Едва ли бы он стал заверять читателей, что власти бывают разные: если одни действительно нужны для того, чтобы люди не были «яко гады» ( Авв.1:1 ), то, с другой стороны, есть и такие, которые делают людей «гадами» 27, стр. 880). «Нельзя сказать, пишет г. Д-ов 27, стр. 880), что все власти безразличны и одинаково «святы», как это утверждает о. А-в. Возьмем, например, власть христианского епископа и власть предводителя шайки разбойников. Неужели и эта последняя власть свята пред Богом»? Неужели, спрошу я оппонента, он мог отыскать в моих рассуждениях хоть самый слабый намек на святость какой-то разбойничьей власти, против которой, собственно, и направлены все мои статьи? Или это особого рода полемическая «шутиха», какой-то обманный Falschfeuer, 2 зажженный Г. Д-овым только для отвода глаз доверчивых читателей? И так пишет сотрудник, говоря его же словами, «серьезного академического журнала»! Защитник безубойного права! Простите за невольное сравнение: вы так напоминаете собой одного из Горбуновских героев, которого вынужден был, наконец, остановить мировой судья: «позвольте, г. защитник. Вы в каком виде»? Ведь не «фальшивым огнем» я освещал рассматриваемый предмет, а светом слова Божия, точно и ясно заповедующего всем христианам: «итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет.2:13–17 ). Да, я писал о богоустановленной верховной власти и о поставленных ею правителях, а не о власти разбойничьих атаманов. Удивляюсь только одному: каким образом наяву, а не в сонном видении, законная власть предстала взорам г. Д-ова в образе «предводителя шайки разбойников»? Удивляюсь также и затруднению оппонента в присуждении «святости» какой-либо из двух властей: Государственной Думе или министрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Зло, которое творится в мире, побуждает людей ставить благость Божию под вопрос. Легко решить, что если Бог позволяет такому совершаться, Он то ли не благ, то ли не всеведущ, то ли не всемогущ, то ли Его вовсе нет. Более того, люди часто недооценивают, насколько это серьезный вопрос. Бог не просто наблюдает за нами с небес, как какой-нибудь космический пришелец. Бог – Творец этого мира. Он создал его и поддерживает его в Бытии. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:28 ) Каждую следующее мгновение мы получаем свет, воздух, само существование от Него. Все наши способности, сама возможность что-либо сделать – или хотя бы помыслить – даруется Им. Когда мы творим зло, мы используем для этого возможности, полученные от Него. В годы гонений некоторые воинствующие безбожники призывали Бога, если Он существует, поразить их на месте на глазах у всех, а отказ это сделать рассматривался как «доказательство» того, что Бога нет. Но таким же наглым, враждебным вызовом является любой грех – «смотрите, Бог вовсе не благ! Я творю зло, и Он мне вовсе не препятствует! Более того, Он продолжает поддерживать меня в бытии, Он дает мне возможность поступать так!» Уже в Ветхом Завете люди обращают к Богу недоуменный вопрос – почему в мире творится зло, а Бог не вмешивается? «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» ( Авв.1:13 ) Люди молили о том, чтобы Бог явил Свою праведность – и явил ее в отмщении злым. «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».»( Пс. 93:1–7 ) Речь здесь вовсе не о личной мести – «Боже, расправься с моими обидчиками». Речь здесь о том, благ ли Бог , когда нечестивые торжествуют, надменно превозносятся, притесняют бедных и безжалостно убивают слабых. Злодеи открыто смеются над Богом, совершая свои беззакония: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

И будут жить в нем, т е. в Иерусалиме, и проклятия больше уже не будет, т. е. никакого страха от вражеских нападении и никакого ужаса. Но будет Иерусалим стоять, или жить покойно в вечном мире. Иудеи воображают, что это сбудется буквально, так же, как и наши хилиасты ( χιλιαστα), которые снова желают слышать слова: Раститесь и размножайтесь и наполняйте землю ( Быт.1:28 ), и вместо воздержания этой жизни и краткого поста они сулят себе жирные блюда с луком (bulbos et …. ) и птиц из страны реки Фазоса, и рябчиков, не ионийских, а иудейских; относительно этих людей Господь, может быть, сказал: Не останется дух Мой в людях сих, ибо они плотские ( Быт.6:3 ), ибо: Плоть восстает против духа и дух против плоти ( Гал.5:17 ). Пусть не противопоставляют они нам из Апокалипсиса Иоанна главу XX ( Апок.20 ), потому что и она должна быть изъясняема в духовном смысле. Мы же, с своей стороны, будем изяснять это пророчество в отношении к небесному Иерусалиму – Церкви, которая, ходя во плоти, живет не но плоти, и жилище которой на небесах. Ибо после того, как Господь воцарится над всею землею, – о чем Дух Святый через пророка говорит Отцу: Боже, дай