СПб., 1911. 12) Из Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода – Отчёт Обер-Прокурора Св. Синода за 1908–1909 гг. СПб., 1911. 13) Из Хозяйственного Управления при Св. Синоде – а) Сборник Императорского Русского Исторического Общества, тома 134, 135, 136 и 137, СПб., 1911–1912 – Москва, 1912; б) Полное Собрание Законов 3-е, том 28:1–2. СПб., 1911; в) Устав Таможенный, изд. 1910 г., два экземпляра; г) Правила об отдельном корпусе пограничной стражи, изд. 1910 г., два экземпляра; д) Продолжение Свода Законов, изд. 1910 г., два экземпляра; е) Свод Законов Российской Империи, том XI: 1, изд. 1911 г., два экземпляра. 14) Из Императорской Академии Наук – её издания: а) Записки по историко-филологическому отделению. 8-ая серия, том VIII, 15, и том XI, N» 1. СПб., 1911–1912; б) Известия (Bulletin) Академии Наук, 6-я серия, 1911 г. том V, 12– 18, и 1912 г. том VI, 1–11. СПб., 1911–1912; в) Известия Отделения русского языка и словесности, том XVI, кн. 3–4, и том XVII, кн. 1. СПб., 1911–1912; г) Энциклопедия славянской филологии, вып. 3. —644— СПб., 1911; д) Сочинения Пушкина, том 3-й. СПб., 1912; е) Менщуткин, Μ.В. Ломоносов. 3-е издание. СПб., 1911; Христианский Восток. Год 1-й. Том I, вып. I. СПб., 1912; з) Розанов, Жития Авраамия Смоленского и служба ему. СПб.,. 1912; и) Сборник отчётов о премиях и наградах, присуждаемых Импер. Академией Наук, 1:1906 г. СПб., 1908; и) Срезневский, Материалы для словаря древнерусского языка, том III, вып. 4. СПб., 1912. 15) Из Императорской Археологической Комиссии – Известия Комиссии, вып. 39:1–2; 40; 41; 42:1–2, и 43. СПб., 1911. 16) Из Императорского Московского Археологического· Общества – а) Древности. Труды Славянской Комиссии, том 5-й. Москва, 1911; б) Древности. Труды Московского Археологического Общества, том 23:1. Москва, 1911; в) Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников, том 4-й. Москва, 1912; г) Труды Московского Предварительного Комитета по устройству XV Археологического Съезда, т. 1–2. Москва, 1911: д) Труды XIV Археологического Съезда в Чернигове, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава IV написана превосходно. В V и VI главах изображается древне-русский духовник в его учительной и дисциплинарной деятельности. В древней Руси церковная учительность выражалась не в живой церковной проповеди, а в тайном индивидуальном руководительстве духовника. Исповедь давала повод к поучению; она была не только сакраментальным актом, но и назидательным собеседованием (133:135). Сохраняя полное научное беспристрастие, которое является ценным свойством его исследования, проф. Смирнов при характеристике учительной деятельности древне-русского духовника не обходит и отрицательных явлений, замеченных им в русском прошлом. Но, чуждый всякой односторонности, он умеет остановить внимание читателя и на таких положительных образцах древне-русских учительных духовников, как Авраамий Смоленский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский и Даниил Переяславский, давая изящно-написанную характеристику учительной деятельности каждого. Большая часть главы V занята разбором иамятников учительной духовнической деятельности. Такого рода произведений: поучений, посланий, наказаний собрано автором 17. Частью они были изданы ранее, частью изданы самим проф. Смирновым в его Материалах. Одно остается неизданным 10 из библиот. гр. Уварова 579). Вывод проф. Смирнова отличается осторожностью. Количество собранной литературы он считает слишком незначительным, чтобы делать по ней заключения о том, насколько отразилась в ней древне-русская жизнь своими идеалами и насколько эти памятники характеризуюсь успехи нравственно-дисциплинарной работы духовника, т. е. в какой мере они внесли свое содержание в жизнь народа и отразились на ней (164). Исследуя дисциплинарную деятельность древнерусского духовника и касаясь средств духовного воздействия духовника на общество: исповеди и епитимии, проф. Смирнов ярко изображает те черты, с которыми эти средства практиковались в древне-русской обстановке. Исследование ведется с обычною присущею автору ясностью и отчетливостью. Укажем, однако, место, подающее, по нашему мнению, повод к недоразумению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И