Каких-либо других сведений о том, как совершалась диаконская хиротония до V в., в сохранившихся источниках не встречается. Самые ранние подробности чина находятся в сочинении V в. «О церковной иерархии» псевдо-Дионисия 8 : поставляемый приводился к «божественному жертвеннику», т. е. престолу, и преклонял «со стороны его» одно колено, епископ, крестообразно благословив ставленника, возлагал ему на голову правую руку, посвящая его «совершительными для чина служителей призываниями» 9 . После «священного возглашения» новопоставленного лобызали епископ и все присутствующие священнослужители. Все действия, описанные у псевдо-Дионисия, встречаются и в памятниках последующих столетий. Так, в рукописи конца VIII – начала XI вв. – Барбериновском Евхологии 10 сообщается, что рукополагаемый приводился в алтарь к архиерею и после молитвы «Божественная благодать…» 11 преклонял одно колено у престола, епископ трижды благословлял его и, возложив руку на голову, читал молитву «Господи Боже наш, предзнанием Твоим…» 12 , далее следовала мирная ектения со специальными прошениями, во время которой архиерей читал вторую молитву 13 «Боже Спасе наш, нетленным Твоим гласом…» 14 . С новопоставленного снимали фелонь чтеца и облачали в орарь, ему давалось целование и вручалась рипида, с которой он вставал у престола и веял над святыми Дарами. После причащения священнослужителей новому диакону вручалась Чаша, которую он выносил для причащения народа. Видно, что, по сравнению с редакцией V в., чин осложнился новыми действиями: это чтение двух молитв и ектении, а также возложение на новопоставленного диакона ораря и вручение ему рипиды. В следующем важном памятнике уже XI в. – Криптоферратском Евхологии этот чин диаконской хиротонии изложен без каких-либо изменений, за исключением одной маленькой, но важной детали. Здесь определенно указывается, что ставленник у престола преклоняет правое колено, в то время как все памятники до этого времени выражались неопределенно, не указывая, какое именно колено преклоняет поставляемый.

http://azbyka.ru/istoriya-chinoposledova...

Примечание. Древнейший список канона за болящего находится в пергаминной рукописи Софийской библиотеки XIII в. 1052, л. 211. IX. Погребение священников и архиереев в XV – XVII в. Чин погребения относится к числу таких, происхождение которых относится к первой христианской древности. История его, поэтому очень длинна, а состав очень сложен и разнообразен. В настоящее время чин погребения в православной церкви распадается на несколько видов: погребение мирян, погребение монахов, погребение священников, погребение младенцев. Хотя современный вид тех особенностей, которыми отличаются друг от друга все эти чины, выработан сравнительно недавно, но основа их очень древняя. В частности, что касается чина погребены священников, то современная его форма не старее XVII в. Это не значит, однако ж, что в древности погребение священников ничем не отличалось от погребения других лиц. Первый намек на существование некоторых особенностей в погребении священников встречается в сочинении «О церковной иерархии», известном под именем Дионисия ареопагита – сочинении, которое ни в каком случае не могло явиться позднее V-VI в. В этом сочинении говорится, что тела умерших лиц священного сана полагаются пред жертвенником το qe…ou тогда как тела монахов полагаются далее, а мирян еще далее 172 . Эта особенность в положении места, которое занимало тело священника в церкви, когда его приносили сюда для отпевания, могло естественным образом вызывать некоторые особенности и в самом отпевании. Особенности этого рода, хотя и не большие, по всей вероятности существовали уже и в то время. По всей вероятности они состояли в том, что над лицами священного сана читались особые молитвы. Такие особые молитвы мы встречаем уже в самых древнейших греческих Евхологиях, какие сохранились до нашего времени. Так в знаменитом Барбериновом Евхологии VIII в. есть особая молитва на погребете архиереев – e„j ™piskTpouj. – KЪrie Ihso Р το Qeo , Р το kTsmou… 173 В Криптоферратском Вессарионовском Евхологии есть две молитвы над скончавшимся священником – ™pi teleut " santoj первая: EЩcarismo men soi KЪrie Р QeXj n – и ныне входящая в состав священнического погребения; вторая главопреклонная: KЪrie, KЪrie, Р Qeoj n, Р ™n t sof…a so ™k g j… 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

