Vnde et addidit: Inquire pacem etsequere eam; pax in caelo est. Denique de caelo ueniens dixit: Pacem do uobis, pacem meam relinquo uobis. Ergo quia fugienda et declinanda sunt mala, mala autem in terris, in terris iniquitates, fugiamus terrena, ne nos conprehendant iniquitates, quae etiam sanctum Dauid conprehenderunt, sicut ipse testatur dicens: Conprehenderunt me iniquitates meae, et non potui ut uiderem, eo quod fumo iniquitatis oculus animae caecatur, ne uideat quae sunt lucida. Sic ergo et Laban bona Iacob uidere non potuit et princeps mundi gloriam Christi. Нам надо бежать отсюда, где нет ничего, где ничтожно всё, почитаемое великим, где мнящийся быть чем-то есть ничто, совершенно ничто. Я видел нечестивого, вознёсшегося и возвысившегося выше кедров Ливанских, и прошёл мимо, и вот его не стало ( Пс.36:35–36 ). А ты пойди, как Давид, пойди, как верный раб, чтобы тебе было сказано: Пойди и садись за стол ( Лк.17:7 ). Пойди, как Моисей, чтобы увидеть Бога Авраама, Исаака и Иакова 88 , увидеть великое явление. Это явление великое, и если хочешь его увидеть, сними обувь с ног твоих ( Исх.3:5 ), сбрось с себя узы неправды, расторгни узы мира сего. Сними обувь, потому что обувь – земное. Вот почему Иисус не снабдил апостолов ни обувью, ни золотом, ни серебром 89 , чтобы не было у них с собой земных вещей. Тот, кто ищет благо, хвалим бывает не за обувь, а за быстроту и красоту ног, как сказано в Писании: Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! ( Рим.10:15 ; Ис.52:7 ). Так сними же обувь с ног твоих, чтобы они стали прекрасны для благовествования. Сними, сказано, а не привяжи. Сними, когда отправишься в путь, и убедишься, что удивлявший тебя на земле нечестивец – ничто и ничего не может. Итак, уходи, то есть беги от земных дел, где зло, где алчность. Недаром говорит тебе Давид: Уклоняйся от зла и делай добро ( Пс.33:15 ). Уклоняться – значит бежать, ведь зло в земных делах, а добро – на небе, посему пророк и добавляет: Ищи мира и следуй за ним ( Пс.33:15 ). Мир находится на небе, вот почему Сошедший с небес сказал: Мир даю вам, мир Мой оставляю вам ( Ин.14:27 ). Значит, если надо бежать и уклоняться от зла – а зло на земле, на земле беззаконие, – то будем избегать привязанностей к земному, чтобы не опутали нас беззакония, которые опутали даже святого Давида, как сам он свидетельствует: Настигли меня беззакония мои, так что видеть не могу ( Пс.39:13 ), ибо от дыма беззаконий слепнет око души и оно не видит очевидного. Поэтому Лаван не смог увидеть добродетель Иакова, равно как и князь мира сего – славу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   СТАВРОФИЛА. Поистине так! Ничего нет в мире для меня приятного. Он меня оставил, и я оставлю его. Все, что он может дать мне, если дает, не увеселит меня, и если отнимает что либо из земного, не смутит меня. Одно мое желание прилепляться к Богу и соединяться с Ним. Глава 20. О сораспятии Христу («Я сораспялся Христу» (Гал.2:19)).    Продолжая начатую беседу с Ангелом, Ставрофила сказала: «всем сердцем желаю я соединиться с Господом, и всегда воздыхаю к Нему: отчего же, скажи мне, доселе не могу обрести, чего желаю? «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его» (Песн. 3:1—2). От чего это так? Доколе же не сподоблюсь я прилепиться к Нему, соединиться с Ним?»    АНГЕЛ. От того, что ты не там ищешь Господа, где должно. Ты ищешь Его на покойном ложе, т.е. в настоящей жизни, с некоторым упокоением, но Он не пребывает на земле с живущими в наслаждениях. Ты ищешь Его на торжищах, и на стогнах града; но Он не обретается на торжищах и на стогнах града. Ты ищешь Его в мире; но Он «не от мира сего» (Ин. 8:23). Если ты распяла плоть со страстями и похотями, если уже мир тебе распят и ты миру; то ничего более не ищи, как только того, что увеселяет Господа. Пойди «к горе Смирней», к горе Голгофе; там обрящешь одр Христов, на котором возлежат Он, «где почивает в полудне» любви Своей. Там ты найдешь одр Соломонов «из древес Ливанских» — крест Его, высочайшей всех кедров земли. Там найдешь «столбы сребряны», те гвозди, которые пригвоздили Его к крестному ложу Его. Там ты найдешь божественного естества Его «восклонение злато», и «восход его багрян» (Песн. 4:6, 1:6, 3:9—10). Ибо крест Господень был прекрасное и пресветлое древо, украшенное царским титлом и царскою багряницею. Там увидишь средину его, покровенную любовью ради дщерей Иерусалимских: ибо средину креста Он занял Сам, распаляемый сильнейшею любовью, принося в жертву Себя, сожженного огнем Божественной любви, дабы дщерей Иерусалимских привлечь к Себе, к любви и подражанию Себе. Итак, Ставрофила, взойди и ты на оную гору, если желаешь соединиться со Христом. Подражай Ему, вознесенному на кресте, чтобы тебе высотою ума вознестись не только выше самой себя, но и выше всего мира, и на все земное взирать, как на низшее, и презирать оное, по сказанному в Писании: «узрят землю издалеча» (Ис.33:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

