Посвящение в форме рукоположения в первый раз применено было при избрании Павла и Варнавы в Антиохии. Дух Святой, по сказанию 13-й главы Деяний апостольских, соизволил, чтобы Варнава и Павел отделены были на дело, к которому Он призвал их. Тогда апостолы, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (ст. 2–3). Итак, посвящение Варнавы и Павла совершено было чрез рукоположение при посте и молитве. Пример хиротонии в смысле церковного действия представляет посвящение семи диаконов в Иерусалиме: «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу ( Деян. 6, 2, 3 ). И одобрено было это предложение всем собранием. И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармéна, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Их поставили перед апостолами, и они, помолившись, возложили на них руки». В этом повествовании, как видно, речь идет о посвящении диаконов. Посвящение в эту должность соединено было с рукоположением. Следующие примеры посвящений указаны в 14-й главе Деяний святых апостолов, где говорится, что апостолы Павел и Варнава, проходя Листру, Иконию и Антиохию, рукоположили пресвитеров для каждой Церкви, помолившись и совершив пост, и предали их на служение Господу. О рукоположении также говорит апостол Павел в Первом послании к Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства» ( 1Тим. 4, 14 ). А во Втором послании к нему он пишет: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1, 6 ). Если допустить, что в обоих случаях апостол ведет речь о двух особых посвящениях, то нужно будет в первом видеть указание на посвящение Тимофея в сан священника, во втором – в сан епископа. Действительно, в древних надписаниях Послания к Тимофею он называется епископом Ефесским. Итак, основания для посвящения в духовные должности находятся в книгах Нового Завета. Положение это признается как восточными, так и западными христианами, включая протестантов; однако последние считают это посвящение простым обрядом, не имеющим сакраментального значения. Посвящение это во времена апостолов состояло из двух элементов: молитвы и руковозложения. Служение церковного управления – епископство

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Потому что печаль ради Бога и есть то острое чувство человеческого сиротства, когда человек, вдруг получив обетование усыновления и страшась утерять его, ревностно оберегает «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». О печали к смерти и о печали к жизни Пятница Мк. 2:18–22 2Кор. 7:10–16 Каждому ясно, что если человек умеет ходить, это ещё не значит, что он пойдёт на доброе дело. Но и вообще не бывает дела, хорошего и достойного самого по себе, если мы не видим цели, на которую оно направлено, и если не различаем духа, в котором оно совершается. И это касается даже видимых дел благочестия. Вот, например, человек постится. Господь сравнивает пост с мехами. Он говорит, что мехи бывают новыми или ветхими, и что вино в них может быть молодым или старым. А ведь может быть и в добрых мехах вино совершенно негодное. Вот приходит человек на исповедь. Священник спрашивает: «В чём грешен?» – «Ни в чём». – «Пост соблюдаешь?» – «А как же: все сорок дней и вообще ничего не ем». – «Может быть, кого осудил?» – «А как же их не осуждать, такую рвань и пьянь?!» – Вот и видишь, какое питьё содержится в этих, по-видимому, крепких и даже удивления достойных мехах. Или вот, например, человек опечален. Что может быть в этом плохого? Но, оказывается, и содержание печали может быть настолько противоположным, что одно «производит неизменное покаяние ко спасению», а другое «производит смерть». Ибо, что такое печаль? – Это как бы стон всего существа о потере чего-то главного в жизни. Печаль – это уже не просто забота. Забота всё-таки занимает, в основном, только голову. Господь дал заповедь: «не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» – Не заботься, переключи свои мысли на что-нибудь другое. Но нигде нет заповеди: «не печалься», потому что, очевидно, давать эту заповедь бесполезно. Печаль охватывает всю душу; она уже без слов. Печаль – это чувство, что нет и не может быть на свете ничего, кроме желаемого мною, и чего я лишён. И мирская печаль – это тоска о том, что проходит, о том, что тлеет, о том, что не есть истинное благо и чего по существу даже вообще нет. Это погружение ещё заживо в смерть, когда в душе нет точки опоры, чтобы из этого состояния выбраться, и нет даже желания – это сделать. Потому-то «печаль мирская производит смерть».