Варлаам Маевский , 1761–63, перев. в Калужский Лаврентиев. Паисий , наместн. Чудова монастыря, в янв. 1764. После в Московской Давидовой пустыне. 8 Спасский, под городом Севском, основан в 1619 г.; по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но вскоре обращён в архиерейский дом Севских епископов. [VI, 257.] Архимандриты Корнилий , основатель, в 1690 перешёл из упразднённого Новгород-Северского Спасского монастыря, вместе с монахами; до 1626. Зосима , в апр. 1626. Маркелл , 1646–51. Аркадий , в февр. 1652. Ефрем , в мае 1654. Моисей , 1657. Иоасаф , 1674–82. Авраамий , 1684–88. Пафнутий , 1689. Иоасаф , 1691–1705. Игнатий , 1706–18. Пафнутий , 1719–22, отрешён. Варлаам , 1722–25. Иларион 20 авг. 1725 перев. из Столбовского; до 1727. Варлаам , 1727–39. Платон Петрункевич , 1740–42, в мае перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Иларион , 1744–49. Нектарий ... Феодосий Сморжевский определён 1757 из Китайских миссионеров; † 1758 ... Иннокентий Григорович , бывший строит. Песношский, определён 29 июля 1758, а в 1760 перев. в Серпуховский Высоцкий мнтрь. Пахомий в 1760 прислан из Москвы (sic); был очень стар и вскоре † … Иакинф Карпинский в начале 1761 перев. из Переяславль-Залесского Даниилова монастыря, а в 1767 – в Рыльский Николаевский. 9 Оптин Троицкий, под городом Волховом, возобновлён в 1620 г.; архимандрия с 1705. Ныне заштатный. [V, 367.] Игумены Филарет , 1653. Никодим , 1661. Константин , 22 нояб. 1678, в янв. 1680. ?( Варлаам , 1680). Моисей , 30 сент. 1681. Константин , 14 апр. 1684. Пафнутий , 1685–88. Герман , 1694–1703. Симеон , 1703 и 4. Архимандриты Сергий , 1705–9. Лаврентий , 1725–27. Никодим , 1729, 1737–65. С 27 июня 1779 строители. Строители Трифиллий , 1781. Авраамий , 1796, 99. Ириней , игум., в июне 1799. Христофор Еммауский определён 29 сент. 1834, из вдовых священ., а 21 мар. 1836 перев. в Чолнский Спасский. Венедикт в апр. 1839 перев. из Свенского, а в 1842 – в Тобольский Знаменский. Макарий Глухарев , из Алтайской миссии, в 1843–49; † 1850. Иеремия , 1849–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Став митрополитом Киевским, Феогност уже в стенах Киевской духовной академии благосклонно отмечал Петра Белоликова, поступившего из Новгородской духовной семинарии и прибывшего в Киев одновременно с ним. Высокий, светлолицый, с русыми волнистыми волосами, высоко поднятой головой и ясным взглядом голубых глаз, он принадлежал к узнаваемому племени Белоликовых. В бытность иерарха на новгородской кафедре род Белоликовых активно напоминал о себе повсюду − в консистории, училище, семинарии, алтаре! Владыка читал благочиннические отчеты отца Захарии, экзаменовал его младших сыновей в училище и семинарии, одновременно посвящал в иереи одного за другим старших − Александра, Павла, Ивана. В российских духовных семинариях заметную роль играло учёное монашество. Это были и совсем молодые иеромонахи, занимавшие должности помощников инспектора, и монахи постарше, в скором времени переходившие на ректорские должности. На одном месте они подолгу не задерживались, так как череда перемещений из семинарии в семинарию завершалась архиерейской хиротонией. Новгородская духовная семинария не была исключением. С 1894 года по 1900 год ректорскую должность занимали архимандриты Михаил (Темнорусов), Аркадий (Карпинский), Арсений (Стадницкий) , Димитрий (Сперовский). Гомилетику вёл иеромонах Евдоким (Мещерский), его сменил иеромонах Никон (Бессонов). В должности помощника инспектора некоторое время в ней находился иеромонах Иннокентий (Пустынский) 63 , вернувшийся из Америки. Ему на смену пришёл иеромонах Николай (Орлов). Среди монашествующих наставников встречались незаурядные личности, пробуждавшие духовные силы ребят. В общении с ними углублялось и формировалось их самосознание, расширялся кругозор, формировался стиль поведения и общения. В праздничные дни после окончания торжественного акта, когда в столовой семинарии по-праздничному накрывались столы, семинаристы собирались кружками вокруг любимых преподавателей, затевая с ними беседы и почти в экстатическом восторге, спрятанном за сельской степенностью, слушали их. «Кумиром новгородского юношества той поры» называли преподавателя гомилетики иеромонаха Никона (Бессонова), имевшего кроме богословского высшее инженерное образование. Иеромонах Никон не уставал внушать, что «только при горячей любви к Богу они в состоянии будут пройти нелёгкий пастырский путь, не замечая страданий и скорбей, как мать не чувствует обжогов, спасая из пламени своё дитя» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Поэтому первой мерой к восстановлению нормальной жизни в приходах должно быть полное материальное обеспечение клира. Размер этого обеспечения, сообразно современным условиям жизни, должен равняться до 1500 рублей в год для сельских священников и 2500 руб. в год для священников в городах... При таких условиях ряды духовенства могли бы пополняться лучшими людьми, которые, не будучи давимы нуждою и будучи свободны от занятий по хозяйству, могли бы действительно послужить Церкви» 280 . Епископ Калужский Вениамин (Муратовский), например, считал, что годовой оклад казенного жалованья для сельского священника должен составлять 1200 руб., диакона – 800, псаломщика – 400. В городах, где траты значительнее, соответственно: 1500, 1000 и 500 руб. в год. Преосвященный Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ Иркутский, сообщал, что одной из проблем церковной жизни является частый переход духовенства из прихода в приход, поэтому необходимо уравнять доходность приходов за счет содержания. «В сельских приходах священник получает 1500 руб., диакон – 900 руб. и псаломщик – 600; в городах, где жизнь дороже, священник получает 2000 руб., диакон – 1200 руб. и псаломщик – 800 руб.» 281 По мнению архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) , доход священника на селе должен быть не меньше 1200 руб., диакона – 1000 руб., псаломщика – 800 руб. 282 Епископ Рязанский Аркадий (Карпинский) предлагал установить жалованье священникам в размере 900 руб. при оставлении церковной причтовой земли 283 . Преосвященный Димитрий (Самбикин) , архиепископ Казанский, предлагал 1000 руб. жалованья на причт в селах при оставлении земель, угодий, арендных статей, казенного жалованья 284 . Епископ Псковский Арсений (Стадницкий) не исключал, основываясь на мнении Псковского епархиального съезда, возможности обеспечения от государства «священников – 900 руб. и псаломщиков – 300 руб. в год при условии соблюдения за ними земельных наделов, а в случае отнятия земли (за исключением 4–6 десятин для усадьбы), – чего духовенство очень желает, – для священника – 1200 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На этой российской окраине давало о себе знать присутствие так называемых «нерегламентированных людей», осевших в крае в поисках лучшей жизни, но не имевших в крови добрых хозяйственных, трудовых навыков и нравственных и религиозных устоев. Они-то и стали в скором времени главной опорой революционных процессов в Семиречье. Верный был классической провинцией с усиленным элементом обывателя. В день прибытия нового епископа областная газета сообщала о новинках в кинотеатрах: «Миллион долларов», «Поцелуй смерти», мелодрама «Кошки и мышки». После представлений цирка Сосина из-под скамей выгребались горы подсолнечной шелухи... Но даже такому провинциальному городу, каким был Верный, было бы несправедливо давать однозначную оценку. Всеми прославляемый кафедральный собор, по сей день украшающий парк в центре города, не мог вырасти на почве только провинциального прозябания. Жизнь дореволюционного Верного определялась еще одним важным обстоятельством, выдвигавшим город из разряда заурядной русской провинции. Здесь находилась кафедра громадной Туркестанской епархии. Со времени прибытия первого туркестанского епископа Софонии (Сокольского) в 1872 году епископская кафедра просуществовала 45 лет. В Туркестане служили Преосвященные Александр (Кульчицкий), Неофит (Неводчиков), Григорий (Полетаев), Никон (Богоявленский), Аркадий (Карпинский), Паисий (Виноградов), Димитрий (Абашидзе), Иннокентий (Пустынский). Все они в меру своих духовных и физических способностей послужили семиреченской пастве. Преосвященный Пимен (Белоликов) открыл ряд викарных епископов Семиречинских и Верненских (Алма-атинских), и за сохранение Православия в этом крае он не колеблясь, сознательно отдал свою жизнь. После его гибели Семиречье на десять лет лишилось канонического архипастыря и управлялось из Ташкента архиепископом Иннокентием (Пустынским) затем епископом Сергием (Лавровым). В 1923 году духовенство епархии, за малым исключением, перешло в обновленчество. И только в 1927 году Верненскую кафедру, переименованную в том же году в Алма-атинскую, принял не состоявший в обновленческом расколе прямой преемник владыки Пимена епископ Лев (Черепанов)

