При монастыре имеется дом для престарелых и убогих, устроенный на капитал, пожертвованный купцом Малокрошечным. Палеостровский монастырь в Петрозаводском уезде расположен на острове Палье, на Онежском озере, в дикой, но весьма живописной местности. Это один из древнейших русских монастырей; основание ему положено в конце XII столетия прп. Корнилием, который, стремясь к уединенным подвигам, пришел на берега Онежского озера и, плененный красотой и живописностью этого края, избрал себе место жительства на острове Палье, где и основал потом монастырь. В древнее время Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась большой известностью. В 1654 году сюда был сослан в заточение энергичный противник Никона епископ коломенский Павел. Одно время монастырь находился во власти поморских раскольников. В настоящее время число братии в нем незначительно. Храмов два: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя прп. Ефрема Сирина . Главная святыня монастыря мощи прп. Корнилия и преемника его, прп. Авраамия, покоящиеся под спудом в соборном храме. Крестные ходы совершаются 19 мая и 8 сентября в скалистую пещеру на берегу озера, в 300 саж. от монастыря, где подвизался прп. Корнилий. В 15 верстах почтовая станция в селе Шунге. Сяндебская Успенская пустынь в Олонецком уезде расположена в 25 вер. от г. Олонца, на берегу Сяндебского озера. Основана она во второй половине XVU века учеником Александра Свирского прп. Афанасием. Вследствие недостаточности материальных средств обитель была приписываема к различным монастырям, а в 1764 г. упразднена. Восстановлена она в 1821 году, но самостоятельность возвращена ей только в самое недавнее время (1902 г.). Храм один, во имя свв. Афанасия и Кирилла, мощи которых покоятся в нем под спудом. Ближе всего сюда проехать из Свирского монастыря по шоссе до Олонца, откуда проселочной дорогой до пустыни. Яшеозерская пустынь в Петрозаводском уезде расположена в 70 верст. от Петрозаводска на берегу Яшозера. Основана она в конце XV столетия прп. Ионой, мощи которого почивают теперь здесь. По недостатку материальных средств пустынь была в зависимости от разных монастырей. Яшеозерская: пустынь, в Петрозаводском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Настоятельство в этом монастыре издавна было Игуменское до Пр. Паисия, который за строгую постническую жизнь и многие добродетели произведён в Архимандрита, и монастырь по имени его назван Паисиевым, которое название и доныне удержано. Этот Паисий скончался в 7112/1604 году, Июня 6, но как он, так и преемники его, в священнослужении никаких Архимандричьих преимуществ не употребляли до 1716 года, в котором Архимандрит Филарет испросил дозволения носить шапку и набедренник. По Духовным Штатам 1764 года этот монастырь положен в 3 классе степенью 95 с настоятельством Игуменским, которое и продолжалось до 1798 года, а с тех пор, на основании Указа 1797 года, учреждена там Архимандрия 3 класса. Крестьян было за монастырём сим 2.443 души. Палеостровский Рождественский монастырь Мужской заштатный, Новгородской Епархии. Находится в Олонецкой Губернии в Петрозаводском уезде на озере Онеге на острове Палье, от которого и наименование своё монастырь получил 130 . Монастырь этот зданиями своими беден, но местоположение его весьма красиво. С одной стороны окружают его утёсистые горы, покрытые деревьями, с другой – дремучие леса, а с третьей – довольно пространная равнина, через которую видны прозрачные воды Онежского озера. Будучи пленён этим местоположением, некто инок Корнилий, уроженец Псковский, по многому странствованию своему избрал оное себе для покоя, и жилища. К нему начали стекаться любители уединения и безмолвия, приемля коих, Преп. Корнилий устроил для них несколько келий и общими с ними трудами соорудил храм во имя Рождества Божьей Матери. Поскольку же обращение с сотрудниками его, а особенно хозяйственные обязанности отвлекали его нередко