суд Твой Царю и правду Твою Сыну Царя ( Пс.71:1 ). – Господь будет един, – о чем написано: Да познаете, что Сам Господь есть Бог ( Втор.4:35 ), и едино имя Его после низложения всякого ложного верования, согласно тому, о чем воспевает Пророк: Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ), и опять: Ты возвеличил над всеми имя святое Твое ( Пс.137:2 ), и в другом месте: Как имя Твое, Боже, так и слава Твоя по всей земле ( Пс.47:11 ), об этом говорит и Аввакум: Славою Его исполнена земля ( Авв.3:3 ). Об этой славе имени Своего говорит Сам Господь: Без Меня не познаешь Бога, и без имени Моего, которое возвеличено над всеми ( Ис.44:8 ). Тогда вся земля, в которой обитали Иудеи, обратится даже до пустыни, т. е. до народа языческого, который был прежде [как бы] пустынен и не имел познания о законе: от Гаваи до Реммона, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И обитало с нами — буквально ™sk»nwsen ‘жило в шатре’, то есть ‘сделало местом пребывания’. С нами означает ‘среди нас’, а не ‘в нас, внутри нас’. Ср. Сир 24:8–9,11: Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище ( skhn»n ‘шатер’) и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе. Мы видели славу Его — эти слова не обязательно принадлежит очевидцу, так как в лице Евангелиста говорит апостольская Церковь. В словаре Иоанна dTxa ‘слава’ и ‘прославлять’ занимают важное место. В классическом и эллинистическом гре­ческом языке dTxa означает обычно ‘мнение’ или ‘репута­ция’, а — ‘думать’ или ‘воображать’. В переводе Семидесяти, в некоторых эллинистических религиозных текстах и в НЗ эти два слова значат соответственно ‘слава’ и ‘прославлять’. У Семидесяти слово dTxa часто соответствует евр. и обозначает зримую, обычно связанную со светом, составляющую Богоявления (Исх 33:22; Втор 5:24; 3 Цар 8:11). В ВЗ оно приобретает эсхатологическое значение (Ис 60:1; Авв 2:14), которое сохраняет и в НЗ (Мк 8:38; 13:26; Рим 8:18; 1 Пет 4:13), причем явление эсхатологической славы иногда относится и к настоящему времени (2 Кор 3:18; Еф 3:21), наиболее явно — в эпизоде Преображения (Мк 9:2–8 и параллели у других синоптиков). Слава Божия открывается в Иисусе Христе (Ин 1:14) и Его чудесах (2:11; 11:4,40). Слава была присуща Ему до воплощения, и по Воскресении Он возвращается в нее (17:5,24). Иисус прославляется, потому что в то время как другие ищут собственной славы (5:44; 12:43), Он ищет только славы Отца (5:41; 7:18; 8:50) в послушании Ему, поэтому прославлением называется смерть Иисуса (7:39; 12:16,23; 13:31–32). Полное благодати и истины — выражение повторяется еще раз в ст. 17. Слово ‘благодать’ только четыре раза встречается в Ин, ‘истина’ — несравненно более частое слово. Здесь надо заметить, что, когда Иоанн говорит о Воплощении Слова, его язык приобретает более библейский и менее эллинистический характер.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Ибо ты, Господи, поставил его исполнителем наказания, и сделал его настолько крепким, что или никто, или только редкий может противостоять его силе“. Далее, то, что у LXX говорится в конце: «И создал меня, чтобы я обличил в научении его», может быть отнесено к лицу пророка, так что смысл будет такой: Я же для того вдохновлен, чтобы, в качестве пророка, обличать колеблющихся и учить повелениям Господа. Некоторые думают, что это говорится о Господе, или, от Господа, Который для того создан Отцом и принял плоть, чтобы учить людей повелением Бога Отца. Но насколько это не согласно с предыдущим текстом, и с общим содержанием отрывка, это я предоставляю не столько своему суду, сколько суду читателя.    h5 Авв.1:13—14. Непорочны очи Твои, чтобы Тебе, или, им не видет зла, и смотреть на беззаконие Ты не можешь. Почему не воззришь Ты на творящих беззакония и молчишь, когда нечестивый поглощает того, кто более его праведен, и делаешь людей, как бы рыб в море, и как бы пресмыкающихся, у которых нет вождя?     LXX: Непорочно око Твое, чтобы не видеть зла, и Ты не можешь взирать на скорбь. Почему Ты смотришь на тех, которые презирают, и будешь безмолвствовать, когда нечестивый будет пожирать того, кто более его праведен? Ты делаешь людей, как 6ы рыбами морскими, и как бы пресмыкающимися, которые не имеют вождя. Подобное сему говорит Богу и Иеремия: «Праведен... Ты, Господи, я открыто исповедую это; и тем не менее я буду говорить к Тебе о правосудии. Что значит то, что путь нечестивых благоуспешен, и преуспевают в изобилии все те, которые вероломствуют и совершают преступления. Ты насадил их, и они пустили корни: они родили сынов и принесли плод. Близок Ты к устам их, но далек от» сердец (renibus — почек) их (Иерем. 