При обилии духовных дарований в апостольской церкви и широком применении их за богослужением, последнее тогда не могло не отличаться от нашего значительной свободой и разнообразием. Содержание богослужения обусловливалось тем, кто из харисматических лиц, участвовавших в нем, и какие откровения или какое вдохновение получал за богослужением. Но так как отличительным свойством христианского вдохновения является то, что и духи пророческие послушны пророкам, т. е. сохранение при вдохновении полного сознания и самообладания, то и такая свобода и разнообразие тогдашнего богослужения допускала некоторое ограничение чрез правильный порядок и чин, путем свободного подчинения каковым она только выигрывала в своем величии и красоте. Так уже в этот энтузиастический период христианства положено начало строго определенному чину богослужения. Весь указанный отдел 1 послания к Коринфянам имеет целью именно ввести более порядка в богослужебные собрания и в частности определить порядок употребления за богослужением духовных дарований. Ап. Павел хочет, чтобы пророческие откровения, как дающие назидание не только сердцу, но и уму, преобладали за богослужением над языкоговорением, уступающим пророчеству по своей неопределенности и субъективности: ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать [ 142 ], — другими словами апостол хочет, чтобы дидактический элемент в богослужении преобладал над лирическим [ 143 ]; — чтобы не было переполнения богослужебного материала однородным содержанием: и если кто говорит на (незнакомом) языке, (говорите) двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй; … и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают [ 144 ], чтобы не было одновременного говорения [ 145 ] нескольких лиц ( и то порознь требование не очень настойчивое). Во всех этих требованиях апостол ссылается на то, что так бывает во всех церквах у святых [ 146 ]. Следовательно, по разным церквам начинал уже устанавливаться более или менее одинаковый порядок богослужения. Оно происходило благообразно (εσχμων, изящно, эстетически) и чинно (κατ τξιν, в стройном порядке) [ 147 ]: первое зависело от второго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

При обилии духовных дарований в апостольской церкви и широком применении их за богослужением, последнее тогда не могло не отличаться от нашего значительной свободой и разнообразием. Содержание богослужения обусловливалось тем, кто из харисматических лиц, участвовавших в нем, и какие откровения или какое вдохновение получал за богослужением. Но так как отличительным свойством христианского вдохновения является то, что «и духи пророческие послушны пророкам», т.е. сохранение при вдохновении полного сознания и самообладания, то и такая свобода и разнообразие тогдашнего богослужения допускала некоторое ограничение чрез правильный порядок и чин, путем свободного подчинения каковым она только выигрывала в своем величии и красоте. Так уже в этот «энтузиастический» период христианства положено начало строго определенному чину богослужения .Весь указанный отдел 1 послания к Коринфянам имеет целью именно ввести более порядка в богослужебные собрания и в частности определить порядок употребления за богослужением духовных дарований. Ап. Павел хочет, чтобы пророческие откровения, как дающие назидание не только сердцу, но и уму, преобладали за богослужением над языкоговорением, уступающим пророчеству по своей неопределенности и субъективности: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» 223 , – другими словами апостол хочет, чтобы дидактический элемент в богослужении преобладал над лирическим 224 ; – чтобы не было переполнения богослужебного материала однородным содержанием: «и если кто говорит на (незнакомом) языке, (говорите) двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй; и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» 225 , чтобы не было одновременного говорения 226 нескольких лиц («и то порознь» требование не очень настойчивое). Во всех этих требованиях апостол ссылается на то, что «так бывает во всех церквах у святых» 227 . Следовательно, по разным церквам начинал уже устанавливаться более или менее одинаковый порядок богослужения. Оно происходило благообразно ( εσχμων, изящно, эстетически) и чинно ( κατà τξιν, в стройном порядке 228 : первое зависело от второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Содержание богослужения обусловливалось тем, кто из харисматических лиц, участвовавших в нем, и какие откровения или какое вдохновение получал за богослужением. Но так как отличительным свойством христианского вдохновения является то, что «и духи пророческие послушны пророкам», т.