Случилось, что воры напали на его келлию и унесли все, что в ней было. Арефа впал в такое уныние, что все старания печерских старцев его уговорить и вра­зумить оказались напрасны – Арефа не внимал никому. Отчаяние довело его до тяжкого изнеможения, но и в болезни ослепленный инок не переставал роптать и даже грубить тем, кто хотел его успокоить. Приближался смертный час Арефы. Предстали ему в видении эфиопы, воюющие за его душу со светлыми Ангелами. Ангел Хранитель его тогда сказал ему: в посланном тебе искушении ты имел возможность без ропота покориться лишению ненужного тебе богатства, и это вменилось бы тебе в пра­ведность, на подобие Иова; твое смирение и покорность воле Божией равнялись бы тому, как бы ты добровольно подал милостыню нуждающемуся, а это дело весьма угодное в очах Божиих»... И почувствовал наконец Арефа, как тяжко согрешил ропотом на Бога и чего добровольно лишился и стал громко взывать: «Господи, помилуй! Твое оно, я не жалею!».. Бесы тотчас отступились от него, и Ангелы возрадовались... Остаток дней своих Арефа провел в глубоком покаянии и постоянном славословии и по кончине своей удостоился нетления мощей. Скончался 24-го октября 1190 года. Где совершилось грехопадение – там предварила гордость. И. Леств. 25-го октября В смущении нет никакой пользы, а величайший вред; оно есть вражия колесница, не попускает излить сердца своего пред Богом с покаянием. Иеросхим. Макарий Питание по истине есть рабство миру. Если бы человек не имел нужды в пище и одежде, то все суетные заботы его отпали бы, все страсти затихли бы, кто бы тогда стал копить золото, гоняться за драгоценностями. Свят. Иннокентий Херс. Подавать нищим из собственности своей, одеть нагого, любить ближнего, как себя самого, не обижать, не лгать, это провозглашал и закон ветхий; совершенство же Еван­гельского домостроительства повелевает так: от взимающаго твоя – не истязуй и всякому просящему дай ( Лк.6:30 ). И должно с радостью терпеть не только неправильное отъятие какой-либо вещи, но и самую душу полагать за брата.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Это – первое недоумение, возбуждаемое гипотезой Гарнака. Замечательно, что сам Гарнак нигде в своем сочинении не предусматривает возможности этого недоумения. В самом ли деле он не подозревал его, или надеялся на некритичность своих читателей, или наконец он слишком уверен в непоколебимости тех оснований, на которых построена вся его гипотеза?... Перейдем к тщательному рассмотрению этих оснований. Начнем с конца, – с выводов, сделанных Гарнаком из изучения древних кодексов: эти выводы, по нашему мнению, служат исходным пунктом для его гипотезы. Прежде всего заметим, что, скептик в других отношениях, Гарнак в данном случае слишком доверчив к свидетельству кодексов и схолий и слишком много придает им значения. Он как будто забывает, что древнейший из кодексов относится к X веку, когда искони темная история сочинений Афинагора могла совсем позабыться в церковном предании, оставляя широкое место произвольным догадкам ученых и неученых собирателей книг. В кодексе Арефы (Par. 451) „Прошение» Афинагора и его трактат „О воскресении» не имеют (не имели до XI в.) заглавия и имени автора. Схолиаст в примечании к адресу „Прошения» обращает внимание на отсутствие в нем приветствия (χαρειν) и имени автора, а в первом примечании к трактату „О воскресении» называет автора θεος и θαυμσιος. Гарнак из всего этого делает такие заключения: а) схолиаст (вероятно сам Арефа) имел под руками „Прошение» без имени автора, но б) он сам был убежден, что автором трактата „О воскресении», а следовательно и „Прошения», был Иустин, иначе не называл бы его θεος и θαυμσιος. Рассмотрим оба эти вывода в их взаимной связи. Первый вывод, на наш взгляд, прямо говорит против второго. В самом деле, Арефа имел под руками список „Прошения» без имени автора и в объяснение этого сделал несколько догадок; но этот же самый Арефа считал, по Гарнаку, „Прошение» принадлежащим Иустину философу и, следовательно, имя автора ему было известно. Мы спросим: на каком же основании Арефа считал Иустина автором трактата „О воскресении» и „Прошения»?