— Да, относительно низших классов ваше замечание справедливо. Мы, анонимная сила, действительно живем как в чаду, и об относительной ценности нашей знают только в редакциях да в нашем интимном кругу, да, пожалуй, еще в трактирах, где мы завсегдатайствуем. Анонимами мы родились и анонимами же большая часть из нас сойдет в могилу. Но о высших рангах — не говорите так. Те уж вышли из опьянения, а репутация пришла к ним сама собой, как приходит она ко всякому хищнику, который рвет крупные куски, а мелкими пренебрегает. Вы скажете, может быть, что эта репутация непрочная, фиктивная, — ну, да ведь ежели кто к потомству не апеллирует, тому и фиктивная репутация за настоящую сойдет. Действия этих высших деятелей розничной публицистики уже до такой степени говорят о выдержке, что они сумели создать в свою пользу особое право самопротиворечия, которое зараньше гарантирует им свободу отступничества. Посмотрите, как какой-нибудь Скоморохов подступает к вопросу: точно кошка с мышкой играет. Сначала пробный шар пустит, будто стороной что-то слышал, и при этом сознается, что покуда еще не имеет достаточных данных для суждения. Затем слегка помолчит и опять попробует. Слева заглянет, справа пощупает, предоставит какому-нибудь добровольцу на задах нескладицу проурчать — и опять притворится спящим. И вдруг у него сердце защемит! И любовь к отечеству, и интерес к казне, и нужды промышленности — что есть в печи, всё на стол мечи! Вопрос растет, и с каждым днем осложняется. Независимо от pièce de résistance , появляются публицистические приправы: либерализм, нигилизм, упразднение властей и т. п. Это он пугает и в то же время товар лицом показывает. Наконец, когда приправа возымела действие, начинается «апофеоз»… Рыба клюнула; данайцы восчувствовали. Ибо ко всякому вопросу пригнана соответствующая рыбина, соответствующий данаец. Достигнув цели, газета временно успокоивается; репутация ее, в качестве узорешительницы, установлена, а заправилы ее исподволь подыскивают новый вопрос и оттачивают перья для нового похода… Вот как идет дело в высших публицистических сферах. Тут уж не о скачущем штандарте идет речь, а о служении на чреде государственной; не статейками пахнет, а актами мудрости… черт побери!

http://predanie.ru/book/220974-skazki-pe...