библиотеки и по древним евхологиям, а потому, не останавливаясь на этой стороне дела, ограничимся несколькими замечаниями об отношении их к песненной службе. Судя по надписанию, они произносились по прокимене и по Господи помилуй, т.-е. после прокимена на вечернем входе и ектении 83 , начинаясь с того самого места, где оканчивалась первая часть вечерни, а потому в Савостьяновском требнике записаны непосредственно после молитвы входа, или 8-й светильничной по принятому здесь счету. Это расположение еще более говорит в пользу слияния первой части вечерни со второй и что они следовали одна за другой непосредственно. За антифонными молитвами идут: молитва об оглашенных и две о верных. В савостьяновском евхологие, сравнительно с криптоферратским у Гоара, надпись над ними дополняется словом « του λυχνικ », которое прямо показывает, что дело идет о вечерне. Из надписи в славянском синод. требнике 371 видно, что эти молитвы употреблялись только в те дни, когда не было литургии. В противном же случае они отходили к последней и в ней занимали положенное место. Впрочем и при отсутствии литургии, употребление их ограничивалось только известными днями, назначенными для приготовления оглашенных. Вот почему Симеон Солунский не говорит об этих молитвах ни слова, а в синодальном требнике утренние оглашения присоединены к уставу „како достоит творити оглашенника“, и применительно к этому обряду перечислены дни их употребления. (Опис. стр. 141). К строю песненной вечерни в настоящее время всего ближе подходит вечерня в день Пятидесятницы, и ее главные особенности не трудно подвести и объяснить из этой последней. Также как и песненная, она состоит из двух частей, из которых первая, до входа включительно, соответствует общепринятому порядку, а следующие затем три группы молитв коленопреклонения соответствуют трем антифонам второй части песненной вечерни и подобно последней оканчиваются молитвами κεφαλοκλισας κα πολσεως. Здесь мы имеем как бы две отдельные вечерни и два разряда молитв, из которых один обнимает светильничные, а другой антифонные, построенные по образу литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Чтец, взяв в руки крест и стоя на амвоне, начинает «великое славословие» которое певцы продолжают. «В воскресение Хвалите произносится на глас с припевами ( ποψλμων, т.е. вышеназванными?) и по окончании ( ες τò τλος) стихиры воскресные, праздника или великого святого, Слава утренняя (стихира), на которой вход иереев с крестом и Божеств. Евангелием»; последнее возвышается со словами «Премудрость прости», затем «И ныне, Преблагословенна», чтец с крестом начинает великое славословие, певцы поют его песненно, а со слов «в человецех благоволение» подхватывают и иереи в алтаре. Далее поется тропарь «Днесь спасение» или Воскрес» поочередно «трижды сладкогласно, как певцами вне (алтаря) так и иереями внутри. Затем «Воскресни Господи» (прокимен), чтение пресвитером Евангелия на амвоне, «протяжное моление ( κτενς δησις – сугубая ектения), великие прошения (просительная ектения), главопреклонение и отпуст» 1594 . (с. 385) Как и для вечерни, Симеон Солунский для утрени почти не указывает священнических молитв (настолько они уже отступили на второй план) и его здесь нужно восполнить Евхологиями IX-XIV в. Но замечательно, что тогда как некоторые древнейшие из Евхологиев вечерние молитвы обозначают числом антифонов («молитва антифона 1-го», «2-го» и т. д.), эти же Евхологии, например, Криптоферратский Виссарионов IX в., Синайской библ. 958 X в.и др. позднейшие утренние молитвы просто нумеруют – 1-я, 2-я (последний одну 4-ю молитву называет «молитвою 4-го антифона»); из доселе обследованных Евхологиев, по-видимому, только 962 Синайск. библ. VII в. одинаково вечерние и утренние молитвы обозначает чистом антифонов. Вследствие этого первые 5–6 молитв, тожественных большей частью, в древних Евхологиях с нынешними молитвами на утрени, трудно приурочить к определенным моментам песненной утрени. Но вторая половина утренних молитв самыми надписаниями приурочивается к таким моментам. Так нынешняя 9-я молитва надписывается «молитва Евангелия», или «молитва 9-я перед Евангелием», или «молитва 50-го (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Грузинские памятники назначают ектению с молитвою и на 7 песни канона молитву на 8 песни. (Возможно, что ектении бывали на каждой песни и здесь