Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и погибающих ( 2Кор.2:14–15 ). Добродетельный есть благоухание Бога. Видишь, что добродетельный есть благоухание Бога(εωδα ϑεο), где бы он ни жил. Ибо добродетель по самой природе такова, что не может укрыться, но совершающий ее виден всем, как и написано: не может град укрытися верху горы стоя ( Мф.5:14 ). Город – душа человеческая, гора – вершина добродетелей, куда поднявшиеся сияют, якоже светила в мире, слово животно придержаще, в похвалу себе самим в день Христов ( Флп.2:15–16 ). Взойдем же и мы, братия, на эту святую гору. Но мы не можем подняться туда, если не оставим прежде нижнего, то есть пожеланий плоти и помышлений, пагубных удовольствий здешней жизни. Удаление от них есть восхождение к добродетели. Итак, пусть очистится сердце от скверных помышлений; пусть научится глаз право смотреть, пусть будет закрыто ухо для слушания злого, пусть удержится язык говорить суетное, пусть не прикасается рука к тому, чего не должно касаться, пусть направится нога на путь мира (ср. Лк.1:79 ) Красота телесная и красота духовная. и все члены да научатся и освятятся красотой Христа, потому что Христос наиболее украшается в душе, чистой от страстей. Царь земной любит прекрасного телом; небесный же Царь и Бог любит того, кто украшен духовно, хотя бы по внешнему виду он был нищий, слепой, хромой, увечный и имел другие какие-либо недостатки, которые считаются среди людей позорными. Отсюда неблагородные бывают благородными, бесславные – славными, нищие – богатыми. Отсюда и блаженные апостолы из рыбарей [сделались] начало вождями по всей земле. Отсюда и неученый Антоний был мудрее мудрецов 120 . Отсюда – возьмем более близкий нам пример – наш Фаддей, скиф по происхождению и раб, как вы знаете, поднялся на высоту исповедания Христа и сделался славным в мире 121 . Значение человеческого произволения. О, неизреченное человеколюбие благого Бога нашего! Какой удобнейший вход к Себе даровал Он нам! Ибо не нужно ни посредника, ни денег, ни какого-либо благоприятного стечения обстоятельств, но должно только пожелать – и все достигнуто.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Мы «еще не до крове противостояли греху» ( Евр. 12, 4 ), «еще не прошли сквозе огнь и воду» ( Пс. 65, 12 ), как святые мученики, еще не изранены мы и не изъявлены, как каждый из преподобных и праведных. Как же похвалиться нам в будущем веке, что и мы страдали за Христа, когда не переносим мужественно и благодушно даже малых, встречающихся с нами, неприятностей: какого-либо укора, пристыжения, посрамления, обесчещения, презрения, – прибавлю еще, – сухоедения, малопитья, рубищного одеяния, труда послушания, раннего пробуждения на службу, стояния на псалмопении, исполнения наложенной епитимии. – Ей, чада мои, будем перенося переносить благодушно все трудное и неприятное, чтоб по правде петь с Давидом: «терпя потерпех Господа», и за то, по милости Божией, сподобиться: «и внят ми и услыша молитву мою» ( Пс. 39, 2 ). В будущем веке другие иные плодоприношения предъявят: треблаженные мученики – кровь; преподобные отцы – величайшие свои подвиги и добродетели; а мы – смиренное претерпение сказанного выше. И я верно знаю, что не будем лишены части оных, как удостоверяет божественный Антоний. 27. «Взыщите» паче всего «Бога, и жива будет душа ваша», ( Пс. 68, 33 ). «Взыщите лица Его выну,» да отражается оно в чистом сердце вашем ( Пс. 104, 4 ). «Помяните чудеса Его, яже сотвори» ( Пс. 104, 5 ) в нас в прежние лета и теперь творит, умножая братство наше, питая и ничего не лишая потребного в настоящей жизни. И за все, что Он творит нам, воздадим Ему должное. Ищет же Он от нас не что другое, как чтоб мы боялись Его и любили Его всем сердцем и всею мыслью своею и по силе подражали Его воплощенному жительству? Низшед с небес, странником был Он на земле, чтоб и мы устранились помыслами своими от своих похотений. Послушался Он Отца, чтоб и вы