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Почему Церковь устанавливает запрет не на излишество мясной пищи, но просто решительно не дозволяет в пост употреблять мясо? Потому, что излишество во всех снедях запрещает закон природы и Закон Божий. Закон природы возбраняет излишнее употребление пищи, ибо таковое употребление противно нашему естеству, несообразно с его природою, обременительно для нее и бывает причиною многих болезней. Закон Божий запрещает неумеренное употребление снедей, о чем и говорит Сам Господь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством (Лк. 21,34). Посему нет надобности устанавливать новый закон относительно излишнего употребления пищи. Святая Церковь не благоволила определить количества снедей в силу различных потребностей человеческого организма, а установила одно качество для обуздания плотских страстей, и ради других причин запретила употребление мяса в урочное для поста время. 4. О соблюдении поста в среду и пятницу На то, чтобы христианину поститься в среду и пятницу, есть 69 апостольское правило, гласящее: " Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец во Святую Четыредесятницу, т.е. в Великий пост, и в продолжение всего года по средам и пятницам не постится, да будет извержен, если только не препятствует ему телесная болезнь: немощному позволено, по мере сил, вкушать масла и вина. Если же мирянин не постится (в определенное время), да отлучится " . Это же подтверждают и святые отцы. Так, священномученик Петр Александрийский в 15 правиле покаяния говорит: " Мы должны поститься в среду и пятницу. В среду - по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу - потому что в сей день Он пострадал за нас " . Святитель Феофилакт Болгарский, приводя слова из Евангелия от Марка: Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк.14,1),- дает словам этим следующее толкование: " В среду составили совет, посему и мы постимся в среды " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Преподобный Макарий Желтоводский Унженский (25 июля) «Однажды, когда путники сильно устали и проголодались, им попался лось, и они захотели его заколоть. Это было на берегу реки Унжи. Однако преподобный Макарий не благословил за­колоть его, потому что в то время был пост Апостольский. Но, чтобы отметить пойманного лося, преподобный Макарий велел надрезать ему кончик уха. По милости Всемощного, даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника Апостолов. И 29 июня, когда пост окончился, этот самый лось оказался опять среди толпы . Тогда его закололи, и путники подкрепили свои силы» с. 435]. В Библии засвидетельствовано, что когда народ еврейский возроптал на Бога в пустыне, желая насытиться мясом и вспоминая котлы мясные, которые они имели в Египте, Господь сотворил знамение – послал им в пищу птиц. Подобный эпизод происходил дважды. Первый раз – в пустыне Син, в пятый месяц по выходе из Египта. Исход, гл. 16 11. И рече Господь к Моисею глаголя: 12. Слышах роптание сынов Израилевых; рцы к ним глаголя: к вечеру да снесте мяса и заутра насытитеся хлебов и увесте, яко Аз есмь Господь Бог ваш. 13. Бысть же вечер, и приидоша крастели и покрыта полк. 11. И сказал Господь Моисею, говоря 12. Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. 13. Вечером налетели перепелы и покрыли стан. Это было последнее «заговенье на мясо», дарованное Господом утешение обильной мясной пищей. Действительно, со следующего дня питанием израильтян стала манна небесная, посылаемая им от Бога в течение сорока лет пребывания в пустыне. Второй раз Бог проявил Свое всемогущество и послал евреям птиц в пустыне Фаранской близ Асирофа в месте, которое именуется в Библии Гробы похотения ( Числ.11:34 ). Евреи в то время сильно возроптали на Бога и прогневали Его. Священное Писание свидетельствует, что Господь тогда, посылая птиц, покарал израильтян язвою за то, что они предпочли питаться не манной, но