Это не означает, что Бог был причиной смерти наших прародителей: таковой стали они сами через грехопадение, так как непослушанием отпали от Бога Живого и Животворящего и предались греху, источающему яд смерти и заражающему смертью всё, к чему он ни прикоснется. Грехом смертность «перенесена на естество, сотворенное для бессмертия; она покрывает его наружность, а не внутреннее устроение, охватывает вещественную часть человека, но не касается самого образа Божия».    1. Так как все люди ведут свое происхождение от Адама, то первородный грех по преемству передался всем людям. Таким образом, первородный грех — это грех наследственный. Принимая от Адама человеческое естество, все мы вкупе с ним приемлем и греховное повреждение; по сей причине люди появляются на свет «чадами гнева по природе» (Еф.2:3), ибо на уязвленной грехом природе Адама почивает праведный гнев Божий. Впрочем первородный грех не полностью тождествен в Адаме и в его потомках. Адам сознательно, лично, непосредственно и своевольно преступил Божию заповедь, то есть сотворил грех, произведший в нем греховное состояние, в котором царствует начало греховности, Другими словами, в первородном грехе Адама нужно различать два момента; первое — сам поступок, сам акт нарушения Божией заповеди, само преступление (παρβασις, см.: Рим.5:14), само прегрешение (παρπτωμα, см.: Рим.5:15), само непослушание (παραο ­, ослушание, см.: Рим.5:19); и второе — созданное этим греховное состояние, греховность (μαρτα, см.: Рим.5:12, 13). Потомки Адама, в строгом смысле слова, не участвовали лично, непосредственно, сознательно и добровольно в самом поступке Адама, в самом преступлении, в παρπτωμα, в παραο, в παρβασις, но, рождаясь от падшего Адама, от его зараженного грехом естества, они в рождении принимают как неминуемое наследие греховное состояние естества, в котором обитает грех (μαρτα); этот грех как некое живое начало действует и влечет к творению личных грехов, подобных греху Адама, поэтому потомки Адама, как и он сам, подвергаются наказанию. Неминуемое следствие греха, душа греха — смерть — царствует от Адама, говорит святой апостол Павел, «и над несогрешившими по подобию преступления Адамова» (Рим.5:12, 14); то есть, по учению блаженного Феодорита, — и над теми, которые не согрешили непосредственно, как Адам, и не ели от запрещенного плода, но согрешили подобно преступлению Адама и стали участниками падения его как праотца. «Поелику в состоянии невиновности все люди были в Адаме, — говорится в «Православном исповедании», — то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех». На самом деле, всякий личный грех каждого потомка Адама черпает свою существенную, греховную силу из греха прародительского, и наследственность первородного греха есть не что иное, как продолжение падшего состояния прародителей в потомках Адама.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Справедливость требует сказать, что и Августиново объяснение передачи греха Адамова не более состоятельно и вызывает еще более непреодолимых затруднений. Августин защищает мысль, что грех Адамов передается людям чрез рождение или по рождению. Но разве грех субстанция или свойство субстанции человеческой природы, чтобы ему переходить вместе с природой, как справедливо возражают Августину Пелагий и Целестий? И если грех может наследственно передаваться, то почему этой привилегией воспользовался только один Адамов грех, спрашивал Юлиан? В ответ на эти вопросы Августин говорил совершенно не относящееся к делу и доказал лишь естественность передачи свойств природы, доказал, нужно сказать неопровержимо, безусловно победоносно, что от расстроенной, падшей природы Адама и человечество должно было произойти падшее. К сожалению, он на этом не остановился и стал учить ο переходе вместе с расстройством природы и самого греха Адамова, как причины этого расстройства, причем неизбежно должен был впасть в крайние затруднения, которые дали сильное оружие в руки его противников. Поводом к возникновению странного мнения ο передаче греха Адамова людям, послужило, по-видимому, то обстоятельство, что Августин вследствие слабости своих познаний в греческом языке 55 слишком поверхностно понял учение ап. Павла ο грехе. Когда ап. Павел употребляет такие, напр., выражения, как: грех ожил, грех вошел в мир, грех умер, грех обольстил меня, то ясно, что он употребляет слово грех, μαρτα, для обозначения живущего в человеке греховного начала, называемого им иначе законом греха, законом в членах, душевным человеком, ветхим человеком, плотию и т.п. И потому, когда он говорит, что чрез Адама грех вошел в мир. т.е. в человечество, то это значит, что чрез Адама появилось греховное начало, закон греха в человечестве, μαρτα, что все люди стали грешными (см. толков. Св. Иоан. Златоуста), Августин же переводит везде μαρτα словом peccatum, удерживая за peccatum его собственное значение, значение вины, преступления, нарушения воли Божией, отожествляя peccatum с греческим παρβασις παρπτωμα παραο.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...