Khrugma Petrou, fr. 9 E. von Dobschutz.    Cf. Tryphon, periU tropwn VIII p. 728, 12 ff. Walz.    Cf. Prov. 1: 1—6.    Apollodorus, Bibliotheca I 7, 2, 6.    Климент говорит нечто подобное несколько раз в других местах (Strom. I 102, 3; 136, 4 etc.) Гностическая жизнь и портрет истинного гностика до мельчайших деталей описываются им в седьмой книге Стромат.    Hermas, Visiones II 1, 3 sq.    Ср. с высказыванием Валентина выше (Strom. VI 52, 3).    Cf. Josephus, Antiquitates Judaicae IV 8, 48 (A. Resch, Agrapha, p. 302 f., n.13).    Cf. Mt. 16:17.    Как отмечает O. Stahlin, эта аналогия может восходить к Филону Александрийскому (Quis rerum div. heres, 167).    Эта терминология восходит к Платону. toU h(gemonikon, платоновский «кормчий души», переводится в дальнейшем как разум.    katalhyij понимание, схватывание.    Cf. Exod. 20: 3—6.    Так сказано в тексте. Однако речь идет о четвертой заповеди: Exod. 20: 8.    Как показывает сравнение с Eusebius, Prep. Evang. XIII 12, 9—12 этот пассаж является выдержкой из какого-то сочинения Аристобула.    Cf. Prov. 8: 22.    Pseudohippocr., I, p. 444 Lipsius.    Aristoteles, fr. 282 Rose; cf. Aetius, Placita V 185 Diels (Dox. Gr. , p. 429).    Cf. Philolaus, fr. 20 DK.    8 ­­ 2 x 2 x 2.    Qeoj e)n sarkiw? thUn dunamin e)ndeiknumenoj, cf. Irenaeus, Adv. Haer., I 14, 6.    Имеется в виду дигамма (?), обозначающая звук [w], не сохранившийся в классическом греческом, однако присутствующий в древнем языке. Дигамма является буквенным обозначением числа шесть, а также используется в манускриптах как лигатура для записи сочетания [st].    Cf. Mt. 27: 45.    Rev. 21: 6; Io. 1: 3.    Terpander, fr. 5,2 Diehl (Anth. Lyr. Gr. II p. 5).    MS: spermata, исправлено на основании текста Филона: shmata.    Solon, fr. 19 Diehl (27 West).    Gen. 2: 4: a(uth h(bibloj genesewj kaiU tw­n e)n au)toi­j, o(te e)genetö h(­? h(mera? e)poihsen o(qeoUj toUn ou)ranoUn kaiU thUn ghn.    Cf. Gal. 5: 19; Col. 3: 5.    Ier. 3: 9; 2: 27.    Empedocles, fr. 39, 2—3 DK.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

97 . Clavis patrum graecorum. Vol. II. Ed. M. Geerard. Louvain, 1974. 98 . Clemens Alexan­drinus. Band IÏ Stromata I-VI. Hrsg. von O. Stahlin, L. Fruchtel, U. Treu. Griechische Christliche Schriftsteller 52. Berlin-Leipzig, 1960; Band IIÏ Stromata VII-VIII. Hrsg. von O.Stahlin. Griechische Christliche Schriftsteller 17. Berlin-Leipzig, 1970. S. 3–102. 99 . Connolly, R. H. Greek the Original Language of the Odes of Solomon. – Journal of Theological Studies 14. 1913. P. 530 ff. 100 . Connolly, R. H. The So-called Egyptian Church Order and Derived Documents. Cambridge, 1916. 101 . Coptic Homilies in the Dialect of Upper Egypt edited from the Papyrus Codex Oriental 5001 in the British Museum by E. A. Budge. London, 1910. 102 . Dorries, H. Die Theologie des Maka­rios/Symeon. Gottingen, 1978. S. 12–13. 103 . Dorries, H. Symeon von Mesopotamien. Die Uberlieferung der messalianischen «Makarios " -Schriften. Leipzig, 1941. 104 . Dalton, W. J. Christ’s Proclamation to the Spirits. Rome, 1965. 105 . Danielou, J. Theologie du Judeo-Christianisme. Paris, 1958. 