Из всех спутников святого Павла о Тимофее мы знаем более всего подробностей. Начиная с этого времени, он почти неразлучный спутник Павла и упоминается в большей части посланий его. В 2 Тим. 1:5 мы находим подробности об его родителях. Когда Апостол был в узах в Риме, и Тимофей был с ним. Как видно из стихов 2 и 3, он был родом из Листры. Имея отца язычника, а мать иудеянку, Тимофей принадлежал, так сказать, и к иудейству и к язычеству и, таким образом, был очень пригоден для проповеди тем и другим.    В сопровождении Силы и Тимофея, Апостол Павел прошел по всем городам Писидии, Ликаонии и Памфилии, где уже было насаждено им христианство в первое его путешествие, передавая постановление апостольского собора. Церкви там укреплялись и численно росли, как свидетельствует Дееписатель. Деян.16:6. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Деян.16:7. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Деян.16:8. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.    Из Писидии святой Павел со своими спутниками предпринял путешествие во внутренние области Малой Азии — Фригию и Галатию. По всей вероятности, в это время основаны были те церкви в Галатии, к которым потом Павел писал одно из самых важных своих посланий к Галатам, а равно и церкви фригийские в Колоссах, Лаодикии и Иераполе, к которым также потом было написано послание к Колоссянам. Из Галатии и Фригии проповедники предположили было идти в западные провинции Малой Азии, известные под именем проконсульской Азии, или Асии в тесном смысле слова — Мисию, Лидию и Карию — все западное малоазийское побережье Средиземного моря, но «не были допущены Духом Святым проповедовать слово» там. Это было тогда, когда они дошли уже до Мисии, вследствие чего они предположили было идти в Вифинию, пограничную с Мисией, северо-западную область Малой Азии, но «Дух» опять «не допустил их» туда. Надо полагать, это было потому, что они призывались к миссионерской деятельности в Европе, почему они, несомненно по внушению Духа, миновав Мисию, пошли в приморский город Троаду, откуда морем недалеко было переправиться в Европу. Здесь действительно ими было получено откровение об этом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   Как бы давши отчет Антиохийской общине о своей миссии, ап. Павел и Варнава некоторое время спокойно отдыхали от трудов своих (14:27—28). Мир их был нарушен пришедшими из Иудеи, конечно, иудео-христианами. Они подняли еще нерешенный вопрос - при каких условиях язычники могут вступать в христианскую Церковь - и предрешали его в узко-иудейском смысле: под условием обрезания и вообще соблюдения Моисеева закона (15:1). Между тем миссионеры tacito modo предполагали, что Моисеев закон для христиан из язычников не обязателен, так их понимали и сами обращавшиеся в Церковь язычники. Естественно возгорелся спор. Для прекращения разногласий в Антиохийской общине было решено - послать Павла и Варнаву в Иерусалим к апостолам и старцам (Деян. 15:2). Придя в Иерусалим с Варнавою и в сопровождении еще новообращенного эллиниста Тита, ап. Павел «предложил (апостолам) благовествование… особо знаменитейшим», т. е. Петру, Иакову, Иоанну со смущающею его мыслью: «Не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался». Он видел в большой опасности дело своего благовествования. Апостолы, узнавши о миссионерской деятельности Павла и Варнавы, увидели в их деятельности явное благословение (благодать) Бога и «подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычниками, а им к обрезаным, только чтобы мы помнили нищих». Т.е. Павлу было вверено «благовестие необрезания, а Петру - обрезания» (Гал. 2:1—10). Это соглашение было принято в тесном кружке апостолов; собрание же в церкви описывает Лука в 15 гл. Деян. Здесь происходили длинные рассуждения, говорились речи, из которых Лука упоминает речь ап. Петра и общий смысл речей Павла и Варнавы. Заключение или итог рассуждений подвел и формулировал смысл их св. ап. Иаков, вынеся так называемый декрет апостольского Иерусалимского собора о воздержании язычников-христиан «от идоложертвенных, и крови, и удавленины, и блуда» «И не делать другим того, чего не желают себе» (Деян. 15:29). Этот декрет представлял собою minimum общественной порядочности, которая требовалась для симбиоза языко-христианами, - это требование того, что в Талмуде выдается как заповеди Ноя. Данное постановление касается лишь языко-христиан. Относительно же иудео-христиан предполагалось, что они по-прежнему будут исполнять закон Моисея. Ибо после приведенного определения тотчас же сказано: «Моисеев закон от родов древних по всем городам имеет проповедающих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). «Чрез это утверждается для первенствующей церкви точка зрения, что иудео-христиане остаются обязанными к законнической жизни» (W. Müller, Lehrbuch, 1. S., 62).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

