Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит (Авв.2:3). Приводит пророка Аввакума, говорящего, что Судия близок, с целью воздать. Если же и Аввакум тогда говорил: еще немного, очень немного, и Грядущий придет, то ясно, что теперь Он еще ближе. Выражение совсем немного обозначает весьма непродолжительный промежуток времени. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Авв.2:4). Итак, нужно веровать, хотя мы будем и праведниками. Если же праведный поколеблется, то есть подвергнется какому-нибудь сомнению и недоумению, или поколеблется - вместо: придет в уныние под влиянием искушений, то не благоволит, то есть не радуется душа Моя о нем. Чья душа? Божия, по особенному способу выражения Писания, подобно как в следующем месте: праздники ваши ненавидит душа Моя (Ис.1:14), или: душа Христа. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души. Так как устрашил словами: не благоволит душа Моя, то говорит, что мы не из числа погибающих по причине колебания и впадения в малодушие или сомнение, но из числа твердых в вере, чтобы сохранить собственные души, то есть приобрести, сберечь и спасти. Ибо обладание, приобретение и есть спасение.  ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Вера же есть осуществление ожидаемого. Наконец, апостол описывает нам веру, говоря, что она есть осуществление того, чего еще нет, и обоснование того, что еще не наступило. Например, воскресение еще не наступило, но вера утверждает это и ставит перед нашими глазами. И уверенность в невидимом. Уверенность, то есть показание, обнаружение невидимого. Ибо она делает то, что эти вещи созерцаются нашим умом, как существующие. Итак, если вера имеет такую силу, то зачем вы хотите на самом деле увидеть их, чтобы отпасть от веры? Ведь это есть не что иное, как отпадение от того, чем живы праведники. Ибо праведный верою жив будет (Авв.2:4; Рим.1:17). В ней свидетельствованы древние. То есть в той же самой вере все древние были свидетельствованы Богом: они исповедали, что почитали Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Но чудо не ограничилось одной горой. Пророчица Девора пела, что «земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа, Бога Израилева» ( Суд. 5, 4–5 ). Потоки лавы стекали по раскаленным скалам, с неба хлестали ливни, воды отхлынули и обнажили основание морей ( 2Цар. 22, 16 ), жгучий ветер и летающие пламенные стрелы сопровождал явление Творца ( Авв. 3, 5 ). Страшные землетрясения охватили весь Ближний Восток ( Пс. 67, 9 ), так что горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы ( Пс. 113, 4 ), а затем вековые горы распались, холмы опали, потоки рассекли землю ( Авв. 3, 6 ). Силу Господа почувствовали не только евреи, но и Ефиопы, и Мадианитяне ( Авв. 3, 7 ). И неудивительно, ведь, по словам 3-ей книги Ездры, «когда Ты вывел из Египта семя его и привел к горе Синайской, тогда приклонил небеса, уставил землю, поколебал вселенную, привел в трепет бездны и весь мир в смятение. И прошла слава Твоя в четырех: в огне, землетрясении, бурном ветре и морозе, чтобы дать закон семени Иакова» ( 3Ездр. 3, 17–19 ). Конечно, такое страшное потрясение не могло пройти незаметно для язычников. Недаром еврейское предание говорит, что все народы слышали закон, но отвергли его, и потому они безответны. Существует множество небиблейских подтверждений этого величественного Богоявления. Но проблема осложняется тем, что идолополонники часто приписывали именно своим богам дело Бога истинного. И это следует иметь в виду при чтении языческих мифов. Так, тексты Угарита называют Ваала «скачущим на облаках», явно относя именно к нему то, что на самом деле сотворил «Бог Израилев, Который по небесам принесся на помощь тебе, и во славе Своей на облаках» ( Втор. 33, 26 ). Об этом же событии говорит далее тот же миф Угарита: «Балу открыл щель в облаках и возвысил свой голос. От его голоса затряслись горы и вздрогнули морские берега. А враги Балу попрятались в леса и горные ущелья». Так язычники пытались отнести к своему лжебогу откровение Бога истиного.