а) Для узаконяемой жертвы должна быть избираема юница рыжая, без порока и не носившая ярма. Старший священник (Елеазар) должен был вывесть ее из стана на место чистое, и там пред ним закалали ее; кровию жертвы Елеазар должен кропить по направлению к скинии седмижды (ст. 1–4). Мясо, кожа, кровь и внутренности с нечистотами всецело сожигались, а на сожигаемую юницу священник бросал кусок кедров дерева, иссоп и нити червленой шерсти (ст. 5–6). Священник и сожигавши жертву должны были измыть тело свое и одежды водою, и считались нечистыми до вечера (ст. 7–8). Пепел от этой жертвы собирал чистый человек для сохранения, и потом на этот пепел в сосуде наливалась чистая вода, которая и была водою очищения для Израильтян от осквернения трупом (ст. 9–10). б) Прикосновение к трупу человеческому делало человека нечисгым на семь дней и он без очищения чрез кропление означенною водою не мог войти в скинию, чтобы не осквернить ее (ст. 11–13). Присутствие мертвеца в шатре делает нечистым каждого входящего в шатер и все принадлежности шатра и сосуды, если они не покрыты. Такое же осквернение производит прикосновение к трупу убитого («язвенному») или умершего на поле и даже к кости человеческой и к гробу (ст. 14–16). Для очищения от такого осквернения нужно брать пепла от указанной жертвы и на него вливать в сосуде живой воды. Этою водою чистый очищает нечистого, обмакнувши иссоп в воду и покропивши его, а также дом и все сосуды в нем. Это нужно делать в третий и седьмой день по осквернении (ст.17–19). Если же кем не будет исполнено такое очищение от осквернения, то «душа того потребится от среды сонма» (ст. 20). Окропляющий нечист до вечера и всякий, прикоснувшийся к нечистому, нечист до вечера (ст. 21–22). ________________ 1. Какой таинственно-символический смысл обрядов рыжей юницы? – Из спецального назначения этой жертвы – очищать нечистоту смерти открывается общее значение ее, как жертвы, служащей не к очищению греха, а к снятию смертного проклятия, лежащего на всем обществе Израиля и на всем человечестве, и к приобретению очистительного средства для уничтожения смертной нечистоты для отдельных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

«А Я еще истребил пред ним“, с упреком говорит Господь, «Аморрея, коего рост равнялся высоте кедров, и который был крепок, как дубы, и истребил Я плоды его вверху, и корни его внизу, " совершенно, всецело уничтожил его вместе со пнем его и ветвями его (сн. Иез. 17. 9 ; Ос. 9, 16 ), «А Я еще вывел вас из земли Еги­петской и водил вас пустынею, чтобы дать в наследие землю Амморея " (2, 9. 10). Дважды повторенное выражение «а Я», придает особенную выразительность речи и служит к тому, чтобы яснее выставить противоположность между презрительным отношением Израиля к Богу с одной стороны и верности Иеговы Из­раилю с другой. Как пример этой верности Божией своему на­роду Сам Господь указывает на две милости, благодаря которым народ Израилев сделался народом самостоятельным и независи­мым,–а именно указывает на истребление прежних жителей Ха­наана и освобождение Израиля из Египта и введение его в землю Обетованную чрез пустыни Аравийские. На эти же две милости в свое время указывал еще и Моисей народу в своих прощальных речах к нему, указывал с тою целью, чтобы воз­будить народ этот к верному исполнению заповедей Божиих и к любви к Богу (Вт. 9, 1 – 6; 29, 1–8). В порядке указания Божиих милостей, милость, которая, по времени исполнения своего проявлена была народу позднее, поставлена здесь на первом мес­те, поставлена не потому, чтобы она была важнее милости, поста­вленной на втором месте, хотя и ранее проявленной, но потому, что пророк первоначально хотел показать то, что Иегова сделал ради Израиля, и потом уже то, что он сделал с самим Израилем,–и такой порядок принял для того, чтобы тем самым дать себе возможность в