Когда блаженная Феодотия была приведена к этому проконсулу, то последний, при допросе, стал грозить ей муками. На это старший сын Феодотии, по имени Евод, небольшой мальчик, сказал проконсулу: – Мы, судья, не боимся мук, которые дают телу нетление, а душе бессмертие. Боимся же мы Бога, Который может и душу и тело погубить в геенне огненной. Судья, услышав такие речи, приказал тут же, при матери, бить отрока розгами до крови. Мать, смотря на это, радовалась и укрепляла своего сына Божественными словами, убеждая его мужественно претерпевать всякое страдание. После этого истязания Феодотью отдали одному бесстыдному человеку, по имени Гиртак, чтобы тот осквернил ее. Но едва тот, приблизясь к целомудренной рабе Божией, хотел прикоснуться к ней, как увидел стоящего возле нее светлого юношу, который, грозно на него посмотрев, ударил его в лицо так сильно, что он был окровавлен. Это чудо ясно видел и анфипат, но вместо того, чтобы познать Бога, хранящего чистоту целомудренных, он обезумел еще больше, приписывая это чарам волхвования. Он велел разжечь как можно жарче печь и бросить в нее мать с тремя детьми. И святая Феодотия с благословенными плодами чрева своего сделалась жертвою благоприятною Богу: она скончалась в огне 8652 . В это время святая Анастасия содержалась в оковах у иллирийского игемона. Этот человек был корыстолюбив, и услышав, что Анастасия владеет большим богатством, велел тайно привести ее к себе и сказал ей: – Я знаю, что ты богата и имеешь много денег и имений. При этом ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповедь своего Христа. Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими. Уступи мне богатство твое и сделай меня наследником твоего имения. Сделав так, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись из наших рук, будешь безбоязненно и невозбранно служить своему Богу. Премудрая Анастасия благоразумно ответила на это: – В Евангелии есть слово Господа моего: «продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Мф. 19:21 ). Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим? Кто будет настолько не рассудителен, чтобы дать тебе, утопающему в роскоши и живущему в сладостях и в самоуслаждении, пищу нищих? Если я увижу тебя алчущим и жаждущим, нагим и больным и брошенным в темницу, тогда я сделаю для тебя, как надобно, все повеленное нам Христом: напитаю тебя, напою, одену, посещу, послужу, помогу, подавая тебе все нужное ( Мф. 26:34–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Она не только дарует нам жизненную форму и требует от нас художественного завершения. Она есть еще некая таинственная, от Бога нам данная «мера всех вещей» 40 или всех человеческих дел. Она нужна нам не только как узорешительница или как великая дверь для последнего ухода; она нужна нам прежде всего в самой жизни и для самой жизни. Ее облачная тень дается нам не для того, чтобы лишить нас света и радости или чтобы погасить в нашей душе охоту жить и вкус к жизни. Напротив, смерть воспитывает в нас этот вкус к жизни, сосредоточивая и облагораживая его; она учит нас не терять времени, хотеть лучшего, выбирать изо всего одно прекрасное, жить Божественным на земле, пока еще длится наша недолгая жизнь. Тень смерти учит нас жить светом. Дыхание смерти как бы шепчет нам: «опомнитесь, одумайтесь и живите в смертности бессмертным». Ее приближение делает наши слабые близорукие глаза – зрячими и дальнозоркими. А ее окончательный приход освобождает нас от бремени естества и от телесной индивидуации. Позволительно ли нам проклинать ее за все это и считать ее началом зла и мрака? Я понимаю, что ее окончательность и непоправимость, ее таинственность и загадочность – могут внушать людям трепет. Но ведь поток жизни, в котором мы все время пребываем, несет нам ежеминутно ту же непоправимость, ту же таинственность и непостигаемую сложность. Ведь каждый миг нашего земного пути невозвратим и, отгорая, уносится в какую-то пропасть; и эта бездна прошлого и надвигающаяся на нас бездна будущего не менее страшны, чем миг предстоящей нам смерти. Жизнь не менее таинственна, чем смерть; только мы закрываем себе глаза на это и привыкаем не видеть. А смерть, если ее верно увидеть и понять, есть не что иное, как особый и величественный акт личной жизни. И тому, кто ее верно увидит и постигнет, она откроется, как новый друг, бережный, верный и мудрый. 25. О бессмертии (письмо второе) Но ты хотел еще знать, мой друг, признаю ли я бессмертие личной души; и я хотел бы ответить тебе и на этот вопрос, со всею прямотою и откровенностью, но помимо всякой богословской учености.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/poyu...

30 июня пройдет пресс-тур в церковный центр помощи подросткам Василия Великого в Санкт-Петербурге 27 июня 2022 г. 13:44 Открыта аккредитация представителей СМИ на пресс-тур в церковный центр святителя Василия Великого в Санкт-Петербурге. В настоящее время это единственная в России открытая некоммерческая организация, которая является альтернативой воспитательной колонии или закрытого образовательного учреждения для подростков, совершивших преступления. Здесь подростки, которые находятся в конфликте с законом, получают шанс на исправление без лишения свободы. Журналисты смогут провести день с воспитанниками центра и узнать истории выпускников, которые успешно прошли реабилитацию и трудоустроились, увидеть занятия подростков капоэйрой — бразильским боевым искусством — и отправиться вместе с ними на экскурсию по античным залам Эрмитажа, посетить благотворительную кофейню, где воспитанники работают бариста, и гончарную мастерскую, где у них проходят мастер-классы по керамике. Журналисты также увидят, как проходит занятие в театральной мастерской, примут участие в открытии нового проекта Центра — музыкальной студии, где подростков будут учить читать рэп, а также посетят рыцарский турнир, который проведет хранитель рыцарских залов Эрмитажа. В 2022 году центру исполняется 18 лет. Он был создан в 2004 году приходом храма Анастасии Узорешительницы и его настоятелем священником Александром Степановым, который к тому моменту более десяти лет был настоятелем храма в Колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних. В основе работы организации — программа социальной реабилитации, разработанная специалистами центра при содействии судейского сообщества Санкт-Петербурга. Подростки в возрасте от 14 до 19 лет приходят в центр по приговору или постановлению суда на срок от девяти месяцев до трех лет — районные суды Санкт-Петербурга выносят подросткам приговоры без лишения свободы с возложением дополнительного обязательства пройти курс реабилитации в центре святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/5940330.ht...