безропотно слушались меня недостойного. Смирил Он Себя даже до смерти, чтоб и вы умудрялись тоже делать, уничижая себя и смиряя в мыслях, словах, делах и движениях. – В чем истинная и божественная слава, если не в том, чтоб быть бесславимым среди людей Бога ради? В чем честь и доброе имя и монаха, если не в том, чтоб его бесчестили ради Бога и с бесчестными вменяли? И Спаситель наш и Бог, плоть нося, смиренное и уничиженное избрал, чтоб посрамить славное и богатое у людей. Сего ради в вертепе рождается, в яслях полагается, сыном тектона именуется, назореем прозывается, одевается в хитон с простою накидкой, ходит пешком, утруждается, камнепобитием от Иудеев угрожается, поносим бывает, поемлется, распинается, копьем прободается, во гробе полагается, – и потом воскресает, – чтоб нас подвигнуть подобно Ему переносить все пред лицом Ангелов Его, и потом увенчать нас в Царствии Небесном. Читать далее Источник: Добротолюбие : в русском переводе : [в 5 т.]. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского моностыря, 2010./Т. 4. – 608 с. ISBN 978-5-7533-0414-8 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Великая защита здесь – охранение очей и истинная исповедь. Далее, не будем также распаляться и на самих себя, ибо и здесь скрыта смерть. Кто этого не знает, тем и не нужно открывать. Но все должны беречься, чтобы не знающий худшего по неопытности не попал в яму погибели. Бесстыдство – великое зло и причиняет смерть Пострадавшие в этом, вы понимаете, о чем я говорю. Не касайся, не дотрагивайся ни до одного из твоих членов. Не гляди на свою наготу, дабы тебя не постигло проклятие наравне с Ханааном ( Быт. 9:25–26 ). Ибо великий столп в пустыне пал, как сказал божественный Антоний, не от какой-либо причины, а потому что был пленен этим грехом 221 . Блуд ведь возникает и тогда, когда тело не сближается с другим. Блюдите, како опасно ходите ( Еф. 5:15 ), чтобы вас не похитила смерть. Когда вы отправляете большую нужду, то сидите благообразно. Равным образом, когда вы испускаете воду, не смотрите на то, как она льется, и не касайтесь руками члена. Окаянный человек! Тебе известно, что говорит апостол, а именно: кто мя избавит от тела смерти сея? ( Рим. 7:24 ). Ты живешь вместе с диким зверем, с лютым львом – плотью. Если ты не приготовишь на него меча, то он похитит, растерзает и погубит тебя. Трудно тебе голыми руками и пальцами касаться дракона. Лучше вооружиться луком и мечом и остаться невредимым и живым. Отношение к телу – своему и других Сжальтесь же, сжальтесь, чада мои и братия, надо мной и к несчетным моим грехам не навлекайте еще нового огня на мою голову. Напротив, своими добрыми делами рассейте множество, превосходящее всякого человека, моих грехов. Ибо сказано: сын премудр веселит отца ( Притч. 10:1 ), аще и разумом оскудевает тот, он имеет прощение к нему ( Сир. 3:13 ). Я, чада, должен говорить вам все это, давать вам советы и получать в свою очередь от вас сведения о том, отчего мы страдаем, направлять свои слова против тайных дел и не считать такие беседы постыдными, ибо предпочтем лучше уже говорить о вредных вещах, чем их делать, так как благодаря этому мы укрепляемся и получаем возможность прогонять диавола. Возмогайте в своих послушаниях, укрепляйтесь в своих делах, в радости от надежды (см. Рим. 12:12 ) и в духовном веселии благочестия носите друг друга тяготы ( Гал. 6:2 ). Растите постоянно и усовершайтесь во Христе Иисусе, Господе нашем, с Ним Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 49

