Arhiva La Tobolsk s-a desfurat cel de-al XVIII-lea festival interregional „Ortodoxia i mass-media” 6 iunie 2018 18:24 1 июня 2018 года в городе Тобольске завершился XVIII межрегиональный фестиваль «Православие и СМИ». В этом году география участников включала в себя Тюменскую, Свердловскую и Курганскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Программа фестиваля началась с молебна, который совершил секретарь управления Тобольской епархии протоиерей Алексий Петров в Софийско-Успенском кафедральном соборе. Участники фестиваля имели возможность приложиться к мощам святителя Иоанна Тобольского и священномученика Гермогена, епископа Тобольского. Для участников фестиваля были организованы экскурсии: по древлехранилищу и ризнице Тобольского кремля, где находятся старинные иконы и предметы церковной утвари; на соборную колокольню, где представители СМИ смогли увидеть большой Сибирский колокол весом в 25 тонн; в музей семьи императора Николая II, открытый в этом году к 100-летию пребывания царской семьи в Тобольске; в Тюремный замок, где участники познакомились с бытом арестантов дореволюционного и советского периода, а желающие смогли спуститься в подземелье. Также вниманию журналистов в одном из корпусов бывшей каторжной тюрьмы был представлен проект, посвященный художественному фильму «Тобол». Съемки фильма проходили в Тобольске в 2017 году. Представители СМИ задали интересующие вопросы о фильме одному из его продюсеров Олегу Урушеву. Тогда же в Тобольске проходил фестиваль колокольного звона, слушателями которого стали представители СМИ. Были продемонстрированы разные виды звонов. Участниками фестиваля стали звонари из Тюмени, Тобольска и Заводоуковска. Продолжилась программа посещением Свято-Знаменского Абалакского мужского монастыря. Во время экскурсии по обители гости смогли приложиться к чудотворной Абалакской иконе Божией Матери «Знамение». Завершилась программа XVIII межрегионального фестиваля «Православие и СМИ» церемонией награждения в главном храме монастыря, которую возглавил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий . В этом году дипломы победителей фестиваля были выполнены в виде резного деревянного колокола. Такое решение было принято в связи с тем, что в 2007 году был освящен колокол Гласности, подаренный Абалакскому монастырю в дар от тюменских СМИ. Глава Тобольской митрополии и организаторы фестиваля высказали пожелание, чтобы такое оформление диплома стало традиционным. Со словами благодарности и поддержки к организаторам, участникам и представителям СМИ обратилась президент международного Сретенского кинофестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко). Тобольская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5216126...

2. Абалакский-Знаменский , мужской, 3-го класса, Тобольской губ. и округа, при селе Абалакском, в 26 вер. к вост. от Тобольска, на правом берегу р. Иртыша. Учрежден в 1785 г. преосвящ. Варлаамом I, по приказанию которого сюда был переведен мужской Богоявленский-Невьянский мон. из Пермской губ. и назван Знаменским в честь известной во всей Сибири чудотв. иконы Знамения Божией Матери Абалацкой. Икона эта писана в 1637 г. протодиаконом Софийского Тобольского собора по случаю явления Богоматери в селе Абалаке некоей благочестивой вдовице Марии, почитается всеми жителями края и ежегодно переносится в Тобольск 8 июля в воспоминание чудесного избавления в 1665 г. от беспрерывных дождей, угрожавших неурожаем и голодом. Сулоцкий, “Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалакскою”, Москва, 1853 г.; Березин, “Абалацкий мон. и чудотвор. икона Знамения Б. М.”, Казань, изд. 1848 г.; “Ист. Росс. Иерар.”, III, 59; Ратшин, 522; “Опис. монаст.”, 1817 г., 1; Проценко, “М-ри в России”, 2; Спасский, “Сибир. Вестн.”, 1818 г. I, 117; Зверинский, “Список насел. мест Тобольский губ.”, CLXXXIII; “Тобольские губ. ведом.”, 1857 г., 12 (Икона Абалатской