За эти дела и присвоено ей наименование «узорешительницы». Сколь многими ее любовь принесла утешение, сколь многим она дала силу претерпеть до конца! Трудясь день и ночь, она совершенно забывала, что и сама может подвергнуться преследованию. Однажды, придя в темницу к узникам, которым она служила еще накануне, она не нашла их на месте, так как ночью все они были казнены, чтобы опростать место в темнице для множества других, вновь забранных христиан. Она горько заплакала и спрашивала у всех сквозь слезы «где же мои друзья – узники?». Заключив из этого, что и она христианка, ее взяли и представили на суд к правителю. Ее распяли между четырьмя столбами и развели огонь, чтобы ее сжечь, но, прежде чем разгорелось пламя, она скончалась среди мучений. 4. Служение больным. Служение больным Спаситель прямо относит к Себе. Праведники вопросят всемирного Судию: «Господи! Когда мы видели Тебя больным и послужили тебе?» и Царь Небесный скажет и м в ответ: «истинно говорю вам: поскольку вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Приведем несколько примеров христианского служения больным. Авва Петр рассказывал о св. Макарии: пришел он некогда к одному отшельнику и, найдя его больным, спросил: «не хочет ли он съесть чего-либо?» – хотя в келье у больного ничего не было. Больной отвечал: «хочу пастилы» (душистая лепешка). Мужественный старец не поленился сходить в Александрию, чтобы достать больному желаемое. Говорили об авве Иоанне Фивейском, младшем ученике аввы Аммона, что он двенадцать лет служил больному старцу до самой его смерти, сидя с ним на рогоже. Об авве Агафоне рассказывали: пришедши однажды в город для продажи вещей своих, нашел он лежащего на улице больного странника, о котором никто не заботился. Старец нанял для него небольшой покой, остался при нем, платил за покой из денег, получаемых за рукоделье, а что, затем, оставалось, употреблял на другие нужды больного. Старец пробыл с больным три месяца, пока он выздоровел, и после возвратился с миром в свою келью.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-hristiansk...

II. Пример св. великомученицы Анастасии, прозванной узорешительницей за ее готовность облегчать узы, в которых томились в темницах св. мученики за Христа, побуждает и нас, братие, оказывать сострадание несчастным, заключенным в темницах. а) Посещая заключенных в темнице или вообще оказывая им в том или другом виде милосердие, мы должны знать, что посещаем в темнице Самого Иисуса Христа и Ему оказываем милосердие. «В темнице бех, и приидосте ко Мне» ( Матф. 25, 36 ). Кто бы, вы думали, бр., говорит это? Кто это с такою благодарностию вспоминает о благодетелях своих, которые потрудились прийти и посетить его, находившегося в темнице? Это говорит Царь славы, Господь небес и земли, Владыка живых и мертвых; это скажет Он благословенным Отца Своего тогда, когда придет на облацех небесных, со славою многою, судить всему миру. «Господи!.. когда же Тя видехом в темнице?» – скажут праведники. И отвещав Царь речет им: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф. 25, 36, 39, 40 ). Так в лице узников наше благотворение им будет принято Самим Господом, и этого достаточно для нас, чтобы долг служения заключенным в темницах был священнейшею нашею обязанностию. б) Во все времена христианское чувство всегда выражалось, между прочим, и в живом участии и сострадании узникам, хотя бы они лишены были свободы и не за веру Христову, и так издревле было в нашем отечестве. Начиная с христолюбивых царей предки наши имели благочестивый обычай, особенно в навечерие и в самые дни великих праздников, лично посещать темницы, выкупать должников и подавать милостыню узникам. Сколько трогательности и глубокого смысла в этом благочестивом обычае!.. Народ русский всем заключенным в узах усвоил название несчастных, и это весьма справедливо. Не говорим уже о том, что при ограниченности и ошибочности суждений человеческих многие могут подвергаться заключению в темницах невинно и следовательно поистине достойны всякого сожаления, но и действительные преступники, явно уличенные в своих злодеяниях, большею частию суть несчастные рабы своих необузданных страстей, раздражаемые иногда тяжкою жизненною долею, или же подвергшиеся искушению совершить преступление и не устоявшие в «годину испытания» против него. Можно ли лишать их всякого сострадания?.. Кто может поручиться, что и с нами не встретится обстоятельства, в силу которого мы можем быть участниками невольного преступления, подвергающего по закону лишению свободы на некоторое время! А если вообще потерять свободу составляет великое несчастие, то и каждый из нас должен сочувствовать бедственному положению узников. (См. Воскр. д. 1891 г. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