е. сохранение при вдохновении полного сознания и (с. 40) самообладания, то и такая свобода и разнообразие тогдашнего богослужения допускала некоторое ограничение чрез правильный порядок и чин, путем свободного подчинения каковым она только выигрывала в своем величии и красоте. Так уже в этот «энтузиастический» период христианства положено начало строго определенному чину богослужения .Весь указанный отдел 1 послания к Коринфянам имеет целью именно ввести более порядка в богослужебные собрания и в частности определить порядок употребления за богослужением духовных дарований. Ап. Павел хочет, чтобы пророческие откровения, как дающие назидание не только сердцу, но и уму, преобладали за богослужением над языкоговорением, уступающим пророчеству по своей неопределенности и субъективности: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать», – другими словами апостол хочет, чтобы дидактический элемент в богослужении преобладал над лирическим; — чтобы не было переполнения богослужебного материала однородным содержанием: «и если кто говорит на (незнакомом) языке, (говорите) двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй; и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают», чтобы не было одновременного говорения нескольких лиц («и то порознь» требование не очень настойчивое). Во всех этих требованиях апостол ссылается на то, что «так бывает во всех церквах у святых». След. по разным церквам начинал уже устанавливаться более или менее одинаковый порядок богослужения. Оно происходило благообразно (εσχμων, изящно, эстетически) и чинно (κατ ταξιν, в стройном порядке: первое зависело от второго.    Возможно, что на порядок, в котором чередовались на богослужении выступления харисматиков, указывают следующие слова апостола: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет в назидание».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иосиф родом был из Аримафеи 648 , «знаменитый ( εσχμων) 649 член совета» ( Mk. XV, 43 ), «человек добрый и правдивый» ( Лyk. XXIII, 50 ). Он не смел исповедовать Господа открыто при своих озлобленных сотоварищах по совету, но в минуту страдальческой кончины искренно любимого им Господа, он забывает свой страх и спешит к Пилату, чтобы может быть предупредить отдание тела Господа врагам Его. Иосиф был «человек богатый» ( Mamф. XXVII, 57 ) и вероятно, что упоминание об этом косвенно указывает, что бедный человек и не посмел бы войти к Пилату и не посмел бы просить чего-либо у римского правителя, который без сомнения, как все римские правители, был алчен к деньгам 650 . Богатому и знатному человеку Пилат не мог отказать в просьбе взять тела Иисусова для погребения, но он настолько был осторожен, что послал за сотником стерегшим крест, и только по удостоверению ответственного офицера, засвидетельствовавшего смерть Господа Иисуса, Пилат дает позволение Иосифу взять для погребения тело Господа 651 . Здесь надо заметить, как все обстоятельства, сопровождавшие великое таинство искупления, с человеческой точки зрения сложились так, что представляют, собой, ряд несомненных свидетельств, причем свидетелями являются не одни христиане, как Иоанн, ученики Господа, или жены верные Господу, и не одни Иудеи, а даже вполне индифферентные язычники Римляне. 39. Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. 40. Прияста же тело Иисусово, и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть иудеом погребати. Доселе, как замечает Златоуст 652 , и Иосиф и Никодим, одержимы были страхом, но любовь к Господу превозмогла этот страх, притом высокое положение обоих дает им смелость и они, хотя с торопливостью, ибо наступала уже суббота и праздник, но устраивают честное погребение пречистому телу с ароматами и чистыми пеленами. Женщины, стоявшие при кресте, присутствовали при снятии «со креста и при положении пречистого тела в гробницу» ( Mamф. XXVII, 61 ; Mk.XV, 47 ; и Лyk. XXIII, 55 ), но нигде не сказано, чтобы при этом присутствовали ученики Господа. Иоанн Златоуст (I, cit) замечает, что даже о Иоанне и Петре не упомянуто. Действительно столько времени прошло в хождении к Пилату и в распоряжениях предшествовавших снятию со креста, что погребение должно было совершиться с большею поспешностью и ученики не могли успеть собраться, будучи притом одержимы страхом, говорит Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1) Отец посылает Сына с небесных высот на землю 2) Там Сын облекается в одеяние человеческой плоти и крови 3) Там же Он восстанавливает божественный образ и подобие в человечестве Символом этого служит св. Иосиф Аримафейский: 1) Он снимает Христа с высоты Креста 2) Он обвивает Христа Плащаницей и полагает Его во гроб (символ земли, земного мира). 