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Так великий Антоний сделал его силу настолько немощной, что тот не мог переносить даже и тени его святости 79 . И все богоносные отцы, равно как и все предавшие себя всецело на служение Богу в нынешнем роде 80 , побеждают его. Будем просить и умолять Господа об одной милости – чтобы нам все дни своей жизни пребывать с Богом путем благочестивой жизни. Увещание Чада мои, я как бы разливаюсь и разделяюсь по отдельным лицам и сострадаю каждому из вас в его телесном, а особенно в духовном труде. Ибо я вижу, что вы напрягаетесь в работах, надрываетесь день и ночь. Но ваша слава – апостольская (см. 1Кор. 9:13–15 ), ваш строй жизни – ангельский, таким путем вы приносите себя в жертву Богу (см. Рим. 12:1 ) 81 , получая все нужное от своих трудов и, кроме того, отдавая небольшую часть и посторонним 82 . Да удостоится же ваш труд награды и останется свободным от всякого порицания. Но как же этого достигнуть? Работайте в безмолвии, пусть из ваших уст не исходит неблаговременно слово; избегайте хвастовства, отвращайтесь от бесстыдства, приобретайте смирение (см. 1Пет. 5:5 ), упражняйтесь в послушании. Смотрите, чтобы вас не похитила греховная смерть, не сближайтесь между собою по страстному влечению, не уединяйтесь по двое 83 , не касайтесь друг друга, если возможно, ни одним каким бы то ни было членом, ибо это грозит взрывом страсти, огнем и смертью . Внимайте чтениям, бодрствуйте за утреней, стекайтесь на псалмопения; когда предстоите Богу, то не дремлите, принимайте от Него дары, ибо Он постоянно раздает их бодрствующим. Это воистину горестное дело, когда одни получают от царя дары и милости, а других же прогоняют ни с чем, хотя по-видимому и те и другие одинаково несли службу. Но последние исполняли ее лениво и сонливо, вследствие этого и потерпели неудачу и оказались лишенными награды, а другие работали искренне и служили по совести. Кому Бог раздает Свои дары. Не потерять награды своей Един Бог у всех нас, один я, смиренный, у вас и отец, и вы, в свою очередь, во всем стяжали между собою единое сердце (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«Осквернив же и заразив таким образом душу, он соблазняет ее выступать из пределов естества, и делает ее безумною, бессловесною и слепою, стремящеюся к недолжному: вместо света ко тьме, вместо сладости к горести, вместо жизни к смерти 476 ». Особенно диавол успешно «не только юных, но и старцев, и не только нерадивых, но и тщательнейших» пленяет «плотской похотью 477 ». «Начинает он, – говорит св. Отец, – заготовлять яд сей всеиванием неуместных помыслов; потом распаливши сердце похотями плоти и крови, вызывает его сказать что-либо из запрещенного; затем внушает дерзость коснуться члена; после же сего наносит смерть. Ибо, как говорит Апостол: ПОХОТЬ ЗАЧЕНШИ, РОЖДАЕТ ГРЕХ: ГРЕХ ЖЕ СОДЕЯН РОЖДАЕТ СМЕРТЬ( Иак.1:15 478 )». « Не коснись, ниже осяжи, – и не смотри на наготу свою, – говорит св. Отец, – чтобы не подпасть под клятву Ханаанову. Ибо не другим падением пал столп оный пустынный, о коем говорил Антоний Великий , как этим, хотя премудрый Отец и не высказал сего 479 ». «Когда же успеет он одного обольстить и склонить к нечестивой любви, тогда покушается и того, к кому у него страсть, пристрастить и любострастно расположить к нему; потом пойдут взаимные деяния и воздаяния воззрений и обозрений, душевные излияния, и сладострастные горения; и наконец, если не особая Божия помощь, покров отеческий и сознание искушения самим пострадавшими сие, там пагуба, – содомское сгорание и гоморское потребление 480 ». «Итак, – говорит преп. Феодор Студит , – если на кого нападает помысл похотный, да не мятется он и не смущается; но молитвою, стенанием и слез излиянием да обрящет его вспять и отбивается от него, воспоминая огнь оный вечный, и то, что ныне возгорающиеся в теле нашем жжение служит причиною, возжжения и оного вечного пламени. Итак, сколько бы раз в день ни нападал такой помысл, истребите его вконец, – и не будет нам осуждения. Если с похотью сею вместе совпадает и омрачение помыслов, с чувством тяготы подвижничества, горе возведи ого сердца своего, и рассекли эту сеть диавола помышлением о возможности умереть каждый час. 481 "

