Если во время постройки каменного храма во имя св. Архангела Михаила в 1333 году, на месте деревянного, он был перенесен, как бы следовало предположить, то почему не переносили его поближе во вновь выстроенный в 1333 году Иоанном Даниловичем каменный монастырь Спаса на Бору 10 , куда переведен Даниловский монастырь, с поставлением в новом монастыре архимандрита Иоанна, заведующего и Даниловским монастырем. Неестественно, чтобы любимый сын князя Даниила и любящий своего отца, завещавший похоронить себя в каменной церкви Архангела Михаила, приказал перенести из прежней деревянной церкви тело своего родителя в Данилов монастырь, уже запустевший, и похоронить его среди кладбища монастырского между иноками, а не в деревянной церкви Данилова монастыря во имя Даниила Столпника. Этим он выказал бы нелюбовь и неуважение к своему любимому благочестивому родителю. Опять странным кажется, почему перенесение тела св. великого князя Даниила в Данилов монастырь не внесено ни в один древний летописец 11 . (напр, Лаврентьевский, писанный в XIV в., близкий ко времени смерти св. князя Даниила). Надгробная надпись, сделанная Грозным во время постройки первой каменной церкви в Даниловом монастыре во имя Вселенских соборов и св. Даниила Столпника между 1554 и 1555 годами 12 на северной стене придела во имя св. пророка Даниила, переснятая в 1867 году при переделке сего придела по возможности точно, с сохранением того же правописания вязью и теми же очертаниями букв времен Грозного 13 : «В лето 6811 марта в 4 день преставися благоверный князь, инок Даниил Александрович на память святого преподобного отца нашего Герасима иже на Иордани 14 . Из сей надписи не видно, чтобы тело св. благоверного великого князя Даниила когда- нибудь было перенесено из Архангельскаго собора в Даниловский монастырь. У Карамзина эта надпись приведена не вся. Слов: Московский схимонах ,– в подлинной надписи нет. Неправильное летописное сказание в Троицкой летописи XV в. о времени смерти св. благоверного великого князя Даниила Карамзин исправил по сей надписи и согласно со Степенною книгою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Когда Казанская ц. не стала вмещать молящихся сестер и паломников, попечитель общины Сидоров обратился к митр. Иоанникию с прошением разрешить пристроить к ней придел во имя Св. Троицы, но Московский святитель ответил: «Потерпите, может быть, Бог даст, что у вас будет и каменный храм» ( Израилев А., прот. 1889. С. 41). В 1885 г. вологодский купец Н. Н. Киселёв, похоронив в К. м. супругу, решил выстроить каменную церковь. 1 сент. 1885 г. закладку соборного храма во имя Св. Троицы совершил еп. Дмитровский Мисаил (Крылов), через 2 года - митр. Московский Иоанникий в сослужении благочинного общежительных мон-рей волоколамского архим. Сергия, настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря архим. Андрея, а также прот. Аристарха Израилева , клирика ц. во имя свт. Стефана Пермского при 1-й московской мужской гимназии, автора исторического описания обители (М., 1889), освятил церковь. Постройка собора оценивалась в 47 500 р. 6 сент. того же года благочинный свящ. Николай Буровцев освятил правый придел в честь Черниговской иконы Божией Матери, архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) - левый придел во имя равноап. Марии Магдалины. В основном приделе установили 4-ярусный иконостас, в боковых приделах - 2-ярусные иконостасы, а над зап. папертью обустроили ризницу. Своды и стены собора расписали на средства Павла Корнева, крестьянина с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ. В 1889-1892 гг. на средства купчихи А. А. Смирновой (мон. Рафаилы) и сергиево-посадского купца И. Е. Ефимова был сооружен каменный 2-этажный больничный корпус с ц. во имя мц. Акилины, кельями, больницей, богадельней для престарелых сестер и «читальней» (постройка оценивалась в 20 тыс. р.). В 1894 г. в К. м. вместо деревянной была заложена каменная ограда. Над св. вратами была поставлена икона Божией Матери «Сладкое лобзание», подаренная обители иеросхим. Аристоклием (Амвросиевым). В 1906 г., при игум. Евгении, строительство каменной ограды было окончено, устроены конный двор и квасоварня. В 1900 г. на средства известного московского благотворителя почетного гражданина М. П. Аристова в обители открыли школу грамотности в отдельном корпусе, к-рый освятил в 1901 г. еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов) .