остаток этой практики, как ныне на пасхальной утрени и в Криптоферратском Типиконе на рождественской 1691 . Порядок ектений в конце утрени во всех нынешнего праздничного типа, но в Патмосском – нынешнего будничного (хотя утреня предполагается праздничная). Грузинские не называют сугубой ектении, а указывают только ее молитву, первый с 9-кратным «Господи помилуй» 1692 . Если Студийский и Иерусалимский уставы имели так много общего в строе важнейших суточных служб – вечерни и утрени, то во второстепенных службах, каковы часы, повечерие, полунощница и изобразительные они совершенно обезразличивались. Эти службы имели свою особую историю, не считавшуюся с особенностями того и другого устава. Часы Что касается часов, то мы видели, что уже в IX в. сложился чин их до трисвятого, которым чин часа оканчивается и по Святогробскому Типикону и по Синайскому Часослову VIII-IX в. по чину лавры св. Саввы (см. выше, с. 331), представляющих вообще полное совпадение в чине часов. Последний Часослов дает и все нынешние псалмы часов, а оба памятника нынешние тропари часов) первый из ряд по псалмах) и «стихи» часов («Стопы моя»... и т.п.). Если в этом Часослове и некоторых последующих (напр., Синайск. 864 IX в.) к нынешним 3 псалмам часов присоединяются и другие, то потому что эти Часословы, видимо, предназначались для келейного, а не для церковного употребления. Потому, надо думать, эти Часословы не заключают и священнического элемента в службе часов. Восполнением к ним могут служить древние Евхологиии, дающие, как например, греческие Синайский 958 X в., Парижской национальной библ. 213 XI в. (1027 г.), и славян. Требник Моск. Сионд. библ. 371/675 священнические молитвы часов. Таких молитв на каждом часе указывается здесь 6: (с. 421) «молитва 1-го антифона», «2-го антифона», «3-го антифона», «молитва отпуста», «главопреклонения» и особая заключительная молитва без наименования; каждая с возгласом (не везде отмечено: «возглас»); пред 5-й, «Мир всем», «Главы ваша»...; пред заключительной – диакон: «Премудрость».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Если пострижение совершалось, то до ектении, и тогда, возможно, у данного чина отсутствует начало. Такое предположение возникает при чтении чина – нет ни начального возгласа, ни обычных в подобных чинах указаний, что ставленник приводится к епископу и др. 40 И хотя от Х в. ни одной славянской рукописи не сохранилось, это можно утверждать исходя из того, что именно редакция чинов по Криптоферратскому списку была в Константинопольской Церкви в то время господствующей. 41 Начало чина такое же, как и в греческих чиновникáх в случае «если нет Литургии», с той только особенностью, что вместо тропаря дня, который надо читать, читается ряд тропарей святителям – это вставка русского происхождения. 42 Это предписание появилось под влиянием чина пострижения монахов. 43 Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М., Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. C. 201–202. 44 Возгласом этой молитвы и заканчивается поставление в свещеносца и начинается поставление в чтеца и певца. 45 Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М., Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. C. 202–203. 46 Примечательно, что в чине уже нет указаний на клирическое пострижение. Это отсутствие объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что с середины XVII в. на Руси священнослужители стали носить длинные волосы и «пострижение в форму клира» состояло уже в ношении длинных волос. 47 При соединении чинов поставления свещеносца и чтеца и певца из чина поставления свещеносца было исключено облачение в малую фелонь, оно перенеслось в чин поставления чтеца. 48 Из чина уже исключено упоминание о певце, ставленнику не предписывается произносить прокимен и петь «Аллилуиа». 49 Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М., Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. C. 204–205. 50 Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М., Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. C. 205. 51 Южнорусские последования хиротесии чтеца и певца несколько отличались от московских, но не существенно. Чины, существовавшие в двух видах – более и менее сложном, совпадали в молитвословиях и обрядах, но отличались от северно-русских иным расположением некоторых составных частей (напр., молитв и тропарей).

