С чудом от Великорецкой иконы свт. Николая, явленной прп. Агапиту Маркушевскому и исцелившей его от тяжелой болезни, было связано основание преподобным в 1576 г. Агапитова Маркушевского во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, мужского монастыря в 100 км от Тотьмы. После упразднения мон-ря икона находилась в местной Благовещенской ц. Согласно описаниям XIX в., это был небольшой образ святителя (ок. 30×20 см), украшенный драгоценным окладом и прикладом: «венец и цата серебряные и кругом из тонкого листового серебра золоченый оклад». Образ был вставлен в «середину большой доски, на которой вокруг изображены события из жизни чудотворца» ( Суворов Н. Воспоминание о Маркушевском Николаевском мон-ре, бывшем в Тотемском у. Вологодской еп.//Вологодские ЕВ. 1878. 13. Приб. С. 248). Подобный составной характер схож с иконой 1558 г. (АМИИ). Сохранился акварельный рисунок худож. Ф. М. Вахрушова (ок. 1919-1920, ВГИАХМЗ), передающий обобщенный облик Маркушевского списка Великорецкой иконы (Образ свт. Николая Чудотворца. 2004. Кат. 280. С. 131). Известно, что прп. Агапит до основания собственного мон-ря подвизался в Сольвычегодске. Возможно, что образ, от к-рого он получил исцеление, так же как и икона 1558 г., был создан после посещения чудотворной Великорецкой иконой сев.-вост. городов и земель и под непосредственным впечатлением от этого события. На сев. реках Руси Великорецкому образу были посвящены неск. мон-рей, напр., по берегам Сев. Двины и ее притока Ваги: Моржегорская (Моржевская, Устьмерженская) муж. пуст. южнее Холмогор (грамота 1595 г., времени царя Феодора Иоанновича - ААЭ. Т. 1. 364; Зверинский. Т. 3. 1838. С. 117; известна в т. ч. по Житию прп. Леонида Устьнедумского); Преображенский и Николая Чудотворца Великорецкого Шидоровский мон-рь «Важского уезда Подвинския чети Ситренсково плеса» (акты с 1620/21 г.- Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. 223. Стб. 702-703; 224. Стб. 704-708; 234-236. Стб. 733-739; Черкасова М. С. К изучению финансового статуса русских монастырей в XVI-XVII вв.: (По актовому мат-лу)//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1998. Вып. 3. С. 65-87. Примеч. 31).

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Когда братия увидели лошадь без седоков, чем-то встревоженную, ржущую и обратно куда-то убегающую, тотчас же подумали, что случилось со старцем какое-либо несчастье и пошли по дороге, ведущей к мельнице. Долго искали они старца и его спутников, и в оврагах, и в лесу около дороги, но нигде не могли найти, пока не пришли на берег реки Уфтюги, и не увидели железных вериг преподобного Агапита, плавающих на одном месте на поверхности воды, подобно легкому дереву. Под ними нашли и все три тела убитых, хотя вода в Уфтюге в то время была еще велика и быстра. С горькими слезами и рыданиями братия перенесли тела убиенных в обитель, и с великой честью погребли преподобного Агапита посреди монастыря, между созданными им церквами, и поставили над могилой его часовню, а вериги положили на его гробницу. Во все время существования Маркушевского монастыря 7 , мощи преподобного почивали в этой часовне до построения нынешней каменной приходской церкви, в которой они находятся на южной стороне холодного храма, в склепе. 1 Написася сия история усердным сердцем преосвященного Варнавы архиепископа Холмогорского и Важеского в бытность его в сей обители лета Господня 1712, ноября 1 числа, на память св. чудотворцев Космы и Дамиана. 3 В истории Церковн. Иерарх., ч. V, стр. 51, Историч. словаре о святых, стр. 6, преподобный Агапит назван спостником и сотрудником Лонгина Коряжемского и сверстника его Христофора. Но Лонгин слишком мало жил в Сольвычегодском монастыре и в 1537 г. был уже в Коряжме, и в 1540 г. скончался. А Агапит, по определению, пришел из Соловецкого монастыря после 1568 г., когда уже Лонгина не было в живых; пр. Христофор вовсе не был в Борисоглебском монастыре и не мог быть сподвижником Агапита. 4 Места эти доныне известны и обозначены часовнями, из коих 1 в 2 верстах от монастыря на северо-восток, 2 около версты за р. Маркушей, 3 в пяти верстах по западной стороне. 