106 . Danielou, J. The Theology of Jewish Christianity. London, s.a. 107 . Dante Alighieri. La divina commedia. Citta’ del Vaticano, 1965. 108 . Der heiligen Ephraem der Syrers Carmina Nisibena. Hrsg. von E. Beck. Bd. I-II. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 218; 240 (Scriptores Syri 92; 102). Louvain, 1961–1963. 109 . Der heiligen Ephraem der Syrers Sermo de Domino nostro. Hrsg. von. E. Beck. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 270. Scriptores Syri 116. Louvain, 1966. 110 . Der heiligen Ephraem der Syrers Sermones II. Hrsg. von. E. Beck. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 311. Scriptores Syri 124. Louvain, 1970. 111 . Der Nessesian, S. An Armenian Version of the Homilies on the Harrowing of Hell. – Dumbarton Oaks Papers 8 (1954). 112 . Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Hrsg. von H. Dorries, E. Kloster­mann, M. Kroeger. Patristische Texte und Studien 4. 1964. 113 . Die syrische Uberlieferung der Schriften des Macarius. Bd. I-II. Hrsg. von W. Strothmann. Wiesbaden, 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Этот сюжет, без какого-либо предисловия, продолжается в начале пятой книги.    Phil. 1: 28 — 2: 2.17: 1: 7.    Ничего подобного не сохранилось, однако Климент упоминает такие заметки еще раз в Strom. I 158, 1.    1Кор. 8: 1.7.9.11.    1Кор. 9: 19—25. 10: 26.    1Кор. 10: 26. 28—31.    Rom. 10: 10—11.8—9.    II Cor. 1: 12.    II Cor. 2: 14.    II Cor. 3: 14.    Cf. Rom. 16: 18; Tit. 2: 12.    I Io. 4: 16.18; 5: 3.    I Tim. 4: 12.    Hebr. 11: 36—40; 12: 1—2.    Clemens Rom., I ad Cor. 1, 2 ff.; 9, 2—4; 10: 1.7; 17. 2; 11, 1; 12, 1; 17, 1.    Clemens Rom., I ad Cor. 17, 2; Gen. 18: 27. Далее точные цитаты из Послания перемежаются в тексте Климента с пересказами.    Job 1: 1; 14: 4.5 (Sept).    Cf. I Petr. 5: 5.    Пс. 88: 21; 50: 3—4.6.    Clemens Rom., I ad Cor. 18, 1—4. 21, 2—4, 6—9 ff.    Пс. 33: 16—17; 31: 10.    Clemens Rom., I ad Cor. 22, 1—8.    Clemens Rom., I ad Cor. 40, 1; 38, 2; 41, 4; 48, 6.    Clemens Rom., I ad Cor. 48, 6.    Clemens Rom., I ad Cor. 49, 4.    I Petr. 4: 8; I Cor. 13: 7.    Clemens Rom., I ad Cor. 50, 1.    Здесь и далее: Clemens Rom., I ad Cor. 49, 5 ff.    Пс. 49: 14—15; 50: 19; I Io. 4: 8.16; Rom. 13: 10.    Plutarchus, Demetrius 27.    В манускрипте qusian, которое заменено на fusin. Stahlin предполагает в этом месте лакуну.    Chrysipp. Fr. mor. 442 SVF; cf. Strom. II 119, 3.    Cf. Strabo, XIV 4, 5.    Cf. Pausanius, I 23, 2; II 20, 8.    Danais, fr. 1 Kinkel. Единственная сохранившаяся цитата из поэмы, иначе как из Климента неизвестная.    Очевидно, Климент переписывает сведения о знаменитых женщинах из какой-то антологии.    Euripides, fr. inc. 909 Nauck.    Cf. Hebr. 10: 22—23.    Неизвестный отрывок, возможно, продолжение предыдущих пассажей из Еврипида.    Hebr. 12: 13.16.15.    I Petr. 1: 6—9.    II Cor. 11: 23.    Deut. 18: 15; Act. 3: 22; 7: 37.    II Cor. 4: 7.    II Cor. 4: 8—9.    Cf. II Cor. 6: 3.    Cf. Col. 3: 23.    II Cor. 6: 4—6.    II Cor. 7: 1.    II Cor. 6: 17—18.    Cf. II Cor. 7: 1.    II Cor. 7: 9—11.    Homerus, Ilias, XIII 730—731.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1429 II Cor. 6: 7. 