Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Джумати. Фотография. Кон. XIX в. [груз. ], муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в Юго-Зап. Грузии, в 14 км от г. Озургети, на правом берегу р. Супса, на одной из вершин Чохатаурского кряжа, откуда открывается панорама Гурии и Аджарии. Граница владений Д. в период позднего средневековья на севере проходила по рекам Леса и Пичора до оз. Палиастоми, на юге - по рекам Рухмула и Супса до Чёрного м. В Д. находилась кафедра Джуматской епархии (вероятно, со времени основания монастыря до упразднения епархии в 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . В 1844 г. Д. вошел в состав новообразованной Гурийской епархии Грузинского Экзархата РПЦ , с 1885 г.- Гурийско-Мингрельской . В нач. XIX в. Д. владел землями в селах Чибати, Чочхати, Шухути, Акети, Ланчхути, Аскана и Гурианта, ему принадлежало 235 крестьянских домов (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 21, 21 об., 64). В 1873 г. Д. по инициативе АН посетил и описал историк Д. З. Бакрадзе . Его исследования содержали сведения об архитектуре и росписи Д., о хранящихся в мон-ре немногочисленных, но ценных иконах. В 80-х гг. XIX в. Бакрадзе и Н. П. Кондаков составили опись сохранившихся памятников Д. В XIX в. доход мон-ря составляли подати с леса и рыбы: у р. Малтаква была сооружена башня, где производился сбор 1/10 части пойманного зверя или рыбы. Джуматскому епископу принадлежала также 1/10 часть рыбы оз. Палиастоми. В монастыре дважды в год проводились торги, и купцы выплачивали налоги в виде пошлин до 2 червонцев. Проходившие по р. Супса суда платили Д. также по 2 червонца в год. Половина этих доходов отходила в гос. казну. Д. являлся крупным культурным центром. Здесь была переписана Джуматская Минея (не сохр.), в ризнице мон-ря хранились мн. святыни и предметы чеканного искусства. В 1921 г. органами советской власти была произведена опись ризницы Д., в сент. все иконы и церковная утварь были реквизированы. В советский период братия монастыря значительно сократилась, в послевоенные годы здесь подвизался только иером. Иоанн (Гогуа) († 1959). На территории монастыря была размещена военная часть, выстрелом из пушки была разрушена колокольня. Позже в Д. был организован пионерский лагерь.

http://pravenc.ru/text/171875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ЕВФИМИЙ Никитич Горячев (1884-1937), прот., сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Георгиевич Круговых († 1924), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Сергеевич Тихонравов (1881-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ (Коротков Владимир Трофимович; 1882 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (Любовичев; 1875 - 1931), иером., прмч. (пам. 6 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (Шаршилов Емельян Николаевич; 1887 - 1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Петрович Кочев (1867 - 1937), мч. (пам. 5 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ АФОНСКИЙ прп. (пам. 13 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) - см. Евфимий Святогорец ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_42.html