3) Естественно предположить, что Христос сверхъестественно запечатлевает образ на Плащанице, так как творение совершается «по образу и подобию». Об этом свидетельствует как общий контекст, так и постоянное повторение корня σχμα — образ: εσχμων (благородный или “обладающий благим образом”) образует, символизирует. Глагол πεμφανω несет в себе значение как намека, так и откровения, поэтому можно утверждать, что этот текст дает определенный намек на Изображение на Плащанице. Скептики могут задать вопрос: почему в таком случае св. Косма не говорит прямо об Изображении на Плащанице? Во-первых, поэтический жанр не требует этого, ибо он подразумевает определенную зашифровку смысла — символизм и метафору. Поэтический и гимнографический текст часто лишь дает намек — πεμφανει. Во-вторых, ситуация иконоборчества в Византийской империи и враждебного отношения арабов-мусульман к любым изображениям не располагала к непосредственным сообщениям такого рода. Канон Великой Субботы связан с темой «огня страданий» и «огненного тела», хотя, казалось, эта тема не типична для службы Великой Субботы: «Уязвися Ад, в сердце прияв Пронзеннаго копием в ребра, и стонет, огнем Божественным иждиваем во спасение нас, поющих: “Избавителю, Боже, благословен еси”» В нашей более ранней статье «Туринская плащаница и палестинская гимнография» мы уже показывали связь темы Божественного огня и «огненных страданий» Спасителя с Туринской плащаницей и природой изображения на ней. Дополнительная тема, связывающая этот тропарь с Плащаницей, — пронзенное ребро Спасителя, о котором ярче всего свидетельствует плащаница, сохранившая следы крови, источившейся из бока Христа. В каноне Великой Субботы также содержится свидетельство о крови на Плащанице. Приведем второй тропарь из девятой песни — часть диалога Богоматери и лежащего во гробе Христа:

http://pravoslavie.ru/70097.html

были первоначально молитвенными пожеланиями, произносившимися клириками во время их шествия по храму из скевофилакия в алтарь; текст поминовений долгое время оставался нестабильным и в наст. время различается в слав. и греч. Церквах ( Taft. Great Entrance. P. 227-234). По окончании поминовений священнослужители осеняют народ священными сосудами и крестами, к-рые держат в руках, и входят в алтарь, негромко поминая друг друга, напр.: Μνησθεη Κριος Θες τς ερωσνης σου ν τ βασιλε ατο πντοτε, νν κα ε κα ες ανας τν ανων (                                  ); хор продолжает пение херувимской песни. При служении литургии священническим чином диакон с дискосом останавливается у угла престола, став на одно колено и держа дискос возле головы; старший священник, войдя в алтарь, поставляет на св. престол сначала потир, затем дискос, взяв тот у диакона. За архиерейской литургией дискос и потир по очереди поставляет на св. престол сам архиерей, покадив каждый из них, произнеся поминовение и приняв в св. вратах сначала дискос у протодиакона, затем потир у старшего иерея. По вхождении процессии в алтарь диакон кадит свещеносцев, делая им знак войти в алтарь через боковые двери, и (при обычном священническом служении) затворяет св. врата и завесу алтаря. Предстоятель, поставив дискос и потир на св. престол, снимает с них покровцы, берет воздух с плеча диакона и, покадив его, покрывает им дискос и потир вместе, читая тропари Ο εσχμων Ιωσφ (    ), Εν τφ σωματικς (      ), Ως ζωηφρος (    ) и стихи Пс 50. 20-21. Затем совершается диалог между предстоятелем и сослужащими, во время к-рого сослужащие словами Лк 1. 35b (                    ) желают предстоятелю благодатной помощи при совершении таинства Евхаристии, а тот поминает сослужащих (см. статьи Accessus ad altare , Диалоги литургические ). К этому времени хор заканчивает херувимскую песнь и диакон возглашает просительную ектению (при архиерейском служении ее предваряют осенение дикирием и трикирием и, если есть, священническая хиротония), а предстоятель читает молитву приношения (εχ τς προσκομιδς; начало этой молитвы в литургии свт.