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Спаситель, сказав о скопцах, как о тех, кои напрасно скопят себя, не будучи целомудренны в помыслах, так и о тех, кои ради Царствия небеснаго скопляют себя, прибавляет: могий вместити, да вместит (ст. 12): не все обязываются быть скопцами ради Царствия небеснаго, но те, которые могут это вместить. «Господь Сам предварил нас, что не все способны девствовать: не вси вмещают словесе сего, но им же дано есть ( Mamф. XIX, 11 ). Он Сам призывает к подвигу девства не всех, но только тех, которые способны, которым дано сие дарование: могий вместити, да вместит " 18 Но, не все могут вместить, говорит св. Златоуст, потому что не все хотят; пальма предложена; кто желает славы, тот не помышляет о труде.» 19 Подвигоположник, говорит другой учитель Церкви, предлагает награду, приглашает на поприще, держит в руке венок (награду) девства, показывает чистейший источник и вопиет: жаждай да приидет ко мне и да пиет, могий вместити, да вместит». 20 «Иисус Христос сего труднаго подвига (девства), говорит тот же учитель Церкви, ни заповедует, ни налагает, но предлагает. О девстве можно сказать: могий вместити, да вместит, а о правде нельзя сказать: кто может исполнять ее, тот пусть и исполняет; но всякое древо, не приносящее добраго плода, посекается и в огнь вметается». 21 Из всего этого видно, что под скопцами ради Царствия небеснаго, должно разуметь тех, кои добровольно отрекаются от уз брачной жизни и посвящают себя жизни безбрачной. Есть также ясное место об обете девства у Ап. Павла в послании к Коринфянам: о девах, говорит Апостол, повеления Господня не имама, совет же даю ( 1Kop. VII, 25 ) Выше Апостол предлагал учение Коринфянам о целомудрии, а теперь обращается к девству, и говорит, что Господь не положил закона и не дал повеления касательно девства, а сказал только: могий вместити, да вместит. «Посему и я, говорит Апостол, не предписываю что-либо касательно сего предмета, а даю свое мнение-совет, поколику и я сам, по милости Божией удостоен быть верным – близким к Нему, и таким, которому можно вверять тайны».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Так понимает сие место и св. Антоний Великий : «Блаженный Ап. Павел, говорит Св. Антоний, рассуждая о девстве, говорит: о девах повеления Господня не имаме, Он не имел повеления, поскольку не все могут носить тяжкое бремя девства. По сей причине оно и предоставлено свободе тех, кои могут оное носить.» 22 «Не сказал Св. Апостол Павел, говорит святой Златоустый, о девах повеления Господня не полагаю, но повеления не имам. Как бы так он сказал: «если бы я, побуждаемый человеческим рассуждением, сие заповедал, то бы оно не достойно было вероятия; когда же Богу сие угодно было, то это есть благонадежный залог к вере». 23 Вот основание монашескаго обета девства. б) Содержание обета. Итак что же есть девство? Каждый, говорит знаменитый пастырь нашей Церкви, по собственному опыту знает девство, как естественное состояние, предшествующее браку, не испытавшее тайн брака, не пробужденное к познанию их. Это только трава лилии, а не цвет; только леторосль яблони, а не яблоко благовонное. Девство младенчества, потому самому, что есть просто естественное состояние, не есть дело свободы, ни плод подвига, след. не есть добродетель. Прилично оно называется невинностью, потому, что в нем нет вины, противоположной девству; но и все тут: а еще нет в нем превосходного достоинства, принадлежащего девству совершенному. Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающем к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда». 24 Но одно отречение от брачного союза не составляет истинного и совершенного девства; совершенное девство состоит как в чистоте тела, так и души. He посягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята телом и духом, говорит св. Апостол Павел ( 1Kop. VII, 34 ). «He тело только должно соблюдать нерастленным, говорит и Св. Мефодий, нужно заботиться и о душе и украшать ее праведностью» 25 . «Телесное удаление от всего принадлежащего браку, еще не есть совершенное девство, а только низший степень оного; ибо стремление и приближение к Богу, как Существу духовному, может и должно совершаться в духе; девство же тела отемлет только препятствия стремлению духовному, и пресекает стремления противоположные» 26 . «Какая польза, говорит блаж. Диадох , сохранившему тело свое девственным, когда душу его растлевает демон непослушания? или как получит венец тот, кто подавил в себе чревонеистовство и всякую телесную похоть, а самомнение, самолюбие оставил без внимания?» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Точная дата смерти и место захоронения Н. неизвестны. Соч.: Леонид (Кавелин), архим. Описание славяно-рус. рукописей книгохранилища ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря и заметки о старопечатных церковнослав. книгах того же книгохранилища. М., 1871. С. 26. 30, 31; Летописец сея святыя обители Воскресенския, еже есть Новый Иерусалим// Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1874. С. 92-98. (ЧОИДР; Кн. 3); Надпись, вырезанная на каменной плите в церкви Всех святых над могилою архим. Германа (1681-1682)//Там же. С. 101; [То же]//ЧОИДР. 1874. Кн. 4. С. 128-129; Устав Новоиерусалимской обители, писанный уставом 1685 года на 186 листах// Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской б-ки. М., 1875. 17. С. 78-96. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1870; он же. Ист. описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1874. С. 111-112; Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 146, 840; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. Кн. 1. С. 256. 239; Позднеев А. В. Никоновская школа песенной поэзии//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 419-428; Панченко А. М. Рус. стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С. 113-114; Салмина М. А. Никанор//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 379-380; Мельников А. В. Неопубликованная статья акад. М. М. Богословского 1924 г. «Имущество архимандрита Воскресенского мон-ря Никанора 1686-1698»//Патр. Никон и его время. М., 2004. С. 290-314. (Тр. ГИМ; 139); Дорошенко С. М. Настоятели Воскресенского мон-ря Нового Иерусалима: Живая история обители//Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2009. Спец. вып. 2. С. 127-177; Зеленская Г. М. Икона Божией Матери «Троеручица» из Воскресенского Ново-Иерусалимского мон-ря//Каптеревские чт. М., 2016. Вып. 14: Афон в истории и культуре Христ. Востока и России. С. 169-214. И. А. Устинова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565300.html

В нее поступали периодические издания: российские духовные (163 наименования, была представлена периодика всех епархий) и светские (215 наименований, гл. обр. с нач. XIX в., отдельные издания 2-й пол. XVIII в.), иностранные (111 наименований). Максимальное количество посещений б-ки было отмечено в 1908/09 уч. г. и составило до 9 тыс. чел., подавших до 30 тыс. требований на получение книг. В 1869 г. был учрежден Отдел иконоведения, действовавший до 1876 г. и в 1896-1900 гг. Его появление было вызвано потребностью представить образцы иконописания, соответствующие правосл. догматике и канонам, составить описи древних икон, дать их классификацию по стилям, школам, установить хронологические рамки их появления и т. д.; перед отделом была поставлена задача создания постоянной выставки образцов иконописного искусства, подготовка руководства для иконописцев. В работе отдела участвовали архимандрит (впосл. епископ) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), Д. М. Струков , благотворитель Д. И. Хлудов (см. в ст. Хлудовы ), Токмаков, археограф и историк В. И. Холмогоров и др. Деятельность Отдела иконоведения привела к формированию в ОЛДП коллекции икон (первые пожертвования поступили в 1869), что способствовало созданию в 1870 г. музея, к-рый действовал при ОЛДП до 1876 г., а затем был возобновлен в 1900 г. В музее хранились иконы (в 1913 г.- 200 старинных икон; см.: Козлов. 1997. С. 140), редкие издания по археологии и фотографические снимки икон, храмов, различные предметы древности. В 1896-1900 гг. действовал Историко-археологический отдел, созданный на основе возникшего в 1889 г. Комитета по описанию церквей и приходов Московской епархии. В состав комитета входили М. С. Боголюбский (председатель), Н. А. Копьёв, В. Ф. Руднев, Д. М. Струков, В. И. и Г. И. Холмогоровы . Члены комитета (позднее отдела) занимались составлением историко-статистического описания Московской епархии. Титульный лист кн. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». М., 1915 Титульный лист кн. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения».