перешел в прямую юрисдикцию католикосов-патриархов Вост. Грузии. Последним настоятелем Л. был архим. Пафнутий (Хозиашвили). По сведению П. И. Иоселиани, в 1802 г. он был также возведен в сан архимандрита мон-ря Тири ( Иоселиани. 1936. С. 149). Во время антироссийского восстания груз. горцев 1804 г. архим. Пафнутий был отправлен российскими военными властями для переговоров с восставшими. Горцы приняли пророссийски настроенного архимандрита враждебно и взяли в плен. Царевич Парнаоз, один из руководителей восстания, освободил его, но держал при себе (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 326, 331). Эта история легла в основу его автобиографического соч. «Описание страстей архимандрита Ларгвиси Пафнутия» (НЦРГ. S 1821). После подавления восстания архим. Пафнутий служил послом мегрельского кн. Григола Дадиани (1770-1804) в России, за успешную миссию был хиротонисан - получил сан архиепископа и управлял Моквской епархией Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. В 1811 г. вместе с кнг. Ниной Дадиани переехал в Москву ( Иоселиани. 1936. С. 149). После упразднения автокефалии ГПЦ (1811) Л. был преобразован в приходскую церковь (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 165). Монастырь Ларгвиси. Фотография. XIX в. Монастырь Ларгвиси. Фотография. XIX в. Имущество Л. постепенно расхищалось, особенно во 2-й пол. XIX в. А. С. Хаханов , посетивший Л. в нач. 90-х гг. XIX в., отмечал, что некогда богатый Л. «сохранил... одни жалкие остатки... некоторые из вещей погибли весьма недавно». Он указал, что не осталось ни одного памятника, восходящего к кон. XV или к нач. XVI в., «древнейшее пергаментное Евангелие еще и ныне хранится в Ларгвисском монастыре, но священник почему-то скрывал его от нас… виденный Броссе в 1848 г. крест св. Георгия с большою надписью о Давиде (III) в Ларгвиси ныне уже не оказывается» ( Хаханов. 1898. С. 51-52). Церковь во имя вмч. Феодора обветшала и значительно пострадала в ходе антирелиг. кампании нач. 20-х гг. XX в.: окна в барабане были разбиты, черепичное перекрытие проломлено ( Бочоридзе. 2011. С. 84). В 1923 г. Л. был разграблен, бесследно исчезли 2 иконы вмч. Феодора Тирона и икона святых Петра и Павла (Там же. С. 354). Медное блюдо с надписью эристава Шалвы Квенипневели и украшения с иконы вмч. Феодора перенесли в Цхинвальский музей (Там же. С. 84, 110), а закопанный в земле архив мон-ря (книги, документы) сгнил (Там же. С. 84, 252). В 1975 г. Специальным научно-предпринимательским объединением охраны памятников Грузии были проведены реставрационные работы в ц. во имя вмч. Феодора (архит. Г. Николаишвили). В 1989 г. храм был передан Церкви, возобновилось богослужение. В 2006 г. Л. был присвоен статус Национального памятника Грузии. Настоятели монастыря

