Собеседование 30 на псалом 118 Статья 3-я Пс.118:132 .  Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. 1. Блаженный Давид имеет обычай, – братие, пользоваться разнообразными способами для выражения того, что он пророчески воспевает. Так и в этом псалме одни и те же мысли об одних и тех же предметах он выражает многими способами. Его целью является удаление от греха и отвращение ко злу, а с другой сто­роны – соблюдение и сохранение заповедей Божиих, а также – обличе­ние беззаконных, отвращение от них и молитва о помощи и милости Божией: вот главные и общие мысли его в этом псалме. Этому отве­чает и настоящее выражение: «призри на меня и помилуй меня». Иногда Бог призирает в гневе, как сказано у пророка Аввакума: «воззрел, и в трепет привел народы» ( Авв.3:6 ); а когда призирает на любящих Его, то дарует милость и спасение. Вот об этом-то и просил пророк, почему и прибавил: «как поступаешь с любящими имя Твое». Значит, он просит о том, чтобы удостоиться божественной милости не просто, но так, как обыкновенно, говорит, Ты даешь милость тем, кто Тебя любит. «Как поступаешь с любящими имя Твое», сказал он, что значит: я прошу одина­кового с ними приговора себе. " Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» ( Пс.118:133 ). Когда мы обнару­живаем усердие, а Бог доставляет помощь и направляет наш путь, то сила греха не имеет значения. Итак, когда Бог направляет нас на пути Свои и мы оказываем усердие, то не имеет над нами силы ни грех, ни беззаконие. В другом псалме Господь обещает боящемуся Его: «не убоишься ужаса... ночи, стрелы, летящей днем, бедствия, постигающего ночью» ( Пс.90:5–6 ); все это – беззаконие. «Избавь меня от клеветы человеческой, и со храню заповеди Твои " ( Пс.118:134 ). Как известно, много искушений Давид потерпел от людей, от Саула и других. Так и в следующем псалме он гово­рит: «Господи, избавь душу мою от уст... неправедных и от языка льстивого. Что дастся тебе или что прибав ится тебе при языке льстивом?» ( Пс.119:2–3 ). И опять в другом псалме: «сыны человеческ ие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч» ( Пс.56:5 ). Итак, об избавлении от них молится пророк. И Владыка Хри­стос, с одной стороны, тех, кто терпит поношения и клевету, на­звал счастливыми и блаженными ( Мф.5:10–11 ), а с другой сто­роны – научил молиться, чтобы не впасть в напасть ( Мф.26:41 ). С евангельским законом совпадает и молитва пророка. А святой Афанасий, раскрывая смысл этих слов, клеветой человеческой назы­вает дерзкие и безумные мысли еретиков и беззаконников. Итак, братие, следуя этому отцу, будем и мы избегать всякой ереси, равно как и тех, которые ныне у нас распространяются, т. е. ересей иконоборцев, павликиан и манихеев; и если кому из нас скажут: «пойдем с нами», пусть он уклонит ногу свою и удалится, по приточному слову ( Притч.1:11, 15 ), и не будет ходить вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

VIII. Душеспасительный рассказ о Синайской горе в каком она ныне положении с помощью Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии 1. Синайская гора лежит на юг и находится от города Иерусалима на разстоянии 12 дней пути. Там видел пророк Моисей Св. купину, а среди нее Пресвятую Богородицу с Единородным Своим Сыном и пришел ангел Господень и сказал: Моисей, Моисей, развяжи обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. 2. Среди холмов стоит Св. монастырь и в монастыре находится церковь , крытая свинцем, очень красивая и имеет 12 мраморных колонн, на правой стороне 6 и на левой 6, каждая колонна имеет одну нарисованную икону, мучеников, священномучеников, архиереев, иереев, преподобных мучеников и преподобных мужей и жен, которые вспоминаются в течении 12 месяцев целого года; и там изображены все цари православные и беззаконные, воеводы и правители, которые подвергали пыткам мучеников, там и орудия пытки, которыми их пытали, каковые имеют подробнейшую историю со времени византийских царей. Каждая колонна имеет отверстие и там внутри находятся мощи многих Святых; они запечатаны царскими печатями. 