С обеих же сторон ниже меня старцы сидели – вожди стада, возраст избранный. А служители в одеждах блистающих стояли – образы ангельской красоты» h6 (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso 16//PG 37, 1255). 457 Касательно этого и новелла приснопамятного императора Алексея Комнина определила, чтобы каждому учителю Великой церкви выдавали 50 модиев хлеба и 3 литры монет, т. е. 216 монет (так как каждая литра содержит 72 монеты), и чтобы им предоставлялась честь стоять сразу после царских архонтов и рядом с патриархом как его представителям. Новелла также определила, чтобы из учительского звания они поступали на церковные должности. И Павел сказал, что должно оказывать сугубую честь тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5:17 ). И еще говорит: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес. 5:12–13 ). И еще: Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор. 9:14 ). И апостолы в «Апостольских постановлениях» (кн. 7, гл. 10) пишут следующее: «Говорящего тебе слово Божие прославляй и вспоминай о нем день и ночь, чти его не как виновника бытия, но как доставляющего тебе благобытие, ибо где учение о Боге – там присутствует Бог . Ищи каждый день встреч со святыми, чтобы утешиться их словами. Не враждуй с ними, помня Дафана и Авирона, восставших против Моисея» (Const. Ар. VII, 9//PG 1, 1005В–1005С). Об этих учителях Церкви Бог говорит через Исаию: И на стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей на весь день и на всю ночь, которые никогда не умолкнут, напоминая о Господе ( Ис. 62:6 ). Следовательно, согласно этому слову, учителя и священнопроповедники обязаны не пренебрегать своим делом, но всегда учить народ. 458 Помимо упомянутых, существуют следующие подложные книги: Откровения Адама, Ламеха, молитва Иосифа Прекрасного, Моисеевы Откровение и Завет, Псалмы Елдада и Соломона, неизвестные изречения Исаии, Откровение Софонии, Третья книга Ездры, Апокалипсисы Богородицы, Петра, Павла, Послание Варнавы, Путешествия апостолов, книга Матфея и Варнавы, Учение Климента, Деяния Павла, Учение Игнатия и Поликарпа, книги учеников Симона, Дима, Клеова и Николая, книги еретиков манихеев, Седьмое Евангелие, Семисловная агапа, Трактат о молитве, Дела гигантов, Евангелие Филиппа, Детство Христа, Деяния Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Святитель Амвросий Медиоланский наставляет нас (истолковывая слова Авраама: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли ): «Совершенному уму не свойственно принимать ничего земного, ничего из телесных обольщений, но воздерживаться от земного. Поэтому Авраам говорит: ничего не возьму из всего твоего. Он уходит от неумеренности, словно от заразы, избегает телесных чувств, будто погибели, отвергает мирские наслаждения, ища то, что превыше мира. Вот что означает поднимать руки к Господу (т. е. показывать, что чист от всего — О. С,). Трудолюбивая рука — добродетель души; он поднимает ее не к плоду земного древа, а к Господу, Который сотворил , — сказано, — небо и землю (Быт. 1, 1), то есть умопостигаемую и видимую природу. Ибо невидимая сущность — это небо, а видимая, или чувственная, природа — земля. Потому это место означает то, что Авраам простирает добродетель своей души до небесных вещей, чтобы из той умопостигаемой сущности усвоить возвышенность созерцательной жизни, созерцая не то, что видимо, но то, что невидимо, то есть не земное, телесное или настоящее, но бестелесное, вечное, небесное. А из этой видимой природы он извлек пользу, относящуюся к практической и гражданской жизни» . И далее: Кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю (Быт. 14, 24). Здесь Аврам не отказывает в некоей контрибуции для его союзников, которые ходили с ним в поход. Но подобное исключение из правила только подчеркивает значимость правила. С другой стороны, забота Авраама о союзниках и о слугах предвосхищает последующее апостольское отношение к уверовавшим из числа язычников (бережное и внимательное). Но! Кто такой Мелхиседек, о котором мы прочитали, что он Мелхиседек, царь Салимский… священник Бога Всевышнего ? Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия. Предложение хлеба и вина усиливает схожесть Мелхиседека с Христом (Киприан); кроме того, ни Мелхиседек, ни Христос не имели родословия (Златоуст). Мелхиседека можно еще отождествить с сыном Ноя Симом, который получил священство от своего отца (Ефрем). С Мелхиседека началась евхаристическая жертва, приносимая теперь христианами (Августин). Тот факт, что Аврам предложил Мелхиседеку десятину, показывает, что патриарх был скромен даже в победе (Амвросий).