http://pravenc.ru/text/2578105.html

в) Цель обета послушания. К чему ведет такое послушание монашеское? Оно споспешествует к достижению высшего нравственного совершенства; облегчает разумение воли Божией, сообразно с нею инок должен поступать во всякое время и на всяком месте; предваряет ошибки, по коим бы он мог избрать для себя что-либо вредное; словом, освобождает его от опасностей собственного произвола и вручает управлениио Божию. «Когда я был в киновии, говорить св. Авва Дорофей , я во всем открывался старцу Авве Иоанну и никогда не решался сделать что-либо без совета. Случалось, что помысл внушал мне: «не то же ли скажет тебе и старец? Для чего тебе безпокоить его?» Но я отвечал помыслу: «проклят ты, и твое суждение, и твой разум, и твое мудрование, и твое ведение; потому что ты знаешь, то от демонов знаешь. «Итак я шел и спрашивал старца, и случалось, что старец действительно иногда давал мне тот же совет, какой мне представлялся прежде. Тогда помысл говорил мне: «Вот что, то же самое и я говорил тебе: не напрасно ли ты безпокоишь старца!» Я отвечал помыслу: «теперь это хорошо, теперь это происходнт от Святого Духа; а твой совет был худ, потому что происходил от демонов и от страстного состояния».Таким образом я, не попросив совета, никогда не дозволял слушаться своего помысла. И поверьте мне, братия, что я находился в великом спокойствии, в великой безпечальности, так что начал уже безпокоиться о сем, ибо слышал, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие; ( Дeяh. XIV, 21 ), а я не замечал в себе никакой скорби. Посему и страшился, и был в недоумении, не зная причины сего спокойствия, пока наконец не обяснил мне старец, сказав: «не скорби, ибо всяк, кто отдает себя отцам в послушание, наслаждается сим спокойствием и безпечальностию 101 . Вот как послушание начальникам и старцам освобождает истинно послушных иноков от опасностей собственного произвола. д) Важность и ненарушимость обета послушания. На лествице иноческих обетов обет послушания есть высшая и потому самая трудная ступень.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Еще одна значимая для изучения литургики работа М.- не имеющее в мировой науке аналогов исследование «О постах Православной Восточной Церкви». Задачей своего исследования автор поставил «проследить судьбу [поста] на христианском востоке в так называемую византийскую эпоху и выяснить его положение в практике Греко-Русской Церкви» (О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886. С. 1). В 1-м разделе (С. 2-32) работы автор делает обзор источников для реконструкции системы постов и практики пощения, а во 2-м (С. 32-134) рассматривает историю происхождения каждого из многодневных и однодневных постов. Неск. исследований М. посвятил вопросам книжной справы патриарха Никона и в целом старообрядческому расколу. Так, в ст. «Как у нас правились церковные книги» (1883) М. на материалах архива Типографской б-ки в Москве знакомит читателя с приемами справщиков, а в ст. «Как у нас правились Типик и Минеи» (1884) поэтапно описывает историю исправления этих богослужебных книг, указывает на основные недочеты и ошибки и дает рекомендации, как можно было бы решить те или иные проблемы. Из исследований М. по церковной археологии особого внимания заслуживают работы: «Об устройстве церковно-археологических музеев» (1872) - в ней автор перечисляет основные принципы, в соответствии с к-рыми следует организовывать работу археологических музеев, сохраняющих памятники церковной старины; «Омофор» (1871) - в статье описана история происхождения и использования этого предмета епископского облачения; статьи по истории архитектуры новгородских церквей («Архитектура и живопись древнейших новгородских церквей» (1873), «Церковно-строительная деятельность в Новгороде» (1876)); статьи, написанные М. в рамках проекта создания археологического словаря (Материалы для Археологического словаря (1880)). Нек-рые рецензии М. имеют самостоятельное научное значение: напр., отзывы на издания архим. Сергия (Спасского) («Полный месяцеслов Востока»; 1878), архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) («Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII в.» и «К статье о греческом Кондакаре XII-XIII в.»; 1880), Л. Гейтлера («Древнейший славянский Требник»; 1883) и др. Архив М. и неопубликованные труды

