Так и пророк говорит: «Исповедаюсь Тебе в церкви великой, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» 323 . И еще: «Исповедаюсь Тебе, Господи, между народами, воздам хвалу имени Твоему среди языков» 324 . Ведь ты, король, боишься народа, не зная, что лучше: или чтобы народ следовал твоей вере, или чтобы ты потакал слабости народной? Ибо ты – глава народа, а не народ – глава тебе. Если ты отправишься на войну, ты возглавишь отряды войска, и они последуют за тобой повсюду, куда ты их ни поведешь. Поэтому лучше, чтобы они узнали правду, когда ты ими будешь предводительствовать, чем им остаться в заблуждении, если ты погибнешь. Ведь «Бог поругаем не бывает» 325 , потому что Он не любит того, кто из-за земной власти не исповедует Его в этом мире». Но так как Гундобад сам заблуждался, то он до конца своей жизни 326 упорствовал в своем безрассудстве и не хотел всенародно признать единосущность Троицы. Святой же Авит в то время был весьма красноречивым мужем. И когда в городе Константинополе распространилось еретическое учение Евтиха и Савеллия 327 , отрицавших божественность Господа нашего Иисуса Христа, сам Авит по просьбе Гундобада написал против этих ересей письма. Эти замечательные письма сохраняются у нас и поныне. Тогда они положили конец еретическому учению, а теперь помогают укреплять Божью Церковь . Кроме того, Авит написал одну книгу проповедей, шесть книг в стихах о начале мира и на различные другие темы и девять книг писем, среди которых находятся и упомянутые письма. В одной из проповедей, в которой он описал дни Моления 328 , Авит рассказывает, что эти самые дни Моления, которые мы празднуем до праздника Вознесения Господня, были установлены Мамертом, епископом города Вьенна, где после Мамерта епископом стал Авит. Дни Моления были установлены Мамертом по случаю многочисленных знамений, наводивших страх на жителей этого города. А именно город часто сотрясался от подземных толчков, дикие звери, по описанию Авита, олени и волки, входили в ворота и расхаживали по городу, ничего не боясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

3. При нем процветал Ориген , который 377 посеял на земле дурные плевелы и явил всякую нечистоту. И стал мучеником Леонид, отец Оригена . 4. Заболев, император скончался на войне. 5. Выиграв войну в Британии, он от моря до моря перегородил этот остров стеной в тысячу стадиев 378 . 70. Антонин379 Антонин, сын Севера, процарствовал 6 лет и 2 месяца 380 . Он заколол собственного брата на груди у матери 381 . 2. Некий математик Серапион сказал, что умрет 382 Антонин и наследует ему Макрин, и показал ему пальцем на стоявшего вместе с сенаторами. А тот от гнева (скорее же от судьбы) не заметил лицо Макрина, но приказал казнить другого рядом. Макрин же постарался добраться до Антонина и, когда Антонин слез с коня на охоте, отослав центуриона в нужник, убил его мечом, сказав ему: «Как ты зарезал брата, так и я тебя!». 3. При Антонине Ориген оставил различные произведения, в том числе и так называемые Гексаплы с толкованием еврейского текста [Писания]. 71. Макрин Макрин процарствовал один год и два месяца 383 . 2. Некий Евтихиан, взяв Авита, увенчал его диадемой, как незаконнорожденного сына Антонина, и провозгласил самодержцем. Дав золота воинам, он завязал битву с Макрином; потерпев поражение, Макрин бежал и был зарезан вместе со своим сыном. 72. Авит Авит процарствовал три года и девять месяцев 384 . Он был женоподобен, так что даже взял себе Иерокла в законные мужья. 2. Был он зарезан за свою нечистоту, дурно лишившись жизни. И воцарился Александр, его двоюродный брат. Авит 385 молил врача сделать его своим искусством двуприродным посредством отсечения переднего органа 386 . 73. Александр, [сын] Мамеи Александр, [сын] Мамеи, процарствовал 13 лет и 8 месяцев 387 . При нем случился голод в Риме, так что они даже ели человеческое мясо. 2. Пойдя походом на персов, он потерпел сокрушительное поражение и, брошенный всеми, был зарезан 388 . И воины выбрали Максимина. 3 . Мамея, мать Александра, была благочестива и пригласила к себе Оригена , находившегося в Антиохии, чтобы обучиться христианским таинствам. 74. Максимин

