Глава 4. Русская Зарубежная Церковь в 19501964 гг. § 1. Архиереи и епархии РПЦЗ после переезда Синода в США Архиерейский Синод пребывал в Ново-Коренной пустыни в Магопаке с 1950 до 1952 г., 794 когда переехал в небольшое здание на 77-й улице в Вест-Сайде (Нью-Йорк). В начале 1958 г. директор Первого национального банка в Бостоне С.Я. Семененко подарил Архиерейскому Синоду здание на углу Парк-авеню и 93-й улицы. Летом того же года состоялся переезд синодальных служб в новое помещение. 795 На долгие годы местом пребывания Синода стал этот дом, освященный 2 февраля 1958 г. В просторном помещении был обустроен кафедральный собор в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Освящение собора состоялось 25 октября 1959 г. 796 Важным событием, на долгие годы определившим принципы административного устройства и идеологии РПЦЗ, стало принятие Архиерейским Собором 1956 г. «Положения о Русской Православной Церкви заграницей». 797 Расцвет Русской Зарубежной Церкви, пришедшийся на эти годы, был ознаменован созданием новых епархий и открытием новых приходов. Восточно-американскую епархию вплоть до своей кончины 21 марта 1960 г. возглавлял архиепископ Виталий (Максименко) . Епархия была зарегистрирована как «Правящий архиепископ и Епархиальный совет Североамериканской и Канадской епархии». Необходимо подчеркнуть, что для американского государства главным лицом РПЦЗ в Америке по-прежнему являлся не митрополит Анастасий, а архиепископ Виталий. Однако последний никогда не пользовался этим преимуществом, подчиняясь первоиерарху Зарубежной Церкви. Проживавший в Нью-Йорке митрополит Анастасий продолжал носить титул «Кишиневский и Хотинский». Ситуация была неоднозначная. Согласно § 37 «Положения о Русской Православной Церкви заграницей», первоиерарх РПЦЗ являлся правящим архиереем той епархии, в которой имел постоянное пребывание. Однако уже тогда, в 1956 г., Архиерейский Собор внес поправку, что этот параграф не может войти в силу при жизни правящего архиерея Восточноамериканской епархии, то есть архиепископа Виталия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обоснование трёх епископов — Лонгина, Иринея и Максима — по поводу того, что новое название точнее, так как они не «церковь», а «епархия», сопровождалось комментариями интернет-пользователей, которые утверждали, что новое название открывает пространство для спекуляции на тему того, кто имеет юрисдикцию над «сербскими православными епархиями», так как, например, православные епархии киевского режима в США находится под юрисдикцией Вселенской патриархии. Решение об изменении Устава церкви застало врасплох и двух епископов, которые входят в состав Сербской православной церкви в Америке: епископа Канадского Митрофана и Буэнос-айресского Кирилла. Они подняли тревогу, так как их письма, в которых поднимается вопрос, почему было принято такое решение и почему Сербская церковь на американском континенте уже не должна иметь один Устав и один Епископский совет, стали достоянием общественности. После этого епископ Митрофан обратился к Синоду и потребовал от него отменить это решение. Одновременно он оповестил Синод о том, что ни он, ни епископ Кирилл не получили приглашение принять участие в церковном соборе, что произошло впервые с тех пор, как на он занимает кафедру канадских владык. Патриарх Ириней по прибытии в США успокоил верующих и призвал их «быть верными своей церкви, своей вере». Это подразумевало, что они должны оставаться верными трем злонамеренным епископам. Таким образом патриарх ясно дал понять, что об их смене речи не идет. В начале марта газета «Политика» опубликовала информацию о том, что решением Церковного собора Сербской православной церкви в Северной, Средней и Южной Америке Устав «сербских православных епархий в США» окончательно потерял силу. Иными словами, на соборе было принято решение Священного архиерейского Синода, на основании которого все решения Церковного собора, касающиеся устройства сербских православных епархий на этой территории от июля прошлого года (2019), потеряли силу. Протоиерей-ставрофор др. Велибор Джомич, эксперт по церковному праву, заявил газете «Политика» по этому поводу: «Забота о правовой защите епархий СПЦ в США легитимна, но это нельзя делать так, как это было сделано в июле 2019 года в Чикаго.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/30/vostoc...