Случилось неким отцам войти в дом одного христолюбивого человека. В числе их был авва Пимен. За столом предложили им мясо. Все стали есть, кроме аввы Пимена. Старцы, зная его рассудительность, дивились, почему он не ест. Когда встали из-за стола, спросили его: «Ты Пимен, а что сделал?» Старец отвечал им: «Простите мне, отцы! Вы ели, и никто не соблазнился; но если бы я стал есть, то многие приходящие ко мне братия соблазнились бы и стали бы говорить: Пимен ел мясо, почему же и нам не есть?» И старцы удивились его рассудительности (97, 222). Однажды в Скиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некий пресвитер, муж великой святости, встал, чтобы подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились и сказали ему: «Как ты, меньший из всех, осмелился принять услужение от пресвитера?» Он отвечал: «Когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все ее принимают, как получающий большую награду. По этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему воздаяние. Как бы он огорчился, если б никто не принял от него чаши» (106, 295). Пришли однажды к авве Ахиле три старца. Об одном из них шла худая молва. Один из старцев попросил: «Авва, сделай мне невод». Ахила отвечал: «Не сделаю». Другой старец сказал: «Окажи эту милость, чтобы в монастыре нам иметь что-нибудь на память о тебе!» Авва отвечал: «Мне недосуг». Обратился к нему и третий, о котором шла худая молва: «Сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из твоих рук». Ахила тотчас согласился: «Для тебя сделаю». После наедине два старца спросили авву: «Почему, когда мы просили тебя, ты не захотел для нас сделать, а ему пошел навстречу?» Ахила отвечал им: «Я сказал вам: не сделаю, и вы не оскорбились, веря, что мне некогда. Если я ему так ответил бы, то он бы подумал: старец, услышав о моих грехах, не захотел сделать для меня. Я тотчас стал отрезать веревку и благодаря этому ободрил его душу, чтобы он не был поглощен печалью» (97, 39).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Единоличное изображение М. представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы мастеров Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) и находится на стене у раки святого в Дальних пещерах лавры. М. показан мужем старше средних лет, вьющиеся с проседью волосы открывают лоб с небольшой залысиной, борода окладистая, менее средней длины; представлен в 3/4-ном повороте влево, почти поколенно, облачен в соответствии со своим служением в стихарь, под широкими рукавами к-рого виден подрясник, на запястьях - поручи, препоясан крестообразно орарем; в правой руке держит кадило, левая прижата к сердцу. Преподобные Мартирий и Ахила диаконы. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского мон-ря в Александрове) Преподобные Мартирий и Ахила диаконы. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского мон-ря в Александрове) Близок по возрастной характеристике, несмотря на седую бороду, образ святого на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры и находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры. М. изображен также в момент служения: левая рука поднята перед грудью в жесте возглашения, в опущенной правой держит край ораря, перекинутого через левое плечо. В составе богослужебного облачения - камилавка на голове (длинные волосы зачесаны назад), стихарь зеленого цвета. Фигура показана в легком развороте вправо. В нимбе надпись: «Прп: Мартрй Даконъ». Образ святого включается в состав композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, начало сложения к-рого связано с процессом соборной канонизации печерских чудотворцев и приходится на 2-ю пол. XVII в. Эта схема воспроизводилась на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в. В большинстве случаев местоположение М. остается неизменным - в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, в верхней части композиции, обычно в 8-м снизу ряду, в центре группы из 5 святых, рядом со святым того же служения - диаконом прп. Ахилой; оба этих святых выделяются диаконским облачением, контрастным по цвету темным монашеским одеждам; фигура М., как правило, показана развернутой от центра, словно в духовной беседе с прп. Ахилой.