3. И Св. алтарь внутри росписан мозаикою: Св. Преображение Господа нашего Иисуса Христа, и у алтарной двери золотые колонны и изображены Великий Архиерей, Пресвятая Богородица, Пророк Моисей и Св. Екатерина. И на правой стороне алтаря стоит рака Св. Екатерины и в ней Св. мощи, постоянно источающие миро, и рака эта мраморная. 4. Храм имеет внутри 6 приделов, где служат, и за Св. алтарем Св. Купина и под Св. престолом место, где она была посажена и исходит оттуда сильное благоухание. Висят там три неугасимые лампады, висят и над ракою Св. Екатерины четыре неугасимые лампады. И на клиросе, где поют отцы, одна большая икона, вокруг представлены все праздники Пресвятой Богородицы; посредине изображена Богородица, и эта икона разговаривала с монахом. И там висит неугасимая лампада и у Сретения другая лампада. Направо от Св. Купины мощи Св. авв, убитых Арабами в Синае и Раифе. На левой стороне от Св. Купины храм Св. Иакова Персиянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Божественное дело о нашем спасении (Слово Святителя Тихона Задонского ) Гди, услышах слух Твой, и убояхся ( Авв.3:1 ). Когда Всемогущий Бог сотворил небо и землю и прочие – видимые и невидимые – вещи, тогда, после всего, создал из земли человека и вдохнул в него живую душу; дал ему имя – Адам, ввел его в рай, – место прекрасное, украшенное всякими изящными и плодоносными деревами ( Быт.2:15 ). Адаму создал Бог помощницу – Еву, и обоим им – Адаму и Еве – дал заповедь такую, чтобы они вкушали плоды от всех дерев, а от того дерева, которое было посреди рая, не дерзали бы вкушать плодов. При том объявил им Бог, что «ежели вы вкусите плода от того заповеданного древа, то смертию умрете ( Быт.3:3 )». Адам и Ева не сохранили заповеди Божией, – вкусили от запрещенного древа: к этому преступлению и вкушению от того запрещенного древа прельстил их змий, или сам сатана, лукавый дух, действовавший в змие ( Быт.4:5, 13 ). Сим преступлением праотцы Адам и Ева весьма прогневали Бога и навели на себя клятву Божию; потому выгнаны из рая, осуждены на смерть и подпали вечному мучению ( Быт.23 ); а с ними и мы все, как сыны их, стали быть подвержены Правосудием Божиим той же клятве и казни. Однако же Бог, как весьма благ и милостив, еще тогда обещал им и всем, имеющим быть после них людям, послать избавление. Избавление сие, имеющее быть всему миру, милосердый и человеколюбивый Бог предвозвещал различным образом: предъявлял всякими знамениями – чрез Патриархов и Святых мужей, – предсказывал Духом Своим Святым чрез Пророков, как обо всем этом написано в книгах Ветхого Завета. А как приблизилось то время, в которое Бог определил послать то избавление роду человеческому, – родился от неплодных и старых родителей, праведных – Захарии священника и Елисаветы, пророк именем Иоанн, которого рождение празднуется 24 июня. Сей Пророк был как бы посредником между Ветхим и Новым Заветом; ибо – от его рождения – ветхий закон начал отступать, а новый наступать. Этого сына дал Бог Захарии и Елисавете – чрез явление Архангела Гавриила. Он назван Предтечею, потому что послан от Бога уготовать путь Избавителю, и возвестить людям пришествие Спасителя в мир. И возвестил так, как утренняя звезда возвещает приближающееся восхождение солнца; потому и Церковь называет его «денницею», т. е. утреннею звездою Солнца праведного Христа, воссиявшего в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Дональд Карсон (баптист) Псалтирь Введение Окно в Ветхий Завет Что означало быть членом ветхозаветной церкви? Во что они верили? Каков был их опыт общения с Богом, личный и коллективный? Была ли религия для них радостью или бременем? Кто они для нас: чуждые нам люди другой эпохи или братья и сестры, жившие в стародавние времена? Всматриваясь через книгу псалмов в мир Ветхого Завета, мы находим там Того же Бога, ныне открытого нам через Иисуса Христа, таких же, как мы, людей, которые сталкивались с такими же жизненными проблемами и так же, как и мы, находили постоянную радость и поддержку в Боге. Их преданность Господу, неотступные молитвы, ревностная вера, радость познания Бога обличают нашу неуверенность, нежелание молиться, равнодушие. Но они наши братья и сестры. Их песнопения (хвалебные