— Симон Ионин! любишь ли ты Меня? — Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. И Христос Спаситель восстановил Петра в апостольском достоинстве, соделав его пастырем словесных овец и вручив ему ключи Царства небесного (Иоан.21:15–17). По вознесении Господа нашего Иисуса Христа святой Петр, как верховный среди Апостолов, явился первым учителем и проповедником Слова Божия, приобретя одним часом Церкви Христовой до трех тысяч верующих душ (Деян.2:14–41). При этом он обнаружил и великую чудодейственную силу. Входя со святым Иоанном в храм для молитвы, святой Петр увидел одного хромого от рождения человека, сидевшего при дверях храма, называемых Красными. Он, увидев Петра и Иоанна просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: — Взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: — Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена, и вскочив встал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. Чрез это чудо и проповедь святого Апостола Петра уверовало во Христа около пяти тысяч человек (Деян.3:1–26; 4:4). Жителей Иерусалима Ананию и жену его Сапфиру святой Петр умертвил словом за святотатство и ложь Святому Духу (Деян.5:1–10). В Лидде расслабленного Енея, восемь лет лежавшего на одре, он исцелил, сказав ему: — Еней, исцеляет тебя Иисус Христос! (Деян.9:32–34) В Иоппии он воскресил умершую девицу Тавифу (Деян.9:36–42). И не только руки и слова его были чудодейственны, но даже и самая тень его подавала исцеления: «так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:15). — А когда царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви (в Иерусалиме), чтобы сделать им зло, и, убив мечем Иакова, брата Иоанна схватил святого Петра и посадил в темницу, сковав двумя цепями, то ангел Господень ночью разрешил его от оков и освободил от заключения (Деян.12:1–10). Верховный Апостол Петр первый открыл дверь веры язычникам, крестив в Кесарии римского сотника Корнилия после видения ниспущенного с неба полотна, полного четвероногими и гадами, и — голоса, повелевающего Петру заколоть всё это и есть и не почитать нечистым того, что Бог очистил; видение это было знамением обращения ко Христу язычников (Деян.гл.10). Святой Апостол Петр обличил Симона, волхва самаритянина, лицемерно принявшего крещение и хотевшего за деньги купить дар Святого Духа:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Святой апостол Петр, обошедши разные страны языческие, прибыл в тогдашнюю столицу всего мира – город Рим в одно время со святым апостолом Павлом. Проповедуя здесь учение Христово, апостол Петр встретил здесь противника себе, некоего волшебника Симона. Этот Симон за несколько лет перед тем, бывши в еврейской земле, видел многие чудеса, какие творили апостолы, и, удивляясь им, сам принял христианскую веру. Но ему хотелось тогда и самому получить от апостолов такой же дар Божий, какой был в них, для своих выгод. Он принес денег апостолу Петру и просил его продать ему этот дар. Петр сказал ему: «погибни ты с деньгами своими, ты думаешь купить ими дар Божий; покайся и молись Богу, чтобы он простил тебе лукавство твое». Симон покаялся, но не от чистого сердца. После он отрекся от христианской веры и принялся за волшебство. Обходя многие города в разных странах, он выдавал себя за какое-то божество и обольщал народ своими волшебными хитростями. В Риме он опять встретился с апостолом Петром и, из зависти к нему, смущал многих людей, чтобы они не верили учению Петра. Святой апостол всенародно посрамил этого обманщика. Однажды Симон взялся показать перед народом свою силу и воскресить умершего сына одной знатной вдовы, с тем условием, чтобы народ убил апостола Петра. Своими хитростями он сделал только то, что мертвый стал шевелиться, но жизни возвратить ему не мог. Петр же апостол помолился Господу, чтобы Он показал обольщенному народу Свою всемогущую силу, и, обратившись к умершему, сказал: «юноша, встань; воскрешает тебя Господь Иисус Христос». Мертвец встал. Изумленный народ бросился на Симона волхва чтобы убить его за его обманы; но Петр апостол остановил их и сказал: «Господь наш и Учитель не велел отплачивать злом за зло, отпустите его». Многие тогда уверовали во Христа, силою Которого апостол творил чудеса. Потерпевши такой позор, Симон и после того не переставал обольщать многих. Он обещался перед глазами всех подняться на воздух. Святой апостол Петр, находившийся между собравшимся народом, молился, чтобы Господь не допустил Симону соблазнять людей. Симон упал с высоты на землю и разбился до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

3. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? 4. Владеемое не твоим ли оставалось, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу. Петр сказал: Петр узнал об этих лжи и лицемерии, без сомнения, от Духа, исполнившего его, а не естественным путем, так как он знает и тайные внутренние движения сердца Анании; это – непосредственное ведение, а не от людей. – Для чего ты допустил сатане и пр.: собственно – для чего сатана исполнил сердце твое солгать. В деле Анании ап. Петр узнает и указывает дело сатаны – отца лжи ( Ин.8:44 ) и исконного врага Духа Св. и дела Мессии; он исполнил сердце Анании ложью перед Духом Святым. Действие сатаны на Ананию Петр выражает так же почти, как ев. Иоанн выражает действие сатаны на Иуду предателя ( Ин.12:6 ), и это уже показывает всю опасность этого действия и для Анании с Сапфирой и для всего первохристианского общества, если бы это действие не открыто было Петром и не прекращено в самом начале. Но как Господь сам отринул Иуду из лика апостолов, так и Петр отсек зараженный член от духовного тела Христова – церкви. Нет ничего невероятного в том, что своекорыстие, ложь и лицемерие проявились в Анании и Сапфире в такой степени не без предварительного тайного развития их, как и в Иуде, что жизнь их внутренняя не отличалась особенной чистотой и прежде, что семя зла еще ранее пустило в них свои корни, теперь же принесло свои гибельные плоды. «Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил сердце его, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою» (Феофил.). – Солгал Духу Святому: ложь эта состояла именно в утайке истинной цены проданного. Петр и прочие апостолы, как представители церкви, были по преимуществу носители и органы Духа Св., а потому ложь перед ними и перед церковью была ложь перед Духом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил: – Небось была на Двенадцати Евангелиях? – Была, – ответила Василиса. – Если помнишь, во время Тайной Вечери Петр сказал Иисусу: «С Тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». После Вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал Его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, невыспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед. Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как Его били… Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента. – Пришли к первосвященнику – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», – то есть что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с Ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые Он сказал ему на вечере… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал.

http://azbyka.ru/deti/pashalny-e-rasskaz...

Апостол Петр. Икона. VI в.. Впрочем, некоторые ученые продолжают настаивать на более поздней датировке, указывая период между 70 и 85 годами как наиболее вероятное время написания этого Евангелия. О том, что Евангелие от Марка передает рассказ Петра о происходивших событиях, свидетельствуют, во-первых, многократные упоминания Петра в тексте этого Евангелия: Петр выступает в качестве представителя группы учеников; к нему Иисус нередко обращает слова, адресованные всем ученикам; он часто говорит от имени всей группы ( Мк. 8:29–33 ). В некоторых случаях Петр обращается к Иисусу, но ответ Иисуса адресован всей группе ( Мк. 10:28–30; 11:20–23 ). В Гефсимайском саду Иисус, согласно Марку, обращается сначала к Петру, но потом ко всем ученикам: Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна ( Мк. 14:37–38 ). В параллельных повествованиях других евангелистов слова Иисуса обращены ко всем трем ученикам. Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. 1403 г. Во-вторых, Марк иногда говорит не только о действиях Петра, но и о его внутренних переживаниях, выделяя его при этом из группы других участников действия: При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе ( Мк. 9:5–6 ). Здесь Петр является выразителем общего настроения, однако если всех троих упоминаемых в рассказе учеников объединяет чувство страха, то только у Петра оно сочетается с радостью (хорошо нам здесь быть) и недоумением (ибо не знал, что сказать). Все эти и многие другие факторы, по мнению исследователей, подтверждают, что Петр был для Марка главным источником информации. В то же время сравнение Евангелия от Марка с другими Евангелиями заставляет признать, что и в них роль Петра высвечена достаточно ярко. Более того, рассказ Марка о том, как Иисус пришел к ученикам по воде во время бури ( Мк. 6:47–50 ), не содержит никаких упоминаний о Петре, тогда как Матфей добавляет выразительную сцену, в которой Петр выходит навстречу Иисусу и начинает утопать ( Мф. 14:25–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Близ же сущей Лидде Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней, послаша два мужа к нему, моляще его не обленитися прийти до них. «А как Лидда была близ Иоппии; то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтоб он не замедлил прийти к ним». Лидда находилась в двух милях на восток от Иоппии. В Иоппии были христиане. Они, услышав, что апостол Петр находится в Лидде, послали к нему двух человек просить его, чтобы пришел в Иоппью, имея веру, что, по данному ему от Бога дару, он может возвратить к жизни умершую Тавифу и, надеясь при том, что он, по готовности своей на помощь ближним, не откажет им в просьбе. 