К вам, сестры милосердия, давшие обет посвятить себя помощи к страждущим, будет слово наше, и вот что мы скажем вам. Если каждому трудящемуся, чтобы не изнемочь под бременем труда, нужно ободрение и подкрепление извне, то вам в ваших не просто трудах, но, можно сказать, подвигах они совершенно необходимы. Не говоря о том, что служение страждущим вообще нелегко, иногда оно бывает едва выносимым. Разве приятно, например, смотреть на страдальца, покрытого тлетворными язвами? Разве не мучительно слышать тяжкие стоны и вопли недужных? Или не страшно, наконец, видеть борьбу умирающего со смертью? А вам при всем этом и присутствовать приходится, и видеть, и слышать все это. Тут без ободрения и подкрепления легко можно и духом пасть, и в подвигах ослабеть, и унынию безнадежному предаться. Поэтому-то ободрение и подкрепление вам особенно необходимы. Но вы можете сказать на это: где же взять их или у кого искать? Ответ на это простой. Ищите прежде всего в житиях святых. Лучшего ободрения подкрепления для себя и лучших образцов для подражания в вашем деле едва ли удастся найти. Вас, может быть, возьмет сомнение, правда ли это. Не сомневайтесь. Вот перед нами святая великомученица Анастасия, именуемая Узорешительницей. Она жила так: ходила из города в город, из страны в страну, служа находившимся в узах христианам: кормила, поила, одевала и лечила их; старалась чем-либо утешить тех, кто был в великой скорби; изнемогавших плотью от долговременных и тяжких уз освобождала из темниц. Многих от застарелых ран своим уходом исцелила, многих полумертвых своим служением оживила. Научившись врачебному искусству, она сама лечила больных, тех из них, которые не могли ходить, носила на руках, сама кормила и поила их, сама очищала гнойные язвы, сама перевязывала раны. Так как большинство из тех, за которыми ухаживала святая Анастасия, пострадали за Христа, то она особенно радовалась тому, что, служа им, как бы служила Самому Христу. Помогая этим страдальцам, забывая о немощи своего естества, она укрепляла себя великодушием, мужеством и пламенной любовью к Богу. Относилась она к тем, за которыми ходила, как к друзьям Божиим, с великой любовью. Наконец, как видно из жития, святая Анастасия побуждала мучеников своими любви исполненными речами мужественно стоять за Христа, утешала их надеждой на несомненную помощь Божию и тела мученические, умащивая ароматами, честно предавала погребению, моля Господа и самой сподобиться венца мученического (Четьи Минеи, 22 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