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Наум. 3 :6. И низвергну на тебя мерзость по нечистоте твоей и сделаю тебя притчею. Наум. 3 :7. И будет: всякий, видя тебя, отойдет от тебя и скажет: «окаянная Ниневия! кто пожалеет о ней? где найду утешение ей»? Наум. 3 :8. Приготовь 53 часть, настрой струну, приготовь часть Аммону 54 , живущая в реках! Вода вокруг ея, начало ея — море, и вода — укрепления ея. Наум. 3 :9. И Ефиопия — сила ея и Египет, но не было конца беглецам 55 твоим, (хотя) и Фуд 56 и Ливийцы были помощниками ея. Наум. 3 :10. И она пойдет в переселение пленницею, и младенцев ея будут избивать в начале 57 всех улиц ея, и о всех знатных ея будут бросать жребий, и все военачальники ея будут окованы цепями 58 . Наум. 3 :11. И ты 59 опьянеешь и будешь в презрении, и ты сама будешь искать себе помощи от врогов. Наум. 3 :12. Все крепости твои — как смоковницы, имеющия сторожей: лишь только покачнутся, и упадут 60 в рот ядущого 61 . Наум. 3 :13. Вот народ твой — как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, и поест огонь запоры твои. Наум. 3 :14. Воды (на время) осады зоготовь сама себе, укрепи крепости свои, залезь в глину, натопчи (в нее) соломы и наделай больше крепкого кирпича 62 . Наум. 3 :15. Там поест тебя огонь, истребит тебя меч, и поедят тебя, как саранча 63 , и отяжелеешь как гусеница 64 . Наум. 3 :16. Ты умножила торговцев своих более звезд небесных, (но) эта саранча поднялась и улетела. Наум. 3 :17. Вскочил как кузнечик примешенец твой 65 , как саранча, влезающая на забор в холодный день: поднялось солнце, и она улетела, и не узнаешь места ея 66 . Горе им! Наум. 3 :18. Задремали пастухи твои, царь Ассирийский усыпил сильных твоих, поднялся народ твой на горы, и некому принять (его). Наум. 3 :19. Нет врачевства для раны твоей, воспалилась язва твоя, все, услышавшие весть о тебе, всплеснут руками 67 о тебе, ибо на кого не простиралась постоянно злоба твоя? Книга пророка Аввакума Глава 1 Авв. 1 :1. Видение 2 , которое видел Аввакум пророк. Авв. 1 :2. Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь? буду вопиять к Тебе обидимый, — и Ты не спасаешь?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

    «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах» (Авв.3:17). Пророку ясно видно, что народ, который убьет Христа, потеряет изобилие духовных богатств, которые, по пророческому обычаю, представляет под видом земного плодородия. Итак, поскольку народ этот заслужил гнев Божий, ибо, не зная правды Божией, захотел установить свою, то далее (пророк) говорит: «Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение, и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни его» (Авв.3:18-19), т. е. в той песне, о которой нечто подобное говорится в псалме: «И поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему» (Пс. XXXIX:3-4). Итак, тот побеждает в песне Господа, кто поет хвалу Ему, а не самому себе, соответственно выражению: «Хвалящийся хвались Господом» (1Кор. I:31) Но, на мой взгляд, некоторые кодексы, в коих стоит: «Возвеселюся о Боге Иисусе моем», излагают это место лучше, чем те, которые, желая это место перевести по-латыни, не поставили самого имени, сам звук которого нам любезен и приятен. Глава XXXIII. Что в пророческом Духе предсказали о Христе и призвании язычников Иеремия и Софония    Пророк Иеремия принадлежит к числу больших пророков, как и Исайя, а не малых, как прочие, из писаний которых я уже нечто привел. Он пророчествовал, когда в Иерусалиме царствовал Осия, а у римлян Анк Марций, и когда приближалось уже время Иудейского плена. Продолжал он пророчествование до пятого месяца плена, как мы это видим из его писаний. Рядом с ним мы ставим Софонию, одного из малых. Ибо последний сам говорит, что пророчествовал во дни Осии (Соф. I:1), хотя и не указывает, до какого времени. Таким образом, Иеремия пророчествовал во времена не только Анка Марция, но и Тарквиния Древнего, который был пятым царем у римлян. Ибо последний уже начал царствовать, когда случился этот плен. Итак, пророчествуя о Христе, Иеремия говорит: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их» (Плач. IV:20), указывая в этих кратких словах, что Христос — Господь наш и что Он пострадал за грехи наши. И в другом месте он также говорит: «Сей Бог наш... явится на земле и будет жить с человеками» (Bapyx:III, 36-38). Некоторые это свидетельство приписывают не Иеремии, а его писцу, который назывался Барухом; но более распространенное мнение считает его Иеремииным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. По связи с предыдущими стихами, нетрудно определить историческое событие, давшее повод для речи пророка. Пророк говорит о проложении Господними конями дороги через море и пучину великих вод. Очень ясно речь