Новое нашествие персиян под предводительством Надир-шаха не имело особенно губительных последствий для православной Грузии. На первых порах своего владычества он благосклонно относился к религиозному чувству грузин. Рассказывают, что однажды царевич Ираклий, представляясь Надир-шаху в Кандагаре, был поражён неожиданным вопросом: «Не примешь ли ты мусульманскую веру?» Как не был молод Ираклий Теймуразович, но не потерялся ответить: «Ваше Величество, вольны сделать со мной, что угодно, но изменять вере Христовой, в которой я воспитан, не могу». Тогда Надир, смягчив голос, сказал: «Не бойся, я не сделаю тебя мусульманином»! Сохранился также и отзыв его о грузинском народе, данный им при посещении монастыря св. Антония Марткопского, в присутствии его наместников, которым он сказал: «Не ожесточайте грузин, сильных военной славой, знакомых с военными потрясениями, многократно колебавшими их царство, но не веру в христианского Бога». Однако в конце своего царствования покоритель Индии и Персии Надир-шах переменил свою политику и стал притеснять грузин, в 1747 году наложив на них непосильную дань, и только его смерть избавила Иверию от тяжкого разорения 102 . Несмотря, однако, на все эти ужасы, пережитые Грузией в столь тяжёлые для неё дни, вера в народе и на этот раз была непоколебима, доказательством чего служит следующий факт: в числе пленниц находилась грузинка изумительной красоты. Перс, которому она досталась, вздумал обратить её в мусульманскую веру, но все его усилия были напрасны, и невольница оставалась непреклонной. «Всякий раз, – говорит по этому поводу один персидский историк, – как только заговаривали с нею об этой необходимости, пленница вынимала из кармана маленькие образа и горячо молилась Богу об избавлении её от искушения. Молитва грузинки была так искренна, что обладатель её чуть не сделался сам поклонником этих же образов» 103 . Одновременно с Персией, имевшей в виду преимущественно восточные провинции Грузии, на западные её владения, начиная с 1574 года и до 1754, постоянно нападали турки, внося туда свою культуру и свою религию, беспощадно истребляя на своём пути древнейшие христианские памятники, на местах которых они водружали свои мечети с высокими минаретами, и голос муэдзина сменял собой так много говорящий христианскому сердцу звон церковных колоколов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крепость на горе Гори. XVII в. Крепость на горе Гори. XVII в. В 20-х гг. XVII в. борьбу против иран. завоевателей возглавил полководец Георгий Саакадзе (Великий Моурави). Под его командованием 25 марта 1625 г. на Марткопском поле груз. войско разгромило 30-тысячную армию кызылбашей (иранцев). В битве при Марабде 1 июля того же года победили иранцы, однако Саакадзе организовал партизанскую войну, чем свел на нет успех противника: во время военной кампании 1625 г. Аббас потерял половину армии (60 тыс.) и вынужден был признать царем Картли-Кахети Теймураза I. В 30-х гг. XVII в. Иран и Картли достигли компромисса: престол Картли занимали перешедшие в ислам Багратиони (для Ирана они были вали - наместниками, для грузин - царями), к-рые не боролись с Православием. В правление первого мусульм. царя Ростома (1633-1656) в обществе насаждались иран. нравы и обычаи, однако супруга царя заботилась о состоянии храмов и собирала расхищенные груз. рукописи. При Ростоме воцарился мир, были восстановлены мн. села, проложены новые каналы и дороги, оживилась городская жизнь. В 1648 г. Ростом при помощи шаха Аббаса II изгнал из Кахети Теймураза I и занял его престол. Аббас II, продолжавший политику Аббаса I, сместил Ростома с кахетинского престола в 1656 г. и отдал Кахети под упр. гянджинского хана Селима; за неск. лет в страну было переселено 15 тыс. тюрк. семей. В 1660 г. в Кахети картлийские и кахетинские князья подняли восстание: были отбиты у неприятеля крепость Бахтриони и Алавердский мон-рь, из страны изгнаны семьи тюрок, на царство возведен Вахтанг V Шахнаваз (1658-1675/76), представитель младшей, Мухранской, ветви Багратиони. Вахтанг V усмирил азнауров и лезгин; в 1661 г. он возвел на имеретинский престол старшего сына Арчила, подчинил себе князей Гурии и Самегрело, тем самым заложив основу объединения Г. Однако в 1663 г. вслед. протеста Османской империи по требованию Ирана он отозвал Арчила (правил в Кахети в 1664-1675). По словам современника Вахтанга, груз. поэта XVII в., «Шахнаваз покорил все страны, подчинил себе царей и создал такой мир, чтобы овцы и волки паслись рядом» ( Пешанги Хитаришвили. Шахнавазиани).