http://pravenc.ru/text/2562458.html

Пустынники Скита были самыми строгими по подвигу воздержания. Они разрешали себе только одно сухоядение. Считалось грехом чревоугодия, если кто вкушал варево в простые дни кроме воскресенья. Авва Ахила сделал выговор Авве Исаии за то, что тот подлил несколько воды в соль, которую ел с хлебом, потому, что от трудов во время жары у него пересохло горло и он не мог иначе проглотить куска. Посмотрите, сказал Ахила, на Исаию, как он хлебает похлебку в Скиту. Если хочешь хлебать похлебку, то ступай в Египет 162 . Иоанн Колов говорил: «Отцы скитские вкушали хлеб с солью и говорили: не должно нам обременять себя хлебом и солью. Потому они и сильны были в деле Божием 163 . Многие принимали пищу только раз в неделю. Строгость поста ослаблялась только для гостей. У скитских иноков было такое правило: в какое бы время кто ни пришел, всякий должен был сотворить молитву, а они во время этой молитвы занимались приготовлением трапезы и потом вместе вкушали пищу. Некоторые иноки тогда только и вкушали, когда кто-нибудь к ним приходил. Зная это правило Феодор Александрийский, живший в Теренуфе, ходил каждую субботу к Аммонию, чтобы заставить его вкусить пищу 164 . Впрочем, мудрые отцы, изнуряя себя подвигами воздержания, считали пост только средством к обузданию страстей. «Мы учились, говорил Пимен Исааку, умерщвлять не тело, а страсти» 165 . Отцы тщательно заботились, чтобы излишнее воздержание не питало в неопытных подвижниках помыслов тщеславия. – «Если подвизаетесь в посте, говорил пресвитер скитский Исидор, не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо. Ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться» 166 . Потому признавали лучшим, чтобы подвижники каждый день понемногу принимали пищи и даже подбавляли в нее каплю елея не для вкуса, ибо её нельзя и ощутить, но для того, чтобы предохранить себя от превозношения строгим воздержанием. «Неумеренность в посте и неумеренность в пище, говорил подвижник Скита Моисей, приводят к одному концу. Ибо ослабевший от излишнего воздержания приходит в то же состояние, в каком находится нерадивый от безпечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Вот, ныне Святая Церковь воспоминает собор святых семидесяти апостолов: посмотрим же, чего стоило им распространение веры Христовой и что они претерпели за неё. Первый из семидесяти апостолов, святой Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, был сброшен иудеями с кровли церковной, затем был побиваем камнями и, наконец, от удара деревом по голове умер. Евангелист Марк был связан язычниками и влачим по камням. Симеон, также сродник Господень, второй епископ Иерусалимский, был распят. Варнава был побит камнями. Иосий, сказано, страдальчески скончался. Ананий побит камнями, первомученик архидьякон Стефан тоже. Прохор мученически скончался. Никанор убит с двумя тысячами уверовавших во Христа. Тимон был брошен в разженную печь. Пармен умер мученически. Сила претерпел многие страдания, раны и темницу. Силуан, сказано, многие беды о вере поем, к подвиговенчателю Христу взыде. Крискент мученически скончался в царство Траяново. Амплий, от Эллинов убиен, скончася. Урван мученически скончася. Аристовул умер после многих трудов и страданий. Олимпан усечён мечом. Тертий мученический стяжал венец. Климент утоплен в море. Кодрат принял мученический венец при царе Адриане. Трофим усечён мечом. Ахила, наконец, был убит неверными. Итак, почти все апостолы добровольно за распространение веры Христовой приняли раны и смерть; но доказывает ли, однако, это истинность христианской веры, которую они проповедовали? Да, доказывает, и самым очевидным образом. Согласитесь, братие, если бы мы стали перед кем-нибудь хотя бы просто говорить ложь и если бы в ней обличили нас, стали бы мы далее в ней упорствовать до того, чтобы пожертвовать за неё жизнью? Может быть, разве один из миллиона нас таковых согласился бы на это, а уж прочие, во всяком случае, – никогда. А тут смотрите: побивают камнями, распинают, вешают, сбрасывают с крыш, изобретают всевозможные виды мук, чтобы заставить апостолов отречься от их проповедования, а они и при этом пребывают непоколебимыми, как скала, и смотрят, часто после страшных мучений, на смерть телесную не более лишь как на переход из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чуждой в страну родную. Что же заставляло их так поступать? Конечно, единственно убеждение в том, что проповедуемый ими Христос поистине есть Единородный Сын Божий, пришедший в мир грешников спасти, и что поэтому и распространяемое ими учение Его – есть учение правое. А отсюда и все мы должны убедиться в том, что вера наша подлинно есть вера Божественная, правая, истинная и святая. И в этой истине и убедимся. А убедившись, будем чаще приводить себе на память следующее к нам обращение святого апостола Павла: «Итак, братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы... бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» ( 1Кор.15:58, 16:13 ). Аминь. 5-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