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИТАЛИЙ (МАКСИМЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография 1950-х годов Архиеп. Виталий (Максименко) Архиеп. Виталий (Максименко), 1930-е 4 сентября того же 1934 года был возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского . В октябре 1934 года прибыл в Нью-Йорк и начал активную деятельность по установлению отношений между Митрополичьим округом и Архиерейским Синодом РПЦЗ. В ноябре 1935 года на Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах (Югославия) было принято «Временное положение», признавшее автономию Митрополичьего округа во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) , в состав которого вошли находившиеся на территории США епархии РПЦЗ, в том числе епархия архиепископа Виталия. С именем архиепискеопа Виталия связана история становления и развития Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). По приезде в Америку, он вошёл в число братии монастыря. В начале июля 1941 года архиепископ Виталий в числе членов Русско-Американского комитета обратился к президенту США Франклину Рузвельту с заявлением, в котором осуждалось нападение фашистской Германии на СССР, но при этом содержался призыв не оказывать какой-либо помощи «красной диктатуре в лице Сталина». После начала войны по предложению архиепископа Виталия в американских храмах, а затем во всех храмах РПЦЗ стали возноситься молитвенные прошения «о многострадальном русском народе, в тяжких обстояниях сущем, и о спасении его» и «о еже избавити люди Своя от горькаго мучительства безбожныя власти, от нашествия иноплеменников и междуусобныя брани». В октябре 1943 года принял участие в собрании епископов, клириков и мирян Митрополичьего округа в Северной Америке, которое приняло решение о поминовении патриарха Сергия . В ноябре 1946 года Собор духовенства и мирян Американской митрополии , состоявшийся в Кливленде вынес постановление, по которому Митрополичий округ ограничивал свои связи как с Московским Патриархатом, так и с Синодом РПЦЗ, сохраняя с ними только молитвенно-евхаристическое общение и признав патриарха Алексия I духовным главой Церкви в Америке. Участвовавшие в работах Собора архиереи РПЦЗ, в том числе архиепископ Виталий, отказались подчиниться этому постановлению и на проходившем 27-28 мая 1947 года епископском совещании объявили деяния Кливлендского Собора неканоничными. После разрыва общения с митрополитом Феофилом (Пашковским) РПЦЗ восстановила свою юрисдикцию в Америке и приняла около 40 вышедших из состава Митрополичьего округа приходов, руководство которыми было поручено архиепископу Виталию, получившему титул «архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) ».

http://drevo-info.ru/articles/25204.html

а) Назначить на должность игумении Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря города Пскова монахиню Рафаилу (Позигунову). б) Назначить на должность игумении Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря села Творожково Струго-Красненского района Псковской области монахиню Магдалину (Бусыгину). 5. В связи с прошением Преосвященного епископа Сочинского и Туапсинского Германа освободить игумению Анастасию (Михалко) от должности игумении Троице-Георгиевского женского монастыря села Лесное города Сочи Краснодарского края и назначить на эту должность монахиню Дросиду (Сорокопуд). 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Великолукского и Невельского Сергия освободить архимандрита Макария (Швайко) от должности игумена Успенского Святогорского монастыря. 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана открыть мужской монастырь Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Феодосия (Белова). 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Вяземского и Гагаринского Сергия освободить игумена Амвросия (Федуковича) от должности наместника Свято-Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра Сычевского района Смоленской области. 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Скопинского и Шацкого Феодорита назначить на должность наместника Свято-Духова мужского монастыря города Скопина Рязанской области иеромонаха Игнатия (Долотова).   ЖУРНАЛ 172 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинская и Южноамериканская епархия Иерея Сергия Малашкина, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Аргентинской и Южноамериканской епархии и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.   ЖУРНАЛ 173 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Митрополита Американского и Канадского Тихона.

