Schriftsteller, d. erst, drei Iahrhund., I В., Leipzig, 1902)». Нееостоятельность его теории двойного вселенского собора в Никее доказана «Der Anfang des arianischen Streites», Helsingfors (ss. 97–115). Названное сейчас сочинение, замечательное по детальности собранных в нем сведений, может служит очень хорошим руководством при изучении начальной истории арианства. В частных пунктах, однако, мы с ним не согласны, на что и будет указано ниже. 575 По свидетельству Феодорита (H. E.), Арий имел особое поручение от Алекандра изъяснять Божественное Писание. 576 Gpist. Haer., 69, 12: «в этом он (Арий) нашел повод к заблуждению». Замечательно, что Афанасий свое поровержение ариан начинает с разбора этого изречении. Евсевий Никомидийский в письме к Павлину Трискому исходный пункт для своих рассуждений также берет отсюда. 577 Theodor. H. E., 1, 4: послание Александра алекс. К Александру константиноп.: «сведение (об этом) я получил поздно». 578 По указанию Епифания (haer., 69, 3), Мелетий сделал этот донос; вернее, однако, известие, сохранившееся у Геласия Кизического), Migne, gr. s., t. 85, c. 1227), что пресвитер Коллуф первый обратил внимание на заблуждение Ария. В подписях под окружным посланием Александра Коллуф занимает первое место (Migne, ib., t. 18, c. 577). 580 Socr., H. E., 1, 5. На такое начало своего разрыва указывает сам Арий в своем письме к нему, где, перечислив разные ложные мнения о Троице, он продолжает: «ты сам, блажденный папа, среди церкви и собора, многократно опровергал утверждающим это и т.д. (Epiph. Haer., 69, 7). 581 Sozom. H. E. 1, 15. Епифаний говорит об осуждении Ария и изгнании его из города, однако замечает, что «Арий долгое время медлил в городе (Epiph., haer. 69, 3, 4)». Епифаний несомненно смешивает события. 583 Мареот – небольшое поселение на берегу озера Мореа, находившегося вблизи Александра и в церковном отношении подчиненное алекс. Епископу. 584 Migne, gr. s., t. 18, c. 577. Все духовенство Александрии, включая мареот, сосотояло из 45 пресвитеров и 56 диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Победа термина μοοσιος, на никейском соборе и обусловлена именно тем, что лучшее и авторитетнейшие епископы Востока поняли великое значение его и сделались энергичными защитниками. Они ознакомились с этим термином еще до прибытия в Никею. Когда Осий кордубский, по поручению императора, ездил в Александрию с письмом к Александру, то здесь, без сомнения, он уже обсуждал с александрийским епископом средства борьбы с арианством; по известию Сократа 879 , на составившемся тогда в Александрии соборе шли рассуждения о существе и ипостаси. К этому Филосторгий еще добавляет, что на дороге в Нйкею Александр александрийский был встречен Осием в Никомидии и здесь снова они порешили остановиться на слове μοοσιος 880 . Оба приведенные известия показывают, что в истории термина: «единосущный» на никейском соборе самое видное значение принадлежит Осию, западному епископу, и это подтверждает Афанасий, говоря, что Осий именно изложил веру в Никее 881 . Слово: μοοσιος в корне ниспровергало арианство, лишало его всяких расчетов на принятие в церкви. Как же отнеслась арианствующая пария к никейскому символу? Сам Арий отказался подписать направленное против него изложение, но у его сторонников-епископов не хватило ни твердости духа, ни достаточной искренности убеждения. Из 17 – ти епископов, входивших, по Руфину, в состав арианской партии на соборе, только два земляка, – Феона мармарикский и Секунд птолемаидский, – последовали его примеру и вместе с ним были сосланы в ссылку немедленно же после собора. Евсевий никомидийский и Феогнис никейский, эти влиятельнейшие вожди арианства, отвергли анафему на Ария, приложенную к символу, но самый символ подписали, чтобы сохранить за собой кафедры 882 . Желая оправдать этих двух епископов от упрека в неискренности, Филосторгий рассказывает, что Евсевий и Феогнис при подписи переправили слово μοοσιος на μοιοσιος – подобосущный 883 , но арианский историк не замечает, что снимая с епископов один упрек, он возводить на них другое, более тяжкое, обвинение в подделке документа.