См. табл. II и дал. 20 См., напр., изображения святителей в новейшем издании проф. Д. Айналова и Е. Редина – «Древние памятники искусства Киева. Софийский собор, Златоверхо-Михайловский и Кирилловский монастыри». Харьков. 1899 г., с. 13–14. 24 Архиеп. Савва – «Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы». М. 1883 г., с. 23, табл. VII, 31. 25 Д. Ф. Беляев – «Byzantina», II, с. 300, табл. IX. На одежде императора дивитисии-саккосе один конец лора идет от подола на правое плечо, затем из-под правой руки переходит срединой своей на левое плечо и оттуда, по спине, опять спускается под правую руку. Из-под правой руки в виде широкой полосы лор идет через живот, поднимается на левую руку и свешивается с нее другим концом. 27 В чине епископской хиротонии по Барбериновскому евхологию свт. Марка (VIII-IX в.) уже указывается возложение омофора на поставляемого в епископы. 29 Вероятно, и самая ширина большого омофора в это время не была одинаковой у всех епископов, но колебалась в зависимости от степени высоты служебного положения того или другого епископа. Чем выше место занимал епископ на иерархической лестнице в Церкви и государстве, тем шире был его лор – большой омофор, и наоборот. Ф. Д. Жордания в 18 «Вестника Грузинского Экзархата» за 1891 г. сообщает о найденных им в Цаишском храме Кутаисской губ. двух древних облачениях: ораре и омофоре. По надписям, они относятся к XIV в. Нас особенно заинтересовала первая вещь, которая, согласно надписи на ней и по внешнему виду, названа у г. Жордании орарем. Что это за орарь, раскрывает лучше всего сама же надпись на нем: «Я – Тамара, дочь Херхемалидзе, пожертвовала сие в поминовение души моей. Епископы, употребляющие его, должны поминать меня в молитвах своих. Господи, сподоби счастливо носить орарь сей епископа Анчийского Иоанна и будущих преемников его в угодное Тебе пастырское служение. Короникона 532» (=1312 г.). Раз это священное облачение, которое называется орарем, должен был носить епископ, то значит, это – омофор, но только такой узкий, что его легко можно принять за диаконский орарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ [Груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе ), настоятель мон-ря Опиза (IX в.) Анчийской епархии ГПЦ (груз. историческая пров. Тао-Кларджети), современник и сподвижник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Житие прп. Григория, созданное Георгием Мерчуле в X в., сохранило эпизод, который произошел «во дни старости» прп. Григория (главы 75-76). Однажды во время сбора винограда прп. Григорий и его ученик прп. Зинон спустились из мон-ря Хандзта «в обработанный виноградник с прекрасными плодами... что на пути в Опизу» и туда пришел «вожделенный» М. О., чтобы повидать своего учителя и разрешить некоторые вопросы, касающиеся устройства духовной жизни в Тао-Кларджети. В Житии довольно подробно передана беседа святых. Так, М. О. спросил прп. Григория, «подлежит ли крещению сын еретиков, если он обратится в Православие», и прп. Григорий ответил, что даже под угрозой смерти нельзя позволять крестить младенцев священнику-еретику, потому что «лучше умереть некрещеным, чем стать безбожным, преступив закон»; детей же еретиков преподобный советовал крестить в любом случае. М. О. также попросил прп. Григория «научить его касательно Святой Троицы слову, годному для возражения противникам», т. к. ему часто приходилось полемизировать с еретиками. Прп. Григорий указал ему на свидетельство прор. Исаии о равнозначности Лиц Святой Троицы (Ис 6. 3) и на пример с 3 свечами в комнате, свет которых нельзя ни разделить, ни смешать, приведенный в гомилиях свт. Григория Богослова. Также М. О. стал свидетелем чуда: пока преподобные Григорий и Зинон пели заутреню, М. О. задремал, и тогда «божественная благодать озарила их сиянием славы... точно блеск солнца осветил темную комнату». Память М. О. в Соборе Кларджетских святых была внесена в месяцеслов ГПЦ в сер.- 2-й пол. XX в., канонизация была осуществлена в 2003 г. Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского/Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра с дневниками поездки в Шавш(ет)ию и Клардж(ет)ию. СПб., 1911. С. 144-145. (ТРАГФ; Кн. 7); он же. То же//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 115. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ ЛЕТЕТЕЛИ Макарий Лететели (Немощный), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАТОЙ (VIII-IX вв.), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт. - в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2561452.html