39. Востав же Петр иде с нима: его же пришедша возведоша в горницу, и предсташа ему вся вдовицы плачуща и показующа ризы и одежды, елика творяше с ними сущи Серна. «Петр, встав, пошел с ними». Не обманулись пославшие за Петром: он, исполненный ревности к славе Божией, получив приглашение, тотчас отправился в Иоппью вместе с посланными за ним. «И когда он пришел, ввели его в горницу», где лежала умершая Серна, приготовленная к погребенью. «И все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними». Из близости умершей с вдовицами, можно заключать, что она была или вдовица, или девица, проводившая уединенную жизнь. Встретившие Петра вдовицы своими слезами выражали свою искреннюю любовь к умершей. А показывая рубашки и платья, которые делала Серна, живя с ними, они свидетельствовали о достоинстве ее. Как Серна отличалась благотворительностью и подавала много милостыни (ст. 36): то можно полагать, что и рубашки и платья, деланные ею, имели благотворительное назначение и тем более свидетельствовали о ее достоинстве. Чего ожидали от Апостола пославшие за ним из Иоппии ученики и встретившие его со слезами вдовицы, в повествовании св. Луки прямо не высказано; но без сомнения, святой Петр удовлетворяет общим желаниям и ожиданиям. 40. Изгнав вон вся Петр, преклонь колена помолися: и обращся к телу, рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои: и видевши Петра, седе. 41. Подав же ей руку, воздвиже ю: и призвав святые и вдовицы, постави ю живу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Данный текст из Евангелия от Матфея сыграл важнейшую роль в становлении христианского учения о Церкви, однако он получил разное толкование на Востоке и Западе. На Западе подчеркивалась роль Петра как главы апостольской общины, передавшего свое первенство епископам Рима. С течением веков эта традиция привела к формированию догмата о папе Римском как преемнике апостола Петра и наместнике Христа на земле, обладающем абсолютной властью в Церкви по всей вселенной. На Востоке получило распространение иное толкование, согласно которому Церковь основана не на Петре, а на вере в Божество Иисуса Христа, исповеданием которой были слова Петра. Сам апостол Петр настаивает на том, что краеугольным камнем Церкви является Христос: Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены ( 1Пет. 2:4–8 ). Эти слова Петра являются его собственной интерпретацией слов Иисуса, некогда обращенных к нему. Он подчеркивает, что краеугольным камнем, положенным в основание Церкви, является не он, Петр, а Христос. При этом Петр цитирует те же самые слова из Ветхого Завета ( Пс. 117:22–23 ), которые цитировал Иисус, завершая притчу о работниках в винограднике ( Мф. 21:42 ). Петр бросается в воду. Л. Борасса. XV в. В Евангелии от Иоанна приводится эпизод, имеющий определенное сходство с эпизодом, приведенным у синоптиков. Здесь тоже Петр исповедует Иисуса Христом, Сыном Божиим. Однако действие происходит не в Кесарии Филипповой, а в Капернауме, и есть все основания считать, что речь идет о двух разных эпизодах. Повествуя о том, как многие из учеников Иисуса отошли от Него после того, как Он изложил им учение о хлебе, сходящем с неба, евангелист продолжает: Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго ( Ин. 6:67–69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иисус говорит ему: паси овец Моих. Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр ( φιλεν). Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр. Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том, что он придал другую форму своему ответу. Он опускает частицу утверждения «так» и не говорит уже о своей любви как о деле совершенно ясном, о котором Христос должен знать, а высказывает только уверенность в том, что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце и находит там не только слабости, а в то же время и искреннюю любовь к Нему. Господь после этого скорбного и смиренного исповедания Петра в третий раз поручает ему заботиться о прокормлении Своих «овец», или, точнее, «овечек» ( βσκε προβτια), под которыми Он разумеет наиболее слабых верующих. Петр сам почувствовал, насколько тяжело положение слабых характером – не верой, потому что в отречении своем Петр проявил не слабость веры, а именно недостаточную твердость характера, и поэтому именно ему Господь поручает укреплять и утешать тех людей, на которых он сам прежде походил. Ин.21:18 .  Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Ин.21:19 .  Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. После восстановления Петра в его апостольском достоинстве Христос предрекает Петру мученическую кончину. Как одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному желанию апостол Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги, т.е. на мученическую смерть. Этой смертью Петр прославит Бога, т.е. будет содействовать умножению числа истинных чад Божиих – верующих во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, вызовем теперь сюда богословов и послушаем, что они возвестят нам о еретиках. Скажи ты, блаженный Петр, которого блаженным нарек сам Господь наш Иисус Христос ( Мф.16:17 ). Скажи нам об обольщающих и желающих обольстить Христово стадо, которое тебе вручено и вверено Пастыреначальником и Блюстителем душ наших; скажи, что внушено тебе Духом Святым и утверди свою паству; укажи нам тайных волков, как сделал это твой Учитель Христос Господь. Вот что говорит Петр: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» ( 2Пет.3:3 ). И опять: «У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа... И многие последуют их разврату;... суд им давно готов, и погибель их не дремлет» ( 2Пет.2:1–3 ). Они – чада клятвы, оставившие «прямой путь» ( 2Пет.2:14–15 ). Вот что возвестил Петр, воистину блаженный Петр, Петр – камень веры, на котором создал Христос Свою Церковь , Петр – распорядитель ключей Царствия Небесного, Петр – ходивший по волнам, как по суше, горячо любивший Владыку Христа, поразивший в Риме Симеона волхва, как глава и первый защитник веры, первого разбойника и ученика дьявола в ересях. Апостол Иоанн сказал: «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ). Видите, как во всех них говорит Христос? Ведь и сам Он в Евангелии сказал подобное же: «ваш отец диавол» ( Ин.8:44 ). Знаю я многих, говорящих в защиту еретиков, что и их создал Бог (помимо Бога, говорят, ничто не может быть) – не разумеют они ни того, что говорят, ни того, на чем утверждаются. Что каждого из нас создал Бог – этого не отвергаю вместе с ними и я, но Он создал нас на дела благие, чтобы мы в них совершенствовались и делались чадами Божиими по правой вере. 4 . Но возвратимся к предмету (нашей беседы). Иоанн говорит: «теперь появилось много антихристов» ( 1Ин.2:18 ), и опять: «наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир» ( 2Ин.1:8,7 ). «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин.4:1 ). В другом месте: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:10–11 ). И опять: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» ( 2Ин.1:9 ). Так наставляет нас Иоанн – сын грома, возлюбленный более всех святых, утвердивший Церковь от конца до конца вселенной и заградивший уста еретиков своим богословием. А Иаков сказал: «Кто хочет быть другом им, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). Слушайте все вы, разделяющие с еретиками трапезу, этот горький для вас приговор: вы враги Христу. В самом деле, кто дружит с врагами Царя, тот не может уже быть другом Царя. Он не заслуживает даже и жизни и осуждается на всё худшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Какой живой образ! Человек добрый и верный, в то же время порывистый и совершающий иногда необдуманные поступки. Можно представить себе, как тяжелы были Страстные пятница, суббота для Петра. Он — такой же, как Иуда… Тот предал, а он, Петр — отрекся. Нет ему прощения!.. Да, но Христос знает, что Петр на самом деле любит Его. О, если бы он мог сказать Учителю об этом и доказать свою любовь!.. И такой шанс Петру был дан. Когда Петр слышит, что Христа во Гробе нет, он бросается ко Гробу, заглядывает в гробовую пещеру… влезает туда... И верно, лишь белеющие покровы, которыми было обвито тело. Но где оно? Похищено? А может быть... …А потом будут эти удивительные встречи с Воскресшим, которые исцелят рану его души. Однажды Петр вместе с другими учениками ловил рыбу. Они рыбачили всю ночь, но ничего не поймали. И вдруг видят на берегу фигурку человека. Кто это? Не так просто разглядеть на таком расстоянии, да еще в предрассветной мгле. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. … Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море (Ин 21:4—7). И тут они вспомнили, что точно так же Он их позвал в самом начале. И, как когда-то Иисус сказал: Я сделаю вас ловцами человеко в, так и сегодняшний улов (они посчитали пойманных рыб, их было 153) показывает, что для них история только начинается. Сто пятьдесят три народа, по счету древних евреев, в то время населяло землю. А это значит, что ко всем этим народам отправятся апостолы, чтобы поведать о Распятом и Воскресшем. Как Он и предсказывал, чего Он от них и ждал. Когда апостолы испекли рыбу и все трапезничали, Иисус спросил: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин 21:15). И как трижды Петр отрекся от Христа, трижды следует вопрос: любишь ли ты Меня?

http://foma.ru/ucheniki-apostol-petr.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010