Поэтому владыка Иннокентий (Вениаминов) остается бесценным путевым знаком для всех, кто наполнен желанием распространения Евангелия «даже до края земли». 5. Стойкость Православия на Аляске, прошедшего через горнило стольких испытаний, показывает, насколько глубока была духовная работа первых православных миссионеров. Всегда и везде дело миссии должно совершаться с перспективой будущих испытаний и поэтому должно основываться глубоко и прочно «на камени». «Каждый же смотри, как строит: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (не личные, групповые или национальные интересы, и не отдельные традиции и менталитеты). Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится, ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:10–13 ). 6. Постепенное ослабевание Православной Церкви на Аляске подчеркивает, насколько страшен риск изоляции местной Церкви от остального тела Православия, но вместе с тем – сколь страшна ответственность за оставление ее в одиночестве. Сколько мы провозглашаем наш Символ веры , столько же будем задаваться вопросом: веруем ли мы действительно «в Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », ощущаем ли мы на самом деле, что она ЕДИНА, или представляем себе Православие как некую «конфедерацию» самостоятельных Церквей, для которой страдание одной из них является, как правило, лишь журналистской информацией для другой? Не просто нужно, но есть настоятельная необходимость в том, чтобы мы покаялись – т.е. изменили свой ум – и почувствовали, что мы больше не можем безнаказанно проповедовать веру «во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », причащаться «единого Хлеба» ( 1Кор.10:17 ), «единой Чаши» и оставаться замкнутыми на своих исключительно епархиальных проблемах, выражая, так и быть, даже некую симпатию в адрес наших братьев, которые умирают медленной смертью в своем духовном одиночестве.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

34. Как выразили веру в Святую Троицу святые апостолы? «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисуси Христи. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Uoah. V, 20 ). »Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрил Себе Кровию Своею« ( Деян. ХХ, 28 ). " Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино» ( 1Uoah. V, 7 ). То же в посланиях: I Tuм. III, 16 ; Tum. II, 11–14 ; 1Kop. XII, 3 . 35. Как выражает веру в Св. Троицу голос Церкви первых веков? Все отцы и учители трех первых веков ясно высказывали веру в Отца и Сына и Святого Духа совершенно так, как в IV-м веке эта вера определилась в догматах первых Вселенских Соборов. «Жезл величия Божия, Господь наш Иисус Христос, не пришел в блеске великолепия и славы, хотя и мог; но в смиренном виде, как предрек о Нем Дух Святой» (Св. Климент, еп. Римский 92–101 г. г., Первое послание Корине, церкви). «Христос Иисус прежде веков был у Отца и наконец явился... Он вечное Слово Отца... Он – Сын Божий и Бог... Через Него открылось нам Божество» (Св. Игнатий Богоносец растерзанный в цирке в 107 г., к Магнез. § 8 и к Ефес. § § 7 и 18). «Говорим истину так, как научил нас сему Иисус Христос, один собственно родившийся от Бога и Первенец и сила, а по воле Его сделавшийся человеком для изменения и возвышения рода человеческаго...» (Св. Иустин Философ , умученный в 166 г., Апология 1-я, § § 16–33 и § 7). «Един Бог Отец Слова живаго, премудрости самосущей и силы... Един Господь, единый от единаго, Бог от Бога ... и Един Дух Святой, коего бытие от Бога, посредством Сына явившийся ... Троица совершенная славою, вечностью и царством неразделяемая» ( Символ Веры 240-го года св. Григория Чудотворца ). «Согласно с Евангельским и Апостольским преданием веруем во Единого Бога Отца Вседержителя... и в Единого Господа Иисуса Христа Сына Его Единороднаго... и в Духа Святаго, дарованного верующим во утешение, освящение и совершенствование... имена не просто и не безплодно движимыя, но с точностью означающия собственную каждого из именуемых ипостась и чин и славу» (Св. муч. Лукиан пресвит. антиохийский, преставился в 311 году, Симв. Веры в Св. Троицу).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В нашей современной жизни вопрос единого крещения вновь стал актуальным, так как многие люди, родившиеся в годы советской власти, просто не знают, были ли они крещены в детстве. Если человек хочет быть полноценным членом Церкви, но не уверен, крещен он или нет, то об этом необходимо сказать священнику, так как существует специальный чин Крещения с оговоркой: Аще не крещен, крещается. Об одиннадцатом члене Символа веры На протяжении веков люди пытались разгадать тайну смерти: есть ли загробная жизнь? куда уходит душа после смерти? как к этому подготовиться?.. Христианство отвечает на эти вопросы так: смерть не является концом жизни человеческой души, ибо она бессмертна. Воскресение Христа – залог всеобщего воскресения. Для того и умер Христос, чтобы победить смерть. Смерть побеждена Христом, поэтому все воскреснут. Апостол Павел пишет: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор. 15, 12–14, 20 ) 42 . Всеобщее воскресение наступит, когда Христос вновь придет на землю, на этот раз во всей Своей Божественной славе. Воскресение – это основа, тот стержень, на котором держится христианство , и в то же время – это камень преткновения для многих, ибо еще со времен апостольской проповеди людям сложнее всего было принять и понять именно учение о воскресении. О двенадцатом члене Символа веры Двенадцатый член продолжает тему одиннадцатого. Жизнь будущего века, о которой здесь говорится, наступит после всеобщего воскресения и суда. 37 Термин «ипостась» означает самостоятельное существование, конкретное существо и равнозначен терминам «лицо» и «личность». 