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Авит замечателен тем, что, решившись еще в молодых летах вести подвижническую жизнь, первый явился в Халкидскую пустыню и, построив небольшую келию, долго жил и подвизался здесь один в совершенном отчуждении от мира и людей. Бл. Феодорит 33 приводит случай, показывающий, что Авит был великий подвижник и обладал высокими нравственными качествами. Узнавши о прославляемой повсюду добродетели Маркиана и считая свидание с ним полезнее всякого покоя, он поспешно пошел посмотреть того, кого желал. Великий Маркиан, узнавши о его пришествии, отверз дверь, принял его и приказал дивному Евсевию сварить, если есть, бобов и репы. Когда они насладились взаимною беседою и узнали добродетели друг друга, то в час девятый вместе совершили молитвословие; а Евсевий вошел к ним, держа кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: поди сюда, возлюбленный мой, и вкусим вместе от этой трапезы. Он же отвечал: не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи. Великий Маркиан сказал: ради меня измени свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидать до вечера. Когда и этими словами не убедил чудного Авита, то, говорят, вздохнул и сказал: я очень беспокоюсь и душевно мучусь тем, что ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного. Но когда чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него было бы приятно употребить мяса, чем услышать это, тогда великий Маркиан сказал: мы, любезнейший, проводим жизнь подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем её обыкновенно при наступлении ночи; но вместе знаем, что дело любви дороже поста. Первая есть дело божественного законоположения, последний же – нашего произволения. Но божественные законы должно уважать гораздо более трудов предпринимаемых нами по собственной воле. При таких взаимных разговорах, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они вместе прожили три дня и разлучились телом, но не духом. Евфратская Сирия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алцим Экдиций [лат. Alcimus Ecdicius Avitus] (ок. 450, Овернь, Центр. Франция - ок. 518 или 525), свт. (пам. зап. 5 февр.), еп. Вьеннский. Род. в галло-рим. патрицианской семье; среди его родственников были западнорим. имп. Авит Эпархий (455-456), Сидоний Аполлинарий (430-488), неск. сенаторов. Кроме А. у его отца Изикия , еп. Вьеннского, и матери Ауденции было еще двое детей: Аполлинарий , впосл. еп. Валенции (ок. 453 - ок. 520 до 534), и дочь Фусцина, в 12 лет давшая монашеский обет. А. получил блестящее образование, был женат и имел сына. После кончины отца овдовевший к тому времени А. был избран его преемником на кафедре Вьенна. Это было сложное время для правой веры и рим. культуры в Юж. Галлии: в варварском королевстве бургундов (443-532) процветало арианство , по стране волнами прокатывались войны, сложно складывались отношения с Вост. Римской империей (см. Акакианская схизма ). В это время на ряд ключевых епископских кафедр взошли молодые, образованные и деятельные пастыри: брат А. Аполлинарий, Викторий Гренобльский, Вивентиол Лионский и др., с к-рыми А. поддерживал активную переписку. Из нее сохранилось ок. 90 писем, где обсуждаются в основном вопросы церковной дисциплины. А. настаивал на необходимости назначения пресвитеров епископом, отказывая в этом праве народу (Ep. 66), на принятии в общение с сохранением сана священников, бывших еретиками и перешедших в правую веру (Ep. 26); с др. стороны, он убеждал не использовать в богослужебных целях церкви и часовни, оставленные еретиками (Ep. 6), советовал сохранять принцип дисциплина аркана (Ep. 26). Активная пасторская деятельность святителя обеспечила ему широкую известность. Во время поездок в Бургундию А. установил тесные отношения с кор. Гундобадом, сын и наследник к-рого Сигизмунд под влиянием Вьеннского епископа обратился из арианства в правую веру вместе со всем своим народом, что было закреплено на проходившем под председательством А. Соборе в Эпаоне (517). А. подчеркивал исключительный авторитет Рим. кафедры ап. Петра, о чем свидетельствует его знаменитая фраза: «Если папа Города подвергается сомнению, то не епископ, а само епископство окажется поколебленным» (Ep. 34). Он также весьма способствовал восстановлению отношений с К-полем (Ep. 87; Ep. 36). Вьеннский епископ был грозным врагом совр. ему ересей: арианства, полупелагианства (Ep. 4), евтихианства (Epp. 2-3) и др.