пророка напоминает чудесный переход Евреев через Чермное море. Господними конями пророк мог назвать Божию силу, помогшую Евреям перейти через море, в соответствии коням и колесницам Фараона, погубившим его войско. Древнее чудо давало и пророку повод надеяться на возможность повторения его и в будущее время. Так пророк Аввакум заканчивает ряд утешительных воспоминаний и ожиданий будущего спасения Иудеев. От ожиданий будущего спасения, мысль его невольно переносится к современному состоянию народа, и грядущим на него бедствиям. Он смущается, но вера в Господа скоро побеждает его смущение и вселяет веселие и радость в его сердце, несмотря ни на какие невзгоды отечества (16–19). Авв. 3:16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Очень резкий переход в речи пророка всегда затруднял толковников. Содержание настоящего стиха может быть понято только при сопоставлении его со вторым стихом. Оно может быть понято не в логической, а в психологической связи с предыдущей речью пророка. Пророк вспоминает о своем трепете, при получении Божия Откровения. По аналогии с трепетом, испытанным пророком неоднократно прежде, при получении Откровения о порабощении Иудеи Халдеями (1:12, 2:1, 3:2), можно думать, что и этот трепет вызван Откровением, о том же предмете. После ободрения себя верою во всемогущество Божие, неоднократно явленное в истории иудейского народа, пророк снова вспоминает о ближайшем будущем состоянии отечества и возвращается к тому душевному состоянию, какое описано им во втором стихе своей песни. Пророк повествует, что, услышав Божие Откровение о падении Иудеи, он вострепетал; вся внутренность 199 его, т. е. душа, со всеми своими силами и способностями, задрожала от страха; в устах зазвенело 200 , они стали бездейственны, как бездейственны бывают уши, оглушенные сильным звоном. Трепет и дрожь 201 проникли в кости и нижние члены тела 202 . Этот невольный трепет мучителен для пророка потому, что в, наступающий для его отечества, день бедствия, он должен быть спокоен. Верою в Бога он должен утешать и ободрять своих соотечественников, когда прийдет на них грабитель, т. е. Халдейский народ (cp. 1:6) 203 . Употребленное пророком описание собственного страха так естественно, что каждым переживается лично, а потому, и отдельные черты его речи не нуждаются в объяснении. От необычайного страха, пророк, впрочем, скоро оправился и в следующих стихах выражает свою вполне непоколебимую веру. Авв. 3:17

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

12. Речь о кенозисе — добровольном самоумалении Сына Божия через принятие Им человеческой природы. 13. В современной греческой печатной Триоди здесь — 2-е лицо («приносишь»), но рукописи подтверждают в данном случае правоту церковнославянского перевода. 14. Утверждение прп. Космы, что, подавая апостолам Свои Тело и Кровь на Тайной Вечере, Христос уже фактически принес Себя в жертву за человечество (ибо кровь отделяется от тела при заклании жертвы, а вкушение жертвенного мяса происходит после жертвоприношения), крайне важно догматически, в том числе для учения о Евхаристии как Жертве. 15. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мф. 26:26). 16. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все…» (Мф. 26:27). 17. φρων, что противопоставляется «радости» (εφροσνη) в предыдущем тропаре. 18. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне…»  (Ин. 15:4). 19. Ирмос 4-й песни традиционно отсылает к содержанию 4-й библейской песни: «Господи! Услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Уразумел я дела Твои и ужаснулся…» (Авв. 3:1-19). 20. Ср.: «сияние Его как свет будет, сила в руках Его, и Он положил мощную любовь силы Своей…» (Авв. 3:4).  21. Здесь и в последующих тропарях — λασμν, в Септуагинте этим словом переведено еврейское обозначение жертвы за грех, а в более широком смысле оно указывает на храмовые священнодействия, очищающие от греха. 22. μολν — скрытая отсылка к героической фразе μολν λαβ («Приди и возьми» — ответ спартанского царя Леонида на предложение персов сложить оружие). 23. «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания…» (Лк. 22:15). 24. «Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие…» (Лк. 22:18 и параллельные места). 25. Λγον — здесь, судя по контексту, в значении «смысл», «понимание». 26. В церковнославянском переводе все три тропаря оканчиваются одинаково, но в оригинале есть разница).