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Задача собора, как определили ее в своем распоряжении императоры, заключалась в том, чтобы вновь пересмотреть все сделанные после никейского собора постановления, проверить все накопившаяся взаимные обвинения и постановить новое и справедливое решение 1070 . В качестве вселенского, сардикийский собор должен был представить высшую инстанцию в отношении к только что происходившим соборам в Антиохии и Риме и дать о совершившихся на них фактах свое компетентное, суждение. Но никейцы, в составе западных и египетских епископов, прибывшие в Сардику несколько ранее восточных и собравшиеся под председательством Осия кордубского, поняли эту задачу весьма своеобразно. Ни о каком перерешении дела Афанасия и сосланных вместе с ним восточных никейцев, они не хотели и думать и с упорством, достойным более великого дела, вообразили, что все восточные епископы, явившиеся на «собор, – евсевиевы приверженцы» 1071 , как называет их Афанасий, забывая, что Евсевия никомидийского тогда уже не было в живых, – отданы им на суд 1072 . Это предвзятое мнение о задачах собора, выражавшее собой необыкновенное самомнение западных и сосланных восточных никейцев о своем положении в церкви, нанесло непоправимый удар примирительным целям его и из собрания, составившегося с самыми благими намерениями, образовало два отдельные собора, занимавшееся только взаимными препирательствами. Восточные были поражены, когда, придя в Сардику, увидели, что Афанасий, Маркелл и все «преступники», изгнанные на основании постановления антиохийского собора, занимают храм и мирно беседуют с Осием и Протогеном сардикийским 1073 . Правильно понимая задачу собора, они потребовали, чтобы осужденные были удалены из собрания и дело их вновь пересмотрено, потому что нельзя же в самом деле допустить, чтобы обвиняемые вместе с тем оказались бы и судьями в своих собственных делах. Несмотря на многократные и усиленные просьбы восточных, Осий и Протоген, неизвестно по какой причине, отказали им, и они вынуждены были собираться отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В послании своем к Александру собор излагает символ веры , в котором исповедует Сына, «рожденным не из несущего, а из Отца, и не как сотворенного ( ποιητν), но как главное рождение ( ς γνημα κ υ ρ ως), всегда сущего, непреложного и неизменяемого, и анафематствует тех, которые называют Сына Божия тварью или созданием и утверждают, что было время, когда Его не было. Слова » δμσοσιος« в нем не встречается. В заключение своего послания собор просит Александра сообщить о состоявшемся решении «всем единодушным» 625 . Таким образом, спорящие партии еще до никейского собора вполне сорганизовались. Если палестинский собор, происходившей под председательством Евсевия кесарийского , оправдал учение Ария и косвенно осудил всех его противников, то антиохийский собор дал мощный отпор ему со стороны Александра александрийского , анафематствовав Ария и заподозрив правоверие самого Евсевия. Все возможные способы для примирения спорящих сторон были исчерпаны, все пути ко взаимному соглашению отрезаны, и только вселенский собор мог дать исход всем накопившимся недоразумениям. 3 . Откуда вышло арианское движение и из каких элементов оно составилось? Существуют авторитетные данные, которые показывают, что хотя арианские споры начались в Александрии и отсюда разошлись по всему Востоку, однако действительная родина арианства лежала не здесь, а совершенно в другом месте. За исходными элементами арианского движения древнейшие его источники отсылают нас в Антиохию, центральный город тогдашнего восточного диоцеза, и его колыбель указывают в здешней богословской школе, основанной трудами знаменитого учителя III века-Лукиана. О связях между Лукианом и старейшим поколением ариан согласно говорят нам, как известия, идущие из-под пера православных писателей, так и заявления представителей нового учения. – Прежде всего об этом свидетельствует сам виновник распри, возникшей между церквами, – Арий. Когда, будучи еще в Александрии, Арий обратился за нравственной поддержкой к Евсевию, еп. никомидийскому, то, желая убедить последнего оказать ему покровительство, он назвал его «солукианистом» 626 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

