпели такую смерть? Ничего такого он не сказал и не подумал; но перенес все великодушно, хотя и лишился их после такого о них попечения. Как искусный ваятель, отделывая золотыя статуи, украшает их весьма тщательно; так и Иов образовывал, улучшал и украшал души детей. И как трудолюбивый земледелец постоянно орошает пальмовыя или оливковыя деревья, ограждает, окапывает их и всячески ухаживает за ними; так и Иов не переставал, как бы какую плодоносную маслину, душу каждаго из детей усовершать в добродетели; увидев же, что эти растения напором злого духа вырваны, повержены на землю и бедственно погибли, не только не произнес никакой хулы, но еще благодарил Бога, и тем нанес диаволу смертельную рану. 5. Но, скажешь ты, у Иова было много сыновей, а иной нередко лишается единственнаго сына, поэтому и скорбь неодинакова? Хорошо ты говоришь; и я скажу, что скорбь неодинакова, но скорбь Иова гораздо больше. Какую пользу принесло ему многочадие? Его несчастие было тем поразительнее и скорбь тем мучительнее, что он получил рану в лице многих детей. Если же хочешь видеть и другого святаго, который имел единороднаго сына, и оказал такое же, и даже большее, мужество: то вспомни о патриархе Аврааме, который, хотя не видел Исаака умершим, но - что было еще мучительнее и прискорбнее - получил повеление (от Бога) самому заклать его и не воспротивился этому повелению, не возроптал и не сказал чего-нибудь подобнаго: за тем ли Ты сделал меня отцом, чтобы сделать детоубийцею? Лучше было бы прежде не давать его мне, чем давши отнять его таким образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Что это напоминает вам? Все отдам тебе, кроме плода, помните, которым познается добро и зло. Все имеешь здесь, но помни только одно, вот и здесь, Иосиф имеет все, но жена не его. Но, однако, женщина была коварная, и отказ Иосифа ее раздосадовал. Что могла она сделать, исполненная ненависти к нему (старая поговорка: «От любви до ненависти один шаг»)? Конечно, настоящей любви там не было, была страсть в ее сердце, поэтому, как только она получила отказ от Иосифа, сразу эта «любовь» превратилась в лютую ненависть. И она оклеветала его перед своими слугами, закричала громким голосом: вот он пришел, чтобы меня опозорить, одежды остались со мной, я сопротивлялась, а он убежал, обнаженный. Вот, пожалуйста, доказательства перед вами, больше ничего не требуется. Случай с Иосифом показывает, что есть Промысел Божий о каждом человеке. Если бы Иосиф остался в доме Потифара, то он никогда бы не стал первым человеком в Египте после фараона. Если бы он не преодолел искушения, а пал с этой женщиной, он никогда бы не достиг той духовной высоты, тех высоких озарений, в том числе и в толковании снов, если его сердце не было бы столь чисто. Если бы Иосиф не был столь прилежным, столь трудолюбивым, таким нужным в этом доме, то и не любил бы его хозяин, как самого себя. И он поступил с Иосифом так: по закону египетскому, человек, посягнувший на жену хозяина, оскоплялся. Убить он его не мог, фараон не давал права никого убивать, это мог делать только фараон, или судья от лица фараона. Поэтому за провинность человека отправляли в тюрьму, где решалась его судьба. Сам хозяин мог оскопить его и еще дать тысячу палок, что тоже, собственно, смерть. Но ни того, ни другого он не сделал, ему было жалко Иосифа. И, видимо, он подозревал, что жена его не такая невинная, как она хотела казаться. Мудрый, видимо, был египтянин. И поэтому Иосифа заключают в темницу. Я думаю, вы прекрасно знаете эту историю Иосифа в темнице, знаете, что и там, в темнице, он приобрел особое влияние и стал среди заключенных наиболее авторитетным. После событий, которые произошли между Иосифом и Потифаром, он стал более осторожным, однако и здесь проявляются его чистосердечие и желание услужить людям. Толкуя сны, которые приснились виночерпию и хлебодару, сидевшим с ним в одной тюрьме, он одному предсказывает скорое прощение, возвращение в дом фараона, а другому, так же в чистоте сердечной предсказывает скорую кончину, трагичную. Так и случается: виночерпий возвращается во дворец, после того как был прощен фараоном, а хлебодар, который был уличен в чем-то очень серьезном, был подвергнут казни, и птицы небесные клевали тело его. Сны сбылись. В сердце виночерпия осталась память об этом, но никак не благодарность, он очень скоро забыл своего благодетеля. Годы идут за годами, и вот однажды Господь открывает через фараона судьбы, которые Он готовит народу египетскому, а между тем и всем народам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Можно