   Как говорит предание, Варнава с Кипра предпринимал путешествия в разные языческие страны: на о. Крит, в Италию, где первый был в Риме и основал церковь в Медиолане. По возвращении на родину на о. Кипр, он так восстановил против себя ревностной проповедью о Христе иудеев, что был побит камнями. Память его празднуется 11 июня (24 июня н. ст.). Глава шестнадцатая Второе миссионерское путешествие святого Апостола Павла. Павел в Листре и Дервии и обрезание Тимофея. Путешествие до Троады (1—8). Видение мужа-македонянина и путешествие в Македонию (9—12). Павел в Филиппах: обращение Лидии, изгнание прорицательного духа (13—18). Заключение Павла и Силы в темницу, чудесное освобождение и обращение темничного стража (19—40). Путешествие в Троаду (Деян. 16:1—8)    Дееписатель очень кратко говорит о всем том, что предшествует прибытию святого Апостола Павла в Европу: о миссии его в Сирии и Киликии, потом в Дервии и Листре и, наконец, во Фригии и Галатии. Цель его — рассказать, как христианство начало распространяться в Европе и дошло, наконец, до самого сердца тогдашнего греко-римского мира — великой столицы Запада — царственного Рима. Деян.16:1. Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, Деян.16:2. и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Деян.16:3. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.    В Листре святой Павел призвал себе на помощь нового спутника Тимофея, а так как последний, имея отцом язычника, не был обрезан, то Павел обрезал его, чтобы сделать возможным для него проповедовать среди иудеев, которых в тех местах было много. Но среди уже уверовавших святой Павел не переставал возвещать о постановлении апостольского собора и призывать христиан исполнять его (Деян. 16:4). В этом обрезании своего ученика сказалась высокая практическая мудрость великого Апостола, который, хотя и учил сам, что «обрезание в христианстве ничто и необрезание ничто» (1 Кор 7:19), в данном случае сделал это «ради Иудеев», руководствуясь своим мудрым правилом — быть всем для всех, чтобы всех спасти (1 Кор 9:20—22), ибо Иудеи никак не стали бы слушать Слово Божие от необрезанного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   Наряду со взглядами, связанными с древней церковной традицией, имеется в богословской науке и другое понимание характера Иерусалимского собрания апостолов: оно было частным совещанием апостолов или собранием Иерусалимской общины. В главном разногласие существует по вопросу: собор или церковное собрание? Ответ на этот вопрос может быть дан только по выяснении взаимоотношений между церковным собранием апостольского времени и собором.    II 1. По возвращении ап. Павла и Варнавы из первого миссионерского путешествия в среде антиохийских христиан возникли споры по поводу обрезания как предварительной ступени к принятию христианства. «Некоторые пришедшие из Иудеи учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян 15:1). Конечно, эта проповедь пришедших из Иудеи должна была быть перенесена на церковное собрание Антиохийской общины, которое должно было решить, какое учение истинно - ап. Павла или сторонников обрезания Моисеева. Автор Деяний ясно дает понять, что спор между ними произошел на церковном собрании: «Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15:2). Распря и исследование (στασις и ζτησις) могли иметь место только на церковном собрании, которое постановило (ταξαν) отправить посольство к апостолам в Иерусалим. Постановление церковного собрания, как мы знаем, могло состояться только лишь по откровению воли Божией и по свидетельствовании и принятии церковной общины. Церковное собрание само по себе и от своего имени ничего не могло постановить. Отсутствие прямых указаний по этому поводу у дееписателя дополняется категорическим свидетельством ап. Павла: «Ходил же я (в Иерусалим) по откровению (κατα αποκαλυψιν)» (Гал 2:2). Остается неясным, дано ли было откровение самому ап. Павлу, или кому-нибудь другому из антиохийских пророков. Церковное собрание, таким образом, решило спор между ап.