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Марткопский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Марткопский монастырь Марткопский монастырь основан в VI веке, иначе называется Мартмкопи или монастырь святого Антония. Сегодня Мартмкопи — действующий мужской монастырь Грузинской Православной Церкви. Расположен к северу от села Норио, в 4500 метрах. До Тбилиси — 32 километра. Содержание История [ править править код ] Монастырь Мартмкопи ( ) основан одним из ассирийских отцов, св. Антонием, в VI веке к северо-западу от Тбилиси. Долгое время был знаменит нерукотворным образом Спаса, в настоящее время утраченным, могилой св. Антония и башней св. Антония. Монастырь находится в горах, поэтому туристов здесь обычно нет, а местных жителей много. Современное состояние [ править править код ] Сейчас монастырь представляет собой группу зданий на вершине горы. Примерно по центру - главный купольный храм Хвтаэба. Внутри он не очень большой, расписан новыми фресками. На северной стене храма находится фреска с изображением ассирийских отцов, тут же в нише икона с изображением Антония Марткопского, а в полу у стены - мраморная могильная плита Святого Антония. На запад от храма — длинное сооружение, в котором сейчас церковная лавка. Восточнее храма - жилое помещение и башня. Дальше еще одно жилое помещение и колокольня. Все сооружения монастыря построены из местного камня, непрочного и слоистого. Камни в окрестностях тоже ненадежные, они расслаиваются и сыпятся. Лазать по скалам надо осторожно. Рядом с монастырем на горке находится башня святого Антония, до нее примерно 350 метров. К башне ведет грунтовая тропа. Пройти не сложно, хотя в сырую погоду это может быть проблематично. Башня в настоящее время утратила часть верхних этажей, но все равно высока и с нее открываются сказочные виды на окрестные горы, на село Норио и восточные равнины. Видно Рустави, хребет Яглуджа, Соганлугский хребет, Мтацминду, район Ваке и часть Тбилисского моря. Чуть выше башни находится небольшой храм. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Попасть в монастырь можно через село Норио. Туда ходят маршрутки (1 лари 30 тетри) и автобусы (1 лари) от метростанции Самгори. Маршрутки ходят часто. Норио надо пройти насквозь (можно зайти в музей) до северной окраины и там пройти еще 4500 метров извилистой трассы. Часть пути от села - не очень ровный асфальт, часть - гравийка. Легковые проходят спокойно. Адрес: Норио, Гардабанский р-н, Грузия Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Марткопский_му...

В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги, примерно за 35 лари (туда-обратно и там 2 часа ожидания). В 2014 году появился новый способ доставки, это ежедневный автобус из Тбилиси. Он отходит в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас отвезут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа и затем везут обратно, с пищевой остановкой в кафе «Оазис-Клаб». Телефон для связи: 551 951 447 (рейс действует до 15 октября). Подробнее... Марткопский мужской монастырь [ править править код ] Марткопский монастырь основан в VI веке, иначе называется Мартмкопи или монастырь святого Антония. Сегодня Мартмкопи — действующий мужской монастырь Грузинской Православной Церкви. Расположен к северу от села Норио, в 4500 метрах. До Тбилиси — 32 километра. Адрес: Норио, Гардабанский р-н, Грузия Проезд: Попасть в монастырь можно через село Норио. Туда ходят маршрутки (1 лари 30 тетри) и автобусы (1 лари) от метростанции Самгори. Маршрутки ходят часто. Норио надо пройти насквозь (можно зайти в музей) до северной окраины и там пройти еще 4500 метров извилистой трассы. Часть пути от села - не очень ровный асфальт, часть - гравийка. Легковые проходят спокойно. Подробнее... Шио-Мгвимский мужской монастырь [ править править код ] Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Самая первая постройка - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь , очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) М. пользовался особым покровительством царей Картли (св. Вахтанга Горгасали, мч. Арчила († 744 или 766)) и единой Грузии (св. Давида IV Строителя и царицы св. Тамары ): они возобновляли и перестраивали обитель, щедро одаривали М. поместьями и крестьянами (ПГП. 1965. Т. 2. С. 368; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 712-713). Одним из ранних пожертвований монастырю, наряду с с. Марткопи, считается с. Ахмета, где в нач. 2-й пол. VI в. была воздвигнута церковь Гвтаеба (Спасителя), ставшая подворьем М. ( Чубинашвили. 