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но так как воздержание есть одна из добродетелей и в ней мы более других упражняемся, то воздадим хвалу Богу, что одно поприще его мы совершили. Плоть и дух противостоят друг другу. Лица наши изменились сравнительно с прежним, но хорошим изменением, сияя бледностью от воздержания. Уста наши исполнились горечи от желчи по причине позднего вкушения пищи, но дух наш усладился, будучи окрылен надеждой. Они противостоят друг другу, и когда один побеждает, другой обычно делается бессильным. Необходимость ежедневного питания во время поста. Может быть, кто-нибудь скажет, что ежедневное принятие пищи – недостаток совершенства 158 . Ни в коем случае. Ибо Господь не повелел бы нам всегда просить хлеба насущного ( Лк.11:3 ); пророк Илия не был бы каждый день питаем вороном в пустыне ( 3Цар.17:6 ); Павел 159 , прежде божественного Антония поселившийся в пустыне, не получал бы ежедневно хлеба свыше; сам великий Антоний не предпочел бы ежедневного вкушения пищи хоть понемногу посту более одного дня или недельному 160 . И это, мне кажется, вот по какой причине. Наше тело, изнуренное трудами в течение целого дня, ослабевает чувствами, подобно скаковой лошади, и нуждается в отдыхе, поэтому Творец природы устроил так, чтобы оно было подкрепляемо ежедневным питанием и оставалось способно к дальнейшему труду, а не было расстроено и слабо, что испытывают те, кто постится в течение двух или трех или пяти 161 дней. Ибо они не могут ни поклонов полагать часто, ни псалмы петь громко, ни другие служения исполнять легко, кроме как если это происходит сверхъестественно (ε μ τι ρα, περφυς τ γινμενον) 162 . Итак, ежедневное питание – не только для несовершенных, но и для совершенных в известной мере и по правилу. Хорошо знайте, что все у нас установлено по правилам отцов. И да дастся нам еще и еще здоровье тела и крепость духа 163 , чтобы работати Богу живу и истинну и ждати ( 1Фес.1:9–10 ) последнего дня, когда вы просияете, подобно солнцу (ср. Мф.13:43 ), наследуя Царство Небесное во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Очевидно, среди известий были сетования по поводу ограниченной веротерпимости, а по сути сохранения официальной иконоборческой доктрины и начавшегося уже незадолго до смерти Аьва Армянина, осенью 820 г. восстания турмарха федератов Анатолика Фомы Славянина, в результате развития которого к декабрю 821 г. будет блокирован Константинополь. Надо учесть, что Херсон был давно знаком автору письма как место, куда попадали его соратники и однодумцы. Так, в 809 г. Никифор I Геник (802–811) учинил расправу над студитами и некоторыми разделявшими их взгляды епископами, игуменами, священниками, монахами, осуждавшими василевса и патриарха Никифора. Поводом к гонениям стал вопрос о прощении патриархом отрешенного от сана священника пресвитера Иосифа, двенадцать лет назад обвенчавшего прелюбодея Константина VI с Феодотой (см.: Лебедев А. П. История разделения Церквей в IX, X и XI веках. Изд. 2-е. – СПб., 2001. – С. 10–17; Kazdan А. А. Nikephoros I//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1475). Феодор Студит не пожелал смириться с этим решением патриарха и был изгнан на один из Принцевых островов в Мраморном море, где провел два года. Прочие ослушники императорской и церковной власти, отказавшиеся внять уговорам василевса и «быть в общении с патриархом и кафолической Церковью», то есть покончить с распрей, тоже были смещены со своих постов, сосланы, заключены в монастыри и крепости, по одному, по двое, по трое с небольшим, рассеяны по разным местам, от Финии и Херсона до Сицилии и Фессалоники (Michailus Monachus. Vita et conversatio sancti patris nostri et confessons Theodori abbatis monasterii Studii//PG. – 1864. – T. 99. – Col. 269D, 272DC; Theodori Studitae epistulae//PG. – 1864. – T. 99. – Col. 1068B, 1072C–1073B, 1076B, 1116B). Причем пострадавшие от гонений были в самом Херсоне (епископ Лев Валелад, игумен Антоний, некий Летоий, подвергшиеся заключению). Подобные заключенные терпели всяческие лишения, так как игумены, которым был вверен надзор за ними в монастырях, весьма ретиво выполняли распоряжения предписания властей и иногда притесняли покаранных больше, чем того требовалось (Theodori Studitae Laudatio Sancti Platoni//PG.