http://patriarchia.ru/db/text/5553804.ht...

Евдокима, находившегося на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг ., в своем письме «Братскому народу сербскому» (Нью-Йорк. 23 окт. 1917 г.//Архив Српске православне enapxuje Цит. по: Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja. С. 94-96) рекомендовал серб. приходам созвать серб. Церковно-народный собор и учредить Сербскую Православную Церковь в Америке. 28 февр. 1919 г. на заключительной сессии II Всеамериканского Собора РПЦ в Кливленде еп. Александр (Немоловский) представил участникам Собора кандидатуры архим. Мардария (Ускоковича) для посвящения в сан епископа в целях окормления серб. приходов в Сев. Америке и архим. Фана (Ноли) для албан. приходов. Собор одобрил обоих кандидатов с условием, что они будут одобрены и Сербской и Албанской Церквами соответственно. Решения Собора были рассмотрены на III Объединенной архиерейской конференции СПЦ 3-15 дек. 1919 г., где было принято решение послать в Америку и Канаду серб. епископа и диакона, чтобы они рассмотрели ситуацию на месте, но это не было исполнено из-за отсутствия денежных средств. К вопросу об учреждении серб. епархии в Америке вернулись на Центральном Архиерейском Соборе СПЦ в 1920 г., постановлением к-рого от 22 окт. было принято решение о необходимости еще раз рассмотреть в будущем вопрос об учреждении серб. епархии в Америке и Канаде с последующим возведением на американскую кафедру еп. Охридского Николая (Велимировича), к-рый прибыл в Америку с предварительным визитом 24 янв. 1921 г. Спустя 3 месяца еп. Николай вернулся в Сербию, на заседании Свящ. Синода СПЦ 8 июля 1921 г. доложил о положении сербов в Америке и предложил Собору принять серб. Церковь в Америке в юрисдикцию СПЦ и добиваться у короля Сербии необходимых субсидий на содержание епископа и его помощника в этой епархии. 13 сент. 1921 г. на заседании Архиерейского Собора СПЦ в Сремски-Карловци было принято постановление учредить серб. правосл. А.-К. е. с кафедрой в Чикаго, что означало выход серб. приходов из юрисдикции РПЦ; для организации жизни епархии и управления ею поставить викария или отправить делегата от Архиерейского Собора, со временем заменив его на епископа; оставить за СПЦ право учредить епархиальное управление для надзора за серб.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ Иосиф (Босаков), митр. Американо-Австралийский. Фотография. Нач. XXI в. Иосиф (Босаков), митр. Американо-Австралийский. Фотография. Нач. XXI в. [болг. Йосиф] (Босаков Иван Благоев; род. 6.12.1942, с. Славовица, близ г. Пазарджика), митр. Американо-Австралийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Начальное образование получил в родном селе. В 1956-1961 гг. учился в Софийской ДС, в 1966-1970 гг.- в Софийской ДА. 12 апр. 1970 г. в Троянском монастыре пострижен в монашество митр. Ловчанским Максимом (Минковым ; ныне Патриарх Болгарский). 3 мая 1970 г. рукоположен во диакона, 27 дек.- во иерея. Назначен протосинкеллом Ловчанской епархии, с июля 1971 г., после избрания митр. Максима Патриархом Болгарским, стал протосинкеллом Софийской епархии. С окт. 1971 по июль 1973 г. проходил богословскую специализацию в МДА. 21 июля 1973 г. возведен в сан архимандрита Патриархом Московским Пименом. После возвращения в Болгарию вновь стал протосинкеллом Софийской епархии. 7 дек. 1980 г. хиротонисан во епископа с титулом Величский, назначен викарием Софийской епархии. Был игуменом Троянского монастыря. 1 апр. 1983 г. назначен управляющим Акронской епархией БПЦ, 17 апр. 1986 г. утвержден Акронским митрополитом. После преобразования, согласно решению Синода БПЦ от 19 дек. 1989 г., Акронской и Нью-Йоркской епархий в Американо-Австралийскую епархию И. был утвержден Американо-Австралийским митрополитом. На V Церковно-Народном Соборе БПЦ 17 дек. 2001 г. изменился титул И., он стал «митрополит Американский, Канадский и Австралийский». Принимал участие в собраниях православных епископов Сев. и Центр. Америки, к-рые проводятся по решению IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези (2009). Опубликовал ряд статей по церковно-общественным вопросам в болг. церковной периодике. Лит.: Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 94-95; Гаджев И. И. История на българската емиграция в Сев. Америка. София, 2006. Т. 2. С. 741-743. Х. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/578497.html

