16. Митрополит Платон, воспитанник Московской Славяно-греко-латинской Академии, постриженник Сергиевой Лавры, потом из наместников ее и ректоров Троицкой Семинарии поступивший в законоучители к Цесаревичу Павлу Петровичу, архимандрит Лавры, архиепископ Тверской и наконец митрополит Московский. Знаменитый в свое время проповедник, писатель и администратор, основатель Вифанского монастыря и тамошней Семинарии. Преставился 11 ноября 1812 года. При преемнике его, архиепископе Августине (Виноградском) открыта в Лавре 1 октября 1814 года Московская Духовная Академия, возрастившая многих архипастырей и просветителей духовного юношества. 17. Митрополит Филарет был, так сказать, гением хранителем Академии в течение первого полустолетия ее существования. Урожденец г. Коломны, учитель Лаврской Семинарии, Василий Михайлович Дроздов, постриженный в Лавре с именем Филарета, ректор Петербургской Духовной Академии, первый в России доктор богословия, архиепископ Тверской, Ярославский и наконец Московский, возведен в сан митрополита в 1826 году. Основал Гефсиманский скит. В 1867 году, через три месяца после торжественного празднования пятидесятилетия в святительском сане, преставился 19 ноября 1867 года. Погребен в Лавре подле Сошественской церкви; над могилою его воздвигнута церковь во имя прав. Филарета Милостивого. Еще не настало время для оценки деятельности великого святителя, как ревностного соучастника в правительстве всероссийской Церкви и в сношениях с церквами Восточными, как епархиального архипастыря, как проповедника и богослова; мы, современники его, а особенно знавшие его лично, и пользовавшиеся милостивым его вниманием, можем только благоговеть пред его памятью. При нем, и после него было в Лаврской братии несколько замечательных лиц: 18. Афанасий, архимандрит, наместник Лавры, был из неученых, ремеслом иконописец, долго заведовал иконописною школою при митрополите Платоне и образовал несколько искусных учеников, между которыми лучшим был художник Малышев, заступивший место Афанасия в заведовании школой. Назначен в звание наместника в 1818 году. Смиренный подвижник и добродушный старец, он в управлении Лаврою был слишком снисходителен; когда говорили ему, что нужно держать монахов построже, он отвечал: «Ох! окаянные, окаянные, измучили они меня! А взыскивать не могу: сам я всех грешней». Преставился 23 февраля 1831 года, предузнав свою кончину. Тело отца Афанасия погребено за алтарем Сошественской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ (В 1913-1917 - Императорская Московская Духовная Академия, в 1944-1946 - Православный Богословский ин-т), преемница московской Славяно-греко-латинской академии , высшее духовное учебное заведение, действовавшее в 1814-1921 (1928) гг. в Троице-Сергиевой лавре и в Москве и после закрытия возрожденное в 1944 г. С 1944 г. составляет единый учебный комплекс с Православными Богословско-пастырскими курсами (с 1946 МДС). Основание и первые годы деятельности МДА основана указом имп. Александра I Павловича от 30 авг. 1814 г. об утверждении проекта Устава духовных академий, что стало 2-м этапом реализации реформы духовного образования. Проект реформы, составленный в 1808 г. и проверенный на 1-м выпуске СПбДА, в 1814 г. был исправлен и получил Высочайшее утверждение. В указе говорилось, что 1-й выпуск СПбДА обучение завершил, а значит, получили образование учителя для открытия по новому Уставу Московского духовно-учебного округа во главе с МДА; император призывал Комиссию духовных училищ (КДУ) при Синоде, призванную руководить российской духовно-учебной системой, обратить «свое внимание как на сих новообразованных учителей, так и на самыя училища, чтобы устроить их в прямом смысле: училищами истины» (ПСЗ. Т. 32. С. 910). Академия был открыта в Троице-Сергиевой лавре на месте старой Троицкой семинарии, т. к. здания Славяно-греко-латинской академии в Москве были «очень ветхи, не уместительны» ( Смирнов С. К. 1879. С. 1). 21 мая 1814 г. управляющему Московской епархией еп. Августину (Виноградскому) был прислан указ Синода, в к-ром высказывалось предложение о размещении новой академии в лавре, на что преосвященный дал согласие (Там же. С. 1-3). Академии были переданы здания Лаврской семинарии, в т. ч. нижний этаж т. н. царских чертогов, построенных при имп. Петре I Алексеевиче для проживания в них особ царской фамилии. Помимо этого академии был отдан верхний этаж «чертогов» и разрешено употребить на перестройку 30 тыс. р. ассигнациями из средств, принадлежавших Славяно-греко-латинской академии, хранившихся в Опекунском банке (РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1116).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