обычной мясной пищей, которая еще была в зубах их. Однако это никак не умаляет чудесного знамения, которое Бог явил, посылая Своим людям в пустыне обильное питание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разве дело в том, что есть, а чего не есть… Главное, чтобы мы поняли, что наша пища — это Христос, и к этой пище стремились бы больше всего, чтобы она нас просвещала, чтобы мы молились, как Амвросий Медиоланский, говоря: Господи, исцели мой недуг, чтобы кроме Тебя я не видел в этом мире никакой другой красоты. Так вот, вступая в нынешний пост, давайте приложим все силы своей души, чтобы научиться подражать Христу, чтобы вырваться из плена, который заставляет нас работать греху, работать миру, удивляться его красоте, всё время поворачиваться туда, где нас призывают быть свободными от Бога, от любви к Нему, от подражания Ему. И тогда этот пост обязательно нас изменит, сделает настоящими христианами не по названию, а по смыслу, чтобы мы смотрели на мир иными глазами и видели, что наша красота — это Христос, наша жизнь — это Христос, наша пища — это Христос, наше питие — это Христос, воздух, которым мы дышим, — это Христос. Аминь. О единстве во Христе 2006 г. Сегодня я хочу обратить ваше внимание на апостольское чтение, на отрывок из четвёртой главы Послания апостола Павла к Ефесянам. Он звучит так: Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:1–6). Вот такие слова, обращённые ко всем нам. Апостол просит, не просто просит, а умоляет всех нас быть совершенно едиными друг ко другу, хранить союз любви в духе мира, быть единым телом, в котором пребывает Сам Господь. Когда я читал эти слова, готовясь к сегодняшней проповеди, для меня стало очевидным, к чему призывает нас Апостол, о чём он нас умоляет. Быть достойным звания, в котором мы призваны, это значит, конечно же, быть достойными христианами. Об этом идёт речь. Апостол умоляет нас быть Церковью.

http://pravmir.ru/propovedi-aleksiya-umi...

Савл и Варнава, пробыв некоторое время в Иерусалиме, возвратились в Антиохию и привели с собой молодого ученика, по имени Иоанна — Марка, родственника Варнавы. Благодать Божия была на Церкви Антиохийской — она быстро умножалась и считала между членами своими много людей, святых и угодных Богу. Писание называет пророками и учителями: Варнаву, Савла, Симеона, называемого Нигером, Луция Киринеянина, Манаила. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой повелел им отделить от себя Варнаву и Савла на дело, особенно предназначенное для них; и тогда братья, совершив пост и молитву, возложили на них руки и отпустили их. Варнава и Савл предназначались для благовествования в других странах. Заметим здесь порядок правления, соблюдаемый в древней Церкви. Варнава и Савл, избранные Самим Духом Божиим, однако, принимают рукоположение от Церкви. Возложение рук есть вместе благословение и посвящение. Они готовятся к делу своему молитвой и постом. В память как этого поста, так и других подобных установлен у нас Апостольский пост, более известный под именем Петровского поста: название не совсем правильное. Следуя внушению Духа Святого, Варнава и Савл отправились в путь; с ними был и Иоанн — Марк и служил им. Прежде всего они посетили остров Кипр, родину Варнавы. Жители этого острова были ревностные язычники; однако же, правитель острова, Сергий Павел, очень желал услышать новое учение и призвал к себе апостолов. Но один иудеянин, по имени Вариисус, выдававший себя за волшебника, старался отвратить его от этого. Вероятно, он приобрел влияние над народом и правителем и опасался, что потеряет это влияние, когда им будет известна сила Божия. Савл строго укорил лжеца за то, что он совращает людей с прямых путей Господних. «И ныне, — прибавил он, — ce рука Господня на тебе: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». И внезапно лжеучитель ослеп и стал ощупью искать провожатого. Это чудо поразило всех, и правитель уверовал в Господа Иисуса (Рассказы из Истории Христ. Церкви, Бахметевой, ч. 1, стр. 48).