сказать, что иногда нерадение бывает от плотолюбия, а иногда – от самонадеянности. Еще раз повторю: нерадение часто прикрывается видом смирения, а самонадеянность – видом ревности. Можно сказать и так, что к ревности часто примешивается самонадеянность, и таким образом мы с водой зачерпываем лягушку. Вот так проявляются в монашеской жизни действия этих двух чудовищ. Это действительно Сцилла и Харибда, и мы должны проплыть между ними. Если мы уклонимся в одну сторону – погибнем в нерадении, а если в другую – нас ждет гибель от самонадеянности. Вопрос. Иногда человек так увлекается послушанием, что его невозможно заставить пойти помолиться. Можно ли назвать это нерадением в духовной жизни? Ответ. Духовная жизнь всегда требует понуждения. Часто люди, которые не имеют ревности к духовной жизни, вместо того чтобы понудить себя к ней, начинают от нее под разными предлогами уклоняться. Один готов день и ночь читать книги, но только не молиться. Другой готов день и ночь работать, но только не молиться. Третий готов с утра до вечера чинить водопровод или, скажем, устанавливать телефон, но опять же – не молиться. Таким образом, человек может уклоняться от молитвы, занимаясь различными делами, но суть одна: он делает то, что у него получается и что ему нравится, и не делает того, что бывает для него трудно. Причем совершенно неважно, каким именно занятием он увлекается: будь то телесный труд или умственная деятельность, например работа за компьютером. Сейчас стало модным называть это умственной деятельностью: человек погружается умом в Интернет и находится некоторое время в виртуальном пространстве, – и это тоже нерадение. Я уже говорил, что усердие в работе – это только часть послушания. Через него проявляется расположение человека, становится ясно, к чему человек больше наклонен: к духовной жизни или к увлечению суетой. Понятно, что есть люди от природы трудолюбивые, которым приятно работать. Конечно, пренебрегать работой нельзя, однако нельзя и увлекаться ею в ущерб молитве. Не надо оправдывать себя необходимостью что-то сделать. Иначе когда мы будем молиться и каяться?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Ответ. Это неплохо, но если тебя застанут в нерадении, рассеянности, в том, что ты ничего не достиг? Рассуждая таким образом, можно прикрывать свою лень, закапывать данный Богом талант в землю и говорить: Господи, я знал, что Ты жестокий господин, собираешь, где не расточил, и потому возьми Свой талант (см. Мф. 25, 24–25 ). Нас должны застать действительно в духовном труде. Однако трудиться нужно ради результата. У Крылова есть басня «Обезьяна». Однажды мартышка увидела, как трудится один крестьянин. У него все получалось очень ладно, все его хвалили: вот, мол, какой трудолюбивый! Мартышка позавидовала и решила тоже начать трудиться. Схватила какую-то колоду, давай ее туда-сюда таскать, переворачивать, валять. Вся вспотела, а ее никто не хвалит. Она удивляется: «Что ж такое, почему этого мужика хвалят, а меня нет?» Мораль этой басни такова: хвалят не тогда, когда ты только трудишься, а тогда, когда есть результат, польза. Мы все никчемные, что тут удивительного? Настоящее смирение, осознание своего ничтожества бывает именно от молитвы. А если человек до такой степени «осознаёт» свою ничтожность, что даже молиться не желает, то это неправильно. Мы должны каяться, а не просто произносить: «Господи, помилуй» – и этим ограничивать свое покаяние. Покаяние заключается в изменении, перерождении. Вспомним слова Иоанна Крестителя: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния ( Лк. 3, 7–8 ). Мы каемся, а плодов нет; трудимся, как эта мартышка из басни, и хотим, чтобы нас хвалили. Вопрос. Есть мнение о трех способах призвания к вере. Первое призвание от Бога, второе – через человека, а третье – от нужды. Конечно, результат от способа призвания не зависит, но все же первый способ дает больше шансов на спасение, поскольку вера, полученная от Божественного призвания, такова, что человек, получивший ее, уже не имеет сомнений: столь велико извещение об истине. Но ведь в отношении спасения не может быть допущена какая-то несправедливость? Объясните, пожалуйста.