гимны, славословия) показывают нам, что как в Новом Завете Божья благодать побуждает к послушанию закону Божьему, так и в Ветхом Завете послушание закону Божьему зиждется на Его благодати. Но каким высоким поэтическим даром обладали ветхозаветные люди! И такие выдающиеся личности, как Моисей ( Исх. 15 ), Девора и Варак ( Суд. 5 ), Давид ( 2Цар. 1 ) и Езекия ( Ис. 38 ) и простые люди, как Анна ( 1Цар. 2 ) и пророки, например, Аввакум ( Авв. 3 ) хвалебными гимнами отмечали торжественные события своей жизни. Эта книга, собственно, и представляет собой собрание духовных песен. И неудивительно, что такой народ и такая религия создали эту прекрасную антологию псалмов. Псалтирь как книга псалмов Вероятно, Псалтирь следует рассматривать как собрание отдельных книг. 1) Очевидно, что Псалтирь изначально подразделялась на различные по своему содержанию группы псалмов, напр.: Пс. 92 – 99 (прославление Царства Яхве); Пс. 112–117 (гимны спасению); Пс. 119–135 (псалмы восхождения); Пс. 145 – 150 (псалмы «Аллилуйя»). 2) Есть свидетельства и о более ранней антологии, которая отчасти сохранилась в Псалтири. Например, некоторым псалмам предпослан заголовок, или надписание: «Начальнику хора» (см.: Пс. 30,46, 50 – 61 ). Возможно, речь идет о составителе специального «Сборника храмовых песнопений». В таком случае здесь проявлена забота об охране авторских прав, так как за исключением Пс. 65 и 66 во всех остальных указывается принадлежность псалма определенному лицу: «псалом Давида», «псалом Асафа» и др. Есть и более пространные надписания, как, например, в Пс. 87 : «Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Послание к Римлянам св. Апостола Павла Глава I 1) Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, обособленный для благовестия Бога, 2) которое Он прежде обещал через пророков Своих, в святых Писаниях, 3) о Сыне Своем, Который возник Ему от семени Давидова, по плоти, 4) Который предопределен Сыном Божиим в силе, по Духу освящения, через воскресение из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 5) через Которого мы получили благодать и апостольство, к послушанию веры во всех народах, ради имени Его, 6) между которыми находитесь и вы, призванные Иисуса Христа, – 7) всем сущим в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 8) В первую же очередь благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, ибо вера ваша возвещается во всем мире. 9) Ибо Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что беспрерывно творю поминовение вас, 10) всегда в молитвах моих; моля, не сподоблюсь ли как-нибудь, наконец, успешного пути, в шествии по воле Божией к вам. 11) Ибо я жажду увидеть вас, чтобы преподать вам некую благодать духовную, к утверждению вашему, 12) то есть вместе утешиться, с вами, посредством взаимно общего для нас, верою вашею и моею. 13) Не хочу же, братия, оставить вас в неведении, что я многократно предполагал прийти к вам (и возбранено было мне даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и среди прочих народов. 14) Эллинам и варварам, мудрецам и невеждам должник я. 15) Итак, что до меня, я готов и вам, сущим в Риме, благовествовать. 16) Ибо я не краснею из-за Евангелия. Ведь оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею; [потом] и эллину. 17) Ибо праведность Божия открывается в нем от веры в веру, как написано: «Праведный же верою живет» ( Авв. 2:4 ). 18) Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, задерживающих истину Божию неправдою. 19) Ибо, что о Боге познавать возможно, явно для них. Ибо Бог им явил. 20) Ибо невидимые [свойства] Его, от создания мира, через размышление о сотворенных, видимы: и присновечная Его сила, и Божество; так что они неизвинительны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом 8 Пс.8:1 . В конец, о точилех, псалом Давиду. НАДПИСАНИЕ По иным переводам, начальнейшему певцу на мусикийском орудии, именуемом татифиф, песнь Давидова. СОДЕРЖАНИЕ Хвала величества, премудрости и благости Божией, особенно к человеческому роду. Пс.8:2 . Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли, яко взятся великолепие твое превыше небес. Пророк, размышляя о величестве Бога, приходит во удивление, и чудится, како толь великий Бог толико любит человека, что благоволит удостоивать его посещения Своего, милостей и величайших благодеяний. Оное слово, Господи, на Еврейском означает имя свойственное единому Богу, Которое пишется четырьмя буквами, Егова, что по-Славянски означает, Сый. Древние Евреи, паче же и сам Христос и Апостоли сего имени из благоговения не произносили, но вместо онаго употребляли Адонаи, как и в сем месте оныя слова, Господь наш, выражены чрез имя Адонаи, что собственно означает Господа. Аки бы сказал Пророк: Боже Самобытный Источниче существа Своего, от Негоже проистекают вся существующая, Ты еси Господь наш (Адонаи) и купно всех тварей. Коль чудно имя твое по всей земли! Нарицает Имя Господне чудным: понеже и само по себе зело достойно удивления, и чудно на земли, понеже приводит в восторг всех прилежно разсуждающих о Нем, по оному пророка Исаии изречению: исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ). Ибо все, что ни обретается на земли, великое ли, малое ли, даже и самое малейшее, доказывает всемогущество и премудрость Творца. За сим присовокупляет: яко взятся великолепие твое превыше небес. Великолепие есть величие, приличное великим Государям, которые великим иждивением созидают домы и грады, содержат превеликое число рабов, устрояют флоты, вооружают воинства, и прочая сим подобная великая дела творят: но все сие ничто в отношении к величию Бога, Иже не малый некий дом или град устроил, но целый мир создал, егоже помост есть земля, покров же небо. Он устроил чины Ангельские и Архангельские в служение Себе, ихже число есть безконечное: Он питает и содержит все живущия твари, ихже множество есть непонятное. Убо великолепие Его превзыде не точию славу царей земных, но и взятся превыше небес, по оному пророка Аввакума изречению: покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля ( Авв. 3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Доклад архимандрита Дамаскина (Лебедя), преподавателя Киевской духовной академии, на XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 25–26 января 2018 года) Введение Преподобный Иоанн Лествичник , рассуждая о том, кто такой монах и что такое монашеская жизнь, писал, что «монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных» 1 , он отвергает все естественное «для получения тех благ, которые превыше естества» 2 . Данный образ жизни, по замечанию святителя Феофана Затворника , имеет своим источником Самого Спасителя Господа Иисуса Христа 3 . Именно от Спасителя всё приняли святые апостолы, которые передали то своим ученикам, те – ранним подвижникам, а они – первым писателям иноческих уставов – преподобному Пахомию Великому , святителю Василию Великому , преподобным Иоанну Кассиану и Венедикту. Таким образом, «древность передала нам четыре иноческих устава, появившихся не в одно время и не в одних местах, но в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании» 4 . Всё это следует отнести и к тем местам из этих уставов, где говорится о монашеских обетах. Но чтобы увидеть некоторые особенности обетов, причины и предпосылки их формирования, следует обращаться не только к самим уставам, но и к жизни их составителей. Монашеские обеты в уставе преподобного Пахомия Великого Если преподобный Антоний Великий был основателем анахоретского направления монашеской жизни, то преподобный Пахомий Великий был основателем киновийного. За свою небольшую жизнь (приблизительно 57 лет), преподобный Пахомий, глава Тавеннисиотов, основал девять мужских общежительных обителей и две женских и ввел в них свой устав со своими обетами. Изучающий жизнь преподобного «не может не заметить, что, хотя Тавеннисиотские порядки в главном очертились еще при жизни св. аввы, но многие подробности продолжали определяться и при ближайших преемниках его, Орсисии и Феодоре Освященном. Можно положить, наверное, что многие пункты и в устав внесены уже при сих преемниках» 5 . Потому, для полного понимания этого устава и изложенного в нем материала касательно обетов, следует взять во внимание обстоятельства жизни и этих великих авв, с их наставлениями ученикам.