ректором Черниговской ДС. Его хиротонию Синод поручил возглавить (из-за кончины 3 марта 1819 архиеп. Московского Августина (Виноградского) ) еп. Иннокентию. В связи с делом о книге Станевича на заседании Комиссии духовных уч-щ 14 янв. 1819 г. М. от имени Синода предложил разработать офиц. руководство для цензоров духовных сочинений. Составление «Проекта устава духовной цензуры» Синод поручил конференции СПбДА «при непосредственном участии» М. В марте 1820 г. «Проект...», внесенный М., был рассмотрен Синодом, но утвержден не был. 12 июля 1820 г. на покой в третьеклассный Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь близ Новгорода был уволен архиеп. Ярославский и Ростовский Антоний (Знаменский) , присутствовавший с 1818 г. в Синоде (одной из причин его ухода на покой был конфликт с кн. Голицыным). Одновременно М., удалив «за нерадение» прежнего настоятеля обители, назначил на его место иером. Фотия (Спасского), к-рого 20 июля возвел в сан игумена, и сообщил об этом Синоду лишь затем, чтобы тот исходатайствовал выдачу Фотию прогонных денег. М. освятил заложенные митр. Амвросием церкви: 24 окт. 1818 г.- в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., а 18 авг. 1819 г.- во имя Двенадцати апостолов в новом здании СПбДА. 26 июня 1819 г. М. заложил Исаакиевский собор, 6 июня 1820 г.- Свято-Духовскую ц. Александро-Невской лавры . Последняя строилась по особому проекту - основной зал располагался в ней перпендикулярно помещению с алтарем, чтобы молящиеся могли лучше слышать проповедника. Митрополит сам сделал эскиз ее иконостаса. Свято-Духовская ц. получила особое значение после указа 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости»: в ней стали регулярно устраивать внебогослужебные беседы, в которых участвовал и митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . Наместником лавры 10 марта 1819 г. М. назначил бывш. настоятеля Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря архим. Товию (Трубачевского), известного митрополиту еще по Новгороду, где тот в 1800-1802 гг. был настоятелем Клопского Михайловского во имя Святой Троицы монастыря . Архим. Товия помогал М. в строительстве Духовской ц., собрав более 20 тыс. р. (М. пожертвовал 3 тыс. р.). Архим. Товия также занимался устройством Лаврской киновии - деревянного дома «для временного приезда преосвященного» с хозяйственными постройками на принадлежавшей лавре земле на правом берегу Невы. Здесь же митрополит планировал поместить престарелых и больных монашествующих лавры, которая не имела больницы, и построить для них «церковь с небольшим количеством келий». На средства, вырученные от продажи 2-го издания своих сочинений, М. решил построить рядом каменный дом, а затем испросить «увольнение от дел епаршеских», чтобы «пребывание иметь в том Загородном доме по жизнь свою» (РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 482. Л. 13-14).

http://pravenc.ru/text/2640894.html

При новом владельце графе Александре Петровиче Толстом, по сведениям 1776 года, в селе Аксиньине числилось 20 дворов. Перед Отечественной войной 1812 года приход храма в Аксиньине увеличился за счет приписной Космодамианской церкси села Космодемьянского, в клировых ведомостях с 1811 года к Знаменской церкви стали писаться также экономические деревни Алешкино и Бутаково. В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В деревне Химки стоял авангард французского корпуса Э. Богарне, атакованный 15 сентября отрядом генерала В.Д. Иловайского. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учинили разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В приходских 48 дворах в 1816 году проживало более 200 человек. К 1824 году к селу Аксиньину было приписано лишь сельцо Головино с помещичьей усадьбой Хлебниковых, а село Космодемьянское с деревнями Алешкино и Бутаково составили собственный приход. В 1840-1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. На 1847- 1850 года в приходе Знаменского храма числилось 28 дворов с населением 198 человек. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. Взносы на постройку каменного храма обещали внести владелец усадьбы граф Иван Петрович Толстой и проживающий в имении Толстых подполковник Павел Васильевич Берг. Церковный староста, владелец кирпичного завода крестьянин Терентий Иванович Донской жертвовал на строительство 100000 кирпичей. В 1860-е годы в Аксиньине открылось начальное училище, занятия в котором проводил настоятель о. Сергей Никольский. В 1884 году новый каменный храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С.Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02825

