11:3) именуются у нас «малыми Церквями». «Муж есть глава жены, как Христос глава Церкви» (Еф. 5:23). Такое же отношение епископа и епархии. Недаром, в случае смерти епископа, епархия становится вдовствующей. Отношение царя (императора) и царства (империи) такое же – как мужа и жены. Православному царю подчинены и светская власть и духовная. Сам православный царь подчинен Поместному Собору. Этот принцип устроения Восточной Церкви именуется цезарепапизмом. Это ровно то, о чем пишет владыка Иоанн: «Царь – Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем служения. Евангелие есть " конституция " самодержавия». Другими словами, царь властен и над государством, и над епископами. Подчинён только Богу. «Обязанности общего всем служения» поверяются полнотой Поместной Церкви – Поместным Собором. Почему «Самодержавие»? Поскольку в самом начале мы договорились воздержаться от экспериментов, и рассматривать только то, что нашим народом реципировано в веках – отставим все виды монархий и рассматривать будем только Православное Самодержавие. Часто приходится слышать, что первым царем был Саул, которого ветхозаветному Израилю Бог дал в наказание и поэтому теократия предпочтительнее монархии. Это не совсем так. Учитывая, что библейское обоснование монархии одно для всех трех авраамических религий, остановимся на них подробнее. Заблуждение некоторых наших современников: Первым царем у евреев был не Саул, а пророк Моисей и это точно не было наказанием: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. И он был царь Израиля» (Втор. 33:4-5). Ошибка Ветхозаветного Израиля: ему было прямо предписано поставить себе царя сразу по приходу в землю обетованную: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/30/pr...

1.      В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе – Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство ( Кол. 1:18 ). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых, посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем... и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф. 1:17, 20–23 ). Церковь , пребывающая на земле, есть не только сообщество Верующих во Христа, но и Богочеловеческий организм: вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:27 ). Соответственно, различные формы первенства в Церкви, совершающей историческое странствие в этом мире, являются вторичными по отношению к вечному первенству Христа как Главы Церкви, посредством Которого Бог Отец примиряет с Собою все, умиротворяя через Него... и земное и небесное ( Кол. 1:20 ). Первенство в Церкви должно быть прежде всего служением примирения, имеющим целью созидание согласия, по слову Апостола, призывающего сохранять единство духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ). 2.      В жизни Христовой Церкви, пребывающей в этом веке, первенство, наряду с соборностью, является одним из основополагающих принципов ее устроения. На разных уровнях церковного бытия исторически сложившееся первенство имеет различную природу и различные источники. Этими уровнями являются: (1) епископия (епархия), (2) автокефальная Поместная Церковь и (3) Вселенская Церковь. 1) На уровне епархии первенство принадлежит епископу. Первенство епископа в своей епархии имеет под собой твердые богословские и канонические основания, восходящие к эпохе раннехристианской Церкви. По учению апостола Павла, епископов Дух Святой поставил... блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:28 ). Источником первенства епископа в своей епархии является апостольское преемство, сообщаемое через хиротонию 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Vladislav 7 июня 2013, 15:37 Категорически против изменения языка Богослужений.Что касается лексики ЦСЯ, то она намного богаче СРЯ. Сейчас, слава Богу, издано много литературы с пояснениями и переводом. К чему менять язык?Люди,которые хотят ходить в храм, найдут тысячу возможностей,а люди, которые не хотят, тысячу причин. Церковь должна прислушиваться, но не должна идти на поводу современного общества!Так недалеко и до венчания людей с нетрадиционной ориентацией дойдем... Максим 14 апреля 2013, 21:01 Один вопрос без ответа: где спрашивали : в храме или на улице. Хотя смысла опроса не вижу. Подобные решения в Церкви всегда выносили пастыри (собор епископов ) , а никак не паства. Олег 31 марта 2013, 11:20 Я,Ромашов Олег, г.Харьков,полностью согласен с комментариями (Юрий Мелитополь) и (мирянин )и (derkulinn@yandex.ru,Протоиерей Николай, Владимирская епархия). Люди добрые! Молитесь! " Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф. 22: 36-40) " И будете Вы службы понимать на любом языке .... А вопросами просвещения народа, по моему мнению надо больше заботиться руководству Церкви,монашествующему люду, писать книги поясняющие текст служб на местных языках,выставлять их в церквах... А , то у нас не все и русский то понимают... Сантехник 29 марта 2013, 09:39 Сантехник - иеродиакону Максиму. Знаете, ув. Батюшка, ваша мысль меня почему-то " зацепила " - не знаю, почему... Позвольте потратить Ваше время на обсуждение Вашей мысли? Итак. Прежде всего, " разобьем " суть Вашего мнения на две части: 1. Допустимо ли принципиально служить в Храмах не на ЦСЯ или недопустимо? Кто должен отвечать на этот вопрос - " полнота " или Начальство - не знаю, но решать-то все-равно руководству. Верно? Если принимается решение служить в России исключительно на ЦСЯ - то Ваш вопрос-комментарий сразу же снимается. Правильно?