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Но что это принесет человеку? Фридриху Ницше это принесло мучительную смерть. Что принесла мораль господ германскому народу, который принял ее (очень талантливому, трудолюбивому народу, который мог бы, как мы видим по современному состоянию Германии, достичь высокого материального преуспеяния)? Прежде всего, неисчислимые бедствия. Я уже не говорю о том, как пострадали от этого многие и многие миллионы людей самых разных национальностей: и славяне, русские в том числе, и евреи, против которых был устроен геноцид, и многие народы Восточной и Западной Европы. И все из-за того, что немцы приняли эту, казалось бы, правильную мораль – мораль господ. Нет, мы не должны руководствоваться моралью господ, мы должны принять так называемую мораль рабов, только порабощаться не людям, а Господу Богу, порабощаться тем заповедям, которые Он нам преподал. Будучи последовательными в этом пути, мы встречаем некоторые трудности, связанные с нашей человеческой немощью. Преодолеть эти трудности нам помогает молитва, в особенности молитва Иисусова. И когда человек трудится над ней, он приобретает много прекрасных качеств: и мир душевный, и покой, и власть над собой, и внутреннюю собранность, и кротость, и смирение, и терпение скорбей. Даже если мы не будем упоминать о том, что все это имеет значение для вечности, для христианского совершенства, а будем говорить только о тех свойствах, которые нужны в практической жизни, то и здесь мы найдем много полезного. Иисусова молитва учит человека собранности. Она освобождает его от власти страстей, порабощающих его разум, и таким образом дает ему возможность здраво, трезво видеть все вещи, которые его окружают, в том числе и то, что касается чисто житейских интересов. Иисусова молитва дает человеку терпение. Разве терпение является маловажной вещью? Разве можно чего-либо достичь без терпения? Иисусова молитва приносит человеку смирение. Как много мы терпим от гордости! Как часто нам препятствует в достижении наших целей гнев! Можно было бы список добродетелей, которые имеют даже практическое значение, продолжать еще долго.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

(3) Действительно, если мы проведем свято и праведно всю эту жизнь, мы будем счастливы здесь, но еще более — там, после того, как покинем этот мир. Вместо временного счастья там обретем мы вечный покой: Живущие у одного очага и сотрапезники других бессмертных, Свободные от человеческих страстей и несокрушимые, согласно философу Эмпедоклу.  (4) Никто не был столь велик, согласно эллинской пословице, чтобы стать выше великой Дике, или же столь мал и незаметен, чтобы избежать ее взора. ( 123 ,1) Тот же Орфей говорит так: Созерцай неотвратимо божественный Логос, Следи сердцем за движением твоего ума, Держи свой путь уверенно и прямо, Смотри только на бессмертного Царя Всего. (2) В другом месте он снова говорит о Боге, называя его невидимым и упоминая некоего человека Халдейского рода, которому он открылся. Здесь, видимо, говорится об Аврааме или же о его сыне: Один только отпрыск рода Халдейского знал правильный путь звезд и движение сфер вокруг земли, их равномерное движение вокруг осей и полет колесниц ветров по воздуху и над морем. (124,1) И как бы перефразируя слова: «небо — трон мой и земля — подножие ног моих»  , он добавляет: Посреди огромного неба утвержден Золотой его трон. И земля стелится у его ног. Его правая рука достигает пределов Океана, И основания гор содрогаются от его гнева. Никто не в силах противостоять ему. Он — начало всему, небесному и земному, Он — первоначало, середина и конец. Но большего я не могу сказать тебе: Мой голос и разум смущены. Он всем правит со своих высот, — и так далее.  (2) Эти слова проясняют изречение пророка: «И если бы ты расторг небеса и сошел, горы вздрогнули бы от лица твоего. И они растаяли бы как воск от огня».   ( 125 ,1) И снова Исайя спрашивает: «Кто исчерпал воды горстию своею и пядью измерил небеса?»   У Орфея сказано: О господин эфира, Аида, моря и земли, от чьего грома дрожит Олимп, кого страшатся и демоны, и боги, кому подвластны несокрушимые мойры. (2)  Вечное существо, Мать и Отец (mhtropa/twr), все дрожит от твоего гнева, ты движешь ветрами и окутываешь землю туманом, рассекаешь молниями широкий эфир. Светила движутся, повинуясь порядку, установленному тобой. (3)  Вокруг твоего огненного трона стоят трудолюбивые вестники, призванные служить нуждам людей. Благодаря тебе юная весна рассыпается пурпурными цветами, ты посылаешь зиму с ее ледяными облаками, ты даешь нам урожай винограда и плодов. ( 126 ,1) И далее он так пишет о Боге, называя его вседержителем: Нерушимый, бессмертный, изрекаемый только бессмертными,   Приди, величайший из богов, сопровождаемый великой Необходимостью, грозный, непобедимый, великий и нерушимый, увенчанный эфиром.