дальнейшей речи высказать не только то, что Господь сделал уже с Израилем, но и то, что Он продолжал делать для того же Израиля и в дальнейшие времена его су­ществования уже в земле Обетованной. Истребление всех ханаанских племен земли Обетованной пред лицем Израиля пророк обозначает под образом истребления только одного племени Амморрейского потому, что племя это было самое сильное и могуществен­ное между всеми другими племенами ханаанскими (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Аллилуия! Ибо благо — Богу нашему петь, сладко это и уместна хвала. [ ] 2 Господь созидает Иерусалим, изгнанников Израиля сбирает Он, 3 врачует тех, кто сердцем сокрушены, перевязывает раны их, 4 исчисляет множество звезд, и всем им дает имена. 5 Велик Господь наш, обильна сила Его, неизмерим разум Его. 6 Смиренных возвышает Господь, а грешных низвергает до земли. 7 Пойте Господу славу чередой, бряцайте Богу нашему на струнах, — 8 Тому, кто кроет небо в облаках, уготовляет для земли дожди, взращивает травы на горах, 9 подает скоту пищу его, и корм воронятам, вняв их вопль. 10 Не на силу коня смотрит Он, не κ прыти мужа благоволит; 11 благоволит Господь κ боящимся Его, к тем, кто уповает на милость Его. (147) Восславь Господа, Иерусалим, Сион, восхвали Бога твоего! 2 Крепит Он вереи ворот твоих, благословляет посреди тебя сынов твоих, 3 водворяет мир в пределах твоих, обилием злака насыщает тебя. [ ] 4 Шлет Он на землю глагол Свой, скоро долетает слово Его; 5 подает Он снег, как волну, рассыпает иней, как золу, 6 кусками мечет Он град, перед морозом Его кто устоит? 7 Пошлет слово Свое, и тает всё, повеет ветром Своим, и воды текут. 8 Возвестил Он Иакову слово Свое, Израилю — уставы и законы Свои. 9 Не с каждым народом поступил Он так, и законов Его не знают они. Аллилуия! этой строки в Синодальном переводе начинается псалом 147 (прим. ред.) Хвалите Господа с небес, хвалите Его на высотах; 2 хвалите Его, все Вестники Его, хвалите Его, все Воинства Его! 3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все светы звезд; 4 хвалите Его, небеса небес и воды, что превыше небес! 5 Пусть имя Господне хвалят они, ибо велением Его сотворены; 6 Он уставил их на веки веков, непреступаемый даровал закон. 7 Хвалите Господа от земли, чуда морские и бездны все, 8 огонь и град, снег и туман, вихрь грозы, творящий слово Его, 9 горы и все холмы, плодовые деревья и кедров леса, 10 дикие звери и все скоты, гады и птиц пернатый род, 11 цари земли и народы все, владыки и все судьи земли, 12 отроки и девы в кругу, старцы с юными заодно!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

бб) Подробное изложение суда Божия по отношению к различным людям Вообще все высокое, противное славе Божией, унизится. Ст. 12. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, и оно будет унижено. Пророк, сказав здесь вообще, что наступающий суд Божий унизит все высокомерие человеческое, дальше в частности, метафорическим языком описывает унижение: 1) царей и вельмож под образом кедров (ст. 13); 2) царств и городов под образом гор и холмов (ст. 14); 3) гордящихся разумом, мудростью и силами – под образом башней и стен (ст. 15), 2) купцов – под образом кораблей (ст. 16); наконец предсказывает ужасное истребление идолов, (ст. 18) и идолослужителей (ст. 19–21). 1) Цари и вельможи подвергнутся суду Божию Ст. 13. И на все кедры Ливанские высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские. Здесь, как нередко и в других местах св. Писания ( 2Пар.25:18 ; Иез.17:3 ; Дан.4:10, 11 ; АмОс.2:9; Зах.11:2 ; Ис.10:33 ), гордые цари и вельможи уподобляются высоким, тенистым, крепким деревам – по высоте своего достоинства, могуществу и покровительству подданным, которые под их попечением, как птицы под ветвями дерев, живут, укрываются от непогод. Здесь разумеются цари и вельможи Иудейские и смежных стран. 2) Царства и города Ст. 14. И на все высокия горы и на все возвышающиеся холмы, т. е. судом Божиим будут разрушены царства и города, высящиеся в мире и красующиеся славою своею, как горы и холмы (см. под. Иер.51:25 ; Зах.4:7 ; Мих.6:1,2 ; Апок.8:8 ). Изображаемый здесь суд Божий совершился во время первого разрушения Иерусалима Навуходоносором Вавилонским, который разорил не одну Иудею, но и многие другие царства, как показывают Пророки Иеремия (25:17) и Софония (1:1, 2 и сл.). 3) Гордящиеся разумом, мудростью и силами Ст. 15. И на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену. Здесь под башнями и стенами разумеются советники царей, гордящиеся разумом, мудростью и силою ( Ис.30:25 ), и воинственные защитники городов. 4) Купцы, надеющиеся на богатство