1430 Hebr 1: 1; Eph. 2: 14; 4: 13. 1431 Cf. I Cor. 2: 9. 1432 I Thess. 4: 17. 1433 Я сохраняю чтение MS. Сказанное здесь Климентом, по-видимому, соответствует его словам о «тяжести грехов», которые губят душу в мировом катаклизме (Strom. VI 52, 1—2, supra). O. Stahlin предлагает исправление: «…еще не оставив плоть…», базируясь на 75, 3 (supra). 1434 Cf. Deut. 4:19. 1435 Cf. Ps. 1: 4; Is. 40: 15. 1436 Я сохраняю чтение манускрипта. Hoschel (на основании параллельного пассажа в Sacra Parall.) предлагает чтение par ) o( lon. Смысл пассажа в таком случае таков: «… использовать, не зная зачем это нужно во всей (?) жизни». 1437 Неизвестный автор, Adesp. 104 b PLG. 1438 Cf. Mt. 16: 26; Mc. 8: 36. 1439 Euripides, fr. inc. 918. 1440 Cf. Mt. 10: 27. 1441 Amos 5: 13. 1442 Пс. 17: 12 sq. 1443 Is. 50: 4 sq. 1444 e)nofqalmismo j «глазкование». 1445 Этот раздел во многом параллелен началу пятой книги Стромат и является кратким повторением там сказанного, поэтому читателю рекомендуется еще раз обратиться к Strom. V 6, 1 sq. 1446 Cf. Sap. 6: 17—20. 1447 Cf. Aristoteles, Anal. Prior. II 27 7 a 7—10. 1448 Cf. Cicero, De inventione rhetorica, I 24, 34. 1449 Ср. подобное рассуждение в Strom. V 6, 1. 1450 Cf. Strom. V 84, 1; Plato, Tim. 40 d-e. 1451 Этот раздел во многом следует уже сказанному в девятой главе пятой книги (Strom. V 56, 3 sq.). Вообще говоря, эта тема, как мы видели, любимый конек нашего автора. 1452 О фронесис см. далее Strom. VI 155, 3—4. 1453 Le xij di ) e(te rwn taU kuri wj lego mena met ) e)nergei aj parista nousa. Подобное же определение, почти verbatim cf. Tryphon, periU tro pwn, VIII, p.750, 9 f. Walz. 1454 Kh rugma Pe trou, fr. 9 E. von Dobschutz. 1455 Cf. Tryphon, periU tro pwn VIII p. 728, 12 ff. Walz. 1456 Cf. Prov. 1: 1—6. 1457 Apollodorus, Bibliotheca I 7, 2, 6. 1458 Климент говорит нечто подобное несколько раз в других местах (Strom. I 102, 3; 136, 4 etc.) Гностическая жизнь и портрет истинного гностика до мельчайших деталей описываются им в седьмой книге Стромат.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

   Добавлено O. Stahlin, как необходимое для связности текста дополнение.    Cf. Mt. 11: 12.    Добавлено O. Stahlin.    Il. I, 544.    1Кор. 3: 12; cf. Strom. V 26, 3. Это рассуждение о вере как основании знания повторяет аргумент первых глав пятой книги Стромат.    Cf. Jud. 16: 17.    Cf. Io. 1: 3.    Очевидно, имеется в виду «философия», как нечто посторонее для «тела», то есть народа Израэля.    .. a)llaU thUn au)totelw­j filosofian polupragmonw­si..    Вероятно, Hom., Il. 3, 272.    Cf. Chrysippus, fr. mor. 673 Arnim.    Cf. Deut. 32: 8.    Пс. 23: 1; I Cor. 10: 26.    Как отмечает O. Stahlin, Климент использует здесь гомеровскую терминологию. Cf. Il. 10, 482; 17, 570; 5, 1—2.    I Tim. 4: 10.    Возможно, высказывание Пиндара: fr. 124 c Snell.    Аналогичное рассуждение см. Aristoteles, fr. 51 Rose.    Cf. Plato, Tim. 69 c.    II Cor. 10: 15.    Cf. II Cor. 9: 2; Act. 17: 16 sq.    II Cor. 11: 6.    Ошибка нумерации в издании Stahlin.    Cf. Plato, Ion 534 b. Платон говорит здесь, что поэт «светел (или легковесен), крылат и свят.»    Democrites, fr. 18 DK.    