В отношении к ученикам Иоанновым и всем соблазняющимся о Христе оно содержит косвенное порицание их маловерия: таковые не блаженны, как блажен Иоанн; это несчастные слепцы, осужденные на нравственную смерть и мучения, потому что они лишены радостных чаяний утехи Израилевой. Евангелист Лука пред ответом Господа помещает пояснительное добавление, что в присутствии послов Иоанновых, тотчас же после того, как они предложили вопрос своего учителя, Христос «исцелил многих от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение» ( Лк.7:21 ). Отсюда настоящее у Матфея что «видите и слышите» Лука изменяет в прошедшее: «что видели и слышали». Точное разграничение у Луки болезней: νω’σων, μαστι’γων, πνευμα’των πονηρν объясняется тем, что евангелист как врач смотрит на болезни с точки зрения тогдашней медицины (ср. подобное же в Лк.6:17, 5:4 и др.). Вопрос Иоанна имел, так сказать, объективную сторону. Он предложен был Иисусу публично, в присутствии многочисленной толпы евреев, которые видели в Иоанне пророка и посланника Божия. Не зная сокровенных мотивов вопроса, народ мог подумать, что махеронский узник поколебался в своих убеждениях относительно мессианского назначения Иисуса. Христос, таким образом, должен был отвечать не только Иоанну лично, но и народу, рассеять подозрения толпы и раскрыть ей истину. Поэтому вслед за удалением послов Иоанновых ( του’των δ πορευομε’νων Мф.11:7 ) Христос обращается к народу с речью о Крестителе, о личном характере Предтечи и значении его служения для Царства Божия. В ответ на недоумение слушателей Господь ссылается на собственное их сознание и личный опыт их: «что смотреть, вопрошает Он, ходили вы в пустытю?» Какой образ Иоанна напечатлелся в вашей душе, когда вы созерцали ( θεα’σασθαι) в пустыннике Крестителя и Предтечу на берегах Иордана? Пустыня не названа, но определена членом, известная слушателям «Иудейская пустыня», в которой и проповедовал и крестил Иоанн ( Мф.3:1 ). Выразительное указание на пустыню уже предуготовляет слушателей к отрицательному ответу на их недоумения: питомцу дикой пустыни, закалившему свой дух в суровой школе аскетизма, несвойственно колебаться в своих убеждениях и быть легкомысленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