574-575 575-576 576-577 577-579 ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская 579-587 587-595 ПАРАСКЕВА [Венеранда, Венера, Венерия, Венерина], (II в.), прмц. Римская (Сицилийская) (пам. 26 июля) 595-597 ПАРАСКЕВА (Макарова Параскева Кузьминична; 1878-1938), послушница, прмц. (пам. 22 февр. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 597-598 ПАРАСКЕВА мц. Римская (пам. 20 марта; пам. греч. 26 февр.) - см. в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики ПАРАСКЕВА Степановна Кочнева (1890-1939), мирянка, мц. (пам. 26 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА Ивановна Фёдорова (1882 - 1938), мц. пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 598-599 ПАРАСКЕВА (Матиешина Параскева Федоровна; 1890 (по др. данным, 1888) - 1953), мон., преподобноисп. (пам. 22 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА (XVI в.), прав., Пиринемская, Пинежская (пам. в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице) 600-602 ПАРАСКЕВА (в миру Ирина Ивановна; между 1795 и 1807 - 1915), Дивеевская, более известна как Паша Саровская, блж. (пам. 22 сент. и в Соборе Дивеевских святых) 602-605 ПАРАСТАС наименование панихиды, принятое в западнорус. (украинских и белорусских) изданиях Требников и Псалтирей, включая униатские ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса 605-610 ПАРЕМИЯ [притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения 610-611 611-612 ПАРЕХИ исторический муж. мон-рь (VI/IX-XVI вв.) Анчийской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 612-613 ПАРИЖСКАЯ ПСАЛТИРЬ одна из самых знаменитых рукописей в истории визант. искусства; получила свое название по месту хранения в Национальной библиотеке Франции в Париже (Paris. gr. 139)

http://pravenc.ru/vol/liv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) МЕТЕОРСКИЕ МОНАСТЫРИ комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона МЕТЕХИ ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви МЕТЕХИ церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (в XIII-XVIII вв.- муж. монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви МЕФОДИЙ (Кульман Владимир Николаевич; 1902-1974), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата МИДЗНАДЗОРИ муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари МИЛЕШЕВА (Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик МИРОН (Кристя Илия (Элие); 1868-1939), предстоятель (примас) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) в сане митрополита (дек. 1919-1925) и патриарха (1925-1939), 1-й патриарх Румынский, премьер-министр Румынии (10 февр. 1938 - 6 марта 1939). МИРОН (Романул Мойше; 1828 - 898), архиеп. Сибиуский, митр. Трансильванский (1874-1898) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) МИРСИНИОТИССА действующий женский монастырь, принадлежит Мифимнской митрополии, освящен в честь Успения Пресв. Богородицы МИСАИЛ (1789-1862), митр. Афинский и всей Греции, 2-й по счету глава Элладской Православной Церкви (30 дек. 1861 - 21 июля 1862) МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ РПЦ, неканонично провозглашенный самоуправляемым в 1924 г. с 1970 г.- автокефальная Православная Церковь в Америке МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Дандар; род. 1947), архиеп. Пражский и Чешских земель Православной Церкви Чешских земель и Словакии МИХАИЛ I КИРУЛАРИЙ (нач. XI в.- 1059), патриарх К-польский (с 25 марта 1043 по 2 нояб. 1058), один из крупнейших церковно-политических деятелей в истории Византии