http://pravoslavie.ru/48856.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Каллистрату (Романенко), епископу Горноалтайскому и Чемальскому 10 ноября 2013 г. 16:44 10 ноября 2013 года за Божественной литургией в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Каллистрата (Романенко) во епископа Горноалтайского и Чемальского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Каллистрата на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Каллистрат! Ныне силой, действием и наитием Животворящего Духа, через возложение на твою главу архиерейских рук ты облекся силою свыше и тем приобщился к сонму епископов Русской Православной Церкви. От лица собратьев архипастырей и всех молившихся сегодня за Божественной литургией поздравляю тебя с этим величайшим в твоей жизни событием. Волей Божией ты отделен от среды пресвитеров (Деян. 13:2) и призван «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (см. Деян. 20:28). Движимый долгом Предстоятеля, обращаю к тебе слово назидания. Выслушай его с вниманием, слагая его в сердце своем. Твоему окормлению вручается новообразованная Горноалтайская епархия . Стремясь, чтобы слово Божие росло и распространялось (Деян. 12:24) во вверенном тебе уделе, неустанно заботься о воспитании подрастающего поколения в вере и христианской нравственности. Тебе надлежит также иметь попечение об открытии монастырей, строительстве новых и восстановлении порушенных в прошлом храмов. Но главное — будь истинным хранителем апостольских преданий, помни, что, по слову апостола Павла, «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:7-9).

http://patriarchia.ru/db/text/3358963.ht...

Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, некий кого поглотити. Ибо вы сами достоверно знаете, пишет апостол Павел, что день Господень так придет, как тать в ночи. Ибо когда будут говорить: мир и безопасность! Тогда постигнет их внезапная пагуба. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ниже тьмы. Итак да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронею веры, и любви, и шлемом надежды спасения. Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Иисусом Христом, умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили ( I Сол. 5, 2:10 ). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь. Приложение 22 Справочник по обществам трезвости Екатеринбургской епархии начала ХХ века Афанасьев А.Л. г. Томск Автором с помощью специальной анкеты впервые составлен представленный ниже краткий справочник по обществам трезвости Екатеринбургской епархии на 1 января 1911 г. В его основу легли сведения из рапорта секретаря местной духовной консистории от конца 1910 — начала 1911 гг. (с приложением уставов ряда обществ) 27 , направленного в канцелярию оберпрокурора Св. Синода. Сведения дополнены нами по источникам, исходящим от участников трезвенного движения (они указаны в скобках) и работы И. Кудряшовой . Епархия начала XX века включала в себя территорию нынешней Свердловской области и Шадринский уезд, чья территория входит сегодня в Курганскую область. Справочник отражает разнообразный опыт трезвенной работы священников, крестьян, рабочих, учителей и может быть полезен для широкого круга граждан современной России. Членов в первый год — 14, в 1911 г. — 20. Выписка православных и трезвенных журналов, брошюр, листков. (Д. 141. Л. 187,197.)

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-organizova...

