Есть частные особенности в языке книги Аввакума, ко­торые укрепляют, утверждают высказанное нами суждение о раннем – в эпоху расцвета – происхождении этой священной книги. Мы разумеем здесь троякого рода дан­ные, почерпаемые из «жизни слов». Во-первых, мы отметим, что для выражения одних и тех же понятий Аввакум пользуется совсем другими терминами, чем свя­щенные писатели халдейской эпохи, как раз теми, кото­рые имеют место у представителей цветущего периода священной литературы – времени Исаии и раннейших. Это – во-вторых. Наконец, в принадлежности писателя нашей книги к генерации Исаии убеждает нас довольно значи­тельное число παξ λεγομνων и редких выражений у Авва­кума, свидетельствующих о классическом достоинстве его языка. I. Укажем примеры того, что Аввакум употребляет терминологию, свойственную более древним священным писателям, а не ту, которую употребляют позднейшие писатели, принадлежащие халдейской эпохе, не исключая даже Софонии. – В Авв. 1:3 понятие насилия выражается терминами и . Преимущественно они употребляются в книгах более ранних – ( Быт. 6:11, 13; 49:3 ; Исх. 23:1 ; Вт. 19:16; Ам. 3:10; 6:3 ; Мих. 6:12 ; ; Притч. 3:31; 10:6, 11; 13:2; 16:29; 26:6 ), а – в пророческих раннейших по преимуществу ( Ис. 13:6; 16:4; 22:4; 51:19; 59:7; 60:18 ; Ос. 7:13; 10:14; 12:2 ; Ам. 3:10; 5:9 ; Иоиль 1:15 ; Пр. 21:7; 24:2), и, хотя в позднейшей литера­туре они всё-таки встречаются, но гораздо реже – уже как классические выражения ( Соф. 1:9 ; Мал. 2:16 ; 1Пар. 12:18 ; Иер. 6:7; 48:3; Иез. 45:9 ), а в общем приобретают в позднейшей литературе права гражданства термины – и ( Соф. 1:15 ; Иер. 4:31; 6:24; 14:8; 15:11; 16:19; 30:7; 49:24 ; Дан. 12:1 ; Авв. 3:16 ; Зах. 10:11 ): вернее будет сказать, что указанные выразительные термины Аввакума сменяются ме­нее яркими и конкретными. На смену ( Авв. 1:4 ; Пс. 76:3 ) выступает (Иер. 6:7) с его многочисленными произ­водными; в Авв. 1:10 имеем мн. ч. – ( Суд. 5:3 ; Пс. 2:2 ; Пр. 8:15; Ис. 40:23 ), а в позднейшей литературе преобладает ( Соф. 3:13 ; Иер. 1:18 ), а также только с халдей­ской эпохи – и ( Ездр. 9:2 ; Неем. 2:16 ; Иер. 51:23; Иез. 23:6 : Дан. 3:2 ). У Аввакума ( Авв. 1:10 ; Ис. 23:12 ; Наум 3:14 ), у позднейших священных писателей – ( Соф. 1:16; 3:16 ; Зах. 14:10 ; 2Пар. 26:15 ). Аввакум употребил слово ( Авв. 2:8 ; это – очень употребительный термин – Исх. 10:5 ; Лев. 14:17 ; Числ. 31:32 ; Вт. 3:11; 28:54; Нав. 12:4; 13:12, 27; 23:12 ; 2Цар. 21:2 ; Ис. 38:10 ; Мих. 5:2 ; Соф. 2:9 ), писатели эпохи плена и послепленной заменяют его 4Цар. 21:14 ; Неем. 7:72 ; Иер. 25:20; 40:15; 41:10; Иез. 9:8; 25:16 ; Агг. 1:12 ; Зах. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

VII. Конец Дабы гражданам царства Ассирийского и столичного града Ниневии, которые в прежние устремились беззакония, и сделались развращеннейшими прежнего, возвестить наступающее разрушение, а чрез то и Божий народ, который уже от Салманассара отведением десяти колен в Ассирию был отягощен, и которого Сеннахирим вознамерился жестоко утеснить ( 4Цар.18 ), утешить и поощрить к упованию на Бога. VIII. Разделение Разделяется пророчество на две части: В первой части содержится изречение Божие на Ниневию – Наум.1–3 , где: 1) Проповедь общая. Наум.1:1–12 . 