В Неделю 5 по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Александро-Невском собореСлавянска. После евангельского чтения архиепископ Митрофан обратился к собравшимся с проповедью.      Христос воскресе! В сегодняшний день, когда мы продолжаем праздновать Пасху, Светлое Воскресение Христово, Церковь нам рассказывает удивительную историю о встрече Спасителя и женщины-самарянки, которая произошла у колодца Иакова. Спаситель шёл из Палестины в Иерусалим и проходил через место, где находился древний колодец, источник воды. И на этом месте произошла встреча с простой женщиной, не самой порядочной по понятиям и того времени, и нашего, потому что в беседе Ему пришлось ей напомнить о том, что у неё когда-то было пять мужей, и что сегодня у неё тоже есть муж. Уже удивителен сам факт того, что эта беседа состоялась. Потому что, если говорить реалиями сегодняшнего времени, представьте, что у колодца Иакова встретились народный ополченец с солдатом украинской армии. Встретились они неожиданно. Колодец был один, и из него всем попить надо. Удивительно, что Спаситель первым обратился к женщине. Между иудеями и самарянами общения не было никакого. Он сказал: «Дай Мне пить». И она удивилась: почему Он это у неё спрашивает? Ведь Он — иудей, Он должен с ней враждовать. Он должен как-то показывать Своё пренебрежение к ней, показывать, что они разные, потому что иудеи себя считали выше самарян, и основанием для этого было то, что самаряне во время плена вавилонского смешались с язычниками, стали почитать языческие обряды. Даже храм у них был в другом месте, и они не ходили в Иерусалим, чтобы поклоняться Богу. Но тут вдруг иудей, ещё и мужчина, учитель, просит у женщины, чтобы она дала Ему напиться воды. Она этому очень удивилась. И Спаситель сказал ей: «Если бы ты знала, Кто у тебя просит пить, ты бы сама у Него просила воды. У Меня есть такая вода, которую, если человек выпьет, то не будет иметь жажду вовек». Вообще о духовной жизни с людьми, которую эту жизнь не ведут, говорить очень трудно. Ведь что бы ты ни говорил о жизни духовной, человек всё равно это будет переносить на свои собственные понятия и свои собственные представления о жизни. Ты будешь ему говорить о Боге, а он будет в это время думать о куске хлеба. Так было с этой женщиной — до тех пор, пока она не поняла, что перед ней не простой человек, а Тот, Кому открыто её прошлое, её настоящее и её будущее.

http://pravoslavie.ru/70929.html

В Церкви как в теле Христовом нет ущемленных, дискредитированных состояний. Каждый занимает такое положение, которое помогает ему максимально заботиться о других верующих. Апостол Павел пишет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?.. Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где [было бы] тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее … Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге » (1 Кор. 12: 12 –25). Да, бывает ревность не по разуму и забвение о семье. Все это есть. Надо заботиться и о семье, и о церкви, нельзя делать добро одним в ущерб другим, тем более семье. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). От активности на приходе до мужественного (!!!) «и стояли при кресте» (Ин.19: 25) надо расти. И в этом смысле приход, общение с другими прихожанами, духовное руководство преображает женщин, приближает их к идеалу жен-мироносиц. И жены-мироносицы не сразу стали мироносицами. В Евангелиях о них сказано не так уж много, скорее – даже мало, но нужно обратить внимание не на это, а на то, как о них говорится! Читая евангельские строки о женщинах, следовавших за Спасителем, мы видим верность, искренность, настоящую любовь. Протоиерей Сергий Стаценко , настоятель храма Александра Невского в Ташкенте, руководитель просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии: – Пример жен-мироносиц, прежде всего, поражает бесстрашием исповедания Христа этими женщинами перед лицом более чем явной опасности. В современной жизни подобную манеру поведения определяют жаргонным словом «безбашенность»: когда логические соображения и инстинкт самосохранения буквально вопиют об опасности и угрозе жизни, но человек, тем не менее, делает задуманное. Так, невзирая на опасность, и мироносицы шли ко гробу Господню, чтобы отдать последний долг Учителю...