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В 1895 назначен ректором Казанской Духовной Академии. В 1897 7 сент. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) , как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский). В 1899 г. I марта с открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. В храме души Преосвященного Антония заключалась тайна того чарующего обаяния личности, которое «пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи». Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой «внушения». На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв.Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. Б Петербургской Академии он был душой кружка студентов – проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской. Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония Вадковского . Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В рамках празднования 145-летия учреждения Туркестанской епархии в Алма-Ате совершена лития по всем приснопамятным архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на Казахстанской земле 29 сентября 2017 г. 21:50 29 сентября 2017 года по окончании Божественной литургии в Матронинском храме Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию по приснопамятным иерархам, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на земле Казахстана с момента основания Туркестанской епархии. Вместе с главой Казахстанского митрополичьего округа за литией молились: митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; клирики приходов города Алма-Аты и священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, паломники монастыря и прихожане. На заупокойном богослужении особо были помянуты: первый казахстанский архипастырь архиепископ Софоний (Сокольский; +1877), епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н. ст. (+1908 ст. ст.)), епископ Иннокентий (Пустынский; +1937), епископ Сергий (Лавров; +1937), епископ Лев (Черепанов; +1937), епископ Августин (Беляев; +1937), епископ Герман (Вейнберг; +1942), епископ Александр (Толстопятов; +1945), епископ Тихон (Шарапов; +1937), епископ Иоанн (Лавриненко; +1985), епископ Алексий (Сергеев; +1968), епископ Иннокентий (Леоферов; +1971), подвижник благочестия и исповедник веры митрополит Иосиф (Чернов; +1975), епископ Серафим (Гачковский; +1982).