38 Еврейское слово «машиах» с тем же значением в греческой транскрипции звучит как «Мессия». В Евангелии это слово также встречается. 39 В 24-й и 25-й главах Евангелия от Матфея содержится подробное описание Второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Имея власть – и по плоти производить суд, Павел не спешит прибегнуть «к той твёрдой смелости, которую» надо было бы «употребить против некоторых»; он старается до конца исчерпать духовное оружие. Обратим внимание, что он до последнего момента старается никого не обвинять в лицо в непослушании; в своём послании он считает непослушание чем-то невозможным и немыслимым. Он обещает наказать «всякое непослушание», – как бы абстрактное, внеличностное, когда «ваше послушание», то есть послушание живых, конкретных людей, – «исполнится». Он до последней возможности избегает прямого спора, прямого противостояния по плоти человека человеку, потому что «если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». Он до последнего момента не отталкивает человека, стараясь, чтобы он сам ожил, пробудился, опомнился бы… Ну а уж если человек весь безнадёжно превратился в живое непослушание истине, то он без всякой пощады подлежит отлучению от Церкви, потому что – и так перестал быть частью дома, живущего покорностью «Евангелию Христову». О хуле на Святого Духа Четверг Мк. 3:28–35 2Кор. 10:7–18 Господь сказал: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы не хулили. Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению». Бог Дух Святой – третье Лице Святой Троицы. Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Все три Лица всецело участвуют во всех Божественных делах. Нам открыто, что единственное различие Божественных Лиц в том, что Бог Отец не рождается ин е исходит; Бог Сын предвечно рождается от Отца; а Бог Святой Дух предвечно исходит от Отца; а Бог Святой Дух предвечно исходит от Отца. В остальном – нет такого свойства, которое было бы присуще только одному Лицу; нет такого дела, которое совершало бы только Одно Лицо. Но просто некоторые свойства единого Божества наиболее открыты для нас: иное – в Отце, иное – в Сыне, иное – в Святом Духе. Так, в Символе веры только Бог Отец называется: «Вседержителем, Творцом неба и земли», – хотя, конечно, это присуще во всей полноте и Сыну, и Святому Духу. Исповедуя веру в Бога Сына, Символ веры говорит о Его сошествии с небес, о Его воплощении, распятии, воскресении и т.д. Но конечно же, сходя с небес, он по Божеству ни на миг отлучился от Отца, и ни на миг не был вне Святого Духа. Дух же Святой в Символе веры назван: «Духом животворящим, глаголавшим пророки». То есть, во-первых, Он всем и всему даёт жизнь, и во-вторых, Святым Духом через Пророков и Апостолов написаны Священные книги Ветхого и Нового Заветов. Конечно же, и Отец, и Сын столь же животворящи, и столь же Они через тех же Пророков и Апостолов возвещают истину. Но всё же по неисповедимой премудрости Божией именно Святой Дух назван животворящим и глаголавшим через пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

После ектении о верных поется Херувимская песнь, во время которой совершается великий вход с «предложенными» Дарами. Этот вход знаменует собой добровольное шествие Иисуса Христа на страдание, смерть и погребение. По перенесении Даров диакон произносит ектению, в которой просит Бога освятить Дары и простить грехи всем молящимся. Далее следует возглас «Возлюбим друг друга», означающий, что только в любви и единомыслии мы можем исповедовать нашу веру. В первые века Церкви Христовой все стоящие в храме в это время приветствовали друг друга «лобзанием святым». В настоящее время это лобзание совершается только в алтаре между священнослужителями. Этим действием исполнилась заповедь Христова. «Если ... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди... примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой» ( Мф.5,23–24 ). Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва не будет благоугодна Богу. После выражения чувств любви священник или диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем». В древние времена этими словами напоминалось церковным сторожам охранять двери храма, чтобы никто из неверных не вошел в него, а молящиеся в нем стояли и внимали Премудрости Божией. В настоящее время нет привратников, и при возгласе этих слов каждый из предстоящих должен отнести их к себе, как призыв к охранению своих чувств от посторонних помыслов, и тем самым сосредоточить все внимание на церковном богослужении. Далее поется Символ веры , в котором верующие открыто исповедуют догматы христи­анской веры. В то же время они выражают и любовь к Богу, воспоминая домостроительство нашего спасения, совершенное через пришествие на землю Сына Божия. По окончании Символа веры произносится призыв к молящимся «Станем добре», потому что начинается самый ответственный момент, то есть Евхаристический канон. Это самая важная, центральная часть, ядро Божественной литургии. И замечательно то, что эта часть сохранилась до наших дней такой, какой она была установлена Самим Спасителем на Тайной Вечери. Возгласом «Станем добре» священнослужитель призывает молящихся стоять в храме с особым вниманием и благоговением, в совершенном мире и единодушии с ближними. После пения «Милость мира, Жертву хваления» священнослужитель, обращаясь к народу, возглашает апостольские слова: «Благодать Господа». Этими словами испрашиваются дары от каждого Лица Святой Троицы: от Сына Божия – благодать, от Бога Отца – любовь, от Святого Духа – причастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Поэтому рассказ о Евхаристии (от греческого слова «ευχαριστα» — благодарение) пойдет параллельно с рассказом о Церкви, о том, что она собой представляет и как Церковь и Евхаристия связаны друг с другом. Когда мы приступаем к святому крещению, во взрослом ли возрасте или в младенчестве, священник спрашивает у нас или у наших восприемников: «А веруешь ли ты Богу? Сочетался ли со Христом?» И мы отвечаем, что со Христом сочетались и веруем Ему, как Царю и Богу. Так мы присягаем служить Господу. Сразу после нашего ответа читается Символ веры, перечисляется то, во что именно мы веруем. В частности, в Символе веры есть и такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» . Это необходимо осмыслить: наряду с верой в Бога мы исповедуем и свою веру в Церковь. Ни в одной другой религиозной системе, кроме христианства, нет такого понятия — «вера в Церковь». По катехизису святителя Филарета Дроздова (1782/1783 — 1867), Церковь — это общество людей, объединенных единой верой и едиными обрядами. Впрочем, то же самое можно сказать о любом религиозном объединении, например, о мусульманском или иудаистском. К такому обществу можно принадлежать и заниматься исполнением обрядов, исходя из постулатов веры, но веровать в само это общество невозможно. Ни одно из них не является тем, чем становится Церковь для христиан. Так что же это такое — веровать в Церковь? Мы же не исповедуем обязанность посещать храм по воскресеньям и праздникам, не обещаем Богу держать пост, исповедоваться и причащаться. Церковь для христиан — это не только место, где они общаются с Богом, потому что с Ним можно общаться и дома, и в метро, и в лесу — в любом месте и в любое время. Веровать в Церковь — означает исповедовать, что она — есть Тело Христово, часть которой — мы с вами. Апостол Павел так пишет об этом: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12: 12–13) и добавляет: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12: 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

270. Обязательна ли для спасения принадлежность к Кафолической Церкви? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Он же спаситель тела» ( Еф. 5:23 ) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега . Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви. 271. Почему наша Церковь именуется «восточной»? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь . 272. Почему наша Церковь именуется «Апостольской»? Церковь называется Апостольской , потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной , или Правоверующей . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19–20 ). 273. Символ веры , когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

9) В православной Церкви есть много таких обрядов, о которых в Писании не говорится ни слова. 9) Совершенно верно. Но многие обряды Церковь содержит по Преданию Апостольскому. Кроме того, если св. Церковь имеет власть отворять и затворять двери рая для людей ( Мф. 18:19 ; Иоан. 20:23 ), то тем более она имеет право вводить новые или отменять старые обряды, которые не составляют существа веры. Поэтому всякий, противящийся Церкви из–за обрядов, или отрицающий установленные Церковью обряды является непослушным ее сыном, о котором сказал Христос: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). 2 Вопросы и ответы православного 1) Что такое священный обряд и священный символ? 1) Священным обрядом называется такое священное действие и символом такой священный знак, посредством которых выражается известная истина веры, известное религиозное чувство, церковно–историческое событие, или событие из жизни Иисуса Христа. 2) Почему необходимы христианские обряды? 