В Ростове-на-Дону благотворительный фонд «Банк продовольствия Русь», православная служба помощи «Милосердие» совместно с Донской митрополией открыли цех фасовки «Народных обедов» и «Народных завтраков». Безвозмездную помощь в новом цехе оказывают семьи вынужденных переселенцев с Украины, сестры милосердия, добровольцы. Всего в рамках этого проекта уже отработано 6 600 часов. «Народные обеды» и «Народные завтраки» фасуются в ежедневном режиме уже почти семь месяцев. Произведено 352 491 «Народных обедов» и 353 261 «Народных завтраков». С 6 июня 2014 г. был открыт сбор пожертвований для помощи вынужденным переселенцам. Средства для закупки продуктов питания и средств первой необходимости поступают и со счета Синодального отдела по церковной благотворительности и социального служения Русской Православной Церкви. Уже получено и израсходовано три миллиона рублей. На склад Центра помощи поступают крупные партии гуманитарного груза от православных организаций, например: от Благотворительного фонда святителя Василия Великого (г. Москва) — 8 тонн тушенки говяжьей на сумму 1 749 000 рублей; от Благотворительного фонда «Предание» (г. Москва) — средств гигиены на сумму 300 тысяч рублей. Донской митрополией отправлен на Донбасс уже пятый гуманитарный конвой на Донбасс с продуктами, средствами гигиены и одеждой. В декабре 2014 года Донской митрополией проведена акция «Рождественская радость детям Донбасса». В ходе акции было собрано и отправлено на Донбасс 5000 подарков. В числе постоянных благотворителей Центра гуманитарной помощи Донской митрополии — ОАО «Роствертол», ООО «Донсталь», ТРК «Мегацентр Горизонт», Благотворительный фонд им. св. вмц. Анастасии Узорешительницы и многие другие. Центр гуманитарной помощи Донской митрополии включен в список лучших подобных учреждений в стране и, как отмечал заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев, «такая работа может являться примером для всех учреждений, оказывающих централизованную гуманитарную помощь». Однако вскоре епархиальный социальный отдел вынужден будет найти другое помещение для Центра гуманитарной помощи. Но, как отметил священник Евгений Осяк, «мы все равно будем работать, даже на улице или в палатках». «Хотя есть намерение построить большой единый центр благотворительности. Мы надеемся, что эта проблема решится совместно с властями. Это будет очень важным подспорьем в деле помощи людям», — сказал священник.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Главное, конечно, было собрать приход, – но и это всё устроилось. Всегда сам с такой любовью к каждому прихожанину относился, всех привечал. А как он с осужденными общался, – это было просто трогательно, до слез, видеть. Они прямо на коленочки становились, сами ревели, рассказывая ему что-то. Каким бы он ни был больным, немощным, уставшим после службы, он обязательно шел в колонию и лично с теми, кто желал того, говорил. Многие так и обращались, становились другими людьми, у них уже по выходе из заключения были совсем иные судьбы. Дереянный храм Преподобного Амвросия Оптинского Потом мы и большой, уже кирпичный храм в честь Преподобного Амвросия Оптинского, благословением и молитвами владыки Евлогия, построили. Его же заботами и для осужденных на территории колонии храм в честь Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы подняли. И после еще строили, да так, что спустя уже почти четверть века, когда владыка сам же меня переводить стал, мы уже три новых построенных и три восстановленных храма передавали. Владыка к нам на целый день уже обычно в последнее время выбирался: каждый храм, каждую часовенку посетить хотел, – везде послужить, если не службу, то хотя бы молебен, всюду пообщаться с людьми. Глядя на владыку, все мы проникались жертвенностью его служения. Тоже старались больше отдавать, – не жалеть ни себя, ни времени, ни чего бы то ни было другого ради службы Богу и людям. Все мы владыку Евлогия помним всегда радостным каким-то, улыбающимся. Всё с ним как-то просто, светло, по-Божьи было Все мы владыку Евлогия помним всегда радостным каким-то, улыбающимся. Дождь, слякоть, мы все хмурые, крестный ход, непонятно, будет – не будет, купола поставим, нет? А владыка приедет, улыбнется, начинает молиться, служба уже идет, тут же все тучи разойдутся, ветер стихнет, снег-дождь перестанут... Что это было? Но столько раз мы так солнышко, радугу уже по выходе после его службы наблюдали. Всё с ним как-то просто, светло, по-Божьи было. В последний год архиерейства владыки, в 2018-м году, он точно так же, как ранее, меня вызвал, не оформляя заочно никаких приказов, и сказал:

http://pravoslavie.ru/133032.html

«Месяц потерпи — потом пойдешь опять по магазинам». Протоиерей Александр Степанов — о панике и благоразумии И почему доверие к Богу не сводится к идеям о здоровье и благополучии 30 марта, 2020 И почему доверие к Богу не сводится к идеям о здоровье и благополучии «Настоящее доверие к Богу никак не сводится к примитивной уверенности, что я буду всегда здоров и все у меня будет хорошо». Как сохранить здравомыслие в период пандемии и помочь другим защитить себя «Правмиру» рассказал настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове протоиерей Александр Степанов. — Отец Александр, как у вас дела? Как лично на вас сказалась ситуация с коронавирусом? — Естественно, я боюсь за свою маму, которой 84 года. Понятно, что для нее заразиться будет опасно. Ну, а все остальное… Церковная жизнь как была, так и есть. Вообще я совершенно не склонен к той панике, которая охватила мир. Это как лавина, процесс с обратной связью: когда кто-то испугался, власти приняли меры и народ испугался еще сильнее.  Второе, что очень подогревает — это охватившая весь мир идея о том, что здоровье — главное в жизни. Как сейчас говорят: «Пожелаю тебе главного в этой жизни — здоровья». Все-таки если человек живет религиозной жизнью, для него здоровье будет важным моментом, но не ключевым.  Это, безусловно, дар Божий, ни в коем случае не надо им пренебрегать. Но мне лично кажется, что наше тело достойно, чтобы к нему относиться, как хороший крестьянин относится к своей скотине. Без сантиментов. Чтобы скотина была справная: вовремя покормить, почистить. Но, в конце концов, скотина когда-то дохнет. Что тут поделать! Печально, конечно. Так же и человек.  В конце концов, все мы умрем. Не надо этот процесс торопить, не надо быть легкомысленным, здоровье надо беречь. Но не делать из него кумира и культ. Совокупность повесток информационной среды и пристального внимания к здоровью — все вместе это и порождает сегодняшние панические настроения. Не надо испытывать Бога  и ставить эксперименты

http://pravmir.ru/mesyacz-poterpi-potom-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010