157 По списку кафедр имп. Льва (886–897) в митрополии Дирахийской (Драчы) епископы: 1) стефаниакский, 2) хуновский, 3) кройский, 4) елиский, 5) диоклейский, 6) скордский... главеницкий или акрокеравийский,.. черникский... 15) градичский р. 49, 50. ed. Tafel. По летописям не одни и те же показываются места, куда поставлены св. Саввой епископы, хотя везде говорится, что посвящено было 12 епископов (Гласник, 1, 164. V, 37. XI, 46. (Кн. 1, 5, 11)). У Дометиана сказано: «свештив же и с благородными, где и в коих странах епископы поставити». Потом говорится: «от ученик своих, их же достойны и подобны знаше, епископы сих освещаются». При архиепископе Евстафии присутствовали на соборах (у Григоровича В. Очерк путешествия, 41, 46) епископы: 1) Зетский (имеющий кафедру при храме Архангела Михаила); 2) Рашский (в новом Пазаре при храме апостолов Петра и Павла); 3) Звечанский (в монастыре св. Георгия); 4) Хвостинский (в Студенецкой лавре); 5) Холмский (в Захолмии, в монастыре Богородичном); 6) Призренский (в монастыре Богоматери, на границе Македонии и Албании); 7) Топличский (при храме свт. Николая); 8) Будимльский (в Будимле на Мораче, повыше Спужа, при храме св. Георгия); 9) Липлянский (в монастыре Богоматери-Грачанице, о чём окт. 30 пр. 17); 10) Скопский (соседний с Призренским); 11) Бебрский (при храме св. Николая, о чём окт. 30 пр. 17); 12) Маравичский (в Рудницком округе при храме св. Ахила). При архиеп. Никодиме (с 1318 г.) видите ещё (см.: Григорович В. Очерк путешествия, 48) епископов: Браничевского (в Браничеве, при впадении Млавы в Дунай, при храме свт. Николая) иˆМачьского (на Саве и при впадении Дрины в Саву). Стефан Милютин устроил епископию «у Расии на тёплых водах в Баньске», при храме свт. Николая; здесь был епископом Даниил, впоследствии архиепископ. В Сопочанском помяннике поминаются ещё епископы: Белой церкве (Белгородской), Зворникский, Сремский, Вучетрский (заменивший Баньского), Новобродский, Смедеревский, Рудничский, Пожегский, Босанский, Херсоговский, Темишверский, Вершачский (Записки географического общества. Т. XIII, 152, 153).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сказывали об авве Агафоне, что он в течение трех лет влагал камень в уста свои, пока не научился молчанию 395 Один старец пришел к авве Ахиле и видит, что он выбрасывает кровь изо рта своего. Он спросил его: «Что это такое, отец?» Ахила отвечал: «Это – слово оскорбившего меня брата. Я старался не открывать его и молил Бога, чтобы оно было взято от меня, – и слово сделалось кровью в устах моих. Я выплюнул его, успокоился и забыл оскорбление» 396 Так трудно дается молчание. II. 5. О священном безмолвии Это не то же, что молчание, хотя с внешней стороны кажется тем же самым. Так как в настоящее время, по бесовским внушениям, и собственному неразумию, и по духовной, мягко выражаясь, неопытности, много нареканий возводится на затворничество и безмолвие, если только оно где осталось, то хотя и не требуется для дела спасения людей века сего и новоначальным знать что-нибудь о нем, но я все-таки кое-что приведу, чтобы показать, что оно такое и какова его высота. А подробное изложение очень опасно: людей оно может устрашить своими тайнами, а бесов вооружить на автора, ибо тогда особенно ясно выявляются их бесчиния и коварство. Поэтому, если даже некто из святых, как говорит св. Иоанн Лествичник , воздержался в силу первой причины, то для немощного автора тем более простительно не передавать тайн, принадлежащих святым 397 Безмолвие, как говорит равноангельный безмолвник, преп. Симеон Новый Богослов , есть «совершеннейшая из подвижнических добродетелей» 398 «Ни один праздный и любящий беседы человек, – говорит св. Исаак Сирин 399 – да не будет столь бесстыден... и да не говорит, что это [учение св. подвижников] – изобретение человеческое и изобретено в пользу безмолвия. Напротив того, это учение небесное». Что и доказывается Божественным Откровением ( Мф. 4, 1; 14, 13, 23; 17, 1 ; Лк. 1, 80 ; Мк. 1, 35, 45; 6, 31–32, 35; 9, 10 ) и повелением свыше Антонию и Арсению Великим бегать людей и безмолвствовать 400 «Поэтому, если Бог повелевает нам бегать от всех и столько любить безмолвие, когда пребывают в нем любящие Его, – продолжает св. Исаак, – кто станет выставлять на вид какие-либо предлоги к тому, чтобы пребывать в собеседовании и сближении с людьми? Если Арсению и Антонию полезны были бегство и осторожность, то кольми паче полезны они немощным? И если тех, и в слове, и в лицезрении, и в помощи которых имел нужду целый мир, Бог почтил больше за их безмолвие, нежели за вспомоществование всему братству, лучше же сказать, всему человечеству, то во сколько раз больше безмолвие нужно тому, кто не в состоянии хорошо охранять себя?» 401

