Святой, чья молитва рассекала камень Преподобный Арсений Каппадокийский (1840–1924) 10 ноября мы чтим память преподобного Арсения Каппадокийского – греческого подвижника, одного из самых замечательных святых нашего времени. Христос Пантократор, апостол Иоанн Богослов и преподобный Арсений Каппадокийский. Мозаика над входом в исихастирий св. Иоанна Богослова и прп. Арсения в Суроти. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru      Монах на коне Преподобный Арсений (в миру Феодор) родился в селении Фарасы в Каппадокии (Малая Азия). Ребенок рано лишился родителей. Как-то Феодор со старшим братом переходили небольшую реку, и малыша унесло течением. Старший брат со слезами стал молиться святому великомученику Георгию , храм которого находился неподалеку. Внезапно прямо перед ним оказался Феодор – целый и невредимый. Малыш рассказал, как один всадник, похожий на монаха, выхватил его из воды и на коне вывез на берег. С этого момента Феодор стал говорить, что он тоже станет монахом. Мечту свою он осуществил: окончил семинарию, подвизался в монастыре святого Иоанна Предтечи и принял монашеский постриг с именем Арсений. Там юноша был рукоположен в диаконы и направлен митрополитом Паисием II в Фарасы обучать грамоте детей бедняков по церковным книгам. Учитель 55 лет преподобный Арсений окормлял, наставлял и утверждал в вере жителей греческого селения Фарасы, которое было свободным греческим островком в глубинах Малой Азии, оплотом православной веры, греческого языка и культуры. Прп. Арсений Каппадокийский      К Фарасам относились еще шесть более мелких селений, расположенных примерно в 200 километрах южнее главного города Каппадокии – Кесарии. Греческие селения постоянно находились под угрозой быть уничтоженными турками, хотя им и была предоставлена относительная свобода под давлением православной России. В Фарасах насчитывалось 50 церквей и множество святых источников, славящихся своими чудесами по всей Каппадокии. Фарасиоты любили Церковь, имели благоговение и подвижнический дух. Весь год в посты и постные дни большинство фарасиотов вкушали пищу и пили воду только один раз в сутки – вечером.

http://pravoslavie.ru/87531.html

«Однажды в Суроти привезли бесноватую и попросили меня с ней встретиться. Несчастная была очень измождена, она показала мне опухоль у себя на правом боку. Опухоль была подобна камню. Тогда я достал ракушку, которую ношу на шее и в которой хранится большой палец преподобного Арсения Каппадокийского, и приложил ее к этой опухоли. Бесноватая закричала и взбудоражила весь монастырь. Потом у нее начались рвотные спазмы. Тогда я положил святые мощи ей на горло, и она затрясла головой туда-сюда, туда-сюда. Она тряслась с такой скоростью, что могла свернуть себе шею. Поэтому она придерживала голову руками. Наконец бес вышел из этой несчастной, и она — совершенно обессиленная — успокоилась и умиротворилась». Старец рассказывал: «Однажды ко мне в келью пришел мирянин, который несколько лет жил на Святой Горе. Этот человек был бесноватым, но об этом не знал. Увидев его, я понял, что он страдает от беса, перекрестил его мощами преподобного Арсения, и несчастный почувствовал, что он освободился от чего-то, хотя объяснить, как это произошло, он не мог». Старец рассказывал: «Однажды в «Панагуду» пришел больной, душевно измученный юноша, убежденный, что он сумасшедший. Он говорил, говорил, а когда я ему отвечал, он меня не слушал, но думал о том, что бы мне сказать еще. Он находился в состоянии сильного душевного расстройства и под действием бесовской энергии. Видишь: когда человека оставляет Благодать Божия, к делу подключаются бесы. Этот юноша буквально чернел, он дошел до глубокого отчаяния. Время шло, но я старался сидеть и не шевелиться, чтобы он не подумал, что я от него устал. Он просидел у меня девять с половиной часов, и девять с половиной часов я его слушал. Я только что пришел с Бдения. У меня тогда были проблемы с кишечником. И вот я сидел на камне и мерз. Но раз уж я его принял, надо было с ним закончить. К примеру, если бы я вытерпел восемь с половиной часов и после этого его прогнал, то труд и этих восьми с половиной часов пошел бы насмарку. На следующий день пришел его брат, чтобы меня поблагодарить. «Что ты меня благодаришь? — спросил я. — Что я сделал?» Ведь этот юноша страдал восемь лет, а я, выслушав его девять с половиной часов, разве чем-то ему помог? Но человек пришел в полный порядок. Сейчас он работает преподавателем и имеет семью. Он верует в Бога, ходит в церковь и приезжает на Афон, чтобы со мной встретиться».