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Арефа жалуется, что его дело не доведено до сведения царя, а решено внутри церкви без настоящего суда и отмщения: «Когда вы услыхали, что он сочиняет грамоту с обвинением в тирании – а прошло столько времени – вы не донесли царю, а придержали у себя неразобранным и неотмщенным судебное дело», «не послали к царю приготовленную нам западню и гибель?». Арефа был осужден судом церкви, об этом он говорит глухо, но это следует из текста: «многие другие вкусили его подлости. И чтобы не говорить впустую и для кого-нибудь непонятно: мудрым судом [ирония] главы божьей церкви осужден на семилетний срок, из-за развратных языков изгнан из божественных церквей». Обвинение против Арефы в тирании было концом его карьеры. Произошло это спустя какой-нибудь год после избрания патриархом Феофилакта, о возведении которого на патриарший престол так хлопотал Арефа. Апологетик F. 94 Этот апологетик произнесен в то время, когда пытались при помощи писем примазать ему построенное на плястографии обвинение в какой-то тирании в Пелопоннесе. Не к чести мне составлять апологию, по поговорке «из-за вымысла фантазий», и бог-отец говорит, что это случилось с ним: «Онемел и унижен и смолк о благе и скорбь моя возобновилась». Что за необходимость противопоставить негодяям нашу пристойность обольщая душу, разбавляя, как в харчевне, вино беспорочности водой злодейства? Но, чтобы не дать основания, что мы уличены безгласием по признанию за собой того, что наклеветали на нас, – мы выскажем строгое и простое и согласное с нашим характером. Достаточно уже по времени произносить защитительные речи вместе с Сократом, сыном Софрониска. Теперь я в первый раз, пожалуй, и в последний – да не победит клир преступников-подвергаюсь клевете в установлении тирании на основании подделки грамот, я, достигший семидесятитрехлетнего возраста. Кто я?! Архиерей первого и величайшего престола, занимающий второе место по патриархе, с детства изощряемый по божьей милости в самых прекрасных добродетелях и в безупречном образе жизни, зримый как некий светильник благочестия всеми в духе Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arefa_Kesarijs...

Галина 2020/04/06, 12:29:49 Господи, спаси и сохрани нас грешных! Настави, направи на путь покаяния и исправления! 2020/04/05, 11:11:57 Совершенная Слава Тебе Единому Совершенному Отцу нашему Небесному Совершенному Христу Богу Любви Совершенному Духу Святому Совершенно Совершенствующему Совершенно всё в Совершенной Своей Любви Совершенно за всё. Слава Богу за всё 2020/04/03, 17:02:56 Всё,что вы выше написали, это вы не для других людей написали, это вы для себя написали. Это всё вас самих касается! Аминь Слава Тебе единому Христе Боже Любви за всё. Слава Богу за всё 2020/04/03, 16:48:09 В Печерском монастыре был черноризец, именем Арефа. Много богатства имел он в своей келии и никогда даже хлеба не подал нищему. Так был скуп, что и себя самого морил голодом. В одну ночь воры обокрали его. Арефа от великой скорби хотел себя погубить и многим докучал обвинениями. Мы все молили его прекратить поиски, но он и слушать не хотел. Старцы утешали его, он же досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней впал он в лютый недуг, уже был при конце, но и тут не унимался от ропота и хулы. Господь, всем хотящий спасения, показал больному пришествие Ангелов и полки бесов, и он начал взывать: «Господи, помилуй! Господи, я согрешил! Все то Твое, я больше не ропщу!» Освободившись от болезни, он рассказал нам, что было ему такое видение: «Пришли Ангелы, также и бесы, и начали они состязаться об украденном золоте, и сказали бесы: он не похвалил, а похулил Бога, и теперь он наш и нам предан. Ангелы же говорили мне: «О, окаянный человек! Если бы ты поблагодарил Бога за украденное, то вменилось бы тебе, как Иову. Великое дело пред Богом милостыня, но кто благодарит за украденное — делает более; диавол желает довести человека до хулы, а благодарением пострадавший передает все Господу — так это более милостыни». Я стал кричать: «Господи, прости, больше не ропщу», — и бесы исчезли, а Ангелы возрадовались». С тех пор Арефа всегда славил и благодарил Бога. Благодарение есть свидетельство любви к Богу

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=311...