Знамения Бож. Мат.), 14 (Торжественное приношение в Тобольск Абалакской Бож. Мат. и сопровождение ее обратно); 1858 г., 43 (окрестн. Тобольска: Абалакский мон.); 1865 г., 43 (Абалак. Знамен. мон.); Зан. И. Р. “Геогр. Общ.”, 1861 г., I, Отд. II, 116 (копия с иконы в Знаменском соборе гор. Семипалатинска); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 95 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 326; “Известия Археол. Общ.”, 1859 г., I, 356 (икона Знам. Бож. Мат.); 1863 г., IV, 422 (древние иконы в Тобол. епар.); 1868 г., VI, 96 (камен. церкви XVII ст.); “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г. III, Спасский, “Список с чертежа Сибир. земли”, 11, примеч. 3 (об основ. м-ря и иконе); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 239 (о явлении Бож. Матери и иконе в 1636 г. 25 июля); 1775 г., VII, 361 (в 1680 г. в селе Абалаки сгорели от молнии 2 церкви и колокольня).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Матерь Божия на Абалакской иконе изображается точно так же, как и на Новгородской иконе " Знамение " : с воздетыми к небесам руками и с тем лишь отличием, что на Абалакской иконе по сторонам Приснодевы изображаются святитель Николай, архиепископ Мирликийский Чудотворец и Мария Египетская, которых на Новгородской иконе нет. С подлинной иконы были сделаны списки (копии), один из них находится сейчас в Абалакском монастыре и именуется " Наместницей " . От этой иконы и сейчас происходят чудеса исцеления как души, так и тела. Известны копии с Абалакской иконы: Семипалатинская, Курганская, Боровская, Омская, Иркутская. Празднование иконы совершается 20 июля и 27 ноября по старому стилю. Местонахождение первообраза Абалакской иконы Божией Матери " Знамение " неизвестно. Долго предполагали, что она находится в Австралии, но совсем недавно стало ясно: там тоже список. Знаменский храм - одно из самобытнейших произведений сибирского зодчества. По отдельности все составляющие его архитектурные элементы довольно привычны для Сибири, но в целом сооружение неповторимо своей поражающей монументальностью. Имена его строителей неизвестны. Известно только, что выстроен он был четырёхстолпным, пятиглавым и освящён в 1691 году. Четверть века спустя, при сибирском митрополите Филофее, заложили тёплый Никольский придел, но к петровскому указу о запрещении каменного строительства успели довести постройку лишь до окон. Завершили придел в 1750 году. Это было время второго (после конца XVII века) расцвета тобольского каменного культового зодчества. На волне этого подъёма в Абалаке сформировался большой приходской комплекс. С 1748-го по 1750 год вместо старой деревянной была построена каменная Никольская церковь; в течение 1752-1759 гг. возведена церковь Марии Египетской " под колоколы " . На территории монастыря был вырыт глубокий, на всю высоту горы колодец, а для разведения рыбы - пруд. В 1761 году Знаменский храм был реконструирован - разобраны столбы, а самое главное - пятиглавие заменено огромным восьмигранным однокупольным покрытием с беседкой-фонариком, имеющим свою систему купольного покрытия. В результате венчание храма получило типичную для тобольского барокко многоярусную форму. Купол " придавил " четверик к земле, заставил по-иному звучать мощный каменный массив стен. В ансамбле монастыря храм господствует, но не подавляет своей массой другие постройки, не менее монументальные. 38-метровая церковь-колокольня с распространённым в Сибири " приплюснутым " восьмигранным куполом выше и стройнее стоящего рядом Знаменского храма. Строительство её началось в 1752 году и продолжалось вплоть до 1759 году. Здесь, " на диком бреге Иртыша " , эта силуэтная пара олицетворяет спокойное величие. Протяжённая, расчленённая пилястрами и филёнками кирпичная ограда ещё больше подчёркивает монументальность зданий монастыря и их живописные барочные формы, придаёт целостность всему комплексу.