2) Суд Божий. а. На Сеннахирима. Наум.1 :12с до конца. б. На Ниневию. Наум.2 . Во второй, причины разорения Ниневии. Наум.3 . %H6%IX. Пророчество о Христе Иисусе Наум.2:1 . Х. Места особливого примечания достойные Наум.1:2,3,6,7 . § 43. О Книге пророка Аввакума I. Надписание. От имени писателя у евреев Хаббакук, а у греков μβακομ, Аввакум. II. Писатель. Аввакум. Авв.1:1 . О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит обнимающий, и пророку весьма прилично: ибо Иудеев как бы объемлет и утешает, и потому думали Иудеи, что он был сын Соманитянин. 4Цар.4:36 . 2. Род. О нем Священное Писание ничего не упоминает. 3. Звание. Исполнял пророческое звание ( Авв.1:1 ), во Иудеи прежде пленения Вавилонского ( Авв.2:20 ), в царство Манассии, как думают Иудеи; ибо оплакивает пророк разрушение прав и уставов, и предвозвещает наступающее Вавилонское пленение ( Авв.1:2,3,4,6 ; снеси 4Цар.21 ); – или в царствование Иоакима, по мнению Уссерия, который противополагает ( Авв.1:5,6 ), и что в третий год царства Иоакимова Халдеи напали на Иудею. Ежели сие правда, то современными ему были Иеремия и Софония. 4. Особенности. 1) Слог имеет чистый, важный, краткий и так сразмерный, что слова соответствуют смыслу. – 2) Явственнее паче прочих свидетельствует, что оправдиться пред Богом должно верою. Авв.2:4 . Сии слова апостол Павел в трех посланиях приводит. III. Случай Царь Ассирийский, разоривши царство Израильское, десять колен отвел в плен; приближалось также разорение, от пророков предсказанное, земле Иудейской, по причине развращенных нравов ее жителей. Потому все благочестивые боялись, что ежели предреченное угрожение самым делом исполнится; то легко все между язычниками погибнут, и общение Божие о пришествии Мессии уничтожится; для того Аввакум по повелению Божескому пророчества своих предшественников подтверждает и объявляет достойные за беззакония казни, но так, что утесненную истинную веру не оставляет без надежды и утверждения, и извествует каждого из благочестивых, что Божественные о Искупителе обещания пребудут непременны, хотя впрочем и разрушится правительство Иудейское, и что Халдеи в свое время погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Последние штрихи к характеристике пророка дают два, по-видимому, противоположных, но гармонически ужива­ющихся в душе его свойства – могучая твёрдость его убеждений и возвышенная мягкость его чувства. Пророк самоотверженно любит свой народ, но в своём первом обращении к Богу он, не обинуясь, указывает вопиющие беззакония в жизни его. Пророк созерцает в будущем не только бедствия опустошения халдейского, но и опустошение природных даров земли Израилевой, и всё же твердость духа его, закалённая в искушениях, побеждает ужасы будущего. При свете веры, которая в стойкости своей есть залог жизни праведного ( Авв. 2:4 ), пророк с ясно­стью и широтою, можно сказать, кругозора вдумчиво усма­тривает во многих случаях, как и в общем ходе истории народа Божия, явное действие Промышления Божия об Израиле. Так пристально и внимательно может вглядываться в прошлое и находить научение и ободрение только взор твёрдой и крепкой веры. – Но в самом тоне своих речей пророк твёрдой веры удивительно мягок. Этот тон – по первому впечатлению грустный. Самая