http://pravenc.ru/text/62774.html

   Новообретенный авторитет франков и тесное сотрудничество Хлодвига с епископами позволили ему созвать свой первый поместный собор в Орлеане в 511г. Повестка собора, одобренная королем, включала реорганизацию Церкви внутри Франкского королевства (Regnum Francorum). Хотя собор этот утвердил победу кафолического-и римского-православия над арианством, фактически он действовал как собрание национальной Церкви, и король играл ту роль, которая раньше отводилась императору или его наместникам. Отныне Франкская церковь, формально весьма почтительная к епископу Рима, будет существовать на базе полной административной независимости, и ее влияние будет постоянно возрастать-и не только в германских странах, но и в Италии.    Хотя Галльская церковь, находясь под римским управлением, не создала подлинно оригинальной богословской традиции, сравнимой с африканской (Тертуллиан, Киприан, Августин), она явила миру нескольких высокообразованных церковных писателей и поэтов. Среди них Сидоний Аполлинарий, бывший префект преториа и префект римский, ставший епископом Клермона (ум. 479), и святой Авит Виеннский (ум. 519). Большинство из них благополучно жили при вестготских королях, в культурном отношении, несмотря на свое арианство, связанных с римскими традициями, так что некоторые историки считают, что сохранение готского владычества было бы благоприятней для гармоничного развития христианской цивилизации в Галлии, нежели франкское завоевание. Правда, многие после периода антикафолических гонений, устроенных вестготским королем-арианином Эриком (466—484), видели во франках надежду на победу православия. Однако такая антикафолическая политика была скорее исключением со стороны вестготов, тогда как правление франков, хотя святой Авит и приветствовал его, привело в конце концов к некоторому застою в культуре.    Наиболее значительные события в истории галльского христианства, касающиеся богословской мысли и духовности, связаны с монастырем, основанным святым Гоноратом на острове Лерин, недалеко от Марселя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

После смерти имп. Анастасия I (10 июля 518) и патриарха Илии полемика по вопросам вероисповедания стала неактуальной, новый имп. Юстин I был сторонником халкидонского православия. 20 июля 518 г. на Соборе в К-поле было восстановлено вероучение Халкидонского Собора и анафематствованы монофизиты во главе с Севиром. Вскоре К-польский патриарх Иоанн II Каппадокиец известил об этом И. Имп. Юстин распорядился также вернуть из ссылки изгнанных по религ. причинам при Анастасии. 6 авг. 518 г. И. созвал Собор палестинских епископов, на к-ром подтвердил принятые в К-поле решения ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 60). На Соборе присутствовали 33 епископа и мн. монахов и игуменов во главе с Саввой. Затем И. направил Савву в Кесарию и др. города Палестины, чтобы довести до сведения местного клира и народа распоряжения императора и решения К-польского и Иерусалимского Соборов. Акты Иерусалимского Собора известны из текста ответа И. патриарху К-польскому Иоанну II. По сути они полностью совпадают с решениями К-польского Собора, но содержат большое количество библейских цитат, призванных подтвердить принятые решения. В корпусе посланий Авита Вьеннского сохранилось недатированное послание, адресованное «Иерусалимскому епископу (папе)», в к-ром Авит, восхваляя кафолическую веру своего корреспондента, просит у него частицу Животворящего Древа ( Avitus Viennensis. Ep. 25//MGH. Epp. T. 3. P. 56-57). Отсутствие даты и имени не позволяет определить, направлено ли письмо И. или его предшественнику Илии. Первый вариант более вероятен, т. к. до преодоления акакианской схизмы в 519 г. Авит вряд ли вступал в переписку с вост. епископами, поскольку это могло вызвать недовольство в Риме. 519 годом датируется послание Авита патриарху К-польскому Иоанну II, где выражается радость по поводу окончания схизмы. Послание к «Иерусалимскому папе», вероятно, следует датировать тем же временем. В ряде визант. Синаксарей и Минологиев под 26 или 29 марта значится память Иоанна, патриарха (или архиеп.) Иерусалимского. По мнению болландистов, здесь имеется в виду именно И. Однако учитывая дату интронизации И. и срок его пребывания на кафедре, указанный Кириллом Скифопольским, он умер в кон. мая - нач. июня 524 г., а не в марте. По мнению Ж. Гаритта, дни памяти 19 апр., 9 июля и 26 нояб. некоего архиеп. Иоанна Иерусалимского, содержащиеся в груз. календарях, к-рые отражают древнюю традицию Иерусалимского богослужения ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 61, 77, 106, 203, 274, 395), относятся к И. Исследователи считают, что неоднократно упоминаемую в этих календарях ц. во имя св. Иоанна Предтечи, воздвигнутую неким патриархом Иоанном, построили по инициативе И. (Ibid. P. 203, 251-252, 258, 274, 315-316; Θορπουλος Ν. Κ. Ιωννου Προδρμου, Μον, ν Ιεροσολμοις//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 69).

