Значит, политика турок по отношению к христианам всегда будет направлена к тому, чтобы лишать гяуров гражданского равенства с ними. Но, сопоставляя положение христиан в XIX веке с положением их в предыдущее время, нельзя не заметить, что de facto оно несколько изменилось к лучшему, хотя de iure уклонилось от прежней нормы. Не говоря уже о том, что в течение этого века Греция, Болгария, Сербия, Босния, Герцеговина, Румыния, Крит и Кипр получили независимость от турецкой власти, и в пределах нынешней Турции христиане уже не сознают всей силы и тяжести прежнего гнёта, нравственного унижения и гражданского бесправия, чувствуя за собой поддержку единоверной России, которая в течение XIX века неоднократно укрощала фанатизм турецкого правительства и народа и протягивала руку помощи христианам. В фактах прошлого греки находят и утешение в их нелёгком настоящем положении и надежду на вполне возможное лучшее в будущем. Константинопольский патриарх Константий I Мудрый († 1859 г.) Глава II. Константинопольские патриархи в XIX веке Сведения о жизни и деятельности вселенских патриархов XIX века. – Патриархи – Неофит VII и Каллиник V. – Троекратное патриаршество Григория V. – Патриархи – Иеремия IV, Кирилл VI, Евгений II, Анфим III, Хрисанф и Агафангел. – Святительские учено-литературные труды патриарха Константия I. – Константий II. – Двукратное патриаршество Григория VI. – Патриархи – Анфим IV, Анфим V, Герман IV, Мелетий III, Анфим VI и Кирилл VII. – Труды патриархов Иоакима II и Софрония III. – Выдающаяся деятельность патриарха Иоакима III. – Патриархи – Иоаким IV, Дионисий V, Неофит VIII и Анфим VII. – Последний патриарх XIX века Константин V. Историческое движение церковно-общественной жизни на православном греческом востоке слагается, прежде всего и главным образом, в зависимости от патриаршей власти. В лице патриарха православный греческий народ имеет своего главу, с правами высшей власти и духовной, и отчасти гражданской. Патриарх является представителем церкви и народа пред турецким правительством, – носителем и выразителем народных идеалов и стремлений, передовым авторитетным деятелем в церковно-общественной жизни греков, которой даёт определённое направление и сообщает те или иные характеристические черты. Поэтому обзор деятельности и Константинопольских патриархов XIX века, в её существенных проявлениях, представляется совершенно необходимым в общем изложении исторической судьбы константинопольской церкви этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Краткие сведения о жизни и деятельности Иерусалимских Патриархов в XIX веке (версия для печати)/Православие.Ru Краткие сведения о жизни и деятельности Иерусалимских Патриархов в XIX веке Православие.Ru , 25 декабря 2001 г. Первым Иерусалимским Патриархом XIX века был Анфим (1788 – 1808 гг.), родом из Месопотамии. В детстве он был привезен в Иерусалим и здесь учился под руководством иерокирикса и дидаскала иерусалимской школы Иакова. Анфим изучил греческий язык, а также персидский, турецкий и благодаря своим обширным знаниям стал известен как очень образованный человек. Позже, вступив на патриарший престол, он обратил основное внимание на образование своей паствы. Патриарх Анфим пользовался уважением султана Селима III, с которым неоднократно встречался и беседовал по делам своей Церкви, живя, большей частью в Константинополе. Блаженнейший Анфим обновил иерусалимские монастыри св. Екатерины, св. Евфимия, храм свв. Равноапостольных Константина и Елены, содействовал восстановлению Сайданайского монастыря Пресвятой Богородицы в Сирии. Во время нашествия французов на Палестину, Иерусалимская Церковь потерпела большой ущерб не только от них, но и от арабов-мусульман, которые мстили христианам за французский погром. Патриарх Анфим, живя в Константинополе, по мере возможности облегчал тяжелое положение своей паствы ходатайством перед Портой. Но после окончания внешних нестроений, обострился конфликт между православными и армянами из-за святых мест Иерусалима и Вифлеема; распри закончились пожаром (30 сентября 1808г.) храма Воскресения Господня. Все эти неприятности сильно подействовали на Патриарха Анфима, к тому времени уже девяностолетнего старца, и он скончался 10 ноября 1808 года. В день кончины патриарха Анфима его преемником был избран Поликарп (1808 – 1827гг.), митрополит Вифлеемский. Избрание состоялось в Константинополе, при участии местного синода и представителей Иерусалимской Церкви. Поликарп на