5 В истор. Российск. Иерарх.: V, стр. 52, митрополит назван Кириллом; но Кирилл IV скончался в 1377 году, а в 1578 году управлял митрополией Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Л., 1979. К л о с с Б. Μ. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. Μ., 1998. Μ и л о в Л. В. Русский пахарь. Μ., 1998. Романенко Ε.Β. Нило–Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XVXVII вв.//Исторический вестник. М.; Воронеж, 1999. 3–4. С а в и ч А. А. Соловецкая вотчина XVXVII вв. Пермь, 1927. Топоров Β.Η. Святость и святые в русской духовной культуре. Μ., 1995. Т. 1. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. СПб., 1882. Кн. 1–3. АИ – Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. БАН – Библиотека Академии наук. ААЭ – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 3. ВМЧ – Великие Минеи Четии. Волог. – Вологодское собрание РГБ. ГИМ – Государственный исторический музей (Москва). Кир.-Бел. – Кирилло–Белозерское собрание РНБ. ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства. ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси. РГБ – Российская государственная библиотека (Москва). РНБ – Российская национальная библиотека (Санкт–Петербург). Син. – Синодальное собрание ГИМ. Сол. – Соловецкое собрание РНБ. Соф. – Софийское собрание РНБ. Троиц. – Троицкое собрание РГБ. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Российской академии наук Унд. – Собрание Ундольского РГБ. ФИРИ – Архив Санкт–Петербургского филиала Института Российской истории Российской академии наук. ЧОИДР – Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Щук – Щукинское собрание ГИМа. Быт. – Бытие Исх. – Исход Пс. – Псалтирь Лк – Евангелие от Луки Мк – Евангелие от Марка Мф. – Евангелие от Матфея 1 Кор. – Первое Послание к Коринфянам апостола Павла Откр. – Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) Рим. – Послание к Римлянам апостола Павла Приложение Агапит Маркушевский (21 мая 1584) – преподобномученик (память 21 мая), в 1576 г. основал Агапито–Маркушевский монастырь во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(† 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых). О житии А. М. сообщает «История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея», составленная в нояб. 1712 г. по повелению архиеп. Холмогорского и Важского Варнавы (Волатковского) , посетившего в это время Агапитов Маркушевский мон-рь . До 1712 г. в мон-ре имелись лишь отдельные записи о преподобном. О начальной поре жизни святого, как видно из «Истории», достоверных сведений не сохранилось. По мнению одних исследователей (архиеп. Амвросия (Орнатского) , архиеп. Филарета (Гумилевского) ), А. М. был современником прп. Лонгина Коряжемского († 1540; пам. 10 февр.), вместе с к-рым подвизался в сольвычегодском Борисоглебском мон-ре, где и принял постриг. По мнению др., А. М. сначала подвизался в Соловецкой обители и был пострижеником сщмч. Филиппа (в 1546-1566 игумен обители, в 1566-1568 митр. Московский и всея Руси). После 1568 г. А. М. неск. лет жил в Сойгинском сольвычегодском мон-ре. В «Истории» сказано, что, пребывая в пределах р. Вычегды, в 1576 г. А. М. тяжело заболел. На 27-й день болезни, когда святой уже потерял надежду на выздоровление, ему явилась икона свт. Николая. Свт. Николай исцелил А. М. и повелел ему основать иноческую обитель на р. Маркуше, в 100 верстах от г. Тотьма. 3 раза А. М. переходил с места на место, наконец там, где двукратно услышал Божественный голос, поставил часовню, в к-рой поместил явившуюся ему икону свт. Николая. В 1578 г. вместо часовни А. М. построил холодную деревянную ц. во имя свт. Николая, немного позже была построена теплая ц. во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Никольский храм был освящен 7 сент. 1579 г., здесь находился чудотворный образ свт. Николая, от к-рого происходило множество исцелений (в XIX в. в приходской Благовещенской ц. хранилась тетрадь с записью 195 чудес от иконы свт. Николая). Видимо, при А. М. была освящена и Благовещенская ц., т. к. известно, что в 1578 г. преподобный был в Москве и получил благословение у митр. Антония на освящение 2 церквей. У царя Иоанна IV Васильевича Грозного преподобный «улучи повеление» на строительство мельницы на р. Лохте.