http://pravenc.ru/rubrics/121368_43.html

Судя по многочисленным рукописям, Шиомгвимский Типикон получил повсеместное распространение не только в Грузии, но и за ее пределами - в груз. мон-рях Палестины, Синая и Афона (см.: Кочламазашвили. 2005. С. 9). Тем не менее Великий Синаксарь прп. Георгия Святогорца продолжали переписывать вплоть до XVIII в. Вероятно, к XIII-XIV вв. относится особая груз. редакция Иерусалимского устава, сохранившаяся в Типиконе Кекел. А 647, 1511 г., скопированном с более раннего списка (особенности отмечены в кн.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 511). Эта версия предположительно была составлена груз. монахами на Афоне (к тому времени окончательно перешедшем на Иерусалимский устав в его новой, малоазийской редакции), т. к. в ней имеются памяти святых Евфимия и Иоанна Святогорцев, и сосуществовала параллельно с Шиомгвимским Типиконом. VI. Гимнография XII-XIII вв. Эти века оказались весьма значительны с т. зр. развития национальной груз. гимнографии. Определилась тенденция пополнения новыми песнопениями последований груз. святым и праздникам. Из гимнографов XII в. следует отметить царя Давида Строителя, к-рому принадлежит покаянный канон (см.: Давид IV Строитель...), еп. Иоанна Анчийского, Иоанна Шавтийского, католикоса Николая I (Гулаберисдзе) (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 237-241). Из груз. гимнографов XIII в. следует назвать католикоса Арсения IV (Булмаисимисдзе) (ему принадлежат новая служба св. равноап. Нине, последование прп. Шио Мгвимскому, песнопения Нерукотворному образу Спасителя и прп. Антонию Марткопскому (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 240-242), канон прп. Давиду Гареджийскому (см.: Кавтария. 1977. С. 136-137)), Савву Синкелла (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 243), еп. Чкондидского Арсения (см.: Кавтария. 1999). Ванское Четвероевангелие. Кон. XII — нач. XIII в. (Кекел. А 1335) Ванское Четвероевангелие. Кон. XII — нач. XIII в. (Кекел. А 1335) К XII-XIII вв. относится начало формирования более компактных гимнографических сборников вместо больших и полных компиляций прп. Георгия Святогорца, в частности Садгесасцауло (, аналог Праздничной Минеи), содержащего расположенные в календарном порядке последования Минеи (не на все дни года). Гимнографический материал взят из Минеи прп. Георгия; в позднейших рукописях добавлены соответствующие библейские чтения, а после XVII в.- и синаксарные жития (см.: Кавтария. 1977. С. 39). Выбор памятей для Садгесасцауло нестабилен, в рукописях наблюдается большое разнообразие. В отличие от слав. Праздничной Минеи в Садгесасцауло часто входят нек-рые службы даже малых праздников (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XXVIII). На первом этапе, однако, Садгесасцауло (см., напр., описание ркп. Кекел. А 44: Кавтария. 1977. С. 44-45) содержал лишь последования важнейших праздников и памятей особо чтимых в ГПЦ святых (напр., святых Кирика и Иулитты).

http://pravenc.ru/text/639853.html

1911. С. 131). Обители Кларджетской пуст., в т. ч. и М., считались царскими: царский двор непосредственно пользовался их доходами или жаловал их крупным сановникам. В 1-й пол. XIII в. атабаг и амирспасалар (главнокомандующий) Грузии Аваг Мхаргрдзели († 1250) освободил кларджетские обители от хараджа (налога в пользу светских сюзеренов), в ознаменование чего 20 дек. в М. был установлен день поминовения (агапа) Авага (НЦРГ. A 97. Л. 66; Клдиашвили. 2005. С. 298). Настоятели М. участвовали в заседаниях дарбази - совещательного органа при царском дворе (Распорядок царского двора. 1993. С. 62). Во главе М. стоял игумен, к-рый подчинялся архимандриту 12 кларджетских пустыней. До XV в. М. входил в Анчийскую епархию, к нач. XVI в. отошел Тбетской епархии. Эта перемена, возможно, была связана с политикой правителей южногруз. княжества Самцхе-Саатабаго Джакели, которые стремились к полной, в т. ч. и церковной, независимости. К XV в. они завладели мон-рями Кларджети: представители этого рода, а также связанных с Джакели феодальных домов Боцосдзе, Абусерисдзе, Панаскертели, Шаликашвили и др. упоминаются в синодиках XV-XVI вв. М. и монастыря Цкаростави ( Клдиашвили. 2005. С. 298-299). Во 2-й пол. XV в. Вада Боцосдзе, представитель младшей ветви Джакели, освободил М. от бажи (дорожной пошлины), после чего в его честь также была установлена агапа (НЦРГ. A 97. Л. 232 об.- 233; Клдиашвили. 2005. С. 299). О пожертвованиях «Мидзнадзори и храму св. апостолов» говорится в приписках XV-XVI вв. к рукописи НЦРГ. A 97 ( Клдиашвили. 2005. С. 295). Из приписок к древнегруз. рукописям известны неск. настоятелей М. 1-й пол. XVI в.: Зосима (Хантубидзе) (Hieros. Patr. iver. 49. Fol. 214v; НЦРГ. H 2211. Л. 49 об.; НЦРГ. H 2338. Л. 2), Иосиф (Хантубидзе) (НЦРГ. A 503. Л. 302 об.) и Варфоломей (Балавадзе) (НЦРГ. A 97. Л. 294) ( Кекелия, Хоситашвили. 2011. С. 199-203; Халваши. 2016. С. 158). В сер. XVI в. турки завоевали Тао-Кларджети; М., как и др. обители региона, постепенно опустел и пришел в упадок.