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

При архиепископе Евстафие присутствовали на соборах (у Григоровича 41, 46) епископы: 1) зетский (имеющий кафедру при храме архангела Михаила, о чем примеч. 29); 2) рашский (в новом Пазаре при храме апостола Петра и Павла); 3) звечанский (в мон. св. Георгия); 4) хвостинский (в Студенецкой лавре); 5) холмский (в Захолмии в монастыре Богородичном); 6) призренский (в монастыре Богоматери, на границе Македонии и Албании, о чем окт. 20 пр. 17); 7) топничский (при храме св. Николая); 8) будимльский (в Будимле на Мораче, повыше Спужа, при храме св. Георгия); 9) липлянский (в монастыре Богоматери грачанице, о чем окт. 30 пр. 17); 10) снопский (соседний с призренским); 11) дебрский (при храме св. Николая, о чем окт. 30 пр. 17); 12) маравичский (в Рудницком округе при храме св. Ахила). При архиепископе Никодиме (с 1318 г.) видите еще (у Григоровича 48) епископов: браничевского (в Браничеве при впадении Млавы в Дунай при храме св. Николая) венчан был королевским венцом. На другой день во время литургии после евангелия сам читал он символ веры и вслед за ним повторяли все от короля до последнего подданного. В следующие затем два дня предлагал народу различные наставления и заключил поучение такими словами: «ни добрая жизнь без правой веры не может принести нам пользы, ни правая вера без добрых дел не приведет нас к Богу». Святитель принял потом меры против незаконных сожитий. В народе многие брачные жили без освящения священнического. Священникам предписано обвенчать в храме всех невенчанных. Сам святитель обозревал свою паству, убеждая народ проводить жизнь достойную христиан; иноков, живших на своей воле, в виде скитников, но без правила скитского, собрал в общежития и подчинил уставу. Между благородными оставались еще державшиеся ересей и он убеждал их соединиться с церковию, обещая милости короля26). Когда король венгерский, завидуя возвышению сербского короля, объявил Сербии войну, патриот пастырь отправился в Венгрию и после увещаний силою чуда склонил короля к миру и правой вере27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Arhiva De srbtoarea Adormirii Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu Întâistttorul Bisericii Ortodoxe din Ucraina a condus srbtorirea hramului în Lavra Pecerska din Kiev 28 august 2019 21:27 28 августа 2019 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию на площади перед Успенским собором Успенской Киево-Печерской лавры . В канун праздника Предстоятель Украинской Православной Церкви   возглавил в этом соборе служение всенощного бдения. За Литургией Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Нежинский и Прилукский Климент , архиепископ Бучанский Пантелеимон , епископ Вознесенский и Первомайский Алексий , епископ Дионисий (Константинов) , епископ Васильковский Николай , епископ Шепетовский и Славутский Евсевий , епископ Барышевский Виктор , духовенство Лавры. На малом входе Предстоятель Украинской Православной Церкви удостоил насельников Лавры богослужебных наград. Помощник благочинного архимандрит Стефан, глава Отдела информации и связей с общественностью архимандрит Иларион и протоиерей Сергий Ланцишко удостоены права ношения второго креста с украшениями; блюститель Ближних пещер иеромонах Иоанн возведен в сан архимандрита. Также были удостоены: иеромонах Мардарий и иеромонах Лука — права ношения креста с украшениями; иеромонах Филарет и иеромонах Симеон — права ношения палицы; иеромонахи Феодосий, Владимир, Лука, Ахила — права ношения наперсного креста; иеродиаконы Исаак, Анатолий, Кассиан и Никодим — права ношения двойного ораря. После чтения Евангелия Блаженнейший владыка обратился к многочисленной пастве со словом проповеди, в которой рассказал о святой жизни и Успении Пресвятой Богородицы. Особое внимание Предстоятель Украинской Православной Церкви обратил на смирение Девы Марии и важность этой добродетели в жизни каждого христианина. За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и о единстве Православной Церкви. За богослужением была совершена диаконская хиротония.  По окончании Литургии архипастыри, духовенство, прихожане Лавры и многочисленные паломники во главе с Блаженнейшим владыкой прошли крестным ходом вокруг Лавры от Успенского собора в Ближние пещеры. После молебна верующие были окроплены святой водой. Всем присутствовавшим на торжествах была предложена праздничная трапеза. Вечером 28 августа Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил всенощное бдение с чином погребения Плащаницы Божией Матери в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.  Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5491742...