1959. С. 78-79). После 1265 г., когда золотоордынский хан Берке разрушил г. Рустави и епископская кафедра была перенесена в М., началось расширение М. ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 538; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 149-150). В 1477 г. в Грузию вторгся персид. правитель Узун-Гасан и «опустошил Харки, Сагурамо, Марткопи и Тианети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 568; Монастырь Марткопи. 2009. С. 17). В XV в., после распада единой Грузии, царь Кахети Георгий I (1466-1476) упразднил эриставства и разделил Кахети на садрошо (военные округа), во главе которых были поставлены не эриставы, а епископы. Главой 2-го садрошо и командующим левым флангом груз. армии стал епископ Руставский, резиденция которого находилась в М. Здесь же хранилось боевое знамя садрошо, на одной его стороне был изображен Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - вмч. Георгий ( Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 158-159). В 10-х гг. XVII в. М. и его окрестности разорил персид. шах Аббас I. В нач. XVIII в. из тур. плена бежал царь Кахети Константин (Махмадкули-хан); он скрывался сначала в М., затем в Телави. В 1723 г. турки разорили М.: взяли в плен насельников и жителей села, разбили иконы и кресты, ограбили собор, сожгли и опустошили село и окрестности и возвратились в Тбилиси (Ассирийские отцы. 2013. С. 132). В окт. 1735 г. в сопровождении царя Кахети Теймураза II и царя Картли Ираклия II с 3-тысячным отрядом персов в М. прибыл персид. правитель Надир-шах. Он пожертвовал мон-рю 2 тыс. р. серебром и 200 драгоценных «восточных» камней. По его приказу на крыше маленькой ц. во имя вмч. Георгия (кон. XVII в., датируется на основании использования в кладке красного кирпича) установили символ ислама - полумесяц, который был виден со всех сторон ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 720).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 1876 г. (Александро-Невская лавра) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 1876 г. (Александро-Невская лавра) 12 нояб. 1844 г. И. был переведен в Карталинскую и Кахетинскую епархию как член Синода и экзарх Грузии. Особое внимание уделял духовному просвещению; содействовал переизданию Библии на груз. языке, возобновлению епископской кафедры в Абхазии. При этом И. был вынужден продолжить передачу церковных имений в гражданское ведомство, но на условиях, достаточно благоприятных для Церкви. На средства, полученные от секуляризации церковных земель, было устроено жен. училище в Мцхете, открывались древние храмы и мон-ри (в т. ч. Мцхетский, Алавердский, Марткопский), строились новые церкви. Архиепископ основал братство для противостояния распространению мусульманства и язычества (впосл. Общество восстановления православного христианства на Кавказе ). 26 авг. 1856 г. за труды в Закавказском крае (а не по статусу занимаемой им кафедры) И. был возведен в сан митрополита. На Карталинской кафедре И. проявил себя как «человек благоразумный, ревностный к службе и заботливый о духовной пользе края»; по воспоминаниям соратников, «с ним легко было служить» ( Исмайлов. 1883. Июнь. С. 244). В эти годы через начальника Главного штаба войск на Кавказе кн. А. И. Барятинского (впосл. наместник) И. стал известен имп. Александру II и имп. Марии Александровне. 1 марта 1858 г. И. был назначен митрополитом Киевским и Галицким (во исполнение благословения свт. Филарета (Амфитеатрова), в 1856 приславшего И. белый клобук с пожеланием оказаться на Киевской кафедре). Особое внимание И. уделял педагогической деятельности, инициировал издание нового семинарского журнала, 31 авг. 1859 г. первым из рус. архиереев обратился с почином учредить церковно-народные школы (впосл. церковноприходские) и стал активно заниматься их обустройством. Основал Введенскую жен. общину, о к-рой заботился и в дальнейшем (см. Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь ). По ходатайству И. в Киеве был выделен участок земли для возведения Владимира, равноапостольного князя, собора . Прожив в Киеве немногим более года, И. остальное время служил в столице как член Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Св. юродивые и св. столпники, не смотри на свое уединение и удаление от мира, приносили и приносят пользу миру. Они служат постоянным воодушевляющим примером в деле нравственного самообразования, которое было совершено ими с величайшею энергией и самоотвержением. Не будь этих подвижников, для мира и человечества не существовало-бы величественных примеров нравственной собранности духа и сурово-самоотверженного ограничения влечений плоти и чувственности. Для мира и человечества не существовало-бы также примеров той замечательнейшей преданности духовному и вечному, которая приводила св. юродивых и св. столпников к охлаждению ко всему чувственному, плотяному. Словом, они служат для мира и человечества возбудителями к перевесу духа над плотью, к господству высших сторон человеческой природы над низшими. Но надлежащее обстоятельное выяснение аскетического значения этих двух аскетических подвигов может составить предмет особой обширной монографии в несколько больших томов. Труд этот требует особой долгой специальной подготовки и продолжительного разностороннего изучения этих подвигов с исторической и моральной стороны. Всякого, желающего выполнить такую грандиозную задачу, преследовать будут непреодолимые трудности, и прежде всего состояние церковно-исторической науки выдвинет перед взявшим на себя такую задачу затруднения, с которыми единолично считаться не в состоянии. Имеем в виду прежде всего отсутствие сочинений, посвященных обстоятельному историческому изображению некоторых аскетических подвигов; все же журнальные статьи, в которых выяснялось значение некоторых аскетических подвигов, преследуют назидательный, а не научный интерес. с. Лысково, Нижег. губ. 1912 г. Августа 22-го дня. 817 О чем есть исследование г. Попадопуло-Керамевса в Визант. Врем, за 1894 г. „Симон Фавмасторит, как песнописец и составитель церковных мелодий», стр. 141–150. 820 Епископ Кирион. Жизнь и подвиги преп. Антония столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис; стр. 16. 1899 г. 831 Кайдалзв упоминает еще о Данииле столпнике, подвизавшемся в Ануфриеве-Тропневе монастыре (выписки из святцев конца XVII в.) и преосв. Сергий о Луке, стоявшем на столпе в Евтропиеве монастыре, Новгор. губ. (стр. 569.) Они не канонизованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 Обет посвящения ребенка Богу состоял в том, что ребенка приводили в Храм, над ним совершался особый ритуал, затем ребенок воспитывался при Храме, посещал богослужения и в течение определенного времени выполнял различные работы и послушания (уборка храмовых помещений, шитье священных одеяний и т. д.). – Авт. 4 Кровля храма была усеяна острыми золотыми иглами, чтобы птицы не садились на нее (см.: Иосиф Флавий, «Иудейские древности»). – Авт. 6 Паламиты – сторонники выдающегося православного богослова XIV столетия свт. Григория Паламы , архиепископа Солунского, в полемике с Варлаамом Калабрийским и его единомышленниками доказывавшего нетварность вечных Божественных энергий. – Ред. 7 Имеется в виду знаменитая Лавра преподобного Давида Гареджийского в Грузии. О нем см. ниже, в статье «Икона “Слава Грузинской Католикосской Церкви”», с. 242–243. – Ред. 9 Анфипат – в Римской империи – проконсул, правитель более или менее обширной провинции. – Ред. 14 Память св. блгв. Вахтанга Горгасала, царя Грузинского, совершается 30 ноября/13 декабря. – Ред. 16 Память св. Раждена Перса, Карталинского, первомученика Грузинского, совершается 3/16 августа. – Ред. 19 Память прпп. Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского – совершается 7/20 мая. – Ред. 26 Память св. мчч. Исаака и Иосифа Феодосиопольских (Эрзерумских) совершается 16/29 сентября. – Ред. 29 Память св. мч. Гоброна (в крещении Михаила) Кахетинского, князя, и с ним 133-х воинов совершается 17/30 ноября. – Ред. 33 Воски – особого рода отшельники, которые, созрев для высших подвигов, удалялись в пустыню и там вели кочевую жизнь, переходя с места на место. Покровом для них служило небо, ложем – земля или пол одинокой пещеры. Они не употребляли пищи, приготовляемой на огне, питались лишь кореньями и травами. Более всего восков было в свое время в Месопотамии; встречались примеры такого рода отшельничества в Палестине и Сирии, но значительно реже. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