http://pravoslavie.ru/53227.html

Вадим К. Катерине 23 июня 2020, 11:42 " вы и сами прекрасно понимаете, что между иудеями и самарянами разница была куда серьезней, чем филиокве. " Алла, а как определить, когда разница становится настолько серьезной, что ставит под угрозу спасение, а когда - еще нет? Я как-то не понял Вас: Вы считаете, что филиокве - это не ересь? не заблуждение, которое вредит спасению? В начале дискуссии Вы вроде бы выражали иную точку зрения, а были несогласны только с определением католичества как антитринитарной ереси, а теперь что-то иное пишите. Для меня важны не названия, а суть дела, которая в том, что филиокве это неправославное учение о Св. Троице с ясно выраженными и исторически обозначившимися последствиями. Вадим К. Катерине 23 июня 2020, 11:28 " верующий христианин без запаса знаний " мертвых " и не очень языков, на которых написаны всевозможные исходные для споров оригиналы+и спец. знаний, не поймет, кто прав. " Катерина, я не думаю, например, чтобы Александр Невский знал древние языки и философию, но он прекрасно понял, что рим. папа неправ, как и прапрадед Невского героя Владимир, еще вчера служивший немым богам, тоже понял, кто прав, а кто - не совсем. Как это им удалось? Знания могут иногда и запудрить мозги их неумелому стяжателю, а вот чистое око все увидит и без языков. А если нет ни того, ни другого - это тяжелый случай, из которого попавшему в него нужно всеми силами стараться выходить, а не думать, что это безразлично. Вадим К. Natalie22 июня 2020, 13:45 продолжение 23 июня 2020, 11:14 " 7. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова, 12. К совершению святых, 13. Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного(!), в меру полного возраста Христова, 14. дабы мы не были более младенцами(!), колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15. но ИСТИННОЮ ЛЮБОВЬЮ все возращали в Того, Который есть глава Христос " . Таким образом, любовь не всякая приемлема, ведь она бывает и беззаконной и тогда называется блудом, а только истинная, которая " сорадуется истине " и еще: " соблюдает слово Христово " , Ин. 14, 23, а оно такое: от Отца исходит.

http://pravoslavie.ru/131999.html

Важными конструктивными элементами знаковой системы фряжской иконы становятся и другие «вещи». На холуйской иконе Ивана Афанасьева «Великие князья Владимирские чудотворцы» (илл. 123) особое значение имеют атрибуты царского достоинства корона на голове св. Александра Невского, которая повторяется вместе с его гербовым вензелем на чепраке коня, горностаевый королевский плащ, в который облачен св. Глеб, царские одежды Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Все эти элементы могут служить иллюстрацией к истории костюма. К тому же Александр Невский представлен на коне и с мечом в руке, что усваивает всей композиции идею святости как силы и могущественного влияния. Скорее, это портрет царя, а не святого. Общий силуэт св. Александра и обращенные к нему жесты святых Глеба, Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и мученика Авраамия лишь подчеркивают репрезентативность фигуры одного из главных святых Российской империи. Икона, кстати, интересно сопоставима с распространившимися в ремесленном искусстве Палеха XIX в. изображениями св. Георгия, имеющими в основе композиции конный парадный портрет (см., например: Князева, ИП, 1994, илл. 101). На рубеже XVII–XVIII веков на иконах меняется способ бытия вещей. Стол, накрытый Авраамом для явившихся ему трех ангелов, включил предметы, которые иконописец мог видеть в придворном быту: ложки и нож, кувшин, кружку и стакан. «И поспешил Авраам к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы... И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом» ( Быm. XVIII; 6:8 ). К этому описанию мастер добавил морковь и символические гроздья винограда; живущий в сакральном пространстве «натюрморт». В иконе св. Димитрия Ростовского важнейшим атрибутом святого является библиотека епископа. Изображение модели на фоне полки с книгами – черта «постренессансного» портрета. В данном случае она говорит о значении писательского труда в жизни святого, которая сразу приобретает черты биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Вопрос: Обращаюсь к Вам как к признанному эксперту в изучении Священного Писания. Может мой вопрос Вам покажется странным, но дело в том, что в процессе учебы у меня возникло желание прочитать Евангелие на английском языке. Какой перевод лучше использовать? Что Вы можете посоветовать? Митрополит Иларион: Я вообще считаю, что чтение Евангелия на английском языке или на каком-нибудь ином языке — это очень хороший способ освоить язык. Особенно для верующего человека, который хорошо знает евангельский текст. Более того, я всегда начинал с Евангелия от Иоанна, потому что в этом Евангелии очень много повторяющихся слов. Вспомните самое начало этого Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3), то есть постоянно повторяются одни и те же слова, что на греческом, на котором Евангелие было написано, что на русском, на котором мы его читаем, что на английском. Начиная с Евангелия от Иоанна, пройдя это Евангелие, Вы можете потом переходить к другим Евангелиям, к посланиям апостола Павла. Если говорить о том, каким переводом пользоваться, то есть традиционный старый перевод, который называется King James Version. Это перевод, который сегодня воспринимается англичанами примерно так, как мы, русские, воспринимаем славянский язык, то есть там, конечно, очень устарелый язык — это язык, на котором говорил Шекспир. Если обращаться к более современным переводам, то я думаю, что самой подходящей будет версия, которая называется Revised Standard Version. Это проверенный перевод, свободный от тех тенденций, которыми окрашены многие современные переводы, где текст не просто передается, а иногда очень существенно искажается в силу тех или иных пристрастий переводчиков. Хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из Послания к евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

http://patriarchia.ru/db/text/5845956.ht...