57. В. Лосский . Очерки мистического богословия. С. 92. 58. Преп. Максим Исповедник . Главы о богословии, 2:21. PG 90:11330. «ν με’ν τ Χριστ, Θε ’ντι κα Λο’γω το Πατρς, ’λον κατ οσι’αν οκε τ πλη’ρωμα τς θεο’τητος σωματικος ν μιν δ κατ χα’ριν οκε τ πλη’ρωμα τς θεο’τητος, νι’κα πσαν ν αυτος θροι’σωμεν πετν κα σωφι’αν, μηδεν τπο’πω κατ τ δυνατν νθρω’πω λειπομνην τς πρς το’ χε’τυπον ληθος κμιμη’σεος. Ο γρ πεικς κατ τν θε’σει λο’γον, κα ν μν οκσαι το’ πλη’ρωμα τς θεο’τητος, τ κ διαφο’ρων συνεστηκς πνευματικν θεωρημα’των». ( усскийРВекстРАмЮ «воренияЮ «Ю 1. !Ю 238. (Русский текст см. Творения. Т. 1. С. 238. Прим. переводчика). 59. Преп. Максим Исповедник. Амбигва. PG 91:1308ВС: «...κα τε’λος π πσι του’τος, κα κτιστν φυ’σιν τ κτισ’στω δι’ γα’πης νω’σας (’ το θαυ’ματος τ ς περ νς το Θεο φιλανθρωπ’ας) ’ν κα τατο’ν δει’ζειε κατ τν ’ζιν τς χα’ριτος, ’λος ’λω περιχωπη’σας λιρς τ Θε, κα γενο’μενος πν ε’ τι’ πε’ρ στιν Θεο’ς, χωρς τς κατ οσαν ταττητος, κα ’λον ατο’ν ντιλαβω’ν αυτο τν Θεο’ν, κα τς π ατο’ν τν Θεο’ν ναβα’σεως ο’ον ’παθλον ατο’ν μονω’τατον κτησα’μενος τν Θεο’ν, ς τε’λος τς τν κινουμε’νων κινη’σεως, κα στα’σιν βα’σιμο’ν τε και’ κι’νητον τν π ατο’ν φερομε’νων, κα παντς ’ρου κα θεσμο κα νο’μου, λο’γου τε κα νο, κα φυ’σεως ’ρον κα πε’ρας ο’ριστο’ν τε κα ’πειρον ’ντα». 60. Преп. Максим Исповедник. Главы о Любви. 3-я сотница, гл. 25-я. PG 90:1024В «Τε’σσαρα τν θει’ων διωμα’των δ ’κραν γαθο’τητα κοινοποι’ησεν Θεο’ς, παραγαγν ες τ ε’ναι τ_ν λογικν κα νοερν οσι’αν τ ’ν, τ ε ’ν, τν γαθο’τητα κα τν σοφι’αν. Του’των τ μν δυ’ο τ οσι’α παρε’σχε τ δ δυ’ο τ γνωμιρ πιτηδειο’τητι τν γαθο’τητα κα τν σοφι’αν ’να ’περ στν Ατς κατ οσι’αν, γι’νηται κτισις κατα’ μετουσι’αν». (Русский перевод см. Творения... Т.1. С. 124. Прим. переводчика). 61. Там же. Гл. 27-я. PG 90:1025А: «...τ μν πα’ρχειν ε ’ μ πα’ρχειν τατα [τ λογικα’ κα νοερα’], ν τ ξουσι’α το πεποιηκο’τος στ. Τ δ μετε’χειν τς γαθο’τητος υτο κα τς σοθι’ας ’ μ μετε’χειν, ν τ βουλη’σει τν λογικν πα’ρχει». Русский перевод см. Творения... Т. 1. С. 124. Прим. переводчика).

http://predanie.ru/book/220926-rozhdenie...

105. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. О правилах. Кн. 4-я. Гл. 33-я/Писания. С. 43 (SC С. 173). PL 49:194В. 106. Собеседование 3-е. Гл. 6-я/Писания. С. 208 (SC С. 145–6). PL 49:565А, 567А. 107. Там же. PL 49:567AB. 108. Там же. Гл. 7-я/Писания. С. 209 (SC С. 147). PL 49:566В, 567А. 109. Там же. С. 209–210 (SC С. 146). PL 49:567С, 568А. 110. Лествица. Слово 2-е. Гл. 9-я. С. 28. ЗП 88Ж657АЖ «Οδει’ς ν τ ορ( )νι’φ νυμφνι στεφανηφορν λευ’σεται, μ τν πρω’την, κα δευτε’ραν, κα τπι’την ποταγν ποταξα’μενος λε’γω δ τν πα’ντων πραγμα’των, κα νθρω’πων, κα γονε’ων κα τν κκοπν το δι’ου θελη’ματος, κα τπι’την ποταγν τς κενοδοξι’ασ, τς πακαλουθου’σνς τ πακο». 111. См. Лествица. Сл. 4-е. Гл. 105-я. С. 64. PG 88:717В: ... κ ταπεινω’σεως δια’κρισις, ς κα τ μεγα’λω Κασσιαν ν τ Περ διακρι’σεως ατο λο’γω πεφιλοσο’φηται κα’λλισα’ τε κα ψηλο’τατα. 112. Собеседование 7-е. Гл. 5-я/Писания. С. 284 (SC 42. С. 250). РЬ PL 49:673С, 674А. 113. Лествица. Сл. 7-е. Гл. 39-я. С. 95. PG 88:808Б-809А. 114. Собеседование 23-е. Гл. 5-я/Писания С 588 (SC 64. С. 144–5). РЬ PL49:1251B. 115. Лествица. Сл. 7-е. Гл. 41-я. С. 95. PG 88:809А. 116. Лествица. Сл. 22. Гл. 39. С. 162. PG 88:956В:«Αρχ μν κενοδοξι’ασ, ξυλακ στο’ματος, κα τιμι’ας γα’πη μεσο’της δε νακοπ πα’ντων τν νοουμε’νων τς κενοδοξι’ασ πιτηδευμα’των τε’λος δ, επερ ’ρα κα στι τ βυ’σσω τε’λος, τ τ πρς τιμι’αν γυνθελοντα π πλη’θους πιτηδευ’ειν νεπαισθη’τως . 117. Ср. у преп. Иоанна Кассиана Римлянина: О правилах. Кн. 11-я. Гл. 12-я/Писания. С. 140 (SC С. 438–40). PL 49:410В, 411А. 118. См. преп. Иоанн Кассиан Римлянин. О правилах. Кн. 12-я. Гл. 7-я/Писания. С. 146 С. 459). PL 49:434А. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Ст. 22-е. Гл. 1-я и 10-я. С. 164, 165. PG 88:965В, 968А. 119. О правилах. Кн. 12-я. Гл. 6-я/Писания. С. 146 (SC: там же). PL 49:432А. 120. Лествица. Сл. 23-е. Гл. 5-я. С. 164 PL 88:965D: «‘Υπο’θου μοι ε’ναι δω’δεκα παθη τς τιμας... ν ν του’των, λε’γο δ τν ο’ησιν, γαπη’σνς θελη’ματι, κενο ναπληρω’σει τν το’πον τν ’νδεκα».