http://pravenc.ru/text/2563170.html

Церковь Анчисхати (Тбилиси) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Анчисхати — церковь Рождества Бородицы, самая старая из сохранившихся до наших дней церквей в Тбилиси, датируется VI веком. Принадлежит Грузинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Церковь Анчисхати (груз. ) построена в начале VI века царем Дачи Уджармели на берегу Куры. Представлял собой трехнефную базилику из тесаного камня с 3 парами столпов, трехчастным алтарем и южным приделом, включавшим крещальню. В 60-х годах XVII века, при Католикосе-Патриархе Доментии III, был восстановлен: возобновлены кирпичные своды, возведены 2 пары столпов, разделяющих нефы. В 1675 году в нескольких метрах от базилики была построена колокольня с кубообразным объемом 1-го яруса, выложенным из кирпича, и башней на колонках с шатровым завершением. В 1664 году в храм была перенесена чудотворная икона Спасителя из монастыря в c. Анчи в Юго-Зап. Грузии (ныне в пределах Турции) - отсюда наименование храма Анчисхати (букв.- Анчийский Образ). Очевидно, тогда же Анчисхати стал подворьем Католикоса-Патриарха в Тбилиси. В 1683 году по заказу католикоса-Патриарха Николая IX (Амилахвари) была выполнена фресковая роспись (сохранилась в алтаре). В 1755 году при храме открыли семинарию. В 1814 году Анчисхати обновлялся настоятелем Дмитрием Алекси-Месхишвили, позже был заново расписан. В середине XIX века внешний вид храма был искажен добавлением мелких форм, в 1876 году пристроили колокольню. Первоначальные формы Анчисхати были возвращены после реставрации 1958 года (под рук. Р. Г. Гвердцители). В советское время храм был закрыт. Богослужение возобновлено в конце 80-х годов XX века по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II. Архитектура [ править править код ] Анчисхати — трёхнефная базилика с апсидами в форме подковы, что указывает на древность конструкции. Первоначально она была построена из блоков жёлтого туфа, во время реставрации 1958—1964 использовался кирпич. Здание имеет выходы на три стороны, но в наши дни используется только западный выход. Все иконы датируются XIX веком, кроме запрестольного образа, созданного по приказу католикоса Николоза VI (Амилахвари) в 1683 году. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Как добраться [ править править код ] Проезд: на автобусе 2, 25, 31, 37, 39, 43, 44, 46, 50, 59) до ост. Бараташвили Адрес: ул. Шавтели, 9, Тбилиси Ссылки [ править править код ] Анчисхати. Справочная информация Анчисхатская базилика. Общие сведения Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Анчисх...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗЕРБИЦА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗРЗЕ муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви ИАКОВ († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию») ИАКОВ (Костючук; 1966), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_25.html