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой подход лежит в основе аскетического отношения к телу и к тварному миру. Усилие подвижника направлено на то, чтобы покорить плоть ради того, чтобы обладать телом, победить обезбоженность, из-за которой мы стали мертвым веществом – мертвым, потому что мы отвернулись от жизни или потеряли ее, – ради того чтобы обрести вновь состояние примирения, в первую очередь, с миром, который мы предали и ввергли в область смерти, страдания, дисгармонии, изуродования. Призыв отказаться от некоторого рода пищи, от плоти животных, призыв освободиться от голода, который распространяется на все сотворенное Богом желанием все подчинить себе и в конечном итоге уничтожить – вот призыв поста. И это охватывает гораздо больше, чем физический пост, простое воздержание в пище и питье. Это состояние трезвости, состояние, через которое мы можем опомниться от опьянения, о котором говорит святой Феодор Студит , состояние, восстанавливающее нас в правильном взаимоотношении с созданиями Божиими. Но, как уже было сказано, человек пал, человек предал тварный мир в рабство сатаны со всем, что из этого следует. И, по слову апостола Павла, вся тварь стенает, ожидая откровения сынов Божиих ( Рим.8:19–22 ). Все творение – жертва: оно не согрешило, оно несет вместе с человеком последствия человеческого греха. Поэтому у творения своя собственная связь с Богом, на собственных правах. Тварь не нуждается ни в примирении, ни в покаянии. И вот почему возможны чудеса, вот почему совершаются таинства. Весь мир был создан способным радоваться о Боге, чувствовать Его, жить Его словом, жить в Нем неведомым нам образом, отличным от нашего. Все созданное способно слышать творческое, державное, освобождающее слово Живого Бога. В противном случае чудеса были бы магическими действиями. Разница между таинством и магическим действием, между чудом и магией в том простом факте, что магическое действие – акт власти, акт, которым тот, кто обладает тайным знанием, может насильно навязать свою волю Божьему творению вопреки его собственной воле, в ущерб ему, с целью уничтожить его или использовать на зло. Чудо – действие Божие, которым на короткий миг, в определенной ситуации Божие творение бывает восстановлено в гармонии, той гармонии, которая существует между творением и Богом, но также внутри творения между отдельными тварями.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Самогласны находятся более в последованиях двунадесятых и других великих праздников, и самогласными, большею частью, бывают стихиры на «Господи воззвах» и на стиховне. 346 Стихи Пс.141 , со стиха: «Изведи из темницы» и затем стихи псалмов Пс.119 и Пс.116 составляют десять стихов, и за ними полагается петь стихир на «Господи воззвах» не более десяти, кроме немногих, указанных ниже, случаев. Посему в Часослове, пред стихом: «Изведи из темницы душу мою», напечатано: «на 10-ть». Но не всегда поется десять стихир, а иногда поется 8-мь, или 6-ть, или 4-ре. Восемь стихир поются с последними 8-ю стихами псалма, равно шесть стихир –с 6-ю последними стихами. 347 В Ирмологионе указано петь все стихи этих псалмов. При стихах напечатаны на поле листа попеременно буквы: а, б, – они указывают, которому лику следует петь тот или другой стих. 349 Между выражениями: «стихиры три», «стихиры четыре», «стихиры на три», «стихиры на четыре» есть различие. Первое показывает, что в богослужебной книге находятся три, четыре стихиры, а последнее означает, что в богослужебной книге, может быть, находится только одна или две стихиры, но они поются как три или как четыре, т. е. одна из них повторяется раз и более. Например, сказано: «На Господи воззвах поставим стихов 10 и поем Осмогласника стихиры воскресны три, и восточны три, и преподобные (Марии Египетской) стихиры три творяще я на четыре» (Τип., послед. 