действительно, тогда все обещало нам успех. Мы подходили уже к Рудне, как вдруг движение было приостановлено и, наконец, совсем отменено, несмотря на то, что даже действия были уже начаты: Платов разбил под Инковым кавалерийскую дивизию Себастиана, и если б Барклай не сделал бесполезной дневки и быстро направился на Витебск, то он напал бы на неприятеля совершенно врасплох. Самый добросовестный писатель о войне 1812 г. Шамбре говорит, что движение на Рудню было отлично обдумано и обещало успех; но он же говорит, что корпуса, против которых предстояло Барклаю сражаться, были сильнее его, что успех не избавил бы его от своего противника, а неудача могла бы навлечь большие бедствия на Россию. Как бы то ни было, после этого Багратион, только под Бородиным, смертельно раненный, будучи свидетелем героических подвигов Барклая во время битвы, в то время как доктор Виллье перевязывал ему рану, увидев раненого Барклаева адъютанта Левенштерна, подозвал его к себе и поручил ему уверить Барклая в своем искреннем уважении. Какие животрепещущие эпизоды предоставляются нам в боковом движении Барклаевой армии вдоль правого берега Днепра для выхода на большую Московскую дорогу для соединения с геройскою армиею, подвизавшеюся под стенами Смоленска. Кто мог забыть из нас, очевидцев, которых осталось уже так мало, этот опасный марш армии в мрачную ночь по проселочной дороге, с артиллериею, от Смоленска к Соловьевой переправе, куда шел Багратион левым берегом Днепра?.. Барклай выбрал ночь и проселочные дороги (тогда как большая дорога шла частию вдоль Днепра) для того, чтобы скрыть свое движение; а гениальный Наполеон, очарованный вступлением в разрушенный Смоленск (который не был взят, но оставлен нами), выпустил из виду и Багратиона, и Барклая, которого мог бы отрезать от 2-й армии, выйдя прежде него на Московскую дорогу и опрокинув слабый арьергард Багратиона, охранявший этот путь со Смоленской дороги. И даже арьергард, по недоразумению, снялся с позиции прежде, чем пришел к нему на смену отряд 1-й армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/v...

Линия дыма на левом фланге, несколько ослабленная лесом, огибала его и показывала нам, что за этим лесом идет немаловажная борьба. Там пролегала старая Смоленская дорога. Само собою разумеется, что Наполеон не выпустил из виду возможность обойти наш левый фланг, и мы туда часто поглядывали; но там стоял корпус Тучкова, и все усилия Понятовского разбились об эту преграду. Хотя Тучков долго оставался с одною только дивизиею, будучи принужден уступить другую на помощь князю Багратиону, и начал ослабевать перед напором Понятовского; но Кутузов подкрепил его дивизиею Олсуфьева, из корпуса Багговута. Тучков принудил Понятовского отступить, но сам был смертельно ранен, и Багговут заступил его место. Наполеон, узнав о неуспехе Понятовского, сильно опасался в продолжение всей битвы, чтобы Тучков, освободясь от Понятовского, не зашел в тыл Нею и Мюрату. Мы были в одно время весьма неприятно удивлены несколькими продольными неприятельскими выстрелами с правой стороны нашей батареи. Причина тому была перегнувшаяся линия нашего левого фланга по взятии французами Семеновских флешей, так что огонь французских батарей, направленный на нашу центральную батарею, названную Раевскою (бывшую предметом возобновляющихся усилий неприятеля овладеть ею), начал досягать до нас; мы подвинулись поэтому вперед; но вскоре увидели перед собою ряды неприятельской кавалерии. Это была кавалерия Латур-Мобура. Наполеон, временно утешенный взятием Семеновских флешей, направил в то время Мюрата с кавалерийскими корпусами Нансути и Латур-Мобура порешить с нами и с Шевардиным редутом, с оживлением восклицал: «Ils у vont, ils у vont» 8 . Эта тяжелая туча, грозившая разгромом, разбилась о штыки кареев 9 наших гвардейских полков Измайловского и Литовского и была потом разгромлена нашими гвардейскими батареями его высочества и графа Аракчеева и отчасти 1-ю легкою ротою. Наполеон мечтал тогда, конечно, о Маренго и о Келлермане, но он имел дело не с австрийцами, и скоро последовало разочарование: большая часть знаменитой его кавалерии полегла на этом месте и не могла уже потом поправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/v...