Итак, сих-то одиноких вселяет Бог в жилище и отшельническую келью, по одиночке и в безмолвии; каковыми словами Давид пророчествует о монашеском и старческом житии ). Великий Василий определяет, кто таков единомысленный. Единомысленный есть тот, кто всегда один и тот же; кто убегает мыслей всякого рода и многих, и кто любит истину, искренность, простоту; кто в деятельности и правой вере неразделен— одинаково мыслит и поступает; кто не имеет никакой двойственности лукавства. Таковы одномыслящие, которых и Господь обещается поселить в доме своем, то есть, в небесном граде. Климент , писатель сборника (на различные предметы), говорит, что это надобно разуметь о добрых и честных супружествах, имеющих единомыслие и согласие, то есть, что Бог поселяет таковые в одном доме. Слова Феодорита : Единомысленными называет имеющих одну цель и избравших для себя упражнение в одной добродетели и не желающих то того, то другого. Афанасия : Единомысленными называет возложивших только на Него одного свою жизнь и устранивших ее от всякого двоедушия и мирской похоти. Акила перевел: Посаждает единородных в доме, что изъясняя Евсевий говорит: Первый чин успевающих во Христе есть монашеский. Но таковы редки; почему Ахила назвал их единородными, уподобившимися Сыну Божию. Их же вселяет в дом, поставляет пребывать и жить в церкви. Изводя окованныя (с) мужеством. Бог, говорит Давид, изводит, то есть, освобождает связанных узами грехов своих, или узами демонскими, каковы страсти, указывая сими словами на уверовавших из язычников. Христос освобождает их с мужеством, то есть, силою своего Божества, которое низлагает и побеждает владычествующего над ними диавола; или побеждает их и силою слов святого Евангелия По словам Афанасия , это имеет сходство с следующим местом Исаии: Говорящего находящимся в узах: исходите, и сущим во тьме: откройтесь. А узы и тьма есть служение идолам и заключение в аде. Такожде (подобным образом) и преогорчевающыя живущыя во гробех. Не только, говорит, Христос освобождает язычников от уз заблуждения, но и Иудеев, которых называет преогорчевающими, как назвал их такими и в 65м псалме, по тем причинам, какие мы сказали там.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

У экзегетов средневековых и у большинства новейших католических богословов приведенные слова Иеремии обыкновенно толкуются в смысле пророчества о рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Первый опыт такого толкования дал блаж. Иероним. Переводя выражение: nekebah tesovev gaber (жена спасает мужа) словами femina circumdabit virum, блаж. Иероним в своем комментарии на кн. Иеремии так поясняет речь пророка: «дело новое сотворит Господь на земле: без семени мужа, без всякого соития и зачатия жена окружит мужа лоном чрева своего, – мужа, который, хотя, повидимому, по степеням возраста, путем младенчества и детства будет преуспевать премудростью и возрастом, но и в чреве жены, в течение обычных месяцев, будет уже мужем совершенным. Поэтому Симмах и Ахила перевели согласно с нашим изданием, а что имела в виду Вульгата, я мог-бы сказать и найти какой-нибудь смысл, если-бы не было богохульством о словесах Божиих трактовать по смышлению человеческому. А Феодотион также согласно с изданием Вульгаты перевел: сотворил Господь спасение новое, во спасении пойдет человек, ставя единственное число вместо множественного. При этом, нужно заметить и то, что рождение Спасителя и зачатие Бога называется творением» 5 . Вслед за блаж. Иеронимом такое же толкование предлагают Николай Лира, Ватабл, Каловий, Корнелий а-Ляпиде, Аллиоли, Трошон, Кнабенбауер и мн. другие 6 . Аргументы, которые приводились в пользу отмеченного понимания, собраны в одном из позднейших католических комментариев на кн. Иеремии, именно в комментарии Кнабенбауера. По мнению названного ученого, и прямой смысл слов, и контекст речи, и свидетельство предания дают основание для защищаемого им понимания. Прежде всего, глаголом barah (ибо Господь сотворит) «новое дело» относится исключительно к Богу, так-как везде в Библии этот глагол употребляется только о действиях Божиих. Затем, дело, которое сотворит Господь, будет совершенно новое, и это именно выставляется народу, как побуждение к возвращению в отечественную землю. Слова жена окружит мужа представляют, по мнению Кнабенбауера, воспроизведение слов прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010