5 недели велик, поста – вечерня). Выражения: «стихиры на 6-ть, на 8-мь, на 10-ть» указывают на число стихов псалма, которые вместе со стихирами должно петь, равно – и на то, которые стихи псалма должно присоединять к стихирам. Если уставом положено стихиры на 10-ть, то следует начинать пение псалма с того стиха, пред которым в Часослове сказано: на 10-ть. Если положено стихир на 8-мь, то пение начинать со стиха, имеющего надпись в Часослове: «на 8-мь». 351 Такая вечерня обыкновенно совершается в понедельник, вторник и четверток, равно в среду и пяток, если, по какому-либо случаю, в эти дни не бывает литургии, – в праздники (24-го февраля, 9-го, 24-го, 25-го и 26-го марта). 352 В число воскресных включаются и те, которые называются также «Анатолиевыми» и «Восточными». Стихиры же названы Анатолиевыми потому, что сочинитель их был Анатолий (См. Октоих 4-го гласа, мал. вечерня), а названы «восточными» потому, что греческое слово α=νατολh’ означает восток (Euchoi. Goar, 1647, p. 58). По мнению иных Анатолий был Патриархом Константинопольским в V веке (Fabricios Bibliot, graeca т. XI, p. 76, 78). Новейшее исследование полагает, что это был Антоний Студит (Руков. для сельск. паст. 1894 г., т. I, стр. 222–226).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скрытые помыслы сами по себе служат точкой опоры для бесовского воздействия, и большинство из них внушаются бесами с этой целью. Так, патриарх Антоний Студит отмечает: ничто не дает столько власти бесам и вражеским внушениям, как собеседования с ними в сердце 3333 , а авва Пимен, пересказывая поучения аввы Иоанна Колова, говорит, что вследствие этого «враг ни о ком так не радуется, как о тех, кто не открывает свои помыслы» 3334 . Преподобный Феодор Студит учит: «Вы знаете, сколь многочисленны ухищрения и уловки диавола. Избежать их можно только через откровение помыслов» 3335 . Откровение помыслов позволяет, в частности, избегать тех грехов, которые порождаются скрытыми помыслами. «Откуда среди вас... эти неразумные действия?.. Не оттого ли, что вы не открываете себя, но скрываете свои дурные помыслы?» – вопрошает преподобный Феодор Студит 3336 . Он же замечает: «Начало и корень ошибок, которые мы допускаем, – это дурной помысел» 3337 . Откровение помыслов позволяет также воспрепятствовать усилению страстей, уже присутствующих в человеке, или образованию новых, которое происходит вследствие того, что помыслам позволяют повторяться. Наконец, оно помогает избежать помыслов, которые, оставаясь в душе, подтачивают ее, разрушают и влекут за собой множество патологических последствий для внутренней жизни именно потому, что остаются скрытыми. Ведь неоткрытые помыслы продолжают жить в душе, часто неслышно и незаметно, укореняются в ней, развиваются и мало-помалу ее отравляют. В итоге они пленяют ее, и из этого плена ей будет вырваться тем труднее, чем дольше она не будет реагировать на эти помыслы или медлить с их открытием. Вот почему преподобный Иоанн Кассиан говорит о «тирании скрытых помыслов» и о «жестоком насилии, которое они производят, пока их оставляют скрытыми» 3338 . Один старец обобщает так: «Если тебе не дают покоя нечистые помыслы, не скрывай их, но тут же говори духовному отцу... Ибо, по мере того как помыслы скрывают, они множатся и набирают силу... И как червь [точит] дерево, так дурной помысел разрушает сердце» 3339 . Похожий совет дает и преподобный Феодор Студит : «Я призываю вас, по слову Писания 3340 , раскрывать тайны сердца. Ибо невозможно, чтобы червивое растение не погибло, а душа, скрывающая змею, – я хочу сказать, что-то неявное, – не разложилась бы, не наполнилась червями и в конце концов не испортилась бы полностью. Итак, умоляю, каждый из вас пусть отвергает скрывающееся в нем тление» 3341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010