http://patriarchia.ru/db/text/5020341.ht...

10 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице и празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» в Успенском кафедральном соборе столицы Узбекистана состоялась Божественная литургия, которую возглавили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Главам Митрополичьих округов сослужили: архиепископы Уральский и Актюбинский Антоний, Чимкентский и Таразский Елевферий, епископы Талдыкорганский Нектарий, Павлодарский и Экибастузский Варнава, Карагандинский и Шахтинский Севастиан, Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, Душанбинский и Таджикистанский Питирим, Бишкекский и Кыргызстанский Даниил, Кокшетауский и Акмолинский Серапион, Петропавловский и Булаевский Владимир; духовенство Ташкентской епархии, священнослужители, прибывшие с архипастырями. За богослужением вместе с многочисленными прихожанами молились настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина), настоятельница Свято-Троицкого Никольского монастыря города Ташкента игумения Екатерина (Мальгина) с сестрами обители; секретарь Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинников, сотрудники Ташкентского епархиального управления, студенты Ташкентской духовной семинарии. Пел митрополичий хор Ташкентской епархии под управлением Татьяны Митрониной. За порядком в храме наблюдали волонтеры молодежной православной инициативной группы «Твори добро». В собор к праздничному богослужению для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих был доставлен ковчег с частицей мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Иерархи вознесли молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. На заупокойной ектении особо были помянуты: первый Туркестанский архипастырь архиепископ Софония (Сокольский; +1877) и иерархи, возглавлявшие архиерейские кафедры в городе Верном (после — в Алма-Ате) и Ташкенте — епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н.

http://patriarchia.ru/db/text/5082553.ht...

Алматы. Собор Казанской иконы Божией Матери в Малой станице. Карта и ближайшие объекты В 1857 г., через пять лет после основания Большой станицы города Верного, состоялось освящение Большестаничной Софийской церкви. Вскоре по решению общественного схода казаков от 25 ноября 1864 г. она была разобрана и перенесена в Малую станицу и переименована в честь Казанской иконы Божьей Матери. Перенос храма на новое место был завершен 13 ноября 1871 г. Землетрясение 1887 г. повредило Казанскую церковь, что повлекло за собой частые ремонты и большие затраты по восстановлению храма. Вследствие этого, в 1897 г. Епархиальное начальство сочло необходимым перестроить здание храма. В 1898 г., по проекту известного русского архитектора Михаила Брусенцова, появился и в 1901 г. был освящен и начал функционировать Казанский Собор в том виде, который он сохраняет и по сей день. Возращение храма верующим произошло 16 декабря 1944 г. в ответ на многочисленные просьбы православных алмаатинцев. Возрожденный Казанский храм приобрел статус кафедрального, главного храма Казахстанской Епархии. В 1998 г. отмечался столетний юбилей храма. На сегодняшний день Свято-Казанский Собор является самым древним из действующих православных храмов г. Алматы и одним из самых старых сохранившихся зданий города. Центральный престол посвящен «Казанской» иконе Божией Матери. Церковь деревянная, крестообразная, восьмиглавая, на каменном цоколе. Внутри и снаружи храм и колокольня оштукатурены. Храм был построен по проекту известного русского архитектора Михаила Брусиловского в 1889-1898 гг. Центральный престол посвящен «Казанской» иконе Божией Матери. Богослужения осуществляются с 1898 года. Освящение совершил Преосвященный Аркадий (Карпинский). В годы гонений от рук безбожников пострадали многие священники храма. В 1919 г. близ северного входа церкви был облит бензином и заживо сожжен священник Парфений Красивский, сопротивлявшийся разграблению храма. Другой священнослужитель (по некоторым данным, брат о. Парфения — о. Василий) был привязан к лошади и растерзан о камни Ташкентского тракта.