http://pravenc.ru/text/63156.html

1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ деревянная на каменном фундаменте, во имя Живоначальной Троицы; 2)  ЦЕРКОВЬ каменная во имя Покрова Богоматери, с приделом святых Апостолов Петра и Павла; 3)  ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Святителя Николая, за оградой монастырской на кладбище; 4) КОЛОКОЛЬНЯ в ограде монастырской каменная о двух этажах с въездными воротами; 5) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 6) ОГРАДА вокруг всего монастыря каменная. Настоятельство с 1652 года было Игуменское, до поселения в монастыре сем Унии; по возвращению же областей Белорусских под Российскую державу, как выше сказано, помещены монашествующие православного исповедания паки с Настоятельством Игуменским же. Наконец, в 1798 году, на основании Высочайшего 1797 года Указа, учреждена тут Архимандрия на своём содержании без штата. К монастырю сему принадлежит крестьян, по последней ревизии, мужского пола 169 душ; земли около монастыря 207 десятин 2.300 квадратных саженей, да в других местах 738 десятин. Маркушевский Николаевский монастырь Мужской, упразднённый при Штатах 1764 года. Находился в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Тотемском уезде близ погостов Устюга и Шебенга на речках Тарнаге и Маркуше, где ныне Маркушевский погост, расстоянием от реки Сухоны в 12, а от Тотьмы к северо-востоку по реке Сухоне на 100 вёрст. Основателем сего монастыря был Преподобный Агапит, спостник и сотрудник Преподобных Логгина Коряжмского и сверстника его Христофора, близ коих на Вычегде, в городе Сольвычегодске он сперва и жил у Борисоглебской церкви. См. Борисоглебский Сольвычегодский монастырь. Но в 7084/1576 году, в Марте месяце, около Благовещения случилось ему тяжко заболеть, и в болезни явилась ему икона Святого Чудотворца Николая, прозванная Великорецкая (см. Моржегорский монастырь), с повелением, взяв список оный, идти на вышеупомянутое место и там основать обитель. По сему откровению Преподобный, вскоре исцелев, пошёл в назначенные пределы и достигнув речки Маркуши основал там сперва часовню, а в 1578 году построил и две деревянные церкви: первую во имя Чудотворной Великорецкой иконы Святителя Николая, а другую во имя Святого Прокопия, Устюжского Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Однажды во время его сильных страданий, ему явилась икона великого Чудотворца Николая, прозванная Великорецкою (поныне находящаяся в г. Вятке, в Троицком Соборе). Св. Николай возвестил ему о прекращении его болезни и повелел идти в пределы Тотемского уезда, в места, на речках Тарнаги и Маркуше и там основать обитель. Чудно исцеленный преподобный Агапит немедленно поспешил исполнить повеление, отправился на указанное место и устроил там первоначально часовню. Потом, с разрешения Митрополита, построил, в 1578 году, две церкви, одну во имя Св. Николая, а другую во имя Св. Прокопия чудотворца и основал монастырь, под именем Маркушевского-Николаевского. Кроме того, он с разрешения Государя, поставил на реке Ляхте мельницу и устроил Монастырское село. Во множестве собралось братии. Во множестве приходили богомольцы в обитель послушать слова Божия. Щедро награждал Монастырь нищих. Неустанно трудился преподобный Агапит, сотрудник преподобных Логгина и сверстника его Христофора. Но недолго продолжалось благодетельное игуменство преподобного Агапита. Жители соседнего села Калинина опасаясь, чтобы принадлежащая им пустыни и угодья не отошли к вновь основанному монастырю, решились убить преподобного Агапита, в том убеждении, что со смертью его разрушится обитель. Мая 21-го 