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

В Галилее апостолы оставались недолго, и в сороковой день по воскресении опять были в Иерусалиме. В этот день Господь явился им в последний раз и сказал, что Он посылает их с проповедью Евангелия во все концы мира. Кто уверует и крестится, будет спасен, а кто не уверует – будет осужден. Верующие получат силу творить чудеса. «Но вы», сказал Он «сидите во граде Иерусалимском доколе не облечетеся силою свыше». Апостолы спросили: «Господи! не теперь ли возстановляешь Ты царство Израилю?» «Не вам знать времена и лета, что Отец положил в Своей власти», сказал Господь. «Но вы приимете силу, когда сойдет на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и но всей земле до последних пределов!» После этого Господь вывел их из города и пошел по дороге к Вифании. На Елеонской горе Он остановился, поднял руки и благословил их. Благословляя, Господь отделился от земли и стал тихо возноситься на небо. Ни одно явление воскресшего Господа не было похоже на это последнее. Во все предшествующее время Он как внезапно являлся, так же внезапно делался невидим, так что никто не мог сказать, откуда Он пришел и куда удалился. На этот же раз апостолы все видели, как Он отделился от земли и возносился на небо. В глубоком молчании они благоговейно созерцали вознесение Господа. Они видели, как светлое облако, этот знакомый им знак присутствия Божия, скрыло Христа от взоров их. Не видя более Его, они смотрели на облако, как вдруг явились два Ангела в блестящих одеждах и сказали: «мужи Галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же прийдет как видели Его восходящаго на небо». Утешенные этим видением, апостолы возвратились в Иерусалим с великой радостью. Они теперь уже не могли сомневаться, что Иисусъ Христос есть Мессия-Спаситель, что вся Его земная жизнь, Его страдания, крестная смерть, воскресение и вознесение на небо – все исполнилось именно так, как предсказано было заранее пророками. Избрание Матфея в число двенадцати апостолов. (Деян. 1:15–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

В Евангелии предсказано, что домашние станут врагами и люди, связанные раньше узами единодушия, будут предавать друг Друга. Не важно, кто предает и свирепствует, если Господь разрешает быть преданным и увенчанным. Для нас нет позора терпеть от братьев то, что терпел Христос, и для них нет чести поступать так, как поступил Иуда. Какая, однако, заносчивость, какое надутое и пустое хвастовство грозит там отсутствующему, когда я здесь в полном их распоряжении! Их ругательств, которыми они ежедневно рвут в куски и самих себя и собственную жизнь, мы не боимся; от дубив, камней и мечей, которые они всегда упоминают в своих братоубийственных речах, не приходим в трепет. По своим качествам люди эти у Господа почитаются убийцами. Убить, однако, они не могут, если Господь не разрешит им убивать. Нам суждено умереть однажды, но они ежедневно умерщвляют себя своей ненавистью, своими словами и проступками. Не следует, однако, дорогой брат, забывать церковную дисциплину, а епископу попустительствовать потому, что нам нет покоя от брани и запугивания. На помощь ведь приходит Писание: «Надменный и упрямый, завистливый человек ничего вообще не добьется, он — расширяющий душу свою, как ад» (Авв. 2:5). И еще: «Не убойтесь слов мужа грешного, ибо слава его превратится в навоз и червей. Сегодня он превозносится, а завтра–не найдут его, ибо он обратился в прах и замысел его погиб» (1 Макк. 2:62—63). И еще: «Видел я нечестивца грозного, возносившегося выше кедров ливанских; я прошел—и вот нет его; ищу и не нахожу» (Пс. 36:35—36). Превозношение, спесь, дерзкое и горделивое хвастовство—не от Христовых заповедей: Он учил: смирению, а от антихриста, которого Господь укоряет через пророка: «Ты говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих поставлю престол свой, буду сидеть на горе высокой, превыше гор высоких, на краю севера, взойду на облака, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13—14), И добавляет: «Ты спустишься в ад, в глубины преисподние. И кто увидит тебя, будет изумляться» (Ис. 14:15—16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В заключение