дерзновен­ность пророка в его вопле: «Доколе?!» звучит несомненно нотами сильной печали. «Доколе, Господи! я взываю, а Ты не слышишь, вопию, а Ты не спасаешь. Для чего Ты показал мне преступления и бедствия? Я видел грабежи и обиды пред собою» ( Авв. 1:2–3 ). Это обращение ко Господу – как бы укориз­ненное, дерзновенное, но вместе и мягкое. А характер возвещения каждого горя, в особенности первого ( Авв. 2:6–8 ) и четвертого ( Авв. 2:13–17 ) проникнуты чувством сожаления. Наивысшей степени эта сила чувства достигает к концу книги. «Я услышал», печально говорит пророк, «и вострепетала вну­тренность моя; при вести об этом задрожали уста мои, боль вошла в кости мои, и колеблется (место) подо мною» ( Авв. 3:16 ). Здесь, кажется, не нужно ничего и прибавлять, потому что в каждом слове сквозит глубина чувства проникновен­ная и в мягких выражениях выдержанная до самого конца книги ( Авв. 3:17–19 ). И, думается, нет преувеличения в указании что Аввакум «соединяет силу Исаии и мягкое чувство Иеремии» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

3:23; Втор. 18:19. 1425 Вставка Кройманна. 1426 См.: Ис. 50:10. 1427 См.: Ис. 44:26. 1428 См.: Лк. 9:35. 1429 См.: Ис. 63:9. Цитата по Септуагинте. 1430 Ср.: Мф. 5:17. 1431 См.: Лк. 9:35. 1432 Excidi mente. См.: Авв. 3:2. Цитата по Септуагинте, где употреблена форма ξστην от глагола ξστασθαι (ξ–σιασθαι). Слово στσις «стояние», от которого приставочным способом образовано лат. exstasis, является дериватом именно от глагола στασθαι. Цитирование Тертуллианом (автором, посвятившим экстазу целое сочинение, до нас, к сожалению, не дошедшее) в главе, в которой речь шла об экстазе (Adv. Marc., IV, 22,4), отрывка с однокоренным словом представляется неслучайным. 1433 См.: Авв. 3:2. Цитата по Септуагинте. 1434 Ср.: Зах. 4:3, 11—12. 1435 См.: Зах. 4:14. Цитата по Септуагинте. 1436 См.: Авв. 3:3. 1437 Ср.: Лк. 9:34. 1438 См.: Авв. 3:4. 1439 Ср.: Лк. 9:29. 1440 См.: Исх. 33:13. 1441 См.: Исх. 33:20. 1442 См.: Исх. 33:17. 1443 См.: Исх. 33:18. 1444 Ср.: Лк. 9:30—31. Слова о беседе Христа с ветхозаветными пророками были исключены Маркионом из Евангелия. 1445 См.: Лк. 9:32. 1446 «с ним, — говорит, — не «в стороне от Него " " — парентеза. 1447 Конъектура Кройманна. В рукописи: «к славе». 1448 Ср.: Исх. 34:29—30. Отмечу, что Тертуллиан, следуя за Септуа-гинтой, не делает здесь той ошибки, которую впоследствии совершил блаж. Иероним, переведший слова Пятикнижия «и Моисей не знал, что сияла [qaran] кожа лица его» 7 1449 См.: Лк. 9:41. 1450 Ср.: «Кто ты? Откуда?» — гомеровская формула. См., например: OcL XIX 105. 1451 Конъектура Кройманна (ср.: Лк. 12:42). В рукописи: «приходящий» (ср.: Лк. 7:19). 1452 По поводу приведенной цитаты А. д’Але замечает, что эта басня упоминается только здесь. См.: Ales A., de. Tertullien helleniste/Revue des etudes grecques. 