В основе канонического права Коптской церкви лежит Кормчая книга, составленная в 13 в. епископом Дамиеттским Михаилом (ибн–аль–Ассалем); в нее включены псевдоапостольские постановления, деяния первых трех Вселенских соборов (в монофизитской редакции) и «правила благочиния» коптских патриархов (Вениамина, Христодула, Гавриила и др.). Однако канонические труды в Коптской церкви предпринимались и ранее. Так, Абу Сулх Юнус ибн Абдаллах, известный также как Садид ибн Яна, составил (на основе тех же псевдоапостольских постановлений, канонов 1–3 Вселенских соборов и «разбойничьего» собора в Эфесе 449 г., а также местных канонических источников) компендиум по церковному праву, состоящий из 48 разделов (предполагается, что окончательная редакция данного сборника может быть отнесена к первой четверти 11 в.). В то же время после завоевания Египта мусульманами копты часто обращались в шариатские суды для решения своих споров, даже по вопросам семейного права. Помимо этого, египетский мусульманский историк Таки ад–Дин Ахмед ибн Али аль–Макризи (1364–1442) обращает внимание на явную связь ряда «заповедей» коптов с Торой (в частности, в вопросах, связанных с рабством, смертной казнью за предумышленное и изгнанием за непредумышленное убийство, проклятием прелюбодеям и пьяницам, мужеложцам, лжесвидетелям, игрокам). Эфиопская церковь , ведущая свое происхождение от Коптской церкви 468 , заимствовала от последней канонические представления. Кроме того, в Эфиопии существовало собственное правотворчество с попытками кодификации: в 15–16 вв. с использованием римского и мусульманского гражданского права был составлен компилятивный сборник Фета Нагаст («Право царей») – эфиопский вариант Номоканона. Начало формирования церковного права Армянской Апостольской церкви восходит ко времени Григория Просветителя. В 325 г. Армянская церковь приняла Никейский Символ веры и 20 правил 1 Вселенского собора, к которым Григорий добавил еще несколько правил. К середине 4 в. традиционно относятся ответы на различные вопросы канонического и литургического характера иерусалимского патриарха Макария I (314–333), адресованные католикосу Вртанесу (340–355); возможно, однако, что автором этих канонических ответов был иерусалимский патриарх Макарий II (552 и 563/4–574).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ABSTINENTIA католический церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религиозным соображениям АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ монофизитский коптский арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки АБУНА почтительное обращение к священнослужителю (не архиерею) у арабоязычных христиан, соответствующее рус. «отец, батюшка» АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города) АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви 93-109 АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) 109-110 110-111 111-112 АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ) АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/vol/i.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ [араб.            ; известен также как Садид ибн Яна], монофизитский копт. арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву. В предисловии автор говорит о необходимости послушания церковным законоположениям и вреде новшеств, ведущих к искажению традиции. Свод, состоящий из 48 разд. и охватывающий область действующего права, составлен на основании псевдоапостольских документов и канонических постановлений Соборов: первых трех Вселенских и т. н. «Разбойничьего» Эфесского (449), с учетом копт. источников. В собрании книг мон. Макария имелась рукопись этого труда, датируемая 1028 г., что позволяет считать наиболее поздним временем его редактирования нач. XI в. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 320-321. Свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БАР КУРСУС (ок. 483 - 538), еп. г. Телла (Константина), видный деятель монофизитства, церковный писатель, канонист, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 6 февр.)