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Никорцминда. Фотография. XX в [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (в 1534-1822 в составе Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; восстановлена в 1917), с кафедрой Никорцминдского архиерея (никорцминдели, николаосцминдели) в мон-ре Никорцминда . География Н. е. включала в себя всю территорию грузинской исторической пров. Рача. Ее юго-зап. и юго-вост. границы проходили «по [селу] Накалоеби по эту сторону горы Окриби и по ту сторону горы Мухури», сев. и сев.-вост. границы - через села «Квешелва, Эрцо, Саджваре, Двалети по ту сторону горы, а также деревни Гебса и Глола» (Грамота 1544 г. царя Имерети Баграта III (1510-1565)// Какабадзе. 1912. С. 8). С запада граница проходила по р. Аскисцкали. Границы епархии не менялись, в XVIII в. груз. историк царевич Вахушти Багратиони писал: «Вверху от Хотеви воды его реки проходят через Агарское ущелье. Над этим ущельем есть Николацминда, купольная церковь, добротно выстроенная. Сидит там епископ, наставник Глолы и всей области Рача внизу от Глолы» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 764). Н. е. принадлежали селения и за пределами епархии: в частности, в источниках упоминается дер. Рцхилати в Аргвети, к-рую вместе с жителями, представителями семей Габисадзе, Чапидзе и Гамезардашвили, пожертвовал Н. е. царь Имерети Баграт III ( Какабадзе. 1912. С. 10). История. До нач. XIX в. После распада в 60-х гг. XV в. единой Грузии на 3 царства и неск. княжеств нек-рые феодалы для расширения своих владений предприняли захват церковных земель. Т. о. в их руках оказалась часть территорий, принадлежавших Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на царство Имерети, в частности на груз. исторические провинции Имерети и Рача. Кутаисский архиерей не мог противодействовать захвату земель, поэтому молодой и энергичный царь Имерети Баграт III с целью защиты церковных владений и для обеспечения себе политической опоры в лице Церкви после соглашения с католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским) Малахией I (Абашидзе) решил основать в Имерети новые кафедры. В 1529 г. из Кутаисской епархии были выделены Гелатская и Хонская епархии, в 1534 г.- Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ Досифей Тбилели [груз. ], сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795). По сведениям Католикоса-Патриарха всей Грузии сщмч. Кириона III (Садзаглишвили) , Д. Т. был духовником царицы Дареджан, супруги царя Ираклия II (царь Кахети в 1744-1762, Картли-Кахети в 1762-1798). Гибель Д. Т. связана с трагическими для Грузии событиями, когда 12 сент. 1795 г. 35-тысячная персид. армия шаха Аги Мохаммед-хана Каджара, опустошившая страну, вошла в Тбилиси. Духовенство города обвинили в поддержке Ираклия II, не признавшего верховенства шаха: персы связывали священникам и монахам руки и, получив отказ отречься от Христа, сбрасывали их в р. Мтквари (Кура). Последним был Д. Т.: П. Иоселиани пишет, что митрополит не отходил от своей кафедры - собора Тбилисский Сиони , палачи застали его молящимся на коленях перед иконой Божией Матери, схватили и с террасы виноградника (по др. версии, с балкона дома) сбросили в реку. По свидетельству историков, Д. Т. находился в преклонном возрасте. Лит.: Иоселиани П. И. Краткая история Груз. Церкви. СПб., 1843. С. 139-140; Кирион (Садзаглишвили), еп. Двенадцативековая религ. борьба Правосл. Грузии с исламом. Тифлис, 1899. С. 91; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 143. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/180357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗУГДИДСКО-ЦАИШСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (c 5 апр. 1995) с кафедрами в зугдидском в честь Влахернской иконы Божией Матери, цаишском в честь Успения Пресв. Богородицы и цаленджихском в честь Преображения Господня соборах. Охватывает Зугдидский и Цаленджихский р-ны Грузии - территорию древней Цаишской епархии , расположенной в центре Эгрис-Абхазского царства (ныне Зап. Грузия). Граничит с Местийско-Земо-Сванетской (север), Сенакско-Чхороцкуской (восток и юго-восток), Потийско-Хобской (юг) и Сухумско-Абхазской (с запада и северо-запада) епархиями ГПЦ, выходит к Чёрному м. Дворец Дадиани, ныне Гос. музей г. Зугдиди Дворец Дадиани, ныне Гос. музей г. Зугдиди Согласно нотициям К-польского Патриархата (Notitiae Episcopatuum), в VI-IX вв. в Саисинах (Саиси, Цаиши) находилась греч. епископская кафедра, входившая в юрисдикцию К-поля; на рубеже IX и X вв. на ее основе возникла груз. Цаишская епархия, позже вошедшая в состав Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. В кон. XV в., после распада Грузии на 3 царства (Имерети, Картли и Кахети) и княжество Самцхе-Саатабаго, епархия оказалась на территории Имерети и включила часть Сванети. Кафедру занимали первенствующие западногруз. архиереи. Так, Цаишско-Бедийским епископом был Абхазский (Западногрузинский) католикос Иоаким (70-е гг. XV в.); в нач. XVII в. 3 епархии (Цаишская, Хонская и Джуматская) были объединены под властью епископа Цаишского, впосл. вступившего также и на первосвятительский престол как Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Малахия II (Гуриели ; 1616-1639). В нач. XVII - сер. XVIII в. часть территории Цаишской епархии существовала как Цаленджихская епархия. В кон. XVIII в. мн. западногруз. епархии в связи с миграцией северокавк. (абх.) племен и исламизаций региона были упразднены, в Цаишскую епархию вошли территории Хобской, Драндской, Моквской и Бедийской епархий.