от иноческих келейных упражнений и подвижнического жития; то для соблюдения правил своих отходил он в устроенную природой при подошве одной из утёсистых гор пещеру, и там подвизался постом и молитвой, нося на себе железные тяжкие вериги. И в этой-то пещере кончил он мирные дни свои. Но ни о времени пришествия его, ни о кончине достоверных сведений в обители не имеется, по причине многократных опустошений её от пожаров и других бедственных приключений. По кончине Преп. Корнилия был начальником обители Преп. Авраамий. При нём тело Преп. Корнилия из пещеры перенесено в монастырь и положено в церкви Рождества Божьей Матери. Обоих этих начальников мощи почивают под спудом. В этой обители доныне здания были все деревянные. В 1616 году, при переписи, сделанной Петром Воейковым, были в этом монастыре три ЦЕРКВИ:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Главою костромских и вязниковских беспоповцев был чернец Капитон, ученики и последователи которого заявили себя необычайно невежественным суеверием. Отвергнув священников и не имея возможности причащаться тела и крови Господней, они задумали заменить это таинство своим причастием. Во время молитвенных собраний избранная девица скрывалась в подпольи и, выходя из него через некоторое время, произносила: «Всех вас да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков» – и подавала присутствующим решето с изюмом. Присутствующие говорили аминь, принимали решето и причащались изюмом. В Сибири распространял раскол еще Аввакум Петров. После него вождями раскола в духе беспоповства были: чернец Иосиф, осужденный собором в 1660 году, лишенный монашества и сосланный в Енисейск, перед смертию принесший покаяние; священник Дометиан; какой-то еврей, принявший христианство , по имени Авраам; бывший служивый атаман Яков Лепехин и ученик Дометиана Василий Шапошников. У сибирских беспоповцев особенно сильно было распространено убеждение в спасительности самосожжения, и много их погибло в огне. Изуверством раскольников пользовались некоторые недобросовестные люди, как средством обогащения, нарочно уговаривали несчастных к сожжению, а сами забирали имущество сгоревших. Особенно важное значение среди беспоповцев приобрели раскольники, поселившиеся в поморском крае, в пределах олонецких. Насадителем беспоповщины здесь раскольники называют епископа комошенского Павла, который за свое противление решению собора об исправлении книг был сослан в Палеостровский монастырь, где вскоре и умер. Беспоповцы говорят, что он будто бы и благословил их оставаться без священников; но это ничем не подтверждается. Известнейшим из первых учителей раскола в Поморьи был инок Корнилий, бежавший сюда из Ниловой пустыни по следующему обстоятельству. Когда в Нилову пустынь были доставлены новоисправленные книги и чередной иеромонах стал служить по ним литургию, Корнилий, бывший пономарем, стал возбранять служение и даже ударил служащего кадильницей по голове настолько сильно, что глиняная кадильница разбилась. Избегая наказания за свой поступок, Корнилий и бежал в олонецкие пределы, вошел в сношения с Аввакумом и Лазарем и стал во главе поморских раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ист.: Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г.//СбОРЯС. СПб., 1890. Т. 51. С. 5; Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей//ПС. 1859. Ч. 2. 5. С. 89-120; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 377, 458; Описание о российских святых. С. 309. Лит.: Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; он же. Архангельский патерик. СПб., 1902. С. 157-159; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и обитель на Печенге. Мурманск, 2003. С. 218-220. Иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) ГУРИЙ (†1589), прмч. Печенгский (пам. 9 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 28 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/164725.html