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Сделаем это таким образом. Некогда Бог вывел Авраама вон и сказал ему: " Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть! " (Быт. 16:5). Изводим и мы теперь богомудрого читателя от чтения житий этих святых, и что скажем ему? Скажем только: " Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть; посмотри, говорю, на пещеры, сочти положенных в них святых, если можешь счесть; и не думай, что лишь столько есть житий и имен преподобных отцов наших Печерских, сколько ты найдешь в этой книге " . Но, как мы говорили о святых мироточивых главах, о которых не знаем, чьи они, так же и целых нетленных тел святых, сияющих чудесами, находится в пещерах бесчисленное множество, как звезд. К ним свойственно применить слова Писания: " Вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные " (Втор. 1:10). Не только их жития, но и имена из-за различных нестроений и войн утаены от знания нашего или потому, что не были записаны, или книги расхищены. И только сам Тот, Кто счел все множество звезд и всем им называл имена (Пс. 146:6), Он счел жития всех в книгах вечной жизни и изрек их имена. Но мы уповаем на Того, Кто сказал: " Я есмъ звезда светлая и утренняя " (Отк. 22:16), что не до конца повелит Он быть утаенными тем нашим Печерским звездам, но " осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения " (1 Кор. 4:5), какими Сам знает судьбами. Теперь же мы кое-что малое из многого, что могли извлечь от трудолюбивых наших русских " списателей " , изложили. И эти уцелевшие рассказы да послужат на пользу правоверному христианскому роду, на прославление преподобным отцам нашим Печерским, на похвалу Покровительнице их и нашей Пресвятой Богородице. Давшему же начать и помогшему довершить Началу и Концу, Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, со безначальным Его Отцом и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Поспешителем Духом да будет слава и хвала, и непрестанное благодарение ныне и всегда, и в бесконечные веки веков. Аминь. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Так же я мыслю и относительно Елисея. Потому что всякий, ставший мертвецом в грехах, когда он кладется в гроб пророка, в котором было тело [его], то есть [соприкасающийся с] памятью, хранящей воспоминания о пророческой жизни и свято соблюдающей тело добродетелей, - [такой человек], подражая способам [осуществления добродетелей пророком], вновь возвращается к жизни путем [своего] обращения и переходит от омертвения порочных страстей к добродетельной жизни.   ВОПРОС XXXVIII. Саддукеи, вопрошавшие [Господа] о семи братьях, [имеющих] одну жену (Мф.22:23-28), [задали вопрос] случайно, или он имеет более глубок ОТВЕТ. Некоторые говорят, что не следует аллегорически толковать слова Писания, относящиеся к недостойным лицам. Однако, поскольку лучше быть трудолюбивым и непрестанно просить Бога о даровании мудрости и силы для духовного постижения всего Писания, то я, доверяясь вашим молитвам, говорю о возникшем затруднении следующее: саддукеи, согласно смыслу духовного толкования, суть бесы или помыслы, вводящие самопроизвольное действие естественных сил; жена - человеческое естество, а семь братьев - законы праведности, от века дарованные ей Богом, каждый в подобающее время, для воспитания и плодородия; она же, сожительствуя с ними как с мужьями, ни от одного не имела сына, поскольку лишена плода праведности. Первым законом был закон, дарованный Адаму в раю, вторым - данный ему же после рая в порядке епитимий, третьим - дарованный Ною в ковчеге, четвертым - закон обрезания, [данный] Аврааму, пятым - [данный] ему же о принесении в жертву Исаака, шестым - закон Моисеев, а седьмым - закон предвещающей благодати или пророческого вдохновения. Ибо естество [человеческое] еще не было через веру настроено таким образом, чтобы соответствовать Евангелию и жить [с Ним, как с] Мужем, пребывающим на все веки. И бесы, посредством помыслов всегда ставящие перед нашим разумом эти [вопросы], ведут борьбу с верой способом, внешне кажущимся разумным, и, исходя из написанного, высказывают такого рода сомнения: " Если существует воскресение мертвых и должно [нам] после [жизни] нынешней воспринять иной вид жизни, то каким законом из данных от века будет управляться естество человеческое? " И, заманивая нас в ловушку, дабы получить ответ, что одним из названных [законов], они приводят следующий аргумент: " Стало быть, опять напрасной и бесполезной будет жизнь человеческая, не избавившаяся от прошлых зол, если естество снова будет попадать в западни тех же самых вещей " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/949/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010