1937. T. 50. P. 333. Тертуллиан обращается к эзоповским образам лишь в указанном месте и в Adv. Val. (12,4), где появляется «галка Эзопа». Речь идет о басне Эзопа (101) «Галка и птицы», в которой галка, чтобы Зевс выбрал ее царем над птицами, подбирала чужие перья и украшала ими себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Бог явит Свою силу, придет на землю суд небесный. И это страшное явление видит пророк Аввакум и признает: «Во мне смятеся крепость моя» (Авв. 3: 16). Господь не сулит Своим людям бестревожной бесконечной сытости, но обещает поддержать их в трудный час. Тогда они сумеют пройти сквозь все ужасные испытания. Посреди самых губительных бурь «праведник… от веры жив будет (греч.: зисете – в слав.: Авв. 2: 4; в греч.: Авв. 2: 5)». Вера в Бога не дает нам сгинуть. Доверие Богу и верность Богу помогут человеку выжить, сохранить человеческий облик во дни смертельной опасности. Вот и лекарство против злых сил. Быть с Богом, опираться на Его руку важнее, чем иметь большое достояние и внутреннее довольство Это лекарство принимает пророк Аввакум. И оно укрепляет пророка. Видя буйство греха и несправедливости, потрясение общественных устоев, разорение домов и виноградников, оскудение овечьих стад, пророк приходит в ужас от происходящего, и – вдруг из его уст звучит хвала Богу. Будучи в смятении и страхе, он находит надежную непоколебимую опору: «Аз же о Господе возрадуюся… Господь Бог мой сила моя» (Авв. 3: 18–19). Быть с Богом, опираться на Его руку важнее, чем иметь большое достояние и внутреннее довольство. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Олег 21 декабря 2023, 22:31 Спаси Вас Бог, отче! Евгений 15 декабря 2023, 19:12 Большое спасибо отцу диакону. Олег 19 декабря 2017, 14:55 Спасибо большое о. Павлу! Как важно сказать правильные слова в нужное время... Фаина 13 декабря 2016, 20:08 Пророк Аввакум! Помоги своими молитвами и заступничеством семье нашей всегда опираться на Бога! Аминь! Татиана 14 декабря 2015, 21:52 Год прошел, а как современно, про наши дни написано Юлия 15 декабря 2014, 16:47 Да хранит Вас,Господь,дорогой отец Павел! Благодарю за чудесную статью.Особенно за последнее предложение.Жду с нетерпением Ваших публикаций. Любовь Украина 15 декабря 2014, 12:10 Спаси Господи и помилуй нас грешных, дай нам терпение и покаяние. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/75824.html

Ясно, что все употребляемые здесь глаголы (, , , ) с разными смысловыми оттенками описывают торжественное шествие Бога, Который привёл израильский народ к границе земли обетованной (в Ветхом Завете часто говорится о том, что именно Яхве вёл народ на протяжении всего пути от Египта до Моава, см., напр.: Пс.76:21 ; Ис.63:11–12 и др.). В библейской поэзии исход и странствование часто описывается как шествие Господа, Который идёт на огненной колеснице во главе небесного войска в сопровождении Ангелов и святых ( Зах.14:5 ; Пс.67:18 ), Его стрелы сверкают как молнии ( Пс.17:15 ; Зах.9:14 ), Он окружён ослепительным сиянием ( Авв.3:4 ), на пути Его следования свирепствует буря, земля трясётся, идёт ливень ( Суд.5:4 ; Пс.76, 18–19 ), огонь и мор уничтожают всё вокруг ( Авв.3:5 ; Пс.49:3 ). Упомянутые здесь географические названия относятся к разным местам, однако все они расположены в одной области – на Синайском полуострове и в земле Негев, к югу от Палестины. Кроме того, что Господь на протяжении всего предыдущего пути помогал Израилю, постоянное употребление в еврейском тексте предлога («от Синая», «от Сеира» и пр.) подразумевает, что Яхве в некотором смысле пребывает в этих местах. Это можно трактовать как косвенное указание на то, что во время Моисея и позже Синайский полуостров и округ Негев считались территорией, где Господь преимущественно являет Своё присутствие. В пользу этого приводятся и засвидетельствованное в Библии наименование Хорива «горой Божией» ещё до заключения Завета ( Исх.3:1, 4:27, 18:5 ), и встречающиеся в египетских надписях XIV века до Р.