царевичами. В 1829 г. усмирил крестьянский мятеж в Сагареджо. Исследователь истории ГПЦ прот. исп. Полиевкт Карбелашвили (см. в ст. Карбелашвили ) упоминает его в связи с делом об устройстве временной церкви во дворце с. Ниноцминда. Экзарх Грузии архиеп. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , объезжавший Карталино-Кахетинскую епархию в 1833 г., получил от ниноцминдских жителей ходатайство об устройстве церкви и поручил вести дело Грузино-Имеретинской синодальной конторе, которая 13 янв. 1834 г. направила архит. Рокову запрос на составление сметы. Согласно подсчетам Рокова, устройство церкви должно было обойтись в сумму 13 069 р. 80 к. Дело было доверено архим. Феодосию, управляющему церковными землями бывш. Ниноцминдской епархии. Архим. Феодосий с минимальными затратами произвел восстановление храма, половину суммы заплатила синодальная контора, половину - 70 семей из числа паствы. 10 марта 1835 г. строительство было завершено (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3837. Л. 72-73; Иверия. Тифлис, 1886. 243. С. 3-4 (на груз. яз.)). Монастырь Натлисмцемели. Фотография Д. Ермакова. 80-е гг. XIX в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси) Монастырь Натлисмцемели. Фотография Д. Ермакова. 80-е гг. XIX в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси) Настоятель Н. архим. Иоанн (Джорджадзе Бидзина Зурабович) принадлежал к княжескому роду, отличался аскетичностью и особое внимание уделял сохранению монашеского делания в обители. Он был настоятелем Н. в течение 21 года (15 июля 1844 - 1865), занимал также должность управляющего церковными землями бывш. Алавердской, Марткопской и Ниноцминдской епархий и их мон-рей, собора Светицховели и Н. Сведения об Иоанне известны из его письма экзарху Грузии архиеп. Исидору (Никольскому) (16 окт. 1849). Будучи уже глубоко пожилым человеком, он писал, что 30 лет находится на церковной службе, подвизался на столпе в мон-ре Марткопи , по представлению митр. Горийского Стефана (Джорджадзе) 14 апр. 1822 г. награжден нагрудным золотым крестом, в 1839 г. назначен заведующим церковными землями; 30 апр.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Схиархимандрит Виталий погребен во дворе Александро-Невского храма, в Тбилиси 187 . 13 Католикос-Патриарх Христофор (Цицкишвили; 1873–1932). После окончания в 1893 г. Тифлисской Духовной семинарии принял сан священника и служил на приходе, затем – исполнял должность законоучителя Тифлисской мужской гимназии. В 1918 г. посещал историко-филологический факультет Тифлисского университета. В 1921 г. без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа Урбнисского. С 1927 по 1932 г. являлся Предстоятелем Грузинской Православной Церкви. 14 Святой Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая; 1861–1927). Закончив в 1885 г. Тифлисскую Духовную семинарию, служил священником в Грузии. Затем поступил в Казанскую Духовную Академию (окончил в 1901 г.); на третьем курсе ее принял монашеский постриг. Впоследствии служил как в Грузии, так и в России. В октябре 1917 г. был хиротонисан во епископа Чкондидского. С 1921 г. – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1926 г., под давлением атеистического правительства, был устранен от дел управления. Причислен Грузинской Церковью к лику святых как исповедник. 15 Святой Католикос-Патриарх Кирион III (Садзаглишвили; 1854–1918) родился в семье священника. По окончании Тифлисской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии (1880 г.) некоторое время занимал должность помощника инспектора Одесской Духовной семинарии; затем работал преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 г. принял монашеский постриг и два года спустя был хиротонисан во епископа Алавердского. В дальнейшем служение проходил в различных епархиях Грузии и России. С 1915 г. епископ Полоцкий и Витебский. В августе 1917 г., согласно собственному прошению, от управления епархией был уволен и возвратился в Грузию. С сентября того же года – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1918 г. был зверски убит в Марткопском монастыре. Грузинская Церковь канонизировала его как священномученика. Оставил после себя ряд научных трудов, посвященных исследованию истории Церкви. 182 См.: У «пещер, Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века. М., 1999. С. 438.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010