Его брат Александр по окончании курса наук на Перерве продолжил свое обучение в Троицкой семинарии и также провел в Лавре без малого 10 лет, будучи, как и Алексей, по окончании обучения, определенным в учителя. Оба брата стали постриженниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и начинали в ней свой монашеский путь. Алексей Виноградский в 1789 г. за особую любовь к книгам был назначен библиотекарем Троицкой семинарии, и оставался на этой должности все время своего пребывания в Лавре до 1802 г., даже когда стал префектом, а затем ректором семинарии. В это время в семинарской и лаврской библиотеках по повелению Екатерины II начали делать списки с древних рукописей по истории России. Перепиской занимались семинаристы, а в обязанности библиотекаря, ректора семинарии и наместника Лавры входила сверка списков с оригиналом и исправление ошибок. За этой работой Алексей перечитал все русские летописи и исторические сочинения того времени, что в дальнейшем оказало заметное влияние на содержание его проповедей. Занятия в библиотеке также способствовали научной работе, к которой начал привлекать его Высокопреосвященный Платон, поручая делать выписки и высказывать свое мнение о различных богословских предметах. В 1792 г., в возрасте 26 лет Алексей Виноградский был назначен в префекты семинарии, и, в соответствии с должностью, стал преподавать философию. Все свободное время он отдавал выполнению различных поручений архипастыря, жившего в это время по большей части в Лавре и, кроме административных епархиальных дел, занимавшегося богословскими трудами. В это время митрополит Платон всячески развивал у молодого учителя и талант проповедника. Через два года 17 июня 1794 г. 1 Алексей на 28 году от рождения был пострижен в монашество правящим должность наместника Лавры ректором семинарии иеромонахом Евлампием в Трапезном храме прп. Сергия Лавры; и наречен Августином, в честь блаженного Августина Аврелия , епископа Иппонийского, память, которого праздновалась накануне его пострига – 15 июня. В течение следующего года он был посвящен в иеродиакона и иеромонаха 2 , а затем в августе 1795 г. стал соборным иеромонахом Лавры и ректором семинарии. В 1797 г. иеромонах Августин, как ректор семинарии принимал в Лавре императора Павла. Он приветствовал Государя речью, и «в присутствии его и всей Царской Фамилии производил Богословские акты, удостоенные внимания Монарха, который любил рассуждать и даже писал о Богословских предметах». Митрополит Платон с похвалою представил Августина императору, который «изъявил ректору Высочайшее благоволение за порядок и успехи в учении», и позднее из Москвы прислал ему в награду золотые часы с бриллиантами, а на Семинарию – 2100 рублей. Вскоре для иеромонаха Августина последовало повышение: 21 ноября 1798 г., он был посвящен в сан архимандрита и получил в управление второклассный Можайский Лужецкий монастырь «с удержанием должности Ректора».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

– А сейчас давайте перейдем к периоду Отечественной войны 1812 года… – Тогда, вместе с отступавшими из Смоленска русскими войсками, в Москву была принесена древняя чтимая Смоленская икона Богоматери «Одигитрия». Сначала она стояла в Успенском соборе Кремля, затем на время была перенесена в Новодевичий монастырь, с ней был совершен крестный ход вокруг монастырских стен. Так, перед лицом тяжелых народных потрясений, Новодевичий монастырь впервые увидел в своих стенах древнюю икону Богоматери, в честь которой был освящен его главный храм. Вечером 31 августа игумения Мефодия по распоряжению московского викария – архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) вывезла на трех подводах монастырскую ризницу. Оставшаяся часть была спрятана в тайнике Смоленского собора. А уже 4 сентября в монастырь вступили французские войска, разместив в нем свою артиллерию. Протоиерей Алексий Гречищев пытался как-то договориться с ними. В результате все кельи, кроме пяти, были заняты французами, а в Смоленском соборе, несмотря на присутствие неприятельского войска, совершалось богослужение. 25 сентября монастырь осматривал Наполеон. По приказу императора была взорвана построенная в XVI веке церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, разрушены монастырские ворота и другие постройки. Но самые ужасные жертвы намечались в начале октября, когда французы, уходя, готовились взорвать монастырь. Благодаря мужеству монахинь удалось избежать мощного взрыва и пожара. Здесь, на монастырской земле, были поставлены церкви-памятники освобождению Москвы от французского нашествия. В зимней Успенской церкви монастыря в 1813 году был освящен придел во имя апостола Иакова Алфеева – в день празднования памяти этого святого вражеская армия покинула стены обители. Позднее, в 1833 году, на земле монастыря, но вне его стен, вблизи того места, где французы взорвали древнюю церковь, завершилось строительство нового храма. Его главный престол был освящен святителем Филаретом Московским в честь отцов Седьмого Вселенского собора. На этот день – 11 октября – приходилась памятная для всей России дата освобождения Москвы от наполеоновского нашествия.

