“ Ной начал , - говорит Писание, - возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел ” (Быт.9:20,21). Смотри, какую пользу может доставить нам самое начало этого чтения. В самом деле, когда услышим, что муж праведный, совершенный, получивший небесное о себе свидетельство, испил вина и упился, то, как же мы, погрязнувшие в столь многих и различных грехах, не постараемся со всем усилием избегать гибельного пьянства? Ведь неодинакова вина в том, что этот праведник подвергся этому пороку, и что мы впадаем в него же. Есть много обстоятельств, которые делают его (праведника) достойным извинения. Говорю это, впрочем, не в защиту пьянства, но для объяснения, что праведник согрешил не по невоздержанию, но по неведению. И что он не вдруг дошел до употребления вина, слушай, как само Писание говорит об этом и защищает его следующими словами: “ Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;   и выпил он вина, и опьянел ”. Это самое выражение, “ начал ”, уже показывает, что он положил начало употреблению вина, и подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употребления вина. Кроме того, (можно сказать) и то, что он, чувствуя великую скорбь, хотел получить от того утешение, как говорит и премудрый: “ Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею ” (Притч.31:6), показывая этим, что ничто не может быть столь полезным врачевством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы. А что этот праведник находился в печали и унынии, видя себя в такой пустыне и имея пред своими глазами поверженные трупы и людей, и скотов, и зверей, и землю, соделавшейся общим для всех гробом, - кто будет спорить против этого? Пророкам и всем праведникам свойственно скорбеть не только о близких к ним, но и о прочих людях. Кто захочет припомнить, тот найдет, что все они оказывали такое сострадание. Так он услышит, что Исаия говорит: “ Не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего ” (Ис.22:4); Иеремия: “ О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! ” (Иер.9:1); Иезекииль: “ О, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля ” (Иез.9: 8); что Даниил плачет и говорит: ничтожными сделал нас у всех народов; Амос: “И пожалел Господь о том ” (Ам.7:3); Аввакум: “ Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? ”; и в другом месте: “ И оставляешь людей как рыбу в мор ” (Авв.1:3,14); он услышит также, что и самый блаженный Моисей говорит: “ Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей ” (Исх.32:32); он же, когда Бог обещал сделать его властителем многочисленнейшего народа и сказал: “ Оставь Меня, … и истреблю их (этих людей ), и произведу многочисленный народ от тебя ” (ст. 10), - не согласился и на это, но захотел лучше остаться вождем евреев. И учитель вселенной, блаженный Павел, говорит: “ Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти ” (Рим.9:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Амос сам видит производящего саранчу и Господа, стоящего на вылитой, или адамантовой, горе, и корзину плодов, привлекающую наказание на грешников и глад на землю: не глад хлеба и не жажду воды, но – слышания слова Божия. Авдий, имя которого значит «слуга Божий», гремит против кровавого Едома и земного человека. Духовным копьем он поражает того, кто всегда завидует брату Иакову. Иона – «голубь» прекраснейший – своим кораблекрушением предызображает страдания Господа, призывает мир к покаянию и под именем Ниневии возвещает спасение язычникам. Михей Морасфитянин, «сонаследник» Христа, возвещает разорение дочери разбойника и полагает засаду против нее за то, что она ударила в щеку судию Израилева. Наум – «утешитель» земли – порицает град кровей и после его разрушения говорит: Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир ( Наум. 1:15 ). Аввакум – «борец» мужественный и твердый – стоит на страже и утверждает ногу на укрепление, чтобы созерцать Христа на Кресте и сказать: Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! ( Авв. 3:3–4 ). Софония – «созерцатель» и познаватель тайн Господних – слышит вопль у ворот рыбных и плач в другой части города и видит большое разорение на холмах. Он также заповедует рыдать обитателям лощины, потому что замолк весь народ Ханаана, погибли все навьюченные серебром. Аггей – «торжественный» и радостный, сеявший слезами, чтобы пожать радостью, – обновляет разоренный храм и вводит Господа Отца, говорящего: Еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами ( Агг. 2:6–7 ). Захария, «помнящий Господа своего», многообразный в пророчествах, созерцает Иисуса, облеченного в запятнанные одежды ( Зах. 3:3 ), и тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей ( Зах. 3:9 ), и светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее ( Зах. 4:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Будем же дорогие отцы, братья и сестры, дорожить этим великим нашим званием и стараться оправдать его своими делами – быть христианином не по имени только, а и по жизни! Если преступно детям по плоти огорчать своих родителей порочной жизнью, то тем более преступно чадам Божиим по благодати оскорблять Отца Небесного нарушением Его святой воли. Да пребудет с нами Господь Своей всесильной благодатью и да помогает нам творить Его волю. Аминь. 3 . Что принесла миру вера христианская. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Из тропаря праздника Так поёт святая Церковь , возвещая наступление радостного события – начала открытого служения Господа нашего Иисуса Христа – Учителя и Спасителя заблуждающегося человечества. Исполнились ветхозаветные пророчества; окончились прообразы; открылось неисследимое богатство благодати Божией; сбылись чаяния всех языков – на землю пришло небо. Господи! услышал я слух твой и убоялся, – восклицал пророк Аввакум, возвещая наступление святых дней. – Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его ( Авв.3:2 ). Сегодня само собой, как бы невольно, вспоминаются вот какие слова апостола Павла: Помните... что вы были в то время без Христа... А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки ( Еф.2:11–13 ). Человечество стояло на краю гибели. Оно задыхалось в атмосфере сомнений, эгоизма и ужасающих беззаконий; утопало в крови миллионов рабов и угнетённых; гибло от непримиримой и жестокой вражды разных сословий, классов. Трудно себе представить, как мог так низко опуститься человек – эта краснейшая тварь, созданная по образу Божию! Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями, – говорит слово Божие. – Всякая плоть извратила путь свой на земле ( Быт.6:11–12 ). Все согрешили и лишены славы Божией ( Рим.3:23 ). И сами язычники свидетельствовали об этом. Одни из них говорили, что правда и мир, которые прежде царствовали на земле, теперь переселились на небо. «Боги, – замечали они, – желают людям гибели» (Тацит). Другие писали, что миновал золотой век, а наступил век железный, который принёс с собой вместо правды ложь и своеволие. Сколько ни старалась языческая мудрость вывести людей из этого состояния, но не могла. Люди отвергли и забыли истинный путь ко спасению, а потому уделом их стали ярость и гнев, скорбь и теснота ( Рим.2:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вера Авраама уникальна уже по той причине, что в Библии она описана как первый (после грехопадения) вразумительный человеческий опыт общения с истинным Богом. В своей вере Авраам не имел никаких гарантий, но был движим какой-то сверхчеловеческой силой, что и позволила ему откликнуться на Божье призвание (см. Быт. 12, 1-4). Или же, как будто «вопреки Богу», скрывшему Свой человеколюбивый облик за личиной кровожадного языческого божества, Авраам оказался готов принести в жертву Исаака (подарок Божий — исполнение обещаний), и тем самым обнаружил в человеческой душе те дотоле неведомые возможности, которые позволяют вести достойный диалог с Богом (см. Быт. 22, 1-18). Главной добродетелью Авраама, которая и была его участием в Завете с Богом и которая делала его праведным перед Богом, была вера и только вера: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» — эту цитату из Быт. 15, 6 (в Быт. 15 говорится о заключении Завета с Авраамом) ап. Павел и приводит как главный аргумент (Гал. 3, 6). Удивительно точным оказывается утверждение ап. Павла «верующие суть сыны Авраама» (3, 7). В свете того, что «сынами Авраама» называли себя иудеи, логическое ударение в высказывании Павла стоит на слове «верующие»: «Верущие — вот кто на самом деле являются сынами Авраама». В Рим. 4, 11 Авраам именуется «отцом всех верующих». Невозможность оправдаться по Закону Далее апостол с помощью различных аргументов продолжает доказывать, что Законом не может быть получено оправдание. Во-первых, Павел возражает против убеждения, что можно оправдаться хотя бы частичным соблюдением Закона, причем возражает на основании самого же Закона: Все, утверждающиеся на делах Закона, находятся под клятвою [ЕК: проклятием]. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона (Гал. 3, 10; ср. Втор. 27, 26). Во-вторых, он приводит еще одно доказательство «от Писания», цитируя Авв. 2, 4: 11 А что Законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Гал.3:12 .  А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Гал.3:13 .  Христос искупил нас от клятвы закона, сделав­шись за нас клятвою (ибо написано: про­клят всяк, висящий на древе), Гал.3:14 .  дабы благо­слове­ние Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам по­лучить обещан­ного Духа верою. Русский перевод 11-го стиха не может быть признан точным, потому что эллиптическое δλον (подразум. εστν) хотя иногда и относится к предыдущей мысли, но нигде не является позади частицы τι или ως, управляющей этим предыдущим предложением. Здесь это является тем невозможнее, что за δλον есть еще частица τι, которую уже необходимо ставить в зависимость от δλον. Затем, если принять, что вторая половина 11-го стиха представляет доказательство мысли, заключающейся в первой, то это принятие будет неосновательно, потому что во второй половине речь идет о «жизни», а не об «оправдании» – эти два момента не совпадают между собою. Естественнее будет, если мы вторую половину 11-го стиха и стих 12-й признаем вставочными предложениями и, по выделении их, составим такой период из 11-го и 13-го стихов: «а так как» ( τι δ – по-русски: «что») в границах закона никто не будет оправдан у Бога, то Христос выкупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием». Вводные же предложения нужно будет начать частицею δλον имеющею здесь значение: «очевидно, самопонятно», следующую же частицу τι – следует перевести по-русски «что» (а не «потому что», как в русск. тексте). Апостол хочет сказать: «ведь вам теперь уже из того, что сказано выше ( Гал.2:16 и сл.), видно, что праведный жив будет вследствие веры своей, а не вследствие того, что он будет исполнять дела закона (Апостол говорит здесь словами прор. Аввакума Авв.2:4 , на которые он уже, вероятно, в беседах с Галатами неоднократно ссылался). Если же иудействующие настаивают на том, чтобы при вере, которую они, конечно, не могли отрицать как условие оправдания, соблюдался еще и закон, то Апостол идет против такого соединения столь разнородных элементов: «закон не по вере», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И будут жить в нем, т е. в Иерусалиме, и проклятия больше уже не будет, т. е. никакого страха от вражеских нападении и никакого ужаса. Но будет Иерусалим стоять, или жить покойно в вечном мире. Иудеи воображают, что это сбудется буквально, так же, как и наши хилиасты ( χιλιαστα), которые снова желают слышать слова: Раститесь и размножайтесь и наполняйте землю ( Быт.1:28 ), и вместо воздержания этой жизни и краткого поста они сулят себе жирные блюда с луком (bulbos et …. ) и птиц из страны реки Фазоса, и рябчиков, не ионийских, а иудейских; относительно этих людей Господь, может быть, сказал: Не останется дух Мой в людях сих, ибо они плотские ( Быт.6:3 ), ибо: Плоть восстает против духа и дух против плоти ( Гал.5:17 ). Пусть не противопоставляют они нам из Апокалипсиса Иоанна главу XX ( Апок.20 ), потому что и она должна быть изъясняема в духовном смысле. Мы же, с своей стороны, будем изяснять это пророчество в отношении к небесному Иерусалиму – Церкви, которая, ходя во плоти, живет не но плоти, и жилище которой на небесах. Ибо после того, как Господь воцарится над всею землею, – о чем Дух Святый через пророка говорит Отцу: Боже, дай суд Твой Царю и правду Твою Сыну Царя ( Пс.71:1 ). – Господь будет един, – о чем написано: Да познаете, что Сам Господь есть Бог ( Втор.4:35 ), и едино имя Его после низложения всякого ложного верования, согласно тому, о чем воспевает Пророк: Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ), и опять: Ты возвеличил над всеми имя святое Твое ( Пс.137:2 ), и в другом месте: Как имя Твое, Боже, так и слава Твоя по всей земле ( Пс.47:11 ), об этом говорит и Аввакум: Славою Его исполнена земля ( Авв.3:3 ). Об этой славе имени Своего говорит Сам Господь: Без Меня не познаешь Бога, и без имени Моего, которое возвеличено над всеми ( Ис.44:8 ). Тогда вся земля, в которой обитали Иудеи, обратится даже до пустыни, т. е. до народа языческого, который был прежде [как бы] пустынен и не имел познания о законе: от Гаваи до