Иудеи, несмотря на то, что прямо сказано в писаниях Моисея: «И говорил ангел Божий Моисею в огне, пылающем в терновом кусте, и сказал: Я Сый, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», утверждают, что Отец всего и Создатель говорил так. Посему и пророчественный Дух в обличение их сказал: «Израиль же не знает Меня, народ не уразумел Меня». И также Иисус, как я выше заметил, находясь между ними, сказал: «Никто не знает Отца, только Сын; ни Сына, только Отец и те, которым откроет Сын». Итак, иудеи, которые всегда думали, что всегда Отец всего говорил с Моисеем, тогда как говоривший с ним есть Сын Божий, Который назывался и ангелом и апостолом, справедливо обличаются пророчественным Духом и Самим Христом, что они не знают ни Отца, ни Сына. Ибо, те, которые Сына называют Отцом, ясно показывают, что они и Отца не знают, и не знают также, что у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог. И Он прежде в виде огня и в бестелесном образе являлся Моисею и другим пророкам, а ныне, во времена владычества вашего, как я выше сказал, сделался человеком от Девы, по воле Отца, для спасения верующих Ему, и претерпеть уничижение и страдание, чтобы смертью и воскресением своим победить смерть. Сказанное же из купины Моисею: «Я Сый, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, и Бог отцов твоих», значить то, что они и по смерти пребывают и суть люди того же Христа. Ибо, они первые из всех человеков занимались исканием Бога. Авраам был отец Исаака, Исаак Иакова, как написал также Моисей. 64. Что демоны также побудили поставить изображение так называемой Прозерпины при источниках вод, выдавая ее за дочь Зевса, в подражание словам Моисея, это вы можете усмотреть из того, что выше сказано. Ибо, Моисей сказал, как я прежде написал: «… в начале Бог сотворил небо и землю; земля была невидима и неустроен, и Дух Божий носился над водами». Итак, в подражание Духу Божию, о котором сказано, что носился над водою, они объявили, что Прозерпина была дочь Зевса. Минерву также с подобным умыслом они назвали дочерью Зевса не от совокупления, но потому, что они узнали, что Бог Словом своим 158 помыслил и сотворил мир, и представили Минерву, как первую мысль, а мы почитаем весьма смешным употреблять женский вид, как образ мысли. Подобным образом и других так называемых сыновей Зевса обличают их собственные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

По смерти Авраама Исаак получил в наследство, кроме имущества, и обетование Божие, что из его потомства произойдет Спаситель мира. У Исаака было два сына: Исав и Иаков, близнецы. Исаак перед своей смертью , по особому внушению Божию, благословил Иакова, как первенца, и объявил ему, что он будет родоначальником народа Божия, и что из его потомства произойдет Спаситель мира. Тогда Исав из зависти возненавидел брата своего и готов был убить его. Иаков принужден был уйти на время из родительского дома в соседнюю страну (Месопотамию) к родственникам своей матери. Дорогой он заснул, положив камень под голову, со страхом, что брат догонит и убьет его, и с мыслью, что у него нет защитника на земле. И вот, видит он во сне: стоит на земле лестница и верхом своим касается небес; Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху стоит Господь. И слышит он голос Господа: «Я Бог Авраама и Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, и в семени твоем благословятся все племена земные». Иаков проснулся, принес Господу благодарственную жертву, назвал место это Вефиль, что значит Дом Божий, и спокойно отправился в дальнейший путь, уверенный в помощи Божией. Обетование Господа, данное ему во сне, исполнилось: через несколько лет Иаков возвратился домой не одиноким и бедным странником, а с большой семьей и имуществом, был встречен Исавом дружелюбно и по смерти отца своего, Исаака, наследовал ему. 9. История Иосифа. Переселение Иакова в Египет У Иакова было двенадцать сыновей. Любимым сыном его был младший Иосиф, которому он оказывал предпочтение перед братьями за его кротость и чистосердечие. Видя это предпочтение, братья начали завидовать Иосифу. Когда же Иосиф рассказал им свои сны, что его сноп стал прямо, а снопы братьев стали кругом и поклонились его снопу, – и что, солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему, тогда они сказали брату: «неужели ты будешь царствовать над нами»? – и порешили между собою погубить его. Сначала