В 1899 – 1907 гг. Алеутскую и Северо-Американскую епархию (именно так она стала называться с 1900 г.) возглавил архиепископ Тихон (Белавин) . При нем в 1905 г. епархиальный центр был перенесен из Сан-Франциско на Восток США – в Нью-Йорк. Перенесение резиденции архиерея в Нью-Йорк оказало огромное влияние на административный порядок в управлении епархией и на быстрый рост количества приходов в восточных штатах, около Нью-Йорка, Питтсбурга и Бостона. Еще в 1899 г. архиепископ Тихон исходатайствовал у русского правительства произвести в России сбор пожертвований на строительство православного храма в Нью-Йорке. Святейший Синод ассигновал 20 тыс. долларов, на которые был построен величественный храм во имя святителя Николая. Сегодня – это кафедральный собор Нью-Йорка. Трудами святителя Тихона миссионерская школа в Миннеаполисе была преобразована в Духовную семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, а в Пенсильвании создан мужской общежительный монастырь. Был также осуществлен перевод богослужебных книг на английский язык. В 1907 г. под председательством архиепископа Тихона состоялся первый Церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке так: «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской». Несмотря на то, что в Америке в начале ХХ в. было множество различных этнических групп, исповедовавших православие и имевших свои приходы (греки, румыны, сербы, албанцы и др.), – все они до 1917 г. входили в состав Северо-Американской русской епархии. К 1917 г. Северо-Американская епархия насчитывала ок. 300 тыс. верующих, ок. 270 храмов. Она имела 4 викариатства (Аляскинское, Бруклинское, Питтсбургское и Канадское), насчитывала 3 миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, Духовную семинарию, свои печатные органы – официальным из них являлся «Американский Православный Вестник». Уже в начале ХХ в. святитель Тихон предвидел, что на Американской земле со временем будет образована самостоятельная Православная Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1907 по 1914 г. Северо-Американскую епархию возглавлял архиепископ Платон (Рождественский), а с 1914 по 1917 гг. – архиепископ Евдоким (Мещерский). 16.2. Православная Церковь в Америке в 1917–1970 гг. Первая Мировая война затруднила общение между Петербургом и Нью-Йорком. Лишенная постоянной поддержки со стороны России, Северо-Американская епархия оказалась в тяжелом положении. Архиепископ Евдоким в августе 1917 г. уехал на Поместный Собор Русской Православной Церкви, поручив временное управление всей американской паствой епископу Канадскому Александру (Немоловский). После Поместного Собора архиепископ Евдоким уже не вернулся в Америку, так как ушел в обновленческий раскол. Для решения вопроса об управлении в 1919 г. в Кливленде был созван Всеамериканский Собор, на котором епископ Александр был избран правящим архиереем Северо-Американской епархии (до 1922 г.). В этот период в церковной жизни Америки произошли немаловажные события. После Первой Мировой войны сюда хлынула волна эмиграции. Вместе с представителями диаспор (сербской, греческой, болгарской, сирийской, украинской, румынской, албанской и др.) были посланы епископы различных национальных Православных Церквей с целью создать здесь свои юрисдикции. Первенствующее положение заняла Константинопольская Патриархия, лишившись своих приходов на территории бывшей Османской империи. В 1921 г. в Америку был направлен архиепископ Мелетий (будущий Патриарх Мелетий IV), которому удалось сплотить все греческие приходы и образовать Греческую православную Архиепископию в Северной Америке. Став в 1921 г. Вселенским Патриархом, он поставил задачу подчинить своей юрисдикции не только греческие, но и вообще все православные приходы в Северной Америке. В связи с революционными событиями и начавшимися арестами священнослужителей в России, появлением в недрах Русской Православной Церкви обновленческого раскола, создание в Америке несколько различных юрисдикций