http://pravenc.ru/text/2561854.html

критические издания большинства из этих К. также отсутствуют. Полезным инструментом для комплексного изучения корпуса К. в офиц. богослужебных книгах является инципитарий (указатель, составленный по начальным словам строф) изданных греч. гимнографических текстов, подготовленный Э. Фольери ( Follieri. Initia hymnorum; см. также ее дополнения к собственному указателю: Follieri. 1971), а также (для слав. переводов) инципитарий с критическим аппаратом, составленный П. Планком и К. Луцкой при участии К. Ханника ( Plank, Lutzka. 2006). Корпус К., не вошедших в официальные издания богослужебных книг, но встречающихся в различных рукописных редакциях этих книг, по объему не только сопоставим с основным, печатным, корпусом, но и превосходит его. В XIX - 1-й пол. XX в. некоторые неизданные К. были опубликованы исследователями визант. и наследующей ей гимнографии - Ж. Б. Питра , еп. Амфилохием (Сергиевским-Казанцевым) , митр. Софронием (Евстратиадисом) и др. Митр. Софроний первым попытался создать указатель неизданных визант. К. (в серии статей, объединенных общим названием «Сокровищница церковной поэзии» (Ταμεον Εκκλησιαστικς Ποισεως), опубликованной в ж. Εκκλησιαστικς Θρος в 1936-1952 гг. (выпуски 35-51)). Крупным проектом публикации неизданных К. является «Analecta Hymnica Graeca» - многотомный (12 томов по месяцам и том указателей) сборник критических изданий К. Минеи (но не Триоди или Октоиха) по греч. рукописям итал. б-к, первый том к-рого вышел в свет в 1966 г., а последний - в 1983 г. (AHG). В 1996 г. Е. Папаилиопулу-Фотопулу опубликовала дополнение к AHG: указатель без самих текстов неизданных К. Минеи по рукописям б-к за пределами Италии (Ταμεον; см. также поправки к этой работе ( Στρατηγπουλος. 1999); и дополнения к ней на материале рукописей Болгарии и Синая ( Getov. 2004; Idem. 2009)). Список неизданных К. Триоди был представлен более 100 лет назад И. А. Карабиновым ( Карабинов. 1910); обновленный список на материале рукописей итал. б-к вместе с изданием целого ряда текстов подготовлен Е.

http://pravenc.ru/text/1470225.html

Крпкомдърнъ (κραταιφρων) – крепко, сильно умный, мудрый. Хранило въ истин доблествно и крпкомдръно, противковарств злчьстивы. Ик. 1 августа св. муч. Макавеям из служ. минеи XV в. Библ. Унд. л. 5. φλαξ ντως γενναoς κα κραταιθρων. В словаре Востокова слова крпкомдърнъ нет. В старопечатных минеях, как и в минеи XV в. 85, в минеи 1711 г. Крпъц (θαρσαλες) – смело, отважно, безбоязненно. Ре Гаврил крпъц. Кондак начинающийся второй греч. буквою β на Благовещение Богородицы из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. φησ τ γαβριλ θαρσαλαως (–εως). В словаре Востокова слова крпъц нет. В старопечатных минеях и минеи 1710 г.... дерзостн. Купносъсельникъ (μσκηνoς) – сослужащий, живущий в одной палатке. Агглмь купносъсельникъ, конд. 14 июля св. Мефодию Патриарху Конст. Из служ. минеи XV в. Синод. Тип. Библ. л. 131. В словаре Востокова слова купносъсельникъ нет. В минеи 1813 г. совселникъ. Къзнодиство (μηχανoυργεα) – коварное действие, хитрое замышление, действие. Безаконны кзнодества посрамиста. Конд. 10 окт. св. муч. Евлампию и Евлампии. Из часосл. 1. XIV–XV в. Сев. собр. τν παρανμων μηχανoυργεας σχoυναν. В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатных минеях так же, кроме одного слова: посрамиш, а в минеи 1710 г. пребеззаконныхъ. (παγετòς) – мороз, лед. Въ ледни зим. Боле цвьтуть паче. Ик. 2 августа на перенесение мощей св. первомученика Стефана, из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. В словаре Востокова слова нет. В минеи XV в. 85. Библ. Унд. л. 12. в лед зимнмь мнжае цъвтть (sic). ν παγετ χειτνoς. πλεν νθоσι μλλоν; в минеи 1711г. и старопечатных минеях... цвтть паче. Лча пщати (κτινоβоλεν) – бросать лучи, быть осияну. Лча пщаши на земли и на мори. Конд. XI в. 1. Синод. тип. Библ. κτινоβоλς (–λες) ν γ κα ν θαλσση. Икос. 15 сент. св. муч. Евфимии. У Востокова сего слова нет. (φιλоπργμων) – хлопотливый, деятельный, рачительный. десницею. Конд. на антипасху. Из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. τ φιλоπργμоνη (–γμoνι) δεξι. В словаре Востокова слова нет. В Краковской триоди, Иосифовской и нынешней печати так же напечатано, как в Кондакаре XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010