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

19. Поищем еще яснейшего указания времен пришествия, потому что человек с трудом уверяется, и если не будут ясно вычислены самые годы, не верит тому, что говорят ему. Поэтому, какое же это время и какой год, когда, по оскудении царей из колена Иудова, воцаряется уже иноплеменник Ирод? Ангел, беседующий с Даниилом (и ты заметь теперь сказуемое), говорит: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан. 9:25 ). Шестидесятью девятью седминами лет составляется четыреста восемьдесят три года. Поэтому Ангел сказал, что по прошествии четырехсот восьмидесяти трех лет от сограждения Иерусалима, и по оскудении князей, придет некий иноплеменный царь, при котором родится Христос. Дарий же мидянин соградил Иерусалим в восьмой год своего царствования и в первый год шестьдесят шестой у греков Олимпиады. Олимпиадою же у греков называется состязание, совершаемое чрез четыре года, потому что по четырехлетии солнечными течениями из трех, после каждого года остающихся часов, составляется целый день. Ирод же воцаряется в сто восемьдесят шестую Олимпиаду, в четвертый ее год. А от шестьдесят шестой до сто восемьдесят шестой Олимпиады включительно с небольшим чем-нибудь – сто двадцать Олимпиад. И из ста двадцати Олимпиад составляется четыреста восемьдесят лет; остающиеся же еще три года заключаются, именно, в промежутке от первого до четвертого года. Имеешь теперь указание в Писании, которое говорит: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан. 9:25 ). 20. Но как имеешь пока сие указание времени, хотя есть и другие разные толкования о предсказанных Даниилом седминах лет, так выслушай, наконец, и о месте обетования, что говорит Михей: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Mux. 5, 2). Впрочем, что касается до мест, ты, как иерусалимлянин, предварительно знаешь написанное в 131 псалме: «Вот мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима (лес)» ( Пс. 131:6 ). Ибо за несколько лет место сие покрыто было лесом. Послушай также, что Аввакум говорит Господу: «Внегда приближитися летом, познаешися: внегда прийти времени, явишися» ( Авв. 3:2 ). Что же это за призрак у тебя, Пророк, грядущего Господа? И он тут же говорит: «посреде двою животну познан будеши», ясно говоря Господу следующее: «пришедши во плоти, ты живешь и умираешь, и по воскресении из мертвых снова живешь». И с какой страны грядет в отношении к Иерусалиму? С востока, или с запада, с севера, или с юга? скажи нам с точностию. И весьма ясно ответствует и говорит: «Бог от Фемана приидет» (3), а Феман толкуется юг; «и Святый из горы Фаран приосененныя чащи» ( Авв. 3:3 ). Тоже, согласно с сим, сказал Псалмопевец: «нашли его на полях Иарима».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Авв.3:11 . Воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем: во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих. С Евр: «Солнце, луна остановились в селении своем. Они идут при свете стрел твоих, при сиянии сверкающих копий Твоих». Здесь св. пророк надпоминает Иудеям чудесное событие, бывшее при Гаваоне. Помогая Гаваонитянам и поражая Аммореев, Иисус Навин воззвал ко Господу и сказал: «стой солнце над Гаваоном, и луна над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ (Еврейский) мстил врагам своим... И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь (так) слушал бы гласа человеческаго. Ибо Господь сражался за Израиля». (Иис. Нав. 10:11–14 ). Это событие пророк надпоминает Иудеям с целию утешить их. Далее пророк говорит, что тогда (при поражении