При том же провинции Августа-Евратезии во время Александра не существовало: она отделена была от Сирии лишь между 325–359 г.г. Филогоний, вероятно, отметил в своей подписи только «и все на Востоке», разумея главный город своей провинции Антюхию, что часто встречается в сиротских документах того времени 598 . Таким образом, если исключить пять провинций, произвольно внесенных эксцептором, то цифру 200 нужно значительно понизить. Во время Епифания обращался список, заключавший в себе только 70 писем (вероятно, этот же tomus, разосланный в нескольких экземплярах) Александра к различным епископам с ответами на них 599 . В то же время Александр постарался известить и римского папу Сильвестра о состоявшемся осуждении Ария и его соучастников 600 . В свою очередь и Арий поступал также. Он то же собирал благоприятные ему послания и распространял их в публике. Его последователи лично ходили по епархиям и убедительными и вкрадчивыми беседами завлекали к себе многих, не упуская случая показать несправедливость Александра. И чрез друзей они по всюду рассылали послания, о которых сам Александр говорит, что «они легко могли ввести в заблуждение всякого, внимавшего им с простотой и чистой верой» 601 . Арий мог похвалиться, что если число его сторонников и меньше чем у Александра, то в рядах их значились люди высокого образования и видного положения в церкви, – «мужи почтенные по внешнему образу, доброй жизни и сильные по убедительности слова) 602 , – такие, как Евсевий никомидийский, Павлин тирский, Патрофил скифопольский, и др., о которых все знали на Востоке. Но здесь важна другая сторона дела: покровительство государственной власти, благодаря связям Евсевия, стояло на стороне ариан и положение Александра стало невыносимым. В Александрии беспорядки дошли до крайней степени. Опираясь на постановления вифинского собора, ариане построили себе отдельные храмы и днем и ночью собирались там, чтобы распространять свое участие и опровергать Александра. Епископ подвергался постоянным насмешкам; ежедневно происходили против него возмущения и даже гонения; бесстыдные женщины, подговоренные арианами, влекли его на судилища, обвиняя его в позорных преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Разделы портала «Азбука веры» Типикон (Типик), или Устав — церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. Т. заключает в себе после полного описания воскресных всенощных бдений сперва краткое и общее, а потом подробное, расположенное по месяцам и дням целого года указание, как соединять с изменяемыми частями богослужения в разные дни года службы святым и праздникам. К этому присоединены правила о пище как для всех христиан, так и в особенности для монахов. В конце T. помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник. В первый раз церковный устав был начертан на письме св. Саввою Освященным в VI в. и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII в. трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой последней он снова был восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в Χ в. монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и Χ вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI в.) и Филофей, патриарх Константинопольский. Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типики. Кроме Устава иерусалимского, на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав — Студийский (см.). В XV в. иерусалимский Устав вытеснил окончательно студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южно-славянских и на Руси.

http://azbyka.ru/tipikon-tipik