http://pravmir.ru/249925/

Исихастирий св. ап. Иоанна Богослова, основанный старцем Паисием. Суроти, Греция В 1950 году Арсений стал послушником благодатного духовника - отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя отец Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где в 1954 году Арсений принял рясофор с именем Аверкий. Новоначальный монах безропотно и с радостью нес любые послушания, а выполнив свои, помогал и другим братиям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы этого не заметили окружающие. В том же году по совету духовного отца он перешел в обитель Филофей, стал учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. Через два года отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий - в честь митрополита Кесарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте отец Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии. Отец Паисий подвизался в монастыре Стомион в Конице, где кормил с рук диких медведей, три года провел уединенно в пустыне святой горы Синай (в пещере святой Епистимии), только по воскресеньям спускаясь в монастырь святой Екатерины, большую же часть жизни пребывал в каливе на Святой Горе Афон. Он проводил жизнь в безвестности, всецело вручив себя Богу, Который явил и отдал его людям. Многие и многие приходили к Старцу и находили руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Божественная любовь преизливалась из освященной души Старца, сияние Божественной благодати исходило от его преподобнического облика. Целыми днями без устали старец Паисий Святогорец забирал у людей их боль, расточая вокруг себя божественное утешение. 29 июня/12 июля 1994 года после поистине мученических страданий, которые, по словам самого Старца, доставили ему пользу большую, чем подвижническое делание всей жизни, он почил о Господе. Местом его блаженной кончины стал Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь (основан самим Старцем), расположенный близ селения Суроти, неподалеку от Салоник, в Греции. Старец Паисий погребен слева от алтаря монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского, который крестил его в детстве. В наши дни в церковных лавках можно встретить удивительные иконки с образом святого Арсения, на обратной стороне которых приклеена фотография отца Паисия, что вызывает умилительное чувство единения двух подвижников, неразрывной духовной связи учителя и ученика, который в ближайшее время тоже будет торжественно прославлен Церковью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