http://sobory.ru/article/?object=00962

С 1989 года начался процесс возвращения монастыря Церкви. В 1992-94 г.г. Ансамбль монастыря был полностью передан Тобольско-Тюменской епархии. Юридически Свято-Знаменский Абалакский монастырь был зарегистрирован 22 ноября 1996 года. Устав монастыря был зарегистрирован в 1999 году. Обителью ведется монашеский образ жизни в его традиционных формах – общежитие, скит. Монастырь имеет 2 скита, первый в 70 км от монастыря в с. Липовка, где родился и начинал свое пастырское служение преп. Мисаил Абалакский. Здесь находится старинный, величественный Богоявленский храм. Второй скит в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, в 12 км от монастыря. http://abalak-monastery.cerkov.ru Решением Епархиального Совета от 3 мая 2010 г. был учрежден ещё один монастырский скит в фактории Лаборовая, в Салехардском благочинии Ямало-Ненецкого автономного округа. В перспективе скит должен стать миссионерским станом Евангельской проповеди среди коренного населения. http://abalak.cerkov.ru В 1680 году деревянная Знаменская церковь в Абалаке сгорела от удара молнии, и на её месте по указу царя Фёдора Алексеевича в 1683 году была заложена каменная церковь в честь иконы Божией Матери " Знамение " . Её строительство было завершено в 1691 году (в Тобольском Кремле в это время строился Софийский собор). Может показаться странным, что в условиях, когда даже для строительства в Тобольске не хватало средств, было разрешено сооружение большой каменной церкви в глухом далёком Абалаке. В данном случае была удачно использована необычная популярность великой святыни Западной Сибири - Чудотворной Абалакской иконы Божией Матери " Знамение " , написанной в начале XVII века протодьяконом тобольского кафедрального собора Матвеем. Появилась даже повесть-легенда " Сказание об Абалакской иконе " , текст которой создан под влиянием " Повести о знамении Новгородской иконы Богородицы " . В честь той знаменитой иконы и был построен Знаменский храм в Абалаке. Абалакскую икону Божией Матери народ почитал как поистине чудотворную и подающую исцеление от всех болезней. Летом 1665 года в Тобольске и его окрестностях беспрерывно шли проливные дожди, урожай хлеба и овощей погибал. По благословению архиепископа Корнилия, Абалакская икона 8 июля была принесена в Тобольск. С молебным пением икону понесли в собор. Литургия ещё не кончилась, как, к удивлению и радости всех, мгла рассеялась, дождь прекратился, облака исчезли и на небе воссияло солнце. В память об этом чуде преосвященный Корнилий установил - приносить икону Божией Матери из Абалака в Тобольск ежегодно 8 июля (по старому стилю) и оставлять её в городе до 20 июля (2 августа по новому стилю) - дня памяти пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=00962

Михаил (Миткевич) стал первым преподавателем богословия и ректором Тобольской семинарии, куда были приглашены наставниками ученые киевские иеромонахи Савватий (Исаевич) и Вениамин (Бялковский). В каменной Казанской ц. Знаменского мон-ря К. Т. и. стояла за правым клиросом в резном позолоченном киоте с надписью о ее истории и построении Казанской ц. (Преображенская церковь в Тобольском Знаменском мон-ре//Тобольские ЕВ. Ч. неофиц. 1885. 16, 17. С. 394; позднее киот находился в Преображенской ц. Знаменского мон-ря). На юго-зап. стороне киота, под иконой, был помещен план К-поля, в к-ром главной святыней почиталась икона Божией Матери «Одигитрия» (явленная Казанская икона была названа «Одигитрией» свидетелем ее обретения митр. Казанским Ермогеном); в XVII в., после установления царем Алексеем Михайловичем в 1649 г. общерус. празднования Казанской иконе, она становится главной рус. «Одигитрией» ( Чугреева. 