Будем, наконец, хранить единение веры в союзе мира ( Еф. 5:2 ): способствовать миру и спокойствию жизни, помогать друг другу, утешать малодушных, вразумлять заблуждающихся, охранять их от соблазнов злых учителей, всеми силами помогать вере и благочестию. Погибали язычники – ниневитяне, но, по слову пророка, покаялись; и Господь помиловал их; погибали не раз в прошлом и предки наши, но молились, каялись, очищали жизнь, и Господь не оставлял их Своею милостью. Тяжелые времена, неудачи на войне, потери убитыми и ранеными, потери кораблей, гибель миллионов из государственного достояния, – пусть все это послужит нам уроком: нужно долго бить колос, пока отделится пшеница от соломы. Приимите наказание, да не прогневается Господь ( Пс. 2:12 ). Блажен человек, которого обличил Господь, и наказанья Вседержителя не отвращайся ( Иов. 5:17 ). «Сын мой, не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, – то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена» ( Евр. 12:5–12 ). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12:14 ). Послесловие ко II-мy тому Во II-й том вошли напечатанные в различных органах мои проповеднические труды за последние (с 1901 по 1905-й вкл.) годы моего служения в г. Тифлисе в должности Окружного Наблюдателя церковных школ в епархиях Грузинского экзархата. Время с марта 1905 года и до начала 1906-го, в самый тревожный период внутренних беспорядков в России, я провел в беспрерывных разъездах, в командировках по школам; мною посещены следующие местности: Владикавказская епархия с Осетией, Ставропольская губерния, Кубанская область и специально – горские мусульманские аулы Майкопского отдела, затем епархии Благовещенская, Владивостокская, Северная Маньчжурия, Забайкальская область, Иркутская, Енисейская, Томская, Омская епархии. Тревожные обстоятельства того времени и вообще крайне тяжелые условия этого обширного путешествия, во время которого пришлось много раз совершать богослужения и говорить поучения в различных городах и местах России, препятствовали печатанию проповедей, и поэтому они остаются в рукописях; вот причина, по которой 1905-й год во II-м томе занимает сравнительно мало места. Придется ненапечатанные проповеди впоследствии, если Бог благословит, издать особым дополнительным томом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В первый же свой визит владыка Кирилл встретился с региональными властями и, казалось, убедил их, что на Калининградской земле должны появиться православные храмы. Он сразу же посетил Калининградский государственный университет, встретился с представителями местной интеллигенции. И, конечно же, попытался вдохновить местных верующих. Калининградцы откликнулись на слово архипастыря и устремились возрождать духовную жизнь, создавать храмы. Под руководством настоятеля игумена Аркадия (Недосекова) Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, привозили стройматериалы. 19 декабря 1986 года архиепископ Кирилл освятил восстановленный храм во имя святителя Николая Чудотворца как покровителя моряков. Настоятель прихода храма Святого Духа города Нестерова отец Георгий Бирюков сравнивает тогдашнюю деятельность Патриарха с тем, что когда-то делал апостол Павел: «Владыка Кирилл был в Калининграде для Иудеев... как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:20-22). Общаясь с самыми разными людьми, архиепископ Кирилл находил для всех нужные слова, проникающие в сердца и души». Даже уполномоченный Совета по делам религий в Калининградской области Юрий Яковлевич Махобайский, познакомившись с архиепископом Кириллом, стал его вернейшим помощником в деле создания Церкви. Однажды он приехал в Смоленск на прием к правящему архиерею и попросил назначить священника на приход в городе Правдинске. Владыка удивился этой просьбе, так как в Правдинске православного прихода не было. Во всей области тогда было организовано меньше десяти приходов. Оказалось, что Юрий Яковлевич по своей инициативе собрал верующих Правдинска и официально зарегистрировал приход в честь своего небесного покровителя — святого великомученика Георгия Победоносца, а также оформил передачу новому приходу исторического здания бывшей кирхи Тевтонского ордена. Так, помощниками владыки Кирилла в деле создания Церкви становились люди самого разного социального положения, интеллекта и политических убеждений.

http://patriarchia.ru/db/text/4685230.ht...