Реммона, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И обитало с нами — буквально ™sk»nwsen ‘жило в шатре’, то есть ‘сделало местом пребывания’. С нами означает ‘среди нас’, а не ‘в нас, внутри нас’. Ср. Сир 24:8–9,11: Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище ( skhn»n ‘шатер’) и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе. Мы видели славу Его — эти слова не обязательно принадлежит очевидцу, так как в лице Евангелиста говорит апостольская Церковь. В словаре Иоанна dTxa ‘слава’ и ‘прославлять’ занимают важное место. В классическом и эллинистическом гре­ческом языке dTxa означает обычно ‘мнение’ или ‘репута­ция’, а — ‘думать’ или ‘воображать’. В переводе Семидесяти, в некоторых эллинистических религиозных текстах и в НЗ эти два слова значат соответственно ‘слава’ и ‘прославлять’. У Семидесяти слово dTxa часто соответствует евр. и обозначает зримую, обычно связанную со светом, составляющую Богоявления (Исх 33:22; Втор 5:24; 3 Цар 8:11). В ВЗ оно приобретает эсхатологическое значение (Ис 60:1; Авв 2:14), которое сохраняет и в НЗ (Мк 8:38; 13:26; Рим 8:18; 1 Пет 4:13), причем явление эсхатологической славы иногда относится и к настоящему времени (2 Кор 3:18; Еф 3:21), наиболее явно — в эпизоде Преображения (Мк 9:2–8 и параллели у других синоптиков). Слава Божия открывается в Иисусе Христе (Ин 1:14) и Его чудесах (2:11; 11:4,40). Слава была присуща Ему до воплощения, и по Воскресении Он возвращается в нее (17:5,24). Иисус прославляется, потому что в то время как другие ищут собственной славы (5:44; 12:43), Он ищет только славы Отца (5:41; 7:18; 8:50) в послушании Ему, поэтому прославлением называется смерть Иисуса (7:39; 12:16,23; 13:31–32). Полное благодати и истины — выражение повторяется еще раз в ст. 17. Слово ‘благодать’ только четыре раза встречается в Ин, ‘истина’ — несравненно более частое слово. Здесь надо заметить, что, когда Иоанн говорит о Воплощении Слова, его язык приобретает более библейский и менее эллинистический характер.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Ибо такое изображение для нас – вместо всегдашней памяти и очевидной истории, а для не умеющих читать – вместо всегдашнего чтения, и так, что в священной истории читаем, или из нее слышим, то изображенным на иконе ясно видим. 3) Благодарным хвалением, пением и славословием, когда чудесные и спасительные дела Его поминаем и воспеваем благость Его. Потому святое Божие слово повелевает нам воспевать великое сие дело: Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5:18-19). И еще: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3:16). И песнь новую петь повелевает: Воспойте Господу новую песнь, ибо дивное сотворил Господь (Пс. 97:1). Новому чуду новая песнь прилична. Новое чудо соделалось в нас, какого в древние годы не видели. Новое чудо, что Бог во плоти явился, и Господь славы пострадал за непотребного раба Своего. Нас ради, грешных, то новое чудо сотворилось: нам новую песнь петь Господу подобает, петь же в обновлении сердца и духа, то есть в отложении ветхого человека и облечении в нового. Нашему благополучию сорадуясь, Ангелы святые воспели Богу, помиловавшему нас: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14). Предвидели это великое чудо пророки святые и воспели с удивлением. Один воспел: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14). Другой, ужаснувшись о сем, возопил: Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! узнал о делах Твоих, и ужаснулся (Авв. 3:1-2 и след.). Авраам увидел и возрадовался (Ин. 8:56). Они предвидели то, что мы уже видим. Они видели будущее, мы видим совершившееся. Они ожидали, мы дождались. Они – под мраком и тенью покрытое, мы откровенное видим. Посему праведно и прилично нам петь новую песнь: Приидите, радостно воспоем Господу, воскликнем Богу Спасителю нашему; предстанем пред лицем Его со славословием и во псалмах воскликнем Ему (Пс. 94:1-2). К сему ликованию созывает нас матерь наша, Святая Церковь: «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе», и прочее (На вечерни праздника Рождества Христова). Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему (Лк. 1:68). Помощник и покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его (Исх. 15:2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Метафоры часто употребляются не по отдельности, а в группах, поэтому их и приходится переводить комплексно, следя, чтобы два медведя в одной берлоге не наступили читателю на ухо, оказывая медвежью услугу, т.