Муз. изд.: Карталино-кахетинское пение «Карбеловского распева»/Перелож. на ноты, ред.: свящ. Василий Карбелашвили. Тифлис, 1897. Ч. 1: Вечерня; 1898. Ч. 2: Утреня (на груз. и рус. языках); Грузинское пение: Карталино-кахетинский распев: Литургия св. Иоанна Златоуста/Перелож. на ноты: М. М. Ипполитов-Иванов; ред.: священники Полиевкт и Василий Карбелашвили и др. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Песнопения праздника Рождества: Тетрадь А/Ред.: священники Полиевкт Карбелашвили и Александр Молодинашвили. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Одноголосное груз. церк. пение: Вечерня/Перелож. на ноты: свящ. Филимон Карбелашвили; ред.: свящ. Полиевкт Карбелашвили. Тифлис, 1907 (на груз. яз.); Грузинское пение: Вост. школа (карталино-кахетинский распев)/Переданы братьями Карбелашвили и свящ. Александром Молодинашвили; сост. и подгот.: М. Эркванидзе. Тбилиси, 2005. Т. 3: Вечерня, утреня, литургия (на груз. яз.); Песнопения из Архива нотных рукописей/Передано братьями Карбелашвили, по рукописям М. Ипполитова-Иванова и Г. Чхиквадзе; сост.: Д. Шуглиашвили, З. Церетели. Тбилиси, 2012. Т. 1: Школа Светицховели: Простой напев (на груз. яз.). Соч.: Карбелашвили Василий, свящ. Райский цветок. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); он же. Сборник груз. церк. песнопений Микаеля (Михаила) Модрекили//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. С. 53-55; Карбелашвили Филимон, свящ. Положение груз. сельского духовенства в материальном отношении//Сакартвелос сасулиеро махаребели (Духовный вестник Грузии). Тифлис, 1866/1867. 5/6. С. 97-113 (на груз. яз.); Карбелашвили Полиевкт, свящ. Алавердское пергаментное Четвероевангелие XI в.//ДВГЭ. 1897. 9/10. С. 15-22; он же. Кахсубанский древний мон-рь Пресв. Богородицы//Там же. 11. С. 5-10; он же. Груз. народные и духовные напевы: Ист. обзор. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); (То же/Сост., коммент.: Н. Арвеладзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.)); он же. Древний Анчисхатский собор в г. Тифлисе. Тифлис, 1899; он же. Иерархия Грузинской Церкви: Католикосы и архиереи. Тифлис, 1900 (на груз. яз.); (То же/Сост., коммент.: Б. Арвеладзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.)); он же. Молебен Нерукотворному Анчийскому образу. Тифлис, 1902 (на груз. яз.); он же. Сокровищницы кафедральных храмов Грузинской Церкви и их судьба в нач. XIX в.//Сакартвело (Грузия). Тифлис, 1907. 99. С. 357 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681013.html

Серебряный оклад, с драгоценными привесками, весьма древний; грузинская надпись на иконе служит для неё историческим объяснением: «Благослови Боже католикоса-патриарха Доментия, обновившего сей нерукотворенный образ. Он сперва принесен из Эдессы в Константиноград; но когда Лев Исавр и другие иконоборцы появились, в то время перенесли его в Кларжети (Западную Грузию, прилежащую к Черному морю, ныне в руках турок), и поставили в епископской кафедральной Анчийской церкви, по повелению царицы Тамары (значит, в конце XII века), которая приложила к нему серебро и другие вещи для украшения. Образ сей оковал приличною ризою Иоанн Анчийский (епископ). Когда же Самцхе (вся Западная Грузия) обратилась в магометанство, тогда прибыл туда тифлисский купец, купил его значительною ценою и благоговейно представил дяде нашему, католикосу-патриарху Доментию (II), который приобрел оный себе дорогою ценою и поставил в тифлисской кафолической церкви, в царствование деда нашего царя Вахтанга. По потом древо и риза весьма обветшали, и потому мы, «осенение царей всея Грузии» католикос-патриарх Доментий, паки возобновили и оковали ризою, образ и кивот, с прибавлением драгоценных камней и жемчуга. Христе Боже! Прости все согрешения мои, избави от видимых и невидимых мук, и удостой стояния одесную тебя, и сохрани царя царей грузинского Вахтанга Багратионова, и супругу его царицу Русудань, и сыновей их Баграта и Георгия и дщерей, и избави их от искушения. 1688 года». Странно и вместе замечательно: старый город, обнесенный стенами и следственно охранявший палаты царские и главную святыню, и сокровища народной торговли, заключает в себе, однако, наиболее церкви армянские, а не православные; их число еще уменьшилось, с уничтожением трех придворных, а, казалось бы, столица царства грузинского должна иметь более храмов своего исповедания, нежели чуждого. Теперь же, в объем городских стен, кроме соборов Сионского и Анчисхатского, малой придворной церкви св. Георгия и двух греческих подворьев, из коих одно Синайское, а другое Иерусалимское св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010