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Самый пост, как некое добровольное ограничение себя в пище, является не только сам по себе неким упражнением духовным, дисциплиной очень полезной для здоровья человеческой души, но он и освящен примером святых апостолов Христовых, постившихся при своем служении Господу, о чем неоднократно упоминается на страницах Нового Завета ( Деян.13:2-3; 14, 23 . Ср. 2 Кор.11:27), и прежде всего великим примером Самого Господа, постившегося после Своего Крещения во Иордане от Иоанна и пребывавшего в пустыне без еды сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:2 и др.). И ввиду таких ясных указаний в писаниях апостольских и самом Евангелии, человек, презирающий пост, на самом деле лишает себя права называться христианином. Но дело, конечно, не только в воздержании от пищи. И дело, конечно, не в том, что какая-то пища, на самом деле данная нам Богом, стала бы сама по себе осквернять человека. Христос ясно говорит: «Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его… Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк.7:18-23 ). И Церковь ненапрасно именно сегодня, перед началом Великого поста, предлагает нам к размышлению апостольские слова: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест». Внешний облик поста может быть очень разнообразным у различных людей. И особенно от людей со слабым здоровьем, от людей старых или же несущих какой-то исключительно тяжелый труд никакие особые подвиги в этом отношении не требуются. Ибо главное – не воздержание от пищи, а любовь и молитва. Постом и молитвою мы должны простирать свои руки ко Спасителю Богу со смиренною просьбою: «Милостиве, помилуй мя падшаго». Тогда Сам Господь даст нам свыше Свою руку, спасающую и укрепляющую нас. Главное – искреннее всесердечное обращение к Богу и искреннее обещание Ему оставить всякий греховный навык, какой кто имел.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Слово «жребий» (κλρος) в рассматриваемом тексте употреблено трижды. Сначала его использует Петр, говоря об Иуде, который был сопричислен к апостолам и «получил жребий служения сего», а затем оно используется в описании способа, с помощью которого был выбран один из двух кандидатов. Почему именно такой способ был использован? Очевидно, именно с той целью, чтобы исполнить не человеческую волю, но волю Божию. Нигде далее в Деяниях такой способ принятия решений не упоминается (хотя в последующей истории Церкви избрание на то или иное ответственное служение при помощи жребия в отдельных случаях имело место 164 ). В то же время молитва перед принятием важных решений, в том числе касающихся поставления на то или иное служение, становится постоянной практикой. Апостольская община делала свои первые самостоятельные шаги, и для ее членов важнейшей задачей было научиться руководствоваться действием Святого Духа, а не собственной человеческой волей. В 13-й главе Деяний приводится эпизод с участием пяти пророков и учителей: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:2–3 ). Здесь принятию важного решения предшествуют богослужение, пост и молитва , а само решение приписывается Святому Духу. В 15-й главе Апостольский Собор подкрепляет свое решение формулой «угодно Святому Духу и нам» ( Деян. 15:28 ), подчеркивающей действие Святого Духа в решениях апостолов. Избрание Матфия представляет собой первый случай имплементации в церковной общине того принципа, который в богословии XIX–XX веков стали обозначать при помощи термина «соборность». В связи с этим эпизодом можно выделить три аспекта соборности: 1) решения в Церкви принимаются коллегиально; 2) обсуждение вопроса ведется всей общиной, но руководит обсуждением один человек – фактический председатель собрания; 3) цель обсуждения – выявление воли Божией, и само решение трактуется как имеющее не только человеческое, но и божественное измерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Церковные заповеди не трудны для ревнителей благочестия и для того даются, чтобы облегчить нам исполнение заповедей Божиих. Церковь в своих правилах считается и с возрастом, и с состоянием чад своих. К Великому посту, например, она приготавливает нас постепенно, возвещает о нем заранее, в самый пост оглашает нас умилительным пением, поучает примерами святых, руководит молитвами и особенными священнодействиями, в некоторые дни облегчает пост. Заповеди Святой Церкви — это истинно материнские завещания! Мать ничего не требует от детей, что выше их сил. Исполняющих заповеди церковные она вознаграждает духовной пользой, какую доставляет послушным. Ты, послушный сын Церкви, приучаешь себя с детства неуклонно посещать святой храм, слушаешь молитвы и все богослужение, ты привыкаешь в постные дни ограничивать свои чувственные похотения, этим послушанием Церкви ты полагаешь основание всем добродетелям христианским. И исполняется слово Господне: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом! Если кто не заботится о соблюдении заповедей церковных, то можно ли поверить, что он строгий исполнитель заповедей Божиих? Посмотрите на людей благочестивых: они свято чтут предписания Святой Церкви, они любят ее богослужения и собрания, ее обычаи, ее книги и песнопения. Чада Церкви Православной! Не верьте разумным нынешнего века, будто нет греха в нарушении уставов Святой Церкви! Так могут думать только те, кто не знает или не хочет знать ее духовной власти над нами. Церковь облечена силой и властью Христовой, имеет ключи Царства Небесного; что разрешает или связывает она на земле, то разрешается или связывается на небесах. Пастырям ее сказал Господь: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается». О власти церковной вообще сказано: «…если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь», то есть то же, что нехристианин. Значит, если ты не покоряешься уставам церковным, то не покоряешься власти апостольской, власти Христовой; тогда, если не обратишься и не покаешься, все источники спасения для тебя заградятся, ибо спасение только в Церкви Православной.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Аминь. Беседа вторая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святая Церковь ныне вводит нас в общение с тем страшным часом, когда мы все предстанем перед страшным Престолом Господа славы, когда Судия живых и мёртвых, Господь Иисус Христос приидет во славе и каждому воздаст по его делам. Святая Церковь этим воспоминанием заканчивает приготовление наше ко входу в Великий пост. Если мы только что, в Неделю о блудном сыне, видели всю любовь к нам Отца Небесного, Который не только принимает раскаявшегося блудного сына, но Сам идёт к нему навстречу, Сам падает к нему на шею, Сам облекает его в одежду первую, ризу нетления, которую раздрал сам этот падший сын, и даёт перстень на его десницу и закалывает тельца упитанного (см.: Лк. 15:11–32 ), то перед нами встаёт вопрос, как же может этот любящий, всепрощающий Отец наш прийти снова на землю и судить живых и мёртвых. Вот Святая Церковь не смущается тем, что смущает многих из нас; не смущается тем, как это может быть совмещена любовь Божия, проявившаяся в том, что Он Сына Своего послал в мир «нас ради человек, и нашего ради спасения», с представлением о Нём, как о грозном Судии, Который поставит одних по левую, других по правую сторону Своего Престола. Если бы мы внимательно отнеслись к богослужению, если бы мы воспринимали то, что ежедневно даёт нам в нем Святая Церковь в дни подготовительные к Великому посту, тогда исчезло бы из нашей души это внутреннее противоречие. Во дни седмичные Церковь переносит всё наше внимание на евангельское и апостольское чтения. Чтение апостольское избирается из послания апостола Иоанна Богослова, и всю эту седмицу мы слышим здесь, в храме, от апостола любви о любви Христовой: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1Ин. 3:16 ). Дети мои! станем любить не словом или языком но, делом и истиною ( 1Ин. 3:18 ), – слышим мы, и, раскрывая нам в этих чтениях [слова] апостола о любви, Святая Церковь показует нам эту любовь уже как делание на евангельских чтениях. Те из вас, которые имеют прекрасный обычай читать ежедневно Евангелие дня или были в течение этой седмицы в храме, знают, что в понедельник читалось Евангелие о входе Господа в Иерусалим, во вторник – о соглашении иудеев с Иудой на предательство Спасителя и о Тайной вечере, в среду – о взятии Господа в саду Гефсиманском, о предстоянии Его у священника и об отречении Петра, в четверг – об обвинении Его у Пилата, в пятницу – о распятии и смерти Спасителя на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010