Вот все, что я нашел благопотребным сказать теперь вам, возлюбленные и дорогие для меня чада мои. Закончу речь мою словом апостольским: «Братия, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ( 2Солун.2:15 ), а так как в словах или посланиях апостольских может встретиться для вас что-либо невразумительное, непонятное, то, дабы кто либо из самозваных учителей не дал вам превратных и ложных толкований, мы послахом к вам Алексия, 793 брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове, утвердити вас и утешити о вере вашей ( 1Солун.3:2 ). – Живите же, други мои, в святом союзе с православною церковью, не разрывайте связи с нею никогда и всегда твердо помните, что для того и Бог не отец, для кого церковь не мать. – Живите, чада мои возлюбленные, достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли и увижу вас, или и не приду и не увижу, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников. Это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – предзнаменование спасения ( Флп.1:27–28 ). Аминь. III. Народные вирши «Предивное нарождение: Бога Сына спородыла Дива Мария, Суса Христа в вертепи спородыла... Проспевали два ангели з небе летючи темной ночи, со звездою Христа славлючи. Остряхнулась (испугалась) Дива Мария... Господь с тобою, Дива Мария: приймай дитя рожденное при нас. Божьим Духом ще и ангельским рики пролили, сади зацвили. Дивувалися стары люди, дивувалися малы дети». В другой редакции: «Дева Сына спородыла, мале дитя рожденное, воздышком прикрытое. Прийшлы к ней два ангели с небеси... Бог с Тобою, Дива Мария; возми дитя рожденное на руки при нас. Ангели проспивали, с небес летючи темно – темный ночи и со звездою Христа глядачи... Ангели крылочками реки разлилы и к святому Рожествови сади зацвили». Еще: «На рици на Иордани там Прычыста ризы прала, своего Сына сповывала, на ёлыни колыхала. А где взялися три ангели, тай узялы Суса Христа, тай понеслы пид небеса. Уси небеса растворылися, уси святии поклонылися».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Вот причина, почему епископы-беженцы в известные моменты или носят условно титулы прежних епархий, или не имеют территориальных титулов, или приобретают новые территориальные обозначения по тем местам, где оседает их паства, – старыя территориальные географические обозначения для удобства, но вовсе не для какого-то обезпечения своих владений. Если бы вместо названий «Аргентинский» или «Австралийский» были даны именования не старые географические, а придуманы какие-нибудь новые, то, может быть, это перестало бы пугать некоторых профессоров канонического права. Может ли быть епископ без территории? Этот вопрос был поставлен представителю Соборной Зарубежной Церкви в зале американского суда. На него ответил сам судья: «И Христос не имел территории, и Он был странником». Епархия перемещающаяся, странствующая – разве это явление противоевангельское? «А Жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» ( Откр.12:6 ). Здесь говорится о Церкви, уходящей от преследования дракона. Примените ли вы и к Ней обязанность держаться своей территории? И как прекрасно, как достойно – христиански, а не законнически – поняла свое каноническое положение в вопросе русского церковного рассеяния благословенная Иерархия Сербской Поместной Церкви. Она приняла странствующую церковь в свой дом без всяких законнических условий, обогрела и накормила, не предъявляя никаких претензий к русской эмиграции, не ставя ограничений в сроке, когда та должна перестать считать себя паствой русской Церкви, – ни к русской иерархии, когда она должна перестать существовать. Не оставалось ли русским архипастырям взять в свои руки паству только для того, чтобы передать ее в другие поместные церкви? Но кто им дал на это полномочие? Как они ответили бы в будущем перед Русской Церковью ? Разве не для каждой поместной Церкви дороги духовные ее чада? Почему Константинопольской Церкви приличествует заботливо охранять свое достояние, как это всегда было в истории, а Русской Церкви это не приличествует?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова позиция и святоотеческого богословия, и серьезных исследователей нашего времени . Следует помнить, что основные истины, нужные для спасения, просты, и требуют не интеллектуального постижения, а претворения в жизнь. Впрочем, не следует смущаться тем, что что-то удержано от нашего разумения до времени, — в нужный момент Дух Святой обязательно напомнит нам о прочитанном. Это «вклад», который принесет пользу в свое время. Плоды слушания и исполнения Слова Божия Спаситель наш говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11:28-30 ). Всякого, кто слушает слова Его и исполняет их, Господь наш Иисус Христос уподобляет мужу благоразумному, чей дом построен на камне и не поколеблется вовек ( Мф. 7:24-27 ). Такой человек освободится от страстей ( Ин. 8:31-32 ), будет иметь радость ( Ин. 15:10-11 ) и мир Христов ( Ин. 16:33 ); Господь воскресит его в последний день ( Ин. 6:40 ) и дарует в вечности наследие со святыми ( Деян. 20:32 ). Примерный регламент проведения групп по чтению Священного Писания (выработан на совете ведущих Всероссийского молодежного лагеря «Феодоровский городок», подходит для чтения с большим количеством участников) длительность Предначинательные молитвы Представления по кругу (очень кратко – имя, епархия, место учебы, работы, интересы) 10 мин. Кратко напомнить: Молитва перед чтением Прочли текст, помолчали, обсуждаем Следим, чтобы не сильно уклоняться от текста, не спорить, напоминаем о важности молитвы 40 мин. Перечитываем снова. Что значимо в этом тексте лично для меня? (по кругу, по желанию, не комментируем) 10 мин. Молимся, по общему желанию назначаем докладчика от группы (лучше не ведущего)

http://azbyka.ru/katehizacija/evangelski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010