http://azbyka.ru/monasheskie-obety-v-dre...

Глава 1 Пророк сказав: ( Авв.1:1 ) видение ( τо λμμα), еже виде Аввакум Пророк, непосредственно за сим присовокупил: Авв.1:2 . Доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к Тебе обидим, и не избавиши? Авв.1:3 . Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие? Видением же ( λμμα) называет восхищение ума, и от дел человеческих прехождение к откровению Божественному. Поэтому, если Пророк сказанное выше изрек по действию Духа; – то, очевидно, не сам он страдал недоумением, но обнажает струп у болезнующих оным, и прилагает врачевство. А потому присовокупляет к сказанному, и говорит: Противу мне бысть суд, и судия вземлет, то есть, судящие продают справедливость на деньги, и не прилагают никакой заботы о хранении законов. Сие-то и выразил Пророк в присовокупляемом. Авв.1:4 . Сего ради разорися закон, и не произво­дится в совершение суд: яко нечестивый преобидит праведного, сего ради изыдет суд развращен. Сказал же сие о поступающих безза­конно в Иерусалиме; потому что Израиль, пора­бощенный Ассириянами, жил уже в земле чужой. Так, изложив сперва, что говорит лицо огор­чающееся, в уврачевание предлагает божествен­ный ответ. Авв.1:5 . Видите презорливии, и смотрите, и чудитеся, и видите чудеса, и исчезните: понеже дело Аз делаю во днех ваших, емуже не имате веровати, аще кто исповесть вам. Презорливыми называет Бог небоязненно нарушающих закон и недугующих безчувственностью. Им-то повелевает внимать предрекаемому, прийти в ужас, и убояться угрозы. Как и прежде собы­тия с ясностью все ведущий, знал Он, что не поверят изрекаемому, и до испытания на самом деле, что говорится о сем, почитать будут ложным; однако же, как благий и правдивый, не хочет судить по одному предведению; но и к неверующим обращает Свои предвещания, и наказание налагает уже на не приемлющих врачевства. Авв.1:6 . Зане се Аз возставляю Халдеи, язык горький и борзый, и ходящий по широтами зем­ли, еже наследити селения не своя. На вас, живущих в неправде и беззаконии, ради которых огорчаются не знающие законов Промысла, наведу жестоких и неудержимых Халдеев, которые из алчности к чужому ополчаются против всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 2 Авв.2:1 . На стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю еже видети что возглаголет во мне, и что отвещаю на обличение мое. Сие по­добно сказанному блаженным Давидом: сие труд есть предо мною, дóндеже вниду во святило Божие, и разумею в последняя их ( Псал. 72:16, 17 ). Ибо и здесь Пророк говорит: пребуду в том чине, в который возведен, и не оставлю твердыни. Но став на таком камне, на каком поставил Бог и великого Моисея, пророческими очами узрю решение изыскуемого. И из сего ясно дознаем, что таковые вопросы предлагались не божественным Пророком, но другими; потому что Пророк говорит:посмотрю еже видети, чтó возглаголет во мне Господь, и чтó отве­щаю на обличение мое. Ибо надобно мне знать, какой ответ надлежит мне произнести желающим дознать от меня это. Авв.2:2 . И отвеща Господь ко мне, и рече: впиши видение, яви на дске, яко да постигнет чи­таяй я. Авв.2:3 . Зане еще видение на долгое время, и просияет в конец, а не вотще. Не ныне только сомневающимся в этом изреки слова сии; но и тем, которые будут в последствии, передай письменный о сем памятник. Лучше же сказать, к будущим более, нежели к нынешним, относится то, что будет сказано; потому что, по истечении долгого времени, придет в исполнение пророчество сие. Потом Пророк советует ожидать конца, и не сомневаться по той причине, что до исполнения протечет много вре­мени. Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет, и не умедлит. Истинно слово предречения сего; посему не сомневайся, хотя и по прошествии многого времени не увидишь конца; потому что не­пременно совершится и не останется неисполнив­шимся. Авв.2:4 . Аще усумнится, не благоволит душа Моя в нем: праведник же Мой от веры жив бу­дет. Кто оказывает сомнение к предвещаниям, от Меня исходящим, тот недостоин Моего о нем попечения. А кто верует изрекаемому Мною, и, сообразно с сею верою, проходит жизнь, тот пожнет плод жизни. Посему, зная это, с ве­рою приими предвозвещаемое тебе о царе вавилонском. Потом Пророк описывает его гор­дыню и ненасытную любостяжательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Содержание Глава 1 Авв.1:1. Видение, еже виде Аввакум пророк.    Видением здесь называет восприятие видения или принятие предведения, которое получил кто-либо от подающего Бога, ибо Он, по написанному, «умножил видения и глаголал ко пророкам» (Ос.12:10), предвозвещая им будущее чрез Святого Духа и поставляя его уже как бы настоящим и совершающимся пред их очами. А что он (Аввакум) не имел в мыслях говорить что-либо от своего сердца, напротив, намерен передавать нам словеса Божии, — в этом он наперед убеждает ясно, назвав себя пророком и показывая себя исполненным благодати, необходимой для этого. Авв.1:2. Доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к тебе обидим, и не избавиши?    Пророк созерцает лицо угнетаемого и терпящего обиду и издевательства со стороны тех, которые привыкли поступать несправедливо, и весьма искусно свидетельствует о свойственном Богу неизреченном человеколюбии, ибо изображает Его весьма долготерпеливым, хотя и ненавидящим злых. А что Он не тотчас подвергает наказанию согрешающих, это ясно показал, говоря, что Его молчание и долготерпение доходит до того, что наконец нужен бывает вопль к Нему, чтоб одни не совершали нестерпимого притеснения над другими и не наносили слабейшим беспрепятственно обиды. И тем самым, что он как бы упрекает долготерпеливого Бога, свидетельствует о безмерном Его человеколюбии: «доколе, — говорит, — воззову, и не услышиши? возопию к тебе обидим, и не избавиши?»; хотя Он угрожает весьма многими и жестокими наказаниями желающим нарушить закон. Авв.1:3. Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие?    Отсюда ты можешь видеть, что святые ненавидят зло, ибо страдания других называют своими собственными. Посему и премудрый Павел говорит: «кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» (2Кор.11:29); и нам самим повелел «плакать с плачущими» (Рим.12:15), показывая тем, что сострадание и взаимная любовь всего более приличны святым. Говорит, что Бог «показал» ему «труды и болезни» (очевидно, что нечестие преступников закона, привыкших поступать неправедно) не тем, что причинил ему самому страдания, а тем, что долготерпел совершившим зло; или тем, что не избавил его от жизни, хотя и мог, чтобы не быть ему зрителем поистине ужасных деяний. Святые среди столь тяжких душевных скорбей обыкновенно желают избавиться от жизни, как например и блаженный Иона говорит: и ныне, Господи, возьми душу мою от меня, потому что «уне ми умрети, нежели жити» (Ион.4:9). И премудрый Павел пишет, что лучше «разрешитися и со Христом быти» (Флп.1:23). И подлинно, для желающих жить свято освобождение от совершающихся в мире дел и избавление от ужасных забот здешних есть именно отложение скорбей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3522...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010