иерусалимский, 12 дек.     Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта.     Александр, муч. киликийский, 20 мая.     Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта.     Александр, муч. антиохийский, 28 сент.     Александр, из 10 мучч., 1 авг. Александр, муч. остийский, 11 авг.     Александр, еп. команский, 12 авг.     Александр, муч. селунский, 9 ноября.     Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая.     Александр, муч. пиндский, 13 марта.    Александр воин и Антонина девица, 10 июня.     Александр, из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Александр, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня.     Александр воин, мучч. египетский, 9 июля.     Александр, патриарх цареградский, 30 авг.     Александр св., 7 июля.     Александр еп., 22 окт.     Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля.     Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа.     Александр пр., игумен куштский, 9 июня.     Александр, пр. свирский, 30 авг.     Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта.     Алексий, муч. цареградский, 9 авг.     Алексий, митрополит московский, 12 февр. и 5 окт.     Алим (Ахим) маккавей, 1 авг.     Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября.     Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг.     Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая.     Алфей, муч. кесарийский, 18 ноября.     Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент.     Алфий, муч. италийский, 10 мая.     Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек.     Аммоний, муч. антиохийский, 4 сент.     Аммон или Аммун, (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт.     Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент.     Аммун или Аммон, преп. нитрийский, 4 окт.     Амонит, муч. меиитинский, 7 ноября.     Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.     Ампий (больший, широкий, лат. ampluamus), ап. из 70, с Стахием и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

первый патриарх Всероссийский с 1589 г. По распоряжению Лжедимитрия, в 1605 г. Иов был лишен патриаршества; умер в 1607 году. почивали св. мощи Гурия и Варсонофия в приделе новой церкви, устроенном в честь этих святителей, пока митрополит Матфей не перенес их в 1630 году из обители Преображенской в кафедральный собор Благовещения. Перенесение совершено было торжественно в 20 день месяца июня. Впоследствии св. мощи были переложены из деревянной раки в серебряную. Святым Гурию и Варсонофию есть служба: написана она (см. Минею Служебную под 4 октября) св. Димитрием Ростовским. Житие преподобного отца Аммона гора находится в нижнем Египте, в 70-ти милях от г. Александрии. Великого Антония», описанная св. Афанасием Александрийским, — одно из самых назидательных сочинений его. Святой Иоанн Златоуст советует читать жизнь Антония каждому, какого бы кто состояния ни был. часто встречающееся название для быстрых рек. из Нитрийской пустыни, где подвизался св. Аммон. кончина прп. Аммона последовала около 350 года. — Прп. Аммон написал 19 «увещательных глав», исполненных опытной духовной мудрости. Житие преподобного отца нашего Павла Препростого Антоний Великий, первый учредитель монашеского жития, родом египтянин, подвизался на восточном берегу реки Нила, около Фиваиды. Там, нося власяницу, питаясь только травами и кореньями, он, в постоянных трудах и молитве, прожил 20 лет в неизвестности, поборая, благодатию Божиею, духа соблазнителя, тревожившего его искушениями и страхом. Наконец, святость жизни и чудеса привлекли к Антонию в пустыню многих подвижников; они поселились близ него и приняли за образец жизни правила, данные Антонием, что и было началом монашеского жития. Преставился св. Антоний 105-ти лет, в 356 году. Память его празднуется 17 января. или локоть — мера длины, равная 10,5 вершкам (полметра примерно). на таком расстоянии от своей келлии, на какое можно камнем перебросить четыре раза. или, так называемое, Красное море, представляет собою длинный, узкий пролив Индийского океана, отделяющий Аравийский полуостров от Египта и Азию от Африки. Через это море евреи переходили при Моисее на пути из Египта в Обетованную землю, т. е. Палестину (Исх. 14 гл.