Такова была Выговская пустынь. «Основатель» пустыни Даниил Викулин был ученик Палеостровского самосожженца диакона Игнатия и сам уже давно бродил по Поморью с проповедью. Поэтому ему и надо было отвечать, тем более что Евфросин обращался и к нему лично, говоря: «и ты су, Данило, шунгской шумитель, полно шуметь и развратно учить, чтоб тебе, бедному, за неправое то учение вечно не гореть». 328 Несколько позднее ответ, действительно, был дан. 329 Так на этот раз закончились споры по вопросу о самоистреблении. Они несомненно способствовали ослаблению настроенности в сторону самоистребления, но в то же время создали обширное поле вражды, посреди которого образовался непроходимый ров. Погром, который пережил раскол, поистине был велик, одинаково и с внутренней стороны, как и с внешней. Впереди стояли последствия его... 249 Деяния Москов. собора 1666–67 года. М. 1881, л. 25. – «Глас» патриарха Иоасафа II-ro напечатан проф. П. Ф. Николаевским в «Христ. Чт.» 1895, II, 391–4. «Слово благодарственное» патриарха Иоакима – Древ. Росс. Вивлиоф. XV, 269. 250 Ркп. библ. Хлудова, 282, лл. 13–об. 13, 29–об. 29, 39–об. 39, 43–44, 48 об.–53, 55 об., 71 об., 103–об. 103, 106–8. 253 Вот слова Авраамия по посланию к боярыне Феодосия Морозовой: «Избранный сосуд Павел апостол в послании своем пишет о нем (антихристе): яко аще не приидет отступление веры прежде, и открыется человек беззаконию, сын погибели, противник. Сие толкует святый Златоуст. – «Что есть отступление?» – И глаголет, яко апостол «того самого антихриста отступление наричет»: яко отступление приидет от веры – он сам, антихрист, открыется во благочестии исперва и благочестию он сам учинит отступление. Сего ради и погибельный сын наречется, яко нечестием своим многих душа погубити имать» (Ркп. Публ. библ. из собр. Погодина, 1552). То есть: где и когда откроется отступление, там и тогда явятся антихрист. 255 Повесть о Никоне: Ркп. Публ. библ. Q. I, 1058, лл. 46 об., 47, 51–51 об., 70. – Житие Корнилия: Ркп. Публ. библ. Q. I, 401, лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Романа Киржачскаго (†1392) Афанасия Высоцкаго, Серпуховскаго, младшаго († 1395) Афанасия Высоцкаго, Серпуховскаго, старшаго (†ок. 1401) Андроника (†1395), Саввы (†ок. 1410 †1420) и Александра (†после 1427), игуменов Спасских, Московских Андрея и Даниила иконописцев, Московских (†до 1426) Григория Голутвинскаго (XIV †XV) Димитрия Цилибинскаго (XIV) Никиты, Кирилла, Никифора, Климента, Исаакия и двух братий их, Сокольницких, Новгородских (XIV †XV) Евфимия Суждальскаго (†1404) Стефана Махрищскаго (†1406) Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (†1407) Феодора (†1409) и Павла (†после 1409) Ростовских Сергия Нуромскаго, Вологодскаго (†1412) Феофила и Иакова Омучских (†ок. 1412) Никифора (†до 1414) и Никиты (†после 1421) Боровских Ферапонта Боровенскаго (XIV †XV) Корнилия (†ок. 1420) и Авраамия (XV) Палеостровских, Олонецких Павла, пустынника Глушицкаго (†после 1422) Ферапонта Можайскаго, Белоезерскаго (†1416) Кирилла Белоезерскаго (†1427) Игнатия молчальника и Досифея старца, Белоезерских (XV) Павла Комельскаго, Обнорскаго (†1429) Макария Писемскаго, Костромскаго (XIV †XV) Леонтия Кариховскаго, Новгородскаго (†1429) Савватия Тверскаго (†не позднее 1434) Евфимия (†1435), Антония и Феликса (†1418) Карельских Дионисия (†1437), Тарасия (†1440) и Феодосия (XIV †XV) Глушицких Александра (†1439) и Антония Куштских, Вологодских Варфоломея строителя, Иоанна Златаго, келаря, и Игнатия иконника, Симоновских, Московских (†1442) Иакова Железноборовскаго (†1442) Иакова Брылеевскаго (XV) Иакова Галичскаго (кон. XV †нач. XVI) Григория Пельшемскаго (†1442) Макария Унженскаго (†1444) Варнавы Ветлужскаго (†1445) Арсения Коневскаго (†1446) Амфилохия Глушицкаго (†1452) Иоасафа Каменскаго (†1453) Михаила Клопскаго (†ок. 1453 †1456) Филиппа Рабангскаго (†1457) Варсонофия Тверскаго (†ок. 1459) Евфросина Тверскаго (†ок. 1460) Паисия Галичскаго (†1460) Варлаама Улейминскаго, Углечскаго (†после 1460) Саввы (†1461) и Андрея (XV) Вишерских Варлаама (†1462) и Паисия Важских, Пинежских Кассиана Каменскаго (†1463)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Ист.: Описание о российских святых. С. 49; Сказание о святых иконописцах// Сахаров И. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн. 2. Прил. С. 14; Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 380; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 444-455. Лит.: Ф. П. Жизнь прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, с прил. крат. истории Антониева мон-ря. Новгород, 1862; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1863. Июнь. С. 100; Собко Н. П. Словарь русских художников. СПб., 1893. Т. 1. С. 143; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10: Июнь. С. 141-142; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 184; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина//НИС. Л., 1984. 2 (12). С. 203-205; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 49; Т. 2. С. 398-399. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/114732.html

