Афонские подвижники особо почитают Богородицу. Когда я первый раз посетил Святую Гору, я спрашивал у разных монахов, почему Афон закрыт для женщин. Почти все они связывали эту традицию с любовью к Богородице. Они говорили мне, что смысл запрещения заключается в оказании особой чести Пресвятой Богородице, чьим уделом является Гора Афон. Возможно, некоторые женщины возмущены тем, что их не допускают на Святую Гору, однако нигде так не почитается женщина в лице Матери Божией, как на Афоне. Каждая икона Богородицы имеет свое название, потому что она связана с чудесным явлением или знамением. Когда паломник попадает на Афон, он встречает множество таких икон и видит, с каким великим почтением монахи относятся к Богородице, явившейся завершением домостроительства Ветхого Завета и началом нового творения во Христе. Я назову лишь некоторые из икон: «Достойно есть», «Кукузелисса», «Экономисса», «Ктиторская (Алтарница)», «Отрада, или Утешение», «Закланная», «Елеоточивая», «Вратарница», «Троеручица», «Акафистная Зографская» 532 , «Мировлитиса» (Корень Иессеев), «Всемилостивая Заступница», «Геронтисса (Настоятельница)», «Услышательница», «Скоропослушница», «Одигитрия», «Провозвестительница». Одни эти названия свидетельствуют о великой любви афонских монахов к Богородице, а также об особом покровительстве Матери Божией насельникам Святой Горы. Старые монахи рассказывают о частых явлениях Пресвятой Богородицы. Одни из них уверены, что именно Матерь Божия привела их на Афон; других Она утешила и защитила от различных опасностей, третьи верят, что Она спасет их на Страшном суде, если они пребудут в Ее уделе. Они отчетливо ощущают Ее присутствие и помощь. Святой Силуан Афонский пишет так: «Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу. Что воздам я Пресвятой Владычице 533 за то, что Она не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Я не видал Ее, но Дух Святой дал мне познать Ее из слов Ее, исполненных благодати, и радуется дух мой, и влечется душа моя к Ней любовью, так что и одно призывание имени Ее сладко сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Указывают, где была башня и где сгорело двадцать восемь мучеников во время папского погрома. В храме Успения Богоматери находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Акафистная». Всех соборов и церквей было более двадцати. В Зографе живут исключительно болгары. Раньше братство было большое – свыше двухсот человек. Богослужение совершается на славянском языке. Скит «Черный Вир» На полчаса пути от Зографа находятся здания скита «Черный Вир», принадлежащие Зографскому монастырю. По преданию, он устроен русскими с помощью императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году и окончательно устроен при зографском архимандрите Акакии в 1764 году. В нем есть соборный храм во имя Рождества Богородицы с двумя приделами, в честь Печерских святых и прп. Иоанна Рыльского. «Черный Вир» мало известен среди паломников и редко где упоминается в описаниях Афона. Монастырь Костамонит (общежительный) Расположен вдали от всяких сообщений в пустынном месте, в трех часах пути от Карей и на час – от Зографа и моря. Основан он был в XIII или XIV веке. Название «Костамонит» монастырь получил от окружающих его каштановых рощ. Есть еще предание, что это название он получил потому, что на этом месте спасался в древности отшельник Коста. Соборный храм монастыря – во имя св. Стефана архидиакона. В храме хранятся чудотворные иконы: Божией Матери «Предвозвестительница», первомч. Стефана и мощи св. Стефана (кость руки). Находится старинная икона Божией Матери «Одигитрия» из Влахернского монастыря в Константинополе. Всех церквей десять. Братство в нем было греческое, более ста человек. Монастырь Дохиар (штатный) На низенькой прибрежной скале, среди красивых садов и рощ, на западном берегу Афонской Горы, стоит греческий монастырь Дохиар (по-русски – келарь). Происхождение этого названия объясняется тем, что основателем обители, первым игуменом и ктитором монастыря был любимый ученик св. Афанасия келарь Евфимий. Монастырь основан в X веке по Р. X., немного позднее лавры св. Афанасия, и посвящен Архангелам и Ангелам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