беседы с учениками на горе Елеонской, Иисус Христос так изобразил Свое славное второе пришествие и Страшный суд: «Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ, и поставит овец одесную Себя, а козлищ ошуюю. Тогда скажет Царь тем, кто одесную Его; идите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие, утотованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть: жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и посетили Меня; в темнице был, и пришли ко Мне. Тогда отвечают Ему праведники: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим и напоили? Когда же видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда же видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И речет им Царь в ответ: истинно говорю вам; понеже сотворили вы одному из сих братий Моих меньших, Мне сотворили. Тогда речет и сущим ошуюю Его; идите от Меня, проклятые, во огнь вечный, уготованный дьаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они отвечают Ему: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда отвечает им: истинно говорю вам: понеже не сотворили вы единому из сих меньших, ни Мне сотворили. И пойдут сии в муку вечную, праведники же жизнь вечную». Окончив беседу, Господь сказал ученикам: «вы знаете, что чрез два дня Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на распятие».  (Среда). Предательство Иуды. (Мф. 26:3–5; 14–16; Мк. 14:1–2; 10–11; Лк. 22:1–6). После неудачных попыток схватить Иисуса Христа первосвященники и другие начальники худейские были в затруднении. Все были согласны, что так или иначе нужно избавиться от Него, а как этого достигнуть не могли придумать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

В одно из посещений, когда Мария, севши у ног Господа, слушала Его, хлопотливой Марии показалось, что сестра должна бы помочь ей услужить Гостю, и с легкой досадой сказала: «Господи! не видишь ли, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». «Марфа, Марфа!» –  сказал Господь «заботишься ты и суетишься о многом, а едино есть на потребу. Мария же благую часть избрала, и та не отнимется у ней». Прощение грешницы. (Ин. 8:2–11) Из Вифании Иисус Христос нередко приходил в Иерусалим и беседовал с народом в притворах храма. В одно из таких посещений книжники подвели к нему женщину, виновную в грубом нарушении нравственности, и потребовали, чтобы Он высказал Свое мнение о том, как поступить с ней. Закон Моисея повелевал таких грешников побивать камнями, но на деле этот законъ уже давно не применялся. Книжники имели намерение обвинить самого Иисуса Христа, какое бы Он ни высказал мнение. Если бы Он потребовал прощения грешнице, они объявили бы Его нарушителем закона, а если бы Он высказался за исполнение предписаний Моисеева Закона, они обвинили бы Его в жестокости. Господь знал их лукавство и ничего не отвечал а, наклонившись, писал что-то на песке. Книжники сочли такое поведение Христа замешательством и настойчиво требовали ответа. Тогда Господь поднял на них глаза и сказал, что тот, кто свободен от грехов, пусть и броситъ в нее первый камень, и снова наклонился и продолжал писать на песке. Когда через некоторое время Он вторично поднял голову, пред Ним уже не было никого из обвинителей. Обличаемые совестью, они поспешили скрыться. Перед Ним осталась одна женщина. Она сознала глубину своего падения и со страхом ожидала, что скажет ей Христос. Господь спросил ее: «где же твои обвинители? Никто не осудил тебя?» – «Никто, Господи! – отвечала она. «И Я не осуждаю тебя», сказал Господь, «иди, но уже впередь не греши». Притча о милосердом самарянине. ( Лк. 10:25–37 ). Один из раввинов, желая вступить с Иисусом Христом в словопрение, обычное между раввинами, спросил Его: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус Христос сказал: «В Законе что писано? как читаешь?» Раввин ответил: «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим, и ближняго твоего, как самого себя».  «Право отвечал ты»  – сказал Господь «сие сотвори и жив будешь». Раввин спросил: «а кто есть ближний мой?» Иисус Христос знал, что раввины много спорят между собой о том, кого считать ближним, но при всем своем разногласии сходятся в том, что под ближним нужно разуметь только своих единоверцев. Он желал, чтобы раввин сам понял, что ближним нужно считать всякого человека, как еврея, так и язычника, и сказал следующую притчу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010