2004. С. 49-56). В переписи ценного имущества Знаменского мон-ря 1757 г. К. Т. и. значится среди «окладных» икон. Ее оклад был серебряным, позолоченным, резным, с чеканными венцом и гривной, 9 большими и 30 малыми камнями в венцах, жемчужными обнизями. Опись 1855 г. дает описание оклада (видимо, более позднего) как серебряного, позолоченного, «чеканной работы», с 3 «белыми камнями» в венце на «алой фольге» (упоминающимися в описи 1809 г.), на венце Божией Матери имелась корона с мелкими камнями, убрус шит мелким жемчугом (РГИА. Л. 12). Камни на этом чеканном окладе описаны как драгоценные ( Сулоцкий. 1864. С. 88; Он же. 2000. Т. 1. С. 158). От К. Т. и. совершались многочисленные исцеления. В рукописной тетради, хранившейся в Знаменском мон-ре, летописец приводит 44 чуда ( Матвеев. 1899. С. 11). В Тобольском церковном древлехранилище находился рукописный сборник XVIII в., содержащий описание чудес от иконы Спасителя в кафедральном Софийском соборе, от К. Т. и. в Знаменском мон-ре и от Абалакской «Знамение» иконы Божией Матери ( Юрьевский А., свящ. Протодиак. Матфей Мартынов//Тобольское церк.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Н. изображен в современных композициях «Собор Тверских чудотворцев», в частности в группе святых Ниловой пуст. - на иконе из тверской ц. блж. Ксении Петербургской (2007, иконописец М. Г. Кондрашова; см.: Тверской мирянин. 2008. 1. С. 8). В иконографии «Собор Сибирских чудотворцев» Н. показан, напр., в стенописи нач. 10-х гг. XXI в. собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского муж. мон-ря (с. Абалак под Тобольском). В том же храме есть настенная композиция с фигурами свт. Иоанна Тобольского и Н. с Абалакской иконой Божией Матери «Знамение» на покровенных руках, на фоне Тобольского кремля. В сибирской иконописной традиции Н. изображают в архиерейском богослужебном облачении - в подризнике, крещатом саккосе и омофоре, голова не покрыта, черты лика индивидуализированы. Немного иначе - с густыми, разделенными на прямой пробор волосами и удлиненной бородой, в фелони и омофоре, с Евангелием в руке - Н. представлен в росписи, на которой он благословляет вдовицу Марию перед Абалакской иконой Божией Матери. Образ Н. (в саккосе, с Евангелием в руке, напротив иконы свт. Иоанна Тобольского) включен в деисусный чин иконостаса ц. вмч. Георгия Победоносца в Сургуте (2012-2013, мастерская А. В. Фехнера «Глитика», иконописец Т. Санникова). Лит.: Успенский В. П., свящ. Преосв. Нектарий, 2-й настоятель Ниловой Столобенской пуст., бывш. архиеп. Сибирский и Тобольский, 1587-1667. Тверь, 1882; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 2-4, 6, 47-49; Барсегян (Куксинская) Т. В. Житие свт. Нектария, настоятеля Нило-Столобенской пуст., бывш. архиеп. Сибирским и Тобольским//Святые покровители Ниловой пуст. М., 2008. С. 86-125; она же. Нилова пустынь: Мон-рь и мир/Изд. Нило-Столобенской пуст. М., 20173. С. 168-176, 529, 538-540, 625; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 439, 834. Т. В. Куксинская Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/2564858.html

древлехранилище. Тобольск, 1902. Вып. 1. С. 7). По свидетельству «Черепановской» летописи, К. Т. и. прославилась «во чудесех во всех Сибирских городах и в прочих селениях Российских» (Летопись Сибирская. С. 247). Крестные ходы с К. Т. и. совершались в Тобольске в дни празднования Казанской иконе - 8 июля, 22 окт. и во вторник Светлой седмицы (традиция шествий в этот день с иконой Божией Матери «Одигитрия» существовала в К-поле), но позже - лишь 8 июля. К этому дню в Знаменский мон-рь доставляли Абалакскую икону, которую приносили из Абалака в Тобольск и ставили для поклонения в кафедральном Софийском соборе. Многотысячные толпы богомольцев стекались в Тобольск помолиться 2 чудотворным иконам (Принесение в Тобольск Абалакской иконы Божией Матери//Тобольские ЕВ. Ч. неофиц. 1883. 13, 14. С. 290-292). Крестный ход во вторник Светлой седмицы совершался впосл. лишь братией Знаменского мон-ря вокруг обители (Архипастырское богослужение в Знаменском мон-ре 10 апр. с. г.//Там же. 1884. 