12:1—2). В том же самом значении и Аввакум говорит: «Непорочны очи Твои, Господи», и я знаю, как неохотно Ты взираешь на злого и неправедного, и никто не может сомневаться относительно Твоей справедливости. И однако же почему позволяешь Ты, чтобы Вавилоняне превозносились столь великою жестокостию, и чтобы праведный Израиль был подавлен нечестивым Навуходоносором; это не то значит, что угнетаемый праведен вполне, или, совершен, а только то, что он праведнее своего угнетателя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аввакум прор. - житие Святой пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «о жизни пророков». По преданию, записанному святыми отцами (1), родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Виезахир. Самое имя - Аввакум (2), - данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твёрдо стоял на пути добродетели, и был удостоен от Господа дара пророческого. Аввакум пророчествовал и жил после царствование благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии (3). По свидетельству Священного Писания (2Пар.33:9; 4Цар. 21:2-10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он прилил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству. Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу: - Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв.1:2-4).

http://pravicon.com/info-1601

На примерах Моисея и Самуила видно, что пророк не просто является каким-то отрешенным от всего созерцателем тайн Божиих, мистиком, замкнутым на самом себе, но что он очень тесно включен в жизнь народа. Самуил управляет народом, Самуил помазывает Саула, через Самуила происходит отвержение Саула, через Самуила помазывается на царство Давид. То есть его деятельность как пророка очень тесно связана с жизнью всего народа, его служение носит такой принципиально-общественный характер. Оно нужно потому, что народ часто или отпадает от веры, или вера становится формальной, и встречаются тяжелейшие нравственные отклонения, или просто требуется разъяснение тех или иных путей Божиих, которые должны в судьбе народа реализоваться. То же самое можно сказать и о других пророках. Даже живший в окружении чужеземцев пророк Даниил не представляет исключения. Последними по времени до Иоанна Предтечи были пророки Аггей, Захария, Ездра и Малахия, которые пророчествовали уже после возвращения из плена. В завершение еще нужно сказать, что несколько женщин в Писании тоже называются пророчицами: Мариам, сестра Моисея (Исх. 15:20), Девора (Суд. 4:4), Олдама (4 Цар. 22:14). В Евангелии пророчицей называется вдовица Анна дочь Фануила (Лк. 2:36). В этот ряд могут быть еще поставлены Анна, мать пророка Самуила, и Пресвятая Богородица, которые воспевали некогда пророческие песни. 1.3. Истинное и ложное пророчество По мнению святителя Филарета Московского, «пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал. 2:7), ни на собственном их просвещении (Ам. 7:14, 15; Цар. 19:19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать» с. 150]. Они поставлялись как стражники, для того, чтобы охранять виноградник Божий от расхищения (см. Ис. 21:11; Иер. 6:17; Иез. 3:17; Авв. 2:1). Истинным пророкам противопоставляются пророки ложные. Это люди, которые не были призваны Богом, но действовали от Его имени: « Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21). Что же двигало ими? Писание открывает нам несколько причин. Деятельность лжепророков была востребована обществом: « Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: " я буду проповедывать тебе о вине и сикере " , то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (Мих. 2:11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Но сказать они не могут. Отсюда очевидно, что как все прочее, так и все затмения происходят по повелению Творца. " Скоро услышь меня, Господи, дух мой исчез, не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу " (ст. 7). Что говоришь ты? Побуж­даешь врача спешить к уврачеванию тебя? Нет; но стражду­щие души, равно как и больные люди, обыкновенно призы­вают врачей, хотя еще не пришло время, и требуют скорее доставить исцеление. Так и он просит и присовокупляет причину: " дух мой исчез " . Бог может и из мертвых воскре­сить, а тем более избавить прежде смерти; но, как я сказал, здесь обнаруживается слабость природы. Псалмопевец знал, что для Бога все легко, но не мог переносить удара бедствий. " Не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу " . Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): не скрой лица твоего от меня (μη κρψης). А от­чего бывает это отвращение? Сам Бог говорит чрез Исаию: " рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, грехи ваши отвращают лице Его от вас " (Ис.59:1–2). Итак, когда мы сделаем что-ни­будь греховное, то Он отвращается от нас. " Чистым очам Твоим " , го­ворить пророк, " не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь " (Авв.1:13). Потому Он отвращается и от людей надменных: " на кого Я призрю " , говорит, " на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим " (Ис.44:2)? Итак, будем приобретать эту добродетель, чтобы обратить к себе лицо Его, чтобы нам не впасть в бездну зла среди великой тьмы. Можно и упавши восстать; и потому падающие не должны оставаться лежащими. Грех по свойству своему есть ров, содержащий в себе свирепых зверей и исполненный мрака. Поэтому спустим туда цепь Писаний, приложим старание, и мы скоро восста­нем, если упали. Но как мы можем начать путь? Если, упавши, не будем беспечными и не станем отчаиваться, но будем воспевать пророческие слова: " разве, упав, не встают " (Иер.8:4); и еще: " если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших " (Пс.94:7,8), и препоясав себя такими мыслями, выйдем вон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Но сказать они не могут. Отсюда очевидно, что как все прочее, так и все затмения происходят по повелению Творца. « Скоро услышь меня, Господи, дух мой исчез, не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу » (ст. 7). Что говоришь ты? Побуждаешь врача спешить к уврачеванию тебя? Нет; но страждущие души, равно как и больные люди, обыкновенно призывают врачей, хотя еще не пришло время, и требуют скорее доставить исцеление. Так и он просит и присовокупляет причину: « дух мой исчез ». Бог может и из мертвых воскресить, а тем более избавить прежде смерти; но, как я сказал, здесь обнаруживается слабость природы. Псалмопевец знал, что для Бога все легко, но не мог переносить удара бедствий. « Не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу ». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): не скрой лица твоего от меня (μη κρψης). А отчего бывает это отвращение? Сам Бог говорит чрез Исаию: « рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, грехи ваши отвращают лице Его от вас » (Ис. 59:1–2). Итак, когда мы сделаем что–нибудь греховное, то Он отвращается от нас. « Чистым очам Твоим », говорить пророк, « не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь » (Авв. 1:13). Потому Он отвращается и от людей надменных: « на кого Я призрю », говорит, « на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим » (Ис. 44:2)? Итак, будем приобретать эту добродетель, чтобы обратить к себе лицо Его, чтобы нам не впасть в бездну зла среди великой тьмы. Можно и упавши восстать; и потому падающие не должны оставаться лежащими. Грех по свойству своему есть ров, содержащий в себе свирепых зверей и исполненный мрака. Поэтому спустим туда цепь Писаний, приложим старание, и мы скоро восстанем, если упали. Но как мы можем начать путь? Если, упавши, не будем беспечными и не станем отчаиваться, но будем воспевать пророческие слова: « разве, упав, не встают» (Иер. 8:4); и еще: « если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Особенностью Нового Завета, в отличие от Ветхого, должно было быть то, что к нему, кроме евреев, будут привлечены и другие народы, которые все вместе образуют новый Израиль, благодатное Царство Мессии. Об этом призвании языческих народов так писал пророк Исаия от имени Бога Отца: «Мало того, что Ты (Мессия) будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6). И немного позже пророк Исаия выражает по этому случаю радость: «Возвеселись неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи немучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа… ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города» (Ис. 54:1-5, смотри Гал. 4:27). Здесь пророк изображает ветхозаветную еврейскую Церковь в виде замужней женщины, а языческие народы — в виде неплодной женщины, которая потом родит больше детей, чем первая жена. О призвании язычников на место отпавших от Царства иудеев предсказал также Осия (Ос. 1:9-10, 2:23). В ветхозаветное время принадлежность к Царству обуславливалась национальностью. В новозаветное время необходимым условием для принадлежности к Царству Мессии будет вера, о чем писал Аввакум: «Праведный верою жив будет» (Авв. 2:11, Ис. 28:16). В отличие от ветхозаветного закона, написанного на каменных скрижалях, новый Божий закон будет написан на самих сердцах членов Нового Израиля, то есть воля Божия станет как бы неотъемлемой частью их существа. Это написание закона на сердцах обновленного Израиля совершит Дух Святой, о чем пишут пророки Исаия, Захария и Иоиль. Как мы увидим, пророки, говоря о благодати Святого Духа, часто ее именовали водою. Благодать, подобно воде, освежает, очищает и дает жизнь душе человека. О духовном обновлении первый предсказал пророк Исаия: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее. Изолью Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44:3). У Захарии же мы читаем:

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010