http://pravoslavie.ru/101713.html

«Сие да помышляет таковый, яко яцы же есмы словом посланий отстояще, таковии и ту суще есмы делом». Мы в состоянии обнаружить величие апостольского достоинства и показать, что дела соответствуют писаниям. 2Кор.10:12 .  Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. «Не смеем бо судити, или прикладовати себе иным хвалящым себе самех: но сами в себе себе измеряюще, и прилагающе себе самим себе, не разумевают». Весьма неясно написал место сие Апостол, не желая явственно обличить виновных. Разумеет же следующее: они, смотря на себя самих, предположили о себе, что они одни всех больше; а что касается до нас, то да не будет того, чтобы мы, подобно им, стали оценивать сами себя. Сие же яснее дает видеть в следующих словах. 2Кор.10:13 .  А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. «Мы же не в безмерная похвалимся, но по мере правила, егоже раздели нам Бог меру, достизати даже и до вас». Апостол «мерою правила» назвал данную Богом благодать, потому что Великодаровитый разделил ее верующим. Сие же сказал и в Послании к Римлянам: «коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры» ( Рим. 12, 3 ). Разумеет, же: мы отсекаем неумеренность в мыслях о себе, а взираем на дарованную благодать и знаем, что течение наше простерлось даже и до вас. Ибо сие дают видеть последующие слова: 2Кор.10:14 .  Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. 2Кор.10:15 .  Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш. 2Кор.10:16 .  Так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. «Не яко бо не досяжуще до вас паче простираем себе, даже бо и до вас достигохом благовестием Христовым: не в безмерная хвалящеся в чуждих трудех, упование же имуще, растущей вере вашей, в вас величатися по правилу нашему изобилно, во еже и в дальших вас благовестити, не чужим правилом в готовых похвалитися». Мы употребили данную нам меру и ею измеряем дела свои; знаем же, что доходили и до вас и вам принесли Божественное Евангелие; но надеемся пройти и дальше, конечно, когда вы утвердитесь в вере и засвидетельствуете о наших трудах. Да не будет же того, чтобы стали мы превозноситься чужими трудами! Ибо сие выразил словами: «не чужим правилом в готовых похвалитися». Противникам же дает разуметь, что они не берут на себя труда проповедать еще не уверовавшим, а стараются только развращать принявших проповедь. Поскольку же неоднократно повторял слово «хвалимся», то, чтобы не подумали они, будто бы действительно думает о себе высоко, по необходимости присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Смотри также Апост. 5:51. Правило 2 Если кто-то будет осуждать вкушающего с благоговением и верой мясо (без крови, не идоложертвенное и не удавленину) как не имеющего из-за этого вкушения надежды, да будет анафема. (Апост. 51, 63; VI Всел. 67, Анкир. 14; Василия Велик. 86.) Толкование Апостол пророчествовал, что и об этом скажут приверженцы Евстафия, осуждающего тех, кто ест мясо. Ведь далее в вышеприведенном апостольском изречении сказано: Запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением ( 1Тим.4:3 ). Поэтому настоящее правило предает анафеме осуждающих того, кто с благодарением и верой вкушает мясо (исключая кровь, идоложертвенное и удавленину), и утверждающих, что у него нет надежды на спасение из-за того, что он ест мясное. Смотри также Апост. 51, 63. Правило 3 Если кто-то будет под предлогом благочестия учить раба презирать господина, уклоняться от служения ему и не прислуживать своему господину с добрым расположением и всяким почтением, да будет анафема. (Апост. 82; IV Всел. 4; VI Всел. 85; Карфаг. 73; Василия Велик. 40, 42.) Толкование Апостол говорит, обращаясь и к Тимофею: Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести... Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им ( 1Тим.6:1–2 ), и к Титу: Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем ( Тит.2:9 ). Поскольку апостол, повторяю, говорит так, а евстафиане учили противоположному, то настоящее правило, следуя апостольскому учению, анафематствует тех, которые учили рабов презирать своих хозяев и уклоняться от того, чтобы служить им со всякой любовью и уважением. Прочти также Апост. 82. Правило 4 Если кто-то не решается причащаться Святых Таин от женатого священника, потому что ему якобы не должно литургисать, да будет анафема. (Апост. 5; VI Всел. 13, 48; Карфаг. 4, 33) Толкование Настоящее правило анафематствует евстафиан и всех прочих, которые не решаются причащаться Божественных Таин из рук женатого иерея и уклоняются от этого, утверждая, что из-за того, что он состоит в браке, ему не следует совершать литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Супружество и монашество Х.1. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт.2:24 ). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я». Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения. Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом ( 1Кор.7:8 ), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» ( 1Тим.4:2–3 ). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто… удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв… что Бог , созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви». Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского собора: «Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою». Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на эти правила, указал на «недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку». Понятие о законном браке