8. Ч. неофиц. С. 189). В XVII в. К. Т. и. широко почиталась в Сибири. Известно о строительстве здесь деревянных Казанских храмов: в 1650 г.- в Исетском остроге, в 1679 г.- при вратах Илимского острога (находится в Иркутском архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»). Сохранилась пядничного размера Казанская икона, происходящая из древлехранилища кафедрального тобольского Софийского собора (1-я пол. XVIII в., ТГИАМЗ; воспроизв. фрагмента: Велижанина Н. Г. К истории иконописания в Зап. Сибири//Традиц. обряды и искусство рус. и коренных народов Сибири/Отв. ред.: Л. М. Русакова, Н. А. Миненко. Новосиб., 1987. С. 136. Рис. 5). Судя по особенностям стиля, в к-ром опосредованно прослеживается влияние мастеров Оружейной палаты, она могла быть написана в Тобольске, где традиции местного иконописания формируются в XVII в. под влиянием Москвы и др. важных художественных центров (Соль Вычегодская, Вел. Устюг). В 1675 г. в Тобольске лучшим считался «живописец» Знаменского монастыря Мирон Кириллов ( Сулоцкий А., прот.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Н. Ломов был организован Союз воинствующих безбожников, затем - антирелиг. музей, в к-ром в качестве экспонатов выставлена церковная утварь, в т. ч. из К. м. Ок. 1940 г. музей был упразднен, наиболее ценные экспонаты исчезли. В 30-х гг. XX в. местные власти приняли решение о строительстве картонной фабрики в г. Н. Ломов, в 1938 г. храмы К. м. разобрали на кирпичи для этого строительства; уничтожили и другие постройки. После разрушения К. м. почитание источника на его территории не прекратилось: ежегодно в день Св. Троицы здесь совершались молебны. В 1945 г. верующие просили предоставить им под молитвенный дом сторожку Казанской ц. или колокольню, но облисполком отказал: оба здания не подходили, «как помещения, находящиеся в почитаемом верующими месте святости (т. е. у монастырского колодца)». В 1969 г. около монастыря была построена насосная станция, источник передан водоканалу и доступ к нему как к режимному объекту закрыт. Одно из зданий мон-ря до 1972 г. занимала школа с. Норовка. В июле 2003 г. отмечалось 360-летие обретения Казанской иконы и основания мон-ря. 25 июня 2003 г. и 21 июля 2004 г. К. м. посещал архиеп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) . В июле 2002 г. на территории К. м. были построены братский корпус, гостиницы, источник снова открыт для посещения, в 2004 г. возведены деревянная, обложенная кирпичом ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, новая купальня и церковная лавка. Решением Синода РПЦ от 6 окт. 2008 г. К. м. был возобновлен, с 28 дек. 2011 г. настоятелем является еп. Пензенский Вениамин (Зарицкий) . В 2008 г. в К. м. были торжественно возвращены монастырские Казанская икона (считается, что именно эта икона была обретена в 1643) и образ св. Иоанна Предтечи, к-рые хранились в семье расстрелянного в 30-х гг. XX в. пензенского иконописца А. И. Климова. Ист.: Романова А. А. К истории списков иконы Казанской Богоматери VII в.: Сказание об иконе Богоматери Казанской Нижнеломовской//Исслед. по истории средневек. Руси: [Сб. ст.]. М.; СПб., 2006. С. 468-480. Лит.: Евпсихий (Горенко), архим. Ист.-стат. описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. муж. мон-ря. Пенза, 1891; Гедеон (Котлов), архим. Нижнеломовский Казанский второкл. муж. мон-рь. [Н. Ломов], 1911 2; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1; Мануйлова Е. В. Нижнеломовский Казанский муж. мон-рь//Пензенская энцикл. М., 2001. С. 391. И. Н. Бузыкина Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