протяжении всего времени своего патриаршества жил в Константинополе и отсюда управлял вверенной ему Церковью. Из многочисленных мер по улучшению благосостояния своего патриархата, предпринятых Поликарпом, особо следует упомянуть постройку гостиницы для паломников в Вифлееме, обновление патриархии, защиту православных греков от насилия турецких властей во время греческого восстания 1821 года, восстановление разрушенного пожаром Иерусалимского храма Воскресения. Средства на восстановление храма собирались практически всем православным миром и, уже в 1810 году храм был освящен. Патриарх Поликарп скончался в Константинополе в 1827 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Каллиник II (в третий раз) Мустафа II (1695) Гавриил III Ахмет III (1703) Неофит II (неутверждённый двором) Киприан Афанасий V Кирилл IV Киприан (во второй раз, 4 месяца) Косма III Иеремия III Каллиник III (без вести пропавший) Паисий Магомет V или Махмут (1730) Иеремия III (во второй раз) Серафим I (10 месяцев) Неофит VI Паисий II (во второй раз) Неофит VI (во второй раз) Паисий II (в третий раз) Кирилл V Паисий II (в четвёртый раз) Кирилл V (во второй раз) Осман III (1754) Каллиник III (6 месяцев и 8 дней) Мустафа III Серафим II Иоанникий III Самуил I Мелетий II Феодосий II Самуил I (во второй раз) Софроний II Абдул-Гамид I Гавриил IV Прокопий Неофит VII Селим III (1790) Герасим III Григорий V (Пелопонесский) Неофит VII (во второй раз) Каллиник V Григорий V (во второй раз) Мустафа IV (1807) Каллиник V (во второй раз) Махмут II Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в третий раз) Евгений I Освобожден. Эллинов. 25 марта Анфим III Хрисанф Агафангелл Константий I Константий II Григорий VI Абдул-Меджит-Хан (1839) Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул-Азис-Хан (1861) II. Иерархия Русской Церкви Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 году в Киеве; в 991 году кафедра перенесена в Переяслав, в 1035 году возвращена в Киев, в 1299 году перенесена во Владимир-на-Клязьму и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV века, вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 году установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную, или Киево-Московскую, и юго-западную, или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 года). Прежний титул «Киевских и всея России» перешёл к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 году восстановлена в Киеве; в 1686 году была присоединена к Московскому патриаршеству.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

29 октября 1902 г. священный синод, по просьбе Ефесского митрополита Иоакима, обсуждал вопрос о замещении Анеонской епископской кафедры, в пределах Ефесской митрополии, так как епископ Константин принес своему кириарху отречение от Анеонской епископии. Кандидатами для замещения епископской Анеонской кафедры были указаны: Аркадиопольский епископ Анфим, Клавдиопольский епископ Михаил и архимандрит Агафангел Панастасиади. После канонического голосования в патриаршем храме, на Анеонскую кафедру был избран епископ Анфим Химониос, окончивший курс в Халкинской богословской школе в 1878 году, состоявший иерокириксом Ефесской митрополии и около двадцати лет помощником-епископом в Магнисии, причем пользовался общей любовью. Кир Анфим был вторым епископом Анеонским, после восстановления ее в 1883 году при патриархе Иоакиме III, причем она была выделена из состава Кринской митрополии, с которой была соединена в ноябре 1806 года, когда патриарх Григорий V образовал особую епископию Крипы и Анеон 148 . Димогеронтия Сокион, резиденции Анеонского епископа, но телеграфу выразила Церкви благодарность за избрание епископа Анфима 149 . В виду же того, что кир Анфим, состоявший раньше архиерейским епитропом в Магнисии, в пределах Ефесской митрополии, был перемещен на Анеонскую епископскую кафедру, 5 ноября священный синод по просьбе Ефесского митрополита-геронта Иоакима имел суждение об избрании епископа Ерифрон. Кандидатами были указаны: архимандрит Агафангел Папанастасиади, преподаватель закона Божия в гимназии в Кидониях, архимандрит Фотий Марианки и архиерейский епитроп в Клазоменах Иоаким Леитиди. После канонического голосования в патриаршем храме, из кандидатов был предпочтен ( πρо εκρθη) о. Иоаким 150 . В ноябре в патриаршем храме состоялась и хиротония Иоакима в епископа, при участии митрополитов Ефесского, Воденского и Литицкого и Иринопольского епископа 151 . По просьбе Ксанфского митрополит Иоакима, нуждавшегося в помощнике-епископе, священный синод в заседании 26 ноября 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Абдул- Гамид I. Гавриил IV Прокопий Неофит VII Селим III (1790). Герасим III Григорий V (Пелопонесский) Неофит VII (во 2 раз) Каллиник V Григорий V (во 2 раз) Мустафа IV (1807). Каллиник V (во 2 раз) Махмут II. Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в 3 раз) Евгений I Освобождение Эллинов 25 марта. Анфим III Хрисанф Агафангел Константий I Константий II Григорий VI Абдул-Меджид-Хан (1839). Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул-Азис-Хан (1861). II. Иерархия Русской Церкви. Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль, в 1035 г. возвращена в Киев, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму, и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV в., вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 г.). Прежний титул «Киевских и всея России» перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вилене. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 г. восстановлена в Киеве: в 1686 г. была присоединена к Московскому патриаршеству. Кафедра в Киеве. Митрополиты Киевские и всея России Михаил I Св. (грек) 988–991. Леон (лев) I (грек) 991–1007. Иоанн I (грек) 1008–1035. Феопемпт (грек) 1035–1049. Кирилл I 1050. Иларион (перв. из русск.) 1051–1054. Ефрем I 1055. Георгий I (грек) 1067–1077. Иоанн II св. (грек) 1077–1089. Иоанн III (грек) 1088–1091. Ефрем II (грек) 1092–1097. Николай (грек) 1097–1102. Никифор I (грек) 1103–1121. Никита (грек) 1122–1126. Михаил II (грек) 1127–1145. Климент Смолятич (русск.) 1147–1154 † 1170 Константин I (грек) 1155–1159. Феодор (грек) 1161–1163. Иоанн IV (грек) 1164–1166. Константин II (грек) 1167–1177.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Во время ссылки митр. Никодима из-за его активного участия в антибрит. восстании в окт. 1931 г. и после его смерти в 1937 г. Китийская кафедра оставалась незамещенной до 8 апр. 1948 г., когда митрополитом Китийским был избран постриженик Киккского монастыря Макарий (впосл. архиеп. Кипрский Макарий III ). Он возглавил Бюро этнархии, которое сыграло важную роль в национально-освободительной борьбе, а когда стал архиепископом,- Совет этнархии. За недолгое управление К. м. (1948-1950) митр. Макарий возродил пришедшую в упадок церковную жизнь епархии. Он учредил кассу для улучшения оплаты духовенства, об-ва помощи бедным в Ларнаке и Лимасоле, катехизаторские школы, регулярно объезжал приходы в сельской местности. Митр. Макарий убедил Д. Дианеллоса завещать свои средства на создание приюта и технической профессиональной школы в Ларнаке. Он также стремился возродить жен. монашество на Кипре. По его инициативе в 1949 г. муж. Георгия Аламана монастырь близ Лимасола был преобразован в женскую киновию и вскоре стал процветающей обителью, чьи насельницы впосл. способствовали созданию др. жен. монастырей на Кипре. Когда Макарий III был сослан на Сейшельские о-ва (1956-1957), Совет этнархии возглавил Китийский митр. Анфим (1951-1973). Он проводил твердую линию отказа от переговоров с британскими властями в отсутствие архиепископа и затем был заключен под домашний арест. Митр. Анфим входил в состав делегации греков-киприотов на конференции в Лондоне (17-19 февр. 1959) и поддерживал архиеп. Макария. При митр. Анфиме были построены митрополичьи дворцы в Лимасоле (1955) и в Ларнаке (1960, на месте здания митрополичьей резиденции XVIII в.). В 1962 г. в помощь митр. Анфиму для управления обширной епархией, на территории которой находились такие большие города, как Ларнака и Лимасол, был назначен хорепископ Амафунтский Каллиник Махериот. Впосл. митр. Анфим примкнул к церковной оппозиции Макарию III и вместе с Пафосским и Киринийским митрополитами предпринял попытку отстранить его от власти (7 марта 1973). В июле 1973 г. митрополиты были низложены и отлучены от Церкви по решению Великого и Верховного Синода. В авг. 1973 г. из состава К. м. была выделена Лимасольская митрополия. С образованием в 2007 г. новых епархий КПЦ часть приходов и мон-рей К. м. перешла к Тримифунтской и Лефкарской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Приведем отрывки из двух писем, из которых видно, как доверяли Максиму ватопедский игумен Анфим и Вселенский патриарх. Анфим в своем письме к митрополиту Варлааму сообщает, что монах Савва не может принять приглашение приехать в Россию по причине своего преклонного возраста, но пошлет «достойного уважения брата Максима Ватопедского, опытного в Священном Писании и достойного переводчика всех видов книг, как церковных, так и называемых еллинских, потому что он вырос на них и научен им в совершенстве, в то время как прочие их только читали» 726 . Русский посол в Константинополе Андрей Коробов в своем докладе великому русскому царю Василию Ивановичу писал: «Тогда (т.