http://sobory.ru/article/?object=27146

Затем митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил освящение новосозданных росписей Матронинского храма. Украшение стен и сводов Матронинского храма стало подарком от благотворителей к историческому юбилею Православной Церкви Казахстана. Ранее в этом году монастырская церковь в честь почитаемой блаженной старицы была украшена тщанием меценатов резным иконостасом, киотами и индитиями (облачениями) для престола и жертвенника. Роспись выполнена артелью мастеров-изографов из города Палех (Россия, Ивановская область) под руководством талантливого иконописца члена Союза художников России В.К. Курилова. Ранее эти же мастера-изографы трудились над росписью сводов и стен главного храма республики Успенского кафедрального собора Астаны, Софийского храма и часовни преподобного Серафима Саровского Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты, расписывали церковь Новомучеников и исповедников Акмолинских в поселке Акмол (Малиновка) и Никольский храм в селе Малотимофеевка Акмолинской области, Иоанно-Богословский храм в городе Рудный (Костанайская епархия). В общей сложности фресками было украшено более 15 000 квадратных метров стен казахстанских храмов. Далее митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию по приснопамятным иерархам, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на земле Казахстана с момента основания Туркестанской епархии. На заупокойном богослужении особо были помянуты: первый казахстанский архипастырь архиепископ Софония (Сокольский; +1877), епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н. ст./+1908 ст. ст.), епископ Иннокентий (Пустынский; +1937), епископ Сергий (Лавров; +1937), епископ Лев (Черепанов; +1937), епископ Августин (Беляев; +1937), епископ Герман (Вейнберг; +1942), епископ Александр (Толстопятов; +1945), епископ Тихон (Шарапов; +1937), епископ Иоанн (Лавриненко; +1985), епископ Алексий (Сергеев; +1968), епископ Иннокентий (Леоферов; +1971), подвижник благочестия и исповедник веры митрополит Иосиф (Чернов); +1975), епископ Серафим (Гачковский; +1982). Сугубые молитвы возносились о священнослужителях, монашествующих и мирянах, потрудившихся ради утверждения православной веры в Казахстане, и обо всех христианах «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ в лагерях, в темницах и во узах скончавшихся».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5022415...

Митрополит Александр поздравил духовенство, монашествующих и прихожан с радостью пасхальных дней и обратился к собравшимся с проповедью. Пришедшим в храмы Алма-Аты раздавались информационные листки, с рассказом о Радонице и христианском поминовении усопших. Литургии с пасхальным поминовением усопших при участии многочисленных прихожан прошли во всех храмах Митрополичьего округа. Священнослужители по просьбам верующих совершали заупокойные литии на городских и сельских кладбищах. В этот же день митрополит Александр совершил заупокойную литию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты у гробницы приснопамятного старца святителя — митрополита Иосифа (Чернова). Память владыки-исповедника, прошедшего сталинские лагеря, немецкий плен, тяжелые ссыльные условия, а затем в течение двадцати лет совершавшего многотрудное святительское служение в Петропавловске и Алма-Ате, благоговейно почитается десятками тысяч верующих во всем Казахстане и за его пределами. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, паломники монастыря и прихожане. На литии вместе с приснопамятным митрополитом Иосифом (Черновым; +1975) особо были помянуты: первый казахстанский архипастырь — архиепископ Софония (Сокольский; +1877), епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н. ст. (+1908 ст. ст.)), епископ Иннокентий (Пустынский; +1937), епископ Сергий (Лавров; +1937), епископ Лев (Черепанов; +1937), епископ Августин (Беляев; +1937), епископ Герман (Вейнберг; +1942), епископ Александр (Толстопятов; +1945), епископ Тихон (Шарапов; +1937), епископ Иоанн (Лавриненко; +1985), епископ Алексий (Сергеев; +1968), епископ Иннокентий (Леоферов; +1971), епископ Серафим (Гачковский; +1982). Сугубые молитвы возносились о священнослужителях, монашествующих и мирянах, потрудившихся ради утверждения православной веры в Казахстане, и обо всех христианах «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ в лагерях, в темницах и во узах скончавшихся».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010