Cf. Plato, Rep. II 361 d. Книга седьмая I. Предварительные замечания. Гностик есть истинный почитатель Бога    (1, 1) Настало время показать эллинам, что человеком истинно благо­честивым является лишь гностик. Пусть их мудрецы, узнав из наших слов каков истинный христианин, с одной стороны, уви­дят собственное свое невежество и убедятся, что безрассудно и не­справедливо преследуют это имя, а с другой — повинятся, что лож­но называют безбожниками тех, кто чтит истинного Бога. (2) Специально для них, думаю, можно привести и аргументы более ясные, дабы они, благодаря наукам, которыми они уже овладели, могли понять то, что мы собирается сказать, даже если сила веры для них еще не доступна. (3) Мы повременим пока пользоваться изречениями пророческими; на некоторое время отложим в сторону и Писание и лишь вкратце укажем на его значение, когда коснемся христианского учения. Чтобы не нарушить последовательности речи, мы будем перемежать слова Писания собственными рассуждениями, рассчитанными на тех, кто еще не постиг смысла священных тек­стов. Раскрыв же этот смысл, мы предоставим всевозможные свидетельства тем, кто уже уверовал. (4) Если же некоторым простым и не­просвещенным умам наши слова покажутся несогласными с Писаниями Господа, то пусть узнают они, что именно на них и основывает­ся сила и живость наших речей, которые стремятся выразить смысл, не очень заботясь о словах. (5) Ведь часто случается, что подробное, но не ко времени приведенное изложение оказывается совершенно бесполезным. Напротив, не задержаться хоть на минуту на вещах основополагающих значило бы выказать не только умственное убожество, но и пренебрежение. (6) «Но поистине блаженны исследующие свидетельства Господа, от всего сердца они взыщут Его». (Пс. 118:2.) О Господе же свидетельствуют и закон, и пророки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Фрагмент VIIIb, 44 (SC 123, 232). 122 Доказательство апостольской проповеди 78. 123 Против ересей 4, 27, 2. См. также 5, 31, 2: Господь пробыл до третьего дня «в преисподних [местах] земли (in inferioribus terrae)». 124 Против ересей 3, 20, 4. 125 Против ересей 4, 22, 1. 126 Диалог с Трифоном-иудеем 72. Подробнее о логионе Иеремии см.: J. Danielou. The Theology of Jewish Christianity. P. 235—237. 127 На песнь Моисея (PG 10, 612 A). 128 О Христе и антихристе 45 (PG 10, 764 B). 129 См., в частности: Климент Александрийский, Строматы 6, 6; Ориген. О чревовещательнице 7 (PG 12, 1024 A), и др. 130 Иов 38:17 (по переводу LXX). 131 Фрагмент III в цитации Никиты диакона (Hyppolitus Werke. GCS 1. Leipzig, 1897. S. 268). 132 Греческий оригинал утрачен. Ученые расходятся во мнениях относительно авторства «Апостольского предания». Авторство Ипполита признают Э. Шварц, Р. Коннолли, Г. Дикс и др.: E. Schwartz. Uber die pseudoapostolischen Kirchenordnungen. Strassburg, 1910; R. H. Connolly. The So-called Egyptian Church Order and Derived Documents. Cambridge, 1916; G. Dix. The Apostolic Tradition of St Hyppolitus. London, 1937. Ж. Мань, напротив, оспаривает авторство Ипполита: G. Magne. Tradition Apostolique sur les Charismes et Diataxeis des saints Apotres. Paris, 1975. 