Арефа называет своего принципиального противника в методе избрания хитрым и изворотливым ( περιδεχιοV και αγcιστροjοV), себя же характеризует человеком вообще медлительным и малоподвижным, но на все благое по милости божьей готовым и быстрым ( ταυτα σοι ... βραδυV και δοσκινητοV ΑρεjαV εcων μεν ειV αει Jεου cαριτι το ειV αιταν cρηστον ετοιμον και ευκινητον). В данном случае το ειV απαν cρηστον у Арефы – введение такой формы голосования, которая провела бы без хлопот на патриаршество Феофилакта. Есть основание думать, что Григорий принадлежал к противной Арефе партии. К тому же самому Григорию адресовано письмо Арефы о привлечении к церковному суду епископа Евфимия, участника борьбы Византии с болгарами. 2 Позиция Григория, как упорного сторонника привлечения народа к избранию патриархов, выступает отчетливо; Арефа разоблачает в следующих словах его «странный либерализм» – Jαυμαστι ελευjερια: «Ты выставил себя, как некий крепкий акрополь, или священный якорь, или, сверх того, тебе показалось, что ты понесешь на себе это странное, разумею свободу, посвящая себя христовой церкви, лишь бы не поработиться кандидатам» ( ωV οcυραν τινα προυβαλου ακροπολιν η και ιεραν αγκυραν η και το Jαυμασιον αποισεσJαι εδοχαV την ελευJεριαν δηJεν τη του Cριστου μνωμεροV εκκλησια εκ του μη υπουηjοιV καταδουλουσJαι). Что эта церковная свобода Григория – есть свобода выборов, при которой выставляются внезапные кандидаты и тут же избираются, ясно из следующего письма: «Или ты не понимаешь, что эта твоя странная свобода привносит гибель в дела священства – охлодулию вместе с бесчинством: дано ведь каждому право при самочинном выдвижении подавать голос не за одного единственного кандидата, прежде намеченного с уверенностью и по достоинству, но за всякого, к кому кто дружески расположен и кто опирается при внезапном выдвижении на бунтующее мнение» ( η ουκ αισJανη ωV η Jαυμαστη σου αυτη ελευJερια οcλοδουλιαν συν αταχια τοιV ιερατικοιV πραγμασι παρεισjJειρει εκαστω γαρ δεδομενου αυτονομω προJεσει μη προV ενα τον επ αδειαV αχιωV ηjωρισμενον συντατευJυνειν την υηjον αλλα προV ον τηV οιcειωV εcει τω τηV προαγωγηV αιjνιδιω προV καινοτομον γνωμην επιρρωνυμενοV ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arefa_Kesarijs...

(8) Однако за перемирие на все это время римский автократор должен заплатить ему деньги и прислать врача по имени Трибун с тем, чтобы он оставался при нем назначенное время. (9) Этому врачу удалось в прежнее время излечить его от тяжелой болезни, чем он заслужил его расположение и стал ему очень желанным человеком 407 . (10) Когда об этом услышал василевс Юстиниан, он тотчас послал ему Трибуна и вместе с ним деньги – двадцать кентинариев. (11) Так между римлянами и персами был заключен мирный договор на пять лет, произошло это на девятнадцатом году самодержавного правления василевса Юстиниана. (12) Немного времени спустя сарацинские вожди Арефа и Аламундар начали между собой войну, одни, безо всякой помощи как со стороны римлян, так и со стороны персов. (13) Во время одного набега Аламундар взял в плен одного из сыновей Арефы, когда тот пас лошадей, и тотчас принес его в жертву Афродите 408 . Отсюда можно заключить, что Арефа не предавал персам интересы римлян. (14) После этого они со всеми своими войсками вступили в сражение друг с другом. Люди Арефы одержали решительную победу и, обратив врагов в бегство, многих из них убили. Арефа чуть было не взял живыми в плен сыновей Аламундара, однако, все же не взял. Так обстояли тогда дела у сарацин. (15) Между тем стало ясно, что царь персов Хосров заключил с римлянами перемирие с коварной целью, надеясь захватить их благодаря этому миру врасплох, причинив им ужасное зло. (16) Ибо на третьем году этого перемирия он задумал следующую хитрость. Было среди персов два брата: Фабриз и Исдигусна 409 , оба занимавшие у них высокие посты, но по складу характера самые негодные из всех персов и имевшие славу как наиболее искусные во всякой низости. (17) Задумав внезапным нападением захватить город Дару и выселить из Лазики всех колхов, разместив на их месте персов, Хосров избрал себе в помощники для выполнения того и другого предприятия этих людей. (18) Ему казалось, что будет удачной и ценной находкой, если он присвоит Колхиду и упрочит обладание ею, поскольку, по его расчету, это во многих отношениях окажется полезным для персидской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