http://pravenc.ru/text/161039.html

Все памятники студийской традиции используют одни и те же библейские чтения (паремии, Апостол и Евангелие на утрене; 15 паремий на вечерне, Апостол и Евангелие на литургии), заимствованные из Типикона Великой ц. Примерно одно и то же время указывается в студийских текстах для начала вечерни - 11-й час (считая от рассвета, что позднее обычного времени начала вечерни), иногда даже 12-й час дня или 1-й час ночи. Литургия, согласно всем студийским текстам, начинается с мирной ектении (после паремий; чтение мирной ектении перед Трисвятым или текстом, его заменяющим,- нормальная практика для IX-XII вв.), за к-рой следуют «Елицы во Христа» и чтения. В целом совпадают в различных памятниках и основные гимнографические тексты - тропарь на «Бог Господь» («Ο εσχμων Ιωσφ» -    ; в ряде памятников к тропарю прибавлен богородичен «Υπερδεδοξασμνη πρχεις» (    ) или др. тропарь), канон (тот же, что и в Святогробском Типиконе,- четверопеснцы Марка Отрантского (как правило, ирмосы и тропари предписано повторять дважды) и Космы Маюмского (тропари и ирмосы четырежды)), кондак («Τν βυσσον κλεσας νεκρς ρται» -        ) с икосом, стихиры на «Господи, воззвах» (чаще всего это поющиеся на 8 (с повторениями) 3 или 4 стихиры 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, нач. 1-й: «Σμερον λδβλθυοτεΑδης στνων βο» (        ); на «Слава, и ныне» - «Τν σμερον μυστικς» (      ); впрочем, могут использоваться и др. стихиры (см.: Bertoni è re. P. 184), но никогда (за исключением одного Типикона) не воскресные стихиры Октоиха); песнопения на «Слава» и «И ныне» на хвалитех (но не сами хвалитные стихиры) - стихира Великой пятницы «Σ τν ναβαλλμενον τ φς» (      ) и воскресный хвалитный богородичен «Υπερευλογημνη πρχεις Θεοτκε Παρθνε» (        ). Наконец, ни в одном из памятников не говорится о пении за литургией тропаря «Да молчит» вместо херувимской, напротив: когда этот момент службы бывает включен в описание, всегда предписывается петь обычное «Иже херувимы» (южноитал. памятники упоминают и древний обычай троекратного повторения этого песнопения). В то же время в нек-рых деталях памятники различаются между собой.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Согласно греч. печатному Типикону 1577 г., утреня В. с. должна начинаться в 7-м часу ночи (считая от захода солнца): после шестопсалмия и ектении поется «Бог Господь» с тропарями из воскресной службы 2-го гласа («Ο εσχμων Ιωσφ», на «Слава:» - «λδβλθυοτεΟτε κατλθες πρς τν θνατον», на «И ныне:» - «Τας μυροφροις γυναιξ»; в 1-м и 3-м тропарях опущены заключительные строки, посвященные Воскресению Христову) и начинаются непорочны. Непорочны разделены на 3 части: 1-я и 2-я поются на 1-й плагальный (т. е. 5-й) глас, 3-я - на 3-й; к каждому стиху непорочных припевается уникальный тропарь; в конце 1-й и 2-й частей прибавляются стихи «Слава:» и «И ныне:» с тропарями, после к-рых повторяется 1-й тропарь соответствующей части и произносится малая ектения; к концу 3-й части примыкают воскресные тропари по непорочным («Ангельский собор»), завершающиеся малой ектенией и седальном. После седальна Типикон предписывает читать толкование на Евангелие от Матфея, затем стихословится Пс 50 и начинается канон - тот же, что и в студийских памятниках (ирмос по дважды, тропари на 12, по каждой песни катавасия). По 3-й песни указан седален, по 6-й - кондак с икосом и чтение, «если позволяет время». По 9-й песни поются «Свят Господь» и хвалитные псалмы со стихирами 2-го и 2-го плагального (6-го) гласов (как в Мессинском Типиконе), с воскресным богородичном на «И ныне:». Во время следующего далее Великого славословия священник облачается во все иерейские одежды и происходит вход с Евангелием, поется тропарь «Ο εσχμων Ιωσφ» и совершается служба чтений (как в Типиконе Великой ц., начиная с тропаря «Ο συνχων τ πρατα τφ συσχεθναι κατεδξω»). В конце утрени возглашаются сугубая (начиная со слов «Επομεν πντες» -    ; утреня В. с.- единственная в году, когда сугубая ектения начинается с этих слов, как на литургии; это связано с присутствием на утрене службы чтений) и просительная ектении и произносится отпуст. Часы и изобразительны («поскору») бывают в притворе (в рукописях иногда встречаются и особые часы В.