2) Обряды необходимы потому, что без них не мыслима никакая общественная молитва , и частная молитва без них не полна, не совершенна, так как человек должен молиться не только духом, но и телом. Будучи обязательны для исполнения при общественном богослужении и принятие св. Таин, обряды крепче соединяют верующих в одну Божью семью, делая еще на земле всех равными перед Богом: богатого и бедного, вельможу и слугу, царя и раба. 3) Почему нужно молиться не только духом, а и телом? 3) Так как люди не бесплотные духи, а состоят из души и тела, то они должны прославлять Бога и служить ему в молитве и душой и телом. «И создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 1:27; 2:7 ). Душа и тело так крепко соединены, что всякое движение души проявляется в теле. Молитва есть сильнейшее движение души к Богу, почему должна обнаруживаться и посредством тела, как и Спаситель говорит: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). 4) Откуда из Писания видно, что молиться и служить Богу должно, не только духом, но и телом?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А может быть, и мечтают так, и баснословят!.. Но пусть, как хотят, мечтают и, что хотят, о нем говорят. Оно непременно будет, только им не в пользу, а в стыд и поношение вечное. Тогда они узнают, что истинно слово Божие, которое проповедует воскресение мертвых, когда оно сбудется на них самих. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин. 5:29 ). От таких эпикуров 16 , как от чумы, удаляйся, и подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван ( 1Тим. 6:12 ), и исповедуй, что наследие для христиан, богатство, честь, слава и все блаженство не здесь, не в мире сем, а в «жизни будущего века» ( Символ веры ), как и отечество и дом их там. Там приготовил им Небесный Отец все блага, и не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Истинные христиане только те блага получить стараются, а о житейских не заботятся, тем довольствуется, что имеют, по учению апостольскому: Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим. 6:7–8 ). Поревнуй святой дружине этой и последуй за ними, а лучше за Христом, Который в мире сем нищ был и не имел, где главу приклонить, хотя и весь мир, и небо, и землю, и все, что в них, в руке Своей имеет. Углуби в памяти своей апостольское увещевание: О горнем помышляйте, а не о земном ( Кол. 3:2 ). Это слово сказано всем христианам, которые хотят быть истинными, а не ложными христианами. А на тех не смотри, которые только и знают, что богатства собирают и прихоти свои исполняют, и в умножении богатства, и в искании чести и славы, и в расширении и украшении домов, и в приготовлении коней и карет, и в изобретении новой одежды, и в представлении различных трапез, плотоугодию служащих, и в прочем таком свои прихоти показывают. Такие далеки от Христа и от слова Его святого отступили. И видно, что они, подобно животным, того только желают и ищут, что видят, а чего не видят, того и не ищут.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В девятом члене символа веры мы исповедуем веру «в единую, святую, соборную и Апостольскую Церковь ». Такими наименованиями символ веры изображает величие Церкви Христовой и ее славные свойства. Она именно есть Церковь единая, святая, соборная и Апостольская. Все эти свойства мы рассмотрим теперь каждое порознь. Начнем с учения о единстве Церкви. Итак, Церковь есть едина. Спрашивается теперь, почему она есть едина? Для ответа на этот вопрос обратимся к Слову Божию. Когда апостол Петр в Кессарии Филипповой исповедал Иисуса Христа Сыном Божииим, то Господь ублажил его за это исповедание и сказал: «Ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». В этих словах Господь выразил обещание создать не многие церкви, а только одну. Равным образом и во многих притчах Господь изображает Церков свою как единую. Так, например, Он уподобляет ее то одному стаду или овчему двору, то одному полю, а перед наступлением Своих страданий Он так молился к Отцу Своему Небесному о всех верующих в Него: «да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… да будут совершены воедино». Из всего этого ясно видно, что Церковь есть едина по своему началу и основанию. Но она есть едина не только по началу и основанию, но и по внутреннему и внешнему устройству своему. В силу этого устройства она имеет единую Главу Христа, одушевляется Одним Духом Божиим. Все члены ее разделяются на пастырей и пасомых, и первые преподают одно и то же учение, совершают одни и те же таинства, следуют в управлении одним и тем же Божественным законам, а вторые принимают это учение, пользуются этими таинствами и повинуются водительству пастырей. Нечто подобное мы видим и в обыкновенной жизни. Почему, например, все мы, подданные русского царя, составляем единое русское царство? Конечно потому, что повинуемся одним и тем же законам и имеем одну главу – царя. И если бы кто из нас осмелился не повиноваться царю, тот был бы великим преступником, как человек, отрекающийся от отечества своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010