е. пред избранному Александру. v. 20 ρραβνα: залог – церковный строй, который не следует марать смутами. v. 22 Τν νδημοντων: жители Антиохии, местное население производило выборы, приезжавшие на выборы епископы занимались докимасией кандидатов. v. 2425 οχλοδουαν σν ταξα: этими словами Арефа характеризует народное избрание, ср. ниже στσεως χλοδολου. Οχλοδουλα и χλοδολος незарегистрированное слово, у Арефы это слово – термин ставленничества толпы. v. 2527 ατονμ προϑσει τ τς προαγωγς αφνιδ: устраняется народом кандидат, прошедший докимасию (τν φωρισμνον) на соборе епископов и согласованный с мнением царя. v. 32 τος κριβεσττους ες γνομολγησιν τς βας: народное мнение принуждает примкнуть к нему даже членов собора. v. 40 Движущей причиной народных выборов служит τν πολλν ρις и δοξομανα. Арефа выражает мысль, что толпа идёт за подбившими её лицами. v 42 ν στηρκτων τν σπουδαρχαν. Едва ли не монахов разумеет Арефа в слове στηρκτων; как постоянный эпитет монахов это слово находим в Апологетике, v. 105 sqq. (см. ниже). v. 42 τ ερν γρμμα: разумеется порядок назначения кандидатов предшественником по кафедре; на какую литературу у Арефы ссылка – в точности неизвестно. v. 4647 το Στεφνου δοξοκπ ψηφσματι: ссылка на недавние смуты при избрании или Стефана I (886893) или Стефана II (925928). v. 49 πικουρντας: чтение рукописи. v. 5152 τ στς τεκα μμενον. Народное избрание было обычной формой, хотя и не было установлено в письменном документе (το ξαγρφου). II. События в Пелопоннесе в 934935 гг. Апологетик Арефы, записанный на f. 94 sqq. в Московской рукописи, отличен от других апологетических речей этого писателя. Другие апологетики имеют в виду вопросы, связанные с четвёртым браком Льва VI, тогда как этот написан в защиту от политического обвинения. 492 Апологетик содержит важные исторические материалы, которые по-новому представляют события в Пелопоннесе в 934 г., характеризуют с новых сторон византийское общество времени Романа, объясняют раскол в классе византийского духовенства, дают важные биографические сведения о самом Арефе и выводят на сцену политической истории новых лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда повелел он ласковыми и учтивыми речами убеждать их к отступничеству от Христа. Но они не обольстились и сказали: «хотя бы ты погубил нас в огне и муках, мы не отречёмся веровать в Троицу; для нас жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Началовождем их, истолкователем и вещателем исповедания был святой Арефа, сын Ханефа, который и в привремённой сей жизни был правителем (θνρχης) города и всего округа его. Многие же, зная вероломство беззаконного и преступного царя, искали убежища в горах, пещерах и ущельях земных, не из боязни мученичества, но в надежде, что поражённые и стеснённые и наготующие, блуждая в пустынях, когда возопиют к Тому, Который слышит глас птенцов ворона и даёт им пищу ( Пс.146:9 ), и таким образом спасутся, то сделаются останком и семенем Господа Саваофа ( Ис.6:13 ), и не потребятся от беззаконника, как Содом и Гоморра. Собраны же были из города и окрестностей мужи и жёны, юноши и старцы, числом четыре тысячи двести пятьдесят два, которые друг за другом, принимая смерть, оставили временную сию жизнь, не отрёкшись доброго исповедания ( 1Тим.6:12 ). В том числе были на первом месте священники и прочие мученики, и Арефа праведник. Но скажем о бесчеловечии всепагубного зверя. Ибо, собравши жён и детей первенствующих граждан, которые были в узах, и уже начавших своё мученичество, поставил их вместе с детьми насупротив мужей их и коварными увещаниями покушался склонить всех мучеников, чтоб они покорились ему и отреклись Христа. Но женщины вместе с детьми единодушно воскликнули: «сохрани нас Бог от этого; но и детей, и родителей, и отечества, и имений отрекаемся, и так приемлем крест Христов и следуем Тому, Который при Понтии Пилате свидетельствовал доброе исповедание». – Тогда опять обратился к мученикам с льстивыми словами: «не блуждайте вслед так называемого Христа, Которого отцы наши погубили через Римских воинов, но покоритесь мне и иудействуйте, и будете жить вместе с детьми вашими. А если этого не сделаете, лютой смертью погибнете». Тогда все святые жёны с детьми своими, всхлипывая и рыдая, сказали: «мы готовы умереть за Христа. Христос, Бог наш, есть Сын Бога живого; мы Ему принадлежим, Его кресту кланяемся и умираем за Него. Итак, царь, да не будет, чтоб мы отреклись Христа, Царя вечного, и жили ещё после смерти мужей наших». Царь сказал: «о, глупые женщины! ужели хотите умереть за чародея и обманщика?»