http://pravoslavie.ru/534.html

Как например, можем указать на биографии: Августина Виноградского (I., 1–2), Авраамия Флоринского (I., 10), Афанасия Иванова (I., 58–59), Георгия Конисского (I., 92), Димитрия Сеченова (I., 138), Иринея Клементьевского (I., 204–5), Иринея Фальковского (I., 208–210), Павла Пономарева (II, 144–5), Михаила Десницкого (II., 75–78), Симона Лагова (II., 223–224) и Феофилакта Русанова (II., 330–332). Третьи, наконец, биографии до того кратки, что некоторые из них не заслуживают и названия биографий. Например: «Аммон, инок, сочинил канон преп. Иосифу Волоколамскому. Список оного есть в новгородской Софийской библиотеке» (I, 34), – и только! Нет даже указания на век, в котором жил Аммон, и на монастырь, в котором писал или спасался. Или: «Иоасаф, седьмой патриарх российский, возведен на патриаршество из архимандритов Троице-Сергиева монастыря 1667 г., дек. 29; а скончался в 1672 г., февр. 17» (I., 296), – и больше ничего о жизни этого патриарха. «Иона, м. московский и всея России, скончавшийся 1461 г., марта 31. Его несколько посланий находится в библиотеках патриаршей и гр. Толстова» (I, 304), – больше ни слова! Еще 4 образчика: «Герасим Данилович».. (только, а дальше идет перечень его литературных работ, – I., стр. 96), «Димитрий Грек».. (тоже самое, – I., 114), «Каллист, еп. полотский и витебский» (I. 318) – все тут, кроме перечня сочинений «Нил, еп. тверской с 1509 по 1521 г. бывший».. (тоже, – II., стр. 139). Подобные биографии читатель может встретить еще на следующих страиицах Словаря: т. I., 20, 37, 42 (две биографии), 57, 58, 59, 61, 62, 76, 88, 97, 104, 110, 143, 164, 171, 172, 186, 193, 194, 197, 210, 228, 229, 304 (две биографии), 339 и 340; II т., 1, 5, 8, 22, 23, 71, 74, 194, 206 и 284. – Положим, на всех этих страницах идет речь о писателях мало известных и как бы не имеющих права на более обстоятельные их биографии (хотя и это ложный взгляд) 567 , но как смотреть на такую вот биографию писателя, весьма недюжинного? «Захария Копыстенский, пишет Болховитинов, архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