http://pravenc.ru/text/469634.html

В Петербурге проходит выставка церковного шитья 17 декабря 2007 г. 18:09 12 декабря в музее-памятнике «Нарвские Триумфальные ворота» открылась выставка «Церковное и светское золотое шитье XIX-XXI веков», которая продлится до 27 января. На выставке представлены работы мастериц-золотошвей эстонского Пюхтинского Свято-Успенского женского монастыря , производственного объединения «Церковные ткани» и всемирно известной Торжокской школы художественной вышивки.   Инициатива проведения выставки принадлежит Центру петербургских искусств «АВИТ». «Церковное и светское золотое шитье XIX-XXI веков» межмузейный выставочный проект. Помимо коллекции Центра петербургских искусств, здесь можно увидеть экспонаты из Государственного музея истории религии, музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербургской городской театральной библиотеки. Самым древним экспонатом выставки является старообрядческая пелена, датируемая XVIII веком. Остальные предметы коллекции хоругви, иерейские облачения, митры, плащаницы, вышитые золотом покровцы, а также нарядная одежда для мирян были выполнены не ранее XIX века. «У нас представлены и совсем современные работы, рассказал куратор выставки, директор Центра петербургских искусств «АВИТ»  Александр Бухарев. Для нас, в данном случае, историческая ценность изделий второстепенна. Главное, что художественная ценность работ не подлежит сомнению». Впрочем, XIX век самый рассвет этого уникального художественного промысла. Хоть и уходит вышивальное искусство своими корнями в русское средневековье, свое наибольшее развитие оно получило на рубеже XVIII-XIX веков в городе Торжок Тверской губернии. По словам куратора выставки, золотое шитье дважды находилось на грани исчезновения. Первый раз в конце XIX века, в связи с приходом быстротечной моды на машинную вышивку. Тогда искусство ручного вышивания поддержала группа купцов-почитателей. Как ни странно, но даже в советское время торжокские мастерицы были востребованы. Они вышивали знаки отличия для Красной Армии.   Второй кризис пришелся на конец XX века, когда перед мастерскими остро встали финансовые проблемы. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/339621.htm...

(Война с вандалами. кн. 1 гл. IV, 17–22. Последнее издание – М., 1993 г. с.187) 131 Жена Максима в это время уже умерла. (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн. 1 гл. IV, 36. Последнее издание – М., 1993 г. с.188) 132 Прокопий прямо сообщает, что «Гизерих, не по какой-либо иной причине, но только потому, что надеялся получить большие богатства, с сильным флотом отплыл в Италию». (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн.1 rл.V, 1. Последнее издание – М., 1993 г. с.188) 133 Убийство Петрония Максима (император в 455 г.) Прокопий описывает так: «Максима, собиравшегося бежать, римляне умертвили, побив камнями. Они отрубили ему голову, разрубили его на части и разделили их между собой». (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн.1 rл.V, 2. Последнее издание – М., 1993 г. с.188). Феофан просто сообщает, что «Максим, слыша о приближении Гизериха с огромным флотом, бежал из Рима, но спутники убили его под конец первого года его правления». (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.86) А.А. Чекалова в 46 комментарии к Войне с вандалами, кн. 1 пишет: «Убийство Максима сходным образом описывает Иоанн Антиохийский. См.: Ioan. Ant. Fr. 201. Оба историка, вероятно, опирались в данном случае на рассказ Приска Панийского.» Иордан же говорит, что «Максим бежал и был убит неким Урсом, римским воином. (Иордан. О происхождении и деяниях готов. 235. Последнее издание – Спб, 1997 г. с.105). 134 «9 июля того же 455 года в Толозе, по соглашению с вестготами, был провозглашен императором знатный и богатый сенатор, галл по крови, Марк Марцилий Авит. ... Авит вышел с войском на север, но в Плаценции был застигнут и низложен магистром армии, свевом Рекимером, который имел от него поручение отправиться с войсками в Сицилию, чтобы действовать против Гензериха (456 г.)» ( Ю.А. Кулаковский . История Византии. 395–518 гг. Спб., 1996 г с.275). Ю.