Канонизация П. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (возобновлен в 1981). Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 829; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. Кн. 2. С. 163; Зверинский. 1892. Т. 2. С. 74-75; Дмитриев Л. А. Иона//СККДР. 1988. Ч. 1. С. 427-430; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского//Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 21-48, 61-73; она же. Литературное творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. 2001. С. 222-224; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) - памятник истории и культуры Важского края//Важский край: Источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2002. С. 139-147; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописнокнижной традиции XVI-XIX вв.//Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика/Ред.: С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 615-647; Исидорова З. Н., Рыжова Е. А. Житие Варлаама Важского//ПЭ. 2003. Т. 6. С. 611-613. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2578643.html

Прп. Корнилий Палеостровский поучает своего ученика Авраамия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Корнилий Палеостровский поучает своего ученика Авраамия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Уникальным образцом иконографии К. является икона «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с 6 клеймами жития прп. Корнилия» кон. XIX - нач. XX в. (НМРК). О связи образа с Палеостровским мон-рем свидетельствует выбор святых: на иконе кроме местных подвижников изображен прп. Зосима Соловецкий, к-рого в позднее время считали пострижеником Палеостровского мон-ря и уроженцем близлежащего с. Толвуй (см.: Машезерский И. Родина прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//Олонецкие ЕВ. 1899. 2. С. 25-26; ПЭ. Т. 20. С. 367). К., как основатель обители, представлен в центре, фронтально, в полной схиме (с покрытой куколем головой), правой рукой именословно благословляет, в левой держит свиток (на запястье четки). Житийные сюжеты читаются слева вниз, направо и вверх: видение Спасителя К. во время молитвы; вид часовни и пещеры К.; блаженная кончина К.; погребение К.; исцеление болящего Бориса; исцеление «десного ока» девицы Агафии. В момент смерти святой изображен в маленькой пещерке сидящим возле камня с приклоненной головой в простом подряснике, на груди верижный крест, руки лежат на книге. Иконы 3 местных преподобных в это время получили распространение (ок. 1891, НМРК) - возможно, они бытовали в качестве «раздаточных». Интересным образцом иконографии К. является небольшая икона-пядница «Прп. Корнилий поучает ученика своего Авраамия» кон. XIX - нач. XX в. (частное собр., см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 182; святой ошибочно идентифицирован как прп. Корнилий Комельский). Преподобный старец и его юный ученик написаны в интерьере кельи с аналоем, в красном углу - Казанская икона Божией Матери. К. изображен в профиль, одет в полную схиму, на свитке в его левой руке текст: «Поченïе иже аще не сотвориши грха сти есть упо». Прп. Корнилий Палеостровский. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)

http://pravenc.ru/text/2458675.html

В 1180 г, когда опасность миновала (с тех пор этот день празднуется наряду с 28 июня старого стиля как день памяти Преподобных), иноки перенесли святые останки на Валаам. Монахи иссекли в скале глубокую могилу и в ней скрыли Св. мощи, где и пребывают они до сих пор " под спудом " . Многочисленные чудеса от мощей вносились в монастырские летописи вплоть до закрытия обители. По молитвенному обращению к ним угодники помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляя от душевных, нервных, инфекционных, глазных болезней и пьянства. С 1819 г. началось общероссийское почитание Преподобных Сергия и Германа, была составлена служба, писались иконы и посвящались храмы. На рубеже XV-XVI в.в. монастырь именовался " великою Лаврою " , изобиловал духовными сокровищами и внешними благами. Ему принадлежали 12 скитов по северному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья. Однако, по воле Божией, вновь настало время бедствий. 20 февраля 1578 г шведы напали на обитель и убили 18 старцев и 16 послушников. Через три года 84 человека унес мор. Вскоре при очередном разорении монастырь сгорел. Заботами царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова обитель была восстановлена, но ненадолго. В 1611 г шведы, разрушив Корелу (Кексгольм, ныне г. Приозерск), высадились на Валаам и все предали огню и мечу. Остров опустел, и по Столбовскому миру 1617 г. вместе с иными землями отошел к Швеции. К началу Северной войны России со Швецией на Валааме было 4 крестьянских двора и некоторое подобие часовни над Св. Мощами, сооруженное вразумленными шведами. Обитель прославилась многими подвижниками, духовными преемниками Преподобных Сергия и Германа, достойными называться Собором Валаамских Святых: Преп. Авраамий, инок Геннадий, один из основателей монастыря на р. Шексне, Преп. Корнилий Палеостровский, устроивший обитель на Онежском озере. Сказание о новгородском Преподобном Ефреме, основателе Перекомского монастыря, именует его сподвижником Преп. Сергия Валаамского. Примерно в 1393 г на Валаам со Св.

http://isihazm.ru/1/?id=586

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010