1584 г. они решились привести в исполнение свой умысел. Под предводительством Богдашки Ляхова, одного из жителей села, неподалеку от мельницы, они напали на Агапита, мученически убили его и бросили в реку Уфтюгу. Иноки отыскали тело Преподобного, похоронили его между созданными им церквами и поставили над ним часовню. На гробе мученика положили железные вериги, найденный на теле его и о которых никто не знал при его жизни. Св. мощи преподобного Агапита почивают в бывшем Монастыре, а ныне приходской Маркушевской Церкви, Предположения убийц не сбылись. Убийцы были казнены, а монастырь существовал до 1764 года. Житие блаженного Иоанна юродивого чудотворца устюжского Блаженный Иоанн родился близь древнего Устюга, на берегу реки Сухоны, в селе Пухове, от земледельцев Саввы и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще ранее, 14 января 1578 г. в Москве встречали святые мощи святого благоверного князя Михаила Черниговского, пострадавшего в Орде в 1246 г. вместе с боярином Феодором. Тогда же был установлен праздник в честь перенесения в Москву их святых мощей на 14 февраля. В составленной службе празднику были использованы песнопения на 20 сентября, а также составлены новые тропарь и кондак, атрибутируемые по списку первой половины XVII в. царю Ивану Грозному. Надписание перед ними гласит: «Творение Ивана, богомудраго царя, самодержца Россискаго». На месте встречи святых мощей позднее был построен храм, посвященный благоверным страдальцам, называвшийся в народе «сретенским». Митрополит Антоний благословил открытие Никольского Маркушевского монастыря в Вологодской епархии. В 1578 г. оба монастырских храма были достроены и готовы к освящению. В связи с этим преподобный Агапит Маркушевский († 1584; пам. 21 мая) отправился в Москву, чтобы получить от митрополита Антония благословение на их освящение и испросить у царя Иоанна Васильевича землю на содержание обители, а также дозволение построить на реке Лохте мельницу. Получив просимое и от царя, и от митрополита, преподобный Агапит поспешил возвратиться в свою обитель, где освятил Никольский храм, и перенес в нее из часовни чудотворную икону святителя Николая Великорецкого. Святитель рукоположил в сан иеромонаха преподобного Трифона Вятского († 1612; пам. 8 окт.) и подарил для его обители образ Богоматери Одигитрии. Это произошло 24 марта. В своем наставленнии преподобному первосвятитель сказал: «Чадо, доброе дело о Христе сотворил еси. Смирения нашего благословением и своим послушанием строительства сан восприял еси; тем же подобает ти ни себе единому пользоватися, но и искренним твоим» 724 . В духовной грамоте Волоколамский игумен Евфимий (1575–1587; Турков) так описывает свою иерейскую хиротонию и возведение в игуменство: «Благоверный же и христолюбивый и богомудрый царь и государь, Великий князь Иван Васильевич, всеа Русии самодръжец, послал царьскую свою грамоту в царьствующий град Москву, к отцу своему и богомольцу святейшему митрополиту Антонию всеа Русии, повеле мене, недостойна грешника, хиротонисати, попа и игумена совершити и богомольца себе нарещи в дом Пречистые Богородици преподобнаго чюдотворца Иосифова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Константин скончался в 1205 г. Тело его было положено в Благовещенском храме, подле сыновей Михаила и Феодора. При гробе св. князей совершались чудеса, и мощи их оказались нетленными. Преподобный Кассиан, Угличский чудотворец, был греком. Он прибыл в Москву в свите, сопровождавшей Софию Палеолог, племянницу греческих царей, для ее бракосочетания с великим князем Иоанном III, и остался служить князю. Не нравилась