Епископ. Ты сказал прекрасно. Итак, слушай. Епископы, как вначале повсюду ходила молва, были утоплены в море, но, как настаивает слово истины, они были посланы в отдаленную ссылку, в места обитания варваров, где они находятся вплоть до сегодняшнего дня, охраняемые государственными рабами 720 . Ибо один сопровождавший их в пути диакон, придя, рассказал, что Кириак находится в Пальмире 721 , в персидской крепости, отстоящей на сорок стадий вглубь от Эмеса 722 , Эвлисий, подобным же образом, – в крепости, именуемой Мисфа, вблизи сарации, в трех днях пути от Бостры в Аравии 723 , Палладий – по соседству с влеммиями или эфиопами охраняется в местечке, именуемом Сиена 724 . Димитрий – дальше, по направлению к Оазису, соседнему с мазиками 725 , ибо есть и другие Оазисы. А Серапион, после бесчисленного количества недоказанных доносов, по жестокости издававшихся над ним судей, доходящей до того, что ему, как говорят, вышибли зубы, был выслан на родину 726 . Иларий, святой муж 727 , который восемнадцатый год пребывает, не вкушая хлеба, питаясь или овощами без приправы, или пшеничными лепешками, достигший возраста старца, был выслан, будучи избит не судьей, но клиром, в самую отдаленную область Понта. Антоний сам скрылся в пещерах Палестины. Тимофей Маронейский и Иоанн Лидийский 728 , говорят, находятся в Македонии. Родон Асийский отправился в Митилину. Григорий Лидийский 729 , говорят, во Фригии, Вриссон, брат Палладия 730 , добровольно удалился из своей церкви и проводит жизнь на своем маленьком участке земли, возделывая ее своими руками. А Лампотий, как говорят, в Лидийской стране, получив помощь от некоего Елевферия, посвятил себя изучению Священного Писания. Евгений иаходится на родине 731 . Елпидий же, епископ Великой Лаодикии Сирийской, вместе с Пашшем прожили три года, не сходя с лестницы дома, проводя время в молитвах. Ираклид Эфесский вот уже четыре года заключен в Никомидийской тюрьме. Остальные из епископов, бывших в общении с Иоанном, одни, помыслив о том, что не осталось надежды, вступили в общение с Аттиком, будучи перемещены в другие церкви Фракии, о других же ничего неизвестно, лишь об Анатолии говорят, что он в Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Усекнут при Максимиане от Вассы. Пролог. (Or. Chr. I. col. 1227). Мес. В. Март. Р. Свв. мучч. Евстафия, Феспесия и Анатолия. Никомидиане, наученные вере св. Лукианом, Антиохийским пресвитером (15 окт.), крещенные св. Анфимом еп. Никомидийским (3 сентября). Евстафий был диаконом. После истязаний в Никомидии от Максимиана, мучены и умерщвлены в Никее, ок. 312 г. Чет. Минеи от Четии блаж. Макария. Март. Р. Свв. священномучч. Пирсы епископа и Иосифа, ученика его; также Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия епископов, свв. мучч. Азата скопца и Сасония, Феклы и Анны, и иных многих, в Персиде пострадавших. При Сапоре II, в 4 год гонения, в 343 по Р. Хр. Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 97. Христ. Чт. 1827. 28. 11). Мес. В. Март. Р. 21 Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Пресвятой Деве было три года, когда ротели посвятили Ее Богу. Древние указания на сей праздник относят к VIII веку. Это поучение Германа и Тарасия Константинопольских патриархов. Март. Р. Мес. В. Предпразднство – 20, отдание – 25 ноября. В службе один канон Георгия, другой – Василия. 22 Свв. апп. Филимона, Архиппа и Апфии. См. 19 февраля, где вторично воспоминаются. Мес. В. 21 ноября. Март. Р. об Архиппе – 20 марта, о Филимоне и Апфии – 22 нояб. В службе канон Иосифа. Св. мученицы Кикилии, и пострадавших с нею св. мучч. Валериана, Тивуртия и Максима. Римляне. Все усекнуты, ок. 230 г. Валериан – супруг Кикилии и брат Тивуртия; Максим – кувикулярий епарха Алмаха. Чет. Минея от Метафраста. (Latine ар. Surium. Act. SS. apr. II. 203 sqq. Mazoch. Kal. neapol. I. 207). Март. Р. Мес. B. 24 ноября. Св. муч . Прокопия. Киликианин; жил в Скифополе, усекнут в Кесарии Палестинской. Он исправлял в церкви должности чтеца, переводчика с Греческого на Сирский и заклинателя. Пролог. (Acta primorum Martyrium Ruinartii. 352. Acta SS. jui. II. 552). Св . муч. Менигна белильника. Усекнут в Парии Геллеспонтской в Декиево гонение, ок. 251. Пролог. (Act SS. 13 marti.) Мес.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Маркелл папа, муч. Римский. 7 июня. Руфин диакон, Акилина и 200 воинов, мучч. Синопские. 