— Время мглы и мрака,— согласился митрополит.— Хочешь выйти из неясного положения и попадаешь в более темное. Претыкаются и те, которые кажутся хорошо видящими. Живем посреди искушений, но боюсь искушений впереди, потому что люди не хотят их видеть, ходят между ними как бы в безопасности. Филарет сидел напротив за столом, установленным хлебом, сухарями, вареньем, икрою. Самовар еще дымился парком, но собеседники забыли про чай. Митрополит потирал зябнувшие руки в белых нитяных перчатках и слушал. — Одна особенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию,— продолжал владыка Игнатий,— остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием!.. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч… В те же февральские дни редактор «Домашней беседы» был приглашен митрополитом Исидором на чашку чаю. После всенощной в Троицком соборе Александро-Невской лавры Виктор Иванович зашагал к мирополичьим покоям, в которых стал частым гостем. Путь от собора был недолог. Аскоченский в прихожей сбросил на руки швейцару шинель, подбитую бобром, оправил перед зеркалом редкую шевелюру и двинулся на второй этаж. Был Виктор Иванович росту среднего, лицом кругл и полон. Бороду и усы он брил. Твердо сжатые губы и очки придавали лицу выражение строгое, пока в разговоре что-нибудь не задевало журналиста, и тогда рот его кривился усмешкою, а у глаз возникали морщинки. Митрополит Исидор как раз и любил Аскоченского не только за твердо православный дух, но и за веселость. После слов о погоде и сегодняшней службе владыка задал вопрос, ради которого и хотел видеть журналиста: — Скажите-ка мне, Виктор Иванович, что вы думаете о «Православном обозрении». Вы так сильно разделали москвичей своими статьями, что и святитель московский взволновался. Письмо вот прислал. Пишет, что в журнале дух верный, что рассуждают о всяком лишь с православной точки зрения. У вас-то получается иначе… а?

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

" Господь призывает, чтобы мы сделали правильный выбор " февраля 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Всенощное бдение в Александро-Невском храме на проспекте Маршала Жукова В канун Недели о Страшном Суде, 18 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме святого благоверного князя Александра Невского на проспекте Маршала Жукова . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей, настоятель протоиерей Даниил Мельников с клиром и другие священнослужители. По окончании богослужения митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодняшние канон и стихиры были посвящены Второму пришествию Господа Иисуса Христа и Страшному Суду, - сказал владыка. - Когда апостолы были с Господом на Елеонской горе и Он вознесся, они долго смотрели в небо, пока ангелы не явились и не сказали: " Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян.1:14). Господь Сам говорил: " Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей " (Мф. 25:31). Все, что Господь говорил, исполняется. Не сказано, когда конкретно настанут эти времена. Господь не открыл этого, но назвал признаки " . " Это произойдет после великой скорби, которая будет на земле, - продолжил архипастырь. - Скорбь бывает тогда, когда люди начинают так грешить, что она неминуема. Чем больше умножаются грехи, тем больше скорбь. Господь сказал: " Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? " (Лк.18:8). Значит, вера будет уменьшаться, а не прибавляться. Грехи настолько вытеснят веру, скорби будут настолько велики, что немногие смогут их вытерпеть. А многие будут сдаваться грехам и такой жизни. Эти скорби описаны апостолом Павлом в послании к Тимофею " . " Кроме того, придет антихрист и будет править миром три с половинной года, - напомнил митрополит. - Он будет творить чудеса, даже восстановит Иерусалимский храм, от которого сейчас осталась одна Стена плача. Антихрист словно покажет, что, как Христос восстановил собственное тело, он способен восстановить храм " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Государь Николай I был истинный и великий " легитимист " . Он не любил, чтобы даже и православные " райя " позволяли себе бунтовать против султана, он самому лишь себе основательно предоставлял законное право побеждать и подчинять султана, как Царь царя». Иными словами, Леонтьев мыслил аналогично св. Александру Невскому (лучше политическая зависимость от язычников монголов, чем религиозная – от Рима) и св. ап. Павлу: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком [звании] кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1Кор 7:20-24). «Православие жаждет личной гуманности, но на общественную свободу оно взирает в высшей степени недоверчиво еще со времен апостольских. " Учреждения пусть будут суровы; человек должен быть добр " — вот христианство!». Национально-освободительные («оранжевые») революции славян того времени для Леонтьева были «обыкновенным и весьма опасным либеральным делом в общеевропейском вкусе», когда православные народы теряли в результате обретения формальной независимости духовную свободу, попадая в худшее и уже безысходное духовное рабство к западной цивилизации, некогда христианской, но уже переродившейся. Стать частью этого нового миропорядка и означало «сделаться рабом человеков», идолослужителем всех греховных страстей, духовным мертвецом «по образу и подобию» освободившихся первыми из-под власти Бога титанов, возомнивших себя властителями мира. «…когда национализм ищет освободиться, сложиться, сгруппировать людей не во имя разнородных, но связанных внутренне интересов религии, монархии и привилегированных сословий, а во имя единства и свободы самого племени, результат выходит везде более или менее однородно-демократический. Все нации и все люди становятся все сходнее и сходнее и вследствие этого все беднее и беднее духом».