его душе, стремившейся к уединению, придворная жизнь, и он, с позволения князя, удалился в Ростов, в монастырь. Отсюда перешел на Белоозеро, в Ферапонтов монастырь. Однажды, по делам монастыря, отправился преподобный к Угличу. Здесь, в 15 верстах от города, понравилось ему одно прекрасное местечко на устье речки Учмы, и он, с позволения угличского князя, устроил тут монастырь. Много лет подвизался св. Кассиан в своей обители и почил в глубокой старости, в 1504 г. Тело его погребено в монастыре. Св. Кассиан после своего преставления творил много чудес. В 1764 г. монастырь его был упразднен. Мученик Михаил Черноризец жил в IX веке, происходил из знатного рода. По смерти родителей раздал все наследство бедным, а сам отправился на поклонение в Святую Землю. После святого путешествия он постригся в обители св. Саввы, близ Иерусалима. Однажды, когда продавал сосуды монастырского рукоделия, он был представлен к агарянской царице Сеиде. Царица, увидев молодость и красоту святого, воспылала к нему преступной любовью и обещала счастье и богатство за взаимную любовь. Михаил отверг предложение царицы. Тогда она приказала бить его и отправить к мужу, как хулителя агарянской веры. Здесь предстояло св. Михаилу новое искушение. Он понравился агарянскому царю, и царь предложил ему оставить монастырь и принять магометанскую веру, чтобы сделаться его оруженосцем и ближайшим доверенным лицом. Михаил отверг и это предложение. Тогда царь сказал Михаилу: «Проси у меня чего хочешь, только прими нашу веру». – «Из трех одного прошу у тебя: или отпусти меня в монастырь, или сам крестись, или мечом пошли меня к моему Христу. Раздраженный царь умертвил святого. Нетленные мощи Михаила находились в лавре св. Саввы. Преподобный Агапит Маркушевский сначала подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Во время болезни явился ему святитель Николай, исцелил его и повелел идти на реку Маркушу, в 100 верстах от Тотьмы, и там основать монастырь. Он повиновался. Но жители соседнего села Кашина разгневались на него за то, что он занял под монастырь землю, и убили его в 1584 г. Иноки погребли тело преподобного, повесив над его гробом вериги, снятые с него. Мощи св. Агапита почивают под спудом в храме упраздненной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Тем же убо толик имуще облежащ нас облак свидетелей веры и благочестия в приснопамятных предках наших, святых угодниках Вологодских, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг спасения, взирающе на скончание жительства и подражающе вере их. Алфавитный указатель святых Авксентий преподобный Перцевский Аврамий пр. Печенский Агапит пр. Маркушевский Александр пр. Куштский Амфилохий пр. Глушицкий Андрей праведный Тотемский Антоний епископ Вологодский Антоний пр. Заоникиевский Арсений пр. Комельский Василий Христа ради юродивый Каменьский Василий Христа ради юродивый Сольвычегодский Вассиан пр. Тиксненский Галактион преподобно-мученик Вологодский Герасим пр. Вологодский Герасим епископ Великопермский Григорий пр. Пельшемский Григорий пр. Авнежский Димитрий князь Углйчский Димитрий пр. Прилуцкий Димитрий пр. Цылибинский Дионисий пр. Глушицкий Евфимий пр Сямженский Игнатий пр. Прилуцкий (князь Иоанн) Иннокентий пр. Комельский Иродион Христа ради юродивый Сольвычегодский, Иоанникий пр. Заоникиевский Иоанн Христа ради юродивой Устюжский Иоанн Христа ради юродивый Сольвычегодский Иоанн праведный Устюжский Иона епископ Великопермский Иоасаф пр. Каменский Иосиф пр. Заоникиевский Кассиан игумен Комельский Кассиан пр. Авнежский Кассиан пр. Каменский (в житии Иоасафа) Киприан пр. Устюжский Кирилл праведный