Х. упоминания об этом регионе как о «земле Яхве» (последнее, в свою очередь, вероятно, связано с тем, что жившие здесь кочевые племена почитали Яхве) 192 . Итак, сначала упоминается Синай как место наиболее известное и играющее важную роль в священной истории. При этом в выражении «пришёл от Синая» акцент делается не на даровании закона на Синае, а подразумевается, что Господь пришёл на помощь народу из Своего места пребывания на Синае 193 . Во фразе «открылся от Сеира» стоит отметить наличие глагола , который нередко употребляется применительно к восходу солнца ( Быт.32:31 ; Еккл.1:5 ); следовательно, пришествие Господа от Сеира сравнивается с этим замечательным природным явлением (поэтому в переводе РБО сказано «воссиял» 194 ). Сеир – другое название Эдома, в Суд.5:4 также говорится, что из этого места «выходит» Господь. В выражении «воссиял от горы Фарана» глагол может быть переведён «явил Себя» 195 (ср.: Пс.49:2, 79:2, 93:1 ), что же касается местоположения горы Фаран, то это, скорее всего, возвышенность или нагорье в одноименной пустыне 196 , неоднократно упоминаемой в Библии ( Чис.13:3, 26 ): эта же гора названа в аналогичном контексте в Авв.3:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3:11. Павел цитирует здесь Авв. 2 (о чем см в. коммент. к Рим. 1:17 ), чтобы показать, что праведность, основанная просто на послушании закону, неполная. Павел обладал глубокими знаниями Ветхого Завета: онвыбирает всего два текста, которые одновременно говорят и о праведности, и о вере (в ст. 6 – Быт. 15:6 ; здесь – Авв. 2:4 ). 3:12. Поскольку Авв. 2связывает праведность и жизнь, Павел цитирует другой ветхозаветный текст, который учитывает оба эти аспекта, снова демонстрируя свое искусство владения экзегетикой (иудейскиекомментаторы обычно объединяли тексты на основе общих ключевых слов). Павел противопоставляет веру (3:11) делам – Лев. 18 (ср.: Исх. 20:12,20 ; Лев. 25:18 ; Втор. 4:1,40; 5:33; 8:1; 30:16,20; 32:47 ; Неем. 9:29 ; Иез. 20:11,13; 33:19 ). Хотя в этих текстах говорится о продолжительной жизни в Земле обетованной, Павел знает,что многие иудеи интерпретируют эти тексты в свете грядущей жизни; поэтому он отвечает: «Это оправдание по делам». Его оппоненты могли бы использовать данный текст в качестве довода о том, что одной веры недостаточно. Павел соглашается, что праведность, т. е. оправдание, должна быть достигнута в порядке закона, но он верит, что это происходит через пребывание во Христе и жизни посредством Его Духа (5:16–25); его оппоненты считают, что язычник должен достичь этого путем скрупулезного исполнения предписанийзакона, особенно начального акта – обрезания. 3:13. Снова следуя принятому в иудаизме принципу связывания ветхозаветных текстов на основе общих ключевых слов, Павел цитирует Втор. 21:23 , показывая, что Христос заплатил за наше освобождение от «клятвы», т. е. проклятия, которое уготовано всем тем, кто не может полностью исполнить весь закон ( Гал. 3:10 ). 