http://azbyka.ru/istoriya-chinov-hirotes...

Что касается количества просфор, употреблявшихся на проскомидии в рассматриваемое нами время, то нужно сказать, что богослужебные памятники этого времени не дают нам возможности точно определить его. В двух служебниках, сохранившихся до нас от XII в., говорится только о приготовлении агнца, а о прочих просфорах в одном из них вообще замечено: «и проскумисав проскуры»; в другом же относительно этого ничего не сказано. 174 Такая неопределенность относительно числа просфор на проскомидии была ничем иным, как отражением такой же неопределенности относительно этого предмета, существовавшей в церкви Греческой. В Барбериновом списке литургии Златоуста (VIII в.) ничего не говорится о просфорах; в Криптоферратском же списке той же литургии (XI в.) число просфор, требующихся для проскомидии, точно не определено. В нем после третьей просфоры, на которой поминаются все святые, сказано далее вообще: «и поминает ктиторов, и заявивших о том желание, и далее живых и умерших». 175 На основании этих данных вообще можно сказать, что для проскомидии, как в церкви греческой, так и в церкви русской в рассматриваемое нами время требовалось несколько просфор и только в крайнем случае можно было довольствоваться одною просфорою, для Агнца. «Можно ли служить на одной просфоре?» спрашивал иеромонах Кирик епископа новгородского Нифонта. «Если это будет далеко от торга как в селе, и негде будет взять другой просфоры: то, по нужде, можно служить и на одной. Если же близко будет торг, где можно будет купить, то на одной служить не следует», 176 так отвечал Кирику епископ Нифонт. Но на ряду с этою неопределенностью относительно числа просфор для проскомидии мы встречаем в памятниках того времени также указание на определенное число просфор, но только в исключительном случае. Тот же Нифонт, епископ новгородский, давая наставление Кирику относительно заупокойной литургии, говорил: «заупокойную литургию всегда служи на трех просфорах: одна великая, от неё отделяй агнец, здесь мертвый не поминается; а те две заупокой». 177

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

выше, стр. 317). О молитве за оглашенных Криптоферратский Евхологий замечает: «должно знать, что оглашенные (т. е. молитвы за них) на вечерне не всегда бывают, но только в четверг и вторник, и в эти дни не безусловно, но когда в церкви нет литургии или литии». Следовательно, в IX b. хотя молитвы за оглашенных и особые за верных существовали еще на вечерне (и утрене, как увидим), но уже близки были к исчезновению. Молчание о них Симеона Солунского говорит о том, что к его времени они были отменены. — По «Чину» Афонско-Андреевской рукописи пред отпустом вечерни «поют все вместе: «Утверди Боже царей наших, ей (να), Господи, на многие лета сохрани святое царство их», а также: Τν δεσπτην κα ρχιρα μν Κριε φλαττε»; по исполнении этого славить (должно быть, произносит «слава Отцу…» «Слава Тебе Христе Боже») патриарх, и бывает отпуст от иерея, затем по обычаю клирики опять поют велегласно «Долговременным (πολυχρνιον) [ 17 ] соделай Боже св. царство из на многая лета», и «Τν δεσπτην»; патриарх благословляет народ при пении Ες πολ τη; его провожают со светильниками до келии, где он опять благословляет при пении Исполла [ 18 ]. Песненная утреня Утреню в Софии Константинопольской XII b., по свидетельству русского путешественника, «прежде поют пред царскими дверьми в притворе, и вышед поют посреди церкви, и двери отворят райския и третьяя поют у алтаря» [ 19 ]. По описанию Симеона Солунского песненная утреня начиналась возгласом «Благословенно царство…», за которыми следовали τ ερηνικ («мирные» прошения), т. е. великая ектения; на ней певец (ψλτης) начинает так же, как на вечерне, пение 1-го из трех начальных псалмов утрени пс. 3 «Господи что ся умножиша», именно после «Заступи, спаси…». Певец поет отрывок из ст. 6 этого псалма, выражающий его тему, с припевом псалма: «И спах. Слава Тебе Боже». После ектении поется псалом по стихам, начиная с 6 ст. «аз уснух и спах» с названным припевом; к пс. 3 присоединяются пс. 62 «Боже, Боже мой к Тебе утренюю…» и пс. 133 «Се ныне благословите Господа…» с тем же припевом, который в праздники и в недели праотцев и отцев заменяется «троичными» (τ τριαδικ): «Слава Тебе, Отче, Слава Тебе, Сыне, Слава Тебе, Душе Святый» и «подобными» (κα τ μοια).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