е. чтобы одна метафора не мешала пониманию другой. Так, Ин 12:40 содержит целый ряд метафор: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем». В переводе на кумыкский постарались всё это сохранить, поскольку сказать всё это в принципе можно. Но сердцем понятьозначает в этом языке скорее ‘пожалеть, сжалиться’, так что пришлось заменить здесь последнее выражение на «головой не поняли», при том, что сердце осталось в первом случае, где говорилось о его окаменелости. Притч 30:33 построен на трех значениях одного и того же еврейского слова ‘битье, биение’ и двух значениях слова ‘нос, гнев’: «как сбивание () молока производит масло, толчок () в нос () производит кровь, так и возбуждение () гнева (, дв. ч.) производит ссору» (Синодальный перевод). Перевод РБО постарался сохранить это единство хотя бы частично, подобрав однокоренные слова: «ибо от сбивания молока бывает масло, от битья по носу – кровь, а от биения гнева – вражда». А в тувинском переводе это место передано так: «при кипячении молока получаются пенки, а при кипячении гнева – вражда». Это пример замены метафоры близкой метафорой ради хотя бы частичного сохранения многозначности слов оригинала. В переводе Авв 3:13 «Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» на крымско-татарский изначально было передано двумя разными метафорами: «открыть основания, по плечи отсечь». Но они выглядели несовместимо: голова находится наверху, а основания (что бы ни понималось под этим словом) внизу. В результате было решено несколько гармонизировать их: «отсечь по самые основания и обнажить позор». Во 2 Кор 5:3 приведена метафора «только бы нам и одетым не оказаться нагими», тогда как в предыдущем стихе метафора была иной: «облечься в небесное наше жилище», – и вдруг речь зашла об одежде. В крымско-татарском переводе решили, что лучше употребить метафоры, относящиеся к одной области человеческого опыта (дом), и в результате в 5:3 говорится: «войдя в это жилище, мы не будем бездомными».

http://bogoslov.ru/article/3262400

Но мнение это несправедливо. Икона 621 есть изображение действительно существующего, истинного Бога и действительно существующих св. ангелов и св. лиц, идол же – изображение бога, выдуманного вымыслом человеческим ( Деян. 17:29 ), бога ложного, вовсе не сущесгвующего, каковы, напр., изображения обоготворенных тварей в виде камней и вообще вещей (Прем. Солом. 13:10, Исх. 44:17 Иер. 2:27 ; Авв. 2:18–19 ), разных животных ( Деян. 7:41 ; Рим. 1:23 ; Прем.Сол. 15:18–19), сил природы и светил небесных ( Деян. 7:42–43 ; Прем. Солом. 13:1 –3) и, наконец, человека ( Рим. 1:23 ; Прем. Солом. 14:15–21; Дан. 14:3– 6 ), почему ап. Павел и говорит, что «идол в Мире – ничто» ( 1Кор. 8:4 ; ср. 10:19), т. е. не представляет собой ничего божественного и священного. Огсюда икопопочитание совсем не то, что идолопоклонство. Поклоняющиеся идолам считали идолов за настоящих богов и поклонялись им, как живым существам, говоря: «спаси меня, ибо ты бог мой» ( Ис. 44:17 ), –дереву: «ты мой отец» и камню: «ты родил меня» ( Иер. 2:27 ), приносили им человеческие жертвы, сжигая или закаляя перед ними детей ( Иез. 23:29; 16:20 –21; 20:31 ; Псал. 105: 85–38 ; Иер. 7:31 ; Втор.12:31 ); совершали перед ними гнусное прелюбодеяние и распутничали ( Иез. 23:37 ). Между тем православные христиане, почитая и поклоняясь св. иконам, отнюдь не признают их за богов, а смотрят на них, как бы на изображения св. личностей. Православная Церковь даже предает проклятью тех, кто воздает иконам «такую честь, которая прилична единому в Троице Богу» (Посл. вост. патр. о прав. вере, отв. на вопр. 3). Поэтому отождествлять св. иконы с идолами и икопопочитание с идолопоклонством отнюдь нельзя. 622 Отождествляя иконы с идолами, сектанты, обыкновенно, и приводят против иконопочитания все те места Св. Писания, в которых говорится о поклонении идолам. Так, они указывают на след. место кн. Второзакония: «и говорил Господь на горе из среды огня: глас слова (Его) вы слышали, но образа не видели... твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день..., дабы вы не развратилась и не сделлали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображение какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли, и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служили им» (4:14–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010