Памятник сделан из мрамора и поставлен на каменном фундаменте. Вышина его – около двух сажен. Он обгорожен железною решеткою. Вокруг него разведен изящный цветник. На всех четырех сторонах этого памятника крупными буквами написано все, касающееся как устройства самого памятника, так и события, в память которого он поставлен. На западной стороне памятника как раз посередине устроен кивот. В этом кивоте находится икона, изображающая это печальное событие; пред нею неугасимо теплится лампада. На иконе изображен высокий монастырский пирг; внизу разъяренные латиняне поджигают его и вот уже огненные языки прорываются чрез окна башни. На верху пирга стоят все 26 мучеников. У некоторых развернуты свитки, которые они показывают стоящим внизу латинянам. Осмотревши достопримечательности монастырские, мы направились в архондарик, куда нас позвали на обед. По пути мы встретились с о. игуменом Климентом, шедшим из общей трапезы. Он говорит хорошо по-русски, так как несколько раньше жил довольно долго в Бессарабии. Около 1/4 часа мы говорили с ним. Он, хотя седой, но еще очень живой и бодрый. Речь его очень выразительна и рассудительна, Смотря на этого старца, подающего всем пример своею деятельностью, начинаешь понимать причину такого цветущего состояния Зографского монастыря; он – этот старец – главная и движущая причина. Пообедали прекрасно; выспались еще лучше. Затем напились чаю и в 5 часов направились туда, откуда отправились, т. е. в Руссик, куда три часа ходу от Зографа. Нас сопровождал до монастырской пристани о. Иосиф. Икона Божией Матери Акафистная (Зографская). Конец XIX в. Путь от монастыря до моря вымощен мелкими камешками, – дорога торная. Ее оттеняют широколиственные каштаны и другие растения: ария, комарня, дуб. По бокам дороги – по горе в некоторых местах разведены большие виноградники, принадлежащие Зографу. В овраге виднеется монастырская мельница. Чрез полчаса доехали мы до пристани. Здесь устроено нечто вроде дачи, куда приезжают зографские иноки, чтобы подышать морским воздухом, а подчас и покупаться, хотя это не дозволяется их уставом. На берегу моря высится высокий пирг; в нем устроена церковь во имя Св. Николая; он же служит складочным местом пшеницы и различных хозяйственных принадлежностей. Здесь огород образцовый; такие огороды могут быть только у болгар, известных садоводов и огородников. Здесь же строится ветряная мельница, которая будет молоть, когда угодно, но она расположена около моря, против длинного ущелья, между рассевшимися здесь горами, так что образуется сквозняк, который и будет приводить мельницу в движение по желанию. Уж больно хитры монахи!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Подлинным апостолом и духовным вождем своего народа в это время явился недавно прославленный в лике святых преподобный Алексий Карпаторусский исповедник (в миру Александр Иванович Кабалюк). С 1905 года началась его активная проповедь среди карпато-русского народа за возвращение к отеческой православной вере. Православное движение охватывало все большее число жителей Закарпатья, и в 1907 году на собрании активистов этого движения в с. Ильницы было решено направить Александра на святую Афонскую Гору, чтобы он привез оттуда святыни для укрепления духа верующих. На следующий год Александр, побывав перед этим в Иерусалиме, прибыл в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Как оказалось, в обители подвизался монах Вячеслав, русин из с. Березова, который и познакомил Александра с игуменом монастыря архимандритом Мисаилом. Архимандрит Мисаил, выслушав рассказ о православном движении в Карпатской Руси, собрал Собор Старцев монастыря, на котором 8 июля 1908 года было решено торжественно присоединить Александра Кабалюка к Православной Церкви. Причастившись Св. Таин, Александр получил из рук архимандрита Мисаила икону Божией Матери " Акафистная " со словами " Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение Святой Горы " . На обратной стороне иконы было написано: " Святая Афонская Гора 1908 года июля 8 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы, подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря, писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеимонова Монастыря архимандрита Мисаила со всей о Христе братиею нововозсоединившемуся с Святою Восточною кафолическою Православною Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, раку Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святыя Горы Афонския - земнаго удела Царицы Небесныя н нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика н Целителя Пантелеимона, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верными н послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ея же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос.