При Честном Кресте старец жил десяток лет, и с духовной стороны это был наиболее плодотворный период его монашества. Кроме большой переписки, о. Паисий занимался еще и писанием книг. Полезно будет отметить здесь вкратце важнейшие события жизни о. Паисия в это время. 1968, 6 ноября: Великая Лавра дает о. Паисию отпускную грамоту. 1970: старец переносит из Коницы в святую обитель Сурота священные мощи св. Арсения Каппадокийского . 1971: старец пишет житие святого Арсения, которое издается четырьмя годами позже – в 1975 г. 13 ноября того же года пишет письмо «Духовные цветы», которое опубликовано в книге «Письма» в 1994 г., после его смерти. 1972, 29 октября: посещает свою родину, Фарасу Каппадакийскую в сопровождении игумена Ставроникитской обители Василия. 2 декабря того же года пишет письмо «Блаженства, опубликованное в книге «Письма» в 1994г. 1973, 13 марта: старец пишет удивительное письмо «К новоначальным». 25 ноября того же года пишет письмо «О девстве и любви». Оба опубликованы в упомянутой выше книге. 1974, апрель: пишет послание «Горсть опыта,– семена, прокаленные в пламени искушений», которое опубликовано в книге «Письма». 1975, 21 ноября: пишет письмо «Малое благословение от немногих «сухих плодов " », напечатанное в той же книге. 1977, 26 мая: о. Паисий пишет жизнеописание старца Тихона, которое опубликовано спустя 16 лет в книге «Отцы святогорцы». 1978: по приглашению архиепископа Австралийского Стилиана посещает далекий материк, чтобы ободрить своих духовных соплеменников. 1979, 13 мая: старец удаляется из Ставроникитской кельи Честного Креста. 7. Келья Панагуда После ухода из кельи Честного креста старец приходит в келью Панагуда, которая находится в скиту святого Пантелеимона. Название Панагуда значит Всесвятая, оно было дано келье по маленькой церковке, освященной во имя Рождества Богородицы. Сначала старец колебался, следует ли ему здесь пожить, наконец остался, так как святой Пантелеимон, заступник и покровитель скита, явился ему и велел жить в скиту, дабы он славил Бога своим житием и утешал людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Некогда Старец старался найти выход из сложной церковной ситуации, которую создали некоторые епископы, однако зашел в духовный тупик. Он творил усиленную молитву и обращался главным образом к святой великомученице Евфимии, говоря, что она может ему помочь, как сделала это в свое время, когда помогла решить одну церковную проблему 25 . И вот как-то утром он совершает службу по четкам 26 и вдруг отчетливо слышит стук в дверь. Старец спросил, кто это, и женский голос ответил ему, что это Евфимия. Слыша женский голос, отец Паисий пришел в недоумение и волнение. Голос этот был слышен три раза, и тогда Старец понял, что это действительно святая Евфимия. Но чтобы убедиться в этом, он попросил ее прославить Отца, Сына и Святаго Духа. Святая сделала это с готовностью. Затем они долго беседовали, и она указала ему, как можно разрешить проблему, занимавшую его. Еще Старец спросил святую о том, как она приняла мученичество. И она ответила ему, что если бы знала, что ожидает ее в вечности и какое наслаждение вкушают души, находящиеся с Богом, то была бы готова терпеть мучения всю жизнь 27 . Ибо, по сравнению с тем, что даровал ей Бог , эти мучения ничего не значили. Явление святого Арсения Каппадокийского Старец пишет: «Был день святого Феодора Стратилата, 21 февраля, родительская суббота. Я впервые составил житие святого Арсения 28 из тех сведений, которые у меня были, и прочитал его, чтобы не осталось какой-нибудь ошибки при переводе с фарасиотского наречия 29 , которое я слышал из уст стариков. Было два часа до рассвета. Когда я прочитал житие, меня посетил отец Арсений. И как преподаватель хвалит ученика, который успешно справился с заданием, так поступил и он. Вместе с тем он оставил в моем сердце неизреченную сладость и небесное веселье, выдержать которых я не мог. Потом я бегал вокруг своей келии, как безумный, и звал его, полагая, что могу его найти. (Хорошо, что не было никаких посетителей. Потому что иначе и они пришли бы в недоумение, и я бы не мог сказать о причине этого божественного безумия, чтобы их успокоить.) Иногда я громко кричал: «Отче мой, отче мой!». А иногда говорил тише: «Боже мой, Боже мой! Удержи мое сердце, чтобы мне дожить до вечера!». Потому что если бы не помог мне Бог , то мое скудельное сердце не могло бы выдержать этой райской радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Монастырь расположился на возвышенности. Его владения не ограничиваются только монастырскими постройками, но включают и оливковые рощи. Сегодня на территории монастыря есть сразу несколько мест, представляющих интерес для верующего человека. Многие приезжают сюда, чтобы посетить могилу святого Паисия. Здесь они молятся, прикладываются к кресту, ставят свечки, просят благословения и оставляют записки. Если чудо произошло, и молитвы принесли результат, возвращаются — на этот раз пишут записки с благодарностями. Некоторые паломники берут с собой горсть земли. Планируя посещение монастыря, стоит помнить, что у могилы святого почти всегда образуется очередь. Другой важная святыня — главный монастырский храм, выполненный в стиле поствизантийской архитектуры. В нём хранятся мощи преподобного Арсения Каппадокийского – монаха, крестившего в 1924 году младенца Арсения Эзнепидиса (будущего старца Паисия). Именно стараниями святого Паисия удалось передать мощи преподобного монастырю Иоанна Богослова. Если большой собор будет закрыт для посещения, поклониться мощам можно в нижнем приделе. Здесь хранится частица мощей. При монастыре работает обширная библиотека. В ней любой желающий может почитать книги о старце Паисии — есть варианты на многих языках. Для женщин есть возможность на несколько дней остаться при монастыре, чтобы проникнуться духовной жизнью и отдохнуть от суетного мира. Верующие гречанки приезжают в Суроти на выходные. Также в монастыре работает церковная лавка, где продаются книги, иконы и оливковое масло, сделанное монахинями. В монастырском дворике есть смотровая площадка. С неё открываются восхитительные виды на окрестности. Можно рассмотреть оливковые рощи и деревушки, Суроти, а также увидеть очертания города Салоники. Вся территория монастыря украшена клумбами и утопает в зелени — монахини поддерживают идеальный порядок и ухаживают за садом. А ещё они встречают паломников в лучших традициях гостеприимства, заимствованного с Афона (так, как это делал сам старец): варят для гостей кофе и угощают их лукумом. Святые [ править править код ] Преподобный Паисий Святогорец