они задумали убить Иосифа, но, по совету брата своего Иуды, продали его проходившим мимо купцам за 20 сребренников, а отцу оказали, что, вероятно, хищный зверь растерзал Иосифа, и при этом отдали ему окровавленную одежду своего брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Вдруг Исаак спросил Авраама: батюшка! вот огонь и ров, где же агнец во всесожжение? Не беспокойся, сын мой, отвечал Авраам, Бог усмотрит себе агнца. И шли они далее. Когда пришли на место, указанное Богом, Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, и, связавши сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Вот он уже, взявши нож, поднял руку, чтобы заколоть сына своего, но в это мгновение ангел Божий воззвал к нему с небес: «Авраам! Авраам! не поднимай руки своей на отрока, и не делай над ним ничего; теперь известно, что ты боишься Бога, когда не пожалел для Меня сына своего, единственного у тебя». Авраам остановился, – оглянулся он вокруг себя и увидал назади овна, который рогами своими запутался в деревьях: его он и принес во всесожжение вместо сына своего Исаака. Господь хранит уповающих на него У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Приближаясь к смерти он захотел благословить Исава; но против воли, по особенному распоряжению Божию, благословил вместо старшего младшего сына. Исав за это возненавидел младшего брата Иакова и грозил убить его. Иаков, по совету матери и с дозволения отца, ушел из дому отеческого на родину матери. Срядился он в путь, вышел из дома один, без слуг, с небольшим дорожным запасом. Зашло солнце; застигла ночь; дальше идти нельзя было и он остался ночевать под открытым небом. Тело его утомилось, сон склонил его; он взял под голову камень и лег. Много горя было у него на сердце. По эту сторону пути кров родительский, из которого принужден удалиться по ненависти брата, – кругом его никого невидно, по ту сторону пути – даль необозримая. Ему показалось, что во всем мире нет у него помощника. Одна только надежда на Бога подкрепляла его. В сих расстроенных чувствах он заснул. И вот он видит во сне: стоит на земле лестница, и верхом своим касается небес; ангелы божии восходят и нисходят по ней. Наверху стоит Сам Господь и говорит: Я Бог Авраама, отца твоего и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. Потомства у тебя будет столько, сколько песку на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя...( Быт.26:24 ) Испокон веку, братья, тесен путь, которым идут праведники. Испокон веку они стеснены теми, кто не верует в Бога или теми, кто ложно верует. Авель был стеснен своим братом Каином. Ной и Лот – сплошь испорченным родом, а Авраам, Исаак и Иаков – не знающими Бога. Но Бог не оставляет праведника на тесном пути. Это мы видим и в случае Исаака: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся... Эти многозначительные слова Исаак понял. Этими словами Бог его ободрил и предупредил. Он имел в виду: из-за Авраама и тебя благословлю; и как Авраама Я сохранял среди безбожников, так буду и тебя; и еще: будь мне верен так, как Авраам, отец твой. И последовал Исаак примеру отца своего и не отступался от Бога всю жизнь свою. Он был пахарем и скотоводом, как и отец его; был праведным и кротким, избегая ссор с людьми и делая добро людям. Мы ясно увидели, что Господь с Тобою... ( Быт.26:28 ), – вынуждены были признать ненавистники и гонители его. И удостоился Исаак, что Бог был назван Богом его; подобно, как назывался Богом Авраама, так потом назывался и Богом Исаака. О, Господи Дивный во святых Твоих, помяни и наши имена с именами праведников и святых Твоих во Царствии Твоем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 27 декабря. Поучение об Иакове ...Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:30 ) Бог Авраамов и Исааков был и Бог Иаковлев – Бог верных, послушных, милостивых и кротких. Кротким боговидцем может быть назван Иаков. Ибо он воистину кротким был, и видел Бога, и разговаривал с Богом, и видел Ангелов Божиих, и лествицы от земли до Неба. Кротостью своей он победил Лавана, тестя своего, и Исава, брата своего; кротостью установил мир между женами своими, Лией и Рахилью; из-за кротости мил он был и Фараону. Кротость Иакова есть прообраз кротости Христа. Блаженны кроткие, – сказал Христос, – ибо они наследуют землю ( Мф.5:5 ). Эти слова подтвердились и на Иакове. Он унаследовал землю отцов своих; его потомство освободилось из Египта и унаследовало землю обетованную; а через Христа Господа, своего потомка по плоти, он унаследовал всю землю. Это Церковь Божия, которая распростерлась по всей земле. Он видел Бога лицом к лицу. Иаков видел Бога в облике человека, но не как обычного человека. И это видение – лишь предсказание истинно воплощенного Бога как человека. И сохранилась душа моя. Сохранилась душа его от страха и от всякой несправедливости. И если Иаков спасся, только увидев призрак Бога, насколько легче спастись нам, знающим Бога как истинного человека, как Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Быт.31:53 . Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака. Заключительный акт союза – клятва именем Божьим – у Лавана и Иакова совершается различно: у первого в политеистическом, у последнего в чисто монотеистическом, теократическом смысле. Впрочем, упомянув о Боге Авраама и Боге Нахора, как двух различных богах, Лаван затем как бы поправляет себя, употребляя выражение «Бог отца их». «Страхом Исаака» ср. ст. 42. Быт.31:54 . И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. Еврейский толкователь толкует: «заклал животных для пиршества». О совместной трапезе Иакова с Лаваном и его спутниками говорится как здесь, так и выше, в ст. 46. Действительно, еврейский глагол zabach имеет, кроме специально-жертвенного значения, и вообще – закалывать ( 1Цар. 28:24 ; 3Цар. 19:21 ), равно и zebach – не только жертва (обычно жертва мирная), но и трапеза вообще ( Притч. 17:1 ; Иез. 39:17 ). Что здесь речь идет не о жертвоприношении, еврейские толкователи выводят из того, что все примирение Иакова с Лаваном носит характер неискренности. При аналогичном случае из жизни Исаака – при союзе с Авимелехом – имело место только пиршество ( Быт. 26:30 ). Но, конечно, Иаков мог принести и собственно жертву, благодарственную или, как позже в законе Моисеевом она называется, мирную – зебах шламим – ( Лев. 6:12 ): то, что узаконил Моисей, могло и ранее жить в обычае и богослужебной практике народа. Быт.31:55 . И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место. Лаван отдает последнюю дань своей родственной нежности к семейству Иакова и, поцеловав внуков и дочерей, возвращается в место свое, по Мидрашу – к идолам своим (Beresch. r. par. 74, s. 365). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

269 Авраам не воспламеняет своей жертвы, ожидая нового откровения воли Божией, хищных же птиц прогоняет, дабы сохранить чистоту и святость своей жертвы. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот когда он пробудился, напал на него ужас и мрак великий. (Ст. 12). Чем объяснить ужас Авраама? Конечно, он был следствием близкого присутствия Божия, которое ощутил Авраам по своем пробуждении, мрак же великий (т. е.) необыкновенный ночной, а сверхъестественный и глубокий мрак), был символом сего присутствия, как впоследствии при Синайском законодательстве. 270 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (Ст. 13). Откуда и до чего нужно считать эти четыреста лет переселения и порабощения потомства Авраамова? Так как Евреи в Египте рабствовали и были пресельниками только 215 лет, начиная от переселения туда Иакова и до общего исшествия Евреев; то очевидно, что в разбираемом месте к этим годам причисляется и время странствования в земле Ханаанской патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которое тоже продолжалось 215 лет. Таким образом, считая от первого призвания Авраамова из Ура Халдейского (в 1921 г. до Р.Х.) до исшествия Евреев из Египта (в 1491 г. до Р.Х.), получаем период в 430 лет, который и указывается в книге Исход. 271 Если же стоят не 430, а только 400 лет, то это объясняется тем, что для круглоты числа откинуты года Авраамова странствования со времени переселения его из Харрана (в 1916 г.) до рождения Исаака (в 1891 г.). A ты отойдешь к отцам своим в мир, и будешь погребен в старости доброй. (Ст. 15). Что отрадного было для Авраама в сем обетовании Божием? Сими словами Господь обещает Аврааму, после долговременной жизни земной, вечную блаженную жизнь за гробом с отцами. Вот та весьма великая награда, о которой говорил Бог Аврааму выше. 272 Когда зашло солнце… вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. (Ст. 17). Что означает здесь видение дыма и пламени огненного, прошедших между рассеченными животными? Под сими образами – как бы