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Hist. mon. 21). В неск. километрах вглубь в пустыню от Нитрийской горы были Келлии . Кельи отшельников были рассеяны т. о., чтобы нельзя было ни видеть, ни слышать друг друга. «Сюда удаляются только те, кто достаточно приготовился к более уединенной жизни в Нитрии». По преданию, египтянин Аммон , будучи с младенчества посвящен Богу, после смерти родителей удалился на гору Нитрийскую, здесь он искал наставлений у отца иноков, Великого Антония. Он часто ходил к великому пустыннику. Сохранилось сведение и об одном посещении прп. Антонием горы Нитрийской. «Вот молитвами твоими, сказал Аммон Антонию, умножилась братия и некоторые из них желают построить себе келлии в отдалении. В каком расстоянии отселе велишь ты построить келлии?» Антоний сказал: «Вкусим пищи в час девятый и пойдем, походим по пустыне и посмотрим место». Они шли по пустыне, пока не зашло солнце. Тогда Антоний сказал: «Сотворим молитву и поставим здесь крест, чтобы желающие жить особо здесь строили келлии». Это место было более, чем в десяти тысячах шагах от М. «Тамошние, сказал Антоний, если захотят посетить здешних, пусть приходят сюда, съевши свой хлеб в девятый час, и здешние пусть то же делают, отходя туда. Тогда они не будут развлекаться взаимными посещениями». Так, благословением Антония Великого образовалась пустыня Келлии ( Казанский. 2000. Ч. 2. С. 11-12). Мон-рь прп. Макария Великого, Египет Мон-рь прп. Макария Великого, Египет Отшельники жили по одному в келье и в глубоком безмолвии, в ненарушаемой тишине. Только по субботам и дням воскресным они сходились все вместе в храм и только тогда видели друг друга. Если кого-нибудь не окажется в собрании, все тотчас узнают, что его удержала в келье болезнь ( Rufin. Hist. mon.; Казанский. 2000. Ч. 2. С. 56-57). «Иноки пустыни Келлий соединены были в своем управлении с иноками Нитрийскими. Сюда обыкновенно удалялись любители уединения из горы Нитрийской, после того как утвердились в жизни иноческой. Здесь они проводили жизнь более безмолвную; потому и их келлии так удалены были друг от друга, чтобы ни взор, ни слух не развлекал близким сожитием других братий.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Иноки пустыни Нитрийской в своих духовных подвигах особенно воодушевлялись примером и наставлениями Великого Антония. Как основатель иноческого здесь жития Аммон пользовался советами и руководством Антония, так и сподвижники его, первые жители пустыни, были ученики Антония. Таковы были: Пиор, Памво, Ориген ученик его, который так живо повествовал об Антонии, что как бы представлял его живым. Видели св. Антония Иераск, Иаков Беотийский, Кроний. Кроний служил переводчиком у Антония, любил повествовать о добродетелях его и много лет был пресвитером в горе Нитрийской. Были знаменитые иноки, образовавшиеся и под руководством самого св. Аммона, как то известны были: Феодор, Елурион, Агиос, Путувист, Орсисий. Современные писатели именуют их столпами монашества, святыми, обладавшими даром чудотворения. Феодор Освященный, настоятель Тавенский, посылая Аммона в гору Нитрийскую, сказал ему: «Там много святых и благоугодных мужей». Св. Феодор, замечает Аммон, разумел Феодора, жившего с Амуном, Елуриона и Аммония, которые спустя несколько времени скончались, также Пиора и Памво, которые получили от Бога дар исцелений, и других мужей 12 . Видно, что вскоре после смерти Аммона возникла необходимость установить некоторые правила иноческой жизни для монахов, обитавших в горе и ее окрестностях. Главные старцы горы Нитрийской и Скита, Серапион, двое Макариев – нитрийский и скитский и Пафнутий, собрались вместе для установления правил иноческой жизни. Свое разсуждение начали они, как начинали и всякое дело, усердной молитвой к Богу, дабы Дух Святый вразумил их. Серапион, указав на умножение иноков, на опасность пребывания для них в пустыне отдельно и на то, что Писание говорит: се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе ( Пс. 132, 1 ), и что Бог вселяет единомысленные в дом, для утверждения этого единения между братиями почитает нужным принять следующие правила: Один да будет начальник у всей братии; от его совета и повеления никто да не уклоняется, но с радостью да повинуется ему как Самому Богу, по слову Писания: повинуйтеся наставником вашим: тии бо бдят о душах ваших ( Евр. 13, 17 ), и ещё: послушания хощу, лучше жертвы ( Мф. 9, 13 ). Помыслите, что чрез послушание Авраам угодил Богу, и друг Божий наречеся ( Иак. 2, 23 ). Чрез послушание сами Апостолы удостоились быть свидетелями Божиими между племенами и народами. Сам Господь наш с горних сходя к дольним говорит: не приидох творити волю