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Эти предписания по полноте и обстоятельности своей, по подробному регламентированию всевозможных казусов носят характер юридических кодексов: «Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян… Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» (Втор. 22:9—11). Недаром Пятикнижие Моисея получило название «Тора» — закон.    Большая часть ветхозаветных предписаний утратила силу. В Церкви Христовой безусловно отменен ветхозаветный левират. На Апостольском Соборе, описанном в «Деяниях», в связи с разномыслием первых христиан об обязательности Моисеева Закона для новообращенных из язычников принято было постановление написать братиям из язычников: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите». (Деян. 15:28—29). Таким образом, в Новом Завете сохранили силу нравственные предписания Моисеева Закона, очищенные от тех элементов, которые были уместны до пришествия Христа, но утратили всякий смысл после исполнения чаяний Израиля.    Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятословие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37—40).    Профессор Н.С. Суворов отмечал: «Отдельные институты юридического ветхозаветного порядка то служили образцом и основой для христианского порядка жизни, как, например, ветхозаветный институт священства для христианской церковной иерархии, то прямо признавались обязательными для христиан, как, например, десятина, запрещение взимать проценты (в Ветхом Завете, добавим, ограниченное лишь единоплеменниками: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор. 23:20), налагать двойное наказание за одно и то же преступление, требование показаний двух или трех свидетелей для установления истины на суде». Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

“Вы будучи утверждены на постановлениях Апостолов и Пророков”... В лице епископов приемников апостольских Церковь имеет право вводить новые постановления, т. к. св. Апостолам тогда Господь не все открыл. Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить, когда же придет Он Дух”… “И я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да пребудет с вами во век”... Е. О единстве Церкви Христовой Е. В пользу разделений в Церкви По этому пункту сектантам прежде всего нет почти никакого смысла приводить что либо, а при том и в Писании почти ничего не имеется в их пользу, разве некоторые по досужести, поощряя свое отщепенство, приводят следующее место: 1Кор.11:19 . “Да будут все едино”… “Ибо надлежит быть между вами и разномыслиям, дабы открылись между вами искусные”. Здесь, если св. Апостол и говорит о должных быть разномыслиях, то только в смысле пророческого предсказания, как и Сам Спаситель в Ев. Лук., говорит о соблазнах, которые придут, но из этого не значит, что они угодны Богу. “И будет едино стадо и един Пастырь”... Ибо сей же Апостол, в 1Кор.1:1–13 скорбя о разделениях, говорит: разве разделился Христос, разве Павел распялся за вас? И при том, в первых стихах этой главы, Ап. говорит о разделениях в чисто внешних порядках Церкви, т. к. ст. 13 говорит о покрытии женщинами головы во время молитвы. У истинных последователей не должно быть разделений. “Умоляю вас братия именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно”. Истинные последователи должны удаляться от разделений. “Разве разделился Христос”... Члены Церкви Христовой должны быть в полном взаимном отношении друг к другу и непротивлении. “Если нога скажет: я не принадлежу к телу и т.д.; не может сказать глаз руке ты мне не надобна”… Ж. О составе Церкви Христовой и внутреннем порядке Ее Ж. Против состава Церкви Возражая по сему пункту сектанты прежде всего приводят места против трехчинной иерархии” 1)Отвергая всякое чиноначалие ( Ин.10:16 ). “Тело же не из одного члена, а из многих”... “И будет едино стадо и един пастырь”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может « сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти» . Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9, 9–14 ). О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба « некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10, 9–15 ). Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса ( Деян. 9:12 ), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» ( 1 Кор.9:22 ), говорит христоподобный апостол Павел. Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.

http://azbyka.ru/zdorovie/myasnaya-pishh...