http://pravenc.ru/text/200109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме; груз. ] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673). Преемник Евдемона II (Сакварелидзе) . Е. проживал в основном в мон-ре Гелати . В 1672 г. при дворе одишского кн. Левана III Дадиани (1661-1680) встретился с французом Жаном Шарденом , оставившим об этом запись в соч. «Путешествия». По требованию Е. некий феодал Шанше Амиреджиби пожертвовал «Пицундской Богородице», т. е. Абхазскому (Западногрузинскому) Католикосату , земли и крестьян в Кутаиси и Парцханаканеви. Е. как «благословляющий Грузию католикос» упомянут среди глав Имерети в письме (1669) царя Имерети Баграта IV, адресованном рус. царю Алексею Михайловичу . Ист.: Броссе М. Переписка на иностранных языках груз. царей с российскими государями от 1659 до 1770 г. СПб., 1861. С. 82; Шарден Ж. Путешествие в Персию и др. страны Востока/Пер. с франц., исслед., коммент.: М. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1975. С. 229 (на груз. яз.). Лит.: Ломинадзе Б. Мат-лы к хронологии истории Зап. Грузии XVII-XVIII вв.//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 31. С. 133, 141; Коридзе Т. Ефтвиме (Еквтиме) II (Сакварелидзе)//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 155-156. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187745.html

В ходе этих войн усилилась династия правителей Абазгии. Уже Константин II (2-я четв. VIII в.) чувствовал себя самостоятельным правителем и скреплял свои акты вислой печатью с надписью: «Κονσταντνος Αβασγας» (Константин Абазгийский). Во 2-й пол. VIII в. его младший брат и преемник Леон I , согласно груз. источникам (Джуаншер, «Матиане Картлиса» , Вахушти Багратиони ), женился на двоюродной сестре престарелого бездетного правителя Эгриси (Лазики) Джуаншера и после его смерти получил власть над Эгриси, объединив ее с Абазгией в единое Западногрузинское (Абхазское) гос-во. Источники свидетельствуют, что вслед за обретением Зап. Грузией политической самостоятельности последовало и обособление ее церковной организации: вскоре после объединения Абазгии с Лазикой из списков кафедр К-польского Патриархата исчезает как Севастопольская архиепископия, так и Фасисская митрополия (к кон. IX в.), что связывают с образованием самостоятельной Абхазской Церкви (см. Абхазский Католикосат ). Ист.: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. СПб., 1904. Т. 2. Вып. 1; Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием [арабская версия]//ЗВОРАО. СПб., 1905. Т. 16. С. 63-211; Вахушти Багратиони. Описание Грузинского царства. Тбилиси, 1941. С. 145, 171 (груз.); ВДИ. 1942. 2. С. 302, прим. 9-10; /// . . , 1952. T. 4. § 2; КЦ. Т. 1. С. 36-38, 70, 106, 114, 138, 146, 157, 177, 178, 203-205, 215-251, 275-278, 351; Т. 4. С. 127, 744, 781-785, 795, 796; Кекелидзе К. С. Памятники древнегреческой агиографической литературы. Тбилиси, 1956. С. 29-60; //КЦ. Т. 2. С. 58; . - //. 1960. С. 147; // / . . , 1961. Т. 1. С. 171-172; 1965. Т. 2. С. 135; 1971. Т. 4. С. 44; Абхазия и Абхазы грузинских повествовательных источников/Пер., сост., коммент. Г. А. Амичба. Тбилиси, 1980; Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 42-44, 65-67, 136-140 [коммент.].

http://pravenc.ru/text/62404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ДЯЛУ жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви ЕВАНГЕЛИСТРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ в честь иконы Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Тинос, одно из важнейших мест паломничества в Греции ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_22.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (1869-1937), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих) ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_37.html

   001    002    003    004    005   006     007    008