Мою, но волю пославшего Мя ( Ин. 6, 33 ). При таких примерах и побуждениях да хранится более всего послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Мы высказали предположение, что Аммон мог удалиться в Нитрию около 330 года (или несколько позже). Это подтверждается датами жизни первых его спутников и учеников. Так, Памво родился около 304, 203 а Вениамин около 311 года,» 204 Макарий Александрийский или «горожанин», которого не следует путать с основавшим Скит Макарием Египетским , – был крещен в возрасте сорока лет около 333 года.» 205 Нафанаил выстроил свою келью в ту пору, когда отшельников было еще немного, при Палладии же, то есть в конце столетия, она окончательно опустела, поскольку цивилизованный мир успел придти и сюда. Около 338 года Нафанаил перешел в келью, которая находилась еще ближе к селению, однако через три или четыре месяца понял, что поддался дьявольскому искушению, и вернулся в свою первую келью, чтобы не покидать ее уже до самой смерти тридцатью семью годами позже.» 206 К 338 году количество монашествующих возросло настолько, что Аммон стал печалиться о тех братьях, которые стремились к большему уединению. После обычной девятичасовой трапезы Антоний предложил ему отправиться в пустыню. Они шли по ней до самого захода солнца, и Антоний сказал: «Сотворим молитву и установим на сем месте крест, чтобы тот, кто хочет строить, строил бы здесь, а приходящий оттуда или идущий туда могли бы участвовать в трапезе девятого часа, нисколько не мешая друг другу». Говорится, что они прошли двенадцать миль и это немалое расстояние восьмидесятисемилетний старец преодолел всего за несколько часов с трех часов дня до заката. 207 Вне всяких сомнений, запись эта повествует об основании второго нитрийского поселения, вторых Келлий, где со временем стало жить около шестисот анахоретов, кельи которых отстояли друг от друга на расстояние крика; хлебом их снабжала Нитрия, однако у них были собственные священник и церковь . 208 Кассиан оценивает расстояние до Нитрии в пять миль, 209 Созомен в семь, 210 Руфин в десять; 211 вследствие этого двенадцать миль Апофтегм могут показаться преувеличением. Однако если мы вспомним о том, что некоторые из келий находились более чем в трех милях от церкви, и о том, что Нитрия также являла собою весьма обширную обитель, это кажущееся несоответствие уже не будет нас беспокоить.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Знаменитые подвижники, представленные поздними источниками в несколько идеализированном виде как начинатели новых форм аскетизма, являлись продолжателями более ранних традиций, существовавших в Египте в III в. и носивших в основном городской или полугородской характер. Прп. Антоний начинал монашескую жизнь (ок. 285) не в пустыне, а недалеко от родного селения в В. Египте, в развалинах небольшой крепости, по примеру др. подвижников того времени. Только через 20 лет он удалился в пустынное место на горе Писпир, где вокруг него собралась группа учеников. Позже Антоний перешел в еще более удаленную, «внутреннюю», пустыню на горе Колзим (в Восточной пустыне, в 30 км от Красного м.), где жил в совершенном одиночестве, посещая иногда учеников на Писпире. Ближайшим преемником прп. Антония в общине на Писпире стал прп. Аммон, бывший, вероятно, епископом. В его письмах, сохранившихся на арабском (под именем Антония), греческом и сирийском языках, заметна тенденция к упорядочиванию отношений между монахами-учениками и духовным руководителем. Увеличение числа монахов поставило вопрос об авторитете этих руководителей монашеского движения. Если на раннем этапе этот авторитет был основан исключительно на харизматических качествах духовного руководителя и таких общепризнаваемых наставников было немного, то теперь, с расширением круга кандидатов на духовное руководство, возникла необходимость в выработке четких критериев выбора наставника. Признание подлинности 7 писем прп. Антония, сохранившихся полностью только на груз. языке ( Rubenson. 1995), привело мн. ученых к пересмотру устоявшихся представлений об интеллектуальной среде, в к-рой зародилось егип. М. Прп. Антоний представлен в письмах как человек, знакомый со мн. концепциями александрийской богословской школы и, в частности, Оригена. Не исключено, что знакомство прп. Антония с этой традицией произошло благодаря его контактам с Дидимом Слепцом ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). P. 28). Прп. Аммон Нитрийский. Роспись ц. Креста Господня в мон-ре прп. Неофита в Пафосе, Кипр. Кон. XII в.