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Храм св.Арсения Каппадакийского в монастыре. Этот храм всегда открыт для приезжих, а монастырские службы проходят в храме св.Иоанна Богослова, в глубине монастыре Интерьер храма св.Арсения Каппадокийского - " паломнического " храма. Иконы Богородицы слева и Спасителя справа были написаны под непосредственным руководством старца Паисия, как он сам видел Их Монастырь в Суроти - один из немногих монастырей в Греции, где женщин пускают только в юбке - это благословения старца Паисия: «не следует терпеть в обители голых туристов, чтобы собирать деньги и затем одевать бедных людей, -- писал он, -- потому что это уловка лукавого, хотящего отчуждить монаха от благословений Божиих и обмирщить его» Под деревом идет беседа прихожанок с одной из старших монахинь. Точно так же, на пенечках, часто беседовал с паломниками и отец Паисий. Чтобы не забыть, что говорил старец -- сестры записывали его слова, сначала от руки, а в последние годы на магнитофон. Расшифровки этих записей потом показывали старцу и если он считал нужным, то вносил исправления и дополнения -- из них получились впоследствии книги “Слов” Старца Паисия. Но, просматривая тетради, старец всегда говорил сестрам, что необходима духовная работа над услышанным и прочитанным, в противном случае все эти записи и заметки не принесут никакой духовной пользы Домик отца Паисия на Афоне. Рассказывает Василеос Саррис, преподаватель литературы в афонской школе, близко знавший отца Паисия: «Старец очень доверял Промыслу и советовал всем людям ввериться Божией Воле. Он говорил: «Оставьте что-то Богу, не думайте, что вы сами можете все сделать! Еще он говорил, что люди очень сложные сейчас, они должны быть проще» Каждое утро и вечер одна из монахинь ходит по монастырю и бьет в било - призывая монахинь и паломников на службу. Это афонская традиция, привнесенная сюда старцем Паисием. Колокола используют только по великим праздникам Храм св.Иоанна Богослова в монастыре в Суроти - в этом храме проходят все монастырские службы, которые начинаются еще до рассвета!