492 Здесь мы имеем в виду, опять-таки, «чин на одеяние рясы» по совр., т. н., Большому требнику. Что касается книги «чинов пострижения», то здесь рассматриваемое чинопоследование предваряется указанием на те вопросы, которые должен предлагать игумен хотящему прияти рясу. В числе этих вопросов есть и вопрос об искренности намерения постригающегося в рясу. См. отд. изд. Книгу чинов пострижения, Киев, 1895 г., л. 1. 493 Рукоп. Требн.: Синод. б. 898, л. 293 об.–299; библ. Чудов. м. 54, л. 284 об.; Типогр. библ. 215, л. 287; Хлуд. библ. 114, л. 126; Соф. б. 1070, л. 89 об.; 1061, л. 277–278; 1063, л. 293; 1068, л. 195; Кирил.-Белоз м. 520 (777), л. 291–293 об., Импер. Публ. Библ Q. I, 293, л. 68–70; Рукоп. Сборн. Синод. библ. 816, л. 38. 494 Староп. Требн. Моск. Изд. 1624 г. 412–417, 1625 г., 1634 г., 1636 г., л. 268– 271; Иноч. Потр. 1639 г., л. 1–4. 495 Рукоп. иноч. Требн. XVII в. Румянц. муз. (Собр. Ундольского) 62. л. 15 об.; рукописные Требники Соловецк. библ., отмеченные у архиеп. Иннокентия на стр. 201, в примечании 1-м. Кроме перечисленных особенностей, архиеп. Иннокентий указывает, в качестве таковой, для Требников XVII в. двукратное пение тропаря «Боже отец наших» (стр. 201). Но в некоторых старопечатных требниках (1624 и 1633 гг.), этой особенности не наблюдаем. Автор полагает, что двукратное пение тропаря «Боже отец наших» – плод чисто русской ревности о благолепии церковной службы (стр. 202). Мы можем добавить, что та же особенность встречается и в Сербских Требниках. Требн. рукоп. Сербск. Хиланд. библ. 138, л. 293 об.; такие же Требн. Синод. б. 307, л. 21 об.; 324, л. 112. 496 Одинаковое с нашим русским чином начало пострижения см. в Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 427. Присутствие 26 псалма подтверждается также греческой практикой. См. Εχολγια, стр. 557. О братском лобзании новопостриженного см. в Εχολγια, стр. 505. Добавочная, по Старопечатным и некоторым рукописным Требникам XVII в., молитва: «Господи святый и благий, иже благаго Отца Сын» встречается в чине пострижения в рясу в Εχολγια, на стр. 427; но по Криптоферратскому списку евхология, эта молитва читалась при пострижении женщин. Goar. Εχολγ. pag. 391.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

2) «Молитвы глаголемы вечер. по прокимене и по Господи помилуй бывши от священника молитве антифону первому в немже поется. Молитвами Богородица Спасе спаси нас. имущи сице». Син. библ. л. 372, л. 137 об. В 725 Сол. биб. этой статьи нет. Греческий текст этой статьи, состоящей из нескольких молитв, напечатан Гоаром по спискам Барберинову и Криптоферратскому 128 . Как утренние молитвы, так и эти, в обоих списках особого заглавия не имеют, а прямо присоединены к обычным молитвам вечерни. Первая молитва надписывается так: ™n t Ta j presbe…aij το qeomTkou. EЩloghmTj e„ KЪrie – Благословен еси Господи владыко вседержителю. Далее следуют: b/, ™n t monogentj uiXj. Kurie, Kurie Р panmXj – Молитва антифона второго в немже певаемо есть Единородный Сын и Слово. избавлей нас от всякие стрелы: tr…tou το trisag…ou. QeXj, Р Р Р ka€ – Молитва антифона трисвятому. Боже великий, и страшный, святый человеколюбивый; met τ ( το lucniko Cript.) QeXj Р τν krupt ν – Молитва оглашенных. по трисвятом вечернем. Боже иже тайных ведче.– Пред этою молитвою в славянском тексте есть уставное указание: «ведомо же буди» и проч. см. ниже. В Криптоферратском списке греческого подлинника имеется тоже самое: ti o… kamhcoЪmenoi το lucniko , оЩ g…nontai ν κα tr…th тТпоп. κα o„d n maЩmaij j te ch leitourg…an ™kklhs…a, leitourg…aj gr lit j ostj, оЩ g…nontai. Далее следуют: met moЭj τν pist n ргитн. KЪrie Р QeXj n, κα пЪп prosercTmeqa. – Молитва по оглашенных верных Госполи Боже наш и ныне приходим; pist n KЪrie Р QeXj , тХ o„k n f j – Молитва верных Господи Боже наш иже в неприступнем живый свете..; goun polusij. QeXj κα yistoj. Молитва отпустная. Боже великий и вышний. После возгласа Tj kefalj Шт n t Kur…w kl…nate. poie Kur…w QeXj n kl…naj ,– Господи Боже наш преклонивый небеса. Таким образом греческий текст VIII-XШ в. вполне соответствует славянскому. Если к пречисленным молитвам присоединить то, что указано Симеоном Солунским , то получится совершенно полный устав того последования трех малых антифонов, которое присоединяемо было к песненной вечерне и о котором говорили мы выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010