поставили Северо-Американскую епархию в условия тяжелейшего кризиса. В 1922 г. архиепископ Александр сложил с себя управление епархией и уехал в Западную Европу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лишившиеся субсидий православные епархии в Новом Свете оказались в тяжелейших условиях. Еп. Канадский Александр (Немоловский), временно управлявший русско-американской миссией по поручению уехавшего в Москву на Поместный Собор архиеп. Алеутского Евдокима (Мещерского), быв избранным 12/25 февраля 1919 г. архиепископом Североамериканским 978 , справиться с финансовым кризисом не смог 979 . Патриарх Тихон в письме временно исполнявшему обязанности заведующего русскими церквами в Западной Европе от 14/27 марта 1921 г. предложил архиеп. Евлогию (Георгиевскому), находившемуся в Берлине, отправиться в США для упорядочения там церковной жизни. Чрез год митр. Евлогий все еще оправдывался – не хочу быть ослушником и с радостью поехал бы в Америку, однако исполнить возложенное поручение пока не успел... 980 14/27 апреля 1922 г. Патриарх подписал определение о назначении митр. Платона (Рождественского) временно управляющим Североамериканской епархией 981 . Озаботившись нормальным устроением православной миссии, полностью отрезанной от Российской Церкви, митр. Платон, кроме прочего, созвал в Детройте собор духовенства и мирян своей епархии (20 марта/2 апреля – 22 марта/4 апреля 1924 г.). И если в 1905 году архиеп. Тихон (Беллавин) утверждал, «что жизнь в новом свете по сравнению со старым имеет свои особенности, с которыми приходится считаться и здешней церкви, а посему этой последней должна быть представлена большая автономия (автокефальность) чем другим русским митрополиям» 982 , то спустя два десятка лет на Детройтском соборе Североамериканская православная русская епархия была временно, до созыва Всероссийского Собора, реорганизована в самоуправляющуюся Церковь 983 . В августе месяце 1924 года «именинный день Святейшего... ознаменовался приездом американской делегации. Помолившись за литургией и молебном святителю Тихону Воронежскому, которые Патриарх отслужил сам, американцы тут же, в переполненном молящимися Донском монастыре обратились к нему с прочувственной речью, указывая на ту любовь, которую в течение своего девятилетнего святительства в Америке он стяжал не только среди русской паствы, но и у самих американцев. Опустившись перед Патриархом на колени, они вручили ему от имени всех его почитателей-американцев золотую митру, усыпанную бриллиантами, и облачение» 984 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско ; тогда же в церковное богослужение был введен английский язык. В конце XIX столетия масса украинских и белорусских эмигрантов прибыла из России в Америку в поисках лучшей жизни. Они объединялись в приходские общины, воздвигали храмы и приглашали священнослужителей. Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. Испытывая социальную нужду, они уезжали из родных Карпат в Америку. Многие из них принадлежали униатскому расколу, но Господь вскоре воздвиг из их же среды добрых пастырей, приведших многих в лоно Православия. Среди сих добрых делателей на ниве Христовой особенно потрудился святой Алексий (Товт). Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны в Америке с Русской Церковью воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. В 1905 г. при архиепископе Тихоне (будущий патриарх Московский) епархиальный центр Алеутской и Североамериканской епархии был перенесен в Нью-Йорк в связи с увеличением количества приходов на востоке США. По просьбе увеличившейся православной общины в Нью-Йорке Святейший Синод Русской Православной Церкви ассигновал 20 тысяч долларов, и в 1904 г. был воздвигнут величественный храм во имя Святителя Николая. Заботами владыки Тихона существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской общежительный монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык. К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами – Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тысяч верующих, издавала «Американский Православный Вестник.» Полнота православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010