http://pravoslavie.ru/37641.html

гравюрам на меди. С левой стороны расположена вертикальная полоса с изображением святых, направляющихся к райским вратам, и благоразумного разбойника. С правой стороны - сцены «Страшного Суда» (огненная река, весы правосудия и др.). В 4-й зоне размещены погрудные образы Спасителя, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца и др. святых, напоминающие иконы местного ряда иконостаса. Пападопулу предположила, что эти фрески были созданы не в XIX, а в XVIII в. ( Παπαδοπολου. 2002. Σ. 104), возможно, одновременно с росписями наоса 1715 г. ( Παπαδοπολου, Τσιρα. 2008. Σ. 222). Иконостас выполнен в 1831 г. мастером Феодосием из Янины и его сыном Константином. Икона Спасителя в местном ряду написана в 1875 г. Петром Георгиадисом, протопсалтом Янинской митрополии. Хранившаяся в К.-П. икона Божией Матери Одигитрии с Деисусом на полях и с изображением 12 апостолов (XIV в.) в наст. время передана в Археологическую коллекцию ц. Панагии Паригоритиссы. Предполагают, что она была заказана в К-поле или в Фессалонике (Ibid. Σ. 80). В К.-П. хранятся иконы критских художников, живших на Ионических о-вах,- свящ. Эммануила Цанеса («Христос на престоле» с 12 апостолами на полях, 1678) и Георгиоса Номикоса («Св. Иоанн Предтеча», 1699). Выполненный в традициях критской школы образ Божией Матери «Живоносный Источник» (2-я пол. XVII в.) из мон-ря Пресв. Богородицы Одигитрии и икона свт. Николая Чудотворца (кон. XVII в.) из ц. прор. Илии помещены в парекклисионе св. Агнии в К.-П. В мон-ре особо почитается образ Божией Матери Геронтиссы (нач. XIX в.). В К.-П. хранятся частицы Честного Креста и камня со Св. Голгофы, фрагмент пояса Пресв. Богородицы, частицы мощей вмч. Пантелеимона, мч. Христофора, мч. Трифона, свт. Григория Двоеслова, сщмч. Харалампия, прп. Феодоры Артской, прп. Антония Великого, прп. Феодосия Великого (Киновиарха), свт. Нектария Эгинского, прп. Арсения Паросского, прп. Арсения Каппадокийского, Лесбосских новомучеников Рафаила, Николая и Ирины, сщмч. Елевферия и др.