А. Кулаковский ссылается при этом на Iohan. Antioh. p.86. Феофан помещает правление Авита (455 – 456) после Майорина, он же сообщает, что в 456 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Постановления Халкидонского собора всколыхнули не только Египет: некий палестинский монах Феодосий взбунтовал местных жителей и монахов, утверждая, что собор навязал церкви ересь несторианства. Недовольный популярностью среди римлян Аэция, завистливый и слабоумный Валентиниан III организовал его убийство прямо у себя на аудиенции. Это случилось в 454 г., и с того момента падение Западноримской империи стало стремительным и неотвратимым. Военачальник Аэция, свев Рицимер, убил Валентиниана III, u ha престол вступил сенатор Петроний Максим, один из организаторов переворота. Вдова прежнего императора Евдоксия, насильно выданная замуж за Петрония, призвала Гизериха вмещаться в римские дела. Флот Гизериха в 455 г. захватил Рим, и в течение двух недель вандалы грабили и разрушали город, который так и не смог после этого оправиться. Петрония Максима, пытавшегося сбежать из Рима, жители поймали и побили камнями. После ухода вандалов императором Запада стал галл Авит. Маркиан признал его, но через год некоронованный властитель Италии Рицимер поднял мятеж, Авит был низложен и казнен. К этому времени отношения между могущественным Аспаром и самостоятельным Маркианом ухудшились, а 25 января 457 г. император, давно чувствовавший себя неважно, умер. Подозревали, что Аспар отравил его. Если это так, то Маркиан стал первым из длинной череды византийских монархов, павших жертвой заговора. В целом правление Маркиана было удачным для империи – он уменьшил налоги, укротил произвол чиновников, государство не тревожили внешние враги. " Это были времена, по благости царя истинно золотые», – несколько столетий спустя напишет летописец Феофан с. 85]. Лев I Макелла (ок. 400 – 474, имп. с 457) После смерти Маркиана династический вопрос встал особенно остро: прямых потомков Феодосия Великого по мужской линии не осталось, опороченная августа Евдокия доживала свои дни в Иерусалиме, а ее дочь Евдоксия, вдова Валентиниана и Петрония Максима, со своими дочерьми томилась в плену у вандалов. Самым значительным человеком в Константинополе был тогда военачальник патрикий Аспар, но его шансы получить империю были невелики, так как он был арианин и варвар. Приняв активное участие в возведении на престол Маркиана, а затем, видимо, и в его устранении, этот могущественный человек не пожелал выпускать из рук бразды правления и после смерти Маркиана незамедлительно провел на трон свою очередную креатуру – фракийского трибуна Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мартин из Думийского монастыря, святейший понтифик, 656 приплывший из восточных стран в Галисию. Там, обратив из арианского нечестия к кафолической вере свевские народы, он установил правила веры и святой религии. Строил церкви, основывал монастыри и составил множество предписаний благочестивого устроения. Я сам читал его книгу о четырех добродетелей и том его писем, в которых он побуждает к исправлению жизни, обращению к вере, постоянству в молитве, к подаянию милостыни и сверх всего, тому, что следует возделывать любовь ко всем добродетелям. Процветал в правление Теодемира, 657 царя свевов в те времена, в которые Юстиниан 658 держал власть в [Римском] государстве и Атанагильд 659 в Испании. XXIII. Авит Епископ Авит, 660 весьма сведущий в мирских науках, издал пять книжечек, составленных эпическим размером, 661 первая из которых – о сотворении мира, вторая – о первородном грехе, третья – о суде Божьем, четвертая – о всемирном потопе, пятая – о переходе Красного моря. И написал одну книгу о похвале девству сестре Фусцине, изящно составленную и снабженную соответствующей изысканной эпиграммой. XXIV. Дpakohцuй 662 Драконций изложил эпическим размером «Шестоднев» – о сотворении мира, при этом прекрасно и составил, и написал. XXV. Виктор, епископ Туннунской 663 церкви в Африке Он опубликовал краткую прекрасную историю военных и церковных дел по годам консулов от начала мира до первого года правления Юстина Младшего, 664 блестящую и достойную похвалы, рассмотрения и упоминания. За защиту «Трех глав» он был отправлен августом Юстинианом в ссылку в Египет. Откуда был вызван снова в Константинополь, но поскольку продолжал противиться императору Юстиниану и Евтихию, епископу Константинополя в их клевете на «Три главы», вторично был отправлен под стражей в монастырь того же города и по тому же обвинению, как говорят; оставаясь там, умер. XXVI. Иоанн, епископ Константинопольский Иоанн блаженной памяти епископ Константинопольский, 665 по происхождению каппадокиец, муж невероятного воздержания и такой щедрый в милостыни, что император Маврикий 666 , возбуждаемый против него ревностью из-за жадности, даже постановил, что бедных следует изгнать из города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010