133 Апостольское предание 4 (Цит. в переводе протоиерея Петра Бубуруза по изд.: Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М., 1996. С. 244). 134 Подробнее о теме сошествии во ад в евхаристических чинах Древней Церкви см. в: J. A. MacCulloch. The Harrowing of Hell. Edinburgh, 1930. P. 75—82. 135 Критическое издание «Стромат»: Clemens Alexandrinus. Band II: Stromata I—VI. Hrsg. von O. Stahlin, L. Fruchtel, U. Treu. GCS 52. Berlin—Leipzig, 1960; Band III: Stromata VII—VIII. Hrsg. von O. Stahlin. GCS 17. Berlin—Leipzig, 1970. S. 3-102. Этим изданием мы и пользовались при переводе нижеследующих фрагментов. Русский перевод, выполненный Н. Корсунским (Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892), представляет собой весьма вольное переложение памятника, сделанное, по-видимому, с французского перевода и во многих отношениях ненадежное. 136

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Paris, 1932–1933. 3 v. Mirtschluk I. Gesehichte der ukrainischen Kultur. Munchen, 1957 (Veroffentlichungen des Osteuropa-Instituts Munchen. 12). Neander I. Grundzuge der russichen Geschichte. Darmstadt, 1956. Palme A. Die russische Verfassung. B., 1910. Pares B. A history of Russia. London, 1926; 4 ed. 1949. Philipp W. Historische Voraussetzungen des politischen Denkens in Ru?land//Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. 1954. Bd 1. Philipp W. Ru?lands Aufstieg zur Weltmacht 1815–1917//Historia Mundi. Bern, 1961. Bd 10. Platonow S. F. Geschichte Ru?lands vom Beginn bis zur Jetztzeit. Leipzig, 1927. Rauch G. von. Ru?land: Staatliche Einheit und nationale Vielfalt. Foderalistische Ideen und Krafte in der russischen Geschichte. Munchen, 1953. Schultz L. Russische Rechtsgeschichte von den Anfangen bis zur Gegenwart. Lahr, 1951. Seton-Watson H. The decline of imperial Russia. 1855–1914. London; N. Y., 1952. Seton-Watson H. Der Zerfall des Zarenreiches. 1855–1914. Munchen, 1954. Stender-Petersen A. Geschichte der russischen Literatur. Munchen, 1957. 2 Bde. Stahlin K. Geschichte Ru?lands von den Anfangen bis zur Gegenwart. Stuttgart; B.; Leipzig, 1923. Bd 1; B.; Konigsberg i. Pr., 1930–1939. Bd 2, 3, 4 (1–2). Stahlin K. Ru?land und Europa//Hefte Zeitschrifte. 1925. Bd 132. Sumner B. H. Russia and Europe//Oxford Slavonic Papers. 1951. V. 2. Trubetzkoj G. Russland als Grossmacht. Stuttgart, 1913; 2 Ed. 1917. Zdziechowski M. Die Grundprobleme Ru?lands. Wien; Leipzig, 1907. Zenkovsky V. V. A history of russian philosophy. N. Y., 1953. Большая энциклопедия Под ред. С. Н. Южакова и П. Н. Милюкова. Лейпциг; Вена; СПб., 1900–1909. 22 т. (БЭ). Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. СПб. – Пг., 1900–1917. Т. 1–4 (доведено до слова «Некрасов»). Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). СПб., 1889–1904. Т. 1–6 (не закончен, в т. 6 указатель имен). Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Для настоящей работы мы пользовались следующими трудами, хотя и не всегда указывали их в Примечаниях. Apophthmata Patrum: критическое издание, не содержащее, однако, всеобъемлющего справочного материала. Поскольку в нашем распоряжении был греческий текст (Nau, Evergetinos), мы пользовались им. Мы особенно рекомендуем ценные переводы L. Regnaut (Solesmes), где собран весь материал: Les sentences des Peres du Desert, Nouveau Recueil, Solesmes, 1970. id. Troisieme Recueil, 1976. id. Serie des Anonymes, 1985. Ср. также Les Sentences des Peres du Desert (Recension de Pelage et Jean). Solesmes 1966. id. Collection Alphabetique, 1981. Les Chemins de Dieu au Desert, La Collection Systematique, 1992. Barsanuphios und Johannes, Epistulae, ed. Nikodemos Hagiorites, много различных изданий. Цит. по изд. Thessaloniki 1974. Французский перевод (по другим рукописям) L. Regnault. Barsanuphe et Jean de Gaza, Correspondence, Solesmes 1972. Evagrios, De Octo Spiritibus Malitiae, PG 79, 1145–1164. Перевод (по рукописи Coislin 109) G. Bunge, Evagrios Pontikos, Uber die acht Gedanken, Wurzburg 1992. Evagrios, De Oratione, PG 79, 1165–1200. Перевод (по рукописи Coislin 109 по тексту Philokalia, т. 1, стр. 176–189, Athen, 1957. Evagrios, Epistulae, ed. Frankenberg. Перевод G. Bunge. Evagrios Pontikos, Briefe aus der Wuste, Trier, 1986. Evagrios, Scholia in Psalmos. С любезного разрешения M.-J. Rondeau мы воспользовались текстом, взятым им из рукописи Vaticanus graecus 754. (ср. Le Commentaire sur le Psaumes d’Evagre le Pontique, OCP 26 (1960), 307–348). Evagrios, Praktikos, ed. Guillaumont. Перевод G. Bunge, Evagrios Pontikos, Praktikos oder der Monch, Koln 1989. Evagrios, Vita. Cp. A. de Vogue – G. Bunge, Palladiana III, La Version Copte de l’Histoire Lausiaque, II, La vie d’Evagre, Studia Monastica 33 (1991), стр. 7–21. Jausep Hazzaya, перевод G. Bunge, Rabban Jausep Hazzaya, Briefe uber das geistliche Leben und verwandte Schriften, Trier 1982. Klemens von Alexandreia, Stromateis, ed. Stahlin. перевод О. Stahlin, Des Clemens von Alexandreia Teppiche, BKV2, Bd. XVII-XX, Munchen 1936–1938.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Clemens Alexandrinus. Stromata I-VI/Ed. O. Stahlin. Berlin, 1960. (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller 52). Clemens Alexandrinus. Stromata VII, VIII; Excerpta ex Theodoto; Eclogae Propheticae; Quis Dives Salvetur; Fragmente/Ed. O. Stahlin. Berlin, 1970. (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller 17). ClementiAlexandrini. Protrepticus/Ed. M. Marcovich. Leiden, 1995. Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston, 1958. Langerbeck H. Aufsatze zur Gnosis/Ed. H. Dorries. Gottingen, 1967. Lilia S. Clement of Alexandriä A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxford, 1971. Lobr W. Basilides und seine Schulë Eine Studie zur Theologie-und Kirchengeschichte des zweiten Jahrhunderts. Tubingen, 1996. MehatA. Etude sur les ‘Stromates’ de Clement d’Alexandrie. Paris, 1966. Mehat A. «Vraie» et «fausse» gnose d’apres Clement d’Alexandrie//The Rediscovery of Gnosticism: Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale New Haven, Connecticut, March 28–31, 1978/Ed. B. Layton, vol. 1. Leiden: Brill, 1980. Pagels E. The Orthodox Against the Gnostics: Confrontation and Interiority in Early Christianity//The Other Side of God: A Polarity in World Religion/Ed. P. Berger. New-York, 1981. Quispel G. La Conception de l’homme dans la gnose valentinienne//Eranos-Jahrbuch. 