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/19/...

Для изображения воинской славы Александра взят не один ветхозаветный образец. Несколько раз упоминается царь Давид. Когда речь идет о Ледовом побоище, автор пользуется следующей параллелью: «Тако у князя Александра множество храбрых муж, якоже древле у царя Давида крепцыи, сильнии, тако же и мужи Александровы исполнишася духа ратна, бяху сердца их аки лвом». Эти слова предполагают знакомство автора с той частью истории Давидова царства, где говорится о войсках царя между прочим так: «И из Гадитян перешли к Давиду в укрепление в пустыню люди мужественные, воинственные, вооруженные щитом и копьем; лица львиные – лица их, и они быстры, как серны на горах» ( 1Пар.12:8 ). Когда, после счастливой победы, Александр покинул поле битвы и приближался к Пскову, множество народа вышло ему навстречу и, воспевая славу победителя, восклицало: «Пособивый Господи кроткому Давиду победити иноплеменники и верному князю нашему Александру оружием крестным свободити град Псков от иноязычных рукою Александровою». Несомненно, что этот эпизод возник под влиянием библейского рассказа о возвращении Давида с победы над Филистимлянами: «Когда они шли, рассказывается в первой книге Царств ( 1Цар.18:6–7 ), при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!» Пышность восточной встречи заменена церковной торжественностью: вместо пляшущих женщин в северном пересказе фигурируют игумены с крестами и священники в ризах. И сама «песнь славы» изменилась в силу необходимости и получила другой смысл под влиянием другого места из той же связи: «… ибо Господь сказал Давиду: рукою раба моего Давида я спасу народ мой, Израиля, от руки Филистимлян и от руки всех врагов его» ( 2Цар.3:18 ). Посмотрим, нет ли еще каких-нибудь параллелей между житием и историей Давидова царствования. Перед Невским побоищем автор влагает в уста своего героя молитвы, содержащие в себе изречения из псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если прежний храм был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, то новый храм было решено освятить в честь Богоявления Господня. Это связано с тем, что в Японии особенно много Благовещенских храмов – их семь, и они расположены в каждой из трех епархий. В то же время Крещению Господню посвящен лишь один храм – в Наканиида (Сэндайская епархия). Несколько же лет назад при изучении истории прихода Наканиида стало известно, что изначально храмовой иконой здесь является образ Иоанна Предтечи, и потому более правильным названием будет – храм Иоанна Предтечи. Так, новый храм в Нагоя станет первым храмом Богоявления Господня в Японской Православной Церкви. Традиционно при возведении нового храма в нем стараются сохранить всю церковную утварь из прежнего храма. Поэтому новый храм Богоявления возводится таким образом, чтобы в него мог быть перенесен иконостас из нынешнего храма. В связи с тем, что старинные службы чина основания храма, переведенные святителем Николаем Японским, существовали в конце XIX – начале XX века лишь в рукописном виде, до наших дней они не сохранились. Поэтому сейчас в Японии чаще всего используется сокращенный вариант этого чина. Желая составить как можно более полную службу, отец Георгий и матушка Мария перевели недостающие тропари и ектении, используя тексты на церковнославянском и английском языках. Отдельные детали чина закладки камня были уточнены благодаря объяснениям настоятеля подворья Московской Патриархии в Токио протоиерея Николая Кацюбана. Ведь совсем недавно, в марте 2008 года, в одном из центральных районов Токио совершился чин закладки камня в основание строящегося храма Александра Невского, а в сентябре прошло освящение возведенного храма. Утром 30 июня 2009 года в Нагоя была совершена Божественная литургия, во время которой причастилось около 20 прихожан. В своей проповеди отец Георгий напомнил верующим о том, что дарование Господом возможности приобрести участок и приступить к строительству храма становится началом нового миссионерского служения, сопряженного с огромными сложностями возможного непонимания и неприятия. Священник поведал всем, что слова дневного апостольского и евангельского чтений во время литургии оказались удивительно созвучны нынешним трудам прихода по возведению храма. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» – вопрошает апостол (Рим, 10: 14). «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали», – вторит ему евангелист (Мф, 11: 16–17).

http://pravoslavie.ru/41546.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010