е. после того, как ватопедский монах отказался ехать в Россию по причине старости и болезни) игумен монастыря Ватопед Анфим и Прот Святой Горы рассудили, что монах Максим – единственный после монаха Саввы подходящий кандидат, в чем Ваше Величество сможет убедиться, который мог бы довести до конца ваше поручение. Это глубокий знаток Священного Писания и достойный переводчик как светских, так и священных книг. Он много лет учился в Италии и, как убедил меня святейший патриарх Феолипт I, является обладателем блестящего образования и знатоком всемирных духовных устремлений, а также проблем Восточной Церкви. Святейший показал святую ревность, и Константинопольская Церковь со всей серьезностью приняла к сведению отправление в Московию такового мужа» 727 . Прп. Максим обладал прямым, правдолюбивым, искренним характером с пламенной ревностью и мужественным настроем. Ему были неведомы дипломатическое маневрирование и двуличие, этому он научился от учителя и своего старца св. Нифонта. Когда Максим увидел, что великий князь Василий III незаконно изгнал свою супругу Соломонию, чтобы жениться на другой, он не смог закрыть глаза на этот грех . Он стал вразумлять и обличать царя в точности так, как поступил св. Нифонт с игемоном Влахи Раду 728 . Прп. Максим не занял никакой компромиссной позиции в споре между иосифлянами и заволжскими старцами о монастырских владениях и о том, должны ли монахи об этом беспокоиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269), Леонтий (285), Лукий, Агриколай (упом. в 314), Евсевий (315), Леонтий (ок. 319-325), Ермоген (1-я пол. IV в.), Евсевий (335), Дианий (336), Евсевий (340), свт. Евлалий (Евлабий) (сер. IV в.), Дионисий, Евсевий (362-370), свт. Василий Великий (370-379), Елладий (379 - ок. 394), Фаретрий (396-404), Архелай (404-431), Фирм (431-439), Фалассий (440-451), Алипий (ок. 458-459), Илия, Сотирих (ок. 510-537; антихалкидонит), Феодор Аскида (537-558), Феокрит (ок. 560), Андрей (кон. VI в.), Филалет (упом. в 681), Кириак (упом. в 691), Агапий (упом. в 787), Иоанн (нач. IX в.), Николай (ок. 806), Фома (812), Михаил (упом. в 859), Павел (упом. в 861), Евфимий (упом. в 869), Евсхимон, Прокопий (упом. в 879-880), Феофан (упом. в 886), Арефа (до 902 - после 932), Феофан Хиринос (нач. 30-х гг. X в.), Андрей, Василий Элахистос (945-956), Стилиан (X-XI вв.), Лев (упом. в 1029-1032), Евгений (упом. в 1071), Николай (упом. в 1079), Стефан (1084), Косма (упом. в 1094), Константин (ок. 1145-1152), Макарий (50-е гг. XII в.), Стефан (1157-1177), Димитрий (упом. в 1189), Василий (до 1232), Митрофан (упом. в 1250), Василий Хрисомалл (упом. в 1295), Антоний (1362-1363), Мефодий (1365-1369), Афанасий (упом. в 1370), Евфимий (ок. 1377-1378), Арсений (упом. в 1443), Агапий (ок. 1450), Митрофан (1545-1549; впосл. патриарх К-польский Митрофан III ), Макарий (упом. в 1560), Иоасаф (ок. 1574-1575), Пахомий (1584; впосл. патриарх К-польский Пахомий II ), Евфимий (с февр. 1584), Митрофан (1588), Дионисий (ок. 1600), Григорий (1606-1623, 1624-1627), Герман (1623), Мелетий (1623-1624), Митрофан (1627-1630), Исаак (1630-1637), Епифаний (1637), Григорий (1637), Анфим (1639), Захария (1642-1649), Паисий (1647), Анфим (ок. 1649-1653), Неофит (1671), Григорий (1672-1674), Герман (1674-1676), Парфений (1678), Григорий (ок. 1689), Анфим (1702), Киприан (до 1707; впосл. патриарх К-польский Киприан ), Иеремия (1707-1716; впосл. патриарх К-польский Иеремия III ), Неофит (1716-1734), Парфений (1734 - ок. 1752), Порфирий (1752), Герасим (ок. 1760), Паисий (ок. 1760-1764), Макарий (ок. 1765-1772), Григорий (1773-1796), Леонтий (1796-1801), Паисий (1801 - ок. 1804), Филофей (ок. 1804-1816), Мелетий (1816-1817), Иоанникий (1817-1823), Хрисанф (1823-1830), Герасим (1830-1832), Паисий (1832-1871), Василий (1871), Евстафий (Клеовулос) (1871-1876), Мефодий (1876-1878), Иоанн (Анастасиадис) (1878-1902), Гервасий (1902-1910), Софроний (Нистопулос) (1910-1911), Амвросий (Ставринос) (1911-1914), Николай (Саккопулос) (1914-1927), Каллиник (Деликанис) (1932-1934).