сам Бог проходит между частями жертвы, подобно тому, как сие делали люди при заключении союзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Авраам призывал Единого Бога, он обращался к Нему, как к Богу, к Эль Шаддаю, но он не знал Его имени. Незримое Присутствие и Божественный Страх были ведомы Исааку. Бога он знал, как Бога отца своего Авраама. И Бог, являясь ему, говорил: Я Бог Авраама, отца твоего ( Быт. 26:24 ). Но как имя Его?.. Иаков получает от Боровшегося с ним другое имя – Израиль, и имеет великое дерзновение, борется с Борющимся с ним. Боровшийся дал ему имя – спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: на что спрашиваешь о имени Моем?., и далее молчание. Семьдесят толковников добавляют еще: оно, имя Неименуемого, чудно ( Быт. 32:29 ). Осталась тайна. А Бога так и именовали: Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Но кто Он? Каково Его имя?.. У горящего куста пастух сопротивляется Говорящему, не решается принять великое поручение, ищет, как бы уклониться. И сказал Моисей Богу [Элогиму]: вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог [Элогим] отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог [Элогим] сказал Моисею: Я Тот, кто Я есть [ , эхиех ашер эхиех]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Я есть [, Эхиех ] послал меня к вам. И сказал еще Бог [Элогим] Моисею: так скажи сынам Израилевым: Ягве [], Бог [Элогу] отцов ваших, Бог [Элогу] Авраама, Бог [Элогу] Исаака и Бог [Элогу] Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род ( Исх. 3:13–15 ). Попытку Моисея уклониться от призвания Божия посредством того, что он не знает имени Говорящего, и народ может ему не поверить, что он послан Богом отцов их, Господь обращает в откровение великой тайны Своего имени. Имя мужа сообщается жене. В европейском обычае жена, выходя замуж, принимает фамилию мужа. У немцев в еще недавнем прошлом существовал обычай обращения к женщине по имени и фамилии мужа. Например: Frau David Klassen. При этом имя и фамилия мужа даже сохранялось в именительном падеже, т.е. можно было говорить о жене (даме) Давид Классен! И это не просто родовая патриархальность. В браке жена возвращается мужу и принимает его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вместо отец твоих родились сыны тебе; поставиша я князи по всей земли. В еврейском: «Вместо отцов твоих будут тебе сыновья; поставишь их князьями по всей земле». Эту речь можно понимать и от лица Отца, и от лица Сына, от лица сынов Кореовых, но только — к дочери, а никак не о дочери. Итак, если речь обращается к дочери–невесте, а невеста избрана из среды народов и ей говорится выше: Забуди люди твоя и дом отца твоего то мы должны знать отцов невесты, чтобы узнать потом и сыновей. Вместо отец твоих, тех, о которых сказал Иеремия: Только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы (Иер. 16, 19), вместо Платона и других учителей различных догматов и заблуждений родились тебе сыновья, которых ты поставила князьями своими и сделала наставниками в среде народов. А может быть, и иначе: «О Церковь! Сыновья, которых ты родила себе, обращаются в отцов твоих, ибо из учеников ты сделала их учителями и по всеобщему избранию возвела их на степень священства». Если же под отцами Церкви разумеем мы Авраама, Исаака, Иакова и других патриархов, то под сыновьями, родившимися ей в достоинстве отцов, будем разуметь апостолов, которых Господь послал проповедовать до последних земли и крестить верующих во имя Троицы. Но спрашивается: каким образом Церковь из язычников могла иметь отцами Авраама, Исаака и Иакова, когда ей сказано выше: Забуди люди твоя и дом отца твоего? Прочитаем Евангелие: Не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама; может Бог от камения сего, то есть от жестокого сердца язычников, воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). Ив другом месте: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. 