7 апр. 311.            Петр, священномуч. Александрийский. 25 ноября. Силван еп. и с ним 40 христиан, мучч. Газские. 4 мая. Пир и Иоанн, врачи безмездные, Афанасия и три дочери ее, мучч. Канопские. 31 янв. 312.            Климент еп., Агафангел, Христофор и Харитон, мучч. Анкирские. 23 янв. Евстафий, Феспесий и Анатолий, мучч. Ник. 20 ноября. Лукиан, пресв. Антиохийский, муч. Никомидийский. 15 окт. 313.                   Мучч. Александрийские : Мина, Ермоген и Евграф. 10 дек. Александр воин и Антонина девица. 10 июня. 305–313.       Екатерина великомуч., Августа царица, Порфирий стратилат и 200 воинов. 24 ноября. Поликарп. 2 апр. Александра, Клавдия и другие, семь жен, мучч. Амидские. 20 марта. Алвиан еп. и ученики его, мучч. Анейские. 4 мая. Евстахий, Гаий, Провий, Лолий и Урван, мучч. Анкирские. 23 июня. Антиохийские мученики: Вавила еп. с 81 детищами. 4 сент. Феотекн, воИн.10 окт. Елевферий, муч. Византийский. 4 авг. Миродора, Митродора и Нимфодора, мучч. Вифинские. 10 сент. Кирилл еп., муч. Гортинский. 6 сент. Дасий еп., муч. Доростольский. 20 ноября. Александр Римлянин, муч. Дризиперский. 13 мая. Мучч. Египетские: Калуф. 19 мая. Маркиан, Никифор, Иперехий, Аполлон, Леонид, Арий, Горгий, Селиний, Ириний и Памвон, воины. 5 июня. Уар и семь учителей христианских. 19 окт. Васса, муч. Геллеспонтская, и дети ее Феогний, Агапий и Пист, мучч. Едесские. 21 авг. Феодор, Миан, Иулиан и Кион, мучч. из Капдавальской веси. 4 сент. Павел, Алевтина и Хиония Египт., мучч. Кесарийские в Палестине. 16 июля. Варвара великомуч. и Иулиания муч., Илиопольские. 4 дек. Андрей стратилат и дружина его (2593), мучч. Киликийские. 19 авг. Аристоклей пресв., Димитриан диакон и Афанасий чтец, мучч. Кипрские. 20 июня. Папий, муч. Ликаонский. 16 марта. Давикт, муч. Мелитинский. 4 окт. Мучч. Никомидийские : Адриан с 23 христианами. 26 авг. Кириакия. 7 июля. Александр, муч. Пиднский. 13 марта. Зотик, Феопрепий и Акиндин, мучч. в Потаме Фрак. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Царь приказал немедленно отдать их на съедение зверям, и их повели в цирк [ 11 ], где звери должны были пожрать их, а за ними пошел весь народ никомидийский, — и среди него множество тайных христиан, — и все желали видеть кончину мучеников. Когда они были поставлены среди цирка, на них выпущены были два льва и три медведя, и все зрители от рёва этих зверей пришли в ужас. Святой же Евстафий воспевал псалмы. —  «Спаси меня от пасти льва,  — воспевал он, — и от рогов единорогов, услышав, [избавь] меня. Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» (Пс.21:22–23) [ 12 ]. Феспесий и Анатолий устрашались звериного рычания, и Евстафий, видя их страх, сказал: — Зачем, братья, боитесь вы этих зверей? Разве вы не знаете, что Владыка наш силен укротить их ярость, как укротил во рве Данииловом? Разве вы не помните слов Ангела, обещавшего быть с нами во всех страданиях наших и охранять нас? Когда Евстафий говорил это, львы бросились к мученикам, но, приблизившись к ним, остановились и замахали хвостами, как собаки, признавшие своего господина, а Евстафий положил руки им на головы и, погладив их, как собак, совсем укротил их. Медведи же, схватившись между собою, бросали один другого на землю, а к святым мученикам близко даже и не подходили. Народ, собравшийся на зрелище, поднял шум, при чем язычники кричали: «они волхвы и колдовством усмирили зверей!», а христиане восклицали: «велик Бог христианский, заградивший пасть зверям, чтобы они не могли вредить святым рабам его!» Наконец, царь велел опять бросить мучеников в темницу, и здесь они вторично были утешены явлением Ангела и подкреплены манною. Между тем тяжко заболел сын царя Максенций [ 13 ], и царь, опечаленный и озабоченный его болезнью, поручил мучеников никейскому комиту [ 14 ] Антонию. — Отведи, — сказал он комиту, — христиан в свой город и там заставь их поклониться богам и, если они послушают тебя, пришли их с почестями обратно сюда, если же — нет, то, после долгих мучений, заколи их, как диких зверей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010