http://pravoslavie.ru/5204.html

мучител немилостива измтающи  начальства врнымъ наставнице цломудри персомъ наставнице цломудри   Зададимся вопросами: в связи с чем и когда прп. Сергий взял в келейное правило службу Акафиста? Наибольшее соответствие историческим реалиям имеет предположение о влиянии афонской традиции келейной молитвы. Усматривать связь с указанной традицией позволяет, во-первых, наличие афонской редакции акафиста в рукописях учеников прп. Сергия и, во-вторых, известие Жития о введении общежительного устава в обители Живоначальной Троицы по совету и благословению свт. Филофея, патриарха Константинопольского . Обратимся к решению второго вопроса: когда? Известно, что в параманном кресте-мощевике — подарке патр. Филофея прп. Сергию — вложены среди святых мощей мощи виленских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, прославление которых совершил в 1374 г. сам святейший патриарх Филофей . Исходя из свидетельства ряда исторических источников, патриаршее послание прп. Сергий получил тоже в 1374 г., вскоре (обычно событие относят к 1375 г.) состоялся и переход устройства Троицкой обители к общежительному уставу . Таким образом, если принять, что описанное в Житии явление Божией Матери относится к 1384 г.  либо было годом ранее , то акафистное пение в составе келейного правила прп. Сергий совершал к тому моменту уже около 10 лет, и это действительно соответствует выражению агиографа «Б бо ему обычай». Остаётся уточнить ещё вопрос о самой святогорской традиции: каковы примеры использования службы Акафиста в составе келейного правила и насколько известна была традиция за пределами Афона? Наиболее раннее свидетельство находим в повести о зографских мучениках, где описываются события, связанные с латинским вторжением на Афон после заключения имп. Muxauлoм VIII Палеологом Лионской унии с латинянами в 1274 г. Согласно патериковому сказанию , некий старец-отшельник, келья которого была недалеко от святой обители Зограф, имел правило ежедневно читать акафист перед келейной иконой Богоматери. Совершая пение в очередной раз, он получил от Пресвятой Богородицы откровение о приближении латинян и о предстоящем подвиге исповедания православной веры для монахов Зографа. Укреплённые принесённым через отшельника известием свыше иноки, отклонив униатские претензии пришельцев, были сожжены в башне, совершая свой подвиг с пением псалмов и акафиста Богородице. На пепелище была найдена в сохранности икона, перед которой получено откровение и которая почитается в Зографе с того времени под именем «Акафистная» . Очевидно, что в последней четверти XIII b. для акафистного пения могла использоваться лишь триодная редакция гимна. Весьма вероятно, что отражение этой древней традиции представляет собой сербский список акафиста в древней триодной редакции , который находится в Псалтири с дополнительными статьями из библиотеки Хиландарского монастыря на Афоне — это пергаменный кодекс, судя по всему, местного происхождения, писанный в 20 — 30-е гг. XIV в. .

http://bogoslov.ru/article/6175771

иконе, находящейся в стенной нише над вратами монастырскими, со внешней их стороны. Святотатственный выстрел полетел прямо в Икону и ударил в правую руку изображенной на ней Богоматери. Но не остался без должного наказания злодей, дерзнувший совершить такой ужасный поступок. Тотчас же, по совершении этого безумного ноступка, нечестивец стал жестоко терзаться угрызениями совести и никому незримым действием гнева Божия и, наконец, в омрачений своем повесился на одном из масличных деревьев в саду – в виду монастырских ворот. Несчастный этот агарянин, именем Хусейн, был племянник начальника стоявшего тогда при монастыре Ватопедском отряда. Здесь проявилось дивное промышление Богоматери о монастыре. Надсмотрщик за агарянскими лошадьми своими глазами видел самоубийство своего собрата и устремился было к нему на помощь, когда самоубийца, издавая последнее свое издыхание, неистово начал вопить, – но было уже поздно. Этот-то надсмотрщик за лошадьми и объяснил дяде этого несчастного, что повесившийся сам, а не другой кто нибудь, был виною своей смерти. Без этого свидетельства монастырь мог бы подвергнуться горькой беде от мусульман. Когда же дядя узнал о святотатственном поступке своего племянника, то признал, что таковая смерть последовала с ним по суду Богоматери, и не велел предавать самоубийцу обычному погребению, но бросить его, как злодея. На иконе сей и доселе видна на руке Богоматери рана, произведенная выстрелом изувера агарянина. XVIII. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Акафистною, находящейся в монастыре Зографском 45 О событии, по которому сия икона признана чудотворною и так названа, в Зографе записано следующее. Еще ранее неудачного Флорентинского собора, Запад усиливался увлечь к своей унии потрясенную политическими обстоятельствами Грецию. Сам греческой император, Михаил Палеолог, по ослеплении законного императора Иоанна Ласкаря и после похищения его царственного престола, во исполнение своей клятвы, данной папе Григорию Х, содействовал Западу в его цели.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач) 1 Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач)   9 июля – день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901-1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон схиархимандрит Гавриил (в миру Георгий Васильевич Легач) родился в крестьянской семье в 1901 году в селе Копашнево Хустского уезда Мармарошской губернии, что на Закарпатье (на тот период в составе Австро-Венгрии, позднее – Чехословакии, ныне – Закарпатская область, Украина). Отца звали Василий, а мать – Марией. Получил неплохое домашнее образование. Родной дед научил его читать и писать. При хорошей памяти он за короткое время освоил то, что могло ему дать образование на дому. Следует отметить, что находясь под властью Австро-Венгрии, Православная Церковь в Закарпатской Украине после насильственного введения в 1646 году Ужгородской унии была полностью уничтожена. В крае вплоть до начала ХХ века не существовало ни одного православного прихода, не говоря о монастырях. Их возрождение непосредственно связано с влиянием Святой Горы Афон и в частности Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В последнем, 8 июля 1908 года, принял Святое Православие будущий апостол Закарпатья А. Кабалюк, ныне известный как преподобный Алексий Закарпатский. Приняв Православие и причастившись Св. Таин, он получил тогда из рук архимандрита Свято-Пантелеимонова монастыря Мисаила афонскую икону Божией Матери «Акафистная» со словами «Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение Святой Горы». На обратной стороне иконы было написано: «Святая Афонская Гора 1908 года июля 8 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы, подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря, писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеимонова Монастыря архимандрита Мисаила со всей о Христе братиею нововозсоединившемуся с Святою Восточною кафолическою Православною Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, раку Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святыя Горы Афонския - земнаго удела Царицы Небесныя н нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика н Целителя Пантелеимона, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верными н послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ея же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего. Мати Божия, просвети всех заблудших».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=186...