врагов, при Иисусе Навине) Евреи шли (пойдут – будущее вместо прошедшего) при свете стрел, при сиянии молниевидных, сверкающих оружий или копий Божиих. Стрелами и оружиями в свящ. Писании называются молнии, град, огнь и другие грозные явления (См. Псал. 17:15, 76:18, 143:6 и др.). Так, наприм., при том же поражении Аммореев «Господь бросал на них с небес большие камни града, и они умирали, больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем» (на сражении). Иис. Нав. 10:11 . О Сисаре, военачальнике Иавина, царя Асорского говорится, что с ним сражались с неба, сражались с ним звезды с путей своих» ( Суд.5:20 .). Все это Божии оружия, при их свете и содействии Евреи одержали весьма многие победы над врагами. Авв.3:12 . Прещением умалиши землю и яростию низложиши языки. С Евр: «В ярости шествуешь Ты по земле, во гневе попираешь народы». Здесь под прещением 102 или угрозою пророк разумеет гнев Божий и все казни, которыми Он поражал врагов Еврейского народа. Евреи были слишком малочислены и слабы для того, дабы поразить всех врагов, каких они встретили на пути в землю обетованную и при завладении сею землею; Небо мечем Своим наследиша землю и мышца их не спасе их ( Псал. 43:4 .). Господь Бог Сам помогал Своему народу, поражал врагов его и этими поражениями весьма умалил землю, т. е. число жителей земли Ханаанской; одних царей Евреями побито было 31 человек (Иис. Нав. 12:24 ); в ярости Своей Бог низложил многие Ханаанские народы. Так Господь, в свое время, может поразить и Халдеев. Это подразумевается само собою у св. Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Авв. 3:8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Пророк объясняет причину и цель грозных явлений природы, предшествовавших и следовавших за Синайским законодательством. Пророк отвергает мысль, что чудеса на реках и на море служили выражением гнева Господня на эти неодушевленные и неразумные предметы природы. Соответственно контексту, естественно видеть у пророка воспоминания о чудесном переходе Иудеев через Чермное море и Иордан ( Исх. 14–15 ; Нав. 3–4 ). Эти чудеса, нарушавшие обычное течение воды в море и реке, вызваны, по мнению пророка, спасительным шествием Господним. Господь восшел на Своих спасительных коней и на колесницы, т. е. воспользовался теми средствами, какие употребляют люди во время путешествий. Подобным образом, нередко библейские поэты описывают шествия Господни. Напр., Давид говорит о шествии Господа на крыльях херувимов и ветра ( Пс. 17:11 ), на тысячах колесниц ( Пс. 67:18 ). Коням и колесницам Господним пророк придает спасительный характер, потому что шествие Господне имело целью спасение Иудейского народа (Исх. 14:13), выполнение клятв, данных иудейским патриархам о спасении их и всего человечества (см. 9-й ст.). Как в предыдущем, так и в настоящем стихе, пророк воспоминает весь период спасительного шествия Господа с Иудеями из Египта в обетованную землю. В выражениях пророка о спасительном характере древних чудес, более и более проясняется смысл речи пророка; своим воспоминаниям он придает значение надежды на будущее 179 спасение Иудеев от всех опасностей. Авв. 3:9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Пророк точнее определяет спасительный характер древних Господних чудес. Подобно тому, как люди употребляют различные военные орудия для защиты себя и поражения врагов, так пророк приписывает и Господу обладание употребительным в древности военным орудием – луком. Лук Господень, по взгляду пророка, обнажался, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010