8, 39). Ибо как он, по вере, был оправдан в обрезании, так оправдимся и мы, если будем иметь веру и дела отца нашего Авраама. Это же самое может быть сказанным и к Спасителю или от лица Отца, или от пророческого лика и от Святого Духа. Вместо отец наших, то есть вместо племени иудеев, которые оставили Тебя и отреклись от Тебя, родились Тебе сыновья, апостолы и верующие из народов, которых Ты поставил князьями по всей земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Если же св. угодники так заботились и любили ближних, когда жили еще на земле и имели свои нужды и недостатки, то что же мешает им заботиться, помогать и молиться за нас там, где нет ни печали, ни воздыханий! Если мы, далее, почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать св. небожителей, этих великих наших благодетелей? Да, почитание святых вполне сообразно с нашею природою и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершенные в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области нравственной жизни? Итак, с точки зрения св. Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать святых. Священное Писание представляет нам прямые и ясные свидетельства о том, что св. угодники, по отшествии от земной жизни, предстательствуют за нас пред престолом Вседержителя, не престают молиться за оставшихся на земле, что эти молитвы действенны пред Богом, т. е. угодны Ему и спасительны для человека. Так, еще в Ветхом Завете некогда Сам Бог говорил пророку Иеремии относительно народа еврейского: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер. 15:1 ). Этими словами Сам Господь показал, что Моисей и Самуил, давно уже умершие тогда, могли, значит, ходатайствовать пред ним за иудеев. Во 2-й же Маккавейской книге приводится и случай такого ходатайства или предстательства пред Богом праведника за грешников. Иуда Маккавей, пред вступлением в битву с Никанором, видел в откровении первосвященника Онию и пророка Иеремию умерших, молящихся за народ израильский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония сказал Иуде: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия пророк Божий» ( 2Мак.15:12–16 ). Верование в ходатайство пред Богом, и по отшествии их на небо, выражается также и в молитвах ветхозаветной Церкви. Почти каждая молитва древней еврейской Церкви начиналась, сопровождалась и оканчивалась именами праотцов Авраама, Исаака и Иакова. Одушевленный такой верою, пророк Давид, например, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиль, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), очевидно, прося Господа услышать его молитву ради ходатайства этих угодивших Ему праведников. Точно также и пророк Даниил молил Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан. 3:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, если молитвенное предстательство Ангелов за людей есть несомненная истина, то тем менее оснований сомневаться в таком предстательстве святых угодников Божиих, от земли перешедших в мир загробный и сподобившихся равноангельского ( Лк.20:36 ) общения с Богом. Они были подобострастны нам, понесли на себе все немощи естества нашего, знают нужды наши, и потому с тем большею готовностью могут ходатайствовать о нас пред Богом. Если приточный богач, сам отверженный Богом, молит однако о спасении своих земных братий ( Лк.16:27–28 ), то не в гораздо ли большей степени это попечение о спасении ближних должно быть присуще святым, при их чистейшей любви —310— к присным по вере и при их ревности о славе имени Божия? Так, действительно, веровала Церковь во все времена и не переставала обращаться с молитвою к отшедшим святым в том убеждении, что по своей любви к людям они всегда готовы услышать их молитву, а по своей близости и угодности Богу сильны ходатайствовать пред Ним. В ветхом завете было слишком употребительно молитвенное обращение к Богу именем праотцов – Авраама, Исаака, Иакова и др. Так, Моисей молится за народ свой, взывая к Богу: «отврати пламенный гнев Твой.... вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих.... И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх.32:12–14 ). Три отрока в пещи вавилонской молят Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан.3:35 ). Сам Господь, ниспосылая различные благодеяния Свои потомкам святых патриархов, не раз свидетельствует, что делает это ради благоугодивших Ему праотцов (см. напр. 3Цар.11:34:36; 15:4–5 ; 4Цар.20:6 и др.). Что значит это «ради», как не особое благоволение Божие к праведникам, коих посредство и ходатайство сильно низвести милость Божию и на таких их ближних, которые сами не заслуживали бы того? Есть впрочем мера человеческой греховности, далее которой и предстательства святых не могут иметь силы. Чрез пророка Иеремию говорит Господь, прогневанный преступлениями народа Своего: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010