За все понесенные скорби, и за любовь к святыне ПРЕЧИСТАЯ, как бы в награду, Сама призвала иеромонаха МАНУИЛА к труду во славу СВОЕГО имени. Тысячи чудесных явлений засвидетельствовала тогда Комиссия в своих бумагах. Святыня Знаменского Св. Ключевского женского монастыря была обнародована. Непосредственное участие в освидетельствовании чудесного обновления иконы БОГОМАТЕРИ побудило иеромонаха МАНУИЛА предпринять нелегкий труд – собрать весь исторический материал об АБАЛАКСКОЙ иконе Божией Матери и вообще по иконописанию в Сибири в XVIII–XIX вв. Труден был этот подвиг. Он требовал и моральных, и физических сил. А у отца МАНУИЛА от долгой и утомительной работы в миссионерской канцелярии при керосиновой лампе в вечернее и ночное время болели глаза 77 . Но о немощах телесных приходилось забывать. Главное – успеть все сделать во славу БОГОМАТЕРИ. Целыми днями в течение ряда лет (с 1914 по 1916 гг.) просиживал труженик-миссионер в разных церковных, общественных и государственных архивах и библиотеках Семипалатинска и Омска, роясь в бумагах, книгах, часто без обеда и отдыха. Материал был собран. Он составлял ни более, ни менее как 700 страниц большого формата. Весь материал предназначался для написания научного труда по «иконографии ЗНАМЕНИЯ БОГОМАТЕРИ». Но это в будущем. В трудные минуты жизни БОЖИЯ МАТЕРЬ не оставляла Своего труженика Своим Покровом, но утешала и ободряла его. В ночь под 15 августа 1915 года он видит необыкновенный сон. На носилках он несет ВЛАДИМИРСКУЮ икону БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Она тяжелая. Нести трудно. Взглянул он на Лик БОГОМАТЕРИ и тут же заметил, как ОНА матерински улыбнулась ему. Сердце затрепетало от радости 78 . Вместе с ним был и знакомый ему священник – настоятель казачьей церкви о. Андрей Баланев. Хотя и сон это был, но в нем отец МАНУИЛ видел над собой Покров БОГОМАТЕРИ. Много труда приложил помощник начальника Киргизской Миссии и в устроении обители в честь святителя АЛЕКСИЯ на Каштаке. Но к этому труду о. МАНУИЛ был призван чудесным явлением знамения Божиего.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Одним из самых значимых событий, связанным с чудотворным образом, безусловно, является избавление жителей Тобольска от голодной смерти из-за проливных дождей в 1665 году. Летом 1665 года в Тобольске и его окрестностях непрерывно шёл дождь. Урожай погибал, народ приходил в отчаяние. Тогда Тобольский архиепископ Корнилий послал в Абалак за чудотворным образом Божией Матери. Святыня была вынесена из Абалака и следующим утром прибыла в Тобольск. Преосвященный с крестным ходом вышел навстречу иконе и с молебным пением перенёс её в собор, где началась Литургия. Служба ещё не кончилась, как дождь прекратился и облака исчезли. В память этого события архиепископ Корнилий постановил ежегодно приносить чудотворную икону из Абалака в Тобольск. Традиция совершения Крестного хода с чудотворным образом была возобновлена в 1999 году и совершается ежегодно в июне накануне дня памяти святителя Иоанна Митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца. В монастыре в разное время проживали или посещали его люди, в последствие прославленные в лике святых. В первой половине XIX века в монастыре некоторое время проживал праведный иеромонах Мисаил, память которого совершается в Соборе Сибирских святых 23 июня и отдельно 1 сентября по новому стилю. В 1917 году на праздник перенесения Абалакской иконы Божией Матери в Тобольск сюда приезжал сщмч. Гермоген, епископ Тобольский. В 1900 году в монастырь переводятся 22 монаха из Валаамского монастыря во главе с иеромонахом Антонием. Среди них был и последний наместник монастыря архимандрит Аркадий (Гусев), который оказал сопротивление изъятию церковных ценностей в 1923 году, за что был подвергнут суду, лишению свободы, а затем расстрелян в 1937 году. В 1924 году монастырь был закрыт. В советский период на территории монастыря располагался сначала пересылочный лагерь НКВД, где с января по август 1927 года содержался местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Коломенский и Крутицкий Пётр (Полянский). В советское время на территории монастыря располагались различные хозяйственные службы, клуб, интернат для детей.

http://sobory.ru/article/?object=00962

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010