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Прп. Аммон Нитрийский. Роспись ц. Креста Господня в мон-ре прп. Неофита в Пафосе, Кипр. Кон. XII в. В нач. IV в., вероятно под влиянием примера прп. Антония, появились первые монашеские поселения в Н. Египте, к юго-западу от Александрии: Нитрия, Келлии и Скит (в Нитрийской пустыне, совр. Вади-Хабиб, или Вади-эн-Натрун), к-рые обычно связываются с именами преподобных Аммона Нитрийского и Макария Египетского. Прп. Аммон поселился в Нитрийской пустыне ок. 330 г. и вскоре собрал вокруг себя множество учеников, что вынудило его основать еще одно монашеское поселение на юг от Нитрии - Келлии. Еще дальше на юг прп. Макарий Египетский основал Скит. Как традиция прп. Антония, так и традиция Нитрийской пустыни представляют полуотшельническую форму М., в к-рой заметен нек-рый элемент общинности ( Gould. 1993). В ранний период существования поселений в длительном полном уединении пребывали лишь духовные руководители монашеских групп. Время от времени они посещали для духовного руководства своих учеников, к-рые, хотя и не составляли общежития, большую часть времени жили в одной местности в нек-ром удалении друг от друга в отдельных кельях или малыми группами по 2-3 человека, самостоятельно заботясь о своем пропитании и имея индивидуальное молитвенное правило. Возможно, в нек-рых из таких монашеских групп имели место общие литургические собрания по воскресеньям и праздникам, сопровождаемые совместной трапезой ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 7. 2-5). Однако вопрос о времени проникновения элементов общинности в полуотшельнические группы остается открытым. Первые ученики знаменитых подвижников, вероятно, еще не составляли общины. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Нитрия быстро пришла в упадок, монахи покинули ее, по-видимому, уже к нач. VII в. из-за того, что поселение находилось слишком близко к области обрабатываемых земель ( Guillaumont.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Также читаем слово святого Ефрема о скончавшихся отцах, разделив его на три части. Псалом 50. Канон святаго обители на 6, и святых на 8. Стихословим же и Господеви поем: Канон святого обители на 6, и святых на 8. Стихословим же Господеви поем: . Глас 8. Глас 8. Песнь 1: Ирмос: Песнь возслем людие: Песнь 1 Ирмос: Песнь вознесем, люди: Вси в песнех духовных, в подвизех просиявшия,/божественныя отцы наша воспоим согласно,/яже изнесе Египет, Фиваида, и Ливия,/всякое место, и град, и страна. Все в песнях духовных/согласно воспоем/в подвиге просиявших божественных отцов наших,/которых произвел Египет, Фиваида, и Ливия,/всякое место, и город, и страна., Радуйся монахом первонаставниче, Антоние преславне,/Аммуне богоносне, Нитрийская славо,/Арсение ангеле, державо безмолвия,/и Аммоне духоносне. Радуйся монахов первоначальник,/Антоний всеславный,/Аммуне богоносный, Нитрии слава,/Арсений – Ангел, сила безмолвия,/и Аммон духоносный. Красуйся воистинну сосуде Божий, Агафоне священнодушне:/Ахилла и Аммон, цветы пустыннии:/Ануве и Алоние, Аммонафа и Анфиме, добродетелей светлии бисери. Веселись, воистинну сосуд Божий,/Агафон священнодушный;/Ахилла и Амой, цветы пустыни,/Анув и Алоний, Амонафа и Анфим,/добродетелей сияющие жемчужины. Светильницы разсуждения нам, пет буди Арис днесь, и Аполлос Великий,/послушания же светы Афре и Акакие,/с сими и Аввакир спросияет, якоже некая денница. Светильники рассуждения/в сей день нами да воспеваются:/Арис и Аполлос Великий;/послушания же светы – Афре и Акакий,/с ними и Аввакир сияет,/как некая утренняя звезда. Гора жительства высокаго явися Авксентий,/страдалец же чистоты Аврамий Великий,/с нимиже Афродисий столп воздержания явися, со Афинодором. Горою жития высокого/явился Авксентий;/подвижником же чистоты – Аврамий великий;/с ними Афродисий столпом воздержания провозглашен,/со Афинодором. Сияет яко звезда на небеси в постницех Аммоний, и божественный Анина:/светится же с сими и великий Антиох,/и Агапит зельный, аще кто иный с сими блистает. Светит на небе как звезда/среди подвижников Аммоний/и божественный Анина;/сияет же с ними и великий Антиох,/Агапит знаменитый и если кто иной/с ними блистает.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