http://pravenc.ru/text/62508.html

ГАЗАВАТ (араб. «рейды», «набеги») – одна из форм джихада, война мусульман за веру. Первым Г. стали походы мусульман против язычников Мекки, организованные Мухаммедом из Медины в 623–630 гг. Во время арабских и османских завоеваний под Г. понимали рейды борцов за веру на пограничные земли «неверных» и христиан, считавшиеся по шариату территорией войны (дар ал-харб). Участники Г. почтительно именуются гази и муджахидами (моджахедами). Неверно понимаемая концепция Г. очень популярна среди исламских экстремистов, которые принципиально изменили его первоначальный смысл. Так, с их точки зрения Г. может вестись также против инакомыслящих мусульман. ДАДЖЖАЛЬ (араб. «обманщик», «лжец») – одна из форм христианского Антихриста в мусульманской эсхатологии. В Коране Д. не упоминается, но фигурирует в ряде хадисов. Мусульмане верят, что Д. явится искушать людей перед концом света, выдавая себя за мессию (Махди). До того времени Д. прикован к скале на краю света. Д. часто изображается одноглазым и краснокожим великаном, с вьющимися волосами и выбитой на лбу буквой «кяф» (от арабского «кяфир» – «неверный»). Д. явится с Востока, восседая на огромном осле. За ним последуют неверные и мусульмане-лицемеры. Он покорит своей власти весь мир кроме Мекки и Медины. Власть Д. продлится 40 лет, после чего спустившиеся с небес пророк Иса и Махди убьют его, а все уцелевшие в результате этой войны примут ислам. ДАР АЛ-ИСЛАМ (араб. «мусульманский мир», «территория ислама») – собирательное обозначение земель под властью мусульманских правителей, жизнь в которых регулируется шариатом. Противоположностью Д. а.-И считается дар ал-харб – «территория войны», враждебные мусульманам страны, отсутствие войны с которыми приравнивалось к перемирию. К промежуточной категории относится дар ас-сулх территория мирного договора – области с немусульманским населением, подчиненные по договору мусульманам. В настоящее время единого мнения среди мусульман по критериям разделении стран на Д. а.-И и дар ал-харб нет. Наиболее умеренные из них предлагают применять понятие «Д. ал-И.» также к странам, где мусульмане пользуются свободой вероисповедания, пусть даже подчиняясь немусульманским властям.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

После бега между холмами Эс-Сафа и Эль-Марва (сай) паломники ждут наступления 8-го дня зуль-хиджа и через полчаса после рассвета отправляются в долину Арафат, где остаются до захода солнца, совершая гусль, дуа и молитвы. Дневная и предвечерняя молитвы совершаются паломниками совместно (азан и 2 икама), имам перед молитвой читает проповедь, в к-рой раскрывается смысл хаджа. После захода солнца в день гарафа паломники, не выполняя вечерней молитвы, отправляются в Муздалифу и читают вечернюю и ночную молитвы вместе (азан и икама). В Муздалифе они проводят ночь, а утром, после молитвы, отправляются в долину Мина, собрав камни. В долине совершается ифада - ритуал побивания камнями Иблиса (Шайтана), к-рого олицетворяют 3 столба, паломники кидают 7 камней, стараясь попасть в самый большой столб и произносят: «Во имя Аллаха, я совершаю это ради Аллаха и в знак ненависти к диаволу». После этого паломники должны совершить еще таваф посещения (7 кругов), время для к-рого начинается с восхода солнца 10-го дня зуль-хиджа и продолжается до захода солнца 12-го дня зуль-хиджа. После совершения тавафа посещения паломники возвращаются в долину Мина для бросания камней в 11, 12 и 13-й дни зуль-хиджа. В 3 столба, начиная с самого маленького, бросают по 7 камней. Бросив камни в маленький и средний столбы, паломник отходит и произносит молитвенное прошение (дуа), а после бросания камней в большой столб он произносит дуа не останавливаясь. Затем паломники возвращаются в Мекку и совершают прощальный таваф (во время которого паломник плечо не обнажает и не бегает). Джихад (усилие на пути к Аллаху) хотя и не входит в столпы ислама, является одним из важнейших религ. понятий. Ислам. вероучение разделяет весь мир на 3 части: область ислама (дар аль-ислам), т. е. земли, где люди исповедуют ислам и находятся под властью мусульм. правителей и мусульм. права; область мирного договора (дар-аль сулх), т. е. земли, подчиненные мусульманам по договору и находящиеся под их защитой, немусульм. население имеет статус ахл аль-зимма и платит джизью; область войны (дар аль-хабр), т. е. немусульман. страны, у которых нет договора с мусульманами, и находящиеся в состоянии войны с ними.

http://pravenc.ru/text/674977.html