http://predanie.ru/book/220926-rozhdenie...

644: τ ’λογα ο’κ εστιν ατεξου’σια, ’γονται μαλλον πο’ τς φυ’σεως, περ ’γουσι. Δι ο’τε ντιλε’γουσι τ φισικ ρε’ξει λλ ’μα ρεχθσι τινος, ρμσι πρς τν πρξειν δε ’θρωπος λογικς ’ν, ’γει μλλον τν φυ’σιν, ’περ ’γεται. Δι κα ρεγο’μτνοσ, ε’περ θε’λει, ξουσιαν ’χει ναχαιτι’σαι ’ρεξιν, ’ κολοθσαι α). Так. обр., προαι’πεσις предполагает следующие моменты: обдумывание, соображение ( βουλη’. Ср. Григорий Б. T. XXXVI, col. 297 или βου’λευσις. Ср. Максим И. T. XCI, col. 16: τν βουλη’ν, ’γουν βου’λευσιν, ιναι φασιν ’ρεξιν ζητητικν περ τι τν φ μν πρακτε’ων γινομε’νην. Προαιρετο’ν δ τ κ τς βουλς κριθε’ν. Cnfr. col. 732–736; также βουλησς Григорий Б. T. XXXVII, col. 948; προ’νοια Фотий. T. CIV, col. 85.92); исследование ( σκε’ψις. И. Дамаскин. T. XCV, col. 1292. Исидор П. col. 1089), колебание ( οπη’. Ср. Анастасий C. T. LXXXIX, col. 77), решение ( κρι’σις). По словам Немезия (De nat. hom. c. XXXIII, col. 733B), προαι’πεσις... ’στιν μικτο’ν τι κ βουλς, κα κπι’σεως, κα πεξως κα ’υτε πεξις καθ αυτη’ν, ’υτε κρι’σις, ’υτε βουλ μο’νη, λλ κ του’των. Сжатое, но вполне определенное и точное указание моментов волевого движение в их последовательном порядке мы находим у И. Дамаскина. По словам св. отца, желание имеет в виду цель ( ’στι βου’λησις το τε’λους). После акта желания наступает обсуждение и исследование ( ζη’ντησις, κα σκε’ψις). Если дело идет о том, что находится в нашей власти, возникает после этого совет или совещание ( βουλ, γουνβου’λευσις) о том, должен ли он домогаться дела, или нет ( ε φει’λει μετελθεν, τ πργμα, ’ ο); следующее за этим предпочтение лучшего ( τ κρεττον) называется решением ( κρι’σις); затем в пользу избранного человек настраивается и проявляет к этому любовь ( ει’τα διατι’θεται, κα γαπτο κ τς βουλς κριθε’ν...). Этот момент называется γνω’μη. Если же человек не почувствует любви к тому, что избрано, то такое состояние не будет γνω’μη, (ν κρι’νη, κα μ διατρθ πρς τ κριθν, ’γουν γαπη’σν ατ, ο λε’γετου γνω’μη).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...