А ея греховные помыслы и страсти, равно как и средства к очищению их, были известны им лучше, нежели как знали их философы. Мало дождей пролилось на ту жаждущую пустыню, но за то обильно оросили её слезы. И какие слёзы, Боже мой! То были перлы, достойные зрения ангелов. Вера и молитва тамошних угодников Божиих извлекла из лона Божества струи жизни для мертвых, искры света для слепых, и новые силы для недужных. Эти угодники говорили умам и сердцам о вечном спасении. А добродетели их были осуществленные псалтирь и евангелие. Почти каждый из них был живой стих из этих двух богодухновенных книг. Преподобный Аммон не видал своего ложа, как Христос не имел, где подклонить главы своей. Преподобный Иоанн Малорослый кротостью своею, отвечавшею на все обиды молчанием, напоминал всем слова Господа: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. Святый Памва в течение двадцати лет учился исполнять заданный ему старцем его первый урок – рек: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим ( Пс.38:1 ) – и умирая поведал братиям, что он никогда не раскаивался ни в одном слове своём. Не даром приходили к ним христиане из многих стран. Они учились у них жить и умирать для Бога. Та гора была место соборное. Лишь одни предки наши не посещали ея; но я, один, за всю Русь оттопчу хотя малый край ея. – Пятнадцать веков пронеслось над нею с той поры, когда там поселился пустынник Аммон. Она – таже и теперь. Но уже нет на ней святых. Однако они опять явятся тут в тот единственный день, когда воскреснут все мертвые. Какой лучезарный сонм тогда будет восхищен там на облака для сретения Судии живых и мёртвых»! Еду. Солнце впереди меня закатывается. Вся пустыня озарена прощальным светом его. Нигде нет черных теней, кроме тех, кои струятся от нас. Оне весьма длинны. 45 мин. 6 часа. Небесное светило погрузилось как бы в землю; и на самом месте заката его показалась золотистая заря. Скоро исчезла и она. Её заменило бледнорадужное сияние, и узким венцом легло на далёкие окраины темнеющей пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

144. Диоскор, ученик аввы Памво, был одним из четырех " длинных братьев " - известных нитрийских подвижников, славящихся в свое время святостью жизни, а в конце IV в. обвиненных в оригенизме. Архиепископ Феофил, до возникновения оригенистских споров весьма благоволивший к " длинным братьям " и высоко ценивший их, рукоположил Диоскора во епископа Малого Гермополя в 394 г. См. Guillaumont A. Les " Kephalaia gnostica " dEvagre le Ponique et lhistoire de lorigenisme chez les Grecs et chez les Syriens. Paris, 1962. P.62. После изгнания монахов-оригенистов из Египта Диоскор, по свидетельству Созомена, вместе с братом Аммонием и еще 80 скитскими и нитрийскими иноками поселился (ок. 400 г.) в Палестине в г. Скифополе. См.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. С.572. Диоскор умер до 403 г. 145. Изгнание святителя Афанасия произошло в феврале 356 г. при императоре Констанции. Когда этот император скончался, то новым василевсом был провозглашен в ноябре 361 г. Юлиан. Его указом " все, изгнанные в предшествующие царствования, епископы возвращались в свои города и провинции " . В октябре 362 г. святитель Афанасий был вновь изгнан. Подробно см. Горский А.В. Жизнь святого Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Сергиев Посад, 1902. С.99,106. 146. См. 1Кор.3:1. Аммон этой фразой ( ε ) обозначает, возможно, новоначальных иноков. 147. Данное выражение (ε ε ) подразумевает, скорее всего, главный собор в Александрии. 148. Об этих двух архиереях ничего неизвестно. 149. В рукописной традиции имеется разночтение: " ибо Афанасий часто встречался с ним " . 150. Об этом подвижнике, носящем весьма распространенное в Египте имя (разновидность имени Аммон), почти ничего не известно. 151. Правитель Александрии, по повелению Юлиана, решил схватить Святителя. " Посему Афанасий опять обратился в бегство, сказав своим приближенным: " Удалимся, друзья, на короткое время; это только облачко, оно скоро пройдет " [...] Те, кому хотелось схватить его, гнались за ним. Но когда преследовавшие были уже недалеко, и спутники советовали Афанасию бежать опять в пустыню, он избавился от преследователей искусной выдумкой [...] он, избавившись от опасности, тайно прибыл в Александрию и жил там в неизвестности до тех пор, пока не прекратилось гонение " . - Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1998. С.149. Правда, сам Афанасий в " Послании Аммона " свидетельствует, что он скрывался в Антинойе, то есть в Фиваиде, а не в Александрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010