Широкую известность в Европе получил трактат Мухаммада аль-Идриси (1100-1165 или 1166) «Развлечение истомленного в странствии по областям», написанный по заказу сицилийского кор. Рожера II (1130-1154); в этом сочинении были обобщены географические познания античных и араб. авторов. Из исторических сочинений наиболее известен трактат аль-Аббара (1199-1260) «Туника, расшитая золотом». В литературе XII-XIII вв. получила распространение народная диалектальная строфическая поэзия - заджаль, с упрощенной ритмической структурой (в этой манере написаны мн. произведения кордовского поэта Ибн Кузмана (ум. в 1160)). К этому времени относится одно из самых известных произведений араб. средневек. художественной прозы - «Повесть о Хайе, сыне Якзана» философа и писателя Ибн Туфайля (Абубацер, ум. в 1185/86). Популярностью пользовалась мистическая суфийская лирика; видными представителями этого направления являлись аш-Шуштари (1203-1269) и Салих ибн Шариф ар-Рунди (1204-1285). Высокого уровня достигла медицина - за пределами И. были широко известны медики Абу Марван Ибн Зухр (Авензогар, ум. в 1162) из Севильи и Ибн Байтар (ум. в 1248) из Малаги, автор соч. «Сборник простых медикаментов» с описанием действия различных лекарственных трав. При альмохадском халифе Якубе аль-Мансуре (1184-1199) в Севилье была построена обсерватория для занятий астрономией (1196). Выдающимся математиком был аль-Ишбили (ум. ок. 1213) из Севильи, продолживший традиции родоначальника сферической тригонометрии египетского ученого аль-Джайяни (989 - ок. 1050). Численность христ. населения, а также характер его расселения в мусульм. И. установить сложно. Известно, что христиане проживали как в крупных городах Андалуса (в Толедо, Кордове, Севилье, Мериде), образуя особые кварталы или свободно расселяясь среди иноверцев, так и в сельской местности. До сер. X в. мосарабы составляли большинство населения мусульм. И. По приблизительным оценкам, в 850 г. на территориях, покоренных арабами, мусульманами являлось ок. 20-30%, в 961 г.- 50% населения.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИБН ТУФАЙЛЬ Абу Бакр Мухаммад [араб.                    ; латиниз. Abubacer; Абубацер] (XII в.), исламский ученый, философ, медик. Жизнь и сочинения Точные данные о происхождении, дате рождения и начальном образовании И. Т. отсутствуют. На основании нек-рых косвенных свидетельств предполагают, что он род. в 10-х гг. XII в. в г. Вади-Аш (ныне Гуадикс, Испания), находящемся в 60 км от Гранады (на это, в частности, указывает одно из его прозвищ - al-Andalus, андалусец). Известно, что в юные годы он обучался медицине, возможно в Севилье или Кордове, затем был врачом в Гранаде, позже там же стал секретарем правителя провинции. В 1154 г. занял должность секретаря правителя пров. Сеута и Танжер. Позднее он получил должность личного врача эмира альмохадской династии Абу Якуба Юсуфа (правление: 1163-1184). И. Т. имел большое влияние на эмира; по нек-рым сведениям, получил от него придворную должность везира. Он представил эмиру юного Ибн Рушда , к-рый в 1182 г. сменил И. Т. в должности придворного медика эмира. Биографы И. Т. сообщают также, что именно он подвиг Ибн Рушда заняться комментированием сочинений Аристотеля . После смерти эмира в 1184 г. И. Т. продолжал пользоваться всеобщим уважением и был дружен с новым эмиром Абу Юсуфом Якубом аль-Мансуром. И. Т. скончался в Марракеше, предположительно в 581 г. хиждры (1185/86), и был похоронен с почестями, подобающими высшему придворному чиновнику. Единственным сочинением И. Т., сохранившимся до наст. времени, является аллегорическая повесть «ayy Ibn Yaqzn» (Трактат о Хайе, сыне Якзана; др. вариант перевода - Живой, сын Бодрствующего). Известно, что он написал 2 медицинских сочинения; по свидетельству астронома аль-Битруджи и Ибн Рушда, И. Т. развивал также нек-рые оригинальные астрономические идеи, направленные против традиц. астрономии Птолемея . Учение Философские и богословские взгляды И. Т. реконструируются на основании кн. «ayy Ibn Yaqzn», в к-рой они представлены в аллегорической форме. Заглавие этого соч. отсылает к повести Ибн Сины с таким же названием, главным героем к-рой также является Хайй Ибн Якзан.

http://pravenc.ru/text/200439.html