3:14. В еврейском мышлении «благословение Авраамово» включает весь грядущий мир; здесь Павел говорит, что верующие имеют залог этого мира (ср.: Еф. 1:3, 13,14 ) в благословении Духа (ср.: Ис. 44:3 ). (О связи между обетованием о земле и обетованием Духа ср. также: Агг. 2и Исх. 12:25; 13:5 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Соответственно происхождению и предмету книги, в ней господствует дух высочайшей тоски и скорби. Пророк услышал слух о нашествии на его отечество нечестивых, хищных и надменных врагов, об опустошении св. земли, упразднении храма и богослужения, бесславии избранного народа, – о таком деле, которому не поверили бы, если бы кто стал рассказывать (1, 5). Такое зрелище могло повергнуть в горькую печаль – и всякое сердце: тем сильнее и глубже оно должно было поразить пламенное и до ревности любящее свой народ сердце стража Божия (2, 1), наполнить трепетом, лишить всякой крепости, болезненно, как бы до мозга костей проникнуть все существо его (3, 16). И вот – а) при первой же вести (1, 5 и д.) о страшной будущности, ожидающей чад Церкви, забыты пророком слабости и грехи, из-за которых он вопиял и просил отмщения: оставлены так безвозвратно, как будто о них не было ни речи, ни повода к речи. Пред лицем его только бремя гнева Божия, висящее над бедными соотечественниками, как грозная туча, освещаемая лишь светом стрел и блистанием молниевидных оружий гневающегося Бога (3, 11). В мрачный образ бременосного видения (1, 1) вера верного до смерти и уповающего на милосердие Божие вносит по временам и лучи светлой радости и надежды (1, 12. 3, 2. 18. 19); но они, редко являясь и быстро исчезая, тем живее дают чувствовать господствующий в видении мрак и преобладающую скорбь. Эта вера Боговдохновенного созерцателя и служителя Божия начинает размышлять, чтобы узнать силу откровения ( Пс.72:16 ): пытливо сносит он страшное известие и с древними обетованиями, и с достоинством народа Божия, и с Божественным правосудием ( Авв.1:12 и д.), ищет на чем бы укрепить колеблющиеся ноги, ослабевшие колена (3, 16. сн. Пс.72:2 ; Дан.5:6 ); смиренно высказывает полу-молитву, полу-пророчество, что это только суд исправления ( Авв.1:12 ); но как бы утомясь исканием высших себе и чувствуя трудность решения ( Пс.72:16 ), в скорби кипящего сердца ( Пс.72:21 ) просит успокоения у Бога ( Авв.2:1 ). И – б) когда, вошед во святилища Божии, узнает там конец врагов, на каком скользком месте стоят и как гибнут и исчезают они, подобно призраку, со своим нечестием (2, 5 и д. сн. Пс.72:17–20 ), – с какой обстоятельностью и силой скорбный дух его приникает к этой судьбе нечестивых, служащей в гадание и в повесть всему свету (2, 6 и д.). И потом, когда слышит он, как в этом конце их откроется для всей вселенной слава его Бога (2, 14) и отмстится поношение избранного народа (ст. 16. 17), когда, кажется, ничего больше не оставалось ему, как только умолкнуть благоговейно пред Богом со всей землей (2, 20), – мысль и чувство прежнего страшного откровения, мгновенно возвращаясь, вновь воспламеняют сердце и, терзая внутренность ( Пс.72:21 ), внезапно изливаются в скорбном вопле, долго сдерживаемом, но не подавленном, по видимому, нежданном и забытом: Господи, услышах слух твой и убояхся (3, 1)!