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Theoph. Cont. 421, 422; τοποτηπητων εκ ΡωμηV ανελJοντων και τομον συνοδικον επιjερομενων περι του αυτου cειροτονιαV διαγορευοντα οι και πατριαρcικω Jρονω τουτον ενιδρυσαν, a также Cedr. II, 313–315; Leo Gramm. 322; Symeon Mag. Ann., 745). Об этой же задержке в выборах заключаем мы на основании письма Арефы к Григорию, что он (Арефа) держится неизменно своего мнения о патриаршестве Феофилакта, и после многих споров ( και μετα πολλα). Во всяком случае хиротония Феофилакта состоялась 6 февраля 933 г. (Чин этой хиротонии записан Константином, De caerem. II, с. 38). На патриаршем престоле Феофилакт был послушным орудием своего отца и даже после низложения Романа в 944 г. занимался интригами с целью восстановить на царство Романа. Самого же патриарха церковные дела занимали мало, его страстью были лошади. Ради конюшен патриарх оставлял церковную службу, ездил верхом, душил лошадей духами и погиб от ушиба при падении с лошади. Что же касается Арефы, то Феофилакт плохо вознаградил его за хлопоты по избранию: карьера Арефы кончается в первые годы патриаршества Феофилакта. Интересно, наконец, отметить, что в одном месяцеслове, составленном вскоре после смерти Феофилакта (рукопись Московского исторического музея 4, XII в.), под 27 февраля отмечается, правда, μηνμη этого патриарха, но без всяких титулов αγιοV или οσιοV, а просто: μνημη Qεοjυλακτου πατριαρcου ΚωνσταντινοπολεωV (f. 278). Новые материалы об избрании патриархов, и в частности об избрании Феофилакта, дает письмо Арефы к Григорию Ефесскому. Проф. И. И. Соколов в работе «Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV в. (843–1453)» (Христ. чтение, 1907, март – июнь) устанавливает следующие акты избрания: 1 . Предварительный акт – указание кандидатов. 2 . εκλογη – выбор трех кандидатов на соборе епископов. 3 . Избрание императором из трех одного. 4 . Малое извещение (ответ кандидату). 5 . Великое извещение (наречение). 6 . ΠροβλησιV – обряд возведения царем в патриаршее достоинство. 7 . Хиротония. 8 . Интронизация.

http://azbyka.ru/otechnik/Arefa_Kesarijs...

Диавол, хотя ввергнуть человека в злохуление, устрояет похищение его имения; но человек, который благодарит Бога, все предавая Богу, поступает одинаково с милостивым раздаятелем». Когда Ангелы сказали мне это, я воскликнул: «Господи, прости! Господи, я согрешил! имение принадлежит Тебе; не жалею о нем!», тогда бесы исчезли, а святые Ангелы возрадовались и, вменив мне украденные деньги в милостыню, удалились. После этого видения Арефа изменился и в образе мыслей и в нраве, проводил самую добродетельную, подвижническую жизнь, богатея в Бога: он сподобился блаженной кончины, и блаженство свое засвидетельствовал нетлением мощей своих: они почивают в пещерах с мощами прочих преподобных Отцов, к лику которых Арефа справедливо причислен Святою Церковию [ 42 ]. — В той же Киево-Печерской лавре жил слепой старец Феофил, непрестанно погружавшийся в покаяние и, по причине непрестанного умиления, непрестанно проливавший обильные слезы, что признается верным признаком святой души, переселившейся в вечность помышлениями своими еще во время пребывания своего на земле [ 43 ]. Феофил плакал над сосудом, и в него собрал значительное количество слез. Это было следствием непонятого им тонкого самомнения, столько душевредного для подвижника, который не должен давать никакой цены своим подвигам, вполне предоставляя оценку их Богу [ 44 ]. За три дня до кончины своей Феофил прозрел, как ему то было предсказано его наставником, преподобным Марком. Поняв, что настало время преселения в вечность, Феофил удвоил свой плач и, имея в виду накопленные им слезы в сосуде, умолял Бога, чтоб слезы его были приняты. Внезапно предстал пред ним Ангел с благоухающим сосудом, и сказал ему: Феофил! хорошо, что молился и плакал: но напрасно ты хвалишься слезами, собранными тобою в сосуд. Вот сосуд, гораздо больший того, наполненный твоими же слезами, которые ты изливал при усердной молитве, и отирал или рукою или платком, или оставлял падать на землю или одежды твои. Я собрал их по повелению Владыки и Творца моего, а теперь послан возвестить тебе радость преселения к Тому, Кто сказал: Блаженни плачущии, яко тии утешатся [ 45 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010