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСХИМОН [греч. Εσχμων] († до 843), свт. (пам. 14 марта)., исп., еп. Лампсакийский. Возглавлял кафедру в г. Лампсак (ныне Ляпсеки, иль Чанаккале, Турция). Сведения о жизни Е. сохранились в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 535-536), причем в нек-рых списках кон. X в. память указана 15 марта. Е. упоминается также в Минологии Василия II кон. X - нач. XI в. (PG. 117. Col. 352). Кроме того, Е. адресовано одно из писем прп. Феодора Студита ( Theod. Stud. Ep. 289), составленное им в ссылке, когда Феодор узнал, что Е. схвачен иконоборцами. Адресат др. письма прп. Феодора ( Idem. Ep. 41, написано между 809 и 811) - мон. Студийского мон-ря Евсхимон - не имеет скорее всего ничего общего с Е. (см.: PMBZ, 1726). Согласно этим источникам, Е. с детства был воспитан родителями в благочестии; после возобновления в 815 г. иконоборческой политики при имп. Льве V Армянине яростно обличал клириков-еретиков. При Михаиле II Травле (820-829) Е. пострадал за приверженность к иконопочитанию и был заключен в темницу, где, проповедуя, отвратил от иконоборчества тюремщиков. Феодор Студит в послании призывает Е. к стойкости, уверяя, что благодаря его исповедничеству и сопротивлению гонителям правосл. вера утвердится. Е. был отправлен в ссылку, где и скончался (см.: Janin. P. 243). При жизни он сподобился дара чудотворения: однажды оживил уже не дышавшего младенца, часто помогал крестьянам, спасая посадки от диких животных. На месте погребения Е. совершалось множество исцелений. Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 355; SynCP. Col. 535-536; Theod. Stud. Ep. 41: Silvano et Euprepiano filiis// Theodori Studitae. Epistulae/Hrsg. G. Fatouros. B., 1992. Bd. 1. S. 121-122; idem. Ep. 289: Euschemoni Lampsaceno//Ibid. Bd. 2. S. 210. Лит: Euschemon, 1727//PMBZ. Abt. 1. Bd. 1. S. 548-549; Janin R. Euschemone, vescovo di Lampsaco//BiblSS. Vol. 5. Col. 243; Εσχημος, Εσχμων//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1103. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/187532.html

Мк.15:47 .  Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. (См. Мф.27:57–61 ). «Потому что была пятница» (стих 42). Евангелист Марк отмечает, почему Иосиф спешит совершить погребение Христа. Наступал уже вечер пятницы, оставалось лишь два-три часа до начала субботы, когда по закону нельзя уже было производить какие-либо работы, даже и снятие с креста. Кроме того, начало субботы было в этот год началом пасхального праздника, а это тем более заставляло спешить с окончанием всякой работы. «Знаменитый» (стих 43) – правильнее: «человек состоятельный и уважаемый» ( εσχμων). «Член совета». Это выражение представляет собой отдельно стоящий эпитет. Оно обозначает члена Синедриона. «Ожидал Царствия Божия» – Царства Мессии, но, вероятно, как славного, внешнего, политического царства. Важно, во всяком случае, то, что симпатизировали новому Учителю не только низшие классы народа, но и знатные люди. «Осмелился». Евангелист Марк один отмечает эту черту характера Иосифа. Бояться же он мог не столько Пилата, как своих же сотоварищей по Синедриону, которые, конечно, не простили бы ему заступничество за Христа, даже тогда, когда это заступничество касалось только права Христа на пристойное погребение. «Пилат удивился...» (стих 44). Распятые иногда мучились на кресте по нескольку дней, и потому удивление Пилата естественно. 16 Г.А. Холмовский «Христианское чтение», 1910, янв., с. 41–42) находит неправильным перевод восклицания сотника, данный в нашем русском тексте. Согласно этому переводу сотник исповедал Христа «Сыном Божиим», т.е. Единородным, как показывает и то обстоятельство, что в нашем переводе эти оба слова напечатаны с прописных букв. Между тем едва ли возможно допустить, чтобы политеист-сотник сразу возвысился до такого понимания лица Иисуса Христа. Поэтому г. Холмовский переводит это восклицание так: «На самом деле этот человек был сын какого-нибудь бога!» Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Марка. 619-733 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008