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

5–20, каковое размышление, как изреченное пророком в момент озарения Духом Божиим, есть также истинное пророчество. Чтобы придать своим мыслям об ожидающей халдеев грозной участи большую выразительность, пророк, начиная со ст. 6, влагает свою, полную горечи и иронии речь в уста ограбленных и униженных халдеями племен и народов. От их лица возвещается халдеям пятикратное «горе». Но тема этих грозных для халдеев предвещаний дается в ст. 5. Здесь гибельная гордость и надменность халдеев поясняется сравнением с опьянением: оба понятия родственны, и, кроме того, халдеи, по свидетельству истории, много предавались вину, и самая гибель их столицы произошла среди опьянения ( Иер 51.31, 39 ; Ис 21.5 ; Дан 5.1 ). «Как вино производит на упивающегося такое действие, что, когда он поднимется, то ни ноги его, ни мысли не исполняют своих обязанностей, а быстрота мыслей приходит в расстройство; так и человек надменный не будет величаться, и не доведет своего желания до исполнения. Тот, кто подобен смерти и аду, не насытится и не будет видеть конца своей жадности, даже когда подчинит под свою власть все племена и все народы» (блаженный Иероним, с. 161). Ср. тот же образ ненасытности в Ис 5.14 ; Притч. 20:1, 30:16 . Сама обличительная речь, возвещающая «горе» халдеям, состоит из пяти строф, каждая по три стиха: 1) 6–8; 2) 9–11; 3) 12–14; 4) 15–17; и 5) 18–20). При этом в четырех первых строфах каждый первый стих заключает в себе изречение горя, или проклятия, второй – обозначения его («горя» образа или вида, а третий, постоянно начинающийся союзом так как (евр. ки), – указание его основания, мотивировку наказания или горя. Только в пятой строфе изречению «горя» ( Авв.2:19 ) предшествует указание его основания ( Авв.2:18 ). Вся речь, как уже было сказано, вложена в уста побежденных и угнетенных некогда халдеями народов и племен, ныне радующихся падению своего притеснителя (ср. Наум 3.19 ), и, по самому содержанию и характеру своему, называется «притчею», машал в специальном смысле «насмешливой песни» ( Авв.2:6 , как и у Ис 14.4 ; Мих 2.4 ), «острою, колкою загадкою», мелица хидот (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как при исследовании книги Наума решающим значением пользуется упоминание пророка об Ассирийцах, так здесь упоминание о Халдеях. Пророк предсказывает, как ему вполне известное, а слушателям его маловероятное еще, нашествие Халдеев на Иудею (1:5–6) и характеризует Халдеев, как народ совершенно еще неизвестный его слушателям (1:6–12). Сопоставляя эти указания с известными из истории сношениями между Халдеями и Иудеями, беспристрастные исследователи согласно утверждают, что пророчества Аввакума могли быть произнесены задолго до Кархсмисского сражения, бывшего на 4 году правления Иоакима ( Иер.46:2 ), ибо после этого сражения Халдеи приобрели власть над малоазиатскими царствами, отняв ее у египетского фараона Нехао, и стали очень близко известны Иудеям ( Дан.1:1 ; 4Цар.24:1–2 ; 2Пар.35:20–36:7 ). Другой граничный пункт для времени жизни Аввакума можно видеть в упоминаемом пророком нравственном состоянии еврейского народа. Начертанная им характеристика последнего (1:2–4) отлична от характеристики эпохи Софонии (1:4–9) и Иеремии (7 гл.) и может указывать на эпоху Езекии ( Ис. 28 33 гл.). Тем более подобное соображение является вероятным, что у современника Езекии. пр. Исаии, есть также немало пророчеств о нашествии Халдеев на Иудею и погибели их ( Ис.13–14; 21:1–10; 46 гл.), причем по пророчествам Исаии и Аввакума халдейский народ сходно представляется малоизвестным Евреям и живущим еще «далеко» от них ( Ис.23:13; 39:3 = Авв.1:8 ). Заметно и вообще, как в пророчествах о падении царства Халдеев (срав. напр. Ис.21:3 = Авв.3:16 ; Ис.21:9 =Авв.2:18–19). так и в других пророчествах Исаии, Михея и Аввакума, очень близкое сходство в языке, его образах и сравнениях, в словоупотреблении, в красоте и изяществе несвойственных позднейшим печальным эпохам Иеремии и Иезекииля. Таким образом, пророка Аввакума можно считать современником, пожалуй младшим, Исаии. 163 Может быть, и для его пророчеств. как для аналогичных пророчеств Исаии (13 – 14; 21:1–10; 46 47 гл.), поводом послужили политические сношения Вавилона с Иудеей после выздоровления Езекии ( Ис.39:1–3 ). Проходил свое служение Аввавум в иудейском царстве и вероятнее всего в самом Иерусалиме, не называемом даже по имени, хотя и ясно подразумеваемом пророком (2:17 «город», ок 714 700 гг. до P. X.. Более частных сведений из иудейского и христианского предания, подвергаемых серьезной критике, о жизни пророка не будем приводить. 164

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010