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

также примеч. к Апост. 60) и как поступил VI Вселенский собор с «Апостольскими постановлениями». Потому и священный Августин, зная это, точно заметил: «Я бы не поверил в Евангелие, если бы меня к этому не побудил авторитет Церкви» (письмо 154). Из всего сказанного следует вывод о том, что никто не может противиться Вселенским соборам, оставаясь при этом благочестивым и православным, но вообще все без исключения обязаны им повиноваться. Ибо противящийся и сопротивляющийся им тем самым противится и сопротивляется Самому Духу Святому, говорящему через Вселенские соборы, становится еретиком и предается анафеме, поскольку и папа Григорий Двоеслов (кн. 1, письмо 24) предает анафеме не повинующихся Вселенским соборам. Да и сами Соборы анафематствуют не повинующихся им. Да что там еретиком – язычником и нечестивцем признается тот, кто не слушается Церкви, чье лицо представляет Вселенский собор! Ибо Господь сказал: Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:17 ), поскольку Вселенский собор – это последнее решение и суд Церкви, согласно Августину (письмо 162). To же самое Бог заповедал соблюдать и собору иереев Ветхого Закона: Если же, сказано, затруднительно будет для тебя рассудить дело между кровью и кровью, и между судом и судом... и придешь к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и, исследовав, они возвестят тебе решение... не уклоняйся от суждения, которое они возвестят тебе, ни направо, ни налево. А человек, который поступит так заносчиво, что не послушает священника, или судьи, пусть умрет человек тот, и истреби лукавого от Израиля ( Втор. 17:8–9,11–12 ). Нужно добавить к сказанному, что Вселенскими названы в собственном смысле только семь Соборов, потому что все они были собраны по законам Вселенских и определили все, что было необходимо знать. Следовательно, все возникающие вопросы могут быть легко разрешены на основе постановлений этих семи Соборов (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 633). Несмотря на то что после VII Вселенского собора и другие Соборы назывались Вселенскими (как Двукратный собор и Собор в храме Святой Софии), однако их называли так неправильно, потому что ни один из них не был созван по законам Вселенских соборов, а значит, они не могут быть причислены к семи Вселенским соборам и увеличить их число.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1Кор.11:2 . «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам». Объяснение. Отсюда видно, что Предание было раньше Писания; первоначальная обязанность христиан состояла не в сохранении писанного апостольского слова, которое явилось не вдруг, а в сохранении устного апостольского Предания, за что апостол и хвалит и умоляет держаться Предания: 2Фес.2:15 ; 1Кор.15:1 . 1Кор.14:37 . «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни». Объяснение. Здесь нисколько не говорится о том, что должно руководствоваться одним только Священным Писанием в делах веры и благочестия, а раскрывается лишь истинное понятие о дарах Святого Духа и восстановляется порядок в Коринф. церкви, так как Коринфяне дозволяли даже женщинам учить в церкви – ст.34–35. Гал.1:8–9 . «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как и прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Объяснение. Отсюда правильнее можно заключить, что апостол говорит об устном благовестии: ст.9, а потому лишь защищает, а не опровергает Священное Предание. В этой же главе ст.11–12 апостол как бы так говорит: вы от меня получили божественное учение и строго держитесь его. Апостол в своих посланиях неоднократно настаивает на необходимости держать Предания: 2Фес.2:15 ; 1Тим.6:20 ; 1Кор.11:2 , и сам пользовался устным Преданием: Деян.20:35 (слов, сказанн. здесь: «блаженнее давать...», нигде в Евангелии нет). Предавая анафеме людей, благовествующих не то, что благовествовал он, апостол, очевидно, разумел еретиков всех времён, отвергающих Предание. 2Фес.2:15:3:6 . «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Объяснение. Здесь разумеется предание не только устное, но и письменное. Отсюда можно заключить, что апостолы не всё передали верующим чрез послания, но многое сообщили и без письмен: 2Ин.1:13–14 ; 2Тим.2:2 ; слово и послание ясно разграничиваются: 2Тим.1:13 ; Кол.4:16 . В устной проповеди передано было христианам не только вероучение и нравоучение, но и правила благочестия, против которых грешили те, которые поступали бесчинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2, 15), и завещает им именем Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от него (2 Фесс. 3, 6). Так и ныне христиане должны удаляться от тех, которые отступают от св. церкви, отвергая предания св. апостолов. Коринфянам же св. апостол писал: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам (Кор. II, 2). Епископу Тимофею он писал: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного разума, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6, 20, 21). Держись образа здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовию во Христе Иисусе, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 1,13:2,2).