15, 1947. Ориген Болотов В. В. Учение Оригена о святой Троице. СПб., 1879. Карсавин А. П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994. Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998. Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский Бриллиантов А. И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. Аебедев А> А., свящ. Св. Александр Александрийский и Ориген //Труды императорской Киевской Духовной Академии. Октябрь – Ноябрь, 1915. Сс. 244–273; декабрь, 1915. Сс. 387–414. Лоялий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет. СПб., 2001. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV века/Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. М., 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

1  Very useful overviews of the history of the debates and of the problem in general can be found in: Severien Salaville, «Épiclèse eucharistique», in Dictionnaire de theologie catholique, vol. 5, part 1a (Paris: Letouzey et Ané, 1924), 194–300; Cyprian Kern, The Eucharist [original title in Russian: архимандрит Киприан, Евхаристия] (Paris: YMCA–Press, 1947), 245–272; Παντελεμον (οδπουλος), μητροπολτης καθαγιασμς τν δρων τς θεας Εχαριστας (Λειτουργικ Βλατδων 3; Thessaloniki, 2000 2 ); John McKenna, The Eucharistic Epiclesis: A Detailed History from the Patristics to the Modern Era, 2 nd ed. (Chicago: Hildenbrand Books, 2009), 70ff. 2  And because of this Byzantine concern I will start my article with a brief discussion of the relevant liturgical texts themselves, i.e., of the epicleses of the Byzantine liturgies of St. Basil the Great (BAS) and St. John Chrysostom (CHR), but without any intention to trace their origins. 3  The literature on the Didache and its Eucharistic prayers is extensive; I would suggest to start reading with Kurt Niederwimmer, Die Didache, Kommentar zu den Apostolischen Vätern 1 (Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993 2 ); Jonathan A. Draper, ed., The Didache in Modern Research, Arbeiten zur Geschichte des Antiken Judentums und des Urchristentums 37 (Leiden: Brill, 1996); Willy Rordorf and André Tuilier, La Doctrine des Douze Apôtres (Didachè): Introduction, Texte Critique, Traduction, Notes, Appendice, Annexe et Index, Sources Chrétiennes 248 (Paris: Les Éditions du Cerf, 1998); Huub van de Sandt and David Flusser, The Didache: Its Jewish Sources and Its Place in Early Judaism and Christianity (Assen: fortress Press, 2002). 4  See Rudolf Stahlin, «Der Herr ist Geist», in Kosmos und Ekklesia: Festschrift für Wilhelm Stahlin zu seinem siebzigsten Geburtstag, ed. Heinz Dietrich Wendland (Kassel: J. Stauda-Verlag, 1953), 40–54; Karl Bernhard Ritter, «Bemerkungen zur eucharistischen Epiklese», in ibid., 163–173; John A.T. Robinson, «Traces of a Liturgical Sequence in 1Corinthians 16:20–24», Journal of Theological Studies 4 (1953): 38–41. See a criticism of this view in Palle Dinesen, «Die Epiklese im Rahmen altkirchlicher Liturgien: Eine studie uber die eucharistische Epiklese», in Studia Theologica: Nordic Journal of Theology 16 (1962): 42–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007