http://pravenc.ru/text/1684273.html

Каллиник V Григорий V (во второй раз) Мустафа IV (1807) Каллиник V (во второй раз) Махмут II Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в третий раз) Евгений I Освобождение Эллинов 25 марта Анфим III Хрисанф Агафангел Константий I Константий II Григорий VI Абдул–Меджид–Хан (1839) Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул–Азис–Хан (1861) Иерархия Русской Церкви Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяслав, в 1035 г. возвращена в Киев, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму, и, наконец, в 1325 в Москву. С половины 14 в., вследствие стремления южно–русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо–восточную или Киево–Московскую и юго–западную или Киево–Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 г.). Прежний титул «Киевских и всея России» перешел к митрополитам юго–западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 г. восстановлена в Киеве; в 1686 г. была присоединена к Московскому патриаршеству. Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I Св. (грек) 988–991 Михаил II (грек) 1127–1145 Леон (Лев) I (грек) 991–1007 Климент Смолятич (русск. 1147–1154 † 1170 Иоанн I (грек) 1008–1035. Константин I (грек) 1155–1159 Феопемпт (грек) 1035–1049. Феодор (грек) 1161–1163 Кирилл I 1050 Иоанн IV (грек) 1164–66 Иларион (перв. из русск.) 1051–1054 Константин II (грек) 1167–1177 Ефрем I 1055 Никифор II (грек) 1182–1198 Георгий I (грек) 1067–1077 Гавриил Иоанн II св. (грек) 1077–1089 Дионисий уп. 1205 Иоанн III (грек) 1088–1091 Матвей (грек) уп. 1209 † 1220. Ефрем II (грек) 1092–1097 Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп. Николай (грек) 1097–1102 Никифор I (грек) 1103–1121 Тимофей Щербацкий 1748–1757 Никита (грек) 1122–1126

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И такой безобразный поступок остался совершенно безнаказанным 53 . В последующее время сравнительное благополучие во внешнем положении иерусалимской церкви нарушалось крупными злоупотреблениями турецких властей и народа в области того modus’a vivendi христиан, который установился в Турции под влиянием покровительства единоверной России. Сионская церковь , как и остальные православные церкви греческого востока, опираясь на защиту и помощь великой северной христианской державы и её могущественных и любвеобильных царей, сравнительно спокойно прожила вторую половину XIX столетия и мирно переступила его грань... Первым иерусалимским патриархом XIX века был Анфим (1788–1808 гг.). Он был родом из Месопотамии, в детстве был привезён в Иерусалим и здесь учился под руководством иерокирикса и дидаскала иерусалимской школы Иакова, человека просвещённого. Анфим в совершенстве изучил греческий язык и весь курс наук, а также языки арабский, персидский и турецкий и сделался одним из образованнейших мужей своего времени. Вступивши на патриарший престол, он особенное внимание обратил на просвещение своей паствы и, свободно владея разговорной речью туземного православного населения, имел большой успех. Он пользовался за свою образованность уважением и султана Селима III, с которым неоднократно беседовал по делам своей церкви, живя, большей частью, в Константинополе. В спокойное время своего патриаршества блаженнейший Анфим обновил иерусалимские монастыри св. Екатерины, св. Евфимия и патриарший и украсил церковь свв. равноапостольных Константина и Елены, а также содействовал обновлению сирийского монастыря Богородицы, именуемого Сайданайским. Во время нашествия французов на Палестину, иерусалимская церковь терпела бедствия не только от них, но и от арабов-мусульман и турок, которые были крайне озлоблены на всех христиан и мстили за французский погром тем, что разоряли и грабили православные монастыри и церкви, налагали на них денежные подати и беспощадно взыскивали их, заключали христиан в тюрьмы, а иных и убивали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010