  Борисова Т. С . Текстология церковнославянских переводов… С. 67–69.   Борисова Т. С . К вопросу о рукописном прототипе… С. 107.  София. Национальная библиотека им. свв. Кирилла и Мефодия. Рукопись Псалтирь с дополнениями. Koh. XIV b. Болгарский языковой извод, тырновская орфография, курсивное «александрийское» письмо.  Наблюдения автора статьи.  Об этом повествуется в отдельной главе «О составлении общего жития», которая во всех редакциях Жития следует за главой о видении птиц: как в ранних редакциях Жития (здесь между указанными главами помещена глава «О видении Ангела, служаща с блаженным Сергием»), так и в пространной редакции (здесь эпизод находится непосредственно после повествования о чудном видении птиц Преподобным, тогда как глава о сослужении Ангела перемещена в конец Жития: перед главой о победе над Мамаем).   Флоря Б. Н., Шлевис Г . Антоний, Иоанн и Евстафий//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 667.  Подробнее об этом см.: Аверьянов К. А . Сергий Радонежский: личность и эпоха. М., 2006. С. 220221.  Не позднее, поскольку прп. Михей, свидетель чуда, преставился 6 мая 1385 г. («лта 6893», мартовский год).  Варианты датировки см.: Аверьянов К. А . Сергий Радонежский: личность и эпоха. С. 367. Сам исследователь вслед за Б. М. Клоссом «назначает» день события – 14 ноября, т. е. непосредственно канун Рождественского поста, хотя ранние редакции Жития говорят об одной из пятниц самого поста: «бяше же 40-ца Рождества Христова, день же пяток б при вечер» (ГИМ. Син. 169. Л. 235). Поэтому совмещение пятницы с 14 ноября в 1382 г. не является опорой для определения года. Тем более, что в 1382 г. в связи с нашествием Тохтамыша (отряды которого взяли в том числе Переславль, по пути к которому находится Троице-Сергиева обитель) сам Преподобный с братией уходил в Тверь (как свидетельствует Софийская 2-я летопись: «от Тохтамышова нахожения бежа в Тферь». ПСРЛ. T. VI. СПб., 1853. С. 122).  Афонский патерик, 10 октября.  См.: Пивоварова Н. В . Акафистная Зографская икона Божией Матери//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 381–382.

http://bogoslov.ru/article/6175771

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «матери» найдены статьи: АБАЛАКСКАЯ " ЗНАМЕНИЕ " ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская) АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле АВРАМИОТИССА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ см. Евхаитская икона Божией Матери АДРИАНОВСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ - см. Успения Адриановская икона Божией Матери АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 авг.) АЗУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Миасинская), (празд. 1 сент.) АКАФИСТНАЯ ЗОГРАФСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 10 окт.) АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 12 янв.) АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/матери.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010