Св. Иоанн Богослов, дополнявший в своем евангелии сказания других евангелистов, говорит: много сотворил Иисус перед учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей (Иоан. 20, 20). Последние же слова евангелия его таковы: многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно; то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (21, 25).В книге Деяний апостольских сказано, что Иисус Христос по воскресении своем в продолжении сорока дней являлся апостолам и говорил о царствии Божием (Деян. 1, 3), но что он говорил, этого не сказано, а явления Его апостолам по воскресении описаны в евангелиях кратко и притом не все; так у апостола Павла в послании к Коринфянам (гл. 15) говорится о явлении Его пятистам человекам, а также апостолу Иакову, о чем не сказано в евангелиях. Сами книги Св. Писания утверждаются на предании. Мы приемлем 27 книг Нового Завета, написанных святыми апостолами; но почему мы уверены, что эти книги написаны действительно св. апостолами? Единственно по преданию, переходившему от времен апостольских до наших дней.Если и признать, что в Св. писании изложены все главные истины,, необходимые для спасения людей; то в нем не изложены священные действия при совершении святых таинств и правила церковного управления; то и другое дошло до нас через Священное Предание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

7) Рим. 9, 10, 11 . Разъясняются причины и значение неверия иудеев. III. За вероучительной идет нравоучительная часть ( Рим. 12–15:13 ), в которой Апостол: А) Рим. 12 . Сначала излагает общие нравственные обязанности оправданных верой, как согласных и содействующих друг другу членов тела Христова. Б) Рим. 13 . Потом в отношении гражданском говорит о строгом повиновении властям и отдавании всякому должного; так чтобы не оставалось никакого долга, кроме неоплатного долга любви к ближним. В) Рим. 14–15:13 . Наконец, рассуждая о так называемых безразличных предметах (пище, питии и различении дней), Апостол предлагает учение и правила о снисхождении к немощным в вере. IV. В заключении ( Рим. 15:14–16:24 ). Апостол: 1) Объясняет Римлянам смелость и настойчивость своего к ним послания ( Рим. 15:14–16 ). 2) Извещает об успехах своей проповеднической деятельности ( Рим. 15:17–21 ). 3) Излагает свое желание посетит Рим и те препятствия, которые мешали осуществлению сего желания ( Рим. 15:22–33 ). 4) Заканчивает послание приветствиями ( Рим. 16 ). I. Предисловие ( Рим. 1:1–17 ) Надписание. «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию», еще в писаниях пророческих общанному, о Богочеловеке, «который родился от семени Давидова по плоти, и открылся Сыном Божиим в силе, по Духу Святыни, чрез воскресение из мертвых». Это надписание напоминает таковое же в послании к Галатам: «я Павел, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом»… а) В силу какого права Апостол берет Римлян в свое попечение? ( Рим. 1:5–7 ). «Мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его (т. е. Иисуса Христа Господа нашего) покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы… благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Итак, право свое на Римлян Св. Павел основывает на своем апостольстве, в которое он призван самим Иисусом Христом. «И вы Римляне в числе тех народов, просвещение которых поручено мне, – так перефразирует апостольские слова Блаж. Феодорит, – не думайте, что присвояю себе чуждое, и восхищаю нивы, предоставленные другим. Меня поставил Владыка проповедником у всех нардов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  Введение «Братия, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). Казалось бы, одних этих апостольских слов достаточно было для того, чтобы православному христианину всегда быть готовым на спасение духовно погибающих в еретических заблуждениях близких ему людей. Но действительность показывает иное: у некоторых из нас, быть может, и является иногда желание спасти духовно погибающего брата и как его, так и себя утвердить в истинах православного учения, да беда в том, что не велик и, пожалуй, ничтожен у нас самих запас знаний этих истин, а подчас мы не можем не только спасти или вразумить заблуждающегося, но не можем дать ответа и о нашем уповании. Всё это происходит от нашего нерадения к делу спасения своей души и душ близких нам людей. Нерадение это заключается главным образом в том, что очень мало мы трудимся над собою для этого святого дела. В чём же должен состоять этот труд? Конечно, прежде всего в исполнении заповедей Господних, сокращённо выраженных словами Спасителя о любви к Богу и ближним, а затем Сам Господь говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин.5:39–40 ). Так вот, чтобы избежать такого справедливого укора, мы должны каждый день заглядывать в словеса жизни, в книги Священного Писания , а чтобы знание Слова Божия не скоро испарялось из нашего сознания, необходимо при чтении Слова Божия придерживаться какой-либо системы, так, например, кроме чтения по указателю евангельских и апостольских ежедневных чтений, не бесполезно было бы придерживаться ещё и следующего правила: после прочтения того или другого места Писания размыслить: 1) О ком или о чём читал и что читал? 2) Могу ли рассказать прочитанное?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010