http://pravenc.ru/text/1683917.html

В Панагуде старец «был включен в паломническую программу». Он ежедневно принимал десятки и сотни людей. Его архондарик68 под открытым небом был открыт для всех. Здесь с ним познакомилось великое множество людей. Старец принимал их, угощал рахат-лукумом или чем-нибудь еще и беседовал с ними. Сюда стекались тысячи страждущих, которые искали его совета и просили его молитв. Приведем краткую летопись главных событий в жизни старца во время его пребывания в Панагуде. 1980: пишет остальные главы книги «Отцы Святогорцы», вышедшей в 1993 г. 1984: пишет краткую статью о генерале Макриянисе, которую раздает посетителям. Опубликована в периодике и в нашей книге «Архондарик под открытым небом». 1986: о. Паисий распространяет книгу «Старец Хаджи-Георгий Свягогорец» к столетию его кончины. Издается также «Патриарший и Синодальный акт Вселенского Патриархата о причислении к лику святых иеромонаха Арсения Каппадокийского». 1987: пишет краткую статью об антихристе, которую раздает посетителям. Старцу делают операцию по удалению грыжи. 1988, 2 февраля: пишет Завещание, в котором передает честные мощи святого Арсения и свои книги монастырю Сурота. 1993, октябрь: по причине ухудшения здоровья старец прибывает в Салоники для общего обследования. Он убеждается в серьезности своей болезни. Начинает лечение. Сестры монастыря Сурота, духовные его чада, оказывают ему всяческую помощь. 8. Кончина о. Паисия 4 февраля 1994 года старец переносит операцию на кишечник, и у него обнаруживаются многочисленные признаки рака. Это вызывает большую тревогу. Волнуется братия монастыря, волнуется Святая Гора, волнуется Патриархия, волнуется Православная Элладская Церковь . Старец тихо-тихо угасает. Умножаются молитвы народа, но Бог рассудил иначе. Старец знает, что жизнь его близится к концу. Он встречает смерть, как освобождение. Вот достойное внимания свидетельство лечащего врача: «Я впервые поддерживал жизнь старца со Святой Горы, и это производило неизгладимое впечатление. Он не думал о смерти, он видел в ней освобождение, он смотрел на нее как на мост, который ведет к Богу. Эго было настолько потрясающе, что не знаю, можно ли такое описать». Старец принимал лечение только для того, чтобы быть в состоянии исполнить служение до самой последней минуты. Когда же силы его были исчерпаны, старец попросил врача прекратить всякое лечение. Вот характерные для него слова: «С того времени, как я не могу вставать на колени, мир мне больше не нужен, я должен уходить». В другой раз он сказал своим знакомым: «Хочу умереть, но врачи меня не пускают. Всю жизнь мы боремся, чтобы быть рядом с Богом, и теперь мы будем бояться?» И как-то раз он признался: «Сколько пользы принесла мне болезнь, столько не принесли и все годы подвижничества».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Сегодня здесь хранятся древние иконы и другие святыни. А совсем недавно мы создали новый сайт на русском, английском и греческом языках, где содержится больше информации о нашей церкви и её святых – iasonossosipatrou.com . Благая весть – кровь мучеников — А чем ещё знаменита ваша церковь, кроме того что это памятник архитектуры? Какие святыни хранятся на острове Корфу? — Сам остров Корфу – славное место. О том, что покровитель Корфу – святитель Спиридон Тримифунтский, многие знают. А вот те, кому доведётся попасть на Корфу и поездить по острову, смогут воочию убедиться ещё и в том, что здесь немало прекрасных монастырей, храмов, святынь. Мало кто осведомлён о том, например, что святой Паисий Святогорец тайно перевёз сюда, в монастырь в селении Суроти, мощи своего духовного отца – святого Арсения Каппадокийского. Это случилось ещё задолго до прославления святого Арсения Церковью.    Икона святых апостолов Иасона и Сосипатра У нас в храме хранятся частицы святых мощей апостолов Иасона и Сосипатра, частицы мощей святой мученицы Параскевы Римской, святых братьев Гортинских – преподобного Евмения и преподобного Парфемия, причисленных к лику святых в 2007 году. О покровителях нашей церкви, святых Иасоне и Сосипатре, я хотел бы сказать подробнее. Апостол Иасон был родом из Тарса (Малая Азия). Он был первым христианином этого города. Апостол Сосипатр происходил из города Патра, Ахаии. Считается, что именно о нем говорится в Деяниях 20, 4. Оба были учениками апостола Павла, который даже называл их своими «сродниками» (Римл. 16, 21). Святой Иоанн Златоуст (Беседа 32 на посл. к Римл.) считает, что речь в этом месте именно о том самом Иасоне, который упоминается в Деяниях 17, 5-9 – 17, 6. Мученица Керкира Святой Иасон служил архиепископом в родном городе Тарсе, а святой Сосипатр – в Иконии. Они оба путешествовали на запад, проповедуя святое Евангелие, а в 63 году достигли берегов острова Керкиры (Корфу) в Ионическом море, близ Греции. На этом месте они построили церковь во имя первомученика Стефана и многих крестили. Правитель острова, узнав об этом, приказал заточить христиан в темницу, где сидели семь разбойников. Их имена — Саторний, Иакисхол, Фаустиний, Януарий, Марсалий, Ефразий и Маммий. Апостолы проповедовали злодеям и обратили их в христианство. За исповедание Христа эти узники погибли в котле с расплавленной смолой, серой и воском. Тюремный страж, потрясённый тем, что люди не страшатся принять жестокую смерть ради своей веры, тотчас же объявил себя христианином. За это ему отрубили левую руку, затем обе ноги и голову. А правитель приказал избить апостолов Иасона и Сосипатра плетьми и снова запереть в темнице.

http://pravoslavie.ru/108590.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010