А во втором случае – слова Того, Кто есть Истина, привели к распре и разделению, потому что были услышаны теми, о ком сказано: «… но вы не верите, ибо вы не из овец Моих». Распря ничем так и не разрешилась. А собравшиеся в Иерусалиме тщательно рассматривают спорный вопрос. Петр напоминает, как он крестил язычника Корнилия со всем его домом и как при этом Бог «дал свидетельство, даровав им Духа Святого». Павел и Варнава рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». Апостол Иаков приводит древние пророчества, что и язычников призовет Бог . И убедившись в истине, «Апостолы и пресвитеры со всею церковью» выносят постановление: не налагать на новообращенных бремени закона, кроме некоторого необходимого, чтобы они «воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, что не хотят себе». Апостолы подчеркивают, что рассудили они об этом единодушно и что Святому Духу угодно это решение. Слово Божие предупреждает христиан: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). В чем искусные? – конечно же, сначала в рассуждении, способные отличить ложь от истины. Но главное – искусные в любви, то есть способные различить ложь и в себе, способные без сожаления отвергнуть ее от себя ради торжества истины и единства. Ведь единство – первый признак Церкви, которая называется Единой и Апостольской. И вход в этот благословенный союз единого Пастыря и единого стада, – один, о котором применительно к Себе и говорит Господь: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимет ее у Меня, но Я сам отдаю ее». Не случайно и Апостолы, отправляя Павла и Варнаву с соборным определением, в знак того, что это истинные посланцы Церкви, плоть от плоти и дух от духа ее, называют их «человеками, предавшими души свои за Господа нашего Иисуса Христа». Со стороны может показаться, что нет ничего проще, ничего примитивного единства; и только войдя внутрь, видишь, что нет ничего труднее, чем его достичь и сохранить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

а) Когда в Церкви «у Еллинистов произошел ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (6:1), то инициатива избрания верующими диаконов принадлежала не ап. Петру, а всем апостолам, которые, «созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды своей семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на службу» (2:3); не ап. Петр утверждает избранных и посвящает их, а все апостолы: «их поставили пред апостолами и сии, помолившись, возложили на них руки» (6). б) «Находившиеся во Иерусалиме апостолы», услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедше, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого». Посылаемый – не глава для посылающих, а или подчиненный им, или равный, и принимает посольское поручение по добровольному соглашению и единомыслию с ними. Низводит Духа Святого не один Петр, а оба: «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:14–17 ). в) На Иерусалимском Соборе, как мы указывали, апостолы ничем не выделяли из своей среды ап. Петра: все вместе рассматривали дело ( Деян.15:6 ), все вместе с другими участниками Собора избрали посольство в Антиохийскую Церковь и все вместе с последними свидетельствовали самое постановление Собора (22–23). г) Особенно в этом отношении характерно свидетельство ап. Павла, проповедника христианской свободы. Он не был лично учеником Христа, не ходил за Ним во время Его земной жизни. Был призван Христом к апостольству особым чудесным образом, получив от Него совершенное полномочие и дар апостольства наравне с другими апостолами. Иудействующим лжеапостолам не трудно было посеять семена недоверия к ап. Павлу, как не из числа 12-ти, среди нетвердых христиан, чтобы поколебать принцип христианской свободы, проповеданный им. Посему, ап. Павел существом своего блоговестнического дела вынуждался защищать не только свой апостольский авторитет вообще, но и свое равенство с теми, кто считался «столпами»: Иаковом, Кифою и Иоанном ( Гал.2:9 ), со стороны именно учительства, не давая, в данном случае, никакого преимущества Петру, но ставя его в ряд «знаменитейших» «чем либо, какими бы ни были они когда либо» (2,6:9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

А поскольку вы, будучи людьми, надеетесь на самих себя, постарайтесь понять, что вы прокляты, по слову пророка, так как надеетесь на человека. И второе. Либо вы понимаете, что без Божьей помощи человек ничего не сможет сделать и суетны любые его попытки и усилия, как говорит Господь: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Тогда почему вы проявляете такое пренебрежение, не хотите каждое утро и вечер получать Божью помощь? Разве вы не знаете, что когда в начале и в конце дня на первом месте и превыше всего молитва , с ее помощью все ваши дневные дела, ремесло и рукоделье пойдут легко, правильно и с пользой? Так утверждает божественный Иоанн Златоуст : «Одержим ли кто страстной любовью к девству, или заботится о почитании целомудрия в браке, или господствовании над гневом и жизни в кротости, или о чистоте от зависти, или о совершении чего-либо иного из должного, – всякий раз, как молитва служит для него проводником и предварительно выравнивает его жизненный путь, он будет иметь и удобную, и легкую дорогу к благочестию» (Слово первое о молитве). Ремесло для христианина должно быть побочным занятием, а основным – молитва, и как быть христианам в том случае, если церковь далеко Если же кто-нибудь из ремесленников-христиан под предлогом необходимости работать скажет, что не может ходить молиться в храм утром и вечером, пусть послушает, как святые апостолы устраняют этот предлог. Они говорят, что у христиан при зарабатывании средств на существование ремесло или рукоделье должно быть побочным, основным же и главным – молитва и богопочитание: «Если же кто нерадит о Церкви, придумывая извинение в грехах, выставляя в предлог дело свое, таковой пусть знает, что мастерства верующих суть занятия, а дело их – благочестие. Посему мастерствами своими занимайтесь вы как бы между делом, чтобы питаться вам, а в благочестии подвизайтесь, как в деле, как и Господь говорил: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, и добавляет: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Постановления Апостольские. Кн. 2, гл. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010