Вельский (Важеский) Кирилл пр. пустынник Коприй пр. Печенгский Корнилий пр. Комельский Лаврентий пр. игумен Комельский Леонид пр. Устьнедумский Логгин пр. Коряжемский Макарий пр. Глушицкий Максим праведный Тотемский Марко пр. Белавинский Мария праведная Устюжская Михаил Христа ради юродивый Сольвычегодский Нифонт пр. Телеговсккий Онуфрий пр. Катромский Онуфрий пр. Перцевский Павел пр. Обнорский Пахомий пр. иже на езерЬ Петр чудотворец Каменский (в житии Иоасафа) Петр иерей Черевковский Питирим епископ Великопермский Прокопий Христа ради юродивый Устюжский Прокопий праведный Устьянский Сергий пр. Нуромский Сергий пр. Малопинежский Симон пр. Воломский Симон пр. Сойгинский Стефан епископ Великопермский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Похожая история, произошедшая с преподобным Иовом Ущельским, закончилась более трагично. 5 августа 1628 года на монастырь преподобного Иова (на реке Мезень в Архангельской области) напали разбойники. Вся братия была на уборке сена, и преподобный остался в монастыре один. Пытаясь узнать, где спрятаны монастырские богатства, разбойники жестоко мучили Иова: били, таскали по земле, жгли огнем и, наконец, отсекли ему голову. Иноки, вернувшиеся с сенокоса, в ужасе увидели истерзанное тело своего старца. Преподобного Иова погребли на другой день – 6 августа у стены построенного им храма в честь Рождества Христова. Но чаще всего на подвижников нападали местные крестьяне, которые не хотели, чтобы рядом с их землями и промысловыми угодьями возникали монастыри, так как впоследствии эти земли переходили к обителям. Случалось, что после неоднократных запугиваний они убивали подвижников. Так погиб преподобный Агапит Маркушевский (основатель обители на реке Маркуше в Вологодской области). Жители соседней с монастырем деревни Каликино убили его и бросили в реку. Монахи нашли своего настоятеля только потому, что его железные вериги всплыли на поверхности воды, как будто были сделаны из легкого дерева. Таких скорбных повествований можно немало найти в русских житиях. Мученическую кончину за свой монастырь принял преподобный Симон Воломский. Когда к преподобному собралась братия, он отправился в Москву просить грамоту на землю. Царь Михаил Феодорович повелел отмерить по «десять поприщ» земли на все стороны света от обители и пожаловал их монастырю. Когда преподобный возвратился в обитель, началась распашка земли. Некоторые крестьяне поселились на монастырской земле и стали ее осваивать. Вскоре преподобный вместе с иноком Андреем поставил церковь с трапезной и келарской палатой, под трапезной устроили житницу для хранения зерна. Но крестьянам окрестных селений не понравилось процветание обители, и они решили извести ее. В один из дней, когда монахи обедали в трапезной, ктото поджег житницу. Увидев дым, иноки бросились тушить пожар, но не успели, церковь сгорела дотла, удалось спасти только немного зерна. Через некоторое время монахи поставили новый храм, и крестьяне решили действовать по–другому. Три человека подошли к преподобному Симону, когда он был один в лесу и рубил деревья. Сначала они попросили добром отдать им царскую жалованную грамоту. Преподобный отказался. Тогда крестьяне, придавив преподобного какойто «накладой» (видимо, деревянной колодой) и взяв его за волосы, стали угрожать, что они сейчас отсекут ему голову. Симон попросил их подождать, пока он сходит в монастырь и принесет грамоту. Мучители отпустили его. В обители преподобный рассказал братии, что с ним случилось в лесу, иноки побежали в лес, но разбойников уже и след простыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010