п. 647 . По воинскому уставу Петра Великого, священник, за отпущение службы Божией без знатной причины, вместо наказания, за каждое свое отбытие обязан был по одному рублю в шпиталь давать 648 . Денежные штрафы взимались со священников за укрывательство небывших у исповеди, до трех раз, после чего следовало извержение из священства 649 . Иногда даже встречаемся с наказанием, близко подходящим к конфискации. Так напр., по синодскому указу 20 мая 1721 г., архиереи должны были подтвердить священникам и прочим причетникам, дабы они о прописных и утаенных душах показали без всякой утайки. Если же, говорится в синодском указе, они поступят в том неправдою, таковые жестоко накажутся, а именно лишатся санов своих, и мест, и имения, и, по беспощадном на теле наказании, порабощены будут каторжной работе, хотя бы кто и в старости не малой был. А жены их и негодные к службе дети вышлются в другие места. А обличителям оных отдано будет за правдивое доношение всякое тех обличенных имение, а достойные и на места их в чины церковного служения произведены будут 650 . Во 2-й половине XVIII в. круг применения денежных взысканий должен был несколько расшириться вследствие отмены телесных наказаний, которые в XVII и XVIII в. в. обыкновенно, служили чуть не универсальным лекарством против большинства болезней, гнездившихся в духовенстве. Указом 7 июля 1767 г. повелено, чтобы священникам и иеромонахам как пристрастных распросов, так и никаких телесных наказаний чрез побои в духовных командах отнюдь чинимо не было, а единственно исправляемы бы были, вместо телесного наказания, приличными духовенству трудами и отрешением от дохода и от прихода по рассмотрению. Под отрешением от дохода, как видно из этого же указа, разумелся денежный штраф на богадельни при архиерейских домах 651 . В последнюю четверть XVIII в., при митрополите Августине Виноградском , вводится в употребление денежный штраф в пользу вдов и сирот духовного звания 652 . В «правилах для искоренения преступления» 22 декабря 1823 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Кроме лекций по догматическому богословию и истолковательному чтению Св. Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространных мнений по вопросам церковным, писем и т. п., не предназначавшихся к печати, от Филарета осталось немало и печатных трудов. Таковы проповеди его, изданные отдельно или в сборниках, а именно: «Слово в день Вознесения Господня », произнесенное в 1814 г.; «в Великий Пяток», говоренное в 1815 г.; другое «слово в Великий Пяток», говоренное в 1818 г. в Новоиерусалимском монастыре; «Слово при отпевании московского архиепископа Августина» (Виноградского), произнесенное 10 марта 1819 г.; «Слово на новый 1822 год» и др. Все эти проповеди напечатаны были в годы произнесения их отдельными брошюрами в синодальной и других типографиях. Затем следуют: «Беседы на пятую, шестую и седьмую главы св. Евангелиста Матфея», вышедшие уже 3-м изданием в Москве, в 1831 г., а в 1837 г. – 4-м; «Беседы на 5-ю, 6, 7, 8, 9, 10 и 11-ю главы св. Евангелиста Матфея», Киев, 1842; «Беседы на Евангелие Иоанна», т. I., Киев, 1847; «Слово в день восшествия на Всероссийский престол благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича», Киев, 1850; «Слова и речи, говоренные в разные времена», т. 1–3, Киев, 1857; новое издание – там же, 1883; «Евгений, митроп. Киевский и Галицкий», сообщение, напечатанное в XIX книге «Временника Московского общества истории и древностей» 1857 года. Личные черты характера Филарета, выше представленные, ясно отражаются и в этих учено-литературных произведениях его, особенно же простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св. Писания. О митроп. Филарте писано было довольно много. Кроме более или менее кратких некрологов и других сообщений о жизни и различных сторонах деятельности его, появившихся в повременных изданиях непосредственно после смерти его, следует отметить: «Высокопреосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Храм Рождества Христова пострадал во время Отечественной войны 1812 г. После того как в сентябре наполеоновская армия вошла в Москву, французские и польские мародеры стали наведываться в Измайлово в поисках драгоценностей, провианта и фуража. Настоятель храма священник Иоанн Николаев Постников заблаговременно спрятал всю церковную утварь (два антиминса, сосуды, ковчеги, кресты, иконы, жемчужные завесы на иконы, ризы и все серебряные вещи). Когда мародеры разбили двери церкви Рождества Христова и вошли в храм, они нашли в нем лишь самое необходимое для совершения богослужения: антиминс в Казанском приделе, напрестольные облачения, две завесы и некоторые богослужебные и церковные книги. Все это названные настоятелем «неверного и губительного врага нашего Наполеона хищники» взяли с собой или уничтожили. После отступления наполеоновской армии священник Иоанн Постников просил благословения на освящение храма у епископа Дмитровского Августина (Виноградского), управляющего Московской епархией после смерти митрополита Платона (Левшина). 17 ноября 1812 г. храм был освящен чином Малого освящения при участии настоятелей храмов в Черкизове и Гольянове. Придельные церкви были освящены благочинным, настоятелем Воскресенского храма села Вешняково священником Алексеем Григорьевым. После получения антиминса для Казанского придела 18 июня 1813 г. был освящен Казанский придел, а 29 июня - Никольский. Священник Иоанн Постников, бывший настоятелем, по крайней мере, до 1833 г., не только привел храм в надлежащий порядок, но и сделал многое для его украшения. На средства прихожан в 1815 . были положены ризы на иконы, стоящие у царских врат Никольского придела (оклады были изъяты в 1922 г.): Спас Вседержитель и Богоматерь «Благодатное Небо». В августе 1822 г. прихожане храма подписали прошение старосты храма Прохора Петрова преосвященнейшему Афанасию (Телятьеву) епископу Дмитровскому, викарию Московскому, с просьбой разрешить строительство сторожки в юго-западном углу, образованном колокольней и трапезной частью храма, для того, чтобы «сторожа, делая попеременно обход вокруг церкви, могли укрываться от непогоды, а особливо в зимнее время от стужи». Построенная тогда сторожка и в настоящее время используется по назначению. В 1827 г. в северо-западном углу храма был пристроен «сарай» для хранения церковной утвари - это помещение сейчас используется для совершения таинства крещения.

http://sobory.ru/article/?object=03247

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010