Прочитав живые и увлекательные страницы генерала Ратча о действиях нашей гвардейской артиллерии, я беру у него приведенный им совет Фридриха Великого: «Aimez les details» 6 , будучи уверен, что меня не упрекнут за то, что я увлекся в лишние подробности, невольно пробудившиеся во мне при воспоминании о славных днях нашей армии. Вопреки моим ожиданиям, следующий день, 25 августа, пошел миролюбиво для обеих армий; но нас придвинули еще ближе к боевой линии. Хотя мы составляли третью линию, однако мы знали, что уже находимся под выстрелами. Глубоко-трогательное зрелище происходило в этот день, когда образ Смоленской божьей матери при церковном шествии и с молебным пением был обносим по рядам армии в сопровождении нескольких взводов пехоты с киверами в руках и с ружьями на молитву. Теплое религиозное чув- ство привело в движение все войско; толпы солдат и ратников поверглись на землю и беспрестанно преграждали торжественное шествие: все желали хотя коснуться иконы; с жадностью прислушивались к молебному пению, которое для многих из них делалось панихидою,– они это знали, и на многих ратниках, у которых на шапках сияли кресты, были надеты белые рубашки. Вся наша армия походила тогда на армию крестоносцев, и, конечно, наши противники были не лучше мусульман: те призывали аллаха, а у французов имя божие едва ли было у кого на устах. Кутузов помолился пред иконою и объехал всю армию, громко приветствуемый ею. Я был послан в этот день для ознакомления с местностью наших парков и ординарцем для принятия приказаний начальника всей артиллерии графа Кутайсова. Вот что велел он мне уже вечером передать моим товарищам: «Подтвердите от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки. Сказать командирам и всем гг. офицерам, что только отважно держась на самом близком картечном выстреле, можно достигнуть того, чтобы неприятелю не уступить ни шагу нашей позиции, артиллерия должна жертвовать собою. Пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор. Если бы за всем этим батарея и была взята, хотя можно почти поручиться в противном, то она уже вполне искупила потерю орудий». Эти знаменательные слова графа Кутайсова сделались его духовным завещанием для артиллерии, и, конечно, его приказания были на следующий день буквально исполнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/v...

– Какие цели вы перед собой ставите? – Мы стремимся привлечь внимание детей и подростков к истории России и родного края, Русской Православной Церкви, к ее духовным ценностям и подвижникам, занимаемся популяризацией литературы духовно-нравственного содержания, развития литературного и художественного творчества детей, пытаемся не только сохранять, но и развивать традиции благотворительности и служения идеалам добра, рассказывая ребятам о святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне и о других святых как примере для подражания. Ну, и главная цель – это почитание святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. – Как проходит подготовка к чтениям? – Читатели детских библиотек, школьники и студенты средних специальных и высших учебных заведений Смоленска и Смоленской области участвуют в конкурсе в трех номинациях: художественно-изобразительное творчество (рисунки, поделки, макеты и др.), литературное творчество (сочинения, эссе, стихи и т.д.), научно-исследовательская работа. Некоторые участники чтений писали доклады, рефераты, исследования на темы " жизнь и деятельность Великой княгини Елизаветы Фёдоровны " , " Святые земли Российской " , " Подвижники милосердия " , " История храмов и монастырей родного края " . Другие нашли себя в литературном творчестве: писали сочинения, эссе, стихи на темы " Образ Великой княгини Елизаветы Фёдоровны " . " Мой любимый святой " , " Примеры милосердия сегодня " . Третьи занимались в " Театре православной книги " (исполняли литературные и музыкальные произведения, инсценировки, пьесы на тему " Дела милосердия – путь к спасению " . Хотя в центре внимания детей всегда находится образ Великой княгини Елизаветы Федоровны, тематика чтений постоянно расширяется. Многие доклады посвящены вопросам милосердия, доброты, нравственной чистоты, а также святым, подвиги которых на ниве доброделания не оставили детей равнодушными, – святителям Николаю чудотворцу и Николаю Японскому, преподобному Авраамию Смоленскому, блаженной Матроне Московской и другим. На пятых Елизаветинских чтениях прошла презентация сборника " Белый ангел России " , включающего наиболее интересные детские выступления и творческие работы по итогам I-IV Елизаветинских чтений. С самых первых чтений ежегодно рассказывает о них на своих страницах наш любимый детский журнал " Сказочный мир " . Главный редактор Галина Безрученкова не раз жертвовала сотни журналов не только на наши благотворительные акции, но и на акции, проходившие в Москве и других городах. В день проведения чтений библиотека по традиции представляет книжно-иллюстративную выставку " Белый ангел России " и выставку детского художественного творчества.

http://religare.ru/2_102757.html

Вся живопись сделана в приплеск, легчайшими лессировками, жидкое наложение краски роднит её с размытой, дышащей акварелью. 720 Необычная прозрачность живописи, просвечивание через красочные слои даже подготовительного рисунка свидетельствуют о том, что закон протекания света, определивший смысловые оттенки фресок, воспринят и как главный художественный прием. Интонации этого искусства – масштабность и контраст, в них соединились нравственная чистота и удивительная раскованность, человеческая свобода. Эмоциональная открытость поразительным образом уживается здесь с высоким интеллектуальным замыслом, рождая впечатление нового и чистого взгляда на мир. Тема Страшного суда воспринята как преддверие райского сада. Тихое и углубленное, постепенное пространственное движение в интерьере благодаря росписи ассоциируется с нравственным восхождением, оно преобразует мир и человека. 721 Войти в это преображенное пространство могли лишь чистые духом, принесшие плод покаяния и любви, облекшиеся в одежды света. Группа праведных жен, идущих в рай, возглавляется преподобной Марией Египетской 722 – олицетворением даров христианского покаяния. А в «Лоне Авраамовом» представлены целующиеся души, стяжавшие любовь. Тема любовного целования пронизывает искусство XII в. 723 Совершенная любовь побеждает страх, она стоит у начала Жертвы, выступающей в этот период во многих аспектах, ибо не было высшей любви, чем «положить душу за други своя». Принципу добровольной жертвенности очень скоро надлежало пройти реальное историческое испытание и в Константинополе в 1204 г., и на Руси в 1234-м. Но здесь этот принцип, кажется; означал нечто большее, если не всеобъемлющее. Сокровенное нравственное движение осознается как космический метр и мера, моральный принцип превращается в физический закон, заложенный в основание мира. Принцип добровольной жертвенности создает основу существования космоса, а ритм сокровенных душевных движений подчинен камертону вселенских ритмов бытия. Именно эти смысловые оттенки определяют уникальность воздействия дмитриевской росписи: её созерцание и постижение высвобождают «второе дыхание», расширяя интерьер храма до безграничных размеров духовного пространства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При отсутствии критической и филологической культуры задача; выделения апокрифов святоотеческого наследий была для Руси непосильной. Что такое «глубинные» (или «голубиные») книгимы не знаем в точности. Вернее понимать под ними космологические произведения богумильской литературы. В средние века богумильство (остатки древнего манихейства) имело огромное распространение в югославянских странах: Болгарии, Сербии, Боснии. Со славянского юга Русь взяла почти всю свою церковную литературу: не могла она не заимствовать и еретической, как об этом свидетельствуют богумильские мотивы в произведениях народной поэзии: сказках, легендах и духовных стихах. Против св. Авраамия было формулировано весьма конкретное обвинение – с какой долей доказательности, мы не знаем. В житии его, конечно, нет и следов манихейства, так как нельзя же считать за манихейство суровый, мироотрешенный характер аскезы (его мы видим и в Сирии). Если Авраамий читал богумильские книги, то по добросовестному заблуждению, как и большинство православных русских их читателей. В преданности его Церкви не может быть сомнений. Но, может быть, св. Ефрем прав был в оценке гонителей своего духовного отца, и перед нами первая в русской истории картина столкновения свободной богословской мысли с обскурантизмом невежественной, хотя и облеченной саном толпы. Вопрос о смоленском обскурантизме осложняется наличием интересного памятника XII века «Послания Митрополита Климента (Смолятича) к смоленскому Пресвитеру Фоме». 21 Это ученое, экзегетическое произведение указывает не только на большую начитанность Своего автора (предполагаемого смоленского уроженца), но и на существование в Смоленске разных экзегетических направлений и на борьбу между ними. Сам автор защищает аллегорическое толкование и иллюстрирует его рядом примеров. Что характерно для него, так что известное предпочтение curiosa, разных натуралистических редкостей, затемняющих понимание св. Писания или отцов: таковы его статьи о ехионе, о алкионе, о саламандре, о гриле (грифе).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В дни нынешней конференции нам предстоит подвести итоги той масштабной работы, которая была проделана совместными усилиями в прошлом году. Убежден, сегодняшняя конференция станет не только статусной площадкой для представления научных исследований в области литературы, истории, русской религиозной философии, но и позволит определить новые направления в развитии масштабного научно-исследовательского, образовательного и просветительского проекта " Авраамиевская седмица " ». Правящий архиерей выразил благодарность всем, чьими трудами проект «Авраамиевская седмица» набирает обороты в своем развитии. М.Н. Артеменков, приветствуя участников конференции, отметил, что проект «Авраамиевская седмица» стал крайне важным и ожидаемым событием. «Для университета " Авраамиевсая седмица "  — это важная и органичная часть нашей научной жизни. Чтения — это еще и возможность заглянуть в себя, отметить какую-то важную точку в своем становлении», — сказал и.о. ректора СмолГУ. Д.В. Борисов в своем приветственном обращении отметил: «Преподобный Авраамий является образцом служения Богу, Отечеству, народу. Его фигура объединяет сегодня светское и духовное знание. Именно поэтому стоит отметить важность проводимого мероприятия, его нравственное, культурное и образовательное значение в деле воспитания современной молодежи». Конференция проходит на международном уровне третий год. В этот раз результатами своих исследований поделятся историки, литературоведы и искусствоведы из Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Уральского государственного педагогического университета, Елизаветинской гимназии, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Томского государственного университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова, Смоленского государственного университета, Смоленского государственного института искусств, Смоленской православной духовной семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Значительная часть апокрифов касалась ветхозаветных событий. В этом, конечно, сказывается влияние иудейства. Известно, что у евреев было не мало рассказов на библейской почве, частью записанных в Талмуде, а частью, вероятно, вращавшихся в устном пересказе. Эти предания, вероятно, и легли в основу христианских апокрифов о ветхозаветных лицах и событиях. Сама по себе апокрифическая литература полна занимательности, часто высокой поэзии и только изредка отдает ересью. Апокрифы делали Библию и христианство доступными толпе, в этом была их хорошая сторона. Но в то же время апокрифы принижали высокие христианские истины, удовлетворяя только праздному любопытству. Апокрифы могли вредить чистоте христианства и потому скоро подверглись гонению. Апокрифы были христианским элементом в древней Руси и потому исследование их не входит в наши задачи. Мы коснулись апокрифов только потому, что они упоминаются в индексе отреченных книг. Ниже мы будем говорить об отреченных книгах, содержащих только суеверия и гадания. Суеверия, отмеченные в нашей древней переводной литературе, должны быть приняты нами во внимание; часто являясь наследием язычества греко-римского мира, эти суеверия имели у нас широкое распространение, главным образом потому, что и среди русского народа они были древним пережитком. Кроме того, многие суеверия могли проникнуть в русское общество вследствие чисто книжного влияния, как результат знакомства с отреченными книгами. Греческие апокрифы были рано перенесены на Русь, частью непосредственно, частью чрез Болгарию, где богомильство сильно способствовало развитию апокрифической литературы. Апокрифическая литература появилась на Руси очень рано. Об Авраамии Смоленском (ум. 1221 г.) известно, что его обвиняли в чтении каких-то запрещенных книг. Под воздействием сатаны, «начаша овии клеветати к епископу (на Авраамия), инии же хулити и досаждати овии